План по подземным водам

План-конспект урока « Подземные воды и ледники».
план-конспект урока по географии (6 класс)

Тема урока. «Подземные воды и ледники»

Дата проведения.26.10.2017

Тип урока. Комбинированный.

Технология урока. Традиционная технология

Цель урока. — сформировать понятие «подземные воды»;

— выявить причины образования подземных вод;

— выявить причины образования ледников;

— провести беседу по обсуждению значения подземных вод и ледников на Земле.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока по теме «Подземные воды и ледники». 402.46 КБ
презентация к уроку географии , по теме «Подземные воды и ледники» , 6 класс. 1.2 МБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

План-конспект урока « Подземные воды и ледники»

в 6 классе МОУ “С(к)ОШ№17»

Тема урока . «Подземные воды и ледники»

Дата проведения .26.102017

Тип урока. Комбинированный.

Технология урока. Традиционная технология

Цель урока . — сформировать понятие «подземные воды»;

— выявить причины образования подземных вод;

— выявить причины образования ледников;

— провести беседу по обсуждению значения подземных вод и ледников на Земле.

1. Работать с понятиями подземные воды;

водопроницаемые и водоупорные породы; межпластовые

воды, артезианские источники; покровные и горные ледники.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа делать выводы.

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1Формировать умение работать в паре.

2.Учить представлять результат своей работы;

3.Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.

4. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

3. Личностные результаты:

1. Развивать умение высказывать своё отношение , выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Планируемые образовательные результаты.

Основные термины, понятия. подземные воды;

водопроницаемые и водоупорные породы; межпластовые

воды, артезианские источники; покровные и горные ледники.

Оборудование : физическая карта полушарий, физическая карта России; фотографии ледников, подземных вод, ключей, курортов минеральных источников, этикетки от бутылок из под минеральной воды.3 стакана, 3 воронки, глина, песок, гравий.

Проверка домашнего задания (10 мин)

Изучение нового материала (15 мин)

Закрепление (10 мин)

Итог урока: (3 мин)

Домашнее задание (2мин)

I.Проверка домашнего задания (10 мин)

1. Что такое озеро?

2. В каких котловинах образуются озёра?

3. Как вы считаете, является ли озеро частью Мирового океана? Ответ обоснуйте.

4. Назовите и покажите самое большое, самое глубокое, самое высокогорное, самое солёное озеро.

5. Почему в одних озёрах вода солёная, а в других — пресная?

6. Каково значение болот?

II.Изучение нового материала (15 мин)

Сегодня на уроке мы изучим один из видов вод суши. Для этого мы уже вспомнили виды внутренних вод. В конце урока мы должны ответить на очень важный вопрос: “Какие знания о внутренних водах необходимы при строительстве дома?”

Из самого термина следует его определение. Сформулируйте определение подземных вод.

Подземные воды – воды суши, находящиеся под землей. (Определение дают сами ученики) (запись в тетрадь)

— У вас не возник вопрос? (Как она туда попала?)

— Какие условия необходимы для образования подземных вод?

  1. Атмосферные осадки в достаточном количестве.
  2. Способность горных пород пропускать воду.

Перед вами три стакана, три воронки. В воронке № 1 – глина, 2 — песок, № 3 – гравий. Наливаем одновременно во все воронки воду.

— Что мы наблюдаем? (Глина воду не пропускает)

— Какой вывод мы можем сделать? (Есть горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые задерживают).

— От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы? (От количества и размеров трещин и пор.)

Далее в тетрадь переносим схему, иллюстрирующую различие горных пород по пропускной способности

Используя рис. 82 в учебнике и по схеме на доске, объясняю, как образуются подземные воды, при этом говорю, что они бывают грунтовыми, межпластовыми.

Ключи и родники — выходы подземных вод на поверхность (записываем в тетрадь)

Затем учащиеся выясняют, какие родники и ключи имеются в их местности (источник Сергия Радонежского). Какие легенды и предания связаны с ними?

Далее учащиеся переносят в тетрадь схему залегания подземных вод

Говоря о минеральных водах, подчёркиваю их лечебные свойства, привожу пример известного курорта «Пятигорский Нарзан». Из информации на этикетках от бутылок с минеральной водой, учащиеся узнают, какими целебными свойствами обладает эта вода

Формируя знания о ледниках, объясняю их строение, условия образования (рис 83), говорю о том, что ледники бывают покровными и горными, показываю по карте, где они располагаются.

III Закрепление (10 мин)

1.Ребята мы с вами изучили подземные воды. Теперь вы можете ответить на вопрос, который прозвучал в начале урока “Что нужно учесть при строительстве дома?”.

  1. Состав водопроницаемых слоёв
  2. Уровень грунтовых вод
  3. Особенности рельефа (низины, берега и т.д.)
  4. Какое значение имеют подземные воды в природе и жизни человека? (жизненный опыт учащихся позволяет ответить на вопрос без помощи учителя и учебника)

2.Далее учащиеся самостоятельно читают фрагмент § 36«Что мы знаем о ледниках?» и составляют его план. (с взаимопроверкой)

Что мы знаем о ледниках?

1. Ледник — крупный массив льда на земной поверхности, обладающий способностью к движению

2. Условия образования- недостаток тепла снег не успевает полностью растаять (за полярными кругами, на больших высотах в горах)

3. Бывают- покровные и горные (Антарктида, Гренландия- покровные, горные- Беринга(Аляска), Федченко (Памир), Безенги (Кавказ))

7. От ледников откалываются айсберги

5. «Неприкосновенный запас пресной воды»

6. Объект туризма

IV. Итог урока: (3 мин)

Выясняю у учащихся то, что нового они узнали на уроке и чем для них материал полезен, понравился ли им урок .

Источник

УРОК В 6 КЛАССЕ «ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ»
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

УРОК В ШЕСТОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «ОПДЗЕМНЫЕ ВОДЫ» С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ..

Скачать:

Вложение Размер
20._podzemnye_vody.doc 59.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

География 6 класс

Тема урока: Воды суши. Подземные воды

  1. Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, условиях залегания, использования и проблемах охраны. Разобрать новые понятия и определения.
  2. Продолжить формирование умения работать с географической картой.
  3. Воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: учебная литература, схемы.

  1. Проверка домашнего задания

Опрос по заданным вопросам параграфа.

  1. Изучение нового материала

Сегодня мы продолжим изучать тему «Гидросфера».

Напомните мне определение гидросферы. (Водная оболочка Земли)

Вспомним составные части гидросферы:

Гидросфера 100% — Мировой Океан 94% Вода атмосферы 0,1% Воды суши 5,9%

Какие воды суши вы сможете назвать?

Давайте разделим их на две части: воды суши – 5,9%

Поверхностные – 1,9 Подземные — 4%

Реки озера болота ледники

Как вы думаете, какие из вод суши занимают большую часть? (подземные воды)

Подземные воды – это воды, находящиеся в толще горных пород .

А как вода туда попала? (есть горные породы, которые пропускают воду)

Основная масса подземных вод образуется вследствие просачивания с поверхности дождевой, талой и речной воды.

Но не все горные породы пропускают воду.

Поэтому они делятся на водопроницаемые и водоупорные.

(пропускают воду) (не пропускают воду)

Почему песок, гравий и галька пропускают воду? (в них есть поры, трещины, пустоты – промежутки между частицами горной породы)

В Болгарии замечательные песчаные пляжи! Но если пройдет даже небольшой дождик, пляж надолго становится сырым, на нем уже не поваляешься вдоволь. А кто отдыхал в Сочи? Пляж там галечный, из мелких камешков. Лежать не очень удобно, зато после дождя пляж быстро становится сухим и можно загорать снова.

Как вы думаете, что пропускает воду лучше? Песок или галька?

Чем крупнее частицы, тем шире поры и тем легче через породу проходит вода.

Гравий Песок Гранит

В легкорастворимых породах (гипсе, известняке, каменной соли) вода может вымывать углубления – пещеры, колодцы, воронки. Это явление называется карст .

Самая большая пещера – Мамонтова в США – 200 км, самая глубокая – Берже во Франции – 1135 м.

Но вернемся к подземным водам.

Поверхность суши обычно покрыта водопроницаемыми породами. Они могут залегать горизонтально или образовывать изгибы.

Водопроницаемые и водоупорные слои могут чередоваться:

почва

водопроницаемый

Если слой крупнозернистого песка лежит на слое водоупорной глины, то дождевая вода быстро просачивается сквозь песок, но задерживается над слоем глины, постепенно заполняя поры в песке.

Так образуется водоносный слой – слой, насыщенный водой.

Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами – грунтовые воды.

Глубина, на которой залегают грунтовые воды – уровень грунтовых вод .

В какое время года уровень грунтовых вод выше, а в какое – ниже? (весной выше, летом ниже)

Там, где грунтовые воды залегают неглубоко, обычно выкапывают колодцы. Колодезная вода чище речной. Почему? (горные породы действуют как фильтр)

почва

водоносный слой песка

уровень грунтовых вод источник

водоупорный слой глины

Грунтовые воды могут перемещаться, стекать по порам водоносного слоя в сторону уклона. Могут выходить на поверхность в оврагах и речных долинах, образуя источники.

Источник (родник) – выход грунтовых вод на поверхность.

Иногда слои горных пород располагаются с изгибом, в виде чаши.

вода

уровень грунтовых вод

уровень межпластовых вод глина

Воды, находящиеся между 2 водоупорными слоями – межпластовые (артезианские).

Вода попадает в нижний водоносный слой только там, где он выходит на поверхность. Поэтому межпластовые воды пополняются очень медленно.

А если в центре такой чаши пробурить скважину, т вода будет подниматься по ней под напором и мы увидим фонтан.

Подземные воды выполняют очень важные функции:

  • Регулируют уровень воды в реках и озерах;
  • Используются для питья. Подземные воды, содержащие минеральные вещества и газы – минеральные – используются в лечебных целях).
  • Являются источником воды на промышленных предприятиях (только в Москве более 400 артезианских скважин).

Про экологические проблемы подземных вод мы с вами прочитаем по учебнику. Откройте страницу 86, второй абзац. Прочитайте.

А теперь ответьте на мои вопросы:

Как вы считаете, как быстро пополняются запасы грунтовых вод? А межпластовых?

Какие экологические проблемы грозят подземным водам?

Есть ли возможность очистки грунтовых вод?

А как нам могут пригодиться знания особенностей образования и залегания подземных вод?

  1. Закрепление изученного материала

Давайте вспомним все новые понятия, которые мы узнали сегодня на уроке:

  • Подземные воды
  • Водопроницаемые и водоупорные горные породы;
  • Карст;
  • Водоносный слой;
  • Грунтовые воды;
  • Уровень грунтовых вод;
  • Источник;
  • Межпластовые воды;
  • Минеральные воды.

Д/З: §29, вопросы 4. 5.

Подготовиться к географическому диктанту – выучить определения.

Поставить оценки за работу на уроке.

(контроль знаний на следующем уроке)

  • Как называется вода, находящаяся в земной коре?
  • Как называются породы, не пропускающие воду?
  • Как называются породы, пропускающие воду?
  • Как называется слой, насыщенный водой?
  • Как называется выход грунтовых вод на поверхность?
  • Как называются воды водоносного горизонта , лежащего между двумя водоупорными слоями?
  • Как называют подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов?
  • Как называют воду, находящуюся в водоносном слое не прикрытом сверху водоупорными породами?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: «Вода-растворитель. Растворы. Работа воды в природе».

Данный урок проводится в 5 классе по предмету природоведение, который знакомит учащихся со свойствами воды как растворителя, учит готовить растворы соли в воде и взвеси мела в воде; формирует знания о.

Презентация » Вода — уникальное вещество» к уроку по теме » Вода» 8 класс.

Презентация » Вода — уникальное вещество» позволяет расширить представление о воде как уникальном веществе на Земле, затронуть экологические и нравственные проблемы охраны воды, показать, что защита в.

Разработка урока. Тема: «Внутренние воды и водные ресурсы России». Обобщающий урок

Обобщающий урок по теме «Водные ресурсы России».

Конспект урока на тему: «Вода источник жизни. Как сберечь воду.»

Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду.» Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель: создание целостного представления.

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд.

Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.

Тема урока: « Химические свойства воды. Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок изучения и закрепления новых знаний. На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св.

Разработка урока по теме «Вода»:Источники загрязнения воды. Охрана вод.

Нетрадиционный (урок с рефлексии с элементами экологического тренинга).

Источник

Читайте также:  Назови меня тихо по имени ключевой водой
Оцените статью