Пить одну святую воду

Православная Жизнь

Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.

Главное условие при принятии святой воды, как и другой какой-нибудь святыни, – это глубокая искренняя вера в Бога и в Его всесильную освящающую благодать. Принимая святыню, мы должны относиться к ней благоговейно и при этом молиться, чтобы она послужила для нашей телесной и духовной пользы. Именно об этом, между прочим, говорится в молитвах последования освящения воды. Например, в ектении: «О еже бытии воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную Господу помолимся».

Но в то же время мы должны помнить, что святая вода не действует на человека механически. Недостаточно выпить воду. Нужно верить в то, что она действительно поможет нам, станет тем материальным средством, через которое в нашу жизнь придет нечто нематериальное, а именно: благодать Святаго Духа, исцеляющая наши душевные и телесные немощи.

По обычаю святая вода употребляется верующими вместе с просфорой натощак, то есть перед употреблением прочей пищи. Однако данная практика не является беспрекословной. По поводу того, насколько часто, когда и в каких случаях можно пить святую воду, очень хорошо сказано в Типиконе – книге, определяющей последование и состав православного богослужения: «Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи». Подобные указания мы можем встретить и в трудах святых отцов. Так, святитель Лука Крымский советовал приходящим к нему: «Пейте святую воду, как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только, как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине».

Читайте также:  Мутить воду значение этого фразеологизма

Таким образом, Православная Церковь не запрещает пить святую воду в любое время суток и при этом даже укоряет тех, кто считает, что пить ее не натощак нельзя. Осквернением же святыни может быть вовсе не ее употребление после еды, а то, с какими чувствами мы это делаем. И если в нас нет веры в силу Божию, нет благоговения перед святыней, то нам ничто и никогда не поможет.

Источник

Как пить святую воду?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Вопрос читателя:

Как пить святую воду?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Святую воду надо пить с благоговением, молитвой и, желательно, натощак. Раз в году – в Крещенский сочельник (день накануне праздника) и в само Крещение – святую крещенскую воду можно пить без ограничения в течение всего дня. Бывает, что в сложных обстоятельствах человеку необходимо выпить святой воды (при каком-то недуге – физическом, душевном или духовном), и тогда разрешается сделать это, несмотря на то, что человек поел. Но при любых обстоятельствах отношение к освященной воде должно быть как к святыне. Нельзя запить святой водой бутерброд или разбавлять ею чай.

Когда верующие пьют святую воду, они молятся и просят помощи у Бога. Есть специальная молитва на принятие просфоры и святой воды, можно вместе с ней прочесть и другие молитвы. Важно пить святую воду не между делом, а сердцем обратившись к Господу.

Нельзя пить святую воду как волшебное зелье, которое поможет избавиться от болезней и проблем. Христиане верят, что святая вода сообщает особую благодать Божию тем, кто ее пьет. Но без усилия самого человека, без работы его души, без веры и стремления быть ближе к Господу, сама по себе святая вода не творит никаких чудес.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Источник

Вода святая

Вода́ свята́я – 1) обык­но­вен­ная по составу и изна­чаль­ному про­ис­хож­де­нию вода (коло­дез­ная, род­ни­ко­вая, озер­ная, речная, водо­про­вод­ная), чудесно при­об­рет­шая, в резуль­тате совер­ше­ния молебна, име­ну­е­мого водо­освя­ще­нием, свой­ства освя­щать и исце­лять (по вере бла­го­че­стиво исполь­зу­ю­щих её людей); 2) (иногда, в неко­то­ром пони­ма­нии) вода из свя­того источ­ника.

Всю нашу жизнь рядом с нами вели­кая свя­тыня – святая вода (греч. ἁγίασμα – свя­тыня).

Мы впер­вые оку­на­емся в нее в Кре­ще­нии, когда при при­ня­тии этого Таин­ства трижды бываем погру­жа­емы в купель, напол­нен­ную святой водой. Святая вода в Таин­стве Кре­ще­ния омы­вает гре­хов­ные нечи­стоты чело­века, обнов­ляет и воз­рож­дает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обя­за­тельно при­сут­ствует при освя­ще­нии храмов и всех пред­ме­тов, упо­треб­ля­ю­щихся в бого­слу­же­нии, при освя­ще­нии жилых домов, построек, любого быто­вого пред­мета. Нас окроп­ляют святой водой на крест­ных ходах, при молеб­нах.

Водо­освя­ще­ние или водо­свя­тие, бывает малое совер­ша­е­мое во всякое время на водо­свят­ном молебне, и вели­кое. Вели­кое водо­освя­ще­ние совер­ша­ется дважды в году – в самый день Бого­яв­ле­ния, а также нака­нуне, в наве­че­рие Бого­яв­ле­ния (Кре­щен­ский сочель­ник). В сочель­ник и в самый день празд­ника Бого­яв­ле­ния (Кре­ще­ния Гос­подня) освя­ще­ние воды совер­ша­ется оди­на­ково (по одному чину). Изна­чально в сочель­ник 18-го января воду освя­щали в храме, а в сам празд­ник 19-го – на источ­нике (реке или озере).

Кре­щен­ская вода – это свя­тыня, кото­рая должна быть в доме у каж­дого пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Святую кре­щен­скую воду при­нято упо­треб­лять нато­щак вместе с просфо­рой после утрен­него молит­вен­ного пра­вила с особым бла­го­го­ве­нием как свя­тыню.

Свя­ти­тель Лука Крым­ский сове­то­вал: “Пейте святую воду, как можно чаще. Это самое лучшее и наи­бо­лее эффек­тив­ное лекар­ство. Это говорю не только, как свя­щен­ник, но и как врач. Из моего опыта в меди­цине”.

Пре­по­доб­ный Сера­фим Выриц­кий всегда сове­то­вал окроп­лять про­дукты и саму пищу иор­дан­ской (кре­щен­ской) водой, кото­рая, по его словам, «сама все освя­щает». Когда кто-нибудь сильно болел, преп. Сера­фим бла­го­слов­лял при­ни­мать по сто­ло­вой ложке освя­щен­ной воды через каждый час. Он гово­рил, что силь­нее лекарств, чем святая вода и освя­щен­ное масло, – нет.

Вели­кая аги­асма по кано­нам цер­ков­ным рас­смат­ри­ва­ется как своего рода низшая сте­пень Свя­того При­ча­ще­ния: в тех слу­чаях, когда по соде­лан­ным грехам на члена Церкви накла­ды­ва­ется епи­ти­мия и запрет при­сту­пать к Святым Телу и Крови Хри­сто­вым, дела­ется обыч­ная по кано­нам ого­ворка: «Точию аги­асму да пиет».

Важно знать, что купа­ние в освя­щён­ных водо­ё­мах явля­ется лишь тра­ди­цией, ника­кого очи­ще­ния от грехов оно не несёт и не явля­ется заме­ной Таин­ству Пока­я­ния (Испо­веди). В дни цер­ков­ных празд­ни­ков хри­сти­ане ста­ра­ются участ­во­вать в бого­слу­же­ниях и глав­ном Таин­стве Церкви – Святом При­ча­ще­нии.

Можно ли кро­пить святой водой нечи­стые места?

Есть крест­ная сила как нечто ограж­да­ю­щее, как экзор­цизм. Мы что-то можем освя­тить в смысле «испол­нить бла­го­дати», а что-то (скажем, туалет) мы кропим кре­щен­ской святой водой, чтобы там ника­кое зло не пря­та­лось, а не для потреб­ле­ния там свя­тыни.

Можно ли пить святую воду не нато­щак?

По тра­ди­ции святую воду при­ни­мают нато­щак по утрам, что вполне объ­яс­нимо: первым делом чело­век вку­шает свя­тыню, а потом уже при­сту­пает к обыч­ной пище. Что каса­ется остав­шихся суток, то в Типи­коне (Типи­кон, гл. 48 – меся­це­слов, 6 января, 1‑е «зри»). ска­зано, что нера­зумно воз­дер­жи­ваться от святой воды по при­чине упо­треб­ле­ния пищи:

«Да будет известно всем о святой воде: отлу­ча­ю­щие себя от святой воды по той при­чине, что уже вку­сили пищу, не доброе творят, ибо бла­го­дать Божия дана на освя­ще­ние миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечи­стых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по при­чине вку­ше­ния пищи».

То есть Цер­ковь не запре­щает пить святую, даже кре­щен­скую воду в любое время и уко­ряет тех, кто счи­тает, что пить святую воду не нато­щак нельзя.

Где хра­нить святую воду?

Воду святую хранят в особом сосуде; можно накле­ить соот­вет­ству­ю­щую над­пись, чтобы слу­чайно не исполь­зо­вать свя­тыню не по назна­че­нию.

В цер­ков­ных лавках про­да­ются спе­ци­аль­ные сосуды для святой воды.

Можно ли давать святую воду зна­ко­мым и род­ствен­ни­кам, если они не смогли схо­дить за ней в празд­ник Бого­яв­ле­ния (Кре­ще­ния Гос­подня)?

Можно, но будем пом­нить, что освя­ще­ние воды совер­ша­ется в храмах регу­лярно и набрать её там можно в любой день.

Можно ли давать святую воду живот­ным?

Да, если найти живот­ных, кото­рые будут пить её с верой. Из молитв на освя­ще­ние воды: «…соде­лай, чтобы она [вода] силою, дей­ствием и бла­го­да­тию Пре­свя­того Духа, яви­лась для всех с верою пьющих ее, при­ни­ма­ю­щих и окроп­ля­щихся ею рабов Твоих грехов про­ще­нием, осво­бож­де­нием от стра­стей, избав­ле­нием от вся­кого зла, умно­же­нием доб­ро­де­те­лей, исце­ле­нием болез­ней…».

В преж­ние вре­мена было при­нято окроп­лять ско­тину от мора во время эпи­де­мий. Напри­мер, “Чин молит­вен­ный во время губи­тель­наго мора скотов” ука­зы­вает: «Подо­бает ведати, яко на всяк день сице­вым скотом недуж­ным, в воде егда напо­яют я, от воды свя­щен­ныя влияти потреба, и сено кро­пити, и соль бла­го­сло­вен­ную подати». Оче­видно, что речь здесь шла, в первую оче­редь, о помощи их хри­сто­лю­би­вым хозя­е­вам, ибо скот кормил их семьи.

Святая вода против пьян­ства

В В тече­ние всего дня при жела­нии упо­тре­бить алко­голь, страж­ду­щему реко­мен­ду­ется выпи­вать святой воды с молит­вой. Из книги свя­щен­ника Кон­стан­тина Пар­хо­менко: Вспом­нил курьез­ную исто­рию про одного своего при­хо­жа­нина — быв­шего пья­ницу. Встре­чаю его в храме с кучей пла­сти­ко­вых буты­лок для воды. Улы­ба­ется: «Батюшка, я уже пол­года не пью». Я: «И как это вам уда­ется? — «Я выпол­няю, батюшка, ваш совет. Вы мне ска­зали, что если нет сил, как тянет выпить, надо помо­литься и выпить святой воды. Вот я так и делаю. Захо­чется водки — я ста­кан­чик святой воды. Еще захо­чется, я опять ста­кан­чик или два. Так ста­ка­нов девять выпью — и у меня про­па­дает всякое жела­ние пить водку».

Наив­ными выгля­дят утвер­жде­ния о том, что святая вода при­об­ре­тает свои свой­ства бла­го­даря ионам серебра от сереб­ря­ного креста, кото­рый свя­щен­ник погру­жает в воду во время Чина освя­ще­ния воды. По этому поводу есть даже такой анек­дот:

«Сколько ионов серебра содер­жится в литре освя­щен­ной кре­щен­ской воды, если освя­ще­ние про­во­ди­лось в про­руби, выруб­лен­ной во льду Волги (как это бывало обычно до рево­лю­ции и прак­ти­ку­ется сего­дня), в месте, где ширина реки дости­гает кило­метра, глу­бина – десяти метров, ско­рость тече­ния – 5 км/час, а крест, кото­рым дере­вен­ский батюшка освя­щал воду, – дере­вян­ный?».

Освя­ще­ние воды в Таин­стве Кре­ще­ния вообще совер­ша­ется просто рукой свя­щен­ника. И, тем не менее, эта вода имеет все свой­ства, кото­рые должна иметь святая вода.

про­то­пре­сви­тер Вале­рий Лукья­нов:
В Пра­во­слав­ной Церкви святая вода имеет самое широ­кое при­ме­не­ние, как источ­ник Божией бла­го­дати в таин­ствен­ном освя­ще­нии всех и всего. Так, ново­рож­ден­ные мла­денцы (или некре­щен­ные воз­раст­ные) через кре­ще­ние в воде осво­бож­да­ются от пер­во­род­ного греха и соеди­ня­ются со Хри­стом, ста­но­вясь новой тварью. Уми­рает чело­век, останки его и послед­нее оби­та­лище – гроб, кро­пятся святой водой в напут­ствие в веч­ность, как и место упо­ко­е­ния – клад­бище.
Отправ­ля­ется кто в путе­ше­ствие, бла­го­слов­ля­ется он окроп­ле­нием святой водою. Перед нача­тием учения отро­ков окроп­ляют святой водой. И осно­ва­ние дома, и само жилище чело­века непре­менно освя­ща­ется святой водой. В церкви все име­ю­щее свя­щен­ное упо­треб­ле­ние, обя­за­тельно освя­ща­ется через кроп­ле­ние святой водою, как и сам храм при осно­ва­нии, при завер­ше­нии стро­и­тель­ства его и посто­янно в наро­чи­тые дни и празд­ники года.
Так, в храме освя­ща­ется святой водой все при­над­ле­жа­щее алтарю и слу­жи­те­лям алтаря – пре­стол, жерт­вен­ник, анти­минс, слу­жеб­ные сосуды, кресты, Еван­ге­лия, одежды алтар­ные, обла­че­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лей и т.д. Освя­ща­ются также все свя­щен­ные пред­меты – иконы, кресты, хоругви, ков­чежцы, коло­кола и прочее.

«Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля», (1913 год): «…В неко­то­рых местах суще­ствует обычай в этот день купаться в реках (купа­ются в осо­бен­но­сти те, кото­рые на Свят­ках пере­ря­жи­ва­лись, гадали и проч., суе­верно при­пи­сы­вая этому купа­нью очи­сти­тель­ную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправ­дать жела­нием под­ра­жать при­меру погру­же­ния в воде Спа­си­теля, а также при­меру пале­стин­ских бого­моль­цев, купа­ю­щихся в реке Иор­дане во всякое время. На востоке для бого­моль­цев это без­опасно, потому что там нет такого холода и таких моро­зов, как у нас. В пользу такого обычая не может гово­рить и веро­ва­ние в целеб­ную и очи­сти­тель­ную силу воды, освя­щен­ной Цер­ко­вью в самый день кре­ще­ния Спа­си­теля, потому что купаться зимой значит тре­бо­вать от Бога чуда или же совер­шенно пре­не­бре­гать своей жизнью и здо­ро­вьем».

При­ло­же­ния к бро­шюре «В помощь каю­щимся», изда­ние Свято-Дани­лова мона­стыря, 1995: Утром нато­щак пей святую воду, а также по всякой нужде (когда вне­запно забо­ле­ешь, раз­гне­ва­ешься, испу­га­ешься, плохой сон при­снится и т.д.). А также кропи святой водой на все 4 сто­роны и говори: «Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа окроп­ле­нием воды сия свя­щен­ная в бег­ство да пре­тво­рится все лука­вое, бесов­ское дей­ство. Аминь!».

Раз­но­вид­но­стью аги­асмы может счи­таться «родо­стома», «родо­стама», «родо­стамна» (греч. rodostagma – «розо­вая вода») – вода с добав­ками аро­ма­ти­че­ских веществ, упо­треб­ля­е­мая в смеси с крас­ным вином при освя­ще­нии анти­мин­сов и пре­сто­лов. Она сим­во­ли­зи­рует бла­го­вон­ное миро, кото­рым Мария, сестра Лазаря, пома­зала ноги Иисуса Христа ( Ин.12:3 ), а Его тайные уче­ники – все тело Учи­теля при погре­бе­нии ( Ин.19:39-40 ).

Источник

Святая вода — как можно и нужно ее пить?

В христианстве святая вода считается божьим даром и наделяется чудесными свойствами, соответственно, требует благоговейного отношения.

Поэтому существуют особые правила относительно того, как, кому и в каких случаях ее можно пить и связанные с ее использованием запреты.

Необходимо ли употребление?

Пить святую воду христианам не только можно, но и настоятельно рекомендуется.

Однако не просто так, для утоления жажды (это считается большим грехом), а только при возникновении проблем, в случае серьезной надобности.

Например, священнослужители рекомендуют прихожанам пить святую воду при тяжелой болезни, необходимости защиты от отрицательного влияния. Это поможет восстановить утраченное здоровье и душевное равновесие.

То же самое касается беременных женщин. Будущей матери рекомендуется сделать несколько глотков при наличии реальной угрозы жизни и здоровью (своему и плода), а также при тяжелом течении беременности. Это поможет организму перенести нагрузку, обеспечит прилив физических и духовных сил.

Святая вода, даваемая не крещенным младенцам, защищает его от негативной энергии, пока у их еще нет ангела-хранителя. Священнослужители рекомендуют до совершения обряда каждый день ежедневно поить ею ребенка, защищая его душу от возможного негативного воздействия извне.

Допустимо испить воды и представителям иных конфессий, если они решили обратиться в христианство. У правоверного мусульманина, иудея, буддиста, скорее всего, даже мысли такой не возникнет. То же самое касается некрещенных и неверующих.

Во время менструации

Помимо отсутствия серьезной причины и неподобающего отношения к святыне (это считается однозначным запретом для питья святой воды), много споров вызывает вопрос, можно ли пить ее женщинам во время менструации.

Некоторые священники однозначно запрещают ее употребление своим прихожанкам, ссылаясь на Библию.

Там прямо говорится, что женщине с месячными запрещается посещать церковь, читать молитвы, целовать иконы, касаться их, ведь в это время она считается нечистой.

Сторонники противоположной точки зрения указывают: запрет изначально был обусловлен отсутствием средств гигиены – кровь, пачкая пол, оскверняла святое место.

Большинство священнослужителей склоняются ко второй точке зрения. Это логично: при менструации женщина остается правоверной христианкой, ее благоговейное отношение к святой воде не исчезает.

Что можно и что нельзя?

Святой водой можно:

  • Запивать медикаменты. Многие христиане считают, что это усилит эффект от принимаемых препаратов. Прямого запрета на это нет, но и совета поступать именно так священнослужители не дают. Каждый христианин должен сам для себя решить: допустимо ли совмещать божий дар и достижение науки.
  • Прикладывать к больному месту смоченные святой водой компрессы. Это, наряду с питьем, позволяет ей проявить свои целебные свойства, поэтому даже рекомендуется.
  • Разбавить обычной водой. Это допускается, если святой воды осталось совсем мало и взять новую негде. Воду из родника, колодца, ключа (любого другого природного источника) и святую (достаточно нескольких капель) сливают в одну емкость, читая над ней молитву (например, «Отче наш»). После таких манипуляций она перенимает чудесные свойства.
  • Пить вместе с заговоренной. Можно, но, разумеется, заговор должен быть сделан с помощью христианских молитв. Единственное исключение – заговоры от любой зависимости (наркомания, алкоголизм). Такая вода все же несет негатив, значительно ослабляя целительное действие святой.

Чего делать со святыней нельзя:

    Добавлять в чай, еду при готовке. Отношение к святыне просто как к ингредиенту очередного блюда недопустимо.

По единому мнению священнослужителей, это минимум неуважение к христианству. Для некоторых из них такое поведение – грех, требующий покаяния на исповеди.

  • Кипятить. Такое действие просто бессмысленно. В процессе освящения вода кардинально меняет структуру, ее негативная энергетика исчезает. Соответственно, она хранится неограниченно долго, не теряя полезных свойств.
  • Использовать для рутинных гигиенических процедур. Каждый день умываться, принимать ванну с добавлением святой воды запрещено. Это объясняется тем, что она уходит в канализацию, а такое обращение с божьим даром категорически запрещено. Но можно, например, каждый день смачивать ладони и кропить лицо.
  • Ставить емкость с ней на пол. Христианство изначально считает человека сосудом греха, поэтому пол осквернен тем, что он по нему ходит. Самое место святой воде у иконостаса. Если это невозможно – хотя бы на столе или в шкафу.
  • Отдавать незнакомым людям. Никто не запрещает делиться с друзьями и родственниками, относительно которых есть уверенность, что они будут обращаться со святыней с подобающим уважением. Касательно чужих такой уверенности нет – святая вода может использоваться ими, например, для оккультных, кощунственных целей. Поделившийся в этом случае становится «соучастником» совершаемого греха.
  • Поить собак, кошек, иных питомцев, скот. Христианство отказывает животным в наличии души, поэтому им категорически запрещается прикасаться к святыням. Но тяжело больного домашнего питомца можно окропить.
  • Использовать для хозяйственно-бытовых нужд (мыть пол, посуду). Это явно идет вразрез с подобающим отношением к святыне. Кропить пол может священник в ходе ритуала освящения квартиры, дома либо сами жильцы, принеся на Крещение новую святую воду и читая особую молитву.
  • Пить из общей емкости. Необходимо отлить ее в стакан, ложку. Исключение – те случаи, когда подходящей емкости под рукой нет, но человек действительно нуждается в благотворном воздействии святыни.
  • Пить перед причастием. Таинство причастия включает евхаристический пост – воздержание от любой еды и питья с полуночи перед утренней литургией и в течение 6-8 часов перед вечерней. Святая вода исключением не является, если только человек вследствие состояния здоровья не может вообще не пить. Но на это должен благословить священник.
  • Как правильно употреблять?

    Наиболее ортодоксальная точка зрения – делать это можно исключительно один раз в день, с утра и натощак, ровно по три глотка.

    Но ведь необходимость прибегнуть к помощи божьего дара нередко возникает и в иное время суток. Упомянутые рекомендации – это просто благочестивая традиция.

    Священнослужители подтверждают, что нет никаких строгих правил касательно того, как именно пить святую воду, нет.

    Ее можно пить и на пустой, и на полный желудок (но первый вариант все же предпочтительнее), главное – с подобающе уважительным отношением и открытым Богу сердцем, четко понимая, зачем это делается. Тогда в действиях никакого греха нет.

    Как правило, достаточно выпивать по несколько глотков святой воды раз в день. Но если физическое, душевное или духовное состояние, тяжелые жизненные обстоятельства требуют более частого соприкосновения с божьим даром, никаких препятствий к этому нет. После необходимо прочитать молитву об исцелении и перекреститься.

    Что делать, если использовал недостойным образом?

    Неподобающее, неуважительное, недостойное отношение, разумеется, отягощает душу и совесть истинного христианина. Поэтому оно требует покаяния на ближайшей исповеди.

    Многие священники считают, что это грех против божьего дара, соответственно, и против Бога, и его нужно упоминать в начале исповеди, среди наиболее серьезных грехов.

    Сомневающимся, стоит ли им каяться в недостойном отношении к святыне и не знающим, каким образом лучше построить свою исповедь, рекомендуется предварительно поговорить со священнослужителем. Либо можно ознакомиться с трудами церковных деятелей – они тоже дают советы по этому поводу.

    Заключение

    Святая вода, как и другие христианские святыни, требует от верующих подобающего отношения. Принимать ее нужно с полным осознанием прикосновения к божьему дару, соответствующим моменту благоговением и молитвой. Традиционно считается, что чудесные свойства святой воды помогают избавиться от любых болезней, обрести душевное равновесие.

    Источник

    Оцените статью