- Водоотвод с автомобильных дорог: почему это так важно
- Особенности организации
- Очистные сооружения для автодорог
- Водоотвод с автомобильных дорог
- Организация водоотвода в зависимости от типа местности
- Поверхностные сточные воды автодорог: схемы отвода
- Локальные очистные сооружения и гидроботанические площадки
- ГОСТ Р 59611-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию
- Текст ГОСТ Р 59611-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию
- Дороги автомобильные общего пользования
- СИСТЕМА ВОДООТВОДА Требования к проектированию
- Предисловие
- Содержание
- ГОСТ Р 59611—2021
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины и определения
- 4 Общие требования к проектированию системы дорожного водоотвода
- 5 Классификация системы дорожного водоотвода
- 6 Требования к проектированию поверхностного водоотвода
Водоотвод с автомобильных дорог: почему это так важно
В наше время остро становится проблема правильного водоотвода. Поверхностный водоотвод – это инженерная система, главной целью которой является своевременное удаление талых и дождевых вод с участка. Данная система должна работать бесперебойно, ведь накопление влаги влечет за собой множество негативных последствий для сооружений, почвы, растений и т. д. Система водоотвода должна быть максимально продуманной и реализованной, учитывая особенности каждого вида участка. Отдельного внимания заслуживает водоотвод с автомобильных дорог и магистралей. Излишняя вода на транспортных путях создает очень серьезную опасность для водителей. Кроме того, это причина перебоев в транспортном сообщении.
Чем опасно накопление воды на проезжей части:
- препятствует нормальному движению и управлению транспортного средства;
- в воде шины буксуют, скользят во время торможения;
- вода мешает разгонять транспортное средство;
- разбрызганная жидкость ухудшает видимость;
- предоставляет дискомфорт пассажирам и водителю;
- излишняя влага негативно влияет на дорожное покрытие, со временем разрушает его;
- вода, проникающая в земляные участки дороги, разрушает их, делает нестойкими к нагрузкам.
Для того чтобы отвести талую или дождевую воду, необходимо спроектировать идеальную систему водоотвода для определенного участка дороги и воплотить ее в жизнь
Особенности организации
Дорожный водоотвод имеет некоторые отличия от обычного поверхностного. Он состоит из специальных сооружений и решений, которые отлавливают и отводят жидкость со всех частей автодороги. Главная цель дорожного отвода вод – своевременно предотвратить накопление излишней воды на всех частях проезжей части.
Для стабильного отвода осадочных и талых вод необходимо дополнительно укреплять обочину, делать форму выпуклой относительно профиля почвенных полотен и дорожного покрытия. Чтобы исключить накопление излишней влаги вдоль дороги, делаются специальные боковые канавы отвода. Еще одним эффективным методом предотвращения накопления жидкости являются резервы у дорожных насыпей, которые перехватывают воду, стекающую по наклонностям.
Чем ниже ровность дорожного покрытия, тем больше должен быть поперечный наклон автодороги, чтобы влага не задерживалась во впадинах, а своевременно стекала. Кроме того, поперечный уклон может быть больше заблаговременно, чтобы обеспечить правильный водоотвод на будущее, так как качества проезжей части будут со временем меняться.
Процесс составления проекта системы водоотвода с автодороги включает такие этапы:
- разработка схемы организации системы отвода воды для определенного вида участка;
- подбор всех необходимых материалов и приспособлений для монтажа водоотводной системы автомобильных дорог;
- определение границ водосборов;
- определение притока поверхностных вод;
- расчет расстояния между сооружениями для сбора и приема вод;
- выбор укрепления для сооружений водоотвода;
- разработка плана строительства водоотвода с проезжей части, определение сроков.
Какие бывают типы дорожного водоотвода:
- для проезжей части I-III категории отвод вод может обеспечиваться специальными лотками вдоль дороги;
- для автомобильной дороги II- III могут быть использованы обочины из щебня;
- для дорог IV-V категории система обеспечивается с равномерным стеканием вод;
- для дороги с разделительной полосой необходимы сооружения для дополнительного отвода с данной полосы;
- боковые канавы обеспечат водоотвод для всех категорий дорог.
Доверять данную работу стоит опытным специалистам, который обладают хорошей репутацией.
© 1997—2016 ООО Компания «АвтоСреда»
Использование материалов разрешено
только при наличии активных ссылок на источник.
Для детей старше 16 лет.
Источник
Очистные сооружения для автодорог
Водоотвод с автомобильных дорог
Поверхностный сток с автомобильных магистралей может служить источником загрязнения природных вод. Для предупреждения негативного воздействия на окружающую природную среду при проектировании и строительстве автодорог предусматривают инженерные мероприятия — такие, как водоотвод, сбор и очистка поверхностного стока с автомагистрали.
К наиболее загрязненной части сточных вод с поверхности дорог относят дождевой сток, талый сток, сточные воды от мойки дорожных покрытий. Эти воды составляют до 70% годового объема стока и должны направляться на очистные сооружения автомагистрали.
Перед началом проектирования систем водоотведения и очистки проводится расчет пикового сброса сточных вод. Величина пикового сброса не должна быть меньше максимального, который наблюдался за определенный период времени.
Руководящим документом для проектирования служит СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения».
Вероятность того, что при проектировании водоотводных каналов и кюветов дорог расчетный расход воды превысит максимальный, регламентируется следующим образом:
- 2% — для автодорог I — II категорий;
- 3% — для автодорог III категории;
- 4%— для автодорог IV — V категорий.
Если проектируются системы поверхностного водоотвода дорог и мостов, вероятность превышения расчетных объемов составляет:
- 1%— для автодорог I — II категорий;
- 2% — для автодорог III категории;
- 3%— для автодорог IV — V категорий.
Организация водоотвода в зависимости от типа местности
- Особо охраняемые территории, к которым относятся зоны санитарной охраны питьевых водопроводов, водные объекты рыбохозяйственного значения с притоками 1 и 2 порядков. При этом качество очищенных стоков должно соответствовать нормативам ПДК для объектов рыбохозяйственного назначения. В этом случае необходимо предусмотреть возведение очистных сооружений, применяющих методы глубокой очистки стоков, такие как Векса-М.
- Водные объекты, не относящиеся к объектам рыбохозяйственного назначения, а также выпуски вод в городской черте. При этом качество очищенных стоков должно соответствовать менее строгим нормативам ПДК для водных объектов рекреационного водопользования. В этом случае выбор проводится из методов механической очистки стоков — песколовки, механические решетки, тонкослойное отстаивание.
- Понижения рельефа, которые не имеют прямой связи с природными водоемами. В этом случае очистка стоков ведется при помощи гидроботанических прудов или габионов. Стоки очищаются от крупного мусора, грубодисперсных взвесей, части нефтепродуктов. Сброс очищенных стоков допустимо проводить на рельеф местности.
Поверхностные сточные воды автодорог: схемы отвода
Для сбора и отвода поверхностных стоков на очистные сооружения, могут использоваться следующие конструкции: кюветы, придорожные лотки, закрытые коллекторы в пониженных участках автодорог.
Схемы отведения воды с дорог:
- Схема, при которой дождевые и талые стоки свободно стекают по поверхности проезжей части на обочины, а затем отводятся через откосы и боковые водоотводные каналы или кюветы.
- Схема, при которой ливневые и талые стоки стекают по проезжей части автодорог, а затем отводятся через прикромочные водосборные лотки, потом — через открытые откосные лотки. Поверхностные сточные воды автомобильных дорог отводят по укрепленной водоотводной канаве на очистные сооружения или сбрасываются на рельеф местности.
- Схема, при которой дождевые стоки с поверхности автодорог самотеком поступают к бордюрам, расположенным по обеим сторонам дороги. Далее стоки собираются в открытые откосные лотки, затем поступают в укрепленные водоотводные русла, откуда сбрасываются в систему закрытой канализации или на прилегающую территорию.
- Схема, используемая в условиях города: поверхностные стоки поступают в дождеприемные колодцы и сбрасываются в городскую ливневую канализацию. Дождеприемные колодцы при этом располагаются под тротуарами, вдоль бордюрного камня, в переломных точках поверхности дороги в углублениях продольного профиля.
Важный момент при проектировании системы водоотвода дороги — укрепление отвесных лотков и кюветов от размывания ливневыми водами.
Локальные очистные сооружения и гидроботанические площадки
Все многообразие существующих методов отвода и очистки сточных вод, применимых для поверхностного стока автодорог, можно разделить на две большие группы.
- Локальные очистные сооружения (ЛОС) в которых очистка сточной воды с автомагистралей проходит в результате физических, химических и физико-химических процессов. Преимущество этого типа очистки — возможность доведения состава воды до очень строгих показателей качества. Недостатки способа — высокие производственные и эксплуатационные затраты (реагенты, электроэнергия, замена фильтров, обслуживание установок). Примерная стоимость одной установки ЛОС — 1-5 млн руб.
- Гидроботанические площадки (ГБП), принцип действия которых основан на естественных процессах самоочищения биоценозов. Естественные биохимические процессы в почве и водоемах связаны с эффектами усвоения, задержания и разложения многих загрязняющих веществ в результате жизнедеятельности некоторых микроорганизмов.
Источник
ГОСТ Р 59611-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию
Текст ГОСТ Р 59611-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ГОСТР 59611— 2021
Дороги автомобильные общего пользования
СИСТЕМА ВОДООТВОДА Требования к проектированию
Москва Российский институт стандартизации 2021
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Профессиональной образовательной организацией частным учреждением «Автомобильно-дорожный колледж»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ло стандартизации ТК 416 «Дорожное хозяйство»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 августа 2021 г. № 689-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N9 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (ло состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
©Оформление. ФГБУ «РСТ». 2021
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас* пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Содержание
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Общие требования к проектированию системы дорожного водоотвода
5 Классификация системы дорожного водоотвода
в Требования к проектированию поверхностного водоотвода
6.1 Требования к проектированию поперечного уклона проезжей части и обочин
6.2 Требования к проектированию боковых продольных канав, кюветов, поперечных канав . .6
6.3 Требования к проектированию нагорных канав
6.4 Требования к проектированию испарительных бассейнов
6.5 Требования к проектированию прикромочных (продольных) и откосных телескопических
6.6 Требования к проектированию дождеприемных колодцев и ливневой канализации
6.7 Требования к проектированию водоотвода за счет устройства мостов и труб
7 Требования к проектированию подземного водоотвода
8 Требования к проектированию водоотвода на транспортных развязках
9 Требования к обеспечению безопасности проезда автомобилей в районах с высокой
интенсивностью дождевых осадков (аквалланирование)
10 Требования к проектированию водоотвода в сложных природных условиях
11 Требования к проектированию водоотвода при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте.. 24
12 Охрана окружающей среды (очистные сооружения)
ГОСТ Р 59611—2021
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
Требования к проектированию
Automobile roads of general use. Drainage system. Requirements for design
Дата введения — 2021—09—01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает требования к проектированию системы поверхностного и подземного водоотвода при их строительстве. реконструкции, капитальном ремонте.
Настоящий стандарт не распространяется на автомобильные дороги в населенных пунктах, автомобильные дороги в вечномерзлых грунтах, автомобильные дороги с низкой интенсивностью движения.
2 Нормативные ссылки
8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17.1.3.13—86 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения
ГОСТ 8020—2016 Конструкции бетонные и железобетонные для колодцев канализационных, водопроводных и газопроводных сетей. Технические условия
ГОСТ 26633—2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия
ГОСТ 27751—2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
ГОСТ 31937—2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния
ГОСТ 32730—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования
ГОСТ 32824—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования
ГОСТ 32871—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Технические требования (Переиздание)
ГОСТ 32955—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Технические требования
ГОСТ 33063—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов
ГОСТ 33100—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог
ГОСТ 33127—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация (Переиздание с Поправкой)
ГОСТ 33128—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования (Переиздание с Поправками)
ГОСТ 33149—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях
ГОСТ 33177—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-гидрологических изысканий
ГОСТ 33384—2015 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования
ГОСТ 33475—2015 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования
ГОСТ Р 58137—2018 Дороги автомобильные общего пользования. Руководство по оценке риска в течение жизненного цикла
ГОСТ Р 58653—2019 Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования
ГОСТ Р 59205—2021 Дороги автомобильные общего пользования. Охрана окружающей среды. Технические требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандарте» в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам информационного указателя «Национагъные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана осыгжа, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аквапланирование (глиссирование): Процесс всплытия передних колес автомобиля под действием гидродинамической силы слоя воды на поверхности покрытия.
3.2 быстроток: Водосбросное сооружение, в состав которого входит канал или лоток с уклоном дна. превышающим критический.
3.3 водобойное сооружение: Сооружение, на котором происходит гашение основной части избыточной кинетической энергии потока и которое воспринимает его гидродинамическое воздействие (перепад, водобойный колодец, водобойная стенка и т. д.).
3.4 вертикальный дренаж: Система вертикальных скважин, объединенных коллектором, через который вода откачивается с применением гидромеханического оборудования.
Примечание — К гидромеханическому оборудованию относятся насосы и наземный комплекс. Наземный комплекс, в свою очередь, включает: энергетический комплекс, средства автоматики, эодоотводящая сеть, телемеханика и связь, контрольно-измерительная аппаратура.
3.5 водоотводная система: Система инженерных сооружений, предназначенная для перехвата, сбора и отвода поверхностных и грунтовых вод от автомобильной дороги.
3.6 водосбросное сооружение (водосброс): Сооружение, предназначенное для сброса воды из верхнего бьефа в нижний с целью предотвращения его переполнения.
водопропускное сооружение: Сооружение, предназначенное для пропуска воды в заданном
(ГОСТ Р 57792—2017, статья 3.5)
3.8 водоприемный колодец: Колодец, устраиваемый в системах дорожного водоотвода для сбора воды.
3.9 входной оголовок: Оголовок трубы с верховой стороны насыпи.
3.10 гаситель: Устройство, сооружаемое в нижнем бьефе водосброса и/или в пределах русла водосброса, обеспечивающее интенсификацию гашения основной части избыточной кинетической энергии сбросного потока и его распределение по ширине при работе частью фронта.
3.11 горизонтальный дренаж: Система горизонтальных трубчатых дрен, канав и лотков, предна-значенная для отвода или понижения уровня грунтовых вод.
3.12 дренаж: Геотехническая конструкция, служащая для понижения уровня, перехвата, поглощения и/или отвода подземных или поверхностных вод.
3.13 дренажная воронка: Водоотводное сооружение закрытого типа, сооружаемое под обочинами по обеим сторонам дорожной одежды в шахматном порядке и заполняемое дренирующим материалом для отвода воды или осушения верхней части земляного полотна, с выходом на дневную поверхность.
3.14 дренажная система: Система инженерных сооружений, предназначенная для понижения уровня подземных вод и их отвода.
3.15 дренажная трубка: Трубка, предназначенная для сбора ливневых и сточных вод из дренажных каналов и сброса их в систему водоотведения моста.
3.16 дренажный колодец: Колодец, который используется для сбора дренажных вод.
3.17 дренирующий слой: Элемент конструкции дорожной одежды, выполняющий дренирующие и морозозащитные функции.
3.18 канава: Линейная выемка грунта.
3.19 канава боковая продольная: Канава, проходящая вдоль земляного полотна насыпи для сбора и отвода воды.
3.20 канава забанкетная: Канава, расположенная на склоне косогора крутизной не более 1:5 с нагорной стороны по отношению к выемке за банкетом, сооружаемом из грунта этой канавы.
3.21 канава нагорная: Канава, расположенная с нагорной стороны от автомобильной дороги для перехвата стекающей по склону воды с отводом ее от дороги.
3.22 канава поперечная: Канава, сооружаемая при ожидаемом большом скоплении воды для спуска ее из боковых продольных канав (кюветов) в сторону от земляного полотна.
3.23 кювет: Продольная канава, устраиваемая в выемках и у малых насыпей, предназначенная для сбора и отвода воды.
3.24 ливневая канализация: Канализация закрытая, обеспечивающая сбор и отведение дождевых и сточных вод.
3.25 откосные лотки: Лотки, предназначенные для быстрого сброса воды с поверхности автомобильной дороги по откосам насыпи.
3.26 очистные сооружения: Инженерно-технические конструкции и приспособления для очистки дождевых и сточных вод от загрязнений.
3.27 резерв: Территория, отводимая для разработки грунта неглубокими выработками правильной формы, из которых грунт используют для отсыпки насыпи автомобильной дороги.
Примечание — Резерв закладывается непосредственно у основания насыпи с одной или двух ее сторон или с нагорной стороны, а если невозможно, вдали от автомобильной дороги на отведенном участке сосредоточенного грунтового карьера.
3.28 риск (вероятность) аквапланирования: Вероятность возникновения всплытия передних колес автомобиля под действием водяного слоя.
4 Общие требования к проектированию системы дорожного водоотвода
4.1 Система дорожного водоотвода — комплекс инженерных сооружений, предназначенных для отвода поверхностных и подземных (грунтовых) вод с целью обеспечения надежной и безопасной работы всех сооружений и конструктивных элементов: обеспечения устойчивости земляного полотна, прочности дорожной одежды, устойчивости искусственных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей) на проектируемой автомобильной дороге.
При проектировании системы дорожного водоотвода автомобильных дорог следует учитывать требования, изложенные в [1]. пункт 11.12 статьи 3.
4.2 Для отвода поверхностных вод и защиты от них необходимо предусматривать в соответствии с ГОСТ 33100—2014 (пункты 7.29, 7.30) следующие мероприятия:
• поперечные уклоны на проезжей части и обочинах;
— боковые продольные канавы, кюветы, поперечные канавы;
— прикромочные (продольные) и откосные телескопические (поперечные) лотки;
* дождеприемные колодцы и ливневую канализацию;
4.3 Для отвода грунтовых (подземных) вод следует предусматривать с учетом ГОСТ 33100—2014 (пункт 7.29) следующие мероприятия;
— сооружения подземного водоотвода (дренажи глубокого заложения, дренажные прорези, дренажи мелкого заложения, подкюветные дренажи, закюветные дренажи и т. д.. обеспечивающие перехват и отвод грунтовых вод. снижая их негативное воздействие на дорожные конструкции);
— дренирующие слои земляного полотна или дренирующих прослоек из геосмнтетических материалов и геокомпозитов.
4.4 При проектировании водоотвода учитывают следующие факторы:
— дорожно-климатическую эону (далее — ДКЗ);
— конструкцию земляного полотна;
— категорию автомобильной дороги;
— количество полос движения;
— наличие разделительной полосы;
— грунты и тип местности по условиям увлажнения;
— рельеф прилегающей местности.
4.5 Проектирование водоотвода следует выполнять на основании результатов анализа возможных решений по ГОСТ 27751—2014 (раздел 3. пункты 4.1. 4.2. 5.2.1—5.2.5, разделы 6—13). ГОСТ 31937—2011 (пункты 6.2.5.6.2.6. 6.3.2, 6.3.3. 6.4.18—6.4.20. приложения Б. В. К. Л), учитывая капитальные затраты на реализацию возможных схем и затраты на эксплуатацию, а также целесообразно выполнять анализ рисков по ГОСТ Р 58137—2018 (пункты 4.2.8.7.7.7.8, приложение А) при проектировании водоотвода в сложных условиях.
4.6 Допускается проектирование водоотвода с различными комбинациями водоотводных сооружений.
4.7 Продольный уклон водоотводных сооружений следует устанавливать с учетом особенностей рельефа местности, характера грунтов, в которых будет устроен водоотвод, и наличия местных строительных материалов для его укрепления.
5 Классификация системы дорожного водоотвода
5.1 По функциональному назначению различают:
— систему поверхностного водоотвода;
— систему подземного водоотвода:
5.2 Система поверхностного водоотвода выполняется:
5.3 Система подземного водоотвода включает в себя:
— дренирующие слои дорожной одежды;
— перехватывающие и понижающие дренажи.
5.4 К водопропускным сооружениям относят:
5.5 Элементы открытой системы водоотвода: поперечные уклоны на проезжей части и обочинах, боковые продольные канавы, кюветы, поперечные канавы, нагорные канавы, испарительные бассейны. прикромочные (продольные) лотки, откосные телескопические (поперечные) лотки, мосты, трубы.
5.6 Элементы закрытой системы водоотвода: дренажная система, дождеприемные колодцы, ливневая канализация, очистные сооружения.
5.7 Смешанный тип водоотвода состоит из элементов закрытой и открытой сети.
5.8 Способы отведения поверхностной воды:
. отвод воды с покрытия проезжей части и обочин — поперечными уклонами, прикромочными (продольными) лотками, откосными телескопическими (поперечными) лотками;
* отвод воды от земляного полотна насыпей — боковыми (продольными) канавами, поперечными канавами, резервами;
— отвод воды от земляного полотна выемок — кюветами;
• отвод воды, стекающей к автомобильной дороге с нагорной стороны склона — нагорными кана-вами.
6 Требования к проектированию поверхностного водоотвода
6.1 Требования к проектированию поперечного уклона проезжей части и обочин
6.1.1 При односкатном поперечном профиле.
6.1.1.1 Водоотвод с поверхности автомобильных дорог на кривых в плане радиусом менее 3000 м на дорогах I категории и 2000 м на дорогах других категорий необходимо обеспечить устройством односкатного поперечного профиля (виража).
6.1.1.2 Поперечные уклоны проезжей части и обочин на автомобильных дорогах с односкатным поперечным профилем выполняют по ГОСТ 33475—2015 (пункты 3.15. 3.19).
6.1.2 При двускатном поперечном профиле.
6.1.2.1 С целью своевременного отвода воды с поверхности покрытия следует предусматривать устройство проезжей части с двускатным поперечным профилем на прямолинейных участках автомобильных дорог.
6.1.2.2 Двускатный поперечный профиль необходимо проектировать на кривых в плане с радиусом 3000 м и более для автомобильных дорог I категории и радиусом 2000 м и более для автомобильных дорог II—IV категорий.
6.1.2.3 Поперечный уклон проезжей части следует принимать в зависимости от категории автомобильной дороги, типа покрытия, числа полос движения и климатических условий района проектирования по таблице 1.
Таблица 1 — Поперечный уклон проезжей части двускатного профиля
Источник