- Что такое айсберг: как образуется, основные виды
- Что такое айсберг
- Образование айсбергов
- Основные виды
- Столообразные
- Пирамидальные
- Куполообразные
- Ребристые
- Округлые
- Наклонные
- Перевернутые
- Разрушающиеся
- Ледяные острова
- Классификация по месторасположению
- Чем опасны
- Значение айсбергов
- Заключение
- Почему айсберги не тонут в морской воде?
- «Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги?»
Что такое айсберг: как образуется, основные виды
Айсберги – это гигантские глыбы льда, отломившиеся от ледяного купола.
Они путешествуют в океане вместе с ветром и течением. Их величина может достигать огромного размера.
Над водой возвышается лишь восьмая часть айсберга, остальная находится под водой. Поэтому ледяные гиганты очень опасны для судов.
В 1914 году был организован специальный Международный ледовый патруль (МЛП), который отслеживает расположение айсбергов. МЛП обеспечивает безопасные маршруты вокруг них. В случае необходимости ледяные глыбы на буксире вытягивают из потенциально опасной зоны.
Несмотря на свою опасность, ледяные гиганты приносят пользу человечеству. Они хранят в себе большое количество пресной воды. Даже небольшая гора содержит в себе 150 млн. пресной воды.
В данной статье мы рассмотрим интересные факты про айсберги, узнаем про их виды, происхождение, опасность, которую они представляют.
Что такое айсберг
Айсберг – крупная глыба пресного льда, отломившаяся от ледников, дрейфующая в океане или море. Слово образованно от немецкого Eisberg, что в переводе на русский означает «ледяная гора».
По форме айсберги напоминают гигантские снежные глыбы, их вес в среднем достигает 20 миллионов тонн.
На поверхности воды видна лишь верхушка айсберга; остальная его часть, примерно 90%, погружена в воду.
Интересно, почему же он не тонет? Всё просто: отколовшаяся часть ледника состоит из пресной воды, которая по плотности меньше, чем морская. Но из-за внушительного веса он не может лежать на поверхности воды, поэтому погружён в воду.
Продолжительность «жизни» ледяной глыбы зависит от размера. Особо крупные «живут» по несколько десятков лет.
Образование айсбергов
Сильные волны, шторм и морские землетрясения приводят к тому, что от ледников откалываются глыбы и пускаются в свободное плавание. Так образуются айсберги.
Антарктида, Арктика и Гренландия. Это места, в которых чаще всего образуются морские гиганты. Здесь большое количество ледников, имеющих выходы к морям и океанам.
По происхождению ледяные глыбы разделяют на 3 вида:
- шельфовые, образованные из шельфовых ледников;
- выводные, образованные из выводных, то есть быстро движущихся, ледников;
- материковые , образованные из ледяного барьера (отвесного обрыва на краю ледника).
Самые крупные части откалываются от ледников Антарктиды в южном полушарии. Отсюда можно добраться до широт сразу трёх океанов: Тихого, Атлантического и Индийского. В северном полушарии местом «рождения» служит Гренландия.
Айсберги тают, если попадают в тёплые воды. Скорость таяния зависит от размера.
Самый большой в мире айсберг был зафиксирован в 2000 году. Его назвали В-15. Его ширина составляла 37 километров, длина – 295 километров, масса – свыше трёх триллионов тонн! Он был настолько большим, что был виден из космоса на расстоянии двухсот километров! Но потом В-15 начал распадаться на куски, и спустя 10 лет от него ничего не осталось.
Основные виды
В зависимости от происхождения, возраста, размера выделим распространенные виды.
Столообразные
Это крупные глыбы, отколовшиеся от шельфовых ледников. Состоят из многолетних льдов, а также льдов, которые образуются выше снеговой линии — глетчера. Этот вид отличается меняющимся цветом за счёт процессов, происходящих внутри льдины. Сначала он белого матового цвета, поскольку пространство внутри заполнено воздухом. Со временем воздух вытесняет вода и он становится светло-голубого оттенка.
Пирамидальные
Куски льда образуются из ледяных оползней. Ледяной оползень – это масса льда и снега, отделившаяся от склона ледяной горы и сползшая вниз, под силой собственной тяжести. Со временем масса затвердевает – так образуется пирамидальный вид. Его основным отличием является верхушка, похожая на кончик мороженого. Цвет зеленовато-голубой, бывает тёмно-синий.
Куполообразные
Откалываются от концов выводных ледников, стекающих по подледным долинам континента в море. Высота объекта достигает 50-70 метров.
Ребристые
Ледяные глыбы покрыты параллельными канавками, создающими ребристую поверхность. Глубина канавок и расстояние между ними составляют примерно 20 см. Присущи только водам Южного океана.
Округлые
Это многолетние отколовшиеся куски льда, приобретают окатанную форму, благодаря тому, что процессы таяния и выветривания здесь происходят медленно.
Наклонные
Напоминают плиту, погруженную одним концом в воду. Являются переходной формой от столообразных к пирамидальным.
Перевернутые
Получили своё название в результате переворачивания ледяной глыбы.
Разрушающиеся
Сюда можно отнести ледяные глыбы, которые находятся в процессе таяния или были подвергнуты механическому разрушению. Иногда имеют причудливые и живописные очертания.
Ледяные острова
На поверхности этих айсбергов могут быть холмы и реки, птичьи базары.
Самым известным является — дрейфующий ледяной остров Флетчера (или Т-3) Его площадь составляла 90 кв км, а толщина льда до 50 метров. Ледяной остров использовали в научных целях. С 1952 по 1978 годы на нём неоднократно располагались дрейфующие научные станции. В начале 1980-х годов айсберг, предположительно, был вынесен течением в Северную Атлантику и растаял.
Классификация по месторасположению
Выделяют следующие виды:
- Антарктические;
- Восточно-Гренландские;
- Дрейфующие ледяные острова;
- Евразийские айсберги;
- Западно-Гренландские.
Чем опасны
Печальная участь лайнера «Титаник» заставляет задуматься о соблюдении мер безопасности в местах скопления айсбергов. Они коварны и могут стать причиной бедствий.
Ледяные глыбы сложно разглядеть в воде, особенно в ночное время суток. Здесь снова вспоминается история «Титаника», в частности, момент, когда вперёдсмотрящие не заметили гигантский айсберг прямо по курсу.
Дело в том, что его верхушка над поверхностью становится прозрачной, разглядеть её на расстоянии более чем 500 метров очень сложно.
Над многими глыбами стоит туман, что ещё сильнее затрудняет видимость. Даже если айсберг удастся заметить, необходимо развернуть корабль очень быстро, чтобы обойти ледяную глыбу. Подводная часть плавающей глыбы тоже несёт опасность.
Со временем у ледяных глыб подтаивает нижняя часть, которая находится в воде. Они начинают терять равновесие и переворачиваться, при этом издавая сильный грохот и образуя огромные волны. Процесс опасен для рядом проплывающих кораблей.
После гибели «Титаника» в 1912 году был создан международный ледниковый патруль, который следит за перемещением ледяных гигантов в местах массового скопления.
Значение айсбергов
- Ледяные глыбы содержат огромные запасы пресной воды, которой в странах Африки и Южной Америки не хватает. Однако пока это всё в теории: непонятно, как айсберги транспортировать, чтобы выкачать из них воду. Возможно, в скором будущем этот вопрос решат.
- На некоторых, особо крупных объектах располагаются научные центры и станции, в которых работают учёные.
- Благодаря таянию айсбергов холодные океанические течения насыщаются кислородом.
Заключение
Айсберг — объект гидросферы, представляет собой огромную глыбу льда, отколовшуюся от ледника. Он может принимать самые различные формы. Ледяные горы в океане – незабываемо красивая и величественная картина.
В течение года примерно 370 айсбергов создают угрозу для навигации, поэтому в открытом океане за ними ведется наблюдение Международным ледовым патрулём.
У льда есть уникальное свойство, при замерзании воды посторонние примеси вымораживаются. Поэтому ледяные гиганты обладают чистой водой, их считают запасными источниками пресной воды на планете. Некоторые засушливые страны Ближнего Востока используют ледяные глыбы для получения пресной воды.
Источник
Почему айсберги не тонут в морской воде?
Айсберг – это громадная льдина, плавающая в мировом океане.
Откуда же берутся айсберги?
Огромные куски льда откалываются от ледников, которые покрывают материки и пускаются в свободное плавание. Например, северные айсберги откалываются от ледникового покрова Гренландии, а южные от Антарктиды, причем южные айсберги, по своим размерам намного превышают северные. Не только от свойств айсберга зависит длительность существования и дальность его плавания, это также зависит и от таких факторов, как направление и скорость течения в океане.
Самые крупные по своим размерам и промороженные вплоть до -60 C, айсберги Антарктиды «живут» по многу лет, бывает даже более десятилетия. Тогда, как Гренландские айсберги немного меньших размеров и температура их глубокого промерзания достигает -30С. Живут они гораздо меньше, и срок их таяния составляет 2-3 года.
Лед намного легче воды, этим то и объясняется почему, даже самые глубокие водоемы не замерзают зимой полностью. Если бы было наоборот, то, в самом деле, лед падающий на дно вытеснял бы на поверхность нижние слои воды, и постепенно вся вода в водоеме просто бы замерзла.
Но, при замерзании воды совершается совсем обратное. В момент преобразования воды в лёд, ее объём увеличивается примерно на десять процентов, и в итоге плотность льда оказывается намного меньше чем у воды. Этим-то и объясняется, почему лед плавает на поверхности.
На значительной глубине мирового океана температура воды бывает ниже нуля градусов, однако вода там не замерзает. Истолковывается это давлением, которое образовывают верхние слои воды.
Впервые на вопрос, почему айсберги не тонут, ответил Михаил Ломоносов. Плотность айсберга — 920 кг/м?. Кроме того, айсберг или глыба льда состоит из пресной воды и, отделяется от шельфовых ледников.
Из-за того, что морская вода плотнее айсберг и не тонет полностью. И потом важно знать, что на поверхности воды плавает только его десятая часть – макушка, все остальное — 90% этой глыбы льда спрятано под водой.
Встреча с ним для судов в открытом море весьма опасна. Если корабль вовремя не заметит движущейся айсберг, то при столкновении он может получить очень серьёзные повреждения или даже погибнуть.
Источник
«Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги?»
Юлия Печёрина
«Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги?»
Задачи: дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства; познакомить с понятием «таяние»;уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; развивать внимание, мышление, речь; воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и ответы товарищей.
Материалы: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, сумка холодильник, разные по форме и размеру ёмкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов.
На столе стоит тазик с водой, в нём плавает золотая рыбка (игрушка, к ней прикреплена открытка, в которой написана загадка и нарисована сумка-холодильник.
В. -Дети, к нам приплыла золотая рыбка. Что она принесла (Читает)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло.
В. О чём эта загадка? (Ответы детей). Правильно, «крыша – толстое стекло»— это лёд на реке. А как зимуют рыбы? (Ответы детей). А что ещё нарисовано в записке? (Ответы детей.) Правильно, нужно заглянуть в сумку-холодильник. (Открываем сумку и достаём лёд.) Садитесь за стол и рассмотрим лёд.
В. Возьмите себе по кусочку льда и рассмотрите. Почему лёд сравнивают со стеклом? (Ответы детей.) Можно ли его вставить в окно? (Ответы детей.) Вспомните сказку «Заюшкина избушка». Чем была хороша избушка у лисы? (Ответы детей.) Чем она оказалась плоха? (Ответы детей.)
В. Как мы можем убедиться, что лёд тает? (Ответы детей.) Конечно можно оставить на блюдце, и он постепенно растает. Как ускорить этот процесс? (Ответы детей.) Можно поставить лёд в блюдце на батарею. Давайте мы одно блюдце поставим на подоконник, а другое на батарею. В конце занятия мы посмотрим, где лёд быстрее растает.
В. Процесс превращения льда в жидкость называется таянием. Как же называется процесс превращения льда в жидкость? (Ответы детей.) Возьмите ещё по кусочку льда. Одинаковые ли кусочки (Ответы детей.) Чем они отличаются (Ответы детей.) Правильно формой и размером. Давайте разложим их в разные ёмкости. Изменил ли форму лёд? (Ответы детей.) Конечно не изменил. Как вы его брали? (Ответы детей.) Лёд не меняет своей формы, куда бы его не положили, причём лёд можно брать рукой и переносить с места на место. А если лёд начнёт таять, изменит ли он свою форму? (Ответы детей.) Во что он превратится? (Ответы детей.) Меняет ли форму вода? (Ответы детей.) Какой формы вода в стаканчике? (Ответы детей.)А если мы перельём воду в другой сосуд? (Ответы детей.) Почему вода меняет форму, а лёд нет? (Ответы детей.) Правильно, лёд твёрдый, а вода жидкая.
В. Наши ручки замёрзли. Давайте разогреем их.
Пальчиковая гимнастика: «Моя семья».
Раз, два, три, четыре, (хлопки в ладоши)
Кто живёт в моей квартире? (потираем ладоши)
Раз, два, три, четыре, пять! (сгибаем по очереди пальцы)
Всех могу пересчитать: (сгибаем и разгибаем пальцы)
Папа, мама, брат, сестрёнка, (массаж пальцев)
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я,
Вот и вся моя семья! (сгибаем и разгибаем пальцы)
В. Где на земле больше всего льда (Ответы детей.) Посмотрите на карту (глобус). Много льда в Арктике и в Антарктиде. Самый большой ледник в мире – ледник Ламберта в Антарктиде. Как вы думаете, что происходит с ледниками под лучами солнца? (Ответы детей.) Они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Арктическое лето короткое и не жаркое.
В. Слышали вы, ребята, что-нибудь об айсбергах? (Ответы детей.)
В. Айсберги – это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике и в Антарктиде, и течением их вынесло в море. Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? (Ответы детей.) Давайте проверим. Берите лёд и опускайте его в воду. Что происходит? (Ответы детей.) Почему лёд не тонет (Ответы детей.) Выталкивающая сила воды больше веса льда. Почему не тонут айсберги? (Ответы детей и показ картинки.)
В. Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части. Опасны ли айсберги и для кого? (Ответы детей.) Большую опасность айсберги представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности.
В. Давайте поиграем в игру «Арктическое морское путешествие».Распределим роли: кто-то из вас будет ледниковый патруль, который будет сообщать об опасности столкновения с айсбергами, а остальные капитаны кораблей. Опускаем в воду куски льда и кораблики. (Дети играют.)
В. Подведём итог игры: были ли столкновения с айсбергами? (Ответы детей.) Для чего необходим ледниковый патруль? (Ответы детей.)
В. А теперь посмотрим, что произошло со льдом, который мы ставили на батарею и подоконник? (Выводы детей.)
В. Что интересного и нового вы сегодня узнали? (Ответы детей.)Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей.)
В. Что интересного и нового вы сегодня узнали? (Ответы детей.)Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей.)
Анализ учебных навыков и умений для детей Формирование первоначальных учебных навыков и умений у детейВопросы для изучения Да Нет Частично Другое 1. Умение слышать и принимать учебное.
Опыты и эксперименты в детском саду весной. Цель: Раскрывать многогранность весенних явлений в природе и жизни человека. Задачи: Формировать знания детей о явлениях природы весной.
Источник