Перед причастием можно попить вода

Сын пьет воду перед Причастием. Что делать?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Вопрос читателя:

Мой сын вдруг решил, что перед Причастием можно пить воду, в этом ничего страшного нет, если сделаешь несколько глотков. На мои доводы, что так рекомендовано церковью он не реагирует, и отвечает, что рекомендация — это не закон и к исполнению необязательна. Требует, чтобы я доказал ему, что это нельзя, а я не знаю как. Сыну 29 лет.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!

Перед причастием взрослые люди (не младенцы) не пьют и не едят из особого отношения к Телу и Крови Христовым, Которые мы вкушаем во время Таинства Евхаристии. То, что причащаться можно только натощак, сказано в правилах Карфагенского и Трулльского соборов.

В целом же Вы можете посмотреть в интернете следующие церковные правила, в которых говорится о подготовки ко Причащению, и сослаться на них:

Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е;
свт. Никифора Исповедника 9-е;
Тимофея Александрийского 5-е;
I Вселенского Собора 13-е.

9 правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи.

29 лет — это уже взрослый человек, который сам отвечает за себя и свои решения перед собой и Богом. Думаю, следует напомнить молодому мужчине об этой его ответственности. И пусть он решит этот вопрос со своим духовником и лично для себя поймет, что его толкает выпивать этот стакан воды перед Причастием. Что он хочет кому-то доказать? Почему не хочет проявить того почтения, к которому нас призывает Церковь и которое так естественно для христианина? Может быть, эти вопросы к самому себе помогут сыну понять, какие противоречия разъедают его изнутри и на какие вопросы пришло время найти ответы.

Молитесь крепко за сына. И помоги Вам Бог!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Источник

Вопросы священнику

Здравствуйте, батюшка. Я решаю вопрос трудоустройства.
Очень важно для меня,каково отношение православной Церкви и лично Ваше к методам репродуктивных технологий- в частности экстракорпоральное оплодотворение? Благодарю.

Ответ:
Приветствую, Ирина.
Вот что сказано в главе XII Проблемы биоэтики Основ социальной концепции РПЦ: «Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей».

Таким образом ЭКО возможно лишь в одном случае — в случае возможности проведения его с клетками обоих супругов и никак иначе. В остальных случаях — это осуждается.
Храни Вас Господь.

Добрый день, батюшка. Прочитал в «Настольной книге для монашествующих и мирян» наставление Оптинского старца о.Иосифа: «Пример Господа Иисуса Христа показывает нам, с какой кротостью и терпением должны мы переносить погрешности человеческие, и если мы не начальствуем над людьми, то должны равнодушно взирать на зло». Невольно это наставление сравнивается с празднуемым сегодня (11.09) событием, когда Иоанн Креститель, напротив, обличил Ирода. А как реагировать на зло мне, неначальствующему? Спаси, Господи.

Не совсем понятно, что Вы подразумеваете под словом «зло» в данном контексте.
Вряд ли в жизни Вы сталкивались с таким случаем проявления зла в мире, в котором Ирода обличил Предтеча.
Если вопрос касается защиты нашей веры и всего, что относится к области духовной, то здесь мы должны быть непреклонны и бороться с такими проявлениями, но методами дозволенными, не переходя границы нравственности и морали.
Если вопрос касается проявления недовольства к нам со стороны нас окружающих (а это в нашем понимании тоже можно назвать злом), то здесь нужно рассмотреть причины происшедшего, нет ли в том нашей вины и т.п. Это вопрос более тонкий и однозначно на него ответить нельзя, не разобравшись в сути.
Храни Вас Господь.

Здравствуйте!
Разрешите, пожалуйста, мои сомнения. Нужно ли терпеть домашнее насилие, только чтобы сохранить семью? Воспринимать ли оскорбления, угрозы и рукоприкладство мужа как свой крест? Не будет ли развод проявлением эгоизма, желанием легкой жизни?

Ответ:
Приветствую, Елена.
Домашнее насилие терпеть нельзя, если это действительно насилие со стороны мужа, и если в том нет никакой Вашей вины.
Храни Вас Господь.

Здравствуйте. Посоветуйте как мне быть. С мужем живем в браке 24 года, дочери 22 года, 7 лет назад узнала, что у него есть сын «на стороне». В измене виноваты оба, попыталась его простить, из семьи уходить не хотел. Я понимала, что он ребенка не оставит, но просила его, чтобы это не отражалось на нашей семье. Он конечно обещал,но я периодически узнаю, что он привозит ребенка (ему уже 9 лет) в наш загородный дом в мое отсутствие, ездит с ним в гости к родственникам,хочет чтобы я с ним начала общаться, но мне это очень неприятно. Как мне поступить в отношениях с мужем и объяснить ему, что ребенок — это постоянное напоминание о его измене и приводить его в нашу семью не надо. Помогите советом. Спасибо.

Ответ:
Приветствую, Елена.
Я не совсем понял из Вашего вопроса некоторые моменты. Вы простили своему мужу измену или нет? Каковы сейчас отношения Ваши с ним? Что он обещал Вам? Если Вы простили его, и он пообещал Вам впредь не совершать подобного, то положитесь на Бога и не терзайте себя более. Сына все равно Ваш муж не оставит, ведь это его чадо, и он, по-видимому, любит его. Придется Вам с этим смириться и принять это как данность. Ребенок не виноват ни в чем, и не должен он страдать от отсутствия внимания отца, путь даже и отец у него поступил неправильно когда-то.
Храни Вас Господь.

Здравствуйте,батюшка.
Помогите, пожалуйста, советом.
Моего сына зовут Максим, крестили мы его в 7 лет — так уж получилось, мы случайно узнали что, ребенок был крещен в раскольнической украинской церкви.
Святой отец РПЦ сказал, что ребенок считается не крещеным и нужно окрестить его в православной церкви.
Как только я узнала, то на следующий день мы быстро окрестили сына (ребенок болел очень на тот момент).
Почему-то мне все говорили и советовали, что сыну обязательно нужно дать другое имя — так принято.
Не знаю, почему я не посоветовалась со священником на эту тему — но при крещении указала для сына имя Александр.
Сейчас уже, спустя некоторое время, я узнаю, что это оказывается Грех, называть сына при крещении другим именем. Я очень расстроена — не знала что так делать нельзя.
Подскажите, как быть и что делать в такой ситуации с именами?
(После крещения, уже к вечеру ребенку стало значительно легче, начал играть и прошли боли — болезнь как будто отступила. Надеюсь очень, что так будет и дальше и сын выздоровеет).
Спасибо.

Ответ:
Приветствую, Ирина.
Что сделано, то сделано. Не вините себя. Вы же сделали это не из плохого умысла, а по незнанию своему. Но впредь не стоит слушать разных людей, а следует советоваться только со священником.
Благослови Господь и Вас и Вашего сына.

Источник

Таинство причащения.
Часть 3. Как готовиться к причастию

Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

«Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». – «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными» [1] .

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик. «Были два брата по духу – диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к святым тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, – до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: “Прости и благослови меня, отец мой!” Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: “Что все это значит?” И он рассказал: “Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня”. Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк. 6: 37)» [2] .

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

Источник

Читайте также:  Пдк вода хозяйственно бытового назначения
Оцените статью