Открытый урок по окружающему миру вода

открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
okruzhayushchiy.otkrytyy_urok.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

«Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Урок окружающего мира

3 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Тема : «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Цели : создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде.

  • Образовательные: через практическую деятельность закрепить учащихся со свойствами воды; повторить значение экологически чистой воды для природы и человека; показать необходимость охраны воды.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету; развивать навыки экспериментального исследования свойств воды; развивать умение анализировать учебный материал, делать выводы.
  • Воспитывающие: воспитывать готовность к сотрудничеству, умение работать в парах, в группах; воспитывать экологически правильную позицию школьников по отношению к воде.

— знать, почему вода необходима для жизни на земле,

— уметь определять признаки воды,

— уметь проводить несложные исследования,

— освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей

— понимать и принимать учебную задачу,

— планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей,

— работать в паре, в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия,

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,

— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

— развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

— проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,

— оценивать себя, границы своего знания и незнания,

— соблюдать экологическую культуру

Используемые технологии : технология деятельностного метода обучения; технология развития критического мышления (прием «верные – неверные суждения»), ИКТ.

Межпредметные связи: математика, литературное чтение, изобразительное искусство.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная установка; репродукции картин, показывающие красоту моря, реки, водопада, родника; инструкции для выполнения практической работы; оборудование для проведения опытов (стаканы с водой, молоком, соком; ложки; ёмкости разного объёма и формы; сахарный песок, обычный песок, кусок льда, медицинская груша).

Источник

Открытый урок по окружающему миру «Вода.Свойства воды»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
2_otkrytyy_urok_voda._svoystva_vody.docx 43.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Беклемишево

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Вода и её свойства»

учитель начальных классов

Матыпова Виктория Викторовна

Первая квалификационная категория

создание условий для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе

Открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные: умение ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

Личностные: — формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Познавательные: развивать умения добывать новые знания через информацию, представленную в разных формах; наблюдать и делать самостоятельные выводы; развивать познавательный интерес к предмету через исследования.

Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные: развивать умения работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

компьютер, мультимедийный проектор, бейджики для детей с указанием должности, таблички с описанием опыта, глобус, наборы для проведения опытов, ручки, капельки для эмоционального отклика.

Столики с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов

Вода. Свойства воды.

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, психологический настрой учащихся на работу

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глаза тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем и к сердечку поднесем.

Вы почувствовали тепло солнышка?

Подарите это тепло друг другу и нашим гостям. Пусть на уроке царит теплая и дружеская атмосфера.

— Поэт Константин Ибряев сказал:

Только тот живёт как нужно,

Всё даётся лишь тому.

Кто живёт согласно, дружно

С постоянным ПОЧЕМУ? .

А Вы согласны с ним? Прав ли он? Докажите.

— Чему будет посвящен наш урок?

( Открытию новых знаний )

— Какие мы делаем шаги, когда открываем

новые знания? (1 шаг: Что я не знаю?

2 шаг: Буду стараться узнать новое .)

— Сегодня на уроке вас ждет множество

Слушают учителя, настраиваются

на предстоящую работу в классе

Высказывают своё мнение.

Только тому интересно жить, кто старается узнать много нового.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний пробное учебное действие.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

— Сейчас покажу вам фрагмент из мульт фильма, после просмотра вы должны ответить:

Почему герои мультфильма восхваляют воду? Внимание на экран

  1. Почему герои мультфильма произносят такие слова: «Вечная слава воде!»

— Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

*В каких трёх состояниях бывает вода на земле?

*За какое состояние воды отвечал Мойдодыр?

*Приведите, пожалуйста, примеры воды в жидком состоянии.

*Какие осадки связаны с жидким состоянием воды?

*Как выглядит вода в твёрдом состоянии?

*Газообразное состояние воды – это что?

Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде?

Просматривают фрагмент мультфильма «Мойдодыр»

Высказывают свои предположения

Вода. Свойства воды.

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные : анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные : учет разных мнений и стремление в координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные : внесение необходимых корректив, осуществление самоконтроля

Личностные: развитие познавательных интересов и учебных мотивов

III. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы

Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река.
— Как вы думаете, всё ли мы знаем о воде?

Нет вещества более удивительного и загадочного, чем вода. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их.

— А вам хотелось бы узнать что-то новое о

Отвечают на вопросы учителя

поиск разнообразных способов решения поставленных задач.

формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные : принятие и сохранение учебной задачи.

Личностные: формирование границ собственного знания и незнания.

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель: сформулировать цели деятельности; выбор способов и средств их реализации

Для того, чтобы узнать новое о воде.

— Сегодня наш класс превратится в лабораторию, а вы будете настоящими исследователями, получите знания самостоятельно, при помощи тех исследований, которые мы с вами проведем на уроке.

— Так что мы будем исследовать?

— Чтобы начать исследование, необходимо

составить план исследования

— На какой вопрос должны ответить в

1. Что такое вода?

2. Свойства воды.

3. Бережное отношение к воде.

— Итак, что такое вода? ( жидкость).

— Как в любую научную лабораторию, к

нам на экспертизу отдают различные

вещества. Вот и сейчас в нашу лабораторию поступило вот это вещество.

( Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

— Как вы думаете, что это?

— Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода?

— А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду?

— Как можно отличить одно вещество от

другого? С помощью чего?

— Эти особенности веществ называют

— Что будет предметом нашего

— Какую цель поставим перед собой?

— К концу исследования мы должны

узнать: « Является ли жидкость в

— Тогда какие задачи поставим перед собой?

– Цель поставлена, начинаем работу для её достижения

Отвечают на вопросы учителя

Совместно с учителем составляют план исследования воды

Узнать, что находится в сосуде

Открыть новые знания.

V. Реализация построенного проекта.

Организация коммуникативного взаимодействия для выведения свойств воды

— Наметим план наших действий.

— Как же мы будем исследовать воду?

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.

2. Сделаем выводы.

Совместно с учителем составляют план действий

— Итак, переходим к следующему пункту

плана – свойства воды.

— В течение урока вы будете работать в группах. В каждой группе есть:

Научный сотрудник – проводит опыт;

Помощник — читает задание;

Оценщик — оценивает работу каждого учащегося в своей группе;

Эксперты заполняют таблицу;

Давайте вспомним правила работы в группах.

  1. Работать сообща.
  2. Уметь выслушать друг друга.
  3. Слушать других, не перебивая, внимательно.
  4. Уметь распределять обязанности между собой, четко знать долю своей работы.
  5. Уметь договариваться, помогать друг другу.

Так как мы будем работать с лабораторным оборудованием, необходимо соблюдать технику безопасности.

— Запрещается пробовать на вкус любые вещества.

— С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20-30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. К. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.

-Сыпучие вещества брать только ложкой.

— Если случайно разбилось стекло запрещается брать его руками.

У вас на столах лежат таблицы, которые эксперты должны заполнить после того, как вы проведете опыт. Если вода обладает свойствами, которые перечислены в таблице, вы ставите +, если нет, то -.

Источник

Конспект открытого урока «Вода.Ее свойства»
план-конспект урока (3 класс)

Открытый урок Окружающего мира в 3 классе

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_04.10_voda_ee_svoystva.doc 277.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

«Вода. Свойства воды»

УМК «Школа России»

Окружающий мир: учебник для 3 класса (1 часть) / А.А. Плешаков

Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир».

3 класс (1 часть) / А.А. Плешаков

Учитель: Исаева С.В.

Место работы: МКОУ СОШ №11

Должность: учитель начальных классов

Тема: Вода. Свойства воды.

Цель: создать условия для формирования умения определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека.

— узнать о значении воды для всего живого, физические свойства и химическое свойство воды, необходимость бережного использования воды.

— определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект — воду, называя ее существенные признаки; экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.

— осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

Коммуникативные УУД:
— аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства;
— вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах;
Личностные УУД:
— формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности;
— формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД:

— организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы)

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Форма урока: урок-исследование (исследовательский проект)

Место и роль урока в изучаемой теме: четвёртый урок по теме «Эта удивительная природа», девятый в курсе «Окружающий мир» 3-его класса.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.

Базовая технология : технология деятельностного подхода .

  • Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.49-52, М. «Просвещение», 2008-2010г
  • Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.20-23, М. «Просвещение», 2012г.
  • Инструкционные карты, карты «учёных-исследователей», карточки для парной работы, карточки для рефлексии,

Столики с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов. – дополнительные: компьютер, проектор, презентация, карта, глобус, выставка книг

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, технология, ИЗО, математика.

Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс», М. «Вако», 2007г.

Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»», М. «Вако», 2006г.

Уроки окружающего мира 1-3 класс с применением информационных технологий. М. «Планета», 2010г.

1. Мотивация к учебной деятельности . (1 мин)

Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.

— Добрый день, ребята! А у меня сегодня замечательное настроение. (Жду вопрос: «Почему?»)

— Да, потому что сегодня у нас очень интересный урок и у меня к нему особое отношение. («Почему особое?»)

— Я очень ценю то, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.

— А какое настроение мы возьмем с собой? (У вас на листочках ступеньки, раскрасьте первую ступеньку таким цветом, какой характеризует ваше состояние перед началом урока.)

Чтобы у тебя улучшилось настроение, я даю тебе право первому прикрепить на доску листик настроения всего класса. Ведь оно у большинства хорошее, яркое. (красный)

У всех хорошее настроение. Желаю всем на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

2. Актуализация знаний. (2 мин)

Работа в группах

— Пришло время выяснить, чем мы будем заниматься, и какой объект станет темой нашего урока. Предлагаю работу в группах.

Вспомните, пожалуйста, правила дружной работы в группе.

(Учащиеся называют правила дружной работы)

  1. Будьте вежливы. Не перебивайте товарища.
  2. Говорите так, чтобы вас слышали только в вашей группе.
  3. Поблагодарите друг друга за совместную работу .

Каждая группа получает свое задание (группы формируются по цветовой гамме на бейджике). Задания: 1 гр. – отгадать загадку

2 гр. – расшифровать ребус

(Учащиеся выполняют групповые задания, обсуждают мнения и отвечают на поставленный вопрос, помощь учителя не потребовалась).

3. Создание проблемной ситуации. (3 мин)

— Постарайтесь дать ответ на ваше задание в форме одного слова.

1 группа — слайд №2

2 группа – слайд №3

Выслушиваются ответы детей.

— Мы посовещались и решили, что ответом этой загадки будет слово «вода».

— Все перечисленные высказывания указывают на одну необходимость – воду! Например, мама не может готовить и стирать без воды, корабли не могут плыть без воды и, возможно, наступит смерть человека, если будет отсутствовать вода.

— Мы разгадали ребус и в нем зашифровано тоже слово «вода». На первой картинке нарисован волк. В этом слове надо убрать две последние буквы, т.к. стоят запятые. А по правилам — их надо убрать. Остаются две первые буквы «ВО»

— На второй картинке нарисован дом. В этом слове буква «о» = «а» и убираем последнюю букву «м». Получаются две буквы «ДА». Соединяем их вместе, получается слово «вода».

— Вы догадались верно. Это – вода.

— Ребята, мне понравилось, как вы работали в группах, соблюдали все правила. Прекрасно обосновывали свою точку зрения, адекватно использовали речевые средства и умели выслушать ответы своих одноклассников.

Постановка темы урока — Кто догадался, чему будет посвящен наш урок?

Сегодня на уроке мы будем говорить о воде.

Тема урока – «Вода. Знакомая – незнакомка»

— Как бы вы объяснили название темы?

— Мы знакомы с водой с самого рождения, но какие секреты она прячет в себе, мы не знаем.

— Незнакомка, значит таинственная. Мы узнаем о тайнах воды.

— Мы встречаемся с водой каждый день, но мало знаем о ее свойствах.

— Что вы знаете о воде?

— Вода – это жидкость, она течёт.

— Воду можно наливать во что-нибудь: в стакан, в вазу, в ведро.

— Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

— Вода не имеет цвета.

— Вода может находиться в различных состояниях.

— Нужно бережно использовать воду.

— Что хотели бы узнать?

— Какие тайны она прячет в себе?

— Где можно встретить воду?

— Содержится ли вода в теле человека?

— Мы постараемся сегодня на уроке открыть многие тайны нашей Незнакомки и получить ответы на все ваши вопросы.

— В одной из русских народных сказок, героине дают задание «принести воды в решете».

— А вы знаете, что такое решето?

— Это предмет домашней утвари.

— Решето – это сито.

— Для того, чтобы дать точное определение этого слова, мы обратимся с вами к толковому словарю Ожегова.

Решето – это предмет хозяйственного обихода, употребляемый для просеивания чего-либо (например, муки). Широкий обруч с натянутой на него сеткой.

— Как вы думаете, она справилась или нет? Почему?

— Я думаю, что она не справилась, потому что невозможно в решете принести воду, она выльется.

— Я не согласен с ответом. Считаю, что воду принести в решете возможно, если это будет лед. Положишь его в сито и без каких-либо проблем принесёшь. Он никуда не исчезнет.

— Конечно, я соглашусь со вторым вариантом ответа. Это возможно сделать, если вода будет льдом.

— Ребята, вы отлично справились и с загадкой, и с ребусом, правильно определили тему урока. Поэтому, поднимаемся еще на одну ступеньку выше. (оранжевый)

4. Формулирование проблемы. (1мин)

Определение задач урока.

— Что нам сегодня предстоит выяснить на уроке?

Мы будем выяснять, что обозначает слово «вода», и какими свойствами она обладает.

Учитель демонстрирует прозрачный сосуд с водой.

— Сегодня на уроке я вам предлагаю побывать в роли исследователей, а чем занимаются исследователи?

— Ищут ответы на вопросы.

— Проводят опыты (исследуют).

— Проверяют свои догадки.

— Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы.

— А изучать свойства вы будете в своих научных лабораториях.

5. Ассоциативный ряд. (5 мин)

-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»?

Ответы детей: ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родник)

— Один поэт сказал:

Безбрежная ширь океана ( слайд №5)

И тихая заводь пруда ( слайд №6)

Струя водопада и брызги фонтана ( слайд № 7, 8 )

И все это – только Вода !

— В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

Посмотрим на глобус. Если быстро вращать глобус. То он покажется одноцветным – голубым. Почему?

– Потому, что этой краски на нем больше, чем зелёной, коричневой, белой.

— Голубым цветом изображены океаны, моря, озера нашей планеты.

— Вода занимает 3/4 площади нашей планеты. И, наверное, правильнее было назвать планета Вода.

— Вода- краса природы. Эту красоту мы видим в тихой заводи рек. Ни в одной стране мира нет такого количества рек, как у нас ( слайд №9 ).

— Какие реки нашего края вы можете назвать? ( Оять, Нева, Свирь).

— Молодцы, вы отлично знаете, какие реки протекают в нашем крае.

— Кто может назвать самые крупные реки нашей страны?

(Волга, Лена, Обь, Енисей, Амур и др.)

— Замечательные ответы, ребята! Вы имеете хорошие знания о названиях крупных рек нашей страны.

— Красоту мы видим и в глубине озер. Озера называют голубыми глазами Земли. Гордостью нашей огромной страны является озеро Байкал ( слайд №10 ).

— Что вы знаете об этом озере?

— Оно очень большое, как море.

— Оно находится в Сибири.

— Об этом озере сложено много легенд.

— Молодцы, интересную информацию вы рассказали. А сейчас, я прошу послушать вас ещё не менее интересную информацию, которую вы услышите из сообщения о Байкале.

Сообщение, подготовленного ученика, о Байкале.

Байкал – одно из древнейших озер планеты. Часто Байкал в песнях и сказках называют «батюшкой», и мы представляем себе озеро этаким старцем. На самом деле, на Байкале нет никаких признаков старения. И хотя его возраст определяется в 25 миллионов лет, он еще молод. Со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья. Они-то подходят к самой воде, то удаляются от берегов на 10–20 километров. По глубине Байкал занимает первое место среди озер земного шара.

— Что интересного, для себя, вы услышали в сообщении?

— Я узнал, что по глубине Байкал занимает первое место среди озер земного шара.

— Мне было интересно узнать, что со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья.

— А для меня стало открытием то, что возраст озера 25 миллионов лет.

— Красоту воды мы видим и в морях, и в океанах ( слайд №11 ).

— Кто может назвать известные вам моря и океаны.

— Моря — Черное, Каспийское, Мертвое

— Океаны — Тихий, Индийский, Южный

— Достойные ответы! Молодцы! Очень порадовали меня своими знаниями. Хорошо ориентируетесь в понятиях «море» и «океан» и не допускаете ошибок в классификации.

— Знаете ли вы, где еще на Земле встречается вода?

— Абсолютно верно. Во всем, что вы перечислили, встречается вода.

— А сейчас, я передаю слово вашим одноклассникам.

Слово дается двум учащимся:

— В продолжение разговора о том, где встречается вода, мы предлагаем вам посмотреть небольшую презентацию, которая состоит из нескольких слайдов и которую мы подготовили сами специально к этому уроку.

1 ученик работает у компьютера.

2 ученик представляет каждый слайд. (Вода – главное богатство нашей Земли. Она встречается повсюду: в тучах; как вы уже правильно заметили и в облаках; льды и айсберги – это тоже вода; снег, роса, дождь, туман – это все…. Вода!)

Облако ( слайд №13 )

Лед, айсберг ( слайд №14)

Дождь ( слайд №17 )

Туман ( слайд №18 )

— Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием. Были внимательны и соблюдали все правила при коллективной работе. Ответы и рассказы были четкими, безошибочными. Блестяще справились со своим заданием и вы, ребята! Слайды были подобраны правильно, не было ничего лишнего, что отвлекало бы от восприятия! По итогам этой работы – мы понимаемся еще на одну ступеньку выше и она будет желтого цвета. (жёлтый)

6. Выдвижение гипотезы. (5 мин)

— Мы с вами вспоминали стихи о воде, загадки, а теперь, давайте вспомним пословицы.

— какие пословицы о воде вы можете назвать? (ответы детей)

— Прочитайте пословицы, подобранные мной: ( слайд №19 )

— Объясните любую пословицу.

Под лежачий камень вода не течет – если ничего не делать, работа сама по себе не сделается.

Вода камень точит – это значит, что даже небольшие воздействия, которые постоянно прилагаются, могут привести к значительным результатам.

— Прекрасные ответы, ребята! Уроки литературного чтения не прошли даром. Мы изучили на «отлично» раздел «Устное народное творчество» и вы это доказали сейчас. И мы уверенно поднимаемся еще на одну ступеньку (зеленый)

Релаксация с музыкой.

-Закройте глаза, расслабьтесь и послушайте шум моря. Представьте, что вы находитесь на солнечном берегу, и волны совсем рядом с вами. Послушайте, как море ласково успокаивает вас….

— А теперь вспомните и скажите, а какое значение имеет вода в природе и в жизни человека.

— Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям.

— Вода не только «поит», она еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов.

— Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины.

— А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров.

— Без воды не приготовить пищи, не сделать бумагу, не приготовить бетон для стройки и др.

— Правильные и полноценные ответы, ребята, получились у вас! Но, все, о чем вы говорили, стало доступно человеку только после того, как он изучил воду, ее свойства.

— Одно из свойств вы хорошо знаете. Послушайте стихотворение Н. Рыжова. В нем рассказывается это свойство.

Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.

На плите у нас кипит, паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить – без нее нам не прожить!

— О каких состояниях воды говорится в стихотворении?

Ответы детей: жидкое, твердое, газообразное (на доске висит плакат, на нем, после озвучивания ответов, открываются 3 вида состояния воды)

— При каких условиях происходит превращение воды?

— При охлаждении – вода превращается в твердое (или жидкое) состояние

— При испарении – вода в газообразном состоянии.

— Как же воду принести в решете? Правильно ли мы выбрали вариант ответа?

— Какое свойство воды использовала героиня сказки?

— Да, мы выбрали верный вариант, о котором говорил второй ученик.

— А первый – ошибся, т.к. не знал о превращении воды, её свойствах.

— Героиня сказки использовала одно из состояний воды – твёрдое.

— Ваши ответы заслуживают поощрения – мы поднимаемся еще на одну ступеньку. (голубой)

— У воды есть еще много удивительных свойств.

— Кто из вас уже знает и может назвать эти свойства?

Ответы детей: — воде не имеет запаха;

— Вы правильно назвали свойства воды. А откуда вы это знаете?

Ответы детей: — Когда я был маленький, я нюхал вода, и она не имела запаха.

— Я смотрела научный фильм о воде.

— А я читал об этом в книгах.

— Какие вы молодцы! Как много можно нового и интересного узнать о воде из дополнительных источников. Я тоже хочу вам порекомендовать литературу по теме нашего урока. ( Работа с выставкой научной и художественной литературы по теме урока «Вода ». Выставка составлена из книг: М. Перина «Живая вода», Е. Благина «Снег»,
И. Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед»; А. Дэви «Зима», «Снежинка»; Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал»).

— Но, что удивительно – вода имеет и другие свойства и что это за свойства, вы узнаете в своих лабораториях, выполнив задание.

7. Исследовательская (лабораторная) работа в группах. (8 мин)

— Итак, я приглашаю вас в научные лаборатории. В начале урока мы с вами обсудили, чем занимаются исследователи (ученые).( слад №20 )

1) Правила работы в лабораториях .

— В нашей лаборатории работают четыре научные группы. (Каждая группа находится на своем рабочем месте. На столе карточка-название: «Лаборатория №1», «Лаборатория №2»..)

Выберите в своих группах:

— старшего научного сотрудника (проводит опыты), (ученик получает бейдж)

— помощника (читает задание)

Все остальные – эксперты (наблюдают, делают записи)

А я буду руководителем ваших лабораторий.

— Прежде, чем приступить к работе, повторим правила техники безопасности.

— Какие правила работы в лаборатории вы можете предложить?

— Быть осторожными с веществами и приборами.

— Следовать чётко по инструкции.

— Ничего не пробовать на вкус.

— А теперь сравните свои версии и те, которые вы видите на экране. ( слайд №21 )

2) План работы в лабораториях.

— Осталось обсудить план работы. Посмотрите на экран, прочитайте порядок выполнения работы, обсудите его в группе, если что-то не понятно, то я готова разъяснить вам.

3) Исследовательская работа в группах.

— Каждой научной группе я выдаю план-инструкцию. Согласно ей, вы должны провести исследовательскую работу, затем результаты зафиксировать в своих исследовательских листа.. После этого, вы найдете у себя на парте конверт с вариантами утверждений. Они различны. Ваша задача: выбрать верное утверждение. Таким образом, все утверждения должны быть сгруппированы в 2 группы. Если у вас возникнут затруднения в ходе работы, тогда воспользуйтесь карточкой «SOS», которая есть в каждой лаборатории, она будет сигналом для меня, и я готова буду оказать вам помощь-консультацию.

— Есть ли у вас ко мне какие-либо вопросы. Я очень рада, что их не возникло. Это значит, что вы были внимательны во время моего инструктажа и не упустили никаких мелочей! Я хочу пожелать вам удачи в ваших исследованиях!

Проблема: Почему крупинки сахара (соли) исчезают в воде?

Цель: доказать, что вода хороший растворитель.

Инструкция по проведению опыта.

1. Набери в ложку сахар и положи в стакан с водой, размешай. То же проделай с солью в другом стакане. Что произошло с сахаром, солью?

2. Вывод: вода хороший (допиши) ___________________________.

4. Подумай, как человек использует это свойство

Результаты фиксируются в таблицу.

Проблема: Как загрязнённую воду снова сделать чистой?

Цель: доказать, что воду можно очищать от примесей (фильтровать)

Инструкция по проведению опыта.

1. Палочкой разведи немного глины в воде. То же самое сделай с красками. Что ты увидел? Вода растворила не все (напиши) __________________________.

2. Возьми бумагу и сделай кулёчек. Вставь готовый кулёчек в пустой стакан. Положи на дно кулёчка вату. Налей в кулёк с ватой воду с глиной. Что ты увидел?

3. То же проделай с подкрашенной водой. Что ты увидел?

Вода (что делает)___________________________________.

3. Вывод: (напиши) _________________________________________________________.

4. Подумай, как человек использует это свойство воды.

Результаты фиксируются в таблицу.

Проблема: Если в шприц закачивать воду через маленькое отверстие, поршень будет выходить из шприца, несмотря ни на какие преграды.

Почему это происходит?

Цель : доказать, что вода не сжимается.

Инструкция по проведению опыта № 3.

1 . Набери в шприц воды.

2. Зажми отверстие для иглы пальцем и, не отпуская пальца, осторожно дави на поршень. Что ты наблюдаешь?

Поршень (допиши) не _________________________________________.

3. Вывод: (напиши) вода _______________________________________________________.

4. Подумай, как человек использует это свойство? (в технике: гидравлический пресс, домкрат)

Результаты фиксируются в таблицу.

Проблема: Что заставляет крышку кастрюли греметь и подпрыгивать, когда она стоит на огне? Почему бутылка с водой при замораживании лопается?

Цель: Доказать, что вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Инструкция по проведению опыта:

1.Положи термометр в стакан с горячей водой. Что произошло со столбиком термометра? (напиши ответ)

Жидкость в столбике термометра (напиши)_______________________.

2. Вывод : (допиши) вода при нагревании _________________________________.

3.Переложи термометр в стакан с холодной водой. Что ты наблюдаешь?

Жидкость в столбике термометра (допиши)_______________________________.

4. Вывод: (напиши) вода при охлаждении ________________________________ .

Ответь: Почему бутылка с водой при замораживании лопается?

5. Подумай, где человек использует это свойство?

Результаты фиксируются в таблицу.

8. Презентация исследовательской (лабораторной) работы групп.

Создание учебного пособия «Вода и ее свойства» ( 9 мин)

— Предоставляю слово лабораториям.

— Расскажите, что вы делали и к каким выводам пришли.

— Выберите из данных утверждений нужное и наклейте на плакат.

Выступают представители каждой группы со свои отчетом и результат вклеивают в плакат-пособие «Вода ее свойства».

Выступление 1 группы:

Проблема: Почему крупинки сахара (соли) исчезают в воде?

Нашей лаборатории надо было доказать, что вода – хороший растворитель.

Для этого мы провели следующий опыт: набрали в ложку сахар, положили в стакан с водой, затем размешали. Тоже проделали с солью в другом стакане. При наблюдении мы увидели, что сахар и соль растворились в воде. Вывод: вода — хороший растворитель.

Человек очень активно использует это свойство: вода растворяет:

  • твёрдые вещества (соль, сахар)
  • жидкие вещества (жидкое удобрение)
  • газообразные вещества (кислород, например, газированная вода).

Но мы можем утверждать, что не все вещества может растворять вода. Например, песок.

Итог, мы выбрали карточку со словом «растворяет многие вещества».

Ученик выходит к плакату и наклеивает карточку на плакат.

— Молодцы, ребята, ваша научная лаборатория успешно справилась с заданием и отлично его защитила. Я рада за вас!

Выслушиваются сообщения остальных групп.

Учитель анализирует работу и выступление каждой группы, отмечает лучшее в сообщении, дает советы и рекомендации.

Учащиеся внимательно слушают сообщения других научных групп об их исследовательских действиях и результатах, вносят свои дополнения.

— Посмотрите на то, что мы с вами создали. Какое название вы бы могли дать этому виду работы?

Ответы детей: — Мы создали плакат.

— А я думаю, мы создали научную схему о свойствах воды.

— Я бы назвала это презентацией исследовательской работы .

— Прекрасные ответы, ребята! А где и как можно использовать полученный «продукт»?

Ответы: — В качестве схемы-помощника к подготовке к следующему уроку.

— В качестве учебного плаката.

— Я полностью с вами согласна. Это можно использовать как учебное пособие по теме «Вода и ее свойства».

— За работу в лабораториях и за те исследования, которые вы проводили, я разрешаю вам подняться еще на одну ступеньку. (синий)

Физминутка. Игра «Ты – мне, я – тебе»

— А сейчас я предлагаю вам поиграть. Коля Обухов будет у нас в роли журналиста, а вы — оппонентами. Смысл этих двух слов мы уже с вами знаем хорошо, т.к. не раз играли в подобные игры. Николай будет называть вам фразеологизмы о воде, одновременно бросая вам мяч, а вы должны будете объяснить смысл этого фразеологизма и бросить мяч обратно.

1. Как две капли воды.

2. Как рыба в воде.

3. Как в воду кануть.

4. В рот воды набрать.

5. Выйти сухим из воды.

6. Как в воду глядеть.

Выслушиваются варианты ответов , анализируются, сравниваются.

1 – очень похожие;

2 – свободно, хорошо;

— как у себя дома;

3 – провалиться сквозь землю;

5 – остаться безнаказанным;

Помощь учителя не потребовалась. т.к. подготовленный ученик сам отлично справился с заданием и подведением итогов.

9. Работа по учебнику. (работа в парах) (6 мин)

— Ребята, вы были прекрасными исследователями. А теперь, я хочу проверить, какие вы математики. И предлагаю вам определить количество воды, которое содержится в организме человека.

— Как определить количество воды в организме человека вы узнаете из учебника, прочитав с.49. Посчитайте, сколько же кг воды содержит человек с определённой массой тела. Результаты зафиксируйте в рабочей тетради на с.20 №1.

Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют работу на карточках в парах, согласно сделанного вывода по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре, выступает делегат от пары. (Были прослушаны 3 пары, по итогам расчетов сошлись во мнении, учитывая физиологические особенности, количество воды в организме человека примерно одинаковое). Затем, были проверены записи в рабочей тетради. (При проверке было обнаружено 2 ошибки. Проанализировав ошибки, пришли к выводу, что они допущены в вычислении)

10. Рефлексия деятельности . Итог урока. ( 3 мин )

— Давайте еще раз вспомним, какие свойства воды вы сегодня вспоминали, исследовали, доказывали, что они существуют.

  • Прозрачность
  • Бесцветность
  • Без запаха
  • Текучесть
  • Растворимость
  • Фильтрация
  • При нагревании расширяется
  • При охлаждении сжимается

После каждого названного свойства на экране появляются слайды:

Слайд 24 Слайд №25

Слайд №26 Слайд № 27

— Молодцы! Верно, назвали исследованные свойства воды и во время отчета, правильно вспомнили, где человек использует это свойство.

— Что еще нового и полезного для себя вы сегодня узнали на уроке?

— Вода имеет много тайн.

— Я узнала о новых свойствах воды.

— Я научился свойству фильтрации и смогу применить его в жизни.

— Что больше всего понравилось на уроке?

— Заниматься исследовательской деятельностью.

— Слушать интересные сообщения одноклассников.

— Какое задание показалось трудным?

— Для меня это было то задание, когда необходимо было выяснить, какое количество воды содержится в организме человека.

— У меня сегодня трудностей не возникло .

— Какие, вопросы вы хотели бы еще затронуть и обсудить по этой теме?

— Бережное отношение к воде.

— В чем разница между пресной и соленой водой.

— В чем ценность минеральной воды.

— На следующих уроках мы с вами продолжим работать по теме «Вода», будем говорить о круговороте воды в природе, о бережном отношении к этому объекту и о многом другом.

— Кому бы вы сегодня на уроке сделали комплимент и сказали молодец?

— Я думаю, что комплимент можно сказать и всему классу за дружную работу.

–Именно за это, я поднимаю вас еще на одну ступень. Она стала седьмой по счету.

— Как вы думаете, а какого цвета она может быть? Почему? (Ответы детей).

— Я предлагаю последнюю ступеньку нашей лестницы познания раскрасить в фиолетовый цвет. (фиолетовый)

— Кто заметил, что это за цвета? (большинство класса дали верный ответ – это цвета радуги)

Дети сегодня немного устали

Радугу в небе они создавали.

Долго трудились над радугой краски.

Радуга вышла красивой, как в сказке:

Вся разноцветная – вот красота!

Вы полюбуйтесь, какие цвета!

А чтобы на небе появилась такая красота, в этом приняла работу все та же вода.

Но как она это сделала, вы узнаете на уроках физики в старших классах.

— А сейчас давайте оценим свою работу на уроке.

— У каждого из вас есть на парте капелька воды. Давайте их оживим:

  • Если вам было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – нарисуйте у этой капельки веселое лицо.
  • Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – нарисуйте грустное лицо.

— А теперь выходите к доске и поместите их на нашем импровизированном море. Что я вижу. Я вижу «Море УСПЕХА»! Какие вы молодцы! Сколько веселых капелек воды в нашем море!

11. Домашнее задание. ( 2 мин )

Дифференцированное домашнее задание. (по группам, с учетом индивидуальных возможностей детей)

1 группа: У меня в руках книга «Удивительные тайны воды», но она пуста. Найдите информацию о волшебных свойствах воды, стихи, пословицы, рецепты по очистке воды, интересные факты, связанные с водой. И на следующем уроке мы заполним страницы нашей книги.

2 группа: Задание для Золушек: Мачеха приготовила смесь из песка и опилок. Как отделить их друг от друга при помощи воды?

3 группа : учебник с.52, ответить на вопросы.

4 группа: учебник с.52 задание 1, рабочая тетрадь с. 22 №4, №5.

5 группа : Придумать и нарисовать плакат на тему: «Берегите воду!»

Источник

Читайте также:  Мука с водой для курицы
Оцените статью