По воде плывет носом колет лед

Принцип работы и устройство ледокола

  1. Помимо того, что на ледокол, как на обычное судно, действует выталкивающая сила воды, он дополнительно подвергается боковому давлению льда. По этой причине корпуса ледоколов выполняются в форме ореха. При этом ватерлинию специально «опускают» ниже самой широкой части судна, чтобы силы, воздействующие на ледокол, выталкивали его вверх, не разрушая корпус.
  2. Дополнительную прочность корпусу ледокола придают система усиленных шпангоутов и стрингеров, разделение на отсеки водонепроницаемыми переборками и наличие в районе ватерлинии специального «ледового пояса», способного выдержать воздействие льдов.
  3. В носовой и кормовой частях ледокола предусмотрен специальный скос обводов, позволяющий ему легче передвигаться во льдах в челночном режиме, то есть, вперед-назад. Для снижения трения о лед в корпусе установлено специальное омывающее устройство с мелкими отверстиями для прокачки воздушных пузырьков.

История ледоколов

«Предком» современных ледоколов стал деревянный колесный пароход «City Ice Boat No. 1», построенный в Филадельфии в 1837 году, который был приспособлен для колки льда в местной гавани.

И все же первым ледокольным судном по праву считается российский пароходный буксир «Пайлот». В 1864 году в Кронштадте по указанию судовладельца Михаила Бритнева его переделали в ледокол, срезав носовую часть под углом 20 градусов по отношению к килю. В результате судно, наползая на лед, взламывало его всей своей тяжестью.

Позже в 1871 году по чертежам «Пайлота» в Германии был построен ледокол «Айсбрехер-1». Характерно, что основным заказчиком ледокольных судов в начале ХХ века была именно Россия. Так английская компания «Armstrong Whitworth» построила для России ледоколы «Байкал», «Ангара» и «Ермак», которые эксплуатировались до 1964 года. В 1917 году в Англии спущен на воду ледокол «Святогор» (с 1927 г. «Красин»). С 1921 по 1941 гг. на Балтийском заводе было построено 8 ледоколов, а с 1956 по 1958 гг. – еще 10 речных ледоколов. С 1959 г. началась эра атомного ледокольного флота с введением в строй первого в мире атомного ледокола «Ленин».

Читайте также:  Очистка коры с бревен водой

Устройство ледокола

Специфика работы ледоколов определяет его конструкцию. Чтобы противостоять толстым паковым льдам, корпус ледокола обшивают стальными листами, а днище делают закругленным.

Каким способом ледокол ломает лед зависит от его толщины. При незначительной толщине ледокол разрезает его носовой частью, а затем раздвигает, создавая позади себя свободное пространство. Мощный ледовый покров ледокол преодолевает, наползая на льдины и разламывая их за счет своего веса. Существует несколько приемов создания проходов во льдах, в частности, с помощью крена и балластной цистерны.

Для современных российских атомных ледоколов класса «Арктика» совершенно не имеет значения какой толщины лед. Им под силу преодолевать 5-метровые торосы и трехметровый лед на скорости до 20 км/ч.

В настоящее время эксплуатируются ледоколы двух типов дизель-электрические и атомные. Движение судна осуществляется по следующей схеме: судовой двигатель приводит в действие электрогенератор, а тот в свою очередь – электродвигатель, от которого вращаются гребные винты.

Гребная установка ледокола также имеет ряд особенностей, поскольку ей приходится работать в гораздо более жестких условиях по сравнению с обычными судами. Для ледокольных двигателей характерны резкие перепады нагрузки, что связано с заползанием ледокола на лед и отходом назад. Двигатели в этих условиях должны быстро набирать полные обороты.

Современные ледоколы могут иметь три и даже четыре винта. При четырехвинтовой схеме два находятся в задней и два в передней части. Так передние винты, вращаясь как бы выкачивают воду из-подо льда, тем самым ослабляя опору и обеспечивая его более быстрое разрушение.

Ледокольный флот России

В настоящее время Россия располагает самым многочисленным и мощным ледокольным флотом, состоящим из 55 судов, 4 из которых – это атомные ледоколы (плюс атомный лихтеровоз «Севморпуть»). Для сравнения, у США всего четыре тяжелых дизель-электрических ледокола, причем два из них эксплуатируются более 30 лет.

В октябре 2019 г. на судостроительном заводе «Адмиралтейские верфи» было спущено на воду первое в мире боевое судно ледокольного класса «Иван Папанин», которое пополнит состав ВМФ. После оснащения и всесторонних испытаний боевой ледокол будет принят на вооружение в 2023 году. К 2035 году в составе Арктического флота будет не менее 13 тяжелых ледоколов. Из них 9 будут атомными.

Источник

Как работают атомные ледоколы и почему Россия лидирует в этом направлении

Так уж устроена земная твердь, что существует такое понятие, как ”Северный морской путь”. Это транспортная артерия, проходящая далеко на севере. Там просто невозможно проходить обычным судам. Для этого они сопровождаются огромными атомными монстрами, которые называют ледоколами. Одна такая машина может ломать лед толщиной до нескольких метров и создавать свободный ото льда проход шириной в десятки метров. Это позволяет судам в несколько раз быстрее проходить путь из Азии в Европу и экономить такие объемы топлива, что вся эта затея действительно имеет смысл. Скоро в России построят новый, самый большой в мире ледокол. А вообще, вы знали, что все атомные ледоколы мира построены в СССР или России?

Ледоколы вызывают большое уважение.

Самый большой ледокол в мире

На данный момент самыми большими ледоколами в мире являются те, что имеют класс ЛК-60Я. Правда, ни один их них не введен в строй, но их строительство постепенно близится к завершению и в течение пары лет три таких ледокола спустят на воду.

Если говорить только о тех ледоколах, что сейчас находятся в промышленной эксплуатации, то это суда класса ”Арктика”. На данный момент в строю только два из них — это ”Ямал” (введен в строй в 1993 году) и ”50 лет победы” (введен в строй в 2007 году).

Ледоколы этого класса имеют следующие характеристики:

  • Длина — 148 метров
  • Ширина — 30 метров
  • Высота борта — 17,2 метра
  • Мощность турбин — 2 по 27 580 КВт
  • Число гребных винтов — 3
  • Толщина проходимого льда — 2,25 метра
  • Экипаж — 130 человек

Для сравнения, атомные ледоколы класса ЛК-60Я имеют суммарную мощность турбин 70 800 КВт (против 55 160 КВт у «Арктики»), ломают лед до трех метров и имеют экипаж всего 70 человек.

Сколько в мире ледоколов

В мире на данный момент насчитывается 10 атомных ледоколов. Если говорить более точно, то можно даже сказать, что 9,5. Нельзя считать полноценным ледоколом атомный лихтеровоз (единственный в мире) с ледокольным носом. Из этих кораблей сейчас только пять в строю, но, что интересно, все 10 были спроектированы в СССР или России.

Так ледоколы прокладывают себе путь.

Семь из них были построены на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Ленинграде. Еще два были построены в Финляндии, но ядерные энергоблоки на них поставили в Ленинграде. Только тот самый лихтеровоз был построен на керченском заводе ”Залив”.

Лихтеровоз (иногда называется ”баржевоз”) — специализированное судно для перевозки груза в лихтерах или баржах, контейнерах. Имеет в конструкции козловой кран для более удобной погрузки. Часто используется для перевозки больших объемов рыбы в контейнерах.

Весь атомный ледокольный флот сейчас принадлежит России и базируется он в порту города Мурманск.

Как работает ледокол

Суть работы ледокола заключается в том, что он с ходу наваливается своей массой на лед и ломает его. Это самый простой способ, так как снизу всегда есть куда проломить лед, да и сила тяжести помогает. Поэтому они такие тяжелые.

Немного информации о ледоколах

Несмотря на кажущуюся простоту процесса, обычный корабль просто не сможет выполнить эту роль. Для того, чтобы ломать лед толщиной до трех метров, нужна очень мощная энергетическая установка и прочнейший корпус с защитой от истирания, чтобы корабли служили как можно дольше. Они стоят слишком дорого, чтобы быть одноразовыми.

Корабль викингов пролежал под землей 1 000 лет. Теперь его хотят достать.

Чтобы лучше наваливаться на толщу льда, днище носовой части ледокола сделано бочкообразным. Это помогает в борьбе со льдом, но сильно мешает в обычном плавании. Из-за такой формы днища ледоколы очень сильно раскачиваются даже от небольших волн. При этом, качнуть его может очень резко.

Суда следуют за ледоколом, как утята за уткой.

В задней части ледоколов есть м-образное углубление. Оно нужно для того, чтобы буксировать другое судно ”на усах”. Так называют способ, когда нос корабля как бы входит в корму ледокола. В этот момент тот корабль, который находится сзади, может не только буксироваться, но и подталкивать ледокол за счет своих винтов, помогая ему проходить препятствия.

Мало кто задумывался об этом, но винты ледоколов приводятся в движение электродвигателями, которые получают энергию от атомного реактора на бору. Такая компоновка очень удобна, а главное, позволяет надолго уходить в автономное плавание, так как электродвигатели не требуют частого обслуживания, а запас ядерного топлива позволяет долгое время обходиться без дозаправки.

Дизельный ледокол больше похож на обычный корабль. На фото российский ледокол «TOR»

Когда построят новые атомные ледоколы

В ближайшие 7 лет планируется сдать в эксплуатация не только три атомных ледокола класса ЛК-60Я, но и один класса ЛК-100Я. Правда, его только начинают строить и должны ввести эксплуатацию к 2027 году. Зато это будет настоящий царь-ледокол.

Американский корабль уничтожил летательный аппарат при помощи мощного лазера

Согласно проекту, его мощность будет составлять 120 000 КВт (в два раза больше нынешнего максимума). В движение великан будет приводиться четырьмя винтами, его длина составит больше двухсот метров, а лед он будет ломать толщиной до 4 метров.

Таким может быть новый ледокол «Лидер».

Рассматривается вариант строительства четырех таких ледоколов, но пока строится только один. Остальные должны появиться к 2033 году. Когда они появятся, мы расскажем об этом в нашем новостном Telegram-канале.

Зачем нужны ледоколы

В первую очередь, ледоколы освобождают путь для торговых судов, в том числе и нефтяных танкеров. Кроме этого, ледоколы используются для самостоятельной доставки грузов в труднодоступные районы Арктики (и Антарктики), а так же спасательных и поисковых операций.

Атомный ледокол «Ямал».

Самый большой флот ледоколов сейчас у России — 40 судов (включая дизельные). Это не удивительно, учитывая огромную береговую линию Северного ледовитого океана. Действующих атомных ледоколов в России 4 — это ”Ямал”, ”50 лет Победы”, ”Таймыр” и ”Вайгач”. В том числе и эти ледоколы внесли очень большой вклад в развитие Северного морского пути, как одной из крупнейших транспортных артерий мира.

Новости, статьи и анонсы публикаций

Свободное общение и обсуждение материалов

Где-то в Атлантическом океане лежит затонувший клад золота на миллионы долларов. Группа современных кладоискателей знает, где именно, но сможет ли она достат…

Красота спасет мир! Есть такое расхожее выражение. Вот только если вдуматься, то это не совсем так. Есть очень много безумно красивых военных самолетов, кото…

Все мы говорим о том, что природа загрязняется отходами человека. Это действительно так. Вокруг нас много свалок, которые постоянно пополняются. Что-то, мину…

Источник

1. Он, как рядовой в пехоте,
Служит рядовым в Морфлоте.
Не привык он вешать нос!
Он в тельняшке! Он — .

2. Он морской, но добрый волк,
В синем море знает толк.
Приводил во много стран
Свой корабль.

3. Он на мостике стоит
И в бинокль морской глядит,
Не страшит девятый вал —
Крепко держит он штурвал.
Он на судне — царь и пан.
Кто же это? .

4. Закрепляют ловко тросы,
Драят палубу матросы —
На борту у них аврал!
— Моряки, вы гостя ждёте?
— Да! Главнейшего на флоте!
Едет в гости.

5. Он и повар, и моряк.
Звать его скажите как?
Всё по-флотски, кашу, сок
Приготовит вкусно.

6. Кто готовит всё по-флотски:
Макароны, борщ и клёцки,
Кашу, блинчики, компот,
Кухню камбузом зовёт?
Приготовит пищу в срок
Корабельный повар — .

7. Если этот флот военный,
То тогда уж непременно
На судах его матросы
С ленточками это носят.

8. Куртки моряков из ваты
Называются.

9. Носит офицер-моряк
Строгий, форменный пиджак,
И не важно звание.
Как пиджака название?

10. Капитан, на парад
Белый надевай наряд.
Будний день наступит, так
Чёрный ты надень пиджак.
У пиджаков название
Одно. Не важно звание.

11. Под водой подлодка ходит.
Что на море происходит?
Капитану и со дна
Даль морская вся видна
В глаз, что поднят над волной.
Как зовут прибор такой?

12. Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
Cудно в море сторожу,
Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал.

13. Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли
Знает каждый капитан.
Что горит для них вдали?

14. Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет.

15. Я — верёвка для причала,
Завершение начала,
Делу всякому венец,
А зовут меня.

16. Чьи на море корабли?
Из какой страны они?
Чтобы это знать могли
Капитаны, боцманы,
Эти разные квадраты
Прицепляют на канаты
И на мачтах поднимают.
Семь ветров их раздувают.

17. Если входят корабли
В порта акваторию,
Нужно, чтоб их провели
Водной территорией,
Ведь фарватер, как река.
Как зовут проводника?

18. Это судно у причала
В трюмы нефти накачало.
Трюм побольше бака в танке.
И зовётся судно.

19. Поднимает якоря,
Возит грузы за моря,
Только лишь сухие грузы:
Бочки ящики, арбузы.
Не берёт он жидкий груз.
Это судно — .

20. Оснащён он гарпунами,
Ходит в море за китами
И везёт китов домой.
Это судно — .

21. Разбивая толстый лёд,
Он один вперёд идёт,
А уже за ним потом
Корабли идут гуськом.

22. За борт глянь, не видно дна.
Вот так моря глубина!
Дно всё ближе, ближе, ближе.
Ой! На что мы сели днищем?

23. Кто скафандр надевает,
Кто на глубину ныряет
И в ботинках со свинцом
Ходит там по дну пешком?

24. Как у гуся ласты на его ногах,
Он обычно в маске или же в очках,
Сзади — два баллона, в баллонах — кислород,
Он как будто рыбка, под водой плывёт.

25. Он морских просторов царь,
Океанов государь,
Он русалок повелитель,
Он морских глубин хранитель,
Бухт спокойных и лагун.
Это — грозный царь.

26. Зол Нептун! С русалкой в ссоре,
Если так бушует море.
Волны самых разных форм.
Что же с морем? В море.

27. Туч нагнал сердитый ветер.
Небо в тучах, нет просвета,
И разбушевалось море
Всем судам морским на горе.
Ночь настала прямо днём.
Как мы это назовём?

28. Меньше, чем море,
Больше, чем пруд.
Как водоём
Этот средний зовут?

29. Нужна мне для рыбалки нить.
Хотел у продавца спросить,
Мол, есть она ль в продаже тут,
Да позабыл, как нить зовут.
Вспотел мой нос до блеска.
Я вспомнил! Это — .

30. Клюнет рыба червячка,
Что на острие крючка,
И тогда предмет, как мячик,
По волне морской заскачет.
Рыба сделает рывок —
Под волною.

31. Взял мальчишка хворостинку,
Прицепил к ней паутинку.
Маленький крючочек,
Красный поплавочек
И свинцовое грузило
К хворостинке прицепил он —
Вот и весь набор снастей.
Чем он ловит карасей?

32. Он — рыбёшка, потому
Никогда не скажет «му».
Но малёк иль старичок,
Всё равно зовут.

33. В походы ходят водные туристы
Не по тропинкам, а по речкам чистым.
Скользит плавсредство, рассекая носом гладь,
Туристы как ту лодку будут называть?

Ответы: 1. МАТРОС. 2. КАПИТАН. 3. КАПИТАН. 4. АДМИРАЛ. 5. КОК. 6. КОК. 7. БЕСКОЗЫРКА. 8. БУШЛАТЫ. 9. КИТЕЛЬ. 10. КИТЕЛЬ. 11. ПЕРИСКОП. 12. ЯКОРЬ. 13. МАЯК. 14. ПАРУС. 15. КОНЕЦ. 16. ФЛАГИ. 17. ЛОЦМАН. 18. ТАНКЕР. 19. СУХОГРУЗ. 20. КИТОБОЙ. 21. ЛЕДОКОЛ. 22. МЕЛЬ. 23. ВОДОЛАЗ. 24. АКВАЛАНГИСТ. 25. НЕПТУН. 26. ШТОРМ. 27. ШТОРМ. 28. ОЗЕРО. 29. ЛЕСКА. 30. ПОПЛАВОК. 31. УДОЧКА. 32. БЫЧОК. 33. БАЙДАРКА.

Чтобы остаться на месте
Его надо кинуть в воду.
Удержит он корабль
В любую непогоду. (Якорь)

На суше он не нужен
А в море всех важней!
Бросают его вниз
Со всех кораблей.
Бросают не теряя,
И держат на цепи.
А что ж это такое?
Попробуй, объясни!

Он может быть малайский, китайский, римский судовой и просто плавучий. Этот предмет помогает остаться на одном месте на воде.

Первая буква – как местоименье
А сам предмет – большого значенья
Очень тяжёлый он в воду упал
Судно большое на месте держал. (Якорь)

Что за чудо под водой?
Рыбки плавают гурьбой,
Не плывёт, а так лежит
А над ним корабль стоит.

Охранник в воду прыгает —
Вода корабль не двигает.

Я не плаваю – лежу,
Пароход я сторожу!

Стоп машина, тишина!
Ах, достать бы мне до дна!
Кораблю я помогу —
В море судно стерегу!

Меня повесили вперёд,
Потом же бросят в воду.
Я помогу на месте быть
Большому пароходу!

Я не рыба, я не кит,
Но дугою выгнут
И в воде я знаменит
Сразу же, как прыгну!
У машины – тормоза
А я — у парохода.
Когда не хочет уплывать –
Бросают меня в воду.

Работа такая – нырять и держать
С цепи никогда ему не убежать.

На цепочке он живёт
Корабль в море стережёт. (Якорь)

Ловкий мастер на цепочке
Под водой цепляет кочки.

Большой и гнутый молодец
Цепочку держит за конец.
Он может судно удержать,
Когда на дне нужно лежать.

В море он не плавает,
А лежит пластом.
Хоть его и бросили
Всё держит он притом.

Он на носу у корабля
И в море падает не зря.
Нужна вам остановка?
Он вниз нырнёт так ловко!

Сильный малый под водой
Уцепился крепко
А над ним стоит горой
Судно, а не щепка. (Якорь)

Силач под воду ушёл-
Корягу нашёл.
Зацепился и лежит
Пароход он сторожит.

В воду бросают –
Но не обижают.
Такая работа –
Лежать без заботы.

Важный угловатый
По краям горбатый
Он морской работник
До коряг охотник.

Он в воде не живёт,
По ней не плывёт.
На дне лишь лежит
И цепь сторожит.

В море или океане
Без него тяжёлый путь —
На цепи его бы кинуть
И на месте отдохнуть.

Стоп, причаливаем! Ловко
Его бросили на мель.
Потому что остановка —
Он работает теперь.

Зачем его бросают?
Зачем на цепь сажают?
И в воду с корабля
Зачем кидают зря?
Работает он ловко
Цепляется за дно.
Удержит со сноровкой
Он судно заодно.

Картинка Якорь

Несколько интересных детских загадок

  • Загадки про Продукты для детей с ответами

Этот продукт полезный на свете, Обожают его все дети. Даже шустрая кошечка лакает. Это. (Молоко)

Корабль – большое морское судно, которое занимается не только перевозкой людей, но и различных грузов. А еще он используется для военных целей. Загадки про корабль для детей познакомят с особенностями этого судна. Но это еще не все. В этой статье вы найдете загадки про различный водный транспорт и про морские профессии.

Источник

Оцените статью