Кто из античных философов считал воду первоначалом всего сущего?
Последняя бука буква «с»
Ответ на вопрос «Кто из античных философов считал воду первоначалом всего сущего? «, 5 (пять) букв:
фалес
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова фалес
Определение слова фалес в словарях
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Кратер Фалес — крупный ударный кратер в северном полушарии видимой стороны Луны . Название присвоено в честь древнегреческого философа и математика Фалеса Милетского (ок. 636—546 до н. э.) и утверждено Международным астрономическим союзом в 1935 г. Образование.
Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ФАЛЕС (ок. 625 — ок. 547 до н. э.) древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы. Возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии — воде.
Примеры употребления слова фалес в литературе.
Итак, Анаксимандр сделал в сравнении с Фалесом еще один шаг вперед на пути к идее о божественном Целом.
В то время как Фалес, Анаксимандр и Пифагор в своем учении о мировой Субстанции соприкасались с индийской мыслью, Ксенофан уже ближе к еврейским пророкам.
Фалес и Анаксимандр говорили о единой Основе мира, Ксенофан — о Боге, который слит с космосом, и наконец его ученики — элеаты — доводят эту линию до крайнего логического предела.
Ионийская школа — милетские философы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен — и эфесский философ Гераклит.
Фалес относил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит от этой материальной определенности.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник
Ответы на тесты по философии: Античная философия
1. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается».
2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:
а) диалектический материализм;
б) механистический материализм;
в) антропологический материализм;
*г) стихийный материализм.
3. Представителей милетской школы называют стихийными материалистами, потому что они:
*а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;
б) открыто утверждали примат материи над духом;
в) отрицали наличие материального;
г) сформулировали атомистическую концепцию;
д) отрицали возможность познания мира.
4. Об учении этого философа позднейший автор писал:
«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».
5. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть:
*а) диалектических мыслей Гераклита;
б) метафизической концепции Парменида;
в) релятивизма софистов;
г) логики Аристотеля;
д) критической позиции скептиков.
6. Категорию «Логос» в античной философии впервые ввел:
7. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:
8. Число в пифагорейской школе – это:
*б) первоначало мира, тождественное вещи;
в) создание разума;
г) творение Бога;
д) психическая иллюзия.
9. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим:
10. Основоположником античного атомизма является:
11. Онтология Демокрита строится на принципе:
*а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов;
б) первоэлементом мира является апейрон;
в) любая вещь мира есть соединение материи и формы;
г) первоэлементом мира является число;
д) познание мира невозможно.
12. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:
13. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но. »
а) знать все и невозможно;
б) знания увеличивают скорбь;
в) знать что-то вовсе и не нужно;
г) попытаюсь узнать;
*д) другие не знают и этого.
14. Майевтика— это:
а) ироничное подтрунивание;
б) форма назидания;
в) легкая беседа «ни о чем»;
*д) общение с собеседником с целью обретения им истины.
15. Идея, согласно Платону:
а) материальна и умопостигаема;
*б) нематериальна, но умопостигаема;
в) материальна, но неумопостигаема;
г) нематериальна и неумопостигаема;
д) конструкция сознания.
16. Истинное познание по Платону есть:
а) логически четкое, рациональное познание;
б) мистический опыт;
*в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;
г) знание, основанное на эксперименте;
д) истинное познание невозможно.
17. Этот античный философ писал: «Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительного в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все остальное: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать».
18. «Государство» Платона было:
а) демократическим государством равных возможностей;
б) религиозным государством;
*в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;
г) абсолютной монархией;
д) деспотией восточного типа.
19. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:
а) бедных, состоятельных, богатых;
б) крестьян, ремесленников, мещан;
в) дворян, священников, крестьян;
*г) философов, воинов, ремесленников;
д) крестьян, рабочих, интеллигенцию.
20. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:
а) сложное единство мельчайших частиц – атомов;
б) чувственный образ идеи;
*в) единство материи и формы;
г) создано из воды;
д) конструкция сознания.
21. Этот античный философ писал: «. Государство — продукт естественного развития и что человек по природе своей — существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении. »
22. В своей этической концепции стоики выдвинули:
*а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы;
б) анархические принципы социальной жизни;
в) идеал верующего, безропотно сносящего удары судьбы в надежде на загробную жизнь;
г) идеал героя, противостоящего всему миру;
д) идеал «страдающего бога».
23. Определите учению какого философа принадлежат следующие первоначала:
Первопричина бытия Философ
г1. вода; а) Демокрит;
б2. апейрон; б) Анаксимандр;
д3. огонь; в) Пифагор;
в4. число; г) Фалес;
а5. атомы; д) Гераклит.
24. Определите, в концепциях каких античных философов главенствующую роль играют следующие категории:
Философ Основные категории
б1. Платон; а) логос;
а2. Гераклит; б) идея;
г3. Аристотель; г) форма;
д4. Демокрит; д) атом;
е ж5. Эмпедокл; е) любовь;
25. Установите соответствие философа той или иной школе:
б1. Парменид; а) атомисты;
а2. Демокрит; б) Элейская школа;
в3. Анаксимандр; в) Милетская школа;
г4. Плотин; г) неоплатонизм;
д5. Пиррон; д) скептики.
26. Установите соответствие философа философскому направлению:
б г 1. материализм; а) Парменид;
а в д2. идеализм; б) Демокрит;
27. Установите соответствие учителя ученику:
б1. Платон; а) Анаксимандр;
г2. Сократ; б) Аристотель;
в3. Аристотель; в) Александр Македонский;
а4. Фалес; г) Платон.
28. Установите последовательность философских учений античности:
2в) «в основании всего лежит число»;
4г) «воздержание от суждения».
29. Установите последовательность философских школ античности:
Источник
Тест: Ответы на тесты по философии
Тема: Ответы на тесты по философии
Тип: Тест | Размер: 84.29K | Скачано: 701 | Добавлен 07.10.08 в 11:09 | Рейтинг: +97 | Еще Тесты
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
- Термин, происходящий от греческих слов phileo — любовь и sophia — мудрость — это Философия
- Учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира — это Философия
- Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека — это Мировоззрение
- Мыслитель первым объяснивший слово «философ» — это Пифагор
- Смысл философии, согласно Пифагору, — в поиске — гармонии
- Главная задача философа — умение доказывать то, что он сам считает правильным и выгодным считали — софисты
- Последователи философской школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение философа — доказывать то, что он считает выгодным и правильным: софисты
- Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках — это софизм
- Познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой, считал: Платон
- Автор высказывания «. смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет» – это Эпикур
- Первый элементарный вид отражения действительности — это ощущение
- Наиболее глубинное отражение действительности происходит посредством сознания
- Философское направление, объясняющее все из материи как первого источника всех вещей — это материализм
- Философское направление, выводящее все из одного духа, объясняющее возникновение материи из духа или подчиняющее ему материю — это идеализм
- Разновидность идеализма, провозглашающая независимость идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека: объективный
- Разновидность идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека: субъективный
- Идеалистическое направление, отрицающее возможность разумного и логического познания действительности — это иррационализм
- Разумное и логическое познание действительности невозможно, утверждает: иррационализм
- Крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений — это солипсизм
- Существую только «Я» и мои ощущения, утверждает: солипсизм
- Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности- это субъективизм
- Философское направление, представители которого признавали бога, как мировой разум сотворивший природу и придавший ее движение, но не вмешивающийся в ее бытие — это деизм
- Представление о боге, как мировом разуме, сотворившем природу, но вмешивающемся в ее бытие характерно для: деизма
- Философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало — материальное или духовное — это монизм
- Мир имеет или материальное начало, или духовное, утверждает монизм
- Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал — материального и духовного — это дуализм
- Материальное и духовное первоначала мира равноправны, утверждает дуализм
- Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия — это плюралистическая
- Существует множество исходных оснований и начал бытия, утверждает: плюрализм
- Направление философской мысли, утверждавшее, что мир принципиально не познаваем — это агностицизм
- Мир принципиально не познаваем, утверждает: агностицизм
- Философское направление, отрицающее возможность достоверного знания — это скептицизм
- Достоверное знание о мире не возможно, утверждает : скептицизм
- Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей — это рационализм
- Разум есть основа познания и поведения людей, утверждает : рационализм
- Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ — это антропоморфизм
- Наделение человеческими качествами окружающей природы: антропоморфизм
- Собрание древнеиндийских источников (кон. II — нач. I тыс. до н. э.), сборники гимнов в честь богов -это веды
- Религиозное течение древней Индии, с которым связывают начало формирования философского мышления -это брахманизм
- Начало формирования философского мышления в Древней Индии положил брахманизм
- Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего- Брахман
- Космическое духовное начало, безличный абсолют с индийской философии: Брахман
- Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное духовное начало — это атман
- Индивидуальное духовное начало в индийской философии- это атман
- Одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы – это реинкарнация
- Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы в индийской философии- это реинкарнация
- Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения — это карма
- Закон, определяющий характер нового перевоплощения в индийской философии- это карма
- Состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений в индийской философии- это сансара
- Цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений в индийской философии. нирвана
- Направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения — это гедонизм
- Наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения утверждает: гедонизм
- Материалистическое учение в Древней и Средневековой Индии: Чирваки
- Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений- это нирвана
- Высшее состояние, цель человеческих стремлений в буддизме: нирвана
- Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный — Будда
- Практика углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний — медитация
- Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало — Ян
- Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало — Инь
- Центральное понятие философии Конфуция, обозначающее высшую добродетель, милосердие – Жень, Дэ
- Понятие философии Конфуция, обозначающее уважение и почтительность к родителям и старшим — Сяо
- Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считается Лао-цзы — Даосизм
- Категория китайской философии, обозначающая путь нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм, закономерность сущего — Дао
- Время возникновения философии 7 в. до н. э.
- Хронологические рамки античной философии: примерно,с 600 г. до н. э.по 3 в. н. эры
- Классический период древнегреческой философии 5-4 в.в. до н. э.
- Первая философская школа Древней Греции: Милетская
- Город, в котором возникла первая философская школа Древней Греции — Милет
- Представители милетской школы в античной философии: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
- Проблема, выдвинутая представителями милетской школы античной философии: первоначала
- Первоначалом сущего считал воду: Фалес
- Философ, утверждавший в качестве первоначала воду: Фалес
- Первоначалом сущего считал воздух: Анаксимен
- Философ, утверждавший в качестве первоначала воздух – Анаксимен
- Первоначалом сущего считал огонь: Гераклид
- Философ, утверждавший в качестве первоначала огонь: Гераклид
- Понятие античной философии, обозначающее «слово», «смысл», разумный принцип, управляющий миром — Логос
- Понятие, введенное античным философом Анаксимандром, для обозначения первоначала – апейрон
- Первоначалом сущего считал апейрон: Анаксимандр
- Понятие, которым пользовались последователи Пифагора для обозначения первоначала- число
- Античный автор диалектического высказывания «. все рождается через распрю и по необходимости»- Гераклид
- Понятие древнегреческой философии, характеризующее организованность космоса, в противоположность хаосу —
- Античный автор высказывания «нельзя дважды войти в одну и ту же реку»- Гераклит
- Античный философ, утверждавший, что бытие и небытие неразрывны: Демокрит
- Представители элейской школы античной философии: Парменид, Зенон
- Античный автор тезиса: «Есть бытие, а небытия вовсе нету. » : Парменид
- Автор высказывания: «Одно и то же есть мысль и бытие. » : Парменид
- Элейский мыслитель — автор знаменитых апорий – Зенон
- Гераклит утверждал, что мир находится в вечном движении
- Мир находится в вечном движении утверждал: Гераклит
- Главное следствие из онтологии Парменида — бытию не свойственно- движение
- Гераклит в качестве онтологической основы полагал: огонь
- Античный философ, считавший, что движение невозможно: Зенон
- Античный философ, представлявший бытие в виде мельчайших, неделимых, невидимых частиц — Демокрит
- Бытие состоит из мельчайших, неделимых, невидимых частиц считал: Демокрит
- Понятие, использованное Демокритом для обозначения неделимых материальных элементов — атом
- Понятие, обозначающее, по Демокриту, небытие — пустота
- Онтологическая концепция, разработанная античными философами Левкиппом и Демокритом — атомизм
- Создатель атомистической теории: Демокрит
- Философ-софист : Протагор
- Античный автор тезиса «человек — мера всех вещей»: Протагор
- «Человек — мера всех вещей» — утверждал..Протагор
- Философы, выдвинувшие тезис»человек — мера всех вещей»: Протагор
- Представители афинской школы философии : Сократ, Платон, Аристотель
- Злые поступки, согласно Сократу, являются следствием : незнания
- Древнегреческий философ, связавший добродетель со знанием: Сократ
- По Платону бытие делится на мир вещей, материю и мир – идей
- Истинным бытием по Платону является : мир идей
- Форма государственного правления наиболее неприемлемая с точки зрения Платона: аристократия
- Науку о сущем, причинах и началах Аристотель называл метафизика философией
- Науку о природе Аристотель называл второйфилософией
- Термин, обозначающий первую философию, по Аристотелю, предмет которой умопостигаемые сверхчувственные вечные сущности — метафизика
- Философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность- телеология
- Процессы и явления природы имеют целесообразность, утверждает: телеология
- Представители философской школы киников: Диоген, Антисфен
- Философские школы эллинистическо-римского периода: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм
- Основоположники кинизма: Антисфен. Диоген
- Философия кинизма призывала к свободе
- Свобода для киников — это атараксия
- Философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность — этика
- Античный философ, разрабатывавший проблемы счастья, свободы человека, преодоления им страха перед смертью и богами: Эпикур
- Этическое учение Эпикура можно определить как этику.. свободы
- Эпикур под наслаждением понимал свободу от страданий тела и смятений души
- Основной принцип индивидуалистической этики Эпикура: «Живи незаметно«
- Философ, чей девиз был «живи незаметно»: Эпикур
- Понятие, означающее невозмутимость духа — атараксия
- Понятие «атараксия» означает : невозмутимость духа
- Основатель учения стоиков: Зенон
- Хронологические рамки раннего стоицизма: III–IIвв. до н.э.
- Представители раннего стоицизма: Зенон, Клеанф, Хрисипп
- Хронологические рамки среднего стоицизма: II–Iвв. до н.э.
- Представители среднего стоицизма: Панеций, Посидоний
- Хронологические рамки позднего стоицизма: I–IIвв. н.э.
- Представители позднего стоицизма: Сенека, Аврелий
- Философ — идеал стоиков: Диоген
- Учение, отождествляющие Бога и мир в целом — гилозоизм
- Бога и мировое целое отождествляет: гилозоизм
- Гражданин единого мирового государства, в философии стоиков —
- Основное понятие этики стоицизма, полная свобода души от страстей и аффектов — атараксия
- Сила, управляющая миром, в философии стоиков —
- Философская школа античности, характеризующаяся сомнением в возможностях познания — скептицизм
- Основатель скептицизма: Пиррон
- Основатель неоплатонизма: Плотин
- Высшая ступень бытия по Плотину: первоединое
- Хронологические рамки европейского средневековья – V—XVвв. н.э.
- Представители средневековой философии: Аврелий Августин (Блаженный), Фома Аквинский, Росцеллин, Оккам, Скот
- Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога — теология
- Термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей I-VII вв – это патристика
- Хронологические рамки патристики I—VII вв.
- Учение о человеке — это антропология философская
- Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к богословию, теологии
- Основная задача средневековой философии состояла в
- Вера противопоставлялась в средневековье разуму
- Теоцентризм — мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве Бога
- Хронологические рамки схоластики – XI—XIV вв.
- Средневековый автор произведения «О граде Божием»: Блаженный Августин
- Логика Аристотеля активно использовалась средневековыми мыслителями для бытия Бога
- Умонастроение характерное для средневековой философии: теоцентризм, Деизм (Теизм)
- Крупнейший философ периода патристики: Августин
- Время по Аврелию Августину линейное, однонаправленное
- Социальная философия Аврелия Августина базировалась на представлении о добре и зле, борьбе греха и святости
- Наиболее видный представитель зрелой схоластики: Фома Аквинский
- Учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии — томизм
- Философская школа в современном католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского — неотомизм
- Средневековый автор изречения «верую, чтобы понимать» – Ансельм Кентерберрийский
- Термин, обозначавший в средневековой философии общие понятия — универсалии
- Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии существуют независимо от сознания — реализм
- Универсалии существуют независимо от сознания, утверждал в средневековой философии реализм
- Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными обозначениями — номинализм
- Представители номинализма в средневековой философии: Росцеллин, Оккам
- Представители византийской средневековой философии: Максим Исповедний, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, св. Иоанн златоуст
- Понятие, характеризующее мировосприятие восточных отцов церкви: исихазм
- Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества — это
- Хронологические рамки эпохи Возрождения – XV—XVII вв.
- Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу —
- Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности — гуманизм
- Умонастроение преобладавшее в эпоху Возрождения: гкманизм
- Термин «возрождение» означает восстановление интереса к принципам античной кльтуры
- Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания — антропоцентризм
- Характерная черта Ренессанса: культ творческой деятельности
- Основной объект исследования, мера вещей и отношений при антропоцентризме: человек
- Пантеизм объединяет и отождествляет Бога и мир
- Родоначальник гуманизма в эпоху Возрождения: Н. Кузанский
- Фамилия основателя протестантизма — Лютер
- Общественное движение XVI века, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви- Реформация
- Направление в христианстве, появившееся в результате Реформации — протестанизм
- Теоретики реформации:М. Лютер, Кальвин
- Протестантская этика провозгласила угодным Богу делом: предпринимательство
- Крупный социальный философ эпохи Возрождени: Макиавелли
- Название произведения Т. Мора, содержащее описание страны — образца общественного устройства – «Утопия»
- Автор утопического произведения эпохи Возрождения «Город Солнца»: Т.Мор
- Религиозная позиция Кузанского: пантеизм
- Характеристика Вселенной в философии Бруно: бесконечная
- Эпоха Нового времени в философии начинается с XVI в.
- Представители философии Нового времени: Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Р. Декарт, Дж. Локк
- Учение Николая Коперника — гелиоцентризм
- Систематическое обоснование гелиоцентрической системы мира дал Н. Коперник
- Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражает математика
- Отрасль науки, развитию которой способствовала деятельность философов Нового времени — химия
- Философское направление, определяющее источником знания научно организованный опыт или эксперимент- эмпиризм
- Родоначальник эмпиризма: Ф. Бекон
- Причины возникновения вида заблуждений »призраки рода», по Бекону: несоврешенство органов чувств
- Причины возникновения вида заблуждений »призраки пещеры», по Бекону: воспитание
- Причины возникновения вида заблуждений »призраки рынка», по Бекону: социальная жизнь человека
- Причины возникновения вида заблуждений »призраки театра», по Бекону: вера в авторитеты
- Метод истинного познания, по Бекону — индукция
- Наука, обусловившая особенности рационализма XVII в. — механика
- Философское направление, на позиции которого опирался Р. Декарт: рационализм
- Онтология Б. Спинозы: субстанция
- Дуалистическая философия характерна для Декарта
- Окружающий человека предметный мир представляет собой, по мнению Спинозы — модусы
- Способ познания, у Спинозы, предоставляющий адекватное знание: рациональная интуиция
- Простая неделимая субстанция, согласно Лейбницу – монада
- Теория познания, разработанная Дж. Локком- сенсуализм
- Критик материалистического сенсуализма в XVII веке: Дж. Беркли
- Существовать, значит быть воспринимаемым, считал : Дж. Беркли
- Центральная философская проблема Д. Юма: изучение человеческого познания
- Социально-политические мыслители XVII века: Гоббс, Локк
- Философ, рассматривавший общественные явления с позиции механистического материализма: Ламетри, Гельвеций, Дидро
- Основные неотчуждаемые, естественные права человека, по Дж. Локку:жизнь, собода, собственность
- Верховная власть, по определению Дж. Локка: законодательная
- Последователи социально-политических концепций Т. Гоббса и Дж. Локка: Монтескьё, Руссо
- Время расцвета просветительской мысли во Франции: XVIIIв.
- Представители философии Французского Просвещения: Вольтер, Монтескьё, Дидро, Гольбах, Ламетри, Гельвеций, Руссо, Кондорсе
- Эпоха, наследниками духовных ценностей которой явились французские просветители — Возрождения
- Фамилия мыслителя эпохи Просвещения, давшего обоснование концепции »естественной религии» — Вольтер
- По определению французских просветителей, «истинная религия разумна и моральна
- Концепция природы, развитая в трудах П. Гольбаха: материалистическая
- «Фатальность — это вечный, незыблемый, необходимый, установленный в природе порядок», — считал : Гольбах
- Наука, оказавшая исключительное влияние на философию французского Просвещения:механика
- Мыслители XVIII в., положившие в основу своих трудов рассмотрение природы психических процессов и умственных способностей человека: Руссо
- «Человек рожден быть свободным, — а между тем везде он в оковах», — утверждал Руссо
- Причина неравенства в человеческом обществе, по Руссо: собственность
- Форма государства, в котором возможна реализация свободы и равенства, по Руссо- республика
- Мыслитель, в работах которого завершается формирование антропо-социальной философии французских просветителей — Кондорсе
- Формирование антропо-социальной философии французских просветителей завершает: Кондорсе
- Время развития Немецкого Просвещения: вторая половинаXVIIIв.
- Представители Немецкого Просвещения:Лессинг, Гердер, Лейбниц
- Временные рамки Немецкой классической философии: последняя третьXVIII– первая третьXIXв.
- Представители Немецкой классической философии: Кант, Фихте, Шеллинг, Кегель
- Немецкая классическая философия — преемница идей: Просвещения
- Философское направление, характерное для Немецкой классической философии: идеализм, рационализм
- Направление Немецкой классической философии, признающее разум основой познания и поведения людей — рационализм
- Мыслитель XIX века, трактовавший религию по отношению к сущности человека как процесс отчуждения – Л. Фейербах
- Религия есть отчуждение человеческого духа, считал: Л. Фейербах
- Наука «о пределах человеческого разума», по И. Канту — метафизика
- Фамилия автора произведения «Критика чистого разума» — Кант
- Понятия, о которых научное знание невозможно в принципе, по Канту: ноумены
- Понятие, используемое Кантом, в переводе с греческого «парные суждения, каждое из которых исключает другое» — антиномия
- Период деятельности И. Канта характеризующийся работой «Всеобщая естественная история и теория неба» — Докритический
- Период деятельности И. Канта характеризующийся работой «Критика чистого разума» — Критический
- Умопостигаемое, противоположность феномену, вещь в себе по Канту — ноумен
- Явление, данное в опыте, чувственном познании — феномен
- Фамилия автора утверждения: «Вещь предстающая в наших ощущениях не совпадает с вещью вне наших ощущений»- Кант
- Фамилия автора утверждения: «Поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» — Кант
- Категорический императив И. Канта : «Поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой ты в тоже время можешь пожелать,чтобы она стала всеобщим законом»
- Постулаты практического разума И. Канта: И.Г. Фихте
- Последователь И. Канта в XVIII в.: И.Канта
- Немецкие философы, разрабатывавшие диалектический метод: Гегель, Фихте
- Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей — диалектика
- И. Фихте разрабатывал проблемы: диалектического метода, научного познания, личности, гносеологии
- Философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности — натурфилософия
- Основа философии, «единственно истинный и вечный органон», по Шеллингу: искусство
- Философ, творчество которого считается вершиной немецкого идеализма пер. пол. XIX в. — Гегель
- Объективное, идеальное начало, выступающее субъектом развития, творцом мира, по Гегелю — Дух
- Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю — Дух
- Автор произведения «Феноменология духа», предоставляющего схему логического развития познания: Гегель
- Проявление или воплощение мирового духа, в понимании Гегеля — природа
- Необходимый момент в развитии познания, по Гегелю — противоречие
- Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез (отрицание отрицания), по Гегелю — развитие
- Цель мировой истории, являющаяся «единственной целью духа»: самосознание Абсолютного Духа
- Мыслитель Немецкой классической философии, объявивший себя материалистом и атеистом: Л. Фейербах
- Философия Фейербаха: антропологический материализм
- Время возникновения марксистской философии: 20-40-е годыXIXв.
- Последователи марксистской философии:Г. Плеханов, П. Лафарг
- Философия, оказавшая влияние на марксистскую философию – немецкая классическая философия, Гегель
- Основной труд К. Маркса – «Капитал»
- Основной труд Ф. Энгельса – «Диалектика природы»
- Автор произведения «Диалектика природы»: Ф. Энгельс
- Деятельность человека как основа познания действительности в марксистской философии: труд
- Диалектический материализм — учение Маркса
- Класс социума способный переустроить общество, по Марксу — пролетариат
- Способ существования материи, в марксистской философии — движение
- Всеобщее свойство материи, в марксистской философии – несотворимость, неуничтожимость
- Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса — отражение
- Деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира, в марксистской философии — познание
- Исчерпывающее знание об объекте, не опровергаемое развитием науки – абсолютная истина.
- Частичное, неполное знание об объекте- относительная истина.
- Критерий истины, в марксистской философии – общественная практика
- Основой функционирования и развития общества, в марксистской философии, является материальное- производство
- Определяющее отношения между людьми, в марксистской философии: общественное
- Философия, сформированная под влиянием немецкой классической и марксистской философии -философия.
- Направления, представляющие современную западную философию: неокантианство, иррационализм, фрейдизм, психоанализ, экзистенциализм
- Направление современной западной философии, определяющее критерием научности современную физику — позитивизм
- Направление западной философии, абсолютизирующее роль естественных наукв системе культуры, в духовной жизни общества — позитивизм
- Философское направление XX в., определяющее логику и математику инструментом построения эмпирического знания — неопозитивизм
- Философское направление 20 в., отвергающее возможности философии как теоретического познания мировоззренческих проблем — неопозитивизма
- Логика и математика являются инструментом построения эмпирического знания в неопозитивизме
- Принцип выяснения значений научных предложений в неопозитивизме — верификация
- Школа неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки – «Венский кружок»
- Философское направление XX в., главной проблемой которого является объяснение науки и роста научного знания — постпозитивизм
- Объяснение науки и роста научного знания является главной проблемой постпозитивизма
- Основатель критического рационализма – К.Р. Поййнр
- Критический рационализм как направление оформилось в трудах К. Поййер
- Принцип разграничения науки и метафизики в постпозитивизме- фальсификация
- Философское направление, оформившееся в школу «философия жизни» в конце XIX в.: иррационализм
- Представители «философии жизни»: С. Кьерксгор, А. Шопенгауэр. Ф. Ницше
- Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания: А. Шопенгауэр
- Мыслитель, считавший «волю к власти» стимулом и основой общественной жизни: Ф. Ницше
- Автор концепции сверхчеловека, признающей неравенство людей — Ф. Ницше
- Метод, разработанный З. Фрейдом — психоанализ
- Психоаналитический метод создал : З. Фрейд
- Теория, объясняющая роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека: психоанализ
- Философ, оказавший наибольшее влияние на идеи З. Фрейда: Ф. Ницше
- Мыслитель, полагавший, что в основе культуры лежит иррациональная мотивация человека: Ницше, Фрейд
- Философия существования — экзистенциализм
- Философия, ориентированная на проблемы человека, смысла его бытия в мире — экзистенциализм
- Представители экзистенциализма: Сартр, Камю, Хайдеггер, Ясперс
- Создатель феноменологического метода – Э. Гуссерль
- Основатель феноменологии — Э. Гуссерль
- Представитель оптимистического направления в экзистенциализме: Сартр
- Основная проблема в философии экзистенциализма – смысл бытия человека в мире
- Проблемы отчуждения и свободы являются основными для экзистенциализма
- Мыслитель, учение которого стало основой развития неотомизма:Фома Аквинский
- Направление в теории познания XX в., связанное с использованием структурного метода — структурализм
- Направление в теории познания XX в., основой которого является выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений — структурализм
- Направление в теории познания XX в., зарождение которого связанно с исследованиями Ф. де Соссюра : структурализм
- Ученый, с исследованиями которого связано зарождение структурализма – Ф. де Соссюр
- Мыслитель, определявший задачей философии не достижение истины, а анализ логической структуры языка: Л. Витганштейн
- Характерные черты постмодернизма: негативизм
- Негативизм характерен для : постмодернизма
- Направление философии XX века, основной чертой которого является негативизм — постмодернизм
- Философия, в которой тема Родины определяет ее специфику:историософия
- Период становления русской философии XI—XII вв.
- Начальный период становления русской философии, постановка философских проблем XI—XII вв.
- Смена средневекового типа философствования новоевропейским в русской философии произошла в XVIII в.
- Первый древнерусский философ – Илларион Киевский
- Древнерусский мыслитель, изложивший в своем труде этический кодекс поведения- Вл. Мономах
- Автор доктрины «Москва — третий Рим»: Финофей
- Мыслитель, стоявший у истоков русской философии XVIII в. – Сковорода. Ломоносов
- Основоположник «вольного философствования» XVIII в. – Г.С. Сковорода
- Философия Ломоносова, составившая основу физической химии — корпускулярная
- Русский мыслитель XVIII в., развивавший атомно-молекулярные представления о строении вещества — Ломоносов
- Основная ценность человека, по Новикову – нравственная ценность
- Русский мыслитель XVIII в., обосновавший единство человека и природы: Радищев
- Основная проблема в философии Радищева — проблема сущности: человека
- Течение, опиравшееся на идеи европейского Просвещения в вопросе развития России — западничество
- Течение русской философской мысли, трактовавшее историю России как часть общемирового исторического процесса —
- Сторонники развития России по западноевропейскому пути — западники
- Течение, утверждавшее самобытный характер развития России — славянофилы
- Течение русской философской мысли, обосновывающее особый, отличного от западноевропейского, путь исторического развития России — славянофильства
- Течение русской философской мысли,усматривавшеесамобытность России в православии как единственно истинном христианстве — славянофильства
- Западники: П.Я. Чаадаев, Т. Грановский, А.И. Герцен
- Первичный фактор, обуславливающий историческую деятельность народа в славянофильстве:вера, соборность, общинность
- Течение русской философской мысли 30-40 г. XIX в., в которомвера выступает первичным фактором, обуславливающим историческую деятельность народа —
- Структурная единица организации русской народной жизни, по мнению славянофилов-
- Направление философской мысли, являющееся продолжением славянофильства —
- Направление русской философской мысли, проповедовавшее сближение образованного общества с народом на религиозно-этической основе —
- Фамилия лидера философского кружка западников —
- Представители разночинной интеллигенции в 60-е г. XIX в. :
- Цивилизация, способная стать «полным четырехосновным культурно-историческим типом», по Данилевскому — цивилизация.
- Течение социально-философской мысли, направленное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни —
- Течение социально-философской мысли, проявляющееся в требованиях реставрации старых порядков, восстановления утраченных позиций, в идеализации прошлого —
- Учение в русской философии конца XIX — начала XX века о неразрывном единстве человека, Земли и космоса —
- Течение русской философской мысли, ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого —
- Теория Соловьева о воссоединении мира с Богом теория
ОНТОЛОГИЯ, МАТЕРИЯ, ДИАЛЕКТИКА, ПОЗНАНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Категория философии, фиксирующая и выражающая проблему существования в ее общем виде —
- Понятие противоположное категории бытие —
- Чувственно воспринимаемый, умопостигаемый и всеобщий атрибут материи, субстанции, природы —
- Характеристика бытия, представление о постепенных изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях —
- Направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному —
- Тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации, понижения уровня организации —
- Понятие, обозначающее застой в обществе, экономике, производстве —
- Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания —
- Форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от его частных свойств и связей —
- Предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования —
- Понятие, характеризующее множество элементов, образующих определенную целостность, единство —
- Совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях —
- Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением —
- Составная часть сложного целого —
- Минимальный, неразложимый далее компонент системы —
- Свойство обязательно присущее материи-
- Пространство, время, движение есть атрибуты
- Философская категория, выражающая существенную определенность объекта, обнаруживающуюся в совокупности его свойств —
- Основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения —
- Категория диалектики парная категории «форма» —
- Категория диалектики, обозначающая определенный предмет, ограниченный в пространстве и времени, форма существования всеобщего в действительности —
- Теория самоорганизации сложных систем —
- Специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей —
- Философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании — в противоположность ноумену, постигаемому разумом —
- Философское понятие, означающее умопостигаемое в противоположность феномену явление —
- Всеобщее свойство материи, в воспроизведении признаков и свойств объекта-
- Совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта-
- Врожденная психическая структура, образ, составляющий содержание коллективного бессознательного-
- Понятие, обозначающее находящееся за пределами разума, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему-
- Гносеология — это учение о:
- Философская дисциплина, исследующая проблемы познания-
- Понятие, обозначающее соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания-
- Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире-
- Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области-
- Предположительное суждение о закономерной связи явлений-
- Форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности-
- Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах» :
- Метод познания, означающий соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое :
- Метод познания, при котором наличие сходства признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках :
- Метод познания, означающий выделение одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков :
- Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах-
- Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения объективной истины :
- Важнейшая характеристика истины:
- Основной критерий истины в познании —
- Изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре — это социальная
- Структура общества и отдельных его слоев, система признаков социальной дифференциации — это социальная
- Раздел философии, изучающий наиболее общие мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества — философия.
- Система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества :
- Сторона социального познания, объясняющая бытие общества, закономерности и тенденции его функционирования и развития —
- Сторона социального познания, раскрывающая особенности познания общественных явлений :
- Сторона социального познания, рассматривающая ценностные ориентиры общественных явлений :
- Функция социальной философии, формирующая у человека общий взгляд на социальный мир, на существование и развитие общества функция.
- Функция социальной философии, позволяющая проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории:
- Функция социальной философии, заключающаяся в применении положений социальной философии при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни —
- Функция социальной философии, положения которой способствуют предвидению тенденций развития общества :
- Понятие, характеризующее нерасчлененность мировоззренческих представлений в первобытном обществе —
- Форма социального действия первобытных людей связанная с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы —
- Повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе —
- Вера в существование душ и духов —
- Время возникновения социальной философии как теоретически оформленной системы философских воззрений на существование и развитие общества:
- Фамилия мыслителя, который первым ввел в науку термин «социология» —
- Философское направление, основоположником которого является О. Конт —
- Философское направление, утверждающее, что подлинное знание — совокупный результат специальных наук-
- Общественный процесс, обратный социальному равновесию, гармонии и стабильности, по Спенсеру —
- Направление социальной философии, развивавшееся параллельно с позитивизмом —
- Общественное бытие в ходе социальной практики, различных видов деятельности отражает общественное-
- «Главная причина всякой деятельности», по Л. Уорду :
- Фамилия автора теории элит, согласно которой основа общественных процессов — творческая сила и борьба элит за власть-
- Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности —
- Направление философской мысли кон. XIX — нач. XX в., основанное на философии Канта —
- Философское движение второй половины XIX в., объединяющее ряд направлений, общим для которых был интерес к идеям Канта :
- Фамилия последователя З. Фрейда, развивавшего идею о бессознательном стремлении человека к власти —
- Фамилия последователя З. Фрейда, развивавшего учение о «коллективном бессознательном», определяющем социальное поведение людей —
- Период истории философии, характеризующийся рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого-
- Период истории философии, когда природа и человек рассматривались как творенья Божьи —
- Эпоха, центральной идеей которой являлось покорение природы человеком-
- Эпоха, центральной идеей которой явилось покорение природы человеком :
- Естественная основа материального производства и жизни общества:
- Главная причина антропосоциогенеза, по Фрейду:
- Непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо ее части
- Создатель теории, по которой рост народонаселения — главное зло, приводящее к бедствиям и нищете —
- Часть природы, вовлеченная в сферу жизни общества, производственный процесс — среда
- Русский ученый, изучавший влияние биосферы на общество и природу:
- Концепцию зависимости развития общества от освоения водных ресурсов и путей сообщения создал:
- Фамилия немецкого биолога, впервые употребившего термин экология —
- Наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой:
- Наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды — социальная
- Наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды — социальная
- Позиция, утверждающая существование отдельных личностей, а не общества —
- Форма правления, характеризуемая Кропоткиным как «полная свобода, отсутствие власти» —
- Общественно-политическое учение, отрицающие необходимость государственной власти и политической организации общества —
- Взаимосвязь между элементами общества —
- Исторически сложившаяся форма организации общества, внутренняя упорядоченность его частей —
- Специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру с целью освоения и преобразования —
- Специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей —
- Процесс, под которым понимают происходящие в обществе обратимые изменения, связанные с его повседневной деятельностью —
- Начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его частях, носящий количественный характер —
- Процесс развития, связанный с усложнением системной организации —
- Прогрессивное преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни —
- Прогрессивное преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни:
- Ниспровержение существующего социально-политического строя силовыми методами —
- Сфера общественнойжизни, осуществляющая производство,распределение и потребление разного рода предметов и услуг — сфера.
- Процесс взаимодействия людей, их совместного воздействия на природу, с целью удовлетворения потребностей —
- Процесс создания материальных благ, услуг —
- Основной мотив деятельности предпринимателей в развитии производства —
- Основополагающий стимул развития производства —
- Использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей, заключительная фаза процесса производства —
- Фамилия мыслителя, наиболее глубоко раскрывшего роль способа производства в развитии общества —
- Применяемые в производстве орудия труда, техника, технологии, транспорт — производственные
- Обмен деятельностью, распределение различных предметов и услуг — производственные
- Сфера общественной жизни, участвующая в определении форм, задач и содержания деятельности государства, направлении его функционирования —
- Сфера общественной жизни, участвующая в определении форм, задач и содержания деятельности государства, направлении его функционирования:
- Сфера деятельности, определяющая формы, задачи, содержание деятельности государства-
- Регулирование и управление различными сферами общественной жизни на основе установления отношений господства и подчинения —
- Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия —
- Политическое господство, система государственных органов-
- Основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей —
- Центральный институт власти в обществе, концентрированное осуществление властью политики —
- Государство, в котором территориальные единицы вправе самостоятельно принимать законы-
- Государство, в котором законодательные функции всецело принадлежат центру —
- Форма правления, предполагающая сосредоточение всей власти в руках одного человека, представляющего правящую династию —
- Форма правления, признающая суверенное право на власть народа, избранных им представительных органов —
- Политический режим, контролирующий все стороны жизни общества — политическую, экономическую и духовную —
- Государственный строй, основанный на однопартийной системе и навязанной государством идеологии —
- Политический режим, предпосылками которого выступают гражданское общество и правовое государство —
- Общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, взаимодействующее с государством, но независимое от него —
- Форма демократии, основанная на концепции прав человека —
- Форма демократии, исходящая из идеи всеобщего равенства —
- Форма демократии, основанная на концепции прав человека:
- Демократия, исходящая из идеи всеобщего равенства:
- Демократия, предполагающая опору не на индивида или массы, а на народ как целое :
- Сознание, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов:
- Политическое сознание, формирующееся на основе житейского опыта — сознание.
- Уровень политического сознания, формирующийся на основе житейского опыта — уровень.
- Политическое сознание, основанное на определенной политической концепции, отражающее политические интересы определенных социальных групп — сознание.
- Социальный институт, регулирующий и контролирующий поведение индивидов —
- Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством —
- Особая форма общественного сознания, отражающая право, правоотношения, правовую деятельность людей-
- Производство, осуществляемое специализированными группами людей, занятых квалифицированным умственным трудом —
- Систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий и т.д. —
- Вид духовного производства, осуществляющий систематизированное познание действительности-
- Ключевая функция науки-
- Уровень познания, фиксирующий внешние общие признаки вещей и явлений — уровень.
- Уровень познания, объясняющий и обосновывающий внутренние признаки вещей и явлений- уровень.
- Автор концепции структуры научных революций:
- Смена научной парадигмы — научная
- Мыслитель, выдвинувший концепцию научно-исследовательских программ:
- Мыслитель, создавший концепцию роста научного знания :
- Принцип обоснованный Поппером, по которому научные теории принципиально можно опровергнуть —
- Фамилия создателя принципа фальсификации в философии науки —
- Вид духовного производства, представляющий собой творения специалистов в области эстетического освоения мира —
- Художественное творчество в целом, разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира —
- Основная функция искусства:
- Искусство сер. XX в., являющееся средством осуществления политических целей —
- Система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов —
- Один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм —
- Форма мировоззрения, выражающая признание Абсолютного начала, Бога —
- Мировоззрение, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование сверхъестественного —
- Мировоззрение, характеризующееся признанием Абсолютного начала, т. е. Бога :
- Мыслитель, определивший религию как коллективный невроз навязчивости:
- Мировые религии :
- Христианство возникло
- Год крещения Руси г.
- Церковно-административная территориальная единица в православных церквях во главе с епископом —
- Глава центра управления церковью —
- В 1721 г. Петр I заменил единоличное управление патриарха на-
- Основатель Ислама —
- Свод мусульманского права —
- Священная книга мусульман —
- Памятник древнеиндийской философской и религиозной литературы —
- Характер философии Конфуция:
- Отрицание религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека —
- Эпоха, в которой существование человека рассматривалось не само по себе, а в системе отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос:
- Античный философ, сформулировавший принцип «мера всех вещей — человек «:
- Античный философ, первым обосновавший принцип этического рационализма:
- Человек — часть природы, и, как всякая природа, состоит из атомов, — считал
- Наиболее видный представитель антропологического дуализма души и тела:
- Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного:
- Эпоха, в которой человек рассматривался как часть мирового порядка, установленного Богом :
- Концепция происхождения мира, объявляющая первопричиной Бога —
- Необратимое историческое развитие живой природы, определяемое изменчивостью, наследственностью и естественным отбором организмов —
- Фамилия ученого, обосновавшего три фактора эволюции: изменчивость, наследственность, естественный отбор —
- Ученый, обосновавший основные факторы эволюции органического мира:
- Взаимосвязанный процесс становления человека и общества —
- Ученый, разработавший мутационную теорию эволюции:
- Наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах —
- Генетическая конституция организма, совокупность всех его генов —
- Совокупность свойств и признаков организма, сформировавшегося в процессе индивидуального развития —
- Деятельность, лежащая в основе исторического бытия и развития человека, по Ф. Энгельсу — деятельность.
- Представитель трудовой теории антропогенеза:
- Фамилия ученого, утвердившего бессознательное как важнейший фактор человеческого изменения и существования-
- Определение единичного представителя человеческого рода-
- Совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других-
- Определение человека как совокупности характерных социальных качеств —
- Человек как субъект отношений и сознательной деятельности —
- Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих осуществлять жизнедеятельность адекватным образом —
- Философское учение о ценностях и их природе-
- Учение о ценностях:
- Эпоха, выдвинувшая на первый план ценности гуманизма:
- Эпоха, в которой ценности связывали с божественной сущностью —
- Эпоха, в которой ценности приобретают религиозный характер:
- Эпоха, в которой развитие науки и новых общественных отношений определяют подход к ценностям:
- Понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности-
- Положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, общества в целом, определяемая вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности —
- Характер ценностей —
- Философия, которая стремилась показать единство исторического процесса, усматривая отправной пункт в развитии человечества в явлении Христа :
- Фамилия философа, первым применившего понятие «философия истории»-
- Философ Просвещения, рассматривающий прогресс в качестве основополагающей тенденции истории, которая обеспечивает движение человечества к истине и счастью :
- Основополагающая тенденция человеческой истории, по Кондорсе-
- Условия достижения будущего счастливого состояния человеческого рода, по Кондорсе :
- Один из основоположников культурологического понимания хода истории :
- Мыслитель, отрицавший целостность и единство всемирной истории, наличия в ней «постоянного и всеобщего» :
- Мыслитель, различавший по религиозному признаку 21 цивилизацию во всемирной истории :
- Фамилия мыслителя, обосновавшего понятие «осевой эпохи» для объяснения исторического единства-
- Концепция, объясняющая прогресс историческим развитием основных форм собственности- концепция.
- Концепция, ограничивающая прогресс рамками локальных цивилизаций, отрицающая прогресс всемирной истории в целом-
- Доминирующая сфера общества в концепции постиндустриализма —
- Фундаментальный социальный фактор, лежащий в основе развития постиндустриального общества —
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Источник