Почему предметы под водой кажутся больше

«Почему предметы в воде кажутся больше?»
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Как объяснить малышам почему вода увеличивает предметы? Конечно же опытным путём!

Скачать:

Вложение Размер
pochemu_predmety_v_vode_kazhutsya_bolshe.docx 1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В детском саду много делается для воспитания здоровых и всесторонне развитых детей. В данном занятии я постаралась объединить несколько направлений для развития наших ребятишек: физи.

Развитие способности детей ощущать состояние движения и покоя, инерции, трения.

Данный образовательный маршрут позволит родителям легко и доступно рассказать ребенку о природе силы тяготения.

Тип проекта: информационно — исследовательский, групповой. Вид проекта: Опытно — экспериментальный, краткосрочный.Участники проекта: воспитатели, дети 3 – 4 лет Условия реализаци.

Почему предметы движутся.

Конспект Совместно — познавательной исследовательской деятельностис детьми и родителями подготовительной логопедической группы.

Играя с мячом, Рома удивлялся, что если бросить мяч вверх, кинуть горизонтально или просто выпустить его из рук, то он постоянно падает на Землю. Какая загадочная сила все притягивает к Земле? Рома сп.

Источник

Урок-практикум по теме «Вода – увеличитель». 2-й класс

Класс: 2

— учить экспериментировать, наблюдать, сравнивать;

— развивать умение обобщать, делать выводы;

— развивать творческое воображение;

— воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу;

— формировать первоначальные сведения о воде как веществе, способном увеличивать предметы;

— выявить на практике основные свойства воды — увеличителя;

— найти способ применения водяных линз в жизни.

Основной метод обучения:

практическая деятельность с целью установления существенных свойств воды.

Основной структурный элемент:

проведение серии опытов и экспериментов с водой разных объёмов, в различных сосудах в качестве линз, анализ полученных результатов.

Дополнительные структурные элементы:

постановка цели; обсуждение плана работы и алгоритма действий; описание оборудования; совместное сочинение сказки на способ применения полученных сведений о воде.

1. У каждого ученика — прозрачный пластмассовый лоток с разными телами(мензурка с водой, аптечная пипетка, 2 пробирки с пробками, 2 лупы 5 и 10-кратные).

2. У каждого ученика — текст с очень мелким шрифтом.

3. У каждого ученика — 2 бутылки малая и большая, принесённые из дома.

I . Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

II. Работа над темой урока.

1. Вступительная беседа.

Значение воды в природе и жизни человека велико. Это мы с вами не раз уже обсуждали. Страшно представить, что произошло бы в природе, если бы в ней совсем исчезла вода. Где нет воды, там нет и жизни.

Вы знаете, если комнатное растение совсем не поливать, оно засохнет. Трава, деревья, животные не могут жить без воды.

И человек без воды тоже погибает. Вода нужна человеку не только для питья и приготовления пищи. Водой мы моемся, в ней стираем бельё. Она необходима для поддержания чистоты в жилищах, общественных зданиях, на улицах.

По воде человек передвигается на лодках и пароходах, перевозит продукты и машины, сплавляет лес.

Вода приводит в движение машины, вырабатывающие электрический ток. Она нужна фабрикам, заводам и железным дорогам.

— А нам с вами вода необходима ещё для чего?

Ученики дружно отвечают: “Для опытов!”.

— А почему мы используем именно воду?

Ученики дружно отвечают: “Потому что она безопасна, если нечаянно прольётся! Вода — царица жидкостей”.

2. Экспериментальная часть.

Целью наших экспериментов и наблюдений сегодня — будет выявление ещё одного замечательного свойства воды — способности увеличивать предметы, в нашем случае текста, который написан очень мелким шрифтом.

— Рассмотрите и назовите тела, которые находятся у вас в лоточках (рис. 1).

Начнём с самого обыкновенного — капельки воды.

Что для этого нужно сделать? Правильно все предлагаете. Необходимо взять аптечную пипетку, набрать воду из мензурки и капнуть несколько раз на текст. Дети замечают, что капли получаются разными по размеру и форме (рис. 2).

— Давайте сравним, какие из капель лучше увеличивают буквы.

Вывод: те капли, которые меньше по размеру и больше похожи на шар, т.е. более выпуклые — сильнее увеличивают.

Ученики высказывают мнение, что таким способом, с помощью простой капли, сложно прочитать весь текст. Капли увеличивают лишь несколько букв. Такой способ применим, когда нужно разглядеть какое-нибудь несложное клеймо на оружии или украшении.

— Перейдём к следующему варианту. Дети сами предлагают экспериментировать по возрастанию, начать с пробирки.

Для “чистоты” наблюдения сначала проверяем, увеличивает ли сама пробирка без воды. Оказалось, что-нет. Из мензурки аккуратно над лоточком наполняем пробирку водой до краёв. Напоминаем друг другу, что руки учёного должны быть как руки хирурга — спокойными и точными. Проверяем пробирку в действии. Все отмечают хорошее увеличение (рис. 3).

— Как узнать, во сколько примерно раз увеличивает пробирка с водой?

Ученики задумываются. Затем вспоминают, что лишних предметов в лоточке не бывает. Предлагают сравнить увеличения, даваемые линзами и пробиркой (рис. 4).

Вывод: увеличение от пробирки с водой почти такое же, как у маленькой 10-кратной лупы.

— Переходим к малой бутылке.

Ученики помнят, что сначала испытываем, пустую, затем наполненную водой бутылку. Высказываются по очереди о том, что увеличение разное, зависит от формы поверхности бутылки.

Вывод: чем ровнее поверхность у бутылки, тем лучше увеличение.

Сравнивают увеличение с линзами (рис. 5).

Вывод: увеличение, даваемое малой бутылкой больше, чем 5-кратной линзой, но меньше, чем 10-кратной.

— Переходим к большой бутылке (рис. 6).

— Кто может составить план наших действий?

Ученики все тянут руки, чтобы описать алгоритм действий:

а) проверяем пустую бутылку,

б) наливаем в неё воду,

в) наблюдаем увеличение,

г) сравниваем увеличение с линзами.

Вывод: увеличение, даваемое большой бутылкой, близко к увеличению 5-кратной линзы.

— Молодцы! Все хорошо поработали, никто не ошибся, руки ни у кого не дрогнули. Давайте вспомним и обобщим промежуточные выводы.

Выводы по эксперименту:

— даже капелька воды является линзой;

— те капли, которые меньше по размеру и больше похожи на шар, т.е. более выпуклые — сильнее увеличивают;

— увеличение от пробирки с водой почти такое же, как у 10-кратной лупы;

— чем ровнее форма сосуда с водой, тем лучше увеличение;

— увеличение, даваемое малой бутылкой больше, чем 5-кратной линзой, но меньше, чем 10-кратной;

— увеличение, даваемое большой бутылкой, близко к увеличению 5-кратной линзы.

— Давайте вместе подумаем, где могут в жизни пригодиться полученные сегодня знания?

Ученики предлагают свои варианты. Все они практически сводятся к одному и тому же. Дома у многих есть линзы или увеличивающие (бабушкины) очки. А если вы на даче? Вам необходимо срочно что-то прочесть. Например, этикетку с крема или инструкцию для лекарства. Именно на них используется очень мелкий шрифт. В таком случае всем и пригодится способ увеличения текста с помощью бутылки с водой.

3. Творческая часть.

Мы познакомились на опыте с удивительным свойством воды — увеличивать зрительно предметы, точнее шрифт текста. Представили ситуации, в которых возможно применение этого свойства. Давайте вместе придумаем сюжет сказки для тех, кто с таким свойством воды ещё не знаком.

В старом доме в лесу жила дружная семья мышей: мама Мышка и двое её детей, сынок Пушок и дочка Пушинка. Мама почти всё время была занята заготовками пропитания, бегала то в лес, то на поле. А дети послушно сидели дома и играли.

Зима в этот год была холодной. Мама Мышка беспокоилась за детей, боялась, что они простудятся и заболеют. Перед тем как уйти по делам она всегда тщательно конопатила все щели дома сухой травой.

И пришла долгожданная Весна! Брат с сестрой очень обрадовались яркому солнышку и тёплым погожим дням. Они могли теперь больше времени проводить на свежем воздухе.

С весной пришёл и праздник. Мамин праздник – 8 Марта. Пушку и Пушинке захотелось приготовить для мамы что-то необыкновенное и очень вкусное. Они стали перебирать рецепты. Остановились на торте “Пальчики оближешь”.

Только они собрали все необходимые ингредиенты, как в дом неожиданно влетел сосед – летучая мышь по прозвищу “Горе-волшебник”. Он узнал, чем занимаются дети, и предложил свою помощь. Помощь, конечно, – дело хорошее. Но от “Горе-волшебника” можно ожидать чего угодно.

Не успели дети опомниться, как сосед хлебнул своего зелья и дунул на рецепт. Волшебник хотел, чтобы торт сам приготовился и оказался на столе в красивой тарелке. А получилось всё совсем не так.

Рецепт торта “Пальчики оближешь” превратился в малюсенькую бумажечку, на которой ничего невозможно было понять-прочитать. Дети залились слезами.

Волшебник тоже расстроился, он то не хотел обижать детей, не хотел, чтобы они плакали. И колдовать больше не решался. Вдруг опять что-то пойдёт не так.

Мышь ненадолго задумался и с радостным видом предложил изготовить лупу, чтобы увеличить текст с рецептом.

Для этого необходимо всего лишь найти прозрачную бутылку и налить в неё воду. Дети успокоились, предложение соседа казалось им простым и неопасным.

Бутылка с водой действительно смогла увеличить буквы и брат с сестрой испекли для мамы очень вкусный торт. Ещё они тщательно подмели полы в доме, и вымыли за собой всю посуду. Праздник удался! А про “Горе-волшебника” они промолчали, чтобы не расстраивать маму. Ведь всё закончилось благополучно.

Занятие было действительно насыщенным по проведению экспериментов, наблюдений, сравнений и обобщений.

Вы ещё раз показали свои умения по составлению алгоритма действий.

Проявили замечательные творческие способности при сочинении научной сказки.

Источник

Занимательные эксперименты для детей «Вода ИЛИ Законы Архимеда»

Почему одни вещества тонут в воде, а другие нет? И почему есть так мало веществ, способных плавать в воздухе (т. е. летать)? Понимание законов плавучести (и погружения) позволяет инженерам строить корабли из металлов, которые тяжелее воды, и конструировать дирижабли и воздушные шары, способные плавать в воздухе. В спасательный жилет накачивают воздух, поэтому он помогает человеку держаться на воде… Мы уже много знаем о воде из Интернет-урок по окружающему миру «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»

Сегодня мы выясним — почему лёд плавает на воде? Ведь, по сути, лёд — это тоже вода…

Почему же предметы плавают?

Если погрузить тело в воду, оно вытеснит некоторое количество воды. Тело занимает место, где раньше была вода, и уровень воды поднимается.

Если верить легенде, древнегреческий ученый Архимед (287 — 212 до н.э.), находясь в ванне, догадался, что погруженное тело вытесняет равный объем воды.

Сила, с которой вода выталкивает погруженное в нее тело, называется силой выталкивания .

Закон Архимеда гласит, что сила выталкивания равна весу жидкости, вытесненной погруженным в неё телом. Если сила выталкивания меньше веса тела, то оно тонет, если она равна весу тела, оно плавает.

Эксперимент № 1:

Как действует сила выталкивания? Следует отметить уровень воды, опустите в сосуд с водой пластилиновый шарик на резинке. После погружения уровень воды поднимется, а длина резинки уменьшится.

Вывод: Со стороны воды на пластилиновый шарик подействовала сила, направленная вверх. Поэтому уменьшилась длина резинки, т.е. шарик, погруженный в воду стал легче.

Слепите из этого же пластилина лодочку и осторожно опустите её на воду. Как видите, вода поднялась ещё выше. Лодочка вытеснила больше воды, чем шарик, а значит, и сила выталкивания больше.

Волшебство свершилось, тонущий материал плавает на поверхности! Ай да Архимед!

Чтобы тело не тонуло, его плотность должна быть меньше плотности воды.

Не знаете, что такое плотность ? Это масса однородного вещества в единице объема.

Эксперимент № 2 : «Зависимость выталкивающей силы от плотности воды»

Возьмите стакан с чистой водой (неполный), сырое яйцо и соль. Поместите в стакан яйцо, если яйцо свежее — оно опустится на дно. Затем аккуратно подсыпайте в стакан соль и наблюдайте, как яйцо начнет всплывать.

Вывод: При увеличении плотности жидкости увеличивается выталкивающая сила.

В яйце есть воздушный пакет, и при изменении плотности жидкости яйцо всплывает к поверхности на манер подводной лодки.

А вы знаете, что раньше, до изобретения холодильников, наши предки проверяли, свежее яйцо или нет: свежие яйца тонут в чистой воде, а испортившиеся — всплывают, так как внутри них образуется газ.

Эксперимент № 3 «Водоплавающий лимон»

Наберите в емкость воду и опустите в нее лимон. Лимон плавает. А потом очистите его от кожуры и вновь опустите в воду. Лимон утонул.

Вывод: лимон утонул из-за того, что увеличилась его плотность. Кожура у лимона менее плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха, которые помогают лимону оставаться на поверхности воды.

По этой же причине не тонут деревья в воде. Кора деревьев плотная и содержит много частичек воздуха. Вот почему лодки делают из деревьев.

Хотя, … Есть деревья, которые тонут в воде! Причина этого, что их плотность больше, чем плотность воды. Эти деревья называют «железными»: парротия персидская, азобе (африканское тропическое железное дерево), амазонское дерево, эбеновое дерево, палисандр, или розовое дерево, кумару и другие. У всех этих деревьев очень твердая и плотная древесина, насыщенная маслами, кора этих деревьев устойчива к гниению. Поэтому лодка из такого дерева тут же пойдет на дно, но зато «железные деревья» — отличный материал для изготовления мебели.

Эксперимент № 4

1. В стакан налить воду и поставить на улицу. Когда вода замёрзнет, стакан лопнет. Положите образовавшийся лёд в емкость с холодной водой и увидите, что он плавает.

2. В другой ёмкости посолите хорошенько воду и размешайте до полного ее растворения. Взять лёд и повторить опыт. Лёд плавает, и даже лучше, чем в пресной воде, чуть ли не наполовину выступая из воды.

Все ясно! Кубик льда плавает, потому что, при замерзании лёд расширяется и становится легче воды. Плотность обычной жидкой воды несколько больше, чем плотность замерзшей воды, то есть, льда. При увеличении плотности жидкости увеличивается выталкивающая сила.

Лед всегда находится на поверхности воды и служит настоящим теплоизолятором. То есть вода под ним не так охлаждается, ледяная шуба надежно защищает ее от мороза. Оттого редкий водоем промерзает зимой до дна, хотя при экстремальных температурах воздуха это возможно.

С этой особенностью приходится часто считаться в практической жизни. Если оставить бочку с водой на морозе, то вода, замёрзнув, разорвёт бочку. По этой же причине нельзя оставлять воду в радиаторе автомобиля, стоящего в холодном гараже.

Эксперимент № 5

Возьмите воду из стоячей лужи и добавьте туда же раствор марганцовки. Вместо обычного фиолетового окраса – вода будет с желтым оттенком, это происходит из-за погибших микроорганизмов в грязной воде. Теперь вы понимаете, почему нужно мыть руки перед едой?

1 факт Архимед: на всякое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила.

2 факт Михаил Ломоносов: Лёд не тонет потому, что имеет плотность – 920 кг\куб.м. А вода, плотнее –1000 кг\куб.м.

Попробуем вообразить, как выглядел бы мир, если бы вода обладала обычными свойствами и лед был бы, как и полагается любому веществу, плотнее жидкой воды, а значит тяжелее.

Зимой плотный лед тонул бы в воде. Летом лед, защищенный толщей холодной воды, не мог бы растаять. Постепенно все озера, пруды, реки, ручьи промерзли бы нацело, превратившись в гигантские ледяные глыбы. Наконец, промерзли бы моря, а за ними и океаны.

Наш прекрасный цветущий зеленый мир стал бы сплошной ледяной пустыней, кое-где покрытой тонким слоем талой воды.

В морях и океанах встречаются иногда огромные ледяные горы — айсберги . Это сползшие с полярных гор и унесённые течением и ветром в открытое море ледники. Высота их может достигать 200 метров. Девять десятых всей массы айсберга спрятаны под водой. Поэтому встреча с ним весьма опасна. Если судно вовремя не заметит движущегося ледяного гиганта, оно может при столкновении получить серьёзные повреждения или даже погибнуть.

Даже не смотря на то, что корабль сделан из железа, очень тяжелый, да ещё перевозит людей и грузы, он не тонет. Почему? А все дело в том, что в корабле кроме команды, пассажиров, груза есть воздух. А воздух намного легче воды. Корабль устроен так, что внутри него есть некоторое пространство, заполненное воздухом. Именно оно поддерживает корабль на поверхности воды и не даёт ему утонуть.

1. Лёд состоит из кристаллов воды, между которыми находится воздух. Следовательно, плотность льда меньше плотности воды.

2. На лёд со стороны воды действует выталкивающая сила.

Кстати, если бы вода была обычной, а не уникальной жидкостью, мы не получали бы удовольствие от катания на коньках.

Тяжесть нашего тела давит на очень тонкое лезвие конька, которое оказывает сильное давление на лед. В результате этого давления от конька лед начинает таять с образованием тонкой пленки воды, по которой конек превосходно скользит.

И ещё опыты с водой

Эти удивительные трюки с водой — не монтаж и не визуальный фокус. Удивляйся!

Источник

Читайте также:  Какую воду пить при токсикозе
Оцените статью