По воде под ветром

Советы начинающим виндсерферам

Наименования направления ветра

Оншор (Onshore) – ветер дует с моря перпендикулярно в берег (прижимной ветер).
Оффшор (Offshore) – ветер дует строго с берега в море (отжимной ветер).
Сайдшор (Sideshore) – ветер дует параллельно береговой линии справа или слева.
Сайдоншор (Sideonshore) – ветер дует под острым углом к береговой линии по направлению с моря в берег.
Сайдоффшор (Sideoffshore) – ветер дует под острым углом от береговой линии в море.

Положение серфера относительно направления движения волн

Бэксайд (Backside Riding) – направление движения райдера спиной к волнам. Такое направление движения райдера присуще всем направлениям прижимного ветра (Оншор, Сайдоншор). Катание в бэксайд считается довольно сложным, так как скорость доски увеличивается за счет скорости волны, а при этом значительно уменьшается ощущение паруса; а также, поскольку ветер дует в берег и нагоняет огромную волну, приходится постоянно набирать высоту, пробиваясь через прибой.

Фронтсайд (Frontside Riding) – направление движения райдера лицом к волнам. Такое направление движения райдера присуще всем отжимным направлением ветра (Оффшор, Сайдоффшор). Катание во Фронтсайд более комфортное, так как можно в полную силу использовать энергию волн, можно двигаться вдоль волны, можно атаковать волну. Но такое катание несет в себе определенную опасность, так как в случае поломки матчасти, вернуться на стартовую точку будет непросто.

Названия курсов

Левентик — нейтральный курс, курс при котором на парус не оказывает давление ветер.
Галфвинд — курс перпендикулярно ветру, стартовый курс.
Бейдевинд — курс против ветра под углом к нему. Чем меньше угол между курсом и ветром, тем курс острее к ветру.
Бакштаг — курс по ветру под углом к нему.
Фордевинд – курс по ветру, ветер дует в корму.
Привестись (приводиться) — повернуть носом доски к ветру, идти круче против ветра, острее.
Увалиться (уваливаться) — повернуть носом доски от ветра, идти полнее.

Читайте также:  Аквапарки крыма с морской водой

Терминология виндсерфинга

Универсал: Термин, используемый для описания досок или парусов, пригодных для практического применения в самых различных условиях, то есть при слабых и сильных ветрах или иных морских/погодных условиях.
Вымпельный ветер: Воздушный поток, который физически ощущает виндсерфер во время нахождения на воде — представляет собой сочетание ветра как такового (истинного ветра) и ветра, «индуцированного» собственным движением доски. (Если скорость движения по воде составляет 10 миль в час, то и скорость индуцированного ветра =10-ти милям в час в направлении на нос). Чем быстрее движется спортсмен, тем сильнее индуцированный ветер, и соответственно, сильнее вымпельный ветер. Он также усиливается, если вы идете на истинный ветер.
Латы: Полосы гибкого стекловолокна или карбоновой массы, поддерживающие форму паруса: как правило, сходят на конус в направлении мачты для большего сгибания в тонкой части, обеспечивая парусу большую полноту (пузо) в передней части.
Острый курс: Движение против ветра или в направлении 90 градусов к ветру. Самый распространенный курс в виндсерфинге, особенно в сильный ветер.
Полный курс: Хождение по ветру между острыми курсами и курсом фордевинд. Самый быстрый курс хождения в режиме глиссирования.
Уваливание: Изменение направления движения таким образом, чтобы новый курс был направлен как можно дальше от ветра.
Лавироваться или Резаться: Ходить против ветра как можно ближе к его направлению.
Набирать высоту: Перемещаться против ветра посредством вырезания и/или лавировки.
Терять высоту: Перемещаться по ветру.
Летать (носиться): Общий термин для катания на досках при свежем ветре на высокой скорости в ножных петлях и трапеции.
Гик: Предназначен для управлния парусом, за гик держиться виндсерфер. Алюминиевая или графитовая трубка, покрытая мягким материалом, которая зажимом на его переднем конце соединяется с мачтой. На заднем конце находится шкивной механизм для набивки паруса по гику посредством шкотового тросика. Все гики могут регулироваться по длине, чтобы соответствовать различным размерам парусов.
Пузо: Степень полноты, выгнутости паруса.
Генератор пуза, камбер: Пластиковое приспособление на мачтовом конце латы, которое помогает парусу держать жесткую форму профиля, повышать скорость доски и ее стабильность (но за счет уменьшения маневренности и степени управляемости парусом).
Выброс, катапультирование: Эффектный сброс с доски, при котором спортсмен падает на ее переднюю часть (обычно при сильном порыве ветра). Всем рано или поздно приходится испытать на себе этот эффект катапультирования.
Шкотовый угол: Внешний или задний угол паруса, который прикрепляется к заднему концу гика.
Кастомная доска: Доска, изготовленная ручным способом.
Шайба или Шарнир: Пластмассовая деталь с резиновым шарниром для крепления мачты к корпусу доски.
Фристайл: Включает в себя исполнение забавных/оригинальных трюков и упражнений на доске. Одним из наглядных примеров является так называемое ведение доски «на ребре» (rail-riding).
Фанборд: Часто используемый термин для досок, приспособленных для сильных ветров. Поскольку же в настоящее время этому определению соответствуют практически все современные доски, он в целом утратил свое первоначальное значение!
Трапеция: Используется для того, чтобы прицепиться к шкотам, закрепленным на гике, тем самым облегчая напряжение рук спортсмена. Но применять это следует только при наличии достаточного опыта плавания, как при легких, так и при умеренных ветрах. Существуют три основных типа трапеции: «сидячая» (иногда называемая «подгузник»), поясная и грудная.
Длинная доска: обычно означает доску длиной свыше 320 см или доску со швертом.
Передняя шкаторина: Передняя кромка паруса от верхушки до галсового угла паруса. Соединяет парус с мачтой. Также означает «идти по направлению к ветру» (курсом левентик).
Удлинитель мачты: Изменяет высоту мачты. Предназначен для использования на одной мачте различных размеров парусов. Как правило, делается из алюминиевых или карбоновых трубок.

Читайте также:  Мангровое дерево красит воду

Источник

Как ловить в ветер

Ветер для рыболова друг, помощник и. враг. Все зависит от его силы, направления и погодных особенностей. Так, в жару сильный ветер хорошо освежает воду, поэтому рыба лучше клюет на прибое. Но когда дует боковой ветер или он направлен по течению, то бывает почти невозможно управлять поплавочной снастью, поэтому многие рыболовы в этой ситуации предпочитают ловить на более грубые и менее чувствительные к поклевке донные снасти. Так что же делать, чтобы нивелировать негативное воздействие неудобного по направлению ветра?

Среди многих факторов, которые влияют на выбор рыболовом места на водоеме в период открытой воды, одним из определяющих является сила и направление ветра. Все дело в том, что ветер бывает удобного, с точки зрения рыболова, направления, когда он помогает ловле на удочку, и, наоборот, неудобного, когда работа со снастью превращается в настоящее мучение.

Особенно плох боковой ветер значительной силы, когда он выдувает длинную леску на маховой оснастке и тащит вбок поплавок, что негативно отражается на клеве. Казалось бы, тут может выручить штекерная снасть, но бывает почти невозможно на боковом ветре удержать в руках длинное удилище. Однако для успеха ловли зачастую летом приходится идти рыбачить на ветер.

Так, нельзя недооценивать почти всегда положительное влияние ветра при затянувшейся по времени жаре, которая вызывает на водоемах без течения не только критичный перегрев водной среды, но и так называемое ее температурное расслоение. Когда это происходит, рыба хотя бы на определенное время смещается в те зоны, где даже слишком нагретая вода движется и перемешивается под действием ветра, что позволяет ей несколько лучше насыщаться атмосферным кислородом.

Обычно ветровое влияние проникает неглубоко, на метр-два, поэтому и рыбу в жару надо искать либо на мелководьях с такой глубиной, хорошо продуваемых ветрами, либо в поверхностном слое над значительными глубинами — ниже идет зона термоклина, где вода холоднее, но кислород в ней давно исчерпался из-за отсутствия контакта с атмосферой.

Но и мелководья для нормального существования рыбы в основном подходят те, где нет густых водорослей, где дно твердое, не заиленное, иначе интенсивно разлагающаяся в теплой воде органика будет потреблять основную долю кислорода, а разгулявшаяся волна станет поднимать со дна ядовитую муть. Поэтому рыбачить лучше там, где на малой глубине у берега растет тростник, который предпочитает жесткий грунт, но не садиться с удочкой на участках водоема, густо заросших кугой, камышом, кувшинкой.

Забросить при ветре легкую оснастку не так просто. Фото автора.

Следует учитывать, что даже при благоприятных показателях глубины и характера донного грунта рыбы тут до определенного момента может не быть — в условиях достаточной прозрачности воды крупную рыбу будет пугать сильная освещенность, характерная уже для раннего летнего утра. Но мелководья явно оживают и здесь начинается отличный клев, когда разгуляется полуденный ветер и погонит по воде волну — в этом случае большая часть падающего на воду солнечного света отражается обратно или попросту рассеивается.

Думается, таким явлением можно объяснить полуденный жор леща на отмелях озер и водохранилищ, когда здесь разыграется чуть ли не штормовое волнение — и не мешают тогда ловить осторожную в иных ситуациях крупную рыбу ни шум от купающихся, ни сильный зной. Обычно к этому времени многие рыболовы сматывают удочки и отправляются домой, будучи в уверенности, что раз уж рыба не клевала на зорьке, то дело не изменится к лучшему жарким и беспокойным днем. Да и лещатники, которые остаются ловить в лодках на значительной глубине, ближе к полудню, бывает, не могут поймать и ерша.

Следует добавить, что подобные «фокусы» в жару присущи не одному лишь лещу: зачастую так же ведут себя карась и карп на прудах, летом всегда тяготеют к мелководьям вездесущие плотва и уклейка. Хищники, естественно, не оставляют без внимания скопления рыбы на малых глубинах и в верхних слоях воды, а поднявшееся волнение делает подводный фон в какой-то мере «пестрым», что позволяет подходить к жертвам довольно скрытно.

Более других к такому охотничьему поведению летом тяготеют окунь и судак, ну и само собой дневной разбойник жерех. Щука тоже очень «уважает» ветер, но у нее настоящий жор случается на тех же мелководьях обычно в прохладные, пасмурные деньки, изредка выпадающие среди жары.

На реках с заметным течением выбирать место для рыбалки проще, хотя и ловить здесь труднее — в речном ложе илистые отложения не накапливаются на быстринах с малой глубиной, на перекатах, где поток идет водоворотами. Тут разная рыба весь жаркий период лета находит обильную поживу и растительный корм. Особенно хорошо на течении рыбе ночью, когда бурлящая вода быстро остывает.

Боковой ветер особенно мешает ловле. Фото автора.

Безусловно, благоприятна для ловли ситуация, когда крепкий ветер дует строго против потока, тогда отличный клев может быть в течение всего жаркого дня. В этом случае, учитывая негативное влияние на поведение крупной рыбы избыточной освещенности, рыбалку лучше сосредоточить в глубокой канаве, вплотную прижимающейся к берегу, особенно на его теневой стороне.

Здесь относительно короткой удочкой в проводку удается успешно ловить самую разную рыбу, причем достойного размера — и леща, и густеру, и плотву, и голавля, и подуста с ельцом, может подойти на прикормку и язь. Эффективной ловле не всегда быстрой на поклевку крупной рыбы способствуют постоянное торможение хода оснастки ветром, для чего леску допустимо использовать потолще, и применение компактной насадки, например, всего лишь одного зерна распаренной пшеницы, одного-двух опарышей или других сезонных личинок из данной реки.

Так что можно заключить: при прочих стабильных условиях ветер в жару для рыбалки и на удочку, и на донку, и на спиннинг всегда благо, необходимо только умело использовать его силу и направление. В этом смысле стоит на основании ранее полученного опыта подобрать элементы снасти именно «под ветер», что, конечно, обязательно отразится и на технике ловли.

Например, чтобы в спиннинге не проигрывать в чувствительности к контакту с приманкой и к поклевке, в ветреную погоду лучше использовать жесткое удилище и предельно тонкую плетенку, что вполне совмещается с легкой приманкой.

НАСТОЙКА ОСНАСТКИ
При поплавочной ловле в стоячей воде подход к рыбалке в сильный ветер, особенно боковой, такой: удилище предельно жесткое и короткое, леска максимально тонкая, поплавок следует немного перегрузить, чтобы он не прыгал на крутой волне и не «дергал» насадку перед носом осторожной рыбы, а лучше на мгновение «заныривал» под каждый гребень волны — подсечка должна быть мгновенной, если яркая антенка поплавка в очередной не появится на поверхности.

Чтобы избежать бокового дрейфа оснастки, на леске между поплавком и удилищем необходимо зажать маленькую дробинку. Она утопит леску ниже верхнего движущегося слоя воды и стабилизирует положение оснастки. На течении, при торможении ветром, кроме того, что сама оснастка необходима тяжелая и за счет этого более инертная, устойчивая в вихревом потоке, но также значительно перегруженная, чтобы поплавок не слишком «выпирало» из воды с очевидной потерей чувствительности к быстрым поклевкам.

Читайте материал «Как поймать леща ночью»

Источник

Как начинающему яхтсмену научиться понимать ветер?

Ветер является основным элементом сэйлинга. Это то, что питает каждую парусную лодку. Перед тем как выйти из марины, яхтсмен должен сначала оценить ситуацию с ветром. В каком направления дует ветер? Какая у него скорость? Как меняется ветер?

Как начинающему яхтсмену научиться понимать ветер?

Сейчас мы рассмотрим не погодные сайты, а базовые наблюдения за погодой и простую физику, которые должен освоить каждый яхтсмен. Для того чтобы понять ветер, как минимум посмотрите на окружающие флаги и определите, в каком направлении они развиваются. Ищите движение ветра на воде. Если вода плоская и гладкая, логично, ветра мало; однако, если вы видите белые шапки, то ветер намного сильнее. Находясь на яхте, вы можете заметить изменения ветра, по цвету воды. Более темное пятно показывает изменение ветра или порывы. Определять подобные изменения — это очень полезный навык для яхтсмена, поскольку это позволит вам быть готовым ослабить или набить паруса.

Парус тянет лодку вперед так же, как крыло поднимает самолет. Когда ветер проходит над верхней кривой крыла самолета, давление воздуха уменьшается, и более высокое давление под крылом поднимает его в сторону более низкого давления. На парусной лодке изогнутый парус функционирует таким же образом, создавая подъемную силу для продвижения яхты вперед.

Опытный яхтсмен также принимает во внимание разницу между истинным и вымпельным ветром.

Истинный ветер — это ветер, который вы чувствуете, когда стоите на месте.

Вымпельный ветер — это ветер, который вы чувствуете, когда двигаетесь. Это сочетание истинного ветра и ветра, созданного вашим движением. Поэтому вымпельный ветер достигает максимальной скорости на острых курсах — от галфвинда до бейдевинда, а своего минимального значения — на курсе фордевинд.

Еще один важный момент в сэйлинге, в котором нужно хорошо разбираться – это курс лодки относительно ветра – отношение лодки и паруса к направлению ветра. Парусная яхта не может идти прямо навстречу ветру — паруса будут просто трепыхаться. Большинство лодок могут идти курсом относительно ветра не меньше 45 градусов. Меньше — паруса больше не будут эффективно генерировать тягу.

Как начинающему яхтсмену научиться понимать ветер?

Курс относительно ветра (Points of Sail)

Левентик (Head to Wind) — это то самое положение, когда ветер по отношению к лодке дует спереди — в нос. Яхта на парусах не может идти против ветра, поэтому левентик в принципе не является курсом, правильно будет сказать «положение» или «мертвая зона».

Бейдевинд — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения лодка составляет менее 90 градусов. Тяга паруса при этом курсе целиком определяется его подъемной силой, при увеличении давления ветра сила тяги уменьшается. Таким образом, при бейдевинде, парус, устанавливаемый с минимальным углом к вымпельному ветру, работает полностью по тому же принципу что и аэродинамическое крыло.

Крутой бейдевинд (CloseHaul) – курс при котором лодка находится от 30 до 45 градусов от источника ветра, и паруса будут очень туго набиты.

Полный бейдевинд (Close Reach) – курс при котором лодка находится от 45 до 60 градусов от источника ветра, а паруса раздувает за пределы лодки.

Галфвинд (Beam Reach) — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения лодки составляет около 90 градусов – от 80 до 100 градусов. На этом курсе ветер дует перпендикулярно диаметральной плоскости яхты (ДП), а вымпельный ветер оказывается направленным с носа под острым углом к ДП. Соответственно, парус устанавливается под меньшим углом, его тяга равна продольной составляющей подъемной силы. На этом курсе парус должен делить угол между ДП и направлением вымпельного ветра примерно пополам. Это самый быстрый, комфортный и управляемый курс для среднестатистической яхты.

Бакштаг (Broad Reach) — курс ветра, который дует на 100-170 градусов по отношению к лодке, проще сказать – сзади-сбоку. Парус устанавливается под углом к ветру и давление ветра играет основную роль в создании тяги паруса. Для подавляющего большинства лодок — это самый быстрый курс.

Крутой бакштаг – курс при котором лодка находится в положении менее 135 градусов от источника ветра.

Полный бакштаг – курс при котором лодка находится в положении более 135 градусов от источника ветра, то есть приближающийся к фордевинду.

Фордевинд (Run) — курс, при котором ветер направлен в корму под углом 180 градусов, и лодка идет полным ветром. Другими словами, фордевинд — это попутный ветер, но это не значит, что он самый быстрый. Более того, он требует от шкипера быть внимательным, и также дает возможность установки дополнительных парусов. Например, спинакер ставится исключительно на этом курсе.

Курс относительно ветра

Также важно знать разницу между следующими терминами:

Против ветра (Upwind): движение лодки против направления ветра

По ветру (Downwind): движение лодки в направлении, в котором дует ветер

С наветренной стороны (Windward): сторона лодки или направление, откуда дует ветер

С подветренной стороны (Leeward): сторона лодка, которая защищена от ветра

Правый галс (Starboard Tack): когда правый борт яхты находиться с наветренной стороны

Левый галс (Port Tack): когда левый борт яхты находиться с наветренной стороны

Привестись к ветру (Heading up): пойти под более острым углом к направлению ветра, что приводит к ускорению лодки

Уваливаться под ветер (Falling off): увеличить угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью лодки, что приводит к замедлению хода

При смене курса относительно ветра, одновременно меняют и положение паруса. Для этого его необходимо выбирать (подтягивать), или же травить (отпускать).

Как начинающему яхтсмену научиться понимать ветер?

Если вы оказались в мертвой зоне, а вам необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную с наветренной стороны, в таком случае применяется лавировка — это движение к вашей цели курсом бейдевинд переменными галсами. Для смены галса необходимо совершить поворот, и существует два типа лавировки:

Совершая маневр, нос лодки пересекает линию ветра. Судно приводится до положения левентика, затем уваливается на другой галс, до нужного курса. Это идеальный маневр для современных круизеров которые оснащены бермудским парусным вооружением.

Совершая этот маневр, теперь уже корма лодки пересекает линию ветра. Для яхт с бермудским парусным вооружением смена галса сопровождается стремительным перебросом парусов с одного галса на другой, а рангоут и такелаж испытывают динамический удар. Это достаточно опасная операция для неопытного экипажа, и чтобы избежать травм, маневр совершается очень технично и под четким контролем.

Теперь, когда вы понимаете, что нужно обязательно читать ветер, вы сможете начать практиковать это вживую на лодке. С практикой любой начинающий яхтсмен может научиться использовать ветер в своих интересах и получить лучшую круизную или гоночную скорость. А знание морских терминов крайне важно для управления лодкой и совершения маневров, в которых задействован экипаж. В таком случае все пройдет слажено и гладко.

Источник

Оцените статью