Перевозка транспорта по воде

Особенности перевозок по воде, виды водного транспорта

Одним из типов современного транспорта является водный. Он передвигается по воде – океанам, морям, достаточно глубоким рекам, может перевозить людей, багаж и грузы.

Главные достоинства перевозок по воде

Самые быстрые современные корабли уступают по максимальной скорости передвижения лучшим современным самолётам, но вместимость водного транспорта выше, чем авиационного. Кроме того, на палубе корабля можно провозить очень габаритный груз, который не поместиться в самолёт.

Корабли появились на несколько столетий раньше, чем самолёты. Длительное время они использовались не только для перевозки путешественников, но и для ведения войн. В нынешнем же веке плавучие средства применяют для перевозки угля, нефтепродуктов, зерна, железной руды, многих других веществ и вещей, а также для пассажироперевозок. Большинство грузов перед погружением на борт корабля (или в его трюм) упаковывают в специальные контейнеры.

Виды водного транспорта

Существует две основные категории: грузовой и пассажирский.

Наиболее распространёнными видами современного морского транспорта являются:

  • контейнерные и рефрижераторные суда;
  • балкеры и танкеры;
  • ролкеры и паромы;
  • каботажные и круизные суда;
  • буксиры и баржи.

Основные виды речного транспорта это:

  • технические суда (специальные, обслуживающие, вспомогательные, обстановочные, земснаряды);
  • транспортные суда (грузовые, пассажирские, буксирные).

Балкеры предназначены для перевозки зерна и других сыпучих грузов. А в танкерах перевозят жидкие вещества – а именно сжиженный природный газ, нефтепродукты, химикалии. Суда рефрижераторные эксплуатируют для транспортировки мяса, рыбы и других продуктов, которые надлежит хранить при определённой температуре.

Ролкеры применяют для перевозки колёсного транспорта – легковых и грузовых автомобилей, железнодорожных вагонов. В их конструкции предусмотрена возможность несложного закатывания и выкатывания перевозимого транспорта в порт.

Суда каботажные нужны для торговли в границах острова или континента. А на паромах перевозят пассажиров и их багаж с одного берега к другому.

Паромы зачастую работают по строгому расписанию, а в островных городах нередко являются основным видом транспорта. Речной паром используется для перевозки пассажиров с одного берега на другой, а также для транспортировки техники и грузов.

Круизные суда предназначены для перевозки нескольких десятков, а то и сотен туристов по определённому маршруту. Суда этого типа оснащаются всем тем, что поможет развлекать пассажиров в пути — библиотекой, спортзалом, бассейном, бильярдной, казино. Ежегодно суда круизные перевозят в своих каютах несколько тысяч людей.

Ну а суда-буксиры пригодятся в море тогда, когда необходимо транспортировать другие корабли, временно утратившие свои ходовые качества туда, где их починят или разберут на запчасти, а также для транспортировки несамоходных судов (например, лихтеров).

Буксиры-толкачи используются на реках для транспортировки несамоходных барж.

Статья подготовлена специалистами проектного-конструкторского бюро водного транспорта ОАО «Белсудопроект».

Источник

Особенности грузоперевозок речным транспортом

Среди современных способов доставки грузов неизменной популярностью пользуется и классический вариант грузоперевозок посредством водного сообщения, в частности речным транспортом. Грузоперевозки, осуществляемые по естественным водным путям, таким как реки и озёра, а также искусственным, к которым относятся каналы и водохранилища, по сей день занимают свою нишу в транспортной системе страны, несмотря на большую эффективность авиа- и автоперевозок. Доставка грузов по воде – это самый древний, а в прошлом и вовсе единственный метод транспортировки грузов разного рода, по которым данный вид услуг и сегодня не утратил актуальности.

Правила перевозки грузов речным транспортом.

Прежде всего, речные перевозки в России обязаны существованием богатейшей сети сообщающихся водных артерий. Было бы неразумно не использовать естественные пути транспортного сообщения, ведь такой способ перемещения объектов по воде очень выручает, если нет необходимости в быстрой доставке, а получатель находится недалеко от реки. Например, рационально применять данный метод трансфера с целью доставки строительных материалов, насыпных грузов, нефти, нефтепродуктов и прочих объектов, которые нетребовательны к условиям содержания и не привязаны к определённым срокам поставки.

Также грузоперевозки внутренним водным транспортом могут быть частью мультимодальных транспортировок, когда транспортных средств, перевозящих один и тот же товар больше одного. Главную роль в востребованности водного типа трансфера играет дешевизна, поскольку по другим критериям речные перевозки явно проигрывают. Но даже с учётом имеющихся недостатков, в числе которых также сезонность услуги, этот способ всё ещё имеет спрос, и государство планирует развитие отрасли в ближайшие годы.

Нормативная база

Как и порядок осуществления трансфера любым другим видом транспорта, речные грузоперевозки также регламентированы законодательством. Новые положения мало чем могут удивить и не разительно отличаются от существовавших ранее. Касаемо планирования совершенствования отрасли в феврале 2016 года утверждена стратегия развития внутреннего водного транспорта на срок до 2030 года (Распоряжение №327-р). Документ повествует о необходимости принятия мер, способных вывести речные грузоперевозки на новый уровень. Планы, конечно, далеко идущие, но с учётом нынешнего состояния судоходства, в том числе большого износа флота, мгновенное перерождение отрасли маловероятно.

Нормы, чётко прописанные в действующих государственных постановлениях, предъявляют требования к организации процесса трансфера, а также определяют права и обязанности сторон при доставке грузов речным транспортом. Организация деятельности в сфере речных грузоперевозок в России регулируется правовыми актами органов власти. На сегодняшний день действительны следующие правовые документы, основные и смежные, согласно которым выполняются все трансферы водным транспортом:

  • Кодекс внутреннего судоходства (с изменениями согласно Федеральному закону от 29 декабря 2017 года);
  • Правила перевозок на речном транспорте, освещённые правительственным постановлением РФ N72 от 06.02.2003 в редакции 14.05.2013;
  • Правила РРР (Российского речного регистра) издания 2015 года;
  • Положение об эффективной, экологически безопасной организации внутреннего водного транспорта «Белой книги» ЕЭК ООН (европейский стандарт речного судоходства);
  • Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002г. N 184-ФЗ (с правками от 05.04.2016г.), поясняющий требования технических регламентов относительно груза, его упаковки и тары;
  • Правила перевозки опасных грузов. Статья 11.14 КоАП РФ «Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов» предполагает привлечение к ответственности за несоблюдение установленных норм.

В большинстве своём сегодня действуют всё те же порядки организации внутреннего судоходства, что и много лет назад, хотя они и подвергаются периодической корректуре правительством РФ. Полномочия обновлять и дополнять Правила, касающиеся речных грузоперевозок, имеются у Министерства транспорта России. Отчётность предпринимательской деятельности регулируется законодательством и контролируется Федеральными органами исполнительной власти.

Требования по правилам перевозки грузов речным транспортом

Любые виды трансфера, в том числе и речные перевозки грузов, предполагают выполнения определённых условий, прописанных в законодательстве государства. Требования направлены на обеспечение безопасности процесса, сохранности перевозимых товаров, соблюдения сроков доставки и предъявляются как к транспортному средству и его обслуживающему персоналу, так и к самому объекту транспортировки, его упаковке, креплениям, таре и т. д.

Правила перевозки грузов речным транспортом и смежные нормативные документы освещают распоряжения, касающиеся условий организации процедуры доставки.

Требования к транспорту

Судно, которое перевозит груз должно быть полностью в исправном состоянии и соответствовать принятым нормам. Перед отправкой транспортное средство (ТС) осматривается для допуска к движению. В соответствии с Кодексом судоходства, Правилами провоза грузов внутренним транспортом предусмотрено соблюдение следующих основных условий:

  • Подавать ТС под погрузку следует после выполнения его осмотра на предмет любых неисправностей механизмов, разгерметизации в конструкции и устранения всех возможных неполадок;
  • Проверке перед погрузкой подлежат также все крепления, замки, пломбы на контейнерах, площадки для размещения груза;
  • Заблаговременно обеспечивается чистота всех помещений на судне, а также контейнеров, платформ и т. д.;
  • На ТС должны быть в наличии планы эвакуации, а также размещения грузов;
  • При перевозке опасных грузов судно маркируется спецзнаком, означающем транспортировку груза определённого класса опасности.

За сутки до того, как речной транспорт будет в порту, отправителей и получателей уведомляют для их своевременного прибытия на место со всеми необходимыми документами. За 6 часов заказчики оповещаются о старте процесса погрузки или выгрузки товаров.

Требования к упаковке и таре

Для обеспечения сохранности грузов и исключения возможных споров заказчика с перевозчиком при повреждении товара во время транспортировки следует внимательно отнестись к защитной упаковке. У законодательства на этот счёт также имеются требования:

  • Необходимо обеспечить груз надёжной, качественной упаковкой, подходящей его специфике;
  • Для определённых объектов перевозки требуется вентилируемая тара, во всех остальных случаях важна герметичность упаковки;
  • Материалы, из которых изготовлена тара, должны отвечать экологическим нормам;
  • Маркировка упаковочных средств и ёмкостей выполняется в соответствии с принятыми стандартами;
  • К маркировке опасных грузов предъявляются особые требования. Она должна нести информацию о классе опасности содержимого тары, категорию груза, а также указывать на необходимые действия по обеспечению безопасности в случае непредвиденных обстоятельств с нарушением упаковки и пр.

Отправитель обязан привести груз в надлежащее состояние соответственно всем стандартам, Правилам перевозок плавательными средствами, нормам по ГОСТу и остальным законодательным предписаниям.

Требования к размещению грузов на судне и разгрузке

Правила касаются и моментов погрузки, закрепления объектов перевозки, а также разгрузке в пункте назначения. Особое внимание следует уделить качественному закреплению груза, поскольку он может при трансфере не только самовольно уйти в свободное плавание, но в определённых случаях и загрязнить окружающую среду, нанеся вред представителям флоры и фауны, а также материальный ущерб в виде штрафа участникам процесса. Для опасных грузов применяются специально предназначенные ёмкости, но и при соблюдении всех условий упаковки следует проявить особую бдительность при их транспортировке. Среди требований относительно к размещению грузов следующие условия:

  • Погрузка и распределение грузов выполняются согласно плану, предусмотренному для конкретного типа плавательного средства с сохранением устойчивости и целостности ТС;
  • Объектам перевозки необходимо обеспечить надёжную фиксацию, все крепежи должны быть исправными. Ответственность за организацию упаковки, наличие средств крепления груза и создание специальных условий для его транспортировки (по необходимости) полностью лежит на плечах клиентов;
  • На всех этапах доставки важно контролировать устойчивость размещённого груза;
  • При трансфере разных групп товаров учитывается допустимое соседство. Так, опасные грузы в обязательном порядке размещают отдельно.

Кроме прочего, квалификация персонала судна должна быть соответствующей, каждый работник обязан иметь документы, допускающие его к работе на данном плавсредстве. Чаще всего сопровождение груза выполняется именно персоналом судов, но в ряде случаев в качестве сопровождающих лиц могут выступать представители охранных организаций или квалифицированные специалисты в определённой области (например, в случае с перевозкой животных).

Документы для провоза грузов по реке

Не менее важно в организации транспортировки правильное оформление документации. Перевозка речным транспортом может осуществляться на законных основаниях только при наличии соответствующих документов (разрешительных, сопроводительных и пр.). Судовладелец обязан иметь все необходимые бумаги:

  • Свидетельство регистрации деятельности;
  • Документы на судно (технические, подтверждающие право владения, планы эвакуации, размещения грузов и т. д.);
  • Документы, касающиеся допуска к ведению деятельности (лицензии на перевозки, санитарное одобрение, карантинное одобрение, свидетельство на провоз опасных грузов, патенты на упаковочные материалы и пр.).

Кроме того, непосредственно для транспортировки груза понадобится соблюдение следующих формальностей:

  • Договор между клиентов и транспортной компанией (может также составляться и с участием получателя груза). В документе обозначаются стороны, заключающие соглашение и оговариваются следующие детали:
  • Главным предметом договора выступает сам груз, поэтому здесь указывается вся основная информация о нём
  • Обязательства сторон, куда входит ответственность за погрузку, упаковку, сохранность груза, выгрузку и прочие детали;
  • Маршрут пути следования, пункт отправления и доставки, промежуточные пункты хранения товара при необходимости;
  • Оплата услуг вместе с портовыми сборами и прочими издержками;
  • Сроки поставки, порядок приёма получателем;
  • Ответственность за потерю, повреждение груза.
  • Транспортная накладная, соответствующая требованиям законодательства. Форма документа будет зависеть от способа организации доставки и маршрута;
  • Дорожная ведомость, отражающая производимые на маршруте действия с грузом.

На перевозимый груз у отправителя должны быть все соответствующие документы, разрешения, сертификаты и прочие бумаги с развёрнутой информацией о товаре. Эти данные также указываются в товарно-транспортной накладной.

Преимущества и недостатки речного транспорта

Перевозка грузов по реке является достаточно выгодным предприятием, если стоит задача экономии денежных средств, поскольку имеет самую низкую себестоимость из всех существующих способов транспортировки. Трансфер строительных материалов и других объектов обходиться в 2-3 раза дешевле, чем по железнодорожным путям аналогичного маршрута. К тому же, благодаря разветвлённой речной сети первоначальные затраты на организацию судоходства мизерны в сравнении с построением железнодорожных путей и магистралей.

В некоторых регионах России роль речных грузоперевозок неоценима, но ввиду ограниченности маршрутов вследствие географического расположения присутствует необходимость проведения судоходных каналов и применения мультимодальных перевозок. Речной транспорт функционирует преимущественно вдоль меридиана, что обусловило грузооборот между северными и южными регионами государства, тогда как основные потоки грузов курсируют в широтном направлении.

К недостаткам относится сезонность услуги грузоперевозок, небольшая скорость движения, особенно вверх по течению и преклонный по возраст львиной доли имеющихся судов, который уже перевалил за 15 лет, а согласно международным соглашениям для транспорта старше этой отметки вход в иностранные порты ограничен, а иногда и запрещён.

От чего зависит стоимость перевозок речным транспортом

Внутреннее судоходство отличается достаточно низкой стоимостью транспортировки, при этом тарифы на перевозку грузов речным транспортом отличаются зависимо от следующих факторов:

  • Сферы применения (расценки бывают общие, исключительные, местные и специальные);
  • Вида сообщений, маршрута;
  • Типа перевозок и особенностей груза;
  • Веса и объёма груза.

Кроме того, цены могут отличаться у различных перевозчиков. Обычно компании работают по среднерыночным расценкам, тогда как слишком низкие цены должны насторожить клиента. В любом случае перед заключением договора важно проверить всю информацию о предприятии и документальные подтверждения, разрешающие деятельность перевозчика.

В настоящее время проблем, требующих решения, в речном судоходстве предостаточно и вопросы назрели не только о списании устаревших судов. При этом на государственном уровне уже принимаются меры по улучшению отрасли, поскольку налаживание сферы транспортировок внутренним водным транспортом имеет немаловажное значение.

Источник

Читайте также:  Как найти воду для скважины или колодца
Оцените статью