- Перерасчет платы за коммунальную услугу по показаниям ИПУ нужно сделать, даже если потребитель не сдавал показания в УК более 8 месяцев
- Перерасчеты за воду при одпу
- Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 ноября 2017 г. № 50534-ОГ/04 Об оплате управляющей организацией превышения объема коммунальной услуги, предоставленного на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме
- Обзор документа
- Должна ли УО делать перерасчёт платы за коммунальные ресурсы на СОИ
- По общему правилу расчёт платы за КР на СОИ делается исходя из нормативов с последующим перерасчётом
- Порядок перерасчёта платы за КР на СОИ по показаниям ОДПУ изложен в проекте постановления Правительства РФ
- Органы ГЖН и суды требуют от УО делать перерасчёт платы за КР на СОИ согласно рекомендациям Минстроя РФ
- Делать перерасчёт платы за КР на СОИ не нужно при наличии в доме АИИС или решения ОСС
Перерасчет платы за коммунальную услугу по показаниям ИПУ нужно сделать, даже если потребитель не сдавал показания в УК более 8 месяцев
design.isaeva@gmail.com / Depositphotos.com |
Исполнитель коммунальных услуг обязан пересчитать размер платы за коммунальную услугу за тот период, по которому плата начислялась без учета показаний ИПУ, данная обязанность возникает тогда же, когда исполнителю стали известны актуальные показания счетчика, в том числе после проверки исполнителем показаний ИПУ (Определение Верховного Суда РФ от 26 августа 2019 г. № 302-ЭС19-14339).
На это сослались суды, отказывая управляющей организации в оспаривании предписания органа ГЖН. Предписание было выдано по итогам внеплановой проверки УК, а поводом к проверке стала жалоба потребителя на неправомерные действия УК.
Выяснилось, что потребитель перестал отсылать в УК показания своего счетчика ХВС с октября. УК — исполнитель коммунальных услуг – три месяца начисляла ему «по среднемесячному потреблению», затем – по нормативу потребления. Летом следующего года УК провела технический осмотр инженерных систем ХВС, в ходе технологического осмотра зафиксировано, что ИПУ ХВС опломбирован, сняты текущие показания на момент осмотра прибора учета. Однако делать какой-либо пересчет потребителю, исходя из «обнаруженных» летом показаний ИПУ, управляющая компания отказалась. На эту ошибку и указало спорное предписание ГЖН.
Суды всех инстанций согласились с надзорным органом:
- согласно п. 84 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, при непредставлении в УК потребителем показаний ИПУ в течение 6 месяцев подряд, УК не позднее 15 дней по истечении этого 6-месячного срока обязана осуществить проверку (проверить достоверность представленных потребителем сведений о показаниях ИПУ) и снять показания прибора учета;
- а согласно п. 61 указанных Правил, если в ходе такой проверки будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между обнаруженными показаниями проверяемого ИПУ и тем объемом коммунального ресурса, который был использован при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то УК обязана произвести перерасчет и направить потребителю либо требование о внесении доначисленной платы, либо уведомление о размере переплаты;
- перерасчет производится исходя из снятых УК в ходе проверки показаний проверяемого ИПУ;
- при этом излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов;
- следовательно, в рассматриваемом случае УК должна была пересчитать потребителю размер платы за ХВС сразу после снятия фактических показаний приборов учета и достоверного установления сведений об объеме индивидуального потребления. Моментом наступления обязанности УК произвести спорный перерасчет является дата фактического снятия показаний в день июньской проверки.
Верховный Суд РФ согласился с указанной позицией и отказал в передаче дела на пересмотр.
Источник
Перерасчеты за воду при одпу
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 ноября 2017 г. № 50534-ОГ/04 Об оплате управляющей организацией превышения объема коммунальной услуги, предоставленного на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме
Вопрос: В соответствии с частью 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, учитывается плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Размер такой платы определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления и по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ.
Прошу пояснить каким нормативным актом предусмотрен соответствующий порядок перерасчета?
Ответ: Департамент жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России в пределах своей компетенции рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Порядок перерасчета коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме определен действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 — 14 приложения № 2 Правил № 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Пунктом 45 Правил № 354 предусмотрено, что если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 Правил № 354, за такой расчетный период потребителям не начисляется.
Таким образом, исходя из действующего законодательства, плата рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Расчет производится следующим образом:
— снимаются показания общедомовых приборов учета,
— считается объем услуг по индивидуальным счетчикам,
— находится разница между общим и индивидуальным потреблением,
— полученная разница сравнивается с нормативом потребления.
Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив, превышение оплачивает управляющая организация.
Если разница меньше, то начисление производится по фактическому объему потребления.
На основании вышеизложенного, размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оплачивает управляющая организация.
В своих письмах Минстрой России дает разъяснения по применению правовых норм, регулирующих работу определенной отрасли, то есть излагает свою экспертную позицию относительно конкретной правовой нормы.
Позиция Минстроя России, изложенная в ответах заявителям, является аргументацией, а не вещественным доказательством при разрешении спорных вопросов между участниками отношений, а органы судебной власти, в силу их независимости, самостоятельно осуществляют оценку и толкование правовых норм.
Таким образом, письма Минстроя России не являются нормативными правовыми актами и содержащиеся в них разъяснения законодательства носят исключительно рекомендательный характер.
Минстрой России приносит свои извинения за задержку ответа.
Директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства | Е.П. Солнцева |
Обзор документа
Объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
Сообщается, что в таких случаях размер превышения оплачивает управляющая организация.
Источник
Должна ли УО делать перерасчёт платы за коммунальные ресурсы на СОИ
В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» наш постоянный эксперт Елена Шерешовец рассказала, должна ли управляющая организация делать собственникам корректировку платы за КР на СОИ при наличии в доме общедомового прибора учёта, могут ли её обязать это сделать и как этого избежать.
По общему правилу расчёт платы за КР на СОИ делается исходя из нормативов с последующим перерасчётом
Глава Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1», практикующий юрист Елена Шерешовец подробно объяснила, когда и как УО должна делать перерасчёт внесённой собственниками платы за КР на СОИ, разобрала формулы расчётов и дала советы, как управляющим организациям и ТСЖ избежать такой обязанности:
Плата за КР на СОИ в домах, где установлены общедомовые приборы учёта коммунальных ресурсов, рассчитывается по общему правилу, которое зафиксировано в ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ. В этой норме законодательства закреплено, что ежемесячный расчёт платы ведётся исходя из установленного в регионе норматива потребления соответствующего виде коммунального ресурса, показания ОДПУ при этом не учитываются.
Объём КР на СОИ при этом, который распределяется между собственниками в соответствии с их долями в общем имуществе, определяется как произведение норматива на общую площадь помещений, входящих в состав ОИ дома:
Норматив при расчётах за КР на СОИ согласно ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ применяется ежемесячно даже несмотря на наличие ОДПУ.
Порядок перерасчёта платы за КР на СОИ по показаниям ОДПУ изложен в проекте постановления Правительства РФ
Во второй части правила, изложенного в ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, указано, что показания общедомового прибора учёта применяются при проведении корректировки внесённой собственниками платы за период.
УО ежемесячно выставляет плату собственникам за ресурсы, потреблённые при использовании и для содержания общего имущества, исходя из установленного норматива, но раз в какой-то период делает перерасчёт платежей исходя из показаний ОДПУ.
При этом в ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ есть важное указание на порядок такого перерасчёта: в соответствии с постановлением Правительства РФ. Но, как отметила эксперт, на данный момент ни в одном нормативно-правовом акте не закреплён такой порядок. В 2017 году был создан проект нового постановления с изменениями в ПП РФ № 491, одно из которых предполагает дополнить его формулами перерасчётов, в том числе корректировки КР на СОИ в соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ. Но проект постановления до сих пор не утверждён.
Принцип проведения перерасчёта КР на СОИ, изложенный в этом документе, достаточно прост: жители дома в течение года рассчитываются за ресурсы, потреблённые на содержание общего имущества, по нормативу с июля одного года по июнь следующего, а затем УО делает корректировку внесённой платы исходя из показаний ОДПУ. Формула для этого сложна для восприятия:
Елена Шерешовец упростила эту формулу и рассказала на примере, как планируется производить перерасчёт платы КР на СОИ согласно проекту постановления Правительства РФ:
При этом эксперт заострила внимание на одном важном нюансе. Объём корректировки может быть:
- Положительный, если жители дома потребили КР на СОИ больше, чем было заложено в норматив.
- Отрицательный, если в доме потребление ресурсов на содержание общего имущества меньше нормативного.
В проекте постановления Правительства РФ указано, что в первом случае УО не проводит доначисление, перерасчёт равен нулю. В случае отрицательного объёма собственникам необходимо вернуть переплаченные за КР на СОИ суммы. Следовательно, УО делает корректировку платы за такую услугу только в случае её уменьшения для собственников. Подробнее об этих двух ситуациях узнайте, посмотрев видео.
Органы ГЖН и суды требуют от УО делать перерасчёт платы за КР на СОИ согласно рекомендациям Минстроя РФ
Порядок перерасчёта платы за КР на СОИ, изложенный в проекте постановления Правительства РФ, пока не утверждён. Но, как указала Елена Шерешовец, органы Госжилнадзора и суды уже требуют от управляющих организаций пользоваться этими нормами.
Происходит это потому, что аналогичную позицию по корректировке платы за КР на СОИ высказал Минстрой РФ в письме от 15.10.2018 № 41911-МГ/06. Ведомство указало на то, что если фактическое потребление КР на такие цели за период было меньше нормативного, то УО обязана вернуть собственникам переплату. Если объём потребления по ОДПУ превысил норматив, то делать доначисления нельзя.
Несмотря на то, что письма ведомства носят рекомендательный характер, указанное письмо уже легло в основу предписаний органов ГЖН и решений судов. Так, в деле № А46-557/2019 ВС РФ, ссылаясь на письмо Минстроя РФ, подтвердил законность требований Госжилинспекции и обязал УО провести корректировку платы за КР на СОИ в сторону уменьшения (определение ВС РФ от 10.01.2020 № 304-ЭС19-25414).
Делать перерасчёт платы за КР на СОИ не нужно при наличии в доме АИИС или решения ОСС
Для управляющих организаций и ТСЖ ситуация с перерасчётом платы за коммунальные ресурсы, использованные в целях содержания общего имущества, складывается не лучшим образом. Если в доме объём КР на СОИ превышает нормативный, то разницу оплачивают УО и ТСЖ, перераспределить сверхнорматив на собственников по итогам перерасчёта по общему правилу ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ нельзя.
Однако эксперт указала на два исключения из правила, которые указаны в этой норме законодательства и которые освободят УО и ТСЖ от необходимости проводить корректировку платы за КР на СОИ:
- В доме установлена автоматизированная информационно-измерительная система учёта потребления коммунальных ресурсов (АИИСУ), которая позволяет одномоментно снимать данные со всех приборов учёта, установленных в доме.
Расчёт платы за КР на СОИ всегда производится исходя из показаний, снятых такой системой:
При наличии в доме АИИС весь потреблённый объём ресурса распределяется между собственниками.
- Собственники помещений на общем собрании при отсутствии в доме АИИС утвердили расчёт платы за коммунальные расходы на СОИ, исходя из показаний общедомового прибора учёта.
Такое решение принимается на ОСС простым большинством голосов: 50%+1 от числа голосов собственников, присутствовавших на собрании. Если такое решение принято, то УО распределяет весь объём КР на СОИ согласно показаниям ОДПУ на собственников сразу:
Но, как указала эксперт, УО должна учитывать один нюанс: подобное исключение из общего правила можно применить только в тех домах, где перечень работ и услуг по договору управления превышает минимальный, указанный в ПП РФ № 290. Почему – узнайте из выпуска онлайн-журнала.
Елена Шерешовец рекомендовала УО и ТСЖ пользоваться двумя исключениями из общего правила, чтобы избежать ситуаций, когда орган ГЖН или суд потребуют от них сделать собственникам перерасчёт платы за КР на СОИ по алгоритму, указанному в письме Минстроя РФ и в не утверждённом до сих пор проекте постановления Правительства РФ.
Остались вопросы? Нужны пояснения или инструкции по применению законодательства в сфере управления многоквартирными домами? Вступайте в Ассоциацию «Р1» и получайте разъяснения НПА и рекомендации от ведущих экспертов в сфере ЖКХ. Больше информации вы найдёте на сайте «Р1».
Источник