Под водой меняется наше привычное
1. [Представьте=], (что вы в подводном снаряжении стоите= на берегу одной из бухт Южного побережья Крыма).
2. [Сделайте= легкое движение ластами], и [перед вами откроется= необыкновенный мир].
3. [Каскадом спускаются= к морю прибрежные скалы], [ритм этого спуска сохраняется= и в глубине].
4. [В толще бирюзовой воды встают= колоссальные каменные гиганты, покрытые густой шапкой морской травы].
5. [Её пушистые стебли слега покачиваются=], (когда, чуть шевеля ластами, вы проплываете= мимо).
6. [Под водой меняется= наше привычное «земное» представление о расстояниях], (и поэтому предметы, удаленные всего на десять-пятнадцать метров, кажутся очень далёкими).
7. [Скалы нависают= и почти отвесно обрываются= в пропасть], (которая представляется= бездонной).
8. [Кругом царит= полумрак], [вода совершенно неподвижна=].
9. [Всё замерло= в безмолвии и покое].
Сложносочинённые предложения (связаны сложносочинёнными союзами И): 2, 3 [бессоюзное; части связаны при помощи интонации], 8 [бессоюзное; части связаны при помощи интонации].
Сложноподчинённые предложения (связаны сложноподчинёнными союзами ЧТО, КОГДА, КОТОРАЯ, ПОЭТОМУ): 1, 5, 6, 7.
Грамматическая основа: подлежащее и сказуемое=
Источник
Тесты по русскому языку по теме «Сложное предложение»
Сборник тестовых заданий
по русскому языку
раздел «Синтаксис сложного предложения»
Материал сборника обсуждён и рекомендован к использованию на заседании предметно-цикловой комиссии психолого-педагогических и филологических дисциплин ГОУ «Хабаровский педагогический колледж» (протокол № от )
Содержание сборника составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальностей среднего
Данный сборник предназначен для студентов всех специальностей среднего профессионального образования, изучающих русский язык в цикле общих гуманитарных дисциплин, абитуриентов и преподавателей педагогических колледжей.
Настоящее пособие является продолжением сборников тестовых заданий по русскому языку (раздел «Морфология», раздел «Синтаксис»), выпущенных в 2000 и 2006годах
( автор и составитель Н.Д. Котасова), позволяющего исследовать уровень подготовки студентов при изучении раздела русского языка «Синтаксис сложного предложения».
Автор-составитель: Н. Д. Котасова, преподаватель русского языка с методикой обучения и детской литературы высшей квалификационной категории ГОУ ХПК, отличник народного просвещения Российской Федерации.
Рецензенты: И. И. Мишуткина, преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 39, почётный работник общего образования Российской Федерации.
И. Г. Кальницкая, преподаватель русского языка с методикой обучения высшей квалификационной категории.
Компьютерное оформление и печать: Информационно-издательский центр Хабаровского педагогического колледжа.
Тестирование- это технология, используемая в целях проверки знаний, умений и навыков студентов по русскому языку, а также проверки способности к обобщению, к самостоятельному решению задач, к анализу и синтезу.
Тесты могут быть использованы на любом этапе обучения: в процессе или после изучения темы, как один из видов зачётной работы по русскому языку в конце семестра, как элемент экзамена и т.п.. Тестовые задания позволят студентам быстро подготовиться к опросу, зачёту и самостоятельно проверить правильность анализа лингвистического материала, т.к. с их помощью выявляются пробелы в знаниях, проверяется уровень осознанности владения теоретическим материалом и умение применять его в практической деятельности.
Предлагаемый сборник тестовых заданий по русскому языку (раздел «Синтаксис сложного предложения»), как и предыдущие (раздел «Морфология», раздел «Синтаксис простого предложения»), предназначен для студентов всех специальностей среднего профессионального образования очной, заочной, дистанционной форм обучения, экстерната, изучающих русский язык в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, абитуриентов, а также для всех тех, кто осваивает русскую грамматику и повторяет её, готовясь к выпускным и вступительным экзаменам.
Кроме того, данный сборник может быть полезен и преподавателям, так как он поможет организовать коллективную и индивидуальную работу студентов (учащихся школ и гимназий) на уроке русского языка, а также самостоятельную работу дома.
Допустима замена вопросов и исключение ненужных или не изучаемых в группе (классе), а также их перекомпановка педагогом по мере необходимости и с учётом подготовленности студентов (учащихся).
Тестирование проводится на карточках для каждого обучающегося. Студенты читают задания, уясняют его в выданных карточках: выбирают из предложенных вариантов правильные ответы. Затем сверяют свои ответы с ответами, данными в тестах, находят ошибки. Далее под руководством преподавателя проводится работа над ошибками, допущенными в тесте.
При выполнении самостоятельной работы с тестами студент должен проанализировать одно языковое явление за другим, отвечая на поставленные в заданиях вопросы. Сопоставляя свои ответы, данными в конце сборника, работающий с тестовыми заданиями легко выяснит, усвоен ли изучаемый материал. Если велик процент несовпавших ответов, рекомендуется выявить все случаи расхождения и сгруппировать их таким образом, чтобы установить, какие разделы по изучаемой теме вызвали затруднения.
После этого можно обратиться к учебной литературе и, ликвидировав пробел, выполнить ряд проверочных и контрольных заданий на соответствующую тему.
Такая система работы позволяет говорить о том, что тестовые задания — это ещё и удобный во всех отношениях тренажёр, помогающий педагогу не только осуществлять контроль за усвоением теоретических знаний и формированием лингвистических умений студентов, но и тренировать их в самых разнообразных учебных действиях.
Оценка по результатам тестирования может выставляться как педагогом, так и самими студентами. Мы предлагаем оценивать ответы следующим образом:
оценку «5» получает студент, ответивший на все задания теста;
оценка «4»может быть поставлена в том случае, если правильные ответы составляют 80% от общего количества вопросов;
оценка «3» ставится тогда, когда работа содержит 50-70% правильных ответов.
Надеемся, что предложенный сборник тестов поможет вам в решении многих проблем и даст новый толчок к развитию интеллектуального и творческого потенциала.
Апробация материалов сборника тестовых заданий по разделу « Синтаксис сложного предложения» в процессе обучения студентов педагогического колледжа показала их надёжность и эффективность.
Определите, каким способом простые предложения соединены в сложные.
Выберите правильный ответ:
при помощи сочинительного союза;
при помощи подчинительного союза;
при помощи союзного слова;
при помощи интонации.
Полно спать: тебе две розы
Я принес с рассветом дня.
(А.А.Фет)
Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
(С.А.Есенин)
Еще не высох дождь вчерашний —
В траве зеленая вода!
(С.А.Есенин)
Я давно мой край оставил,
Где цветут луга и чащи.
(С.А.Есенин)
Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
(С.А.Есенин)
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.
(С.А.Есенин)
Но ту весну, которую люблю,
Я революцией великой называю.
(С.А.Есенин)
Такая чудесная погода, какая редко бывает в апреле.
(М.М.Пришвин)
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.
(С.А.Есенин)
Ночи не приносили прохлады, хотя и были великолепны.
(И.А.Гончаров)
В саду горит огонь рябины красной,
Но никого не может он согреть.
(С.А.Есенин)
Милая, мне скоро стукнет тридцать,
И земля милей мне с каждым днем.
(С.А.Есенин)
Летят над белым взморьем чайки,
А даль туманная глуха.
(В.М.Саянов)
Последние тени сливались, да мгла синела.
(А.С.Серафимович)
То светило солнце, то шел дождь.
(В.К.Арсеньев)
Укажите тип предложения
Выберите правильный ответ:
Представьте себе, что вы в полном подводном снаряжении стоите на берегу одной из бухт Южного побережья Крыма.
Сделайте лёгкое движение ластами, и перед вами откроется необыкновенный мир.
Каскадом спускаются к морю скалы, ритм этого спуска сохраняется и в глубине.
В толще бирюзовой воды встают каменные гиганты, покрытые густой шапкой морской травы.
Её пушистые стебли слегка покачиваются, когда, чуть шевеля ластами, вы проплываете мимо.
Под водой меняется наше привычное «земное» представление о расстояниях и поэтому предметы , удаленные всего на десять – пятнадцать метров, кажутся очень далекими.
Скалы нависают и почти отвесно обрываются в пропасть, которая представляется бездонной.
Кругом царит полумрак, вода совершенно спокойна.
Всё замерло в безмолвии и покое.
Определите тип предложения по структуре. Выберете правильный ответ:
простое предложение, осложненное однородными членами.
Солнце уже скрылось, и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.
(Л.Н.Толстой)
Месяца не было видно, но звезды ярко светили в темном небе.
(Л.Н.Толстой)
Серебристый туман забелел над водой, и молодые орлы захлопали крыльями.
(Л.Н.Толстой)
Резкий звук выстрела разнесся по реке и где-то далеко перешел в грохот.
(Л.Н.Толстой)
Теплый ветер гуляет по траве, гнет деревья и поднимает пыль.
(А.П.Чехов)
Лишь изредка олень пугливый
Через пустыню пробежит,
Или коней табун игривый
Молчанье дола возмутит.
(М.Ю.Лермонтов)
Уже давно рассвело, а лампа все горела.
(К.А.Федин)
Была зима, но все последние дни стояла оттепель.
(И.А.Бунин)
Конец мая, и в поле еще прохладно.
(И.А.Бунин)
Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают кому-то прожитые годы.
(М.А.Шолохов)
Могуч и славен человек не саблей, а ясной силой сердца и ума.
(М.Джалиль)
Выходит лето из весны
И в осень позднюю уходит.
(С.Я.Маршак)
Подул ветерок с заречья, и сразу стало свежо.
(А.А.Сурков)
Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам все богатства.
(В.М.Песков)
Бесхитростная тишина, и воздух прозрачен до боли.
(В.С.Шефнер)
Прохладой дунуло, и прошлогодний лист зашелестел в дубах.
(А.К.Толстой)
Солнце зашло, и начало смеркаться.
(М.Ю.Лермонтов)
Легок шаг у мороза, но хватка крепка.
(С.П.Щипачев)
Солнце должно опуститься в тучку, но до тучки ему еще далеко.
(М.М.Пришвин)
Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.
(С.А.Есенин)
Без конца еду, а погода не унимается.
(А.П.Чехов)
Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал так же неожиданно, как и появился.
(В.К.Арсеньев)
С тоскою мыслю о былом
И слов в унынии моем не нахожу.
(Ф.И.Тютчев)
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет
И смеется на тобой.
(Ф.И.Тютчев)
Поток сгустился и тускнеет,
И прячется под тонким льдом.
(Ф.И.Тютчев)
Укажите, под какими цифрами даны сложносочиненные предложения.
Мне чудятся то шумные пиры,
То ратный стан, то схватки боевые.
(А.С.Пушкин)
Не только юношеские стихотворения А.Блока, но и его позднейшие требуют от читателя большого напряжения, внимания.
(В.Я.Брюсов)
Никто лучше Вьюна не умеет вовремя подкрасться и цапнуть, или забраться в чулан, или украсть курицу.
(А.П.Чехов)
Тихо шелестел лед, да вода чавкала, обсасывая берега.
(Б.Н.Полевой)
Прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, да в сумерках прятались тени.
(А.П.Чехов)
И стать бы ему героем Великой Отечественной войны, да вот только война-то кончилась.
(М.М.Пришвин)
Мне хотелось бы, по крайней мере, уважать вас, но я этого не могу.
(Н.Г.Чернышевский)
Мне стало как-то грустно в это мгновение, однако что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.
(Ф.М.Достоевский)
Дуня, улыбаясь, смотрела на него, но слезы текли у нее по щекам.
(Ю.Тынянов)
От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви ее оттаяли и распушились.
(А.Н.Толстой)
Вечерами за рекой подымался туман и пахло из-за околиц ржаными полями, покоем.
(К.Г.Паустовский)
Сейчас брызнет майский дождь и начнется настоящая гроза.
(А.П.Чехов)
Меня поразил звук странной, но чрезвычайно приятной и милой музыки.
(Л.Н.Толстой)
Кругом все бело и небеса над головой.
(Н.А.Некрасов)
Всюду хорошо видно, и даже можно разглядеть у дороги отдельные стебли бурьяна.
(А.П.Чехов)
Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю сада.
(И.А.Бунин)
Можно долго-долго сидеть на берегу, неотрывно смотреть в эти зеркала и слушать шепот тростников.
(Ю.Н.Нагибин)
И слышно в тишине степной
Лишь лай собак да коней ржанье.
(А.С.Пушкин)
Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов.
(К.Г.Паустовский)
Определите, каким союзом соединены части сложносочиненного предложения.
Выберете правильный ответ:
Глухая ночь сгущает краски,
И поневоле страшно нам.
(В.А.Солоухин)
Ни ветра на земле,
Ни туч на бледном своде.
(М.Ю.Лермонтов)
Последние тени сливались, да мгла синела.
(А.С.Серафимович)
В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость, но она открыта не для каждого.
(Н.А.Заболоцкий)
Ходили за черемухой девчонки вчетвером,
Да оборвать черемуху им не позволил гром.
(А.Л.Барто)
Реки западные родятся из нескудеющего ледникового фонда, а наши – из хрупких лесных родничков.
(Л.М.Леонов)
Плывем долго. Глаз ждет огонька, однако каждый поворот реки обманывает наши надежды.
(В.Г.Короленко)
Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.
(В.К.Арсеньев)
Березы распустились, дубы же стояли обнаженными.
(А.П.Чехов)
В небе первые звезды повисли,
В окнах тоже горят огоньки.
(К.Я.Ваншенкин)
Пел в кустах малиновых соловей-соловушка,
Да шумели листьями стройны тополя.
(А.В.Софронов)
Не то это было раннее утро, не то уж наступал вечер.
(А.А.Фадеев)
То светило солнце, то шел дождь.
(В.К.Арсеньев)
Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит
Или коней табун игривый молчанье дола возмутит.
(М.Ю.Лермонтов)
То ли жизнь становится напевней,
То ли в каждом доме соловьи.
(М.А.Светлов)
Определите синтаксические отношения, выраженные в сложносочиненных предложениях.
Выберите правильный ответ:
Но в это время дверь с треском раскрылась и на пороге показалась … молодая женщина в шляпе, с зонтом в руках.
(Г.Федосеев)
Только река шумит … да гулко стучат голыши, уносимые водой.
(Г.Федосеев)
Только ветер, проносясь мимо, задевает невидимыми крыльями макушки стлаников, да гудит комар.
(Г.Федосеев)
Я чуть-чуть не умер с голоду, да еще вдобавок меня хотели утопить.
(М.Ю.Лермонтов)
Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.
(К.Седых)
Споров более не затевалось, а потому после обеда все были в самом хорошем расположении духа.
(Л.Н.Толстой)
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
(Пословица)
Там все-таки, глядишь, облачко проплывет … или солнце вдруг заиграет лучами.
(Г.Марков)
Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.
(И.С.Тургенев)
Определите тип синтаксических отношений в сложносочиненном предложении.
Выберите правильный ответ:
соединительные отношения с оттенком одновременности;
соединительные отношения с оттенком последовательности;
Волны еще бушевали, и черный корабль лежал на боку тяжкой громадой.
(А.Ладинский)
Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели.
(И.С.Тургенев)
Сердито бился дождь в окно,
И ветер дул, печально воя.
(А.С.Пушкин)
Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз.
(К.Г.Паустовский)
Молния сиганула в лесную теплую мглу, и первый трескучий гром прокатился над миром.
(В.Белов)
Гроза прошла, и ветки белых роз мне дышат ароматом.
(А.А.Блок)
Выплыл месяц, и хребты гор заблестели каменной чешуей.
(О.Гончар)
Потемки между тем все сгущались, и предметы теряли свои контуры.
(А.П.Чехов)
Пел в кустах малиновых соловей-соловушка,
Да шумели листьями стройны тополя.
(А.В.Софронов)
Лишь сердце стучит
Да песня звучит…
(А.А.Сурков)
Луна взошла, но ее не было видно.
(В.М.Гаршин)
Шумит на дворе непогода,
А в доме давно уже спят…
(А.К.Толстой)
То солнце тусклое блестит,
То туча черная висит.
(А.С.Пушкин)
Определите тип простых предложений, входящих в сложносочиненное по составу.
Выберите правильный ответ:
первая и вторая части представляют собой двусоставные предложения;
первая и вторая части – односоставные предложения;
первая часть – двусоставное предложение, вторая – односоставное предложение;
первая часть – односоставное предложение, вторая – двусоставное.
Кругом нерушимо лежит зима, и только лес шумит не по-зимнему.
(Г.Федосеев)
Лето было сухое и знойное, и ледники в горах начали таять уже в первых числах июня.
(С.Бабаевский)
Она мне нравилась все больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей.
(А.П.Чехов)
Так все довольны, а только вы недовольны.
(А.С.Макаренко)
Война, и вдруг чемодан!
(В.Субботин)
Рассвело, но в море еще никого не было.
(М.Горький)
Надвигались дождевые тучи, и потягивало влагой.
(А.П.Чехов)
Но кругом были люди, и это заставляло сдерживаться.
(К.Седых)
Уйду я от тебя …, только вот ребятишек жаль.
(Н.Д.Мамин-Сибиряк)
Вековые ели утратили свой белый наряд, зато на земле… намело большие сугробы.
(В.К.Арсеньев)
В воздухе чувствовалась духота, и в отдалении уже погрохатывало.
(И.А.Гончаров)
У него не было никакого страха, или, вернее, страх остался позади и гнал его вперед.
(К.Федин)
Месяца не было, но небо вызвездилось.
(В.Белов)
Черемушку не срубали, и на ней вили птички гнезда.
(В.Астафьев)
Следует ли разделять запятой части сложносочиненного предложения, связанные союзом И ?
Выберите правильный ответ:
нет, так как имеется общий второстепенный член
Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье.
В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.
Направо белела низменная песчаная коса и темнела груда дальних гор.
В зеркальных стёклах качались сосны и плыли грузные серые облака.
Здесь краски не ярки и звуки не резки.
Гоняются над лугом друг за дружкой весёлые стрекозы и перепархивают разноцветные бабочки.
(И.С. Соколов – Микитов)
Звали вдаль журавлиные стаи
И орлиный мне слышался крик.
Дождями каждодневными кончается лето и начинается осень.
Всю ночь не сходил месяц с неба и, казалось, готовился настоящий мороз.
В то же время разверзлись небесные хляби и начался ливень . . .
Зимняя ночь тянулась долго – долго и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на сад.
И клёны морщатся ушами длинных веток
И бабы охают в немую полутьму.
И стоит берёза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне.
Поднялся частый дождь и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи.
Налетел ветерок и на подоконник упали капли росы.
Солнце скрылось за вершинами дубов и лип и белые лебеди прилетели на ночлег.
На участке росло несколько плодовых деревьев и возвышался величественный дуб.
В траве желтели шляпки маслят и краснели рыхлые сыроежки.
По лужам протянулись ледяные иглы и стало в лесу неуютно, глухо, нелюдимо.
Зелённой сетью трав
Подернут спящий пруд
И за прудом село дымится . . .
Отметьте предложения с неправильно расставленными знаками препинания.
Потом всё стихло, и только морская даль всё так же монотонно шумела.
(К. Г. Паустовский)
В воздухе парило, и день обещал быть нестерпимо жарким.
Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна даль сжатых полей.
(К. Г. Паустовский)
На свете чудеса рассыпаны повсюду,
Да не везде их всякий примечал.
Сыпались звёзды, да иглы звенели.
Три дня не было мороза и туман невидимо работал над снегом.
Вот откуда – то доносится тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук.
Никакой рыбы мы не поймали, зато вдоль надышались лесным воздухом.
(К. Г. Паустовский)
Глядел Павлуша очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.
Твои мы песни слушать рады,
Да только ты от нас подальше пой.
11.А утром всё так же ревело море, и окунались в воду доски, брёвна, деревья.
И только ветер шуршит камышовой кровлей, да собака урчит спросонья.
Лишь составы идут за составами,
Да кого- то скликают гудки.
Но жизнь не зря зовут борьбой,
И рано нам трубить отбой.
(Н. Н. Добронравов)
Тянется усталая ночь, и, ни на минуту не прерывая движения, льётся чёрный человеческий поток.
Определите, какой знак препинания ставится между частями сложносочиненного предложения.
Выберите правильный ответ:
точка с запятой.
Он знак подаст и все хохочут.
Я перешёл во вторую избу и во второй избе ни души.
Я спешу туда ж, а там уже весь город.
Минута и стихи свободно потекут. . .
Взгляну я во дворик зеленый
И сразу порадуют взор
Земные друг другу поклоны
Людей, выходящих во двор.
. . . И солнце жгло их жёлтые вершины,
И жгло меня но спал я мёртвым сном.
У меня была только синяя краска но, не смотря на это, я затеял нарисовать охоту.
Татьяна, по совету няни,
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть
Но стало страшно вдруг Татьяне.
Потянул смешанный с болотными цветами ветер и издалека долетел звериный крик и стих.
Кукушка откуковала и ещё веселее засвистал весь сад, зашумел листьями.
Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Выберите правильный ответ:
Это простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
Это простое предложение с однородными членами, перед союзом и не нужна запятая.
Это сложное предложение, перед союзом и нужна запятая.
Это сложное предложение, перед союзом и не нужна запятая.
Светились последние осенние дни и на блеклой их голубизне золотилась листва опадавших лип.
Определите принадлежность слова что к союзу или к союзному слову.
Выберете правильный ответ:
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
2. Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
3. Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
4. Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
5. Передо мной на столике угрюмом
Лежит письмо, что мне прислала мать.
6. Тогда я понял,
7. Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
8. Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе её цвело.
9. Хорошо, что не все еще спето.
10. Не многим, может быть, известно,
Что дух его неукротим…
11. В лучах росистых, в лучах зеленых
Течет речонка, что мне мила.
12. Вспомни песню, товарищ,
Что певали в походе.
13. У нас и степи ожили,
Что век считались мертвыми.
14. Я вспоминаю то,
Что видел я в краю.
15. Я не знаю, что будет со мною…
16. Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать.
17. Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.
18. Я одну мечту, скрывая, нежу,
Что я сердцем чист.
19. Оттого и сердцу стало сниться,
Что горю я розовым огнем.
20. Как хорошо, что я сберег те
Все ощущенья детских лет.
Определите, союзом или союзным словом связано придаточное предложение с главным.
Выберите правильный ответ:
1.Вражду твою пусть Тот рассудит,
Кто слышит пролитую кровь.
2. Мне в лице твоём снится другая,
У которой глаза – голубень.
3. Есть повсюду хорошие люди,
Где есть небо, земля и вода.
4. Есть чувства в человеческой душе,
Которыми она гордиться вправе.
5. Я не хотел обернуться и посмотреть, какой великан шёл по чугунному мосту.
6. И знаешь ли, кого мне напомнило это лицо?
7. И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
8. Куда бы путник ни спешил,
Всегда усердную молитву
Он у часовни приносил.
9. Его (Пришвина) занимает та мечта, что живет у каждого в сердце.
10. Мы вскочили на коней, поскакали к берегу, откуда должна была начаться переправа.
11. Пора приняться мне за дело,
Чтоб озорливая душа
Уже по-зрелому запела.
12. Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
13. Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
14. И если б хоть минутный крик
Мне изменил – клянусь, старик,
Я б вырвал слабый свой язык.
15. Точно звезды, светят ясные глаза.
(В. И. Лебедев-Кумач)
16. Обломов проснулся с таким чувством, словно ему предстоял радостный день…
17. Мне очень трудно было рассказать ей, почему меня рассчитали.
18. Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косят.
19. Море и тянет к себе, и пугает, пока не привыкнешь к нему.
20.Война враждебна… нашей этике, нашим чаяниям, ибо мы доверяем будущему.
21. На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреевич.
22. Морозко понял, что разговор окончен, и уныло поплелся в караульное помещение.
23. Часов в восемь дождь перестал, хотя небо было по-прежнему хмурое.
24. Не знаю, отчего у меня сердце вдруг забилось.
25. Старик! Я слышал много раз
Что ты меня от смерти спас.
26. А не слышали ли вы, что сделалось с Казбичем?
27. О каждом человеке можно сказать, чей он, какого роду.
28. Мы смотрели, как и чем держатся зернышки снега друг за друга.
29. Теперь я понял, почему Дерсу в некоторых местах не велел рвать травы.
30. Зачем они появились и куда исчезли, этого она не знала.
31. Что дальше случилось, я плохо помню.
32. Двое уже ехали вперед к месту, откуда должны были пускать.
33. Есть у каждого на родине что-нибудь такое дорогое, о чем хочется сказать вслух на весь мир.
34. Долго я не мог придумать, в каких бы словах изъяснить причину своего посещения.
35. Как хочется жить на земле, где старые деревья видели моего деда и прадеда еще маленькими.
Определите, имеется ли в главном предложении указательное слово.
Выберите правильный ответ:
есть указательное слово;
нет указательного слова.
Нет мысли, которую нельзя было бы выразить просто и ясно.
2. Ум, как ручей, высыхает и старится, если ты выпустишь книгу из рук.
3. Стань музою, слово, ударь в сердца, чтоб мир торжествовал.
4. Воспитывать людей – искусство, которому надо учиться без конца.
5. Нет величия там, где нет простоты, добра, правды.
6. Каждую вещь надо писать так, как будто она последняя в вашей жизни.
(К. Г. Паустовский)
7. Обыкновенные писатели успевают написать лишь небольшую часть того, что могли бы.
(К. Г. Паустовский)
8. Читая хорошие книги, мы должны зорко следить за тем, как обращается с языком тот или иной писатель.
9. Искусство есть та человеческая деятельность, которая производит суд над жизнью.
(Н. Г. Чернышевский)
10. Вдохновение – это такая часть, которая не любит посещать ленивых.
11. Жизнь только того не обманывает, кто размышляет о ней.
12. Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать.
13. Искусство художника растет вместе с тем народом, который он изображает.
14. Память сохраняет только то, что вы сами даете ей на сохранение.
15. Золотая полка – это та, на которую ставят любимые книги.
Определите место придаточного предложения по отношению к главному.
Выберите правильный ответ:
перед главным предложением;
в середине главного предложения;
после главного предложения.
Сумеет сердце загореться,
Когда потребует страна.
2. Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам.
3. Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта…
4. В звоне каждого дня как я счастлив, что нет мне покоя.
5. Там, где вечно дремлет тайна, есть нездешние поля.
6. Но ту весну, которую люблю,
Я революцией великой назову.
7. Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
8. В ком нет любви к стране родной,
Те сердцем нищие калеки.
9.Когда на душе горе, то тяжело без людей.
10. Пока есть в нас кровь и юность, будем верны будущему.
11. Я с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден.
12. И в жизни люди собираются вместе потому, что в одиночку невозможно спастись.
13. Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно.
14. Тот, кто жил для вещей,
Все теряет с последним дыханьем.
15. Человеку, чтобы расти, нужен свет и горячая жизнь.
Определите, какие виды придаточных предложений начинаются словом что?
Выберите правильный ответ:
придаточные степени и образа действия.
Уместно напомнить, что язык создается народом.
2. Не читайте, что попало, а со строгим выбором… Воспитывайте вкус и мышление…
3. Спасибо, что не забываете старика.
4. Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное, что под прискучившим покровом окружающих явлений видит глубокое содержание.
(К. Г. Паустовский)
5. На столике угрюмом лежит письмо, что мне прислала мать.
6. Один раз мы пробовали было свернуть с тропы и через несколько шагов попали в такой бурелом, что еле-еле выбрались обратно.
7. Вернувшись к отцу, Устенька… никак не могла привыкнуть к мысли, что она дома.
(Д. Н. Мамин-Сибиряк)
8. Он охотно соглашался со всем, что говорил капитан.
(К. Г. Паустовский)
9. Дерсу замолчал. Он, по-видимому, не знал, что ему делать дальше.
10. Потом он рассказал мне, что ему 53 года, что у него никогда не было дома.
11. Гений настолько внутренне богат, что любая тема… вызывает у него поток ассоциаций.
(К. Г. Паустовский)
12. Мне показалось у него (Дерсу) так уютно, что я немедленно перебрался к нему со своими вещами.
13. Стрелки закинули неводок и поймали столько рыбы, что не могли вытащить сеть на берег.
14. Местами брусники было так много, что целые площади казались как будто окрашенными в бордовый цвет.
15. Лес иногда бывает так густ, что совершенно не видно неба.
16. Роса бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звезд.
(К. Г. Паустовский)
17. Матушка стала замечать, что Никита ходит скучный.
18. Особенно было страшно то, что над огнем в дыму летали голуби.
19. Теперь только разглядел он, что возле огня сидели люди.
20. Тут почувствовал он, что сердце в нем сильно забилось.
21. К рассвету ветер окреп настолько, что начал гнуть березы…
22. Одна щёчка у каждой ягоды – та, что повернута к югу, была совсем красная, а другая только начинала розоветь.
(К. Г. Паустовский)
23. И равняясь встают на бумаге слова,
Что полгода я в сердце берёг.
24. Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи.
25. Лишь то читается легко, что написано с трудом…
Какие виды придаточных предложений могут начинаться союзным словом где?
Выберите правильный ответ:
Подъехали они к избе и спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть.
2. Иван Ильич спросил, где находится штаб.
3. Уж проходят караваны через те скалы,
Где носились лишь туманы да цари-орлы.
4. Чудесно после мороза… попасть вдруг в теплый зимний сад, где пахнет зеленью, цветами, землей.
5. Недалеко от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
(К. Г. Паустовский)
6. Впереди, где осталась роща, стояли березы.
7. Небо было там теплое и ласковое и манило туда, где оно казалось краем темной зелени лугов.
8. На широкой лесной луговине, где косили недавно траву, протоптал кто-то тропинку к реке.
(С. Н. Сергеев-Ценский)
9. Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал.
10. За стеной маленькой гостиной, где сидели, слышалась музыка, шелест и шорох платьев.
11.А там, где кончаются корни, ручей падает в глубокую промоину.
12. На острове Джерсее в Ламенше, где Виктор Гюго жил в изгнании, ему сооружен памятник.
(К. Г. Паустовский)
13. Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орел.
14. Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок.
15. Батарею, где некогда командовал Ваганов, пополнили.
16. В степной полосе, где был расположен родной Колин городок, лесов не было.
(К. Г. Паустовский)
17. Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
1. Какие виды придаточных предложений могут начинаться словом как?
Выберите правильный ответ:
придаточные степени и образа действия;
1.Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист.
Я никогда не уставал так, как в этот день.
Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом скрывает.
Снова стало слышно, как ручей шумит на дне пропасти.
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали.
Герасим немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве.
Мы наваливаем в костер горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце…
Дядюшка пел так, как поет простой народ.
И действительно, Санчо был виден, как бывает виден насквозь ясный
Я слышал, как они бросились ловить моего коня.
Я видел, как работал Гайдар. Это было совсем не похоже на то, как
обычно работают писатели.
Я видел, как ураган валил пятисаженный сухостой.
И только слышно было, как с визгом задвинулся железный засов.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
Стал разумен и велик.
Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.
Знания в жизни нужны так же, как винтовка в бою.
Определите вид придаточного предложения.
Выберите правильный ответ:
придаточное степени и образа действия;
1. Ты знаешь край, где нивы золотые испещрены лазурью васильков.
Эскадрон, в котором юнкером служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек.
3. Сечь. Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые, как львы.
4. К чести нашей народной гордости надобно заметить, что в русском сердце всегда обитает прекрасное чувство взять сторону угнетенного .
5. Учась, узнаешь, как мало ты знаешь .
6. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.
7. Я пришел к выводу, что когда по лесу на лыжах идешь тихо, то больше видишь, думаешь и чувствуешь.
8. По цветению узнают, каков будет урожай.
9. Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться .
10. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо .
11. Сразу сделалось так тихо, что стал слышен тяжелый полет мохнатых ночных бражников .
12. Уже настолько смеркалось, что в некоторых окнах засветились огни.
13. Через два часа с небольшим камера была убрана так, что ее нельзя было узнать.
14. Кругом было так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом.
15. Служи так народу, чтобы за него в огонь и в воду.
16. Весь следующий день Герасим на показывался, так что вместо него за водой ездил кучер Потап.
17. Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза.
18. Снег растаял так быстро, как по волшебству, вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.
19.Для того и жить, чтобы родине служить.
20.Чтобы всегда был свободен и счастлив народ, наша армия нас бережет.
Есть милая страна, есть угол на земле,
Куда всегда уносимся мы думою своей.
Нам памятна каждая пядь
И каждая наша примета
Земли, где пришлось отступать
В пыли сорок первого лета.
Места, по которым они проезжали, не могли называться живописными.
Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года.
Только по ровному и плоскому дну оврага … да по остаткам плотины можно было догадаться, что здесь был пруд.
Свет пройди – нигде не сыщешь,
Не случалось видеть мне
Дружбы той святой и чище,
Что бывает на войне.
Теперь он (Тарас) тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя сыновьями на Сечь.
Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей.
Я очень любил наблюдать, как солнышко сгоняло мороз.
Надо знать, как врага распознавать.
Немного подальше стояла беседка… до того ветхая и дряхлая снаружи, что, глядя на нее, становилось жутко .
Возвратясь домой, Волынцев бал так уныл и мрачен, так неохотно отвечал свой сестре, что она решилась послать гонца за Лежневым.
Лес, тень, цветы, ароматный воздух мне так нравился, что я упросил не трогать меня с места .
Герасим так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахнуть с корнем долой.
Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать ее было неловко.
Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать.
(Д.Н. Мамин — Сибиряк )
Буран бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды.
В Воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберешь, идет ли снег с неба или с земли.
Надо бдительным быть, чтоб врага победить.
Чтобы в работе не отстать, надо дело знать.
Определите вид придаточного предложения.
Выберите правильный ответ:
Молодой помещик просил за рощу десять тысяч рублей только потому, что Василий Андреевич давал за нее семь.
Я отрицательно покачала головой и не оглядывалась на него, чтобы не выдать следов волнения, оставшихся на моем лице.
Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии.
Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят в систему.
Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл и здравый вкус.
Часа три мы шли без отдыха, пока не послышался шум воды.
Нынче ночью, как все уснут, выходи на берег.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем стой.
Если бы не старый колпак, лежащий на столе, комнату
Плюшкина никак нельзя было принять за жилое помещение.
Жил бы он славно,
Не знал бы заботы,
Кабы не стали глаза изменять.
Наташа была спокойна, хотя строгое, без улыбки, выражение теперь опять установилось на ее лице.
Работа кипела, несмотря на то, что уже наступила ночь.
Все мысли Рудина казались обращенными в будущее, что придавало им что-то стремительное и молодое.
Ему надо было устроить кое-что в городе, зачем он и выехал спешно.
Благодаря тому, что лето было жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево.
Обоз тронулся с места рано, потому что было не жарко .
Всякий труд важен, ибо он облагораживает человека.
Поскольку участок оказался сильно заболоченным, пришлось срочно приняться за осушку его.
Человека тогда познаешь, когда на деле узнаешь.
Как только провяла земля, начались полевые работы.
Наводнение продолжалось до тех пор, пока вода не подымалась выше песчаных валов.
Мы собирались вернуться в село, как вдруг с нами случилось довольно неприятное происшествие .
Ежели бы Чичиков встретил Плюшкина где-нибудь у дверей церкви, он подал бы ему медный грош .
Дело надо делать хорошо, коль взялся за него.
День был жаркий, светлый, лучезарный, несмотря на перепадавшие дождики.
Ночь была тиха и светла, хотя луны не было .
Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь.
Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Укажите порядок частей сложноподчиненного предложения:
поспешными шагами шла вверх… по лестнице, подзывая отставшего Пьера, 2) который хотя и не понимал, 3) для чего ему надо было идти по задней лестнице, 2) но, судя по уверенности и поспешности Анны Михайловны, решил про себя, 4) что это было необходимо. (Л.Н. Толстой)
Укажите порядок частей сложноподчиненного предложения:
придаточное степени и образа действия, сопровождающееся значением сравнения;
когда мы говорили, 2) голоса наши звучали и останавливались над нами в неподвижном воздухе, 3) как будто мы одни только и были посреди всего мира и одни над этим голубым сводом, 4) на котором … играло нежаркое солнце. (Л.Н. Толстой)
Укажите порядок частей сложноподчиненного предложения:
придаточное степени и образа действия;
Французы, отступая в 1812 году, 2) хотя и должны были защищаться отдельно, по тактике, 1) жмутся в кучу, 3) потому что дух войска упал так, 4) что только масса сдерживает войско вместе.
Укажите порядок частей сложноподчиненного предложения:
придаточное степени и образа действия;
1) Он (Чичиков) послал Селифана отыскать ворота, 2) что, без сомнения, продолжалось бы долго, 3) если бы Руси не была вместо швейцаров лихих собак, 4) которые доложили о нем так звонко, 5) что он поднес пальцы к ушам своим. (Н.В. Гоголь)
Укажите порядок частей сложноподчиненного предложения:
1)С этой улицы нужно было перейти в переулок, 2) который был так узок, 3) что 4) если случилось встретиться в нем двум повозкам, 3) то они уже не могли разъехаться и оставались в таком положении до тех пор, 5) пока мест, схвативши за задние колеса, не вытаскивали их каждую в противоположную сторону. (Н.В. Гоголь)
Укажите порядок частей сложноподчиненного предложения:
1) Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, 2) которое она предавала, 3) пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, 4) чтобы отдавать все подводы под раненых. (Л.Н. Толстой)
Назовите тип подчинения придаточных частей главной. Выберите правильный ответ:
Когда наступила зима и сад и дом завалило снегами, по ночам раздавался волчий вой.
Между прочим, Ефимка заметил, что Морозка с Варей едут далеко друг от друга и что вчера их тоже не было видно вместе.
Иногда жажда помощи так томила ее, что она искала сочувствия даже там, где заведомо его не могло быть.
Туман держался долго, до одиннадцати часов, пока не нашлась какая – то сила, которая подняла его вверх.
В это время обыкновенно неприлично ходить по домам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре.
6.Поскольку романов у Чехова не было, представлялось очевидным, что он не имеет отношения ни к Достоевскому, ни к Тургеневу, ни к Гончарову.
7. А чтобы не дразнили ребятишки нищим, он (Носопырь) притворился коровьим лекарем, носил на боку холщовую с красным крестом сумку, где хранил стамеску для обрубания копыт и сухие пучки зверобоя.
8. Чтобы отбить, отбросить вражий вал,
Такие вынес город испытанья,
Каких еще ни разу не знавал
За двести сорок лет существованья.
9. И вдруг на гребне этого холма, в той точке, где как бы кончалась езженая дорога, возникло темное пятно, которое быстро стало вытягиваться навстречу в виде темно – узкой ленточки.
10. Когда Мирон шел по двору, казалось, что длинная тень его творит вокруг тишину.
11. Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним.
12. Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
13. Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго.
Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен.
2. Берегите книгу, смотрите, чтобы она имела хороший вид, чтобы она не пострадала от плохого обращения.
3. Все более расширяя передо мной пределы мира, книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек, как много сделал он сделал на земле.
4. Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи, и место где ясное небо граничило с чернотой.
5. Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, так как боялись отца, который со своей стороны был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показывать.
6. Когда увидела мать, что сыны её сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой – то нежности.
7.Когда дождь застучал по рогожке, Егорушка подался туловищем вперед, чтобы заслонить собою колени.
8. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что – то новое, говорящее, чудесное.
9. Пока бегали за винтовкой, Мечик почувствовал, как щупают его со всех сторон десятки любопытных глаз.
10. В тех местах, где рожь не наклонилась, не вылегла, как говорится, она стояла так высоко, что нас с роспусками (низкая повозка) и лошадьми не видно было.
11. Все трое принялись вытаскивать что – то из лодки; груз был так велик, что я до сих пор не понимаю, как она не потонула.
12. Когда я сажаю березку и потом вижу, как она зеленеет и качается от ветра, душа моя наполняется гордостью.
13. Я ни о чем другом не мог думать, ни говорить, так что мать сердилась и сказала, что не будет меня пускать, потому что я от такого волнения могу захворать.
Источник