Вода-растворитель
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Вода-растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_prirodovedeniyu.docx | 20.26 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Разработка урока по природоведению
5 класс для учащихся с ОВЗ
По теме: Вода-растворитель.
Учитель: Панферова Мария Яковлевна
МАОУ СОШ №19 г.Балаково.
Тема урока: Вода-растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества.
Образовательные задачи урока состоят в вооружении учащихся знаниями о растворимых и нерастворимых веществах, о растворах, встречающихся в природе,-морской воде, минеральных источниках и др. Воспитательные цели урока состоят в формировании у учащихся правильных взглядов на состав и свойства воды.
Оборудование: эпидиаскоп, кодоскоп, штативы для пробирок, пробирки, фильтровальная бумага, колбы плоскодонные, стаканы, воронки, ножницы, стеклянные палочки, ложечки, поваренная соль, речной песок, питьевая сода, глина, , вода, минеральные воды.
Выполнение домашнего задания следует проверить по вопросам, которые сформулированы в конце статьи «Три состояния воды». Отвечая на первый вопрос, учащиеся должны сказать ,что они узнали в 4 классе о кругообороте воды в природе, фильтрования воды, образования ручейков, рек и озёр. Сравнивая воду со стеклом, учащиеся должны отметить, что они бесцветны и прозрачны. В этом состоит их сходство. Различаются они тем, что в обычных условиях стекло-твердое вещество, а вода-жидкость. Третий вопрос не является трудным для учащихся. Они легко ответят, что вода в природе встречается в трех состояниях-твердом, жидком и газообразном. Четвертый вопрос требует более внимательного анализа. Учащиеся должны ответить, что переход воды из твердого состояния в жидкое можно доказать путем нагревания льда или снега в колбе или стакане. Чтобы доказать, что вода испаряется, нужно налить в сосуд 20-30 капель воды и оставить на столе или подоконнике на два-три дня.
При повторении содержания предыдущего урока необходимо использовать следующие вопросы: как доказать, что при нагревании объем воды увеличивается? Может ли объем воды увеличиваться при охлаждении? Как изменится объем воды, если ее охладить:
а)с +40 до +20 градусов
б)с +4 до 0 градусов?
Чтобы оценить знания учащихся всего класса, можно провести небольшую письменную работу, рассчитанную на четыре-пять минут.
Вопросы 1 варианта:
1.В каких состояниях встречается вода природе?
2.Как изменяется объем воды при нагревании?
Вопросы 2 варианта:
1.Где в природе встречается вода?
2.Как изменяется объем воды при охлаждении?
Изучение нового учебного материала необходимо провести в форме практической работы. Для этого до начала урока на каждую парту дежурные должны поставить следующие материалы и оборудование: штатив для пробирок, пробирки(пять-шесть штук),колбы плоскодонные(две-три штуки),стеклянную воронку, стеклянные палочки, фильтровальную бумагу, ножницы, стаканы, речной песок, поваренную соль, глину, питьевую воду, ложечки, калийные удобрения
Изучение нового учебного материала следует начать с объявления темы урока и задач практической работы.
«Основная цель практической работы состоит в том,-говорит учитель,-чтобы познакомиться с одним из важнейших свойств воды-ее способностью растворять различные вещества. В процессе практической работы вы должны четко и правильно выполнять задания, умело обращаться с приборами, быть аккуратным и экономно расходовать материалы».
Затем учитель знакомит детей с приборами и материалами-штативом, пробирками, колбами, воронкой, фильтровальной бумагой, стаканами, поваренной солью, речным песком, питьевой содой, глиной, ложечками, объясняет назначение отдельных приборов(штатива, пробирок, колб и др.),показывает, как надо ими пользоваться. Учитель показывает, как правильно держать пробирку, ложечку для насыпания сыпучих веществ и колбу, наполненную водой.
Последовательность выполнения практической работы
1.В каждую из четырех пробирок(№1,2,3,4) положить немного поваренной соли, речного песка, питьевой соды, глины.
2.В каждую пробирку налить до 1/3 объема воды и размешать смесь стеклянной палочкой.
3.Подготовить четыре фильтра и один из них поместить в воронку.
4.Смочить первый фильтр чистой водой и вылить в воронку содержимое первой пробирки, т. е смесь воды и поваренной соли. Выяснить, что вытекает а стакан через фильтр, что остается на фильтре. Сделать вывод. Затем убрать фильтр и вылить содержимое стакана.
5.То же повторить со второй, с третьей и четвертой пробирками, сформулировать соответствующие выводы.
Учитель разбирает каждый из этих пунктов и подробно объясняет отдельные этапы выполнения практической работы. При объяснении содержания первого пункта он напоминает учащимся, что в первую пробирку они должны насыпать поваренную соль, во вторую-речной песок, в третью-питьевую соду, в четвертую-глину. При объяснении содержания второго пункта он просит учащихся внимательно наблюдать за веществами, насыпанными в пробирки, стараться заметить те изменения, которые происходят с ними.
После объяснения содержания и последовательности выполнения работы учащиеся приступают к ее реализации. Учитель наблюдает за ходом выполнения работы и оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения или допускает ошибки в работе.
Изготовление фильтра осуществляется под руководством учителя. Он показывает, как нужно сгибать листы фильтровальной бумаги и как срезать угол сложенного фильтра с помощью ножниц.
Учитель оказывает помощь учащимся и при формулировании выводов. Например, после фильтрования раствора поваренной соли он спрашивает: что произошло с поваренной солью? Где теперь находится поваренная соль? Почему поваренная соль прошла через фильтр? Какой вывод следует сделать на основе результатов опыта? С помощью подобных вопросов он помогает учащимся сформулировать правильные выводы по результатам последующих опытов.
После окончания практической работы надо подвести итоги. В процессе беседы учитель просит объяснить: растворяются ли вещества в воде? Все ли вещества растворяются в воде? Какие вещества в воде растворяются? Какие вещества в воде не растворяются?
Учащиеся должны сказать, что в воде хорошо растворяются поваренная соль и питьевая сода; речной песок и глина в воде не растворяются, поэтому они через фильтр не проходят.
Учитель объясняет, что одни вещества в воде растворяются хорошо, а другие-слабо. Хорошо растворяются сахар, поваренная соль, сода, )
«Способность веществ растворяться в воде,-продолжает учитель,-имеет большое значение для жизни растений, животных и человека. В этом легко убедиться на примере удобрений. Все минеральные удобрения неплохо растворяются в воде.(Демонстрируется быстрое растворение в воде калийной селитры или другого минерального удобрения.) В почве они хорошо растворяются в дождевой воде или в воде, поступающей при орошении полей. Растворенными минеральными удобрениями питаются растения. Это способствует повышению их урожайности».
Следует коротко рассказать и о тех веществах, которые в воде практически не растворяются. К их числу относятся речной песок, гранит, глина, различные камни, дерево и т.п. Те вещества, которые в воде не растворяются, также находят широкое применение. Если бы растворялся кирпич, нельзя было бы из него строить дом. Если бы растворялся в воде асфальт, невозможно было бы им покрывать дороги.
Программой предусмотрено ознакомление учащихся с растворами, которые встречаются в природе. К ни относятся минеральные источники, соленая вода морей, океанов и некоторых озер. Изучение этого учебного материала целесообразно начать с рассказа учителя. «В водах рек, морей и океанов,- говорит он,-всегда имеются растворенные вещества. В них растворяется небольшое количество воздуха и различные соли. В 100 л воды некоторых морей содержится до 3-4 кг соли. В пресной воде рек, озер и колодцев также содержится небольшое количество растворенных веществ. Наименьшее количество растворенных веществ содержится в дождевой воде. Таким образом, во всякой природной воде имеются растворенные вещества. Отличаются воды рек, озер, морей и океанов тем, что в них растворено различное количество воздуха, солей и других веществ.
Кроме этого, в природе встречаются минеральные источники. В нашей стране разведено более 1500 крупных месторождений минеральных вод. Многие из них обладают лечебными свойствами и используются для лечения различных болезней». (Демонстрируется минеральная вода, которая продается в аптеках или специальных магазинах.)
После рассказа учителя можно предложить учащимся для беседы несколько вопросов: какие вещества растворены в речной и морской воде? Почему морскую воду не употребляют в пищу? Где берут моряки пресную воду для питания при плавании в океанах?
Закрепление новых знаний необходимо провести путем фронтального опроса с использованием следующих вопросов: какие вещества растворяются в воде? Какие вещества в воде не растворяются? Какие вещества можно считать растворимыми или нерастворимыми в воде? Какое значение имеет растворение веществ в воде? Какие вещества растворены в природной воде?
В качестве примера учащиеся должны написать в своей тетради названия трех-четырех веществ, растворяющихся и нерастворяющихся в воде. Эти записи могут иметь следующий вид: «Вещества, растворяющиеся в воде: сахар, столовая соль, питьевая сода, воздух.
Вещества, не растворяющиеся в воде: речной песок, глина, гранит, дерево».
В заключении формулируются следующие выводы: вода обладает свойством растворять различные вещества. Одни вещества в ней растворяются хорошо, другие-слабо, а третьи-практически не растворяются. Чтобы узнать, растворимо ли вещество в воде, надо смешать его с водой и пропустить через фильтр. Растворимые вещества проходят через фильтр, а не растворимые-задерживаются на нём. Природная вода всегда содержит растворенные вещества.
Заданием на дом: прочитать статью учебника «Вещества, растворимые и нерастворимые в воде».
Источник
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Что растворяется в воде?»
Лейла Табаксоева ( Абдуллаева)
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Что растворяется в воде?»
Тема: «Что растворяется в воде?»
Составила: Табаксоева Л .И.
Программное содержание:
1. Учить детей выявлять вещества, которые растворяются в воде.
2. Дать понять детям, что некоторые вещества не только растворяются в воде, но и меняют ее вкус, цвет.
3. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
4. Развивать исследовательскую деятельность детей.
Раздаточный материал: Сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, опилки, стаканы с чистой водой каждому, ложки, разовые тарелки каждому.
Демонстрационный материал: Упаковки с различными веществами, «чудесный мешочек», карточки с символическим изображением правил поведения в лаборатории.
Методические приемы: Сюрпризный момент – Карлсон, вопрос – ответ, опыты.
Предварительная работа: Беседа с детьми о значениях и свойствах воды, просмотр мультфильма «крокодил Гена и Чебурашка чистят речку».
Ход организованной образовательной деятельности.
(Дети выходят из спальни, и садятся на стульчики полукругом)
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите, мы сегодня не одни, у нас гости, давайте поздороваемся с ними.
Воспитатель: Садитесь. А еще ребята, c минуты на минуту к нам прибудет очень важный гость.
Карлсон: Здравствуйте ребята, я очень рад, снова вас видеть.
Дети: Здравствуй Карлсон!
Воспитатель: С собой Карлсон принес «чудесный мешочек». Интересно, что лежит в мешочке? (Карлсон постепенно достает пакетики с веществами, воспитатель спрашивает у детей что это)
Дети: Сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, опилки.
Воспитатель: Карлсон, а зачем ты все это к нам принес?
Карлсон. Вы знаете, болтливые сороки на крыше, рассказали мне, что все эти вещества растворяются в воде, и я решил показать это ребятам.
Воспитатель: А ты уверен Карлсон, что все эти вещества растворяются в воде?
Карлсон: Да, можете проверить.
Воспитатель: Ребята, а как Вы думаете? Все ли эти вещества растворяются в воде?
Воспитатель: Уважаемые коллеги, пройдемте в лабораторию (дети рассаживаются по два за столы, на которых уже стоят готовые стаканы с водой и веществами, и ложечки).
Воспитатель: Сегодня мы с вами это проверим. Но сначала давайте вспомним, какими свойствами обладает вода? Что она может делать?
Дети: Она течет, льется, ее можно переливать, наливать.
Воспитатель: Ребятки, а что можно сказать о воде? Какая она?
1. Посмотрите на нее (бесцветная).
2. Понюхайте (без запаха).
3. Попробуйте (без вкуса).
4. Перелейте в другой стакан (текучая).
Вот сейчас мы вместе с Карлсоном проверим, что же произойдет с сахарным песком? Но прежде чем начать опыт давайте вспомним, что можно, а что нельзя делать в лаборатории.
(Воспитатель показывает карточки с символами)
Дети отвечают, а воспитатель обобщает:
— нельзя без разрешения брать предметы и вещества,
— нельзя брать их в рот,
— трогать после опыта глаза руками,
— внимательно слушать задание,
— убирать за собой после опытов,
— мыть руки после окончания опытов.
Воспитатель: Молодцы ребята, все отлично помните. Давайте возьмем ложечки ребята, добавим сахарный песок в стакан с водой и перемешаем. Данный опыт мы с вами выполняем каждый день утром, дома, когда собираемся пить чай.
Теперь наблюдаем, что изменилось? Вы видите сахар?
Воспитатель: Правильно, сахар постепенно растворился в воде. Как вы думаете, ребята, какая теперь стала вода? Ведь мы туда добавили сахар.
Дети: Сладкая! Вкусная!
Воспитатель: А ее можно пить ребята? (Да)
Воспитатель: А, что же будет, если в другой стакан мы добавим речной песок и перемешаем, он растворится? Как вы думаете?
Воспитатель: Давайте проверим. Добавьте речной песок и перемешайте, растворился или нет?
Дети: Не растворился.
Воспитатель: Правильно ребятки, он не растворился, т. к. речной песок состоит из мелких камушков, которые в воде не растворяются. И посмотрите внимательней ребята, что же еще произошло с водой? Какая она стала?
Дети: Мутная, грязная…
Воспитатель: А эту воду, можно пить ребята? (нет, потому что песок не съедобное вещество).
Ребята покажите Карлсону свои стаканчики. Вот видишь, Карлсон, речной песок не растворяется в воде, запомни это!
Карлсон: Что-то я устал ребята, мне бы отдохнуть…
Ребята Карлсон предлагает нам всем отдохнуть и сделать веселую разминку вместе с ним.
Капля первая упала – кап. (ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на ладонь)
И другая, пробежала – кап.
Мы на небо посмотрели (руки подняли вверх)
Кап- -кап капельки запели.
Намочились наши лица, мы их вытирали,
Туфли посмотрите, мокрыми стали (наклон вперед)
Мы плечами потрясем,
От дождя мы убежим
Под кусточком посидим (присесть).
Воспитатель: Очень интересная разминка Карлсон, спасибо, а мы продолжим наш эксперимент.
Дети, как вы думаете, чем мамы стираю ваши вещи?
Дети: Вода + стиральный порошок.
Воспитатель: Правильно. Почему мама добавляет в воду стиральный порошок, а не песок?
Дети: растворяется, не растворяется.
Воспитатель: Давайте проверим. Добавьте ложечку стирального порошка в воду и перемешайте, понаблюдаем, что произойдет? Какая стала вода?
Дети: Мутная, мыльная, появились пенные пузырьки.
Воспитатель: Что стало с порошком?
Дети: Он растворился.
Как вы думаете, ребята, А эту воду можно пить?
Дети: Нет! Это не съедобное вещество.
Воспитатель: Мы так хорошо с вами занимаемся ребята, но наши пальчики устали, они должны отдохнуть… Карлсон, ты же хотел нам показать пальчиковую гимнастику, ребятки ждут.
Карлсон: С удовольствием.
Пальчиковая гимнастика «Птичек стая»
Десять птичек стайка.
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — совушка
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Это зяблик, это стриж,
Это развеселый чиж.
Ну а это злой орлан…
Птички — птички по домам!
Методические указания: пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой руки, потом левой. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки.
Воспитатель: Спасибо Карлсон, наши пальчики размялись, и мы можем продолжать. Ребята возьмите ложечки и добавьте опилки в стакан с водой, что произошло с водой?
Дети: ничего не произошло.
Воспитатель: Правильно ребята, ничего не произошло. Потому что опилки не растворяются, они даже не тонут в воде. Посмотрите на стакан с водой в которой мы добавляли песок, он оказался на дне стакана, почему как вы думаете ребята?
Дети: потому что он тяжелый…
Воспитатель: а опилки такие легкие и непромокаемые, что даже не тонут в воде. Ребята, давайте напомним Карлсону, какие вещества растворились в воде, а какие нет.
Дети: Стиральный порошок, сахарный песок, а речной песок и опилки в воде не растворились.
Воспитатель: Вот видишь Карлсон, не все вещества растворяются в воде.
Карлсон: Да, теперь я понял, что нельзя доверять болтливым сорокам, и нужно все проверять самому.
Воспитатель: Коллеги, вы сегодня хорошо поработали. Все молодцы! А Карлсону пора улетать на крышу. Скажем Карлсону До свидания!
А вы когда придете домой расскажите мамам и папам о наших опытах. Может быть, родители тоже захотят проверить, то о чем вы рассказали опытным путем.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Свойства воздуха» Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы». Возрастная группа: средняя Тема (в соответствии с комплексно-тематическим.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне» Цель :Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях,создать огород на окне. Оборудование : 1) Земля для посадки ; 2) Ящики для.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебное электричество» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема. «Волшебное электричество» Интеграция ОО: познавательное,.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности (в старшей группе) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №153 (МБДОУ Детский сад №153) Конспект опытно-экспериментальной.
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы на тему. «Путь хлеба» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию занятие опытно-экспериментальной деятельности «Путь хлеба». Увидела в интернете и очень заинтересовала,а.
Мастер-класс для родителей совместно с детьми по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Город волшебства» Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Перспективный план работы по организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Сентябрь 1. Тема: «Свойства мокрого песка» Цель: Формирование представлений о свойствах песка. Работа с родителями: Подготовить рабочий.
Серия занятий по опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы Цели опытно-экспериментальной деятельности: • Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами физического.
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Соль: чудесные превращения» РМ Г. Саранск, МДОУ №116 Цель: вызвать интерес к изучению свойств соли. Программное содержание: — Воспитывать интерес к экспериментальной.
Источник