- Передвижение воды и питательных веществ в растении
- Что такое сосудистые пучки? Какую функцию они выполняют?
- Каким опытом можно показать, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины?
- Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?
- На каком опыте можно убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба?
- Где откладываются запасы органических веществ у разных растений?
- § 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении — Пасечник. 6 класс. Учебник
- Вопросы в начале параграфа
- Лабораторные работы
- Вопросы в конце параграфа
- Подумайте
- Задания
- Задания для любознательных
- Словарик
- Биология
- Ещё по теме
- ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 33 Передвижение веществ у растений
Передвижение воды и питательных веществ в растении
Что такое сосудистые пучки? Какую функцию они выполняют?
Проводящие ткани объединяются в сосудистые пучки, часто окруженные прочными волокнами механической ткани. Сосудисто-волокнистые пучки проходят по всему стеблю, соединяя корневую систему с листьями, и обеспечивают транспорт питательных веществ.
Каким опытом можно показать, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины?
Показать, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины, можно следующим опытом. Поставить в воду, подкрашенную красными или синими чернилами, молодой побег какого-либо дерева. Через трое-четверо суток вынуть побег из воды, смыть с него чернила и отрезать кусочек нижней части. На срезе будет видно, что у побега окрасилась древесина. В этом опыте чернила заменяли минеральные вещества, растворенные в воде. Растворы этих веществ, как и подкрашенная вода, поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины. Если же в воду, подкрашенную чернилами, поставить веточки бальзамина или цветки подснежника, то можно увидеть, как вода поднимается по стеблю в листья и лепестки, окрашивая их жилки в цвет чернил.
Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?
Вода непрерывно поднимается по сосудам стебля вверх за счет корневого давления и испарения воды листьями. На место испарившейся воды в листья постоянно поступает новая.
На каком опыте можно убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба?
Убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба, можно, поставив следующий опыт. На стебле комнатного растения (например, драцены или фикуса) осторожно делают кольцевой надрез. Удаляют с поверхности стебля кольцо коры и обнажают древесину. На стебле укрепляют стеклянный цилиндр с водой. На поверхности свежего среза у растения всегда образуется раневая пробка. Клетки, находящиеся под раневой пробкой, энергично делятся. Они используют питательные органические вещества, скопившиеся перед кольцевым надрезом, так как мы удалили ту часть стебля, по которой органические вещества должны передвигаться вниз. Вскоре возникает кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Из наплыва развиваются придаточные корни, а у некоторых растений — и почки.
Где откладываются запасы органических веществ у разных растений?
У однолетних растений вещества откладываются в запас в клетках плодов и семян, а у двулетних и многолетних растений, кроме того, — в клетках корней, стеблей и их видоизменений (в корневищах, клубнях, луковицах, корнеплодах).
Источник
§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении — Пасечник. 6 класс. Учебник
Вопросы в начале параграфа
1. Какие типы проводящей ткани в стебле вы знаете?
К проводящей ткани относятся ситовидные трудки луба стебля, по которым перемещаются растворы органических веществ, а также клетки сосудов древесины.
2. Каковы особенности строения клеток этих тканей?
Ситовидные клетки — это вертикальный ряд вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями словно у сита. Ядра в этих ситовидных клетках разрушены, а цитоплазма примыкает к оболочке.
Сосуды древесины представляют собой длинные трубки, созданные из ряда слившихся воедино клеток.
3. Что такое корневое давление?
Корневое давление — это процесс, происходящий в проводящих сосудах корней растений. Благодаря корневому давлению вода и растворённые в ней минеральные вещества поднимаются вверх от корны к другим частям растения.
Лабораторные работы
Лабораторная работа: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю
1. Рассмотрите поперечный срез побега липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2—4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.
Окрасилась древесина стебля
2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведённых наблюдений сделайте вывод.
Окрасилась древесина стебля, а точнее сосуды древесины, по которым перемещаются вода и растворённые в ней минеральные вещества. То есть в данном опыте краситель, растворенный в воде прошел теми же путями, что и минеральные вещества, перемещающиеся по стеблю.
3. Прочитайте в учебнике, в чём особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.
Сосуды стебля состоят из длинных тонкостенных трубок. Эти трубки формируются из длинного вертикального ряда коротких клеток — члеников сосуда, которые соединяются за счёт растворения перегородок между ними.
4. Зарисуйте срезы.
5. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.
Вода и минеральные вещества поднимаются от корня вверх к другим частям растения по сосудам, расположенным в древесине стебля растения.
Вопросы в конце параграфа
1. Что такое сосудистые пучки? Какую функцию они выполняют?
Сосудистые пучки, или сосудисто-волокнистые пучки, это группа проходящих рядом сосудов и окруженных прочными волокнами механической ткани.
По сосудисто-волокнистым пучкам вода с растворёнными в ней минеральными солями поднимается от корня вверх к другим частым растения.
2. Какой опыт доказывает, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины?
Опыт, подтверждающий что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины проводится следующим образом:
- Возьмём сосуд с водой и подкрасим воду в нём цветными чернилами.
- Поставим в сосуд с подкрашенной водой побег какого-либо растения.
- Посмотрим поперечный срез поставленного в воду побега через 2 — 4 суток.
Результат опыта: древесина ствола побега окрасилась в цвет использованных чернил.
Вывод: Растворы веществ, как и подкрашенная вода поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины.
3. Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?
Вода поднимается вверх по сосудам стебля непрерывно благодаря процессу корневого давления и испарению: корневое давление подталкивает воду от корней вверх, а в процессе испарения в листьях и стеблях освобождается пространство для новых порций воды.
4. На каком опыте можно убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба?
Опыт, подтверждающий, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба проводится следующим образом:
- На стебле комнатного растения (фикуса, драцены и т.д.) сделать кольцевой надрез.
- Удалить с поверхности стебля кольцо коры и обнажить древесину.
- На стебле укрепить стеклянный цилиндр с водой.
Результат опыта: На стебле среза образовалась раневая пробка, а потом — кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Затем из наплыва начали образовываться придаточные корни.
Вывод: После срезания колька коры со стебля у растения были перерезаны ситовидные трубки луба и органические вещества, идущие от листьев в нижние части растения, стали накапливаться на кромке надреза. Получив увеличенное количество питательных веществ, клетки стебля со срезанной корой начали активно делиться и образовали наплыв, а затем и новые придаточные корни, позволяющие растению восстановить нормальную жизнедеятельность.
5. Где запасаются органические вещества у разных растений?
Запас органических веществ у разных растений может образовываться:
- в клетках плодов и семян;
- в клетках корней, стеблей и их видоизменений (в корнеплодах, клубнях, луковицах и т.д.);
- в сердцевине и древесине стебля (например, у деревьев и кустарников).
Подумайте
Могут ли знания о передвижении питательных веществ в растениях помочь управлять их развитием? Если да, приведите примеры.
Да, знания о передвижении питательных веществ могут помочь управлять их развитием. Например, если обрезать боковые побеги у винограда или томата, то плоды на оставшихся ветках начинают получать большее количество органических веществ. Это позволяет увеличить урожайность растения и ускорить время созревания плодов.
Задания
Для подготовки к изучению прорастания семян возьмите четыре стакана или небольшие стеклянные банки и поместите в них одинаковое количество семян огурцов, фасоли, зерновок овса или пшеницы. В первом стакане семена оставьте сухими. Во второй на дно налейте немного воды и поставьте в тёплое место. Третий стакан до краёв наполните кипячёной водой и накройте его стеклом. В четвёртый стакан налейте немного воды (как во второй), но поставьте его на холод, например в холодильник, или закопайте в снег. Наблюдайте, что произойдёт с семенами в каждом стакане. Во всех ли стаканах и все ли семена проросли? Сделайте вывод, какие условия необходимы для прорастания семян. Свои наблюдения и вывод запишите.
- В первом стакане (семена оставлены сухими) семена не проросли потому, что у семян не было достаточно влаги.
- Во втором стакане (с малым количеством воды в тёплом месте) семена хорошо проросли потому, что у семян было достаточно и воздуха, и влаги, и тепла.
- В третьем стакане (много воды с крышкой) семена не проросли потому, что у них был переизбыток влаги и недостаток воздуха. Семена задохнулись.
- В четвёртом стакане (немного воды и в холодном месте) семена не проросли потому, что им не хватило тепла. Семена могут прорастать только при определённой температуре воздуха, причем для каждого растения существуют свои идеальные условия.
Вывод: Для успешного прорастания семян необходимо обеспечить их достаточным количеством воздуха, влаги и комфортной температурой окружающей среды.
Задания для любознательных
Наблюдайте за образованием наплыва и придаточных корней на одревесневших побегах комнатных растений, повторив опыт, изображённый на рисунке 83. Посадив побег с корнями в почву, наблюдайте за развитием растения из укоренившегося побега.
Словарик
Сосудистые пучки — это группа сосудов растения (проводящая ткань) окруженная прочными волокнами механической ткани.
Источник
Биология
Передвижение воды и питательных веществ в растении. Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?
Испарение способствует передвижению воды в растении. Благодаря испарению вода поступает через корни по стеблю в листья. Поднимается вода в листья и силой корневого давления.
Ещё по теме
Живые организмы. Что представляет собой живая природа?
Живые организмы. Понаблюдайте за кошкой (собакой, канарейкой, попугаем, рыбками в аквариуме). Какие признаки живых организмов они проявляют?
Клеточное строение живых организмов. Строение растительной клетки. Что представляет собой ядро? Какие функции оно выполняет?
Какую роль играет биология в жизни человека?
Координация и регуляция. Что такое рефлекс? Какие бывают рефлексы?
Фотосинтез. Какой опыт показывает, что наземные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород?
Дыхание растений. Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?
Протисты. Какую роль в природе играют протисты?
Испарение воды растениями. Листопад. Каково значение листопада?
Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки. Чем можно объяснить, что среди растений семейства лилейных часто встречаются первоцветы?
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
О сайте
На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.
Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.
calcsbox.com
На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.
© 2021 Все калькуляторы online
Копирование материалов запрещено
Источник
ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 33 Передвижение веществ у растений
Стр. 140. Вспомните
№ 1. Из каких веществ состоят организмы?
Организмы состоят из более 80 различных химических элементов. В их составе есть как органические (углеводы, белки, крахмал, нуклеиновые кислоты), так и неорганические вещества (минеральные соединения, вода, соли).
№ 2. Какие вещества передвигаются по растительному организму?
По растительному организму передвигаются органические и неорганические вещества. Из органических веществ это глюкоза, сахароза и прочие пластические вещества. Из неорганических – вода и растворенные в ней минеральные соединения.
Стр. 141. Вопросы после параграфа
№ 1. Какое значение имеет передвижение веществ в жизнедеятельности растительного организма?
Передвижение веществ в растительном организме происходит при помощи проводящей системы. Вода и минеральные вещества, растворенные в ней, перемещаются от корней к корням по сосудам, а в обратном порядке – по ситовидным трубкам. Таким образом, растительные организмы получают воду и минеральные вещества, которые необходимы им для роста и развития. При обратном движении корни получают органические вещества, которые образуются в процессе фотосинтеза в листьях.
№ 2. Сравните пути передвижения по растению минеральных и органических веществ.
Вода с растворенными в ней минеральными солями в растительном организме поднимаются по сосудам древесины снизу вверх, то есть, от корней к листьям. Восходящий ток определяется скоростью испарения воды листьями и силой всасывания ее корневыми волосками.
Добывая воду и минеральные вещества, корни снабжают ими другие части растения. Вода испаряется листьями, а вот соли остаются и накапливаются в клетках, а после вместе с продуктами фотосинтеза формируют сухое вещество.
У восходящего тока веществ очень важное значение. Он объединяет все части растения в единый целостный организм, а также необходим для нормального и полноценного водоснабжения всех клеток, осуществления фотосинтеза в листьях.
Образовавшиеся в листьях органические вещества (углеводы), поступают по ситовидным клеткам луба во все органы растения. При этом перемещение их возможно не только вверх, но и вниз, к корням, для снабжения их питательными соединениями, необходимыми для полноценной жизнедеятельности растительного организма.
№ 3. Какое значение имеет отложение органических веществ в запас?
Растительные организмы откладывают часть питательных веществ в запас, например, в корнеплодах (свекла), в семенах (морковь) и корневищах (ландыш), для того, чтобы в будущем обеспечить постоянное и полноценное питание для развивающегося зародыша. Накопленные запасы органических веществ в луковицах, ветвях и корневищах у многих растений служат для образования новых органов – листьев, побегов, цветков и т.д.
Стр. 141. Задание
№ 1. Используя рисунок 89, составьте рассказ о передвижении веществ у растений.
Воду и растворенные в ней минеральные вещества растения могут поглощать из почвы благодаря своим корням. Однако все эти неорганические соединения нужны не только корням, но и другим органам растения – листьям, побегам. Как и органические вещества, которые вырабатываются благодаря фотосинтезу в листьях, нужны также корням. Именно поэтому важно, чтобы в растениях все эти вещества могли перераспределяться, то есть, перемещаться от одних органов к другим. Происходит это при помощи проводящей системы.
Ток воды и минеральных веществ в растениях происходит снизу вверх по сосудам – мертвым клеткам, которые в местах соприкосновения не имеют перегородок. Сосуды тянутся через стебель от корней и заходят в каждый листик и т.д. Благодаря давлению вода в них может подниматься вверх и доставляться в фотосинтезирующие и другие органы растения.
Органические вещества, синтезированные в листьях, в другие органы растения доставляются по ситовидным трубкам, которые в отличие от сосудов являются живыми вытянутыми клетками, а места их соединения друг с другом пронизаны многочисленными порами. Больше всего органических веществ поступает к тем частям растения, которые растут и активно развиваются. Им они необходимы в большом количестве для быстрого деления клеток и роста.
№ 2. Используя дополнительные источники информации, объясните, какую роль в передвижении веществ у растений играют корневые волоски и устьица.
Благодаря корневым волоскам растения могут поглощать из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества, необходимые для их роста и развития. Далее они по сосудам и за счет большего корневого и меньшего листового давления поступают во все остальные органы – листья, побеги, цветки, плоды.
При помощи устьиц, которые находятся в листьях и стебле, происходит испарение излишков влаги в растении. В результате постоянного испарения в клетках листа понижается осмотическое давление.
Стр. 141. Подумайте
Как можно спасти дерево с повреждённой корой?
Повреждение коры у деревьев – это явление весьма распространенное. Особенно, если учитывать, что все растения уходят в спячку на зиму с разной степенью подготовки. И если осенью они были ослаблены, то к весне в большей степени рискуют пробудиться с наличием различного рода поражениями коры.
При обнаружении неглубоких трещин на коре можно заделать их гашеной известью, садовым варом или глинистой замазкой, которые приобретают в специализированных магазинах. Если повреждение слишком большое, то участок очищают от мертвой коры до светлой кромки, обрабатывают поверхность раствором медного купороса из расчета 300 грамм вещества на одно ведро воды, либо другим дезинфицирующим средством, обмазывают садовым варом. Далее поврежденный участок обматывают мешковиной, чтобы предотвратить подсыхание тканей.
Если повреждено менее половины окружности ствола дерева, то можно использовать компрессы, которые готовятся их смеси глины и коровяка в пропорциях 1:1. Перед нанесением 10-сантиметрового слоя лечебной мази пораженную поверхность обязательно дезинфицируют, а после накладывают марлевую повязку. Чтобы предотвратить подсыхание компресса, повязку регулярно смачивают либо водой, либо раствором гетероауксина (2 таблетки на 10 литров воды).
Стр. 42. Моя лаборатория
Опыт 1. Срезали побег липы и поместили его в воду, подкрашенную чернилами (рис. 90,3 а). Через четыре дня сделали поперечный срез стебля. На срезе хорошо были видны окрашенные волокна – древесина, в которой находятся сосуды. Сделайте вывод о передвижении воды с растворёнными в ней минеральными веществами по растению.
Если в подкрашенную воду поместить веточку комнатного растения бальзамина, то можно увидеть, как вода поднимается по стеблю в листья, окрашивая их жилки (рис. 90, б).
В результате проведенного опыта можно сделать вывод, что вода вместе с растворенными в ней минеральными веществами, быстро поглощается растением. Она поднимается вверх от корней к листьям и другим органам. А так как в воде содержались чернила, то они более наглядно показали нам процесс передвижения минеральных веществ внутри растительного организма.
Опыт 2. Вырежьте кольцо с верхнего слоя коры древесной ветки. Поставьте ветку в воду. Через некоторое время над вырезом образуется наплыв. Это скопление органических веществ, которые не могут переместиться вниз через срезанное кольцо коры. Из наплыва развиваются придаточные корни (рис. 91).
О чём свидетельствует данный опыт? Сделайте вывод.
В процессе почвенного питания органические вещества в растении передвигаются по лубу от корней к верхней части через зону проведения. Также питательные вещества могут двигаться и вниз. Так как в наплыве образовались скопления органических веществ, которые обеспечивают рост растения, стали появляться и придаточные корни
Стр. 143. Задание
Прочитайте текст. Выпишите незнакомые для вас понятия и найдите их определения в словарях или Интернете. Какими свойствами обладает берёзовый сок? Подготовьте сообщение о пользе берёзового сока. Предложите правила сбора берёзового сока.
Незнакомое понятие – авитаминоз.
Авитаминоз – это паталогическое состояние организма, которое является следствием длительного и глубокого недостатка одного или нескольких витаминов в результате неполноценного питания. Это крайняя стадия гиповитаминоза.
В народе березовый сок считается панацеей от всех человеческих недугов. Это целая сокровищница минералов и витаминов. Он содержит соли калия, меди, магния, натрия, кальция, циркония, цинка, кремния и фосфора. Хлор, калий и натрий регулируют осмотическое давление и хорошо поддерживают солевой состав крови. Калий нужен для нормальной работы мышц и функционирования нервной системы, а кальций – для зубов и костей.
Также березовый сок богат на дубильные вещества, сапонины, органические кислоты, ферменты и фитонциды. Его следует употреблять, чтобы восстановить силы организма, например, после перенесенных простудных и других заболеваний. Березовый сок отлично помогает бороться с усталостью и весенней депрессией, повышает гемоглобин. Содержащиеся в нем фитонциды убивают бактерии и лучше всего защищают от вирусных инфекций.
Чрезвычайно полезен березовый сок при болезнях почек. Он способствует расщеплению и выведению камней и песка. Однако нужно быть осторожными и выпивать не более 2 литров сока в день, потому что камни могут начать двигаться и застрять в мочевыводящих путях.
Распространено использование березового сока в косметологии и для похудения. На его основе изготавливают различные уходовые средства для волос и кожи. А так как березовый сок улучшает обменные процессы, выводит шлаки из организма и положительно влияет на работу желудка, то его рекомендуется употреблять вместо кофе или чая, ведь в его составе всего 25 калорий на 100 грамм.
За сезон рекомендовано выпивать около 10 литров свежесобранного сока березы, чтобы в течение года оставаться здоровым. Заготавливать его принято ранней весной, а сам сезон длится с середины марта и до середины апреля, пока не распустятся почки дерева.
Если не знать, как правильно собирать березовый сок, то можно просто уничтожить дерево. Например, крупное дерево может давать в сутки до 7 литров сока, тогда как молодое намного меньше.
Итак, чтобы собрать сок, нужно последовательно выполнять следующие действия:
Выбрать немолодое дерево (лучше, если будет 10 и более лет);
На одном дереве достаточно будет одной точки для сборки сока;
Отверстие для сбора лучше всего делать на северной стороне – там больше сока;
Дырочки для вытекания сока важно делать при помощи сверла, аккуратно и ни в коем случае не топором;
После получения нужного количество сока прорезь в коре важно замазать садовым варом, воском или заткнуть глиной и мхом.
Источник