Романтики. I. Жизнь.
Отъезд
Пароход отвалил поздней ночью. Он долго прокашливался и гудел, дрожа всем корпусом. Бегали по сходням и кричали грузчики. Дрожали фонари на пристани, и в их неверном свете то появлялось, то исчезало хмурое лицо Гарибальди и его красный мокрый шарф. – Вы бы ушли, – крикнул ему с палубы Винклер. – Простудитесь. Старик жалко улыбнулся и махнул рукой. Разбитым эхом смолкал в переулках гудок парохода. Мы уезжали. Хатидже провожала нас до Старониколаевской косы. С утра в день отъезда перепадал дождь, дул норд, капли стучали по окнам, по заржавленным вывескам. В глазах у встречных стоял холодный блеск. – Прекрасная серая даль, – сказал мне утром Винклер, стоя у окна. – Смотри, какой переход от свинцового зимнего горизонта к нагромождениям домов и желтому морю. Пойдем пошатаемся напоследок. Мм вышли. Винклер рассказывал про свои работы. Среди них есть этюд «Серебряное». Осеннее солнце светит будто сквозь чад свечей, и в этом солнце дымится город. Другой этюд «Ночь» – черная вода, небо, черные контуры парохода и только один красный огонь. Винклера больше всего занимает отражение огня в воде. Есть еще голова старика на фоне скучного пыльного неба. – Этот старик, должно быть, Гарибальди? – спросила Хатидже неуверенно. – Вы нервничаете, Хатидже, – сказал Винклер. – Мне грустно, – призналась Хатидже. – Поэтому я и хочу проводить вас до Старониколаевской косы. За заставой нас охватили жгучие ветры, открылись синие дождливые дали. Над безграничными протяжениями полей низко неслись тучи. Ночью сквозь шорох дождя пароход прокричал четыре раза. Тяжело плеснули по воде канаты, и задрожала палуба. Мигнули огни на пристани, взмахнул старой шляпой Гарибальди, и тотчас же поднялся над городом и берегами красный огонь маяка. Потом маяк затянулся ночной мутью, ушел за край земли, и только крупная соленая зыбь неумолчно била в железные борта парохода. Тренькал звонок в машине. Хатидже подняла воротник и прислонилась к моему плечу. Винклер сидел и молчал. Сташевский ушел в каюту. Наше молчание было наполнено множеством мыслей. Когда Винклер закуривал, огонь спички вырывал из темноты багровый круг палубы, канаты, мокрые поручни и слезы на глазах Хатидже. Пар хрипло рвался из пароходной трубы. Утром из заспанных и бесконечных вод встало воспаленное солнце, и мрачно загорелись под ним стекла капитанской рубки. От палубы шел пар, и море искрилось и синело до горизонта. Мы подходили к Старониколаевской косе. Вдали был желтый песчаный берег, белые рыбачьи хатки, и за ними, по ту сторону косы, снова расстилалось налитое тяжелой синевой море. Хатидже сошла. Ветер растрепал ее волосы, обдувал платье, солнце слепило глаза. Пароход отвалил. Дым сносило в сторону. Он ложился на воду темной дорогой. Пищали и кувыркались чайки. Хатидже остановилась в самом конце пристани. За ней стояли дряхлый пристанский сторож и две женщины с корзинами рыбы. Желтела ослепительная полоска косы. Из своего города я тотчас же написал Хатидже: Мы пили чай в каюте, в тепле. Плескала вода за стеклами, тянулась пустыня моря. За кормой осталась коса. Я часто смотрел туда и думал о вас. Прошли мимо плавучего маяка. Старый пароход, выкрашенный в белый цвет, с широкими красными полосами, стонал на ржавых цепях. Человек в рваной синей фуфайке облокотился на борт и долго смотрел нам вслед. Жадность, ненасытная жажда тянет меня к жизни. Я могу без конца говорить вам о каждой минуте, о каждом из прожитых дней. Я нахожу во всем, что вижу, чудесный «вкус и запах», постоянную прелесть. Только что мы два часа говорили о керченской сельди, о бычках, о том, как сула идет в донские гирла, о браконьерах, коптильнях и рыбачьих артелях. Я почему-то вспомнил стакан крепчайшего кофе в грязном портовом кабаке, то утро, когда я пил английскую водку с капитаном Шевченко, пряные турецкие папиросы и груды мокрой синеватой камсы. И я не знаю, почему, но стало так хорошо жить, двигаться, ощущать на своем лице прикосновение солнца, ветра и женских губ. Как щедра жизнь, как полон каждый день. Вы это знаете лучше многих». Через неделю я лежал в своей холодной комнате и перечитывал письмо Хатидже. В конце была приписка: «Вы пишете о жажде к жизни. То же теперь и со мной, только я не умею об этом писать. Я очень и очень неблагодарна судьбе за каждую минуту, когда я не вижу вас. На Старониколаевской косе я пила чай в доме рыбачки. На оконцах стояли сухие травы, пахло мелом, смолой, было тепло, и за дверью на песках едва слышно шуршало море. И рыбачка спросила меня: «Что это, должно, суженого провожала?» Источник Плескала вода за стеклами тянулась пустыня моряПароход отвалил поздней ночью. Он долго прокашливался и гудел, дрожа всем корпусом. Бегали по сходням и кричали грузчики. Дрожали фонари на пристани, и в их неверном свете то появлялось, то исчезало хмурое лицо Гарибальди и его красный мокрый шарф. – Вы бы ушли, – крикнул ему с палубы Винклер. – Простудитесь. Старик жалко улыбнулся и махнул рукой. Разбитым эхом смолкал в переулках гудок парохода. Мы уезжали. Хатидже провожала нас до Старониколаевской косы. С утра в день отъезда перепадал дождь, дул норд, капли стучали по окнам, по заржавленным вывескам. В глазах у встречных стоял холодный блеск. – Прекрасная серая даль, – сказал мне утром Винклер, стоя у окна. – Смотри, какой переход от свинцового зимнего горизонта к нагромождениям домов и желтому морю. Пойдем пошатаемся напоследок. Мм вышли. Винклер рассказывал про свои работы. Среди них есть этюд «Серебряное». Осеннее солнце светит будто сквозь чад свечей, и в этом солнце дымится город. Другой этюд «Ночь» – черная вода, небо, черные контуры парохода и только один красный огонь. Винклера больше всего занимает отражение огня в воде. Есть еще голова старика на фоне скучного пыльного неба. – Этот старик, должно быть, Гарибальди? – спросила Хатидже неуверенно. – Вы нервничаете, Хатидже, – сказал Винклер. – Мне грустно, – призналась Хатидже. – Поэтому я и хочу проводить вас до Старониколаевской косы. За заставой нас охватили жгучие ветры, открылись синие дождливые дали. Над безграничными протяжениями полей низко неслись тучи. Ночью сквозь шорох дождя пароход прокричал четыре раза. Тяжело плеснули по воде канаты, и задрожала палуба. Мигнули огни на пристани, взмахнул старой шляпой Гарибальди, и тотчас же поднялся над городом и берегами красный огонь маяка. Потом маяк затянулся ночной мутью, ушел за край земли, и только крупная соленая зыбь неумолчно била в железные борта парохода. Тренькал звонок в машине. Хатидже подняла воротник и прислонилась к моему плечу. Винклер сидел и молчал. Сташевский ушел в каюту. Наше молчание было наполнено множеством мыслей. Когда Винклер закуривал, огонь спички вырывал из темноты багровый круг палубы, канаты, мокрые поручни и слезы на глазах Хатидже. Пар хрипло рвался из пароходной трубы. Утром из заспанных и бесконечных вод встало воспаленное солнце, и мрачно загорелись под ним стекла капитанской рубки. От палубы шел пар, и море искрилось и синело до горизонта. Мы подходили к Старониколаевской косе. Вдали был желтый песчаный берег, белые рыбачьи хатки, и за ними, по ту сторону косы, снова расстилалось налитое тяжелой синевой море. Хатидже сошла. Ветер растрепал ее волосы, обдувал платье, солнце слепило глаза. Пароход отвалил. Дым сносило в сторону. Он ложился на воду темной дорогой. Пищали и кувыркались чайки. Хатидже остановилась в самом конце пристани. За ней стояли дряхлый пристанский сторож и две женщины с корзинами рыбы. Желтела ослепительная полоска косы. Из своего города я тотчас же написал Хатидже: «Сквозь облака падал белый свет, и море было в теплом тумане. Навстречу нам шла шхуна, – должно быть, в Тамань. Мы пили чай в каюте, в тепле. Плескала вода за стеклами, тянулась пустыня моря. За кормой осталась коса. Я часто смотрел туда и думал о вас. Прошли мимо плавучего маяка. Старый пароход, выкрашенный в белый цвет, с широкими красными полосами, стонал на ржавых цепях. Человек в рваной синей фуфайке облокотился на борт и долго смотрел нам вслед. Жадность, ненасытная жажда тянет меня к жизни. Я могу без конца говорить вам о каждой минуте, о каждом из прожитых дней. Я нахожу во всем, что вижу, чудесный «вкус и запах», постоянную прелесть. Только что мы два часа говорили о керченской сельди, о бычках, о том, как сула идет в донские гирла, о браконьерах, коптильнях и рыбачьих артелях. Я почему-то вспомнил стакан крепчайшего кофе в грязном портовом кабаке, то утро, когда я пил английскую водку с капитаном Шевченко, пряные турецкие папиросы и груды мокрой синеватой камсы. И я не знаю, почему, но стало так хорошо жить, двигаться, ощущать на своем лице прикосновение солнца, ветра и женских губ. За столом в кают-компании сидят персы с добрыми глазами, морщат лица, гортанно смеются и пьют чай с изюмом. Как щедра жизнь, как полон каждый день. Вы это знаете лучше многих». Через неделю я лежал в своей холодной комнате и перечитывал письмо Хатидже. В конце была приписка: «Вы пишете о жажде к жизни. То же теперь и со мной, только я не умею об этом писать. Я очень и очень неблагодарна судьбе за каждую минуту, когда я не вижу вас. На Старониколаевской косе я пила чай в доме рыбачки. На оконцах стояли сухие травы, пахло мелом, смолой, было тепло, и за дверью на песках едва слышно шуршало море. И рыбачка спросила меня: «Что это, должно, суженого провожала?». Источник Тренировочные задания по русскому языку ГИА задание А3 |
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_pechati_lvg._gia_a3_variant.doc | 56 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
ГИА А3 Вариант №1
I. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Парк качался и стонал» (К.Г.Паустовский):
1) сравнение 3) метафора
2) олицетворение 4) эпитет
II. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Чёткий воздух свеж и чист» (М.А.Волошин):
1) олицетворение 3) эпитет
2) метафора 4) сравнение
III. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Мы идём сквозь револьверный лай…» (В.Маяковский):
1) эпитет 3) сравнение
2) метафора 4) олицетворение
IV. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Он телом сильный, как бык, и храбрый, как лев, а душою слабый, как вода» (Л.Толстой):
1) метафора 3) олицетворение
2) эпитет 4) сравнение
V. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА
1. Сквозь кусты глядит вечерний луч (М.Ю.Лермонтов).
2. Видишь, полозьев чернеются швы, мёрзлый нарыв мостовых расковырян (Б.Пастернак).
3. Неожиданное оскорбление и боль переполнили чашу терпения в душе… (В.Г.Короленко).
4. На седых уральских кручах вороны кричат… (А.А.Сурков).
VI. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
1. И жёлтые листы шумят под робкими шагами (М.Лермонтов).
2. Возле глаз собрав морщинки-трещины, смотрит в синий мрак седая женщина (Э.Асадов).
3. В пряже солнечных дней время выткало нить… (С.А.Есенин).
4. Дыхну – с ладони скатишься, чихну – в огонь укатишься, щелкну – мертва покатишься (Н.А.Некрасов).
VII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ
1. Заголовок книги несколько уколол меня, но первая же страница вызвала в душе улыбку восторга (М.Горький).
2. Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (А.С.Пушкин).
3. Изредка ветер трепал гроздья звёзд (К.Г.Паустовский).
4. Солнце золотило верхушки деревьев (Соколов-Микитов).
VIII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ
1. Солнце горело на каплях чернил, как в кистях запылённой смородины (Б.Пастернак).
2. Весна на голубом картоне цветные пробует карандаши (В.Шефнер).
3. Раскинув луч — шаги, шагает солнце… (В.Маяковский).
4. Осень, в шубу жёлтую одета, по лесам с метёлкою прошлась (Д.Кедрин).
IX. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ГИПЕРБОЛА
1. Заря из сада обдавала стёкла кровавыми слезами сентября (Б.Пастернак).
2. Обида колючею, злой метелью любое тепло обращает в лёд (Э.Асадов).
3. Народу в селе – туча (В.Солоухин).
4. По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается. (И.З.Суриков).
X. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ
1. Тихо льётся с клёнов листьев медь (С.А.Есенин).
2. На горах весь день лежали, зацепившись за вершины, одни и те же облака из серой сухой ваты (К.Г.Паустовский).
3. Демидов… проезжал по пустынным, безмолвным улицам города. Давно ли здесь все шумело и жизнь била ключом! (Е. Федоров).
4. Сосны подняли в небо свои золотистые свечи (М.Горький).
XI. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Ночевала тучка золотая / На груди утёса-великана. / Утром в путь она умчалась рано, / По лазури весело играя» (М.Лермонтов):
1) олицетворение 3) эпитет
2) метафора 4) сравнение
ГИА А3 Вариант №2
I. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу» (А.Н.Майков):
1) сравнение 3) метафора
2) олицетворение 4) эпитет
II. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Забормотал спросонок гром» (К.Г.Паустовский):
1) олицетворение 3) эпитет
2) сравнение 4) метафора
III. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки» (С.Есенин):
«Каждый день, словно яблоко, сочен, словно яблони, годы цветут» (М.Светлов):
1) метафора 3) сравнение
2) эпитет 4) олицетворение
IV. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской» (М.Ю.Лермонтов):
1) эпитет 3) олицетворение
2) метафора 4) сравнение
V. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА
1. Ветер жуёт сиреневый куст, словно губастенький жеребёнок (Э.Асадов).
2. Я вижу печальные очи, я слышу весёлую речь (А.К.Толстой).
3. Проник ордою вражьей в поля кочевник-суховей (С.Маршак).
4. Тут-то мы с горы видели, как ты стречка задавал через лужи-то, – сказал есаул, суживая свои блестящие глаза (Л.Н.Толстой).
VI. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
1. Чёрный ворон в сумраке нежном, чёрный бархат на смуглых плечах… (А.Блок).
2. Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег (С.А.Есенин).
3. Мне мало звёзд – десятков, сотен, тысяч (В.Тушнова).
4. Отплясал и отрыдал вокзал (В.Жуков).
VII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ
1. Напрасно кулак Европы задран. Кроем их грохотом. Назад! Не сметь! (В.Маяковский).
2. Я просто растерялся. Говорить с этим Уордом – как об стенку горохом (Ю.Герман).
3. На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн (А.С.Пушкин).
4. Начинала грохотать река жизни (Л.Леонов).
VIII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ
1. Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь (С.Есенин).
2. Как хищный беркут над землёй, парит тяжёлый зной (Э.Асадов).
3. Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи – всё это располагает к сказке (К.Г.Паустовский).
4. А рядом с новой зеленью лепечут песню новую и липа бледнолистая, и белая берёзонька с зелёною косой (Н.А.Некрасов)
IX. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ГИПЕРБОЛА
1. Ветра порывы валятся, выпав из лап октября, и зарываются в конские гривы (Б.Пастернак).
2. Я способен прощать миллионы раз (Э.Асадов).
3. Как пот, остывает горячего лета усталость (А.Т.Твардовский).
4. Заря алая подымается … в небо чистое смотрит, улыбается (М.Ю.Лермонтов).
X. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ
1. Заметался пожар голубой, позабылись родимые дали (С.А.Есенин).
2. А под окном, словно верный витязь, стоит на страже крепыш дубок (Ю.Друнина).
3. Плескала вода за стёклами, тянулась пустыня моря (К.Г.Паустовский).
4. С утра до ночи в приваловских покоях стоял пир горой (Д.Н.Мамин-Сибиряк).
XI. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Багряные листья, словно улитки, / Свернувшись, на влажной земле лежат» (Э.Асадов):
Источник