11:1Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его. Кто не удерживает у себя хлеб свой и сеет щедро семена пшеницы, тот щедро и пожнёт хлеб в своё время. Кто скуп, тому скупо и воздастся. То же — и о духовном хлебе: нельзя его удерживать в своих закромах, ибо духовный хлеб нам не принадлежит. Есть смысл отпускать его по «водам» реки жизни через распространение слова Бога в проповедническом служении. Только в этом случае кто-то из нищих духом сможет обнаружить его, увидеть в нём ценность для себя и насытиться.
Как понять, что по прошествии многих дней опять найдешь его? Если мы посеяли семена слова Божьего в сердцах людей, то со временем и постепенно это семя может дать рост. Сеятель духовного хлеба, как и сеятель пшеницы — не знает механизма прорастания посеянного слова (Марк 4:27,28). Может пройти много дней и даже лет — прежде, чем мы соберём «урожай»: увидим, как человек, которому мы рассказывали о Боге, станет Его служителем, став источником духовного хлеба для других. Так, в круговороте сеяния хлеба духовного и сбора духовного «урожая» — и возвращается «хлеб» к «сеятелям».
11:2Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле. Давать надо, если есть что отдать, ведь если есть отдающие, значит, будут и берущие. Здесь возможны два варианта: 1) делись тем, что имеешь, с другими, тогда во время бедствия твоего — и тебе помогут. 2) заботься о разнообразии дел твоих, ибо не знаешь, какое именно сможет выручить тебя во времена бедственные.
В духовном же отношении здесь такой совет: разнообразь свою христианскую деятельность, ибо не знаешь, что именно окажется полезным для кого-то и для тебя.
11:3Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; Закон причины и следствия установлен Богом, есть вещи простые и понятные всем, ибо они базируются на физических законах, поэтому можно смело делать какие-то выводы, отталкиваясь от неизменного и прочного основания происходящего: не бывает так, чтобы облака наполнялись водою, а дождь не пролился. Потому и дождь идёт, что облака наполняются водою.
Так и в духовном отношении, если чьи-то духовные облака наполнены Божьей истиной, они непременно прольются и, либо для кого-то дадут рост, либо «смоют» с земли.
Итого: действуй во благо всех — в жизни своей и наполняйся пользой, и тогда только результат всей жизни твоей не будет пустым.
и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет. Человек не властен над тем, чтобы изменить законы, установленные Богом для природы: если дереву настало время упасть, оно упадёт, и упадёт строго в том направлении, которое для него определено законом Бога. Так и с человеком: не сможет человек изменить отношения Бога к себе, если уже «упало»: пока живёшь — «зеленей» и «плодоноси», чтобы был смысл в твоём появлении на этот свет.
11:4Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать. Процесс наблюдения за чем-то — это тоже своего рода деятельность, вот только наблюдатель использует глаза свои, не руки, а если руку к делу не приложишь, то и результата не видать. Хотя сила явлений природы — велика и не может человек никак влиять на них, тем не менее, если всё время опасаться погодных условий и ставить трудовую деятельность в прямую зависимость от них, то можно умереть от голода. Человек должен надеяться ещё и на помощь Бога в созидательном труде своём: Он способен дать урожай и в неблагоприятных погодных условиях, если человек потрудится для урожая.
11:5Как ты не знаешь путей ветра и того, как [образуются] кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все. И хотя человек не может знать, пользу или вред принесёт ему ветер в труде его (как и механизм формирования человека в утробе матери) – удел его на земле трудиться и жить так, как заповедал ему Господь, наполняя землю и зарабатывая хлеб свой, не оглядываясь чрезмерно на погодные условия: если Бог определил такой цикл жизни для человека, значит, Он и даст возможность независимо от погодных условий на земле этому циклу для человека — быть.
11:6Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет. Этот призыв хорош для сеятелей всех категорий, буквальных или духовных. Труд сеятеля результативен в итоге не только из-за качества посева, но и из-за его продолжительности во времени: чем больше трудишься, тем большая площадь засеяна будет, тем больше шансов собрать урожай.
Поэтому не должен человек заранее отчаиваться о том, что из-за неблагоприятных условий весь его труд может пропасть: человек не может предвидеть исход труда своего, но если он будет усерден в труде своём в течение всего дня, то есть шанс и хороший результат иметь, и чем больше семян пшеницы или Божьего слова посеяно — тем больше шансов дождаться всходов (хлеба или людей, желающих поклоняться Богу). Если всё время ждать благоприятных условий для того, чтобы начинать посев, то можно остаться ни с чем.
11:7Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце. Как бы то ни было и как бы жизнь человека ни зависела от случайностей, которые предусмотреть невозможно, человек, тем не менее, создан с умением находить радость в жизни и от труда своего и от природных явлений, даже если они не всегда благоприятствуют человеку в труде его. И было бы глупо этим даром Божиим – находить радость в жизни — не пользоваться.
11:8Если человек проживет [и] много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет, — суета! Удел человека, пришедшего в этот мир — трудиться и с оптимизмом преодолевать тёмные полосы в своей жизни, которые иногда неизбежно появляются неизвестно откуда и даже независимо от него. И лучше для человека, если он научится жить с оптимизмом независимо от того, что выпадает на его долю. Жизнь так или иначе — проходит быстро, и если всё время пребывать в печали и страданиях, не находя в жизни никакой радости для себя, то лучше и не жить вовсе.
11:9Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; Для молодых людей естественно проводить дни юности своей в беззаботном времяпровождении и жить так, как нравится. И Бог не возражает против того, чтобы в молодости человек испытал множество интересного из всего, что Бог заложил в человека при сотворении.
только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. Однако если молодые люди будут знать, что за всякие свои действия им придётся отвечать пред Богом — то они смогут так мудро скорректировать свою жизнь с самой юности, что пред Богом им не будет стыдно за то, как они прожили свою жизнь и на что её израсходовали.
Источник
Толкование на Екклесиаст 11:1
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга. Толкование отцов церкви.
Толкование на Екклесиаст 11:1 / Еккл 11:1
Григорий Богослов (325/30−389/90)
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Многие подают, но без усердия, которое важнее и совершеннее самого подаяния. Ибо гораздо лучше для достойных простирать руку и недостойным, нежели из опасения встретиться с недостойными лишать благодеяния и достойных. Это, по моему мнению, и означает то, что надобно посылать хлеб твой даже по водам (Еккл. 11:1) , — он не рассыплется и не пропадет перед праведным Судьей, но достигнет того места, где положено будет все ваше и где найдем его во время свое, хотя о том и не думаем.
Источник: На смерть отца.
Амвросий Медиоланский (
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Там поистине слезы есть хлеб, где алчут правды. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5:6). Ибо есть такие слезы, которые есть хлеб и укрепляют сердце человека. К этому рассуждению подходит еще и изречение Екклесиаста: Отпускай хлеб твой по водам (Еккл. 11:1) , ибо там хлеб небесный, где вода благодати, ибо те верно принимают сущность слова и пищу разума сокровенного, в чьем чреве текут реки воды живой.
Источник: О молитве Иова и Давида.
Исаак Сирин (
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Когда подаешь, подавай с великодушием, с ласковостию на лице и снабди в большей мере, нежели сколько некто просил. Ибо сказано: Поднеси кусок твой к лицу бедного, и немного спустя опять найдешь его (Еккл. 11:1) . Не отделяй богатого от бедного и не старайся распознавать достойного от недостойного: пусть все люди будут для тебя равны для доброго дела.
Источник: О духовном совершенстве.
Никодим Святогорец (1749−1809)
Только потраченное на нищих, богатство, не погибает, но остаётся. Как и Соломон гадательно говорит об этом «Посли хлеб твой на лице воды, яко во множестве дний обрящеши его», смысл такой: дай хлеб и милостыню нищим, и через них пошлёшь её в воду, т.е. внешне увидишь растворение и истление, однако в действительности она не погибает. Как то, что бывает брошено в воду, кажется что, это тонет и исчезает, но в действительности не исчезает и не гибнет; так и хлеб и серебро, которые даются нищим, кажутся пропавшими и потраченными, однако воистину не исчезают и не истлевают, но пребывают, чтобы давший мог найти их в будущей жизни, ими же, и восприимет орошение и прохладу, когда язык его будет жариться в том огне, о котором сказано в Евангелии о богатом.
Источник: Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.
Иероним Стридонский (
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Бросай хлеб твой на лице воды, потому что по прошествии многих дней, найдешь его. Увещевает к милостыне, что всякому просящему нужно давать и благотворить без разбора. Ибо как сеющий во влажную почву ожидает плода от своего посева: так сеет и дающий бедным; и сеет он не зерна семян, а самый хлеб, и потому ожидает умножения своего посева с большим приростом; и когда наступит день суда, он получит гораздо больше, чем сколько давал. Иначе: в каком бы человеке ты не увидел ту воду, о которой говорится: «реки от чрева его истекут воды живы» (Ин. 7:38), — не тяготись дать ему хлеб мудрости, хлеб разумный, хлеб слова. Ибо если ты будешь часто делать это, то найдешь, что ты не напрасно бросал семена учения. Нечто подобное, я полагаю, сказано и у Исайи: «блажени сеющии при всяцей воде, идеже вол и осел попирает» (Ис. 32:20), — что должен быть признаваем достойным блаженства тот учитель, который сеет на орошенное сердце слушателей, собранных из Иудеев ли, или из язычников.
Источник: Толкование на книгу Екклезиаст.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
В главах 9:1−12:8 дается как бы резюме предшествующих размышлений Екклезиаста об условиях счастливой жизни. Таких условий три: доброе делание, невинные наслаждения и полная преданность Божественному провидению. Первое условие раскрыто в 11:1−6 , второе — в 11:7−10, третье — в 12:1−7. В образных выражениях Екклезиаст призывает к самой широкой благотворительности, чуждой всякого расчета на личную выгоду («по водам»). Всякая жертва со временем принесет свой плод жертвователю. Некоторые толкователи думают, что Екклезиаст побуждает здесь своих современников к торговой предприимчивости, к смелым коммерческим операциям на море. Но, как видно из других мест книги, Екклезиаст старался скорее сдержать излишнюю предприимчивость богатых людей, всю жизнь проводивших в заботах о приумножении богатства. Из следующего стиха ясно, что речь здесь о благотворительности.
Источник
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Еккл. 11:1
Свт. Григорий Богослов
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Многие подают, но без усердия, которое важнее и совершеннее самого подаяния. Ибо гораздо лучше для достойных простирать руку и недостойным, нежели из опасения встретиться с недостойными лишать благодеяния и достойных. Это, по моему мнению, и означает то, что надобно посылать хлеб твой даже по водам (Еккл. 11:1) , — он не рассыплется и не пропадет перед праведным Судьей, но достигнет того места, где положено будет все ваше и где найдем его во время свое, хотя о том и не думаем.
На смерть отца.
Свт. Амвросий Медиоланский
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Там поистине слезы есть хлеб, где алчут правды. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5:6). Ибо есть такие слезы, которые есть хлеб и укрепляют сердце человека. К этому рассуждению подходит еще и изречение Екклесиаста: Отпускай хлеб твой по водам (Еккл. 11:1) , ибо там хлеб небесный, где вода благодати, ибо те верно принимают сущность слова и пищу разума сокровенного, в чьем чреве текут реки воды живой.
О молитве Иова и Давида.
Свт. Филарет (Дроздов)
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Соломон написал: «посли хлеб твой на лице воды: яко во множестве дней обрящеши его». Что такое говорит творец притчей? Как можно, чтобы хлеб, брошенный на воду, в продолжение многих дней, не уплыл, не размок, не был поглощен рыбою, или склеван птицею? Сим видом невозможности творец притчей изображает дивное могущество Провидения Божия, которое никак не попускает погибнуть делу благотворения. Благотворя несчастным, обыкновенно малознаемым, или совсем неизвестным, ты бросаешь хлеб свой в воду: время течет; доброе дело твое скрывается; может быть, и враги стараются затьмить оное и облагодетельствованные забывают: но придет минута судеб; хлеб твой найдется, и напитает тебя благословением и радостию.
Не в воду ли бросал хлеб свой Авраам, когда сидел под деревом, ожидая каких нибудь странников, и, увидя их, бежал им на встречу, чтобы призвать и угостить их? И что наконец обрел он во множестве дней старости? – Посещение Господа, и обетование благословеннаго потомства.
И Корнилий Сотник, по свидетельству книги Деяний Апостольских (благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу Деян. 10:2), «творяй милостыни многи людем», не в воду ли бросал хлеб свой, когда милостыни его доставались, то язычникам, то не познавшим Христа Иудеям? И что же обрел? – Явление Ангела, посещение Апостола, познание Христа, дар Святаго Духа.
Слово в день тезоименитства Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Мариинской церкви Императорскаго Вдовьяго дома, пред торжественным обетом сердобольных вдов, декабря 6 дня; напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.)
Прп. Исаак Сирин
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Когда подаешь, подавай с великодушием, с ласковостию на лице и снабди в большей мере, нежели сколько некто просил. Ибо сказано: Поднеси кусок твой к лицу бедного, и немного спустя опять найдешь его (Еккл. 11:1) . Не отделяй богатого от бедного и не старайся распознавать достойного от недостойного: пусть все люди будут для тебя равны для доброго дела.
О духовном совершенстве.
Прп. Никодим Святогорец
Только потраченное на нищих, богатство, не погибает, но остаётся. Как и Соломон гадательно говорит об этом «Посли хлеб твой на лице воды, яко во множестве дний обрящеши его», смысл такой: дай хлеб и милостыню нищим, и через них пошлёшь её в воду, т.е. внешне увидишь растворение и истление, однако в действительности она не погибает. Как то, что бывает брошено в воду, кажется что, это тонет и исчезает, но в действительности не исчезает и не гибнет; так и хлеб и серебро, которые даются нищим, кажутся пропавшими и потраченными, однако воистину не исчезают и не истлевают, но пребывают, чтобы давший мог найти их в будущей жизни, ими же, и восприимет орошение и прохладу, когда язык его будет жариться в том огне, о котором сказано в Евангелии о богатом.
Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.
Блж. Иероним Стридонский
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Бросай хлеб твой на лице воды, потому что по прошествии многих дней, найдешь его. Увещевает к милостыне, что всякому просящему нужно давать и благотворить без разбора. Ибо как сеющий во влажную почву ожидает плода от своего посева: так сеет и дающий бедным; и сеет он не зерна семян, а самый хлеб, и потому ожидает умножения своего посева с большим приростом; и когда наступит день суда, он получит гораздо больше, чем сколько давал. Иначе: в каком бы человеке ты не увидел ту воду, о которой говорится: «реки от чрева его истекут воды живы» (Ин. 7:38), – не тяготись дать ему хлеб мудрости, хлеб разумный, хлеб слова. Ибо если ты будешь часто делать это, то найдешь, что ты не напрасно бросал семена учения. Нечто подобное, я полагаю, сказано и у Исайи: «блажени сеющии при всяцей воде, идеже вол и осел попирает» (Ис. 32:20), – что должен быть признаваем достойным блаженства тот учитель, который сеет на орошенное сердце слушателей, собранных из Иудеев ли, или из язычников.
Толкование на книгу Екклезиаст.
Лопухин А.П.
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
В главах 9:1–12:8 дается как бы резюме предшествующих размышлений Екклезиаста об условиях счастливой жизни. Таких условий три: доброе делание, невинные наслаждения и полная преданность Божественному провидению. Первое условие раскрыто в 11:1–6 , второе — в 11:7–10, третье — в 12:1-7. В образных выражениях Екклезиаст призывает к самой широкой благотворительности, чуждой всякого расчета на личную выгоду («по водам»). Всякая жертва со временем принесет свой плод жертвователю. Некоторые толкователи думают, что Екклезиаст побуждает здесь своих современников к торговой предприимчивости, к смелым коммерческим операциям на море. Но, как видно из других мест книги, Екклезиаст старался скорее сдержать излишнюю предприимчивость богатых людей, всю жизнь проводивших в заботах о приумножении богатства. Из следующего стиха ясно, что речь здесь о благотворительности.