Интерьеры «Титаника» покоящиеся под водой
О самых невероятных дизайнах на «Титанике»
Вот уже более 100 лет прошло с тех пор как затонул величественный «Титаник». Эта история все также будоражит воображение и мысли множества людей. И дело не только в самом печальном событии, но и в сожалении о масштабах той роскоши, которая так легко ушла в океанские глубины. Сегодня можно судить об интерьерах корабля только по редким фото с еще не спущенного на воду судна. Дотошным исследователям удалось воссоздать помещения и их обстановку, благодаря двойнику корабля «Олимпику». Их можно наблюдать на всевозможных выставках и в музеях.
Интерьеры «Титаника» — это верх роскоши и комфортабельности. Каюты пассажиров первого класса и верхние палубы были выполнены в различных стилях: от ренессанса до неомавританского и дамасского. Внутреннее убранство общественных помещений скорее напоминало классическую английскую усадьбу, нежели борт корабля.
«Титаник» внутри начинается с парадной лестницы
Одно из самых запоминающихся мест на «Титанике» — это парадная лестница в Холле первого класса, та самая, по которой герои влюбленных Кейт и Лео уходят то ли в светлое вечное будущее, то ли в небытие. В реальной жизни по дубовым ступеням никогда не ступала нога пассажиров второго и третьего класса. Эта привилегия принадлежала высшему обществу. Ширина ступеней почти 6 метров. Дизайнер Уайт Стар Лайн (White Star Line) использовал для этого предмета интерьера сразу несколько стилей. Резная работа перил выполнена в стиле Вильгельма III и Марии II, кованая балюстрада — в стиле Льюиса XIV.
На палубе А, у самого основания ступеней, находился постамент с бронзовой статуей херувима с факелом. Подобных херувимов было несколько, они располагались на кормовой лестнице и двух других, на нижних палубах. Один из таких крылатых малышей был поднят на поверхность после крушения.
При выходе на шлюпочную палубу «Титаника» располагалась резная арка, украшенная фигурами крылатых женщин по бокам от часов. Эта композиция имела гордое название «Честь и Слава, венчающие время». Каждый межпалубный ролет украшали картины: 3 итальянских пейзажа, портрет и полотно с цветами. Сама же лестница нисколько не уцелела, и все ее фото сделаны не на «Титанике», а на его точной копии — «Олимпике».
Турецкие бани
На палубе F к услугам богатых пассажиров был десятиметровый плавательный бассейн с соленой водой и комплекс турецких бань. Их убранство выполнено в неомавританском стиле. Потолок подпирали отделанные тиком колонны, их украшали сложные мавританские узоры. В комнате отдыха находились кушетки и небольшие столики с восточными лампами, здесь преобладал дамасский стиль.
На стене располагался фонтанчик из мрамора, его кран был выполнен в форме головы льва. Карнизы, бимсы — все сверкало позолотой. Ниши с красными панелями в стенах освещались плафонами из латуни. Пол украшал линолеум с чередованием синих и белых плиток. Стены были отделаны голубыми и зелеными плитами с росписью, которые сочетались с более темными широкими панелями. У входа крепился золоченый резной купол. В комплекс входили сауна и паровая баня, а также электрованна для загара — предшественница современного солярия.
Курительный салон
В кормовой части палубы А на «Титанике» находился курительный салон. Это место предназначалось только для мужской половины первого класса. Дамам вход сюда был строго воспрещен. Сам смысл заведения больше склонялся в пользу истинно английского клуба. Здесь можно было не только выкурить сигару, но и отдохнуть, завести новые знакомства, пообедать и просто почитать. За карточными столами, крытыми зеленым сукном, обсуждались бурные политические темы. Интерьер в салоне принадлежал раннему георгиевскому стилю: стены красного дерева, позолота, витражи на стеклах, колонны с резными орнаментами в виде цветов. Все это дополняли полуовальные окна, которые возвышались над палубной частью.
Особое внимание в интерьере «Титаника» приковывал к себе камин — огромная редкость для кораблей, особенно в наши дни, ведь пожарная безопасность превыше всего. Этот предмет интерьера был выполнен из мрамора, а его цветочный орнамент гармонировал с колоннами. По бокам располагались скульптуры львов, центр защищала массивная решетка. Общая длина камина очень впечатляющая — 2,5 м. На нем находились часы, а выше была картина Вилкинса «Плимутская гавань». По некоторым свидетельствам, в окнах курительной комнаты в день катастрофы виднелся свет от огня в камине. А незадолго до полного погружения под воду там видели самого Томаса Эндрюса, печально известного директора судостроительной компании.
Рестораны и кафе на «Титанике»
В надстройке палубы B находились ресторан «А-ля Карт» и кафе «Паризьен». Стиль Людовика XVI был виден во всем: стенах цвета светлого ореха, больших окнах, зашторенных шелком. Лепной потолок поддерживали массивные колонны с резными позолоченными футлярами. Здесь подавали изысканные блюда из меню Луиджи Гатти.
«Паризьен» имел легкий шарм парижского уличного кафе. Небольшие столики были окружены плетеными стульями. Зеленые шпалеры на стенах были увиты лозой и плющом. Еще одно кафе «Пальмовый дворик» располагалось в кормовой части, его украшали многочисленные декоративные пальмы в кадках. Четыре двухметровых оконных проема были окованы бронзой, а еще несколько ниш заполняли зеркала.
Интерьеры кают первого класса на «Титанике»
Самые дорогие каюты располагались в центральной части «Титаника», чтобы пассажиры не страдали от бортовой качки, шума и вибраций двигателя. Потребовалось 19 различных стилей, чтобы украсить каждую из них и сделать неповторимой. Стены отделывались различными видами дерева: дубом, орехом, лимоном, платаном. Медные или дубовые кровати застилались шелковым постельным бельем.
В каждом номере была кнопка вызова стюарта, электрический камин, вентилятор и настольная лампа с регулировкой уровня освещенности. Апартаментов люкс на «Титанике» было всего два. В каждом из них были гостиная, две спальни, ванная, туалет, гардеробная и личная прогулочная палуба длиной в 15 м. Одну из этих кают занимал директор «Уайт Стар Лайн», а другую миллионерша Шарлотта Кардеза.
От всех элементов такого интерьера, продуманных до мелочей, просто захватывает дух. Хочется снова и снова вглядываться в эти черно-белые кадры в надежде увидеть новую деталь, новый предмет, который, возможно, сыграл свою роль в чьей-то печальной или счастливой судьбе. Но не слишком ли символично то, что столь масштабное и помпезное творение человека ушло под воду? Пожалуй, над этим стоит задуматься.
Источник
Остатки былой роскоши «Титаника»
Что же таится во мраке абиссали, где упокоились «надежда» и «триумф» пароходства «Уайт Стар Лайн» — растерзанный физическими силами «непотопляемый» «Титаник»? В каком состоянии увидели роскошные убранства Эдвардианской эпохи подводные исследователи, впервые заглянувшие в пустынные помещения «Титаника» в 1986 году? И какие удивительные находки были сделаны в последующие экспедиции? И что, как выяснилось, оказалось навсегда потерянным или уничтоженным? Ведь из бесчисленного количества дизайнерских изысков «Титаника» удалось найти и спасти от разрушения мизерную часть, другие элементы декора и разнообразие интерьеров сохранились лишь на чёрно-белых фотоснимках или вовсе ушли в небытие.
Парадные лестницы «Титаника»
Две роскошные дубовые лестницы – символ «плавучего дворца», без которого не обходится ни один кинофильм о «Титанике», а авторы книжных изданий с упоением описывают их до мельчайших деталей. Ручная резьба по дереву, кованые балюстрады, бронзовые херувимы на каждом лестничном пролёте, изысканный канделябр с имитацией свечей, знаменитые часы «Честь и Слава», а сверху вздымающийся стеклянный купол. Именно так выглядели элегантные лестницы, красотой которых пассажиры 1-ого наслаждались всего пять дней.
Вероятно, апрельской ночью на первых сотнях метров после финального погружения «Титаника», через разбитый стеклянный купол главной Парадной лестницы и разрушенный защитный кожух, всплыли несколько пролётов, остальные её части, попали в беспощадный водяной поток внутри остова, исчезнув навсегда в мусоре и осадке. Кормовой лестнице «повезло» гораздо меньше, оказавшись в зоне разлома, её фактически не стало. За исключением отдельных частей интерьера, которые всплыли на поверхность после разлома или из-за своей тяжести погрузились на океанический грунт. Некоторые из них извлекли на поверхность, другие же по сей день покоятся на дне Северной Атлантики.
Холл у Парадной лестницы (1995 год). Стальные колонны еще не потеряли дубовую отделку, а основания светильников, висящие на электрических проводах, колышет придонное течение. Фото (с) Earthship Productions
Металлический каркас лестницы. Большая часть стальной рамы лестничного марша между палубами «C» и «D» остается на месте, за исключением кормовой поперечной балки, которая отсутствует по правому борту. Это подтверждает теорию о том, что верхние лестничные пролеты всплыли через отверстие, которое раньше было закрыто куполом и защитным кожухом. Фото (с) Earthship Productions
Начало 1990-х. Позолоченные основания светильников, висящих в фойе Парадной лестницы, все лишены плафонов, которые не выдержали глубоководного давления и лопнули. Фото (с) RMS Titanic, Inc
1995 год. Телеуправляемый модуль «Snoop Dog» опускается в шахту Парадной лестницы. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox/Paramount Pictures
Черно-белая линолеумная плитка, уложенная на «розовый» слой магнезитового покрытия (он же « litosilo»), украшала вестибюль и фойе обеих лестниц. Вероятнее всего, с кормовой Парадной лестницы. Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition
2010 год. В поле «лёгких» обломков, позади носовой секции, были замечены перекрученные остатки канделябра с палубы «D», который, вероятно, был вынесена потоком воды из недр через вскрытую заднюю часть после удара корпуса «Титаника» об океанское дно. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Остатки круглого купола кормовой Парадной лестницы. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Бронзовый херувим с кормовой лестницы, вероятно, из пары, стоящей на палубе «С». Фото (с) IFREMER
Бронзовое основание для херувима с кормовой Парадной лестницы. Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition
Камбузы «Титаника»
«Камбузы на лайнерах класса «Олимпик» самые передовые в мире», — с восторгом отзывались о кухнях журналисты из «The Shipbuilder». И они ничуть не преувеличивали. В плане кухонных инноваций «Титаник» был лучшим из лучших: имелись отдельные помещения для очистки и помывки картофеля, мясной цех, комната с машиной для приготовления мороженого, самые большие в мире плиты с духовками и грилями, уникальная хлебопечь, позволяющая выпекать свежие мучные изделия круглосуточно. На палубе D между обеденными салонами 1-ого и 2-ого классов практически на всю ширину судна простиралось огромное кухонное пространство, включающее кладовые для приборов и посуды, буфеты, разделочные и сервировочные столы, мойки, помещения для угля, холодильные камеры и многое другое. Разлом «Титаника» пришёлся точно на кухонное пространство, расположенное между третьей и четвёртой трубами, в результате чего тысячи столовых приборов, фарфоровой и стеклянной посуды «дождём» посыпались на морское дно. Место скопления кухонной утвари исследователи негласно прозвали Hell`s kitchen («Адская кухня»). Большее их количество было извлечено на поверхность в ходе многочисленных французских экспедиций.
Закрытая банка с оливками, извлечена на поверхность в 1994 году. Давление вдавило пробку внутрь, что характерно для многих бутылок, поднятых со дна. К сожалению, резкое изменение окружающей среды — хранение в холодильной камере, ускорило разрушение восковой крышки и резиновой ленты и, в конечном итоге, внутрь банки попал воздух и оливки испортились. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Панель управления кухонной плитой. Фото (с) WHOI
Кофейник и чайник до реставрации и очистки. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Когда-то закупоренные бутылки вина лежали в деревянном ящике. В процессе разлома он выпал из недр «Титаника» на океанское дно. Ящик со временем исчез, а содержимое сохранило положение и форму. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Сложенные стопкой подносы, вероятно, находились в какой-то таре с открытым верхом, поскольку на посуде оказались кусочки угля. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Шкаф, в котором хранились сложенные формы для запекания, сгнил, но посуда по-прежнему аккуратно лежит стопкой. Фото (с) RMST/IFREMER
Глиняная плитка из камбуза, в которую «вросли» ложки и осколок от тарелки. Фото (с) RMST/IFREMER
Ресторан «А ля Карт» и кафе «Паризьен»
«Прекрасным дополнением стало кафе «Паризьен», объединённое с роскошным рестораном «А ля Карт». Впервые палубное пространство перед рестораном было использовано для лёгкого просторного кафе, что определённо является абсолютно новой возможностью на пароходах», — писал репортёр газеты Illustrated London News, которому накануне отплытия разрешили подняться на борт и сделать снимки интерьеров «Титаника». Солнечное кафе, расположенное по правому борту на палубе В, было выполнено в фахверковом (каркасном) стиле, где у стен находились столики с удобными плетёными креслами и стульями. Рядом располагался ресторанный зал, простирающийся на всю ширину судна.
Дизайн этого помещения был выполнен в изящном французском стиле Людовика XVI, где пассажиры первого класса могли трапезничать в полуприватной обстановке, наслаждаясь ужином, приготовленным по персональному заказу. А теперь о главном, что же произошло с этими помещениями после погружения кормовой части на дно Атлантики? По словам художника Кена Маршалла, в ходе экспедиции 2001 года была осуществлена попытка проникнуть в ресторан со стороны левого борта, но как оказалось, палубы А и В «схлопнулись» и представляли собой груду спрессованного металла. Со стороны правого борта, где располагалось кафе «Паризьен», подвести телеуправляемый робот не представлялось возможным из-за свисающих деформированных кусков обшивки. Что касается найденных артефактов, то в поле обломков вблизи кормы были обнаружены позолоченные настенные светильники из ресторана «А ля Карт» и сейф, предположительно находившийся внутри помещения. К большому сожалению, не сохранилось ни одного элемента из кафе «Паризьен».
Поднятый со дна поднос из ресторана «А ля Карт», который сверху накрывался прямоугольной крышкой с ручками. Фото (с) RMST/IFREMER
Трехрожковый настенный светильник из французского ресторана «А ля Карт», который украшал стенные панели зала, выполненные из орехового дерева. Обнаружен вблизи кормы. Фото (с) Photo Wang He/Getty Images
Оригинальный кусок древесины из французского ресторана, найденный судном «Миниа» на поверхности океана в 1912 году в ходе миссии по извлечению тел. Он является частью резной колонны с характерным декорированным переплетением. Фото (с) Jonathan Smith Collection
1986 год. Сейф, который был найден в поле обломков, недалеко от места разлома. Предположительно из ресторана. На снимке запечатлен момент, когда Роберт Баллард попытался открыть его «рукой» манипулятора аппарата «Алвин», но дверца не поддалась. Фото (с) WHOI
Пальмовый дворик или Кафе Веранда
Какая же судьба постигла знаменитый Пальмовый дворик или Кафе Веранду, которое фигурирует в нескольких эпизодах фильма Дж. Кэмерона? На самом деле ответ прост и однозначен: он разрушен, аналогично другим общественным помещениям, расположенным в кормовой части. Пальмовый дворик с большими панорамными окнами и экзотическими растениями располагался на палубе A, а лестница второго класса делила его на две зоны. Кафе для курящих на стороне левого борта служило как бы «продолжением» курительного салона 1-ого класса, куда вели вращающиеся двери. Правая половина – для некурящих пользовалась популярностью у женщин, особенно с детьми.
Собственно, о главном, что же произошло с просторным светлым помещением первого класса? После разрушительного падения кормы и удара о грунт, правая сторона оказалась фактически уничтожена: стены рухнули внутрь, потолок вывернулся наружу, а пол представляет собой огромную кучу обломков. Состояние Пальмового дворика на противоположной стороне не настолько плачевно: стены остались на месте, только провисла крыша (шлюпочная палуба). Среди многочисленных деформированных обломков, разбросанных вокруг кормовой части, в 1994 году на поверхность был извлечён каркас решётчатого окна. Также была обнаружена часть вращающейся двери, которую силой удара сорвало с креплений.
1985 год. Каркас арочного окна веранды в поле обломков. Фото (с) WHOI
Часть вращающейся двери, сорванная с креплений, которая находилась с левого борта и вела в курительный салон для джентльменов. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Верхняя часть каркаса окна в поле обломков (1994 год). Фото (с) RMS Titanic, Inc
Извлечённый на поверхность и отреставрированный каркас окна Пальмового дворика на экспозиции. Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition
Гимнастический зал
На шлюпочной палубе, под второй дымовой трубой, располагался знаменитый гимнастический зал, где пассажиры первого класса могли с пользой провести свободное время. Желающим улучшить свою физическую форму помогал опытный инструктор Томас Маккоули, предлагая испытать диковинные тренажёры – от электрического верблюда до электроконя. В ночь катастрофы в гимнастическом зале царило непривычное оживление – продрогшие от холода люди, грелись среди покинутых навсегда тренажёров. Здесь миллионер Джон Д. Астор отвлекал от дурных мыслей свою супругу Мадлен, демонстрируя наполнитель спасательного жилета, который он разрезал перочинным ножиком. В 1986 году состояние гимнастического зала было плачевным, но позже ситуация усугубилась. К 2000 году прогнившая крыша рухнула внутрь помещения, вероятно, из-за «схлопнувшихся» под залом шлюпочной и палубы А. На фотомозаике начала 2000-х годов через упавшую крышу можно разглядеть элементы деревянных панелей. «По состоянию на 2005 год стена гимнастического зала, обращённая к корме, находилась на прежнем месте, остальные упали на шлюпочную палубу. Обнаруженные ранее остатки тренажёров, теперь навсегда погребены под обломками помещения», — рассказывает историк Паркс Стивенсон.
Дверь и окно гимнастического зала, где отчётливо видны признаки разрушения стены. В настоящее время она обрушилась на палубу. (1986 год). Фото (с) WHOI
Мозаика гимнастического зала с видом в сторону кормы. Его состояние в 2000-х. Крыша уже рухнула, на стенах заметен деревянный декор, а кое-где даже белая краска. Фото (с) «Ghosts of the Abyss» expedition
2001 год. Наклоненный в сторону задней части носовой секции «Титаника» гимнастический зал, представляет собой руины, и только арочные окна еще сохранили свою форму. Фото (с) «Ghosts of the Abyss» expedition
Арочные окна разрушенного гимнастического зала в 2010 году (слева), справа картина Кена Маршалла, демонстрирующая состояние помещения в 1986 году. Фото (с) RMS Titanic, Inc, WHOI & Ken Marchall
Дверь, ведущая в гимнастический зал. На балке по-прежнему свисает табличка с надписью «GYMNASIUM». (1986 год). Фото (с) WHOI
Через арочное окно гимнастического зала виден рычаг от электрического «верблюда». Также видна проволочная сетка, которая закрывала приводной ремень, соединяющий механизм сиденья с мотором. (1986 год). Фото (с) WHOI
«Суперлюксы» или апартаменты с личным променадом
На палубе B, сразу за Парадной лестницей, по обоим бортам располагались самые дорогие апартаменты на «Титанике» (£870/$4,350 или же около 50 000 долларов в современном эквиваленте). Во время единственного трансатлантического рейса, каюты B-52, B-54, B-56 занимал Брюс Исмей, которому выпала честь поселиться в их вместо Джона Моргана. На противоположной стороне в апартаментах B-51, B-53, B-55 обосновалась семья Кардеза – мать Шарлотта с сыном Томасом. Каюты состояли из двух спален и гостиной, с уборной и гардеробной, расположенными между спальнями. Безусловно, уникальной особенностью «суперлюксов» был личный променад размерами 14,6 м х 4 м, куда пассажиры выходили из гостиной, чтобы насладиться видом через вертикальные раздвижные окна. У стены в гостиной находился электрический камин, с внешней стороны его украшала кованая решётка, а топка была облицована декоративными металлическими плитками.
Дизайн личных променадов был выполнен в фахверковом (каркасном) стиле Елизаветинской эпохи (16-17 вв.). Стену украшали декоративные тёмно-зелёные панели, а променад освещали двенадцать небольших светильников. Помещение было обставлено плетёной мебелью: столиками, двумя диванами, креслами, стульями и даже ротанговыми шезлонгами. В ходе экспедиции 1995 года в гостиной B-51 команду Джеймса Кэмерона поразил прекрасно сохранившийся элегантный камин. Спустя шесть лет режиссёр вновь вернулся к «Титанику», на этот раз осмотру подверглась анфилада кают Исмея, где группа исследователей обнаружила камин, выполненный в стиле Адама, остатки дубовой мебели и разрушенные панели на променаде. В настоящее время «суперлюксов» больше не существует.
Личный променад по левому борту, где отдыхал и встречал гостей управляющий директор компании «Уайт Стар Лайн» — Брюс Исмей. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox/Paramount Pictures
Одно из окон, выходящее на личную прогулочную палубу. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox/Paramount Pictures
Камин в каюте-люкс В-51, украшенный декором ручной работы. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox/Paramount Pictures
Призрачный свет прожекторов «Мира» освещает личную прогулочную палубу через вертикально-раздвижные окна. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox/Paramount Pictures
Мраморный камин с бронзовой отделкой, находившийся в гостиной Брюса Исмея (В-52), над ним висело большое зеркало, а по боком стояли два кресла. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox/Paramount Pictures
1995 год. Остатки элегантного электрического камина (каюта В-51), деревянные облицовочные панели еще сохранили частички белой краски. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox/Paramount Pictures
«Холодная» комната Турецкой бани
В рейтинге известности помещений «Титаника» знаменитая турецкая баня, вероятно, займёт почётное второе место, после Парадной лестницы первого класса. Именно по ней пассажиры спускались на палубу F, чтобы в полной мере оценить новомодное «развлечение» начала 20 века. Главной целью экспедиции 2005 года было проникновение в неизведанные недра судна в том числе и в турецкую баню. «Поддерживающая колонна, расположенная на нижнем лестничном пролёте, согнулась на 90 градусов, вероятно, из-за непосильного веса давящих на неё сверху палуб, к счастью, никаких препятствий у входа в «холодную» комнату не оказалось», — рассказывает историк Паркс Стивенсон. Сохранность знаменитой турецкой бани до глубины души поразила исследователей. Дверь в кладовую до сих пор украшает полукруглый позолоченный купол, который лишь слегка поблек и помутнел. Керамические плитки дизайнера Джона Чемберса-Пилкингтона с восточным названием — «Персидские» с левой стороны в непосредственной близости от вестибюля частично отлетели, несмотря на это большая часть уникальных изразцов ручной росписи по-прежнему украшают помещение. Остатками перевёрнутой мебели усыпан пол комнаты, а латунные люстры, повторяющие дизайн марокканских фонарей, почти столетие висят в нишах между деревянными панелями.
2005 год. По центру «холодной» комнаты можно увидеть сохранившуюся дверь, ведущую в подсобное помещение. На полу горками лежат остатки быстро разлагающихся материалов. Керамическая плитка даже спустя столетие не потеряла яркость и насыщенность красок. Фото (с) Earthship Productions
Турецкая баня, вид в сторону входа. Пол усыпан перевернутыми лежаками и креслами, а на дальней стене можно заметить питьевой фонтанчик. Фото (с) Earthship Productions
Сверху на ближнем плане видны остатки аппарата для взвешивания, рядом лежит покосившийся шкаф с ячейками для хранения ценностей. Фото (с) Earthship Productions
Позолоченный купол перед входом в подсобное помещение, где по-прежнему можно разглядеть декоративный узор, а внутренняя его сторона была украшена звёздами Давида. Фото (с) Earthship Productions
Одна из «марокканских» ламп, свисающая с потолка. Фото (с) Earthship Productions
Зал для приёмов
Зал для приёмов или же ресепшен на палубе «D» – элегантное светлое помещение длиной около 20 метров, обставленное плетёными креслами и диванами с цветочной либо узорчатой обивкой. В центре стену дымохода украшал большой французский гобелен, а особую яркость помещению привносили арочные витражные окна с цветной мозаикой, которые подсвечивались изнутри аналогично окнам в обеденном салоне. В ходе экспедиции 2001 года выяснилось, что зал для приёмов сохранился относительно неплохо, за исключением плетёных кресел, столиков, экзотических пальм и красного узорчатого ковра, который покрывал помещение во всю его длину. Это роскошное убранство превратилось в кучу грязи и мусора, устилающее пол. Кое-где на панелях из красного дерева по-прежнему сохранилась белая краска. Восьмиугольные позолоченные светильники свисают на проводах с потолка, где по сей день можно разглядеть элементы оригинального орнамента. Практически неповреждённые витражные окна из свинцового закалённого стекла до сих пор радуют глаз, как и сохранившаяся декоративная резьба по дереву вокруг стальных опор колонн.
Общий вид на зал для приемов. Удивительно, что витражные окна сохранились практически в первозданном виде. Окна были установлены за обшивкой судна. Днем свет в них проникал через два ряда иллюминаторов. А в ночное время они подсвечивались с помощью подсветки, которая имитировала дневной свет. Подсветка была размещена между окнами и бортом судна. Фото (с) Earthship Productions
Дверь с кованой решеткой, ведущая в зал для приёмов. Одна из немногих, которая в 2001 году еще оставалась в прежнем положении и сохранила деревянную отделку. Фото (с) Earthship Productions
Одно из восемнадцати разноцветных витражных окон из закалённого стекла, подсвеченное снаружи прожектором аппарата «Мир-1» под управлением А.М. Сагалевича. Фото (с) Earthship Productions
Одна из колонн на палубе «D», где можно разглядеть даже сохранившийся узор и белую краску. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox
Вид на потолок ресепшена и одну из колонн, где сохранилась деревянная отделка. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox
Каюта супругов Штраус (каюты С-55, С-57)
«Мы прожили вместе много лет. Куда пойдешь ты, пойду и я», — твёрдо ответила Ида Штраус, покинув шлюпку №8, а через некоторое время пожилую супружескую пару в последний раз видели, спокойно сидящими в шезлонгах, ожидая неминуемой смерти. Драматично-романтическая сцена была увековечена будущими поколениями режиссёров, художников и писателей. Джеймс Кэмерон не стал исключением, он не только включил данный исторический момент в фильм 1997 года (правда, в удалённой сцене), но и создал апартаменты главной героини, частично опираясь на дизайн кают С-55, С-57. В 2001 и 2005 годах Джейс Кэмерон не мог обойти стороной роскошные жилые помещения с гостиными, спальнями и уборными, расположенные по правому борту «Титаника» на палубе С.
Вход в каюту четы Штраус был частично засыпан остатками мебели и деформированными трубами, но телеуправляемый робот всё же смог проникнуть в гостиную, которая была оформлена в стиле Регентства — панелями из красного дерева с золотой инкрустацией, украшенные позолоченными светильниками, стилизованными под свечи. На противоположной стороне от входа, находился электрический камин с позолоченным резным орнаментом, над которым стену украшал уникальный в своём роде французский гобелен Обюссона. Примечательно, что во время одного из путешествий через Атлантику аналогичные каюты на «Олимпике», занимал Принц Уэльский Георг V. Позже в одном интервью, он заявил, что апартаменты были слишком пышными и роскошными даже для представителя королевских кровей.
Одна из самых известных кают «Титаника» — гостиная С-55, выполненная в стиле Регентства. Восхищение вызывают сохранившиеся позолоченные часы, крепко привинченные к каминной полке. В 2005 году чуть видимые заставшие стрелки часов вызвали горячие споры у экспертов, желающих установить точное время затопления каюты. С определенной долей вероятности можно сказать, что стрелки навечно замерли в интервале между 2:04 до 2:20 часов ночи. Фото (с) Earthship Productions
Окно в гостиной супругов Штраус — справа от камина, которое раньше украшали светлые шторки с цветочным орнаментом. Рядом с иллюминатором была стена, разделяющая гостиную от спальни, но беспощадная морская среда ее разрушила. Фото (с) Earthship Productions
Ручная отделка элегантного камина, украшенная позолотой, которая частично сохранилась. Фото (с) Earthship Productions
Часы, «утонувшие» в органическом осадке, вероятно, состоявшем из уничтоженного микроорганизмами гобелена и деревянной отделки. Они были окрашены в красный цвет, частички которой заметны на снимке крупным планом. Фото (с) Earthship Productions
Курительный салон первого класса
Ближе к полуночи в «джентельменском клубе» «Титаника» царило оживление. Компании мужчин увлечённо беседовали, за соседними столиками играли в карты, поодаль, уединившись, пассажиры первого класса читали книги. Никто из них не мог даже в страшном сне представить, что через два часа сорок минут от пышного атмосферного помещения, отделанного панелями из красного дерева, с подсвеченными изнутри витражами, с изображением античных персонажей и кораблей – не останется и следа. Разлом фактически «стёр» курительный салон первого класса: его потолок стал одним целым с полом, стены рухнули, а половина комнаты, которая находилась возле короба воздуховода, вовсе отсутствует. В ходе операций по подъёму артефактов, извлечённых на поверхность предметов из курительного салона, катастрофически мало – сорванный с потолка деформированный светильник и железное основание для стола.
Слева: основание одного из столиков курительного салона. Поднято на поверхность в 2000 году. Справа: однотипный столик в курительном салоне «Олимпика». Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition
Слева: вид на замаскированный витражами короб дымохода с левого борта «Олимпика». Справа: часть витража в поле обломков, вероятно, центральная. Фотография сделана в ходе экспедиции Роберта Балларда, в 1985 году. (с) WHOI
Слева: скрученная позолочённая люстра из курительного салона первого класса. Справа: аналогичная потолочная люстра с тремя плафонами в салоне «Олимпика». Фото (с) RMC Titanic, Inc/IFREMER recovery
Слева: фрагмент вентиляционной решётки из курительного салона первого класса. В каждом общественном помещении на судне были разнотипные вентиляционные решётки. Фото с экспедиции 1985 года (с) WHOI Справа: у пола можно заметить решётку аналогичного типа.
Обеденный салон первого класса
В обеденный зал пассажиры проходили через две дубовые двери, украшенные чугунными решетками с золоченым орнаментом. В этом просторном и светлом помещении, длина которого составляла 35 метров, могли разместиться 554 человека. Уникальным дизайнерским решением стали окна из закаленного свинцового стекла, за которыми скрывались два иллюминатора. Вечером они подсвечивались, создавая яркую дневную атмосферу. В 2001 году в ходе экспедиции Джеймса Кэмерона обеденный зал, расположенный на палубе D, был детально изучен. Несмотря на сорванные, либо покрытые ржавым осадком изящные двери, полное отсутствие мебели, за исключением нескольких одиноко стоящих чугунных основ столиков с фрагментами столешниц, мутные, но при этом отлично сохранившиеся витражные окна – помещение всё равно вызывает восхищение. Кованые дверные вставки, находящиеся по правому борту, были подняты на поверхность в 90-х годах, согнутая вторая их часть, а также одно из витражных окон до сих пор покоятся на месте крушения.
Экспедиция 2001 года. Знаменитое витражное окно, а справа можно заметить сохранившиеся ножки обеденного стола. Пол столовой устлан метровым слоем органического мусора. Фото (с) Earthship Productions 2001
Витражное окно, уже поднятое на борт научно-исследовательского судна. Фото (с) RMC Titanic, Inc/IFREMER recovery
Кованая решётка двери из обеденного зала первого класса, поднятая на поверхность в 90-х годах.
Экспедиция 2010 года. Выпавшее окно из обеденного зала, которое по сей день покоится на дне. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Слева: фрагмент линолеумной плитки из обеденного зала первого класса. Справа: для наглядного представления напольное покрытие наложено на снимок столовой «Олимпика». Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition
Гостиная первого класса
Между второй и третьей трубами располагалось светлое просторное помещение гостиной первого класса, интерьер которого не уступал дворцовому. Комната отдыха была доступна любому пассажиру, вне зависимости от его гендерной принадлежности. Солидное помещение площадью 18 на 19,2 метров было отделано дубовыми панелями, высота потолка составляла 3,7 м, у стены находился беломраморный электрокамин, украшенный сверху миниатюрной статуэткой богини Артемиды Версальской. Общий интерьер гостиной был выдержан в зелёных тонах, центр комнаты венчала электрическая люстра из бронзы и стекла, по периметру которой располагались 16 небольших подвесных ламп. Этому помещению также «не повезло» с месторасположением, после отделения кормы, палубы носовой части под второй дымовой трубой из-за удара о грунт «сложились» друг на друга, навсегда похоронив под собой комнату для отдыха. Отдельные части роскошного интерьера (решётчатые окна, статуя богини Артемиды, подсвечники), выпавшие из «рваной раны» «Титаника», были найдены в поле обломков.
Слева представлен сломанный и согнутый позолоченный подсвечник из лаунджа, поднятый со дна. Справа — аналогичный светильник, установленный в гостиной «Олимпика». Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition
Среди кусков угля можно увидеть статую богини Артемиды Версальской, которая загадочным образом исчезла со дна Атлантики. Фото (с) WHOI
Часть декоративной деревянной отделки, которая располагалась над входом в гостиную. Обломок, ставший прототипом «двери» из фильма Джеймса Кэмерона. Поднят из воды экипажем судна «Миниа» входе миссии по подъему тел из воды. Экспонируется в музее Галифакса. Фото (с) Flickr.com
1986 год. Центральная часть окна из гостиной, выброшенная в поле обломков из задней части носовой секции после ее падения на грунт. Фото (с) WHOI
Поле обломков
После разлома носовая часть «Титаника» длиной около 137 метров погрузилась на дно Атлантики «глядя» север, следом за ней в 600 метрах опустилась корма, а между ними, по словам доктора Роберта Балларда расположился «подводный музей», который мы привыкли называть «полем обломков». Большое количество, выпавших предметов, а также деформированных секций корпуса и обшивки сосредоточены вокруг разрушенной кормы. Кроме того, цельное поле обломков делится на несколько определённых зон, которые обусловлены размерами и массой выпавших предметов из недр лайнера. Непосредственно вблизи кормы сосредоточены лёгкие предметы или судовое оборудование, вылетевшие после удара о дно. Поодаль – зона обломков средней тяжести, здесь находятся котлы и цилиндры низкого давления. Данная область указывает на место, над которым «Титаник» разломился на части. Наконец, самые легкие объекты – личные вещи и погибшие люди плавно опустились на дно, рассредоточившись по всему полю обломков. В общей сложности все области простираются по морскому дну на милю. В начале 90-х годов поле было усыпано различными предметами, но по мере извлечения около 6000 артефактов в ходе французских экспедиций, количество предметов существенно убавилось, остались лишь куски угля, линолеумные плитки, разбитая посуда и перекрученные части обшивки.
Металлический каркас кровати для пассажиров первого класса. Фото (с) WHOI
Декоративный обогреватель, произведенный фирмой «Prometheus». По-видимому, он вылетел из каюты-гостиной капитана Смита после обрушения фок-мачты и гидродинамического удара, приземлившись на левой стороне колодезной палубы. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Часть двери с ручкой в поле обломков. Металлические предметы излучают мельчайшие электрические разряды, которые отпугивают подводных обитателей, питающихся древесиной и другой органикой, что объясняет сохранность деревянного фрагмента. Фото (с) RMS Titanic. Inc
Остатки палубной скамейки, вероятно, с кормовой секции. В центре лежит декоративная кованая опора второй скамейки, но без деревянных брусков. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Верхняя часть цилиндра низкого давления в поле обломков, вероятно, левого борта. Снимок сделан в 2004 году в ходе экспедиции Роберта Балларда. Фото (с) National Geographic
Личные вещи пассажиров
Из общего числа пассажиров «Титаника», четверть составляли весьма состоятельные люди первого класса, которые отправились в путешествие с внушительным количеством багажа. Некоторые счастливчики, к примеру промышленный магнат Джордж Вандербильт с супругой Эдит, 9 апреля отказались от рейса, но при этом их камердинер вместе с багажом были отправлены в Нью-Йорк. Ему не удалось спастись, а вещи мистера Вандербильта пошли ко дну вместе с «Титаником». После отдыха по экзотическим странам Шарлотта Кардеза, занимавшая апартаменты с личной прогулочной палубой по правому борту, везла с собой 14 сундуков, 3 ящика и 4 чемодана полных дорогих нарядов и аксессуаров. Также стоит упомянуть о знаменитом автомобиле «Renault» Уильяма Картера, которому посчастливилось сесть в шлюпку С рядом с Брюсом Исмеем. Позже страховая компания возместила владельцу ущерб за потерю автомобиля на сумму 5000 долларов.
В ходе экспедиции 2001 года телеуправляемый робот опускался через шахту грузового трюма №2 на Orlop Deck (нижнюю палубу), где среди кучи мусора и обломков исследователи обнаружили неопознанный объект, отдалённо напоминающий автомобиль. Вне зависимости от класса, многие пассажиры везли сувениры для своих близких, некоторые из них были найдены в поле обломков и извлечены на поверхность. В 1987 году команда французских исследователей обнаружила небольшую кожаную сумку, как оказалось, заполненную драгоценностями, золотыми часами и деньгами. По мнению историка Дона Линча, по всей видимости, это был грабёж «под шумок», т.к. украшения имели разную маркировку, а значит принадлежали не одному хозяину. По другой версии, драгоценности и деньги в одну сумку сложил главный казначей Хью МаКэлрой, чтобы позже раздать хозяевам, но по понятным причинам этого не произошло.
Сумка с ценностями и монетами, найденная в поле обломков 1987 году. Фото (с) IFREMER/RMST recovery
Щетка для обуви. Извлечена на поверхность в 1987 году. Находилась в кожаной сумке.
Котелок одного из пассажиров, предположительно, первого класса. Обнаружен в 1993 году. В ходе экспедиции было извлечено несколько мужских котелков, но один из них рассыпался еще в подъемной корзине. «Переживший» извлечение головной убор, экспонируется в США. Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition
Мужская пара обуви в отличном состоянии, обнаруженная в одном из кожаных чемоданов. Фото (с) Gettyimages.com
Мужской бритвенный станок «Gillette» с лезвиями и коробочкой для них. Извлечены в 1987 году. Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition
Апартаменты пассажира I класса Генри Харпера, где на куче «мусора» возвышается котелок, оставленный более 90 лет назад в каюте D-33. Фото (с) Earthship Productions 2001
Кожаный чехол с несколькими пузырьками духов пассажира I класса Адольфа Саалфельда в первозданном виде. Из 65 стеклянных образцов с запахами розы, фиалки и лаванды, сохранились 62 пробника духов. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Зеркало и расчёска, извлечённые в 1993 году в ходе французской экспедиции. Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition.
«Внезапно мой взгляд привлекли женские туфельки, лежащие друг напротив друга, около которых в иле находились несколько расчёсок. Чуть поодаль покоились ботиночки меньшего размера, вероятно, принадлежащие ребёнку, и маленькое зеркало. Несомненно, эти предметы на дне оказались рядом не по счастливой случайности, вероятно, это место стало семейной могилой матери и дочери», — вспоминал Роберт Баллард.
«Титаником» восхищались пассажиры всех классов, гордились судостроители, а в итоге великий лайнер стал стальной крышкой гроба для сотен обреченных. Дорогая мебель из ценных пород дерева в роскошных каютах сломана, растерзана погружением и изъедена подводными микроорганизмами. В недрах остова царит неописуемый хаос: трубопроводы обрушены, электрические провода вырваны из переборок и свисают, стены кают и коридоров сдавлены или разрушены до основания, внутреннее убранство «смыто» беспощадными потоками воды, которые сносили все на своем пути. Пол на неспресованных палубах устлан слоем осадка из тяжелого мусора. Сейчас, вероятно, спустя 107 лет после крушения, остатков того убранства, которые снимали камеры телеуправляемых модулей несколько десятилетий назад, уже практически нет. И с каждым годом его становится все меньше, а через некоторое время от «Титаника» останется только стальной «скелет».
Источник