- Наука доказала слова Пророка ﷺ о вреде питья стоя
- Известно, что пить воду сидя является сунной Посланника Божьего ﷺ . Более того, мы можем получить большое вознаграждение за соблюдение той или иной сунны. Сунна Пророка ﷺ охватывает все аспекты жизни человека, и принятию пищи и воды в ней отводится немаловажная роль.
- Почему мусульмане не пьют воду стоя?
- Вопрос: Нередко сталкивался с ситуацией, когда мои знакомые мусульмане присаживались перед тем, как выпить воду или напиток, объясняя это тем, что пить стоя – нехорошо. Неужели мусульманам нельзя пить воду стоя? Если да, то в чём причина такого запрета?
- В качестве ответа на данный вопрос предлагаем вам ознакомиться с фетвой по схожей теме, которую дал муфтий региона аль-Баба (Сирия) Ахмад Шариф ан-Наасан.
- Почему нежелательно пить воду стоя?
- Можно ли пить воду стоя?
Наука доказала слова Пророка ﷺ о вреде питья стоя
Известно, что пить воду сидя является сунной Посланника Божьего ﷺ . Более того, мы можем получить большое вознаграждение за соблюдение той или иной сунны. Сунна Пророка ﷺ охватывает все аспекты жизни человека, и принятию пищи и воды в ней отводится немаловажная роль.
Питьё воды, на первый взгляд, кажется не столь важным действием, однако в хадисах, переданных от Посланника Аллаха ﷺ , имеется немало указаний на этот счет.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ воспретил человеку пить стоя (имам Муслим). Однако в книгах имеются и другие хадисы, в которых указывается, что Пророк ﷺ пил воду стоя, как, например, в хадисе, переданном имамом аль-Бухари. В нём повествуется, что однажды сподвижник Али (да будет доволен им Аллах) выпил воду стоя, сказав: «Я видел, как Посланник Аллаха ﷺ пил воду подобно тому, как её выпил я» (имам аль-Бухари).
Как же совместить смысл этих хадисов? Отвечая на данный вопрос, великий учёный-хадисовед имам Ан-Навави в своём «Сборнике фетв» пишет: «Хадисы, которые указывают на то, что нельзя пить воду стоя, говорят о нежелательности (караха ат-танзих) данного поступка. А те хадисы, в которых говорится, что сам Пророк ﷺ пил стоя, свидетельствуют о том, что данным поступком он поясняет нам незапрещённость так пить воду».
Результаты же современных медицинских исследований свидетельствуют, что желудок стоящего и сидящего человека имеет различные положения. Доктор Абдурразак аль-Киляни в книге «Медицинские факты в Исламе» отмечает: «Употребление еды и питья сидя является более безопасным, приятным и полезным для здоровья. В таком положении все органы человека и его желудок находятся в покое, что позволяет воде свободно протекать по его стенкам, не встречая препятствий и не смешиваясь с его содержимым.
То есть, если человек пьёт воду стоя, то жидкость, попадая в желудок, прямиком перетекает в двенадцатиперстную кишку, не задерживаясь в желудке. Однако если человек пьёт в сидячем положении, то жидкость, попадая в желудок, смешивается с кислотами, благодаря которым нейтрализуется действие различных микробов, и лишь затем попадает в двенадцатиперстную кишку. И подобным образом человек может предостеречь себя от различных заболеваний.
Соблюдайте сунну Посланника Аллаха ﷺ , ибо в этом залог нашего благополучия в обоих мирах.
Муса Мусаев
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Источник
Почему мусульмане не пьют воду стоя?
Вопрос: Нередко сталкивался с ситуацией, когда мои знакомые мусульмане присаживались перед тем, как выпить воду или напиток, объясняя это тем, что пить стоя – нехорошо. Неужели мусульманам нельзя пить воду стоя? Если да, то в чём причина такого запрета?
В качестве ответа на данный вопрос предлагаем вам ознакомиться с фетвой по схожей теме, которую дал муфтий региона аль-Баба (Сирия) Ахмад Шариф ан-Наасан.
Вопрос: Каково решение Шариата относительно питья стоя?
Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам. Далее:
Одной из норм этикета питья является питье сидя, поскольку Посланник Всевышнего ﷺ указал нам именно путь питья сидя, он всегда пил сидя. Так же до нас достоверно дошло, что «Пророк ﷺ запретил пить стоя», – хадис привёл имам Муслим от Анаса, да будет Господь доволен им.
نهى عن الشرب قائماً
Так же нам достоверно известно, что Посланник Божий ﷺ велел вызвать рвоту тому, кто выпил стоя. Хадис привёл имам Муслим от Абу Хурайры, да будет Господь доволен им.
وكذلك صح عنه صلى الله عليه وسلم أنه أمر الذي شرب قائماً أن يستقيء. أخرجه مسلم من حديث أبي هريرة رضي الله عنه .
Кроме того, нам достоверно известно, что Пророк ﷺ пил стоя, об этом сообщается в сборниках имамов аль-Бухари и Муслима, хадис передаётся от Ибну Аббаса, да будет Господь доволен им.
وصح عنه صلى الله عليه وسلم أنه شرب قائماً
Имам ан-Навави, да смилуется над ним Всевышний, говорит, что запрет Посланника Аллаха ﷺ следует понимать, как нежелательное (карахату-т-танзих). А пил Посланник Божий ﷺ стоя, чтобы тем самым дать понять дозволенность этого действия, поэтому в этом вопросе нет ни противоречия, ни неясностей. К тому, что мы упомянули и нужно обращаться.
Далее он добавил: «А если у кого-то возникнет вопрос: «Как может быть нежелательным то, что совершил сам Пророк ﷺ «, ответ будет таким: поскольку этот его поступок (питьё стоя) был для пояснения того, что пить стоя разрешено он (поступок) не может быть нежелательным, ибо пояснение (дозволенного и запретного) обязательно ему!».
الصواب أن النهي محمول على كراهة التنزيه، وأما شربه قائماً فبيان للجواز فلا إشكال ولا تعارض، وهذا الذي ذكرناه يتعين المصير إليه. اهــ .
ثم قال: فإن قيل: كيف يكون الشرب قائماً مكروهاً وقد فعله النبي صلى الله عليه وسلم؟ فالجواب: أن فعله صلى الله عليه وسلم إذا كان بياناً للجواز لا يكون مكروهاً، بل البيان واجب عليه صلى الله عليه وسلم .
Ведь так же достоверно известно, что Пророк ﷺ мыл части тела во время совершения омовения и по одному разу, обходил Каабу верхом на верблюдице, несмотря на то, что все богословы едины в том, что во время совершения омовения части тела желательно мыть по три раза и обход Каабы (таваф) пешком ценнее нежели верхом.
Ссылаясь на всё выше изложенное можно сделать вывод:
Питьё сидя – это метод указанный Посланником Господа ﷺ , а питьё стоя нежелательно (карахату-т-танзих). А то, что Пророк ﷺ как-тоё раз пил стоя, не говорит о том, что он совершил нежелательный поступок, напротив это называется пояснением дозволенности этого поступка. Пояснение дозволенного и запретного – обязанность Пророка ﷺ перед своей уммой (общиной). А Аллах знает лучше!
Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия
Специально для Ислам.Ру перевёл Мухаммад-Амин Магомедрасулов
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Источник
Почему нежелательно пить воду стоя?
Прежде всего стоит отметить, что пить воду сидя, а не стоя является Сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и придерживаться Сунны желательно для нас всех. Более того, мы можем получить за соблюдение той или иной Сунны довольство Всевышнего Аллаха и большое вознаграждение на том Свете.
Сунна нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) охватывает все аспекты жизни человека, и принятию пищи и воды в ней отводится немаловажное место. Питьё воды на первый взгляд кажется незначительным действием, однако в хадисах, переданных от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы можем найти немало указаний, связанных с питьём.
عن أنس -رضي الله عنه- عن النبي -صلى الله عليه وسلمأنه نهى أن يشرب الرجل قائما
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передается: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) воспретил человеку пить стоя». (Муслим)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لاَ يَشْرَبَنَّ أَحَدٌ مِنْكُمْ قَائِمًا فَمَنْ نَسِىَ فَلْيَسْتَقِئْ
«Пусть никто из вас не пьет воду стоя. А если кто-то, забывшись, выпьет ее стоя, то пусть его вырвет». (Муслим)
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал человеку, которого увидел пьющим воду стоя:
قئ، قال: لمَ؟ قال: أتحب أن تشرب مع الهر؟ قال: لا، قال: فقد شرب معك شر منه، الشيطان
«Исторгни то, что ты выпил». Он спросил: «Зачем?», тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ты пожелал бы, чтобы вместе с тобой выпила кошка?» Он ответил: «Нет». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, вместе с тобой выпил тот, кто хуже кошки. С тобой вместе выпил шайтан». (Дарими)
Однако в книгах передаются и другие хадисы, в которых приводится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выпил воду стоя, как это сообщается в хадисе, переданном Бухари:
أتى علي — رضي الله عنه — باب الرَّحْبَة فشرب قائما ، وقال : إني رأيت رسول الله — صلى الله عليه وسلم — فعل كما رأيتمونيفعلت
«Али Ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) выпил воду стоя и сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выпил воду так, как выпил её я». (Бухари)
Следовательно, здесь возникает вполне законный вопрос– как же совместить смысл этих хадисов?
Отвечая на этот вопрос в своем «Сборнике фетв», большой учёный шафиитского мазхаба Имам Ан-Навави пишет следующее: «Хадисы, которые указывают на то, что нельзя пить воду стоя, говорят о нежелательности (карахаат-танзих) данного поступка. А те хадисы, в которых упоминается о том, что сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пил стоя, свидетельствуют о том, что он данным поступком говорил о не запрещённости пить воду стоя». («ФатаваИмамиАн-Навави»)
Из всего вышеприведенного мы понимаем, что пить воду стоя, в принципе, не запрещается, а является нежелательным (караха), следовательно, пить воду сидя является желательным поступком и Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Кроме того, современные медицинские исследования установили, что желудок стоящего и сидящего человека имеет разное положение.
Доктор Абдурразак Аль-Киляни в своей книге «Медицинские факты в Исламе» пишет:
«Употребление еды и питья сидя является более безопасным, приятным и здоровым! В таком положении все органы человека и его желудок находятся в покое, что позволяет воде нежно протекать по его стенкам. А если человек пьет стоя, тогда вода из его горла падает прямо в желудок и ударяется о его дно, что вызывает определённые боли. Если употребление еды и воды таким образом продолжается долгое время, то это изнуряет и расслабляет желудок. И в дальнейшем это приводит и к ухудшению пищеварения».
То есть если человек пьет воду стоя, то жидкость, падая в желудок, прямиком отправляется и в двенадцатиперстную кишку, не задерживаясь в желудке. Однако если человек пьет в сидячем положении, то жидкость, попадая в желудок, смешивается с кислотами, благодаря которым нейтрализуется действие различных микробов, и лишь затем попадает в двенадцатиперстную кишку. И подобным образом человек может предостеречь себя от различных заболеваний.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) более тысячи четырёхсот лет тому назад дал ценные рекомендации, в которых он запрещает употребление еды и воды стоя. Эти рекомендации подтверждены научными фактами, которые стали известны современной медицине сравнительно недавно. Только сейчас медицина начала обращать внимание на вредность привычки употребления еды и питья стоя.
Откуда Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) мог знать о таких подробностях более тысячи четырёхсот лет тому назад?
Поистине, этот факт лишний раз указывает на истинность пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и свидетельствует о том, что он не рассказывает это от себя, поистине, это передано ему путём откровения от Всевышнего Аллаха.
Соблюдайте Сунну Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), дабы быть здоровым и достичь довольства Творца.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь
Источник
Можно ли пить воду стоя?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного дня.
Насчет данного вопроса пришли хадисы различного значения. Имам Муслим, да смилостивится над ним Аллах, приводит в своем достоверном сборнике от Анаса ибн Малика и от Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ запрещал пить стоя[1].
Однако в хадисе, который приводят имам аль-Бухари и Муслим, да смилостивится над ними Аллах, от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, говорится, что он сказал: «Я напоил Пророка ﷺ, и он выпил из воды зам-зам, будучи стоя»[2].
А также имам аль-Бухари привел от ‘Али, да будет доволен им Аллах, который выпил воду стоя, что не понравилось некоторым людям, на что он ответил: «Поистине, некоторым людям не нравится, чтобы пили стоя, и, поистине, я видел Пророка ﷺ, который сделал то же самое, что вы видели от меня»[3].
Как объединить эти два хадиса? Ученые объясняют, что в хадисах, в которых якобы говорится о запрете, имеется в виду нежелательность. В хадисах, в которых говорится о дозволенности, имеется в виду разрешение, потому что не может быть хадис дозволяющим и запрещающим одновременно.
Но в другом хадисе, когда Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывает, что Пророк ﷺ пил стоя, и от ‘Али, довольство Аллаха над ним, приводится то же самое, — явное доказательство того, что это не является харамом, что это дозволено.
Однако лучше, конечно же, пить сидя. Но если в определенной ситуации, при каких-то обстоятельствах, например, вокруг находятся люди и тому подобное, человек выпьет стоя, то нет в этом ничего страшного.
А Аллаху известно лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
16 Сафар 1441 г. (15.10.2019)
[1] Сахих Муслима, хадис № 2024, т. 6, с. 110; а также хадис № 2026, т. 6, с. 110.
[2] Сахих аль-Бухари, хадис № 1637, т. 2, с. 156; Сахих Муслима, хадис № 2027, т. 6, с. 111.
[3] Сахих аль-Бухари, хадис № 5615, т. 7, с. 110; Сунан Абу Дауда, хадис № 3718, т. 4, с. 71; Муатта Малика, хадис № 2678, т. 2, с. 513; Муснад Ахмада, хадис № 797, т. 2, с. 180.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]
Источник