Пальцем по воде написано

Что значит выражение «Вилами на воде писано»?

Выражение это означает следующее: очень все сомнительно, неясно. Первоначальное значение слова «вилы» – «круги» , а не «сельскохозяйственное орудие» (вспомните: «вилок капусты») . Слово вышло из употребления, а выражение, тем не менее, осталось. Означает оно нечто неточное, неясное, сиюминутное, исчезающее так же быстро, как круги на воде.

По глади водной письма рисовать,
Как в Думе сочинять законы,
Забыть их можно и невыполнять
Мы с этим все давно знакомы.. .

«Вилами по воде писано» − гласит старинный фразеологизм. И подразумевает он под собой отнюдь не сельскохозяйственное орудие, которым, не пойми чего, елозят по воде.

Фразеологизм «Вилами по воде писано» скрывает свои корни, ой в каких далеких глубинах!

Начнем с того, что Вилы — одно из названий облачных дев. Само слово «вила» происходит от «вить» — она как бы прядет облачную кудель и тянет из нее серебряные нити дождя. Вилы иногда считаются и вещими пряхами, как Доля и Недоля.

Поскольку Вилы родственны светлым духам, их обычно называют «белыми» . Это прекрасные, невесомые, бледнолицые девушки в белых одеяниях, напоминающих то ли облачный пух, то ли лебединое перо, именно поэтому в сказаниях у вил бывают лебединые крылья. В этих крыльях и еще в волосах вся сила и даже сама жизнь.

Читайте также:  Дольче густо кофемашина крупс не идет вода

По одной из версий Змей-Велес, бог скотоводства, достатка и земледелья родился из струящихся змеевидных волос прекрасных Вил. В нем поначалу воплощались силы первобытного Хаоса, буйной, неупорядоченной, необжитой природы, зачастую враждебной древнему человеку, но по сути своей вовсе не злобной.

Дождевые нити, сплетеные Вилами, несли с собой прорицания, касающиеся человеческих судеб. Считалось, что круги, образовывающиеся на воде это послания от Вил с предсказаниями будущего. Жрицы, посвященные в таинства Вил, расшифровывали информацию круговоротов (вилков) на воде и оглашали пророчества вслух.

Вот такая красивая легенда скрывается за всем известной фразой: «Вилами по воде писано» .

Источник

Откуда пошло выражение «Вилами по воде писано»

Часто нам приходится слышать о каком-то деле, которое еще не точно, сомнительно, что это как « вилами по воде писано ». И сразу становится понятно, что событие маловероятно случится.

Но представить, как и зачем вилами пишут по воде, сложно и не понятно, зачем вообще такое действие производить. Конечно сразу понятно, что в этом выражении скрыты образы из прошлого, которые ушли из обихода. И это действительно так.

Что такое вилы?

Вилы, в современном значении – это сельскохозяйственный инструмент, которым убирают сено. И им не пишут по воде и вообще никогда не писали. Просто слово «вилы» имело раньше другое значение – «круги». Так можно вспомнить про «вилок капусты».

И если это не вилы, а круги по воде, то все становится на свои места. Ведь круги на воде – это вещь зыбкая и недолговечная. Так и про событие говорят, что едва ли оно случится, как и круги на воде останутся.

«Вилами по воде писано». Вглубь истории

Если копать дальше, то оказывается, что давным-давно были такие облачные девы, которые вили из облаков серебряные нити дождя. Именно от слова «вить» происходит слово «вилы». Вилами называли и Долю с Недолей, вещих прях.

Кстати, сами девы считаются светлыми силами, их представляли одетыми в воздушные как пух одеяния с лебедиными крыльями. Есть версия, что сам бог Велес появился от этих светлых дев, а точнее из их струящихся змеевидных волос.

Сплетенные Вилами дождевые нити несли с собой пророчества о судьбах людей, а круги на воде – это их послания. В старые времена существовали жрецы, которые умели расшифровывать, что «вилами по воде писано».

Источник

Почему говорят «вилами по воде писано» и кто такие «вилы»

Что мы понимаем под «вилами»? Конечно же, сельскохозяйственное орудие. И мало, кто знает, что изначально это слово означало «круги». Старинное слово давно ушло из употребления в речи, а фразеологизм, тем не менее, остался.

Пишем вилами по воде

Под выражением «вилами по воде писано» подразумевается неясность и сомнительность в каком-то решении. Например, «может быть, следующим летом поеду в Крым, хотя вилами по воде писано». То есть человек не знает, что будет в следующем году, потому не уверен в своих мечтах.

Легенды фразеологизма

Существует несколько легенд происхождения выражения «вилами на воде писано»:

  1. В русском фразеологическом словаре данное выражение трактуется переводом с греческого языка – писать на воде. То есть притворяться, что делаешь работу; выполнять бесплодный труд; ничего не делать. Выражение в этой трактовке использовали древнегреческие философы Платон, Катулла и Софокл.
  2. Издревле верили в водяного, который любил устраивать шалости и пакостить. Поэтому народ придумал некий языческий обряд, где рисовали крест косой или ножом по воде, чтобы защититься от водяного существа.
  3. Похожая на предыдущую версию связана с древней традицией – гаданием. Но гадание — это не обычное, а гидромантия (по воде). Например, в Персии люди бросали в воду камни и по кругам от этого камня узнавали будущее. Как это связано, если нет вил, поинтересуетесь вы? Все очень просто, выше сказано, что очень давно слово «вилы» означало «круги», а совсем не «орудие для сельского труда».
  4. Если верить старославянской истории, то раньше «вилами» называли «облачных дев». Они сидели на облаках и плели кудель, из которого тянулись нити, похожие на дождь из серебра. Народ верил, что девы относились к белым существам. Они были прекрасны, словно ангелы: в белых одеяниях, похожих на мягкий пух или перья лебедя. По преданию, их волосы и крылья несли в себе все могущество и силу мира. Вилы с помощью нитей посылали людям «сообщения», где не только осуждали за деяния, но и помогали. Когда капли серебряного дождя попадали на воду, как послание свыше, только опытные люди могли расшифровать послания от облачных дев по кругам на воде.

Вне зависимости от легенды фразеологизма смысл его один – выполнять бесполезную работу.

Синонимы, которые нам понятны

У выражения «вилами по воде писано» есть ряд синонимичных фразеологизмов:

  • «Бабушка надвое сказала» — словосочетание даже более понятное, чем изначальное. Оно понимается, как выражать сомнение в исходе какого-либо дела;
  • «Строить замки из песка» — означает делать (создавать) нечто, в чем нет уверенности. Этот фразеологизм можно часто услышать в повседневной речи.
  • «Андроны едут» — бессмыслица, ерунда. По сравнению с предыдущим, данное выражение в наше время употребляется крайне редко, хотя в литературе его можно встретить. Например, писатель Мамин-Сибиряк в одном из своих произведений пишет: «Ну, это еще андроны едут, — сомневался Майзель».

Каждый из синонимов имеет схожее значение – еще не ясно как будет – может так, а может этак.

Использование в современной речи

Хотя выражение довольно таки понятно для употребления в речи, тем не менее, современная молодежь этого не использует. «Вилами по воде писано» можно услышать из уст более старшего поколения. Например, на собрании рабочие мечтают о премии и надеются на это. Они все преждевременно радуются. Но тут кто-то из сотрудников говорит: «Да подождите вы радоваться, это еще вилами на воде писано».

Фразеологизм не означает, что какое-то событие точно не произойдет. Нет! Оно может произойти, но для его свершения стоит множество препятствий, из-за которых мечта может остаться мечтой.

Хотите узнавать ещё больше крылатых выражений и обогащать свою речь? Подписывайтесь на канал, мы стараемся создавать познавательные и увлекательные статьи для наших читателей.

Источник

Какими вилами пишут по воде?

В одном из изданий книги польской афористики Яна Жабчица (первая публикация — 1616 г.) есть тематическая рубрика «Не познаемо». В ней помещены четыре поговорки: Путь на воде после лодки. //Птичье летание на воздухе. //Змия ползуща по камени. // Дева чистоту потерявшая (Симони 1899, 44-45).

Как видно из их переносного смысла, под «непознаемым» собиратель имеет в виду не то, что непознаваемо, а то, что не оставляет после себя следа, то, что неузнаваемо после совершения каких-либо действий. И след на воде от проплывшей лодки не случайно в этом ряду занял первое место: ничто так быстро не расплывается и не разглаживается, как линия, прочерченная по водной поверхности.

Не случайно поэтому писание по воде издавна у многих народов считалось заведомо бесполезным и ненужным делом. Выражения kath’ hýdatos grápheis (греч.) и in aqua scribis (лат.) ‘на воде пишешь’ значили уже у древних греков и римлян — ‘ты выполняешь заведомо бесполезную работу, переливаешь из пустого в порожнее’. Есть такие выражения и во многих современных славянских и неславянских языках: чеш. na vodé psát, пол. na wodzie pisać, иерхнелуж. na wodu napisać, с.-х. pisati po vodi, ит. scrivere su una pozza d’acqua (букв, ‘писать на колодце с водой’), англ. write in (on) water и т. п. Именно поэтому оборот писать наводе, встречающийся у Софокла, Платона, Лукиана, Катулла, считают интернационализмом, калькой с греческого или латыни (Снегирев 1831 1,85; Тимошенко 1897, 42-43; Попов 1976, 25).

Такая точка зрения вполне приемлема, хотя в разных языках встречаются варианты нашего выражения, свидетельствующие не только о книжном, но и о речевом распространении и обогащении древнего образа. Бессмысленность какого-либо дела может характеризоваться, например, и писанием на песке (фр. être écrit sur le sable), на ветре, льде или снеге (пол. pisać na wietrze, pisać na ledzie, pisać na śniegu) и другом непригодном для долговременного хранения информации материале.

Немало таких вариантов обусловлено и попытками экспрессивной конкретизации орудия писания. В одном лишь польском языке записаны такие варианты, как palcem na wodzie pisano ‘пальцем на воде писано’, pisanymi gałązką na wodzie ‘веточками писано на воде’, na wodzie patykiem pisane ‘палкой на воде писано’ и даже prątkiem na piasku pisane ‘прутиком на песке написано’ (NKPII, 940).

Известны подобные варианты и русскому языку. В стихотворном собрании пословиц середины прошлого века, например, встречаем вариант о писании пальцем по воде:

Иному твердить о душевном вреде,

Что пальцем писать на воде:

И ухом себе не ведет,

Пока его в крюк не согнет.

(НРП 2, ч. II, 75-76)

Записаны в народной речи и такие обороты, как сорока на воде хвостом писала (Михельсон 1912, 830), пишет, как черт шестом по Неглинной (улица и речка в Москве) (ДП, 420; Даль IV, 598) или писал Марка (Макарка) своим огарком (Даль II, 572).(Ср. «утешительное» обращение одной старушки к своему петуху в деревне Симоняты Псковской области: «Петенька, твая смерть ешіію мелом писана», т. е. неизвестно, когда настанет.)

Выражение вилами на воде написано — один из таких вариантов. Он, пожалуй, имеет наиболее широкое распространение и употребление, ибо известен не только русскому, но и белорусскому, украинскому и польскому языкам: вілами на вадзе пісана, вилами по воді написане, to jeszcze widłami pisano. Характерно, что в диалектах оно может употребляться и в форме сравнения—как в лем- ковских говорах украинского языка: як би вилами по воді написане було.

Если по поводу писания на воде у историков фразеологии практически нет разногласий, то вариант о писании вилами—предмет ожесточенной дискуссии.

Гидромантия—гадание по воде—действительно, была популярна и у восточных народов, и у славян. Свидетельством ее является, в частности, выражение как в воду глядел, связанное именно с предсказанием будущего по воде. Однако у славян, в отличие от персов, пока еще не зафиксировано такого гадания гидромантии, которое основано на бросании камней в воду и узнавании будущего по кругам. Более того, польские и русские варианты выражения писать на воде ясно показывают, что в творительном падеже в них стоит существительное, обозначающее отнюдь не форму начертания каких-либо знаков, а орудие письма: палец, веточку, палочку, шест, огарок и даже сорочий хвост. Это, следовательно,—то, чем «творят» написанное, а не то, что начертано на воде.

Известна и вторая гипотеза, объясняющая наше выражение на мифологической основе. Отталкиваясь от суеверного языческого оберега, заговора от хозяина водной стихии водяного, ее пытается отстоять Ю. А. Гвоздарев. Крестьяне предохранялись от «баловства» водяного тем, что чертили во время заговора крест ножом с косой, которые являются символами Перуна—верховного языческого божества. Писание вилами по воде, по предположению сторонника этой гипотезы, соотносится именно с этим суеверием и порожденным им обычаем. Значение же фразеологизма—’сомнительно, неясно’, ‘неизвестно еще, когда и как что-либо произойдет’—развилось как результат скептической народной оценки таких заклинаний, не помогавших делу (Гвоздарев 1982,27).

Здесь, в отличие от первой версии, налицо известность суеверного ритуала именно в России. Достаточно рельефно проступают и детали писания ножом и косой по воде. Эти детали, однако, и помогают опровергнуть версию о связи заговора с историей нашего оборота. Ведь обращение к нему не имело целью узнать свое будущее. Наоборот, с помощью такой магической операции заговаривающие стремились запугать водяного, отпугнуть его святым крестом (ср. бояться как черт ладана и диалектное, известное также во многих языках, — бояться как черт креста или как черт святой (крещенной) воды). Так же как и очерчивание, осенение головы крестом (ср. очертя голову), эта магическай операция предохраняла от нечистой силы достаточно долго и устойчиво. Вот почему уже при такой гипотезе наше выражение никак не могло получить ассоциации с чем-либо весьма недолговечным, быстро исчезающим. Кроме того—еще один, чисто мифологический контраргумент: вилы, по мифотворческой символике, в какой-то степени противопоставлены ножу и косе, они—орудие дьявола, поскольку напоминают один из его атрибутов—рога. Использовать их как оберег от нечистой силы поэтому, с точки зрения народного суеверного сознания, было бы «противоязычно».

Наконец, существует и третье объяснение оборота о писании вилами по воде. Авторы его исходят из материалистической реальности первичного образа—не оставлять следов на воде, если пишешь по ней вилами (Фелицына, Прохоров 1979,107; 1988,115; Ивченко 1987). А. А. Ивченко весьма основательно доказывает истинность такого прочтения оборота, приводит много языковых аргументов и критически оценивает версии предшественников.

Пожалуй, третья гипотеза и является самой убедительной. Необходимо лишь отметить, что все-таки какой-то элемент мифологичности, интуитивно ощущаемый сторонниками первой и второй версий, в значении оборота присутствует. Это, правда, судя по употреблениям фразеологизма, не столько суеверие, сколько издевка над ним:

«Какой повелительный тон! Сейчас видно, что говорит будущая знаменитость», — подшучивал Антопин. «Это еще на воде вилами писано, буду ли я знаменитостью»» (П. Невежин. Тихий приют); «»Какой вы части? Где стоите?»,— «Партизанской части, известно. Стоим сейчас на разъезде, а где завтра будем, про то вилами на воде писано»» (К. Седых. Отчий край); «Это еще вилами на воде писано, спасем ли мы собор» (Н. Рыленков. На старой смоленской дороге); «Но даже это обещание, как говорится, вилами на воде писано» (Правда, 1982, 19 сент.).

Этот иронический оттенок весьма устойчив. Он характеризовал и исконный вариант нашего оборота уже в XVIII в.:

Смотри ж и ты, Светильник ясной! Не проведи нас на бобах; И ложной радостью напрасной Не тешь нас на пустых словах. Чтоб были все твои ответы И все Сивиллины советы Написаны не на воде.

(Н. П. Осипов.Вергилева Енейда, вывороченная на изнанку)

Приведенный отрывок весьма примечателен. От него тянутся нити и к античным греко-латинским параллелям о писании по воде как о бесцельном времяпрепровождении, и к собственно русскому, народному переосмыслению его как очень ненадежного прогноза на будущее. Мифологический элемент предреченности в тексте «Енейды. » Н. Осипова подчеркнут и русским фразеологизмом провести на бобах (первоначально связанным с гаданием), и упоминанием легендарной прорицательницы античности Сивиллы (Сибиллы).

Значит, все-таки наше выражение связано с гидромантией?

Пожалуй, все-таки — нет. Оно ассоциативно привязано к иному способу прогноза будущего—его предначертанием, написанием на чем-либо долговечном и надежном. Вот целая серия итальянских выражений, ведущих свое начало из глубокой античности: е scritto in cielo ‘написано в небе’, е scritto nei fati ‘написано на судьбе’, е scrito nel libro del destino ‘написано в книге судьбы’. А вот и несколько французских: être écrit au ciel ‘быть написанным на небе’, c’est écrit ‘это написано’. Смысл их — тот же, что и у русского выражения на роду написано у кого-либо. На роду — это как бы на «родовой книге судьбы», на родовом «фатуме» или, говоря по-современному,—на нашем генетическом коде.

Написанное же на воде—в отличие от неумолимо надежной и долговечной «родовой» записи—зыбко, непостоянно и потому недостоверно, сомнительно. Уже сам материал для записи будущего дает повод для скепсиса. А если к тому же эта запись сделана столь громоздким и неприспособленным для писания орудием, как вилы, то веры такому прорицанию и предначертанию вообще нет.

Источник

Оцените статью