- История Москвы
- Вы здесь
- Василий Перов «Тройка»
- История создания
- Описание картины
- Художественные приёмы
- «Тройка» — самое эмоциональное полотно Василия Перова: трагичная история создания
- «Тройка» не всегда была удалая… Или как жили крестьянские дети до Революции
- Кто такие «эти «ученики» в «Тройке»
- Воспоминания человека, бывшего «учеником» в детстве
- Многие писатели и художники затрагивали эту тему
- Василий Перов и его картины
- Крепостная «Тройка» Как мировой экономический кризис XIX века ударил по российским детям
- Когда в Третьяковке молились
- Тяжелая копейка
История Москвы
Вы здесь
Василий Перов «Тройка»
(«Ученики мастеровые везут воду»; изображен склон Рождественского бульвара)
Картина охватывает склон Рождественского бульвара, фоном картины стали стены Богородице-Рождественского женского монастыря, в центре трое детей, изможденные, усталые, везут воду. Картине было суждено стать одним из самых значимых работ Перова. Работа очень эмоциональна, даже столько лет спустя оно находит отклик в сердцах людей, вызывая сострадание, сожаление о тяжкой судьбе бедняков. Художник старался максимально отразить не только внешний вид детей и ситуацию, но и атмосферу, которая характерна для бедняков. Это обреченность, обездоленность.
История создания
«Тройка» была создана Перовым в 1866 году, тот период был сложным для Московских жителей, и всей России. Тогда уже произошла отмена крепостного права, но сразу ситуация не исправилась, люди жили в нищете. Неравенство все также было актуальным, привлекая мастеров. Детский труд и слезы были неизбежны, и обменивались на минимально необходимые блага. Именно такую ситуацию художник показал на картине.
При написании Перов долго не мог найти персонажа для центрального размещения, и наткнулся на мальчика случайно. Его мать не соглашалась, но после долгих уговоров дала согласие. Спустя три года мальчик умер, а женщина мечтала купить полотно, но оно уже было продано Третьякову. Проникнувшись горем одинокой женщины, он написал портрет ее сына, и отправил безутешной матери.
Описание картины
Центром изображения являются трое детей, они везут большую бочку с водой. Мальчики и девочка идут по зимней Московской дороге, видна гололедица, снег, ветер. На улице уже наступают сумерки, а от ветра их тонкая и сношенная одежда развевается. При расплескивании вода из бочки становится сосульками, это говорит о сильном морозе.
Дети очень измотаны, практически отчаяние читается на их личиках, сзади кто-то помогает втолкнуть поклажу на пригорок. Также на полотне присутствует собака, она бежит чуть впереди. Тона картины темные, здесь нет никакой надежды, даже снег выглядит грязным, мрачным. Это сделано намеренно, поскольку позволило показать неправильность такой тяжелой работы для детей.
Дореволюционный период Москвы имел разные стороны, здесь показана будничная, тяжкая жизнь бедняков, когда использовался детский, труд. Подъем со стороны Трубной площади определяется по изображению стен Богородицы-Рождественского женского монастыря. Тогда тысячи детей трудились на фабрике, возили воду. Автор взял историческую тематику, с 1804 года люди действительно возили воду с Трубной площади, где был фонтан-хранилище.
По названию можно сделать вывод о сравнении детей с работой для лошадей, их нелегкая судьба полностью раскрывается в изображении. Автор привлек внимание к труду в России в те годы. Даже название картины вызывает горечь, а ведь тогда в Москве такая адская работа часто доставалась мастеровым. Пренебрежительное отношение к детям приводило к их тяжелому бедному существованию.
Художественные приёмы
Картина написана на холсте с помощью масла. Ее выделяет отсутствие чистых и светлых тонов. Абсолютно все изображение писалось с помощью серых, мрачных, темных, приглушенных оттенков, это позволило точно отразить трагичность. Также для того, чтобы подчеркнуть тяжесть ситуации, Московская улица нарисована пустынной, мрачной. Скорее всего, по задумке дети являются деревенскими, и пригнанными в Москву только ради промысла. Вся их жизнь показана в усталости, ободранной, холодной одежде, и безысходности.
Источник
«Тройка» — самое эмоциональное полотно Василия Перова: трагичная история создания
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Василий Перов уже долго работал над картиной. Была написана большая ее часть, не хватало только центрального персонажа, художник не мог найти нужный типаж. Однажды Перов прогуливался в окрестностях Тверской заставы и рассматривал лица мастеровых, которые после празднования Пасхи возвращались из деревень обратно в город на работу. Тут-то и увидел художник мальчика, который будет в последствие приковывать взгляды зрителей к его картине. Он был родом из Рязанской губернии и шел с матерью в Троице-Сергиеву лавру.
Художник, возбужденный от того, что нашел «того самого», стал эмоционально упрашивать женщину разрешить ему нарисовать портрет сына. Испуганная женщина не понимала в чем дело и попыталась ускорить шаг. Тут Перов предложил ей пройти в его мастерскую и пообещал ночлег, т. к. узнал, что путникам негде остановиться.
В мастерской художник показал женщине неоконченную картину. Она испугалась еще больше, мол, грех это – людей рисовать: одни от этого чахнут, а другие умирают. Перов уговаривал ее, как мог. Он приводил в пример царей, архиереев, позировавших художникам. В конце концов, женщина согласилась.
Пока Перов писал портрет мальчика, мать рассказывала о своей нелегкой доле. Ее звали тетушкой Марьей. Муж и дети умерли, остался лишь один Васенька. Она в нем души не чаяла. На следующий день путники ушли, а художник вдохновлено заканчивал свое полотно. Оно получилось настолько проникновенным, что тут же было приобретено Павлом Михайловичем Третьяковым и выставлено в галерее.
Четыре года спустя на пороге мастерской Перова снова появилась тетушка Марья. Вот только была она без Васеньки. Женщина в слезах рассказала, что ее сынок за год до этого заболел оспой и умер. Позже Перов написал, что Марья не винила его в смерти мальчика, но его самого не оставляло чувство вины за произошедшее.
Тетушка Марья сказала, что проработала всю зиму, продала все, что у нее было, лишь бы купить картину, где изображен ее сынок. Василий Перов ответил, что картина продана, но на нее можно посмотреть. Он отвел женщину в галерею к Третьякову. Увидев картину, женщина упала на колени и зарыдала. «Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый!» — причитала она.
Несколько часов стояла мать перед изображением своего сыночка и молилась. Художник уверил ее, что отдельно напишет портрет Васеньки. Перов исполнил обещанное и отослал портрет мальчика в золоченой раме в деревню к тетушке Марье.
Вокруг еще одного полотна Перова кипели нешуточные страсти. Картину «Охотники на привале» одни сравнивали с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а другие обвиняли в излишней театральности.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
«Тройка» не всегда была удалая… Или как жили крестьянские дети до Революции
Жизнь крестьян в царской России всегда была не сладкой. Так уж повелось. Многие в наше время защищают то время, но нужно признаться, хорошего было мало для простых людей, и даже для детей. Об этом много говорили, писали, но положение более или менее поменялось лишь после Революции. А до нас дошло множество пронзительных творений русских художников, наглядно показывающих тяжелую крестьянскую долю. В их числе и картина «Тройка» Василия Перова, написанная в 1866 году.
Итак, мы видим на этой картине троих детей на переднем плане, которые тащат тяжелую повозку, словно тройка лошадей. Но здесь ведь никакие не лошади, а маленькие дети, самому старшему из которых едва ли есть 12 лет. Два мальчика и девочка в старой, не по размеру одежде и огромных дырявых сапогах. Изможденные бледные лица, по которым видно, что детям часто приходилось голодать и замерзать.
Зима, сильный ветер метет поземку, дует ребятам прямо в лицо, развеваются полы их стареньких пальтишек. Но самое странное, что на повозке стоит огромная бочка с водой, вся покрытая наледью и сосульками, а рядом еще одна, поменьше. Воду нужно было везти по сугробам, так как дорогу почти полностью замело свежевыпавшим снегом. Зачем детям столько воды, куда они ее везут, спросит современный читатель, привыкший к горячей водичке, журчащей из крана.
Кто такие «эти «ученики» в «Тройке»
Изначально картина назвалась «Тройка. Ученики мастеровые везут воду». То есть дети везли воду в мастерскую, где они работали. Учениками в те времена звали детей, которые были пригнаны из деревень в большой город на «промыслы». По сути, никакой учебы и не было, дети вынуждены были работать в магазинах, на фабриках и в ремесленных мастерских.
Сзади повозку толкает мужик, лица которого не видно – скорее всего, это один из рабочих или сам хозяин мастерской. У мужика, в отличие от детей, на руках варежки или что-то, помогающее сохранить капельку тепла. А детские ручки ничем не защищены, ребятишки тянут веревки из последних сил сопротивляясь ледяной стихии. Даже собачка, бегущая рядом, будто воет от холода и безысходности.
Воспоминания человека, бывшего «учеником» в детстве
О том, насколько нелегка была жизнь детей-учеников, вспоминает И. А. Слонов: «Мы таскали ящики на третий этаж. На своей спине, закрепляя их веревочными лямками. Каждый ящик весил 3-4 пуда (около 50-65 кг) – это была одна из самых тяжелых работ. Вдень нужно было перенести 10-20 ящиков. Слабые мальчики падали с ними, скатываясь по винтовой лестнице, и разбивались.
За целый день у нас не было ни минутки, чтобы отдохнуть, то пошлют в трактир за водкой, или чем-то другим, а вечером разносили покупки по домам покупателей. В присутствии хозяина нельзя было присесть, и наказывали мальчиков все кому не лень: от хозяина до дворников.
Многие писатели и художники затрагивали эту тему
У А. П. Чехова есть пронзительный рассказ о мальчике, отданном в ученье: «Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку…».
Жестокая конкуренция ремесленников с фабриками и заводами в позапрошлом веке заставляла их работать и день и ночь, и привлекать к труду самых бесправных – сирот и крестьянских детей, которых родители из-за нужды высылали на подработки в города. И никто не стремился улучшить быт таких ребятишек, так как пока особо сердобольный ремесленник дает работникам отдохнуть, посылает их в школу, рядом другие вовсю эксплуатируют детей, и получают прибыль. А прибыль никто терять не хотел.
Василий Перов и его картины
Помимо «Тройки» у художника есть и другие работы, посвященные нелегкому крестьянскому быту и детям: «Мальчик-мастеровой, засмотревшийся на попугая» (1865), «Проводы покойника» (1865), «Дети-сироты» (1864). Все сюжеты Василий Григорьевич Перов брал из жизни, и зрители до сих пор (особенно сейчас0 испытывают сострадание к судьбам малышей. Изображенных на полотнах.
Однако «Тройка» получила самую широкую известность. Может быть потому, что с этой картиной связаны личные воспоминания ее автора, наполненные болью и муками души. Он изложил ее в рассказе «Тетушка Марья», рассказав о трагедии самого главного персонажа картины – мальчика, идущего посередине тройки.
Пересказывать полностью не буду эту историю. Суть в том, что художник долго искал этого героя и нашел его образ в мальчике Васе, сыне Марьи. Нет, Вася не был отдан в ученики, однако пережил много горя и утрат вместе со своей маменькой. Почитайте сами этот рассказ, от этих слов на глазах невольно выступают слезы жалости и невозможности помочь детям, жившим в ту далекую эпоху… Остается одно: благодарить Бога за то, что сейчас в нашей стране такого нет.
Источник
Крепостная «Тройка» Как мировой экономический кризис XIX века ударил по российским детям
Картина «Тройка» кисти Василия Перова — символ тяжелой участи детей низших сословий в России XIX века. Отмена крепостного права в России открыла широкие возможности. Но вместо крепостных появилось множество маленьких невольников на фабриках. На население империи тяжким бременем легла ноша мирового экономического кризиса.
Когда в Третьяковке молились
Ранней весной 1870 года в особняк крупного торговца льном Сергея Третьякова на Пречистенском бульваре пришел художник Василий Григорьевич Перов в сопровождении пожилой женщины, одетой в рваный полушубок. На ногах ее были большие, покрытые грязью лапти. Живописец попросил хозяина показать своей спутнице, которую он называл тетушкой Марьей, картину, проданную старшему брату купца — Павлу. Тот собирал коллекцию картин с намерением подарить ее Московскому обществу любителей художеств с условием, чтобы она была открыта для осмотра.
Увидев полотно, женщина опустилась на колени и заплакала: «Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый!» Художник вышел из зала, оставив ее одну. Спустя несколько часов Перов вернулся. Тетушка Марья все еще стояла на коленях и молилась перед картиной его работы. На ней были изображены трое уставших и замерзших детей, которые тащат на санях огромную бочку с водой. Сзади повозку толкает взрослый мужчина, перед санями бежит собака, на заднем плане — заиндевевшая Китайгородская стена.
Центрального натурщика художник искал долго. Наконец он встретил подходящий типаж — 12-летний мальчик Вася. О позировании Перов договаривался с его мамой, тетушкой Марьей.
И вот теперь четыре года спустя она пришла к художнику с небольшим подарком — маленьким узелком с продуктами и небольшой суммой денег — все, что удалось заработать за зиму и выручить от продажи всего нехитрого скарба. Художник не сразу ее узнал — настолько женщина была убита горем. Она умоляла продать картину, на «где списан ей сын». Оказалось, что мальчик год назад умер от оспы.
Перов не мог продать картину несчастной женщине, поскольку она уже давно была продана купцу Павлу Третьякову и теперь висела в доме, принадлежащем его брату. Он отвел тетушку Марью в особняк богатого мецената, чтобы та могла хотя бы посмотреть на портрет сына. Увидев горе женщины, художник дал ей слово написать специально для нее портрет Васи и подарить ей. Он выполнил обещание и послал портрет в деревню в позолоченной раме.
Картина, полученная Павлом Третьяковым, называлась «Тройка». Казалось бы, на полотне с таким названием должны быть изображены красавцы-кони под дугой с бубенцами. А тут тяжелые сани волокут изможденные, еле живые дети. К картине Перов приписал пояснение: «Ученики мастеровые везут воду». Тогда в ученики к разным ремесленникам, а также на фабрики, в магазины и лавки отдавали тысячи детей. Как правило, это были дети крестьян.
Тяжелая копейка
Когда по всей империи в церквях зачитали царский указ об отмене крепостного права, далеко не все крестьяне были этому рады. Они перестали быть собственностью помещика, но объявлялись временнообязанными. То есть должны были все равно отрабатывать часть времени на барина и платить денежный оброк. Отменив крепостное право, царь все же не собирался конфисковывать у помещиков землю и раздавать ее вчерашним крепостным. При этом землевладельцы все больше нуждались в деньгах.
Товарно-денежные отношения все активнее вытесняли натуральное хозяйство. Чтобы платить повинность, да и зарабатывать самим, крестьяне шли в города наниматься на разного рода работы. Ломался старый уклад жизни. Кто-то устраивался на фабрики, кому-то удавалось найти место прислуги. В этом процессе участвовали не только взрослые, но и дети. И в этом не видели ничего страшного: в конце концов, дети помогали в деревне своим родителям в поле и, вообще, начинали работать, как только становились способными к труду. Почему бы не помочь семье заработать лишнюю копейку? Так и появлялись ученики-мастеровые, которых использовали как разнорабочих.
60-е годы XIX века были отмечены экономической депрессией. Урожайность не повышалась, а промышленное производство падало. Император Александр II провозгласил отказ от протекционистской политики и снизил импортные пошлины.
Либерализация внешней торговли началась в 1857 году, а затем в течение нескольких лет наблюдалось падение производства внутри России из-за возросшей конкурентоспособности зарубежных товаров, например английского текстиля. К 1862 году переработка хлопка в Российской империи упала в 3,5 раза, а выплавка чугуна сократилась на четверть. Первые признаки экономического кризиса проявились уже в 1859 году, когда ухудшился торговый и платежный баланс страны.
Экономические проблемы были в то время не только у России, но и у ведущих европейских стран и США. Только они были несколько иного рода: там был кризис перепроизводства. Поэтому западные страны и искали рынки сбыта, а когда Россия снизила импортные пошлины, устремились в новую нишу.
В Германии, Франции и США учреждалось много новых предприятий. Но этот рост часто был чисто спекулятивным. В конце 50-х годов широкое хождение получили дутые векселя. Под них банками предоставлялись значительные ссуды, в то время как товары невозможно было сбыть либо они были переоценены. При этом одни векселя оплачивались другими. Центром спекуляций оказалась Франция. Активно наращивали кредитование британские банки. В результате на финансовых рынках надулись пузыри. Все это привело к кризисам перепроизводства. Первый из них разразился в 1857 году, а второй — в 1866-м (как раз тогда, когда Перов написал свою «Тройку»).
Кризис в Европе и Америке своеобразно отозвался в России, только что ликвидировавшей крепостное право. В конечном счете экономические сдвиги привели к тому, что нужда погнала в города тысячи деревенских жителей, среди которых было немало подростков.
Источник