- Ныряния. А как правильно?
- Грудничковое плавание как средство физического развития детей до 1 года
- Вот некоторые физические свойства воды, имеющие значение при занятиях в условиях домашней ванны
- Со стороны сердечно — сосудистой системы
- Со стороны нервной системы
- Опорно-двигательный аппарат
- Обмен веществ
- Гидрокинезотерапия (грудничковое плавание) может быть рекомендована при
- Однако, противопоказаниями к грудничковому плаванию, являются
- Общими принципами при проведении занятий грудничковым плаванием являются
- Грудничковое плавание
- Что такое грудничковое плавание
- Плавание для самых маленьких: за и против
- Когда приступать?
- Что понадобится для занятий?
- Упражнения для занятий дома
Ныряния. А как правильно?
Ныряния или погружения младенцев — краеугольный камень в теме грудничкового плавания. Для кого-то погружения младенца — это слишком, а для других — восхищение.
Прежде всего хочу рассказать, почему младенцев учат нырять.
Если мы говорим о плавании ребёнка до 2-3 лет, то это всегда подводное плавание, то есть, возможность малыша перемещаться под водой. Почему только под водой? А в силу физиологии. Головка малыша слишком большая и тяжёлая в сравнении с его телом, шейка — короткая, что делает невозможным поднятое головы над водой для вдоха. Да, существует метод обучения малышей дрейфу на спине, но надо понимать — это не плавание, а именно дрейф — способность удерживаться на поверхности воды без продвижения к цели.
Польза от подводного плавания малыша есть. При погружении и задержке дыхания все процессы в организме малыша замедляются. Кровь и питательные вещества направляются к жизненно важным органам: сердцу и головному мозгу. Питание — это основа здоровья и развития.
Кроме пользы физиологической, есть и польза психологическая. Если погружения происходят без стресса, они становятся в радость. Малыш растёт, у него появляется интерес к миру под водой, отсутствует страх. И начинается развитие ментальное. Экспериментирование с собственным телом, исследование свойств воды, наращивание физической силы — преград уже не существует!
Обучение младенцев нырянию основано на поддержании врожденного рефлекса задержки дыхания — при попадании воды на лицо, малыш задерживает дыхание. Рефлекс этот постепенно угасает. Наверняка вы не раз слышали, что после 3х месяцев учится нырять младенца поздно. Однако спешу вас разубедить в этом.
Ни один рефлекс не исчезает мгновенно. Более того, что касается рефлекса задержки дыхания, до 3х месяцев он набирает силу, и самый его пик приходится на 3-4 месяца. По нашим наблюдениям, у малышей 3х-4х месяцев рефлекс проявляется ярче — погружения успешнее, длительность задержки дыхания больше. После 4х месяцев рефлекс начинает постепенно угасать. У каждого малыша скорость угасания разная: у кого-то в 5 мес, а у кого-то и до 7 может сохранится. Конечно, его проявление уже не будет столь ярким, но это не значит, что его нет.
Любое обучение погружениям должно быть поэтапным и регулярным. Начинать можно уже с первых дней жизни. Во время купания поливайте ручки и ножки малыша, плавно переходя к спинке, шее и затылку. Экспериментируйте, используя леечку, стаканчик, душ. Струи воды могут быть разными по интенсивности, и реакция на них у малыша тоже может быть разной.
Когда поливы не будут доставлять грудничку беспокойства, можно полить немного воды на темечко так, чтобы струйки скатились на лицо. При отсутствии беспокойства со стороны малыша постепенно увеличивайте количество воды. Малыш задерживает дыхание? Значит можно переходить непосредственно к погружениям.
Первые погружения малыша очень кратковременны. Сигналом к погружению может быть голос, звук, характерное движение. В Birthlight мы используем ритмичные покачивания и небольшое поднятие над водной непосредственно перед нырянием. Этого оказывается достаточно — малыши быстро учатся. Опускаем малыша постепенно: подбородок-носик-глазки-все лицо.
Самый мягкий вход в воду, (опять-таки, по нашим наблюдениям) — боковой, когда сначала щёчка соприкасается с водой, а затем происходит поворот на животик.
И не забудьте расслабиться. Ваше напряжение обязательно передастся вашим рукам, а через руки почувствует малыш. Погружение должно быть мягким и плавным, но вместе с тем довольно быстрым — ведь до следующего вдоха лишь мгновение.
Если все прошло гладко — это здорово! У вас появилась уверенность в собственных силах, в своём ребёнке. Но не стоит увлекаться — 3х погружений за купание вполне достаточно для крохи, не перегружайте его. По мере роста навык малыша будет развиваться, проплывы удлиняться, и вы не раз ещё порадуетесь вашим совместным успехам!
А если первый раз не получилось? Малыш хлебнул, закашлялся, заплакал, перепугал родителей…. Спокойствие! Главное — спокойствие! Вспоминаем про 3 секунды (не был же он под водой так долго?), и просто ждём. Лучше всего ждать там же в ванне, ритмично покачивая на воде. Вода успокаивает, и ваши руки и подбадривающий голос тоже. Заканчивать любое купание стоит на положительной ноте. И не переживайте о неудаче — вернитесь к поливам, они столь же эффективны в поддержании рефлекса, как и погружения. А нырки можно освоить и позднее.
Ведь после 3х месяцев научить нырять малышей можно! Главное — желание:)
Источник
Грудничковое плавание как средство физического развития детей до 1 года
Очень важным для родителей и специалистов в области педиатрии является здоровье и физическое развитие ребенка. Одним из доступных и естественных средств физического развития малышей до 1 года является гидрокинезотерапия (грудничковое плавание). Гидрокинезотерапия — физические упражнения в воде характеризуется позитивным сочетанием релаксации, кинезотерапии и аквамассажа. Эффект от плавания и упражнений в воде обусловлен физическими свойствами воды.
Вот некоторые физические свойства воды, имеющие значение при занятиях в условиях домашней ванны
- Плотность воды превышает плотность воздуха более чем в 800 раз и является основной причиной высокого сопротивления движению тела ребенка в воде. Понимание данного факта важно, как при дозировке отдельного упражнения, так и при общем времени занятий с ребенком в условиях водной среды.
- Теплоnроводность и теплоемкость воды во много раз превышает теплоемкость и теплопроводность воздуха. Это активизируют биохимические процессы организма, связанные с выделением тепла, которые еще больше усиливаются благодаря мышечной деятельности. При одной и той температуре воздуха и воды организм теряет в воде почти в 30 раз больше тепла. Именно по этой причине вода рассматривается, как весьма сильное закаливающее природное средство. Очень важно при закаливании малыша подобрать индивидуальную температуру для грудничкового плавания, которые зависят от веса ребенка, его адаптацией, состоянием мышечного тонуса, этапом занятий плаванием, а так же индивидуальными предпочтениями ребенка.
- Плавучесть тела — это состояние тела в воде, на которое, согласно закону Архимеда, действует выталкивающая сила, равная массе вытесненной жидкости. Ребенок при погружении в воду теряет в массе столько, сколько весит вытесненная им вода, что снижает нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Данный факт имеет значение при ортопедических проблемах, так как при некоторых исходных положениях осевая нагрузка на опорно-двигательный аппарат в воде незначительная.
- Сопротивление воды при плавании, а конкретно сопротивление формы тела пропорционально квадрату скорости движения в воде на поперечное сечение тела. Даже при небольшом увеличении скорости тела при проводке ребенка в вертикальном или полувертикальном положении значительно увеличивается сопротивление воды, что заставляет прилагать максимум усилий, и вызывает быстрое утомление. Понимание этого позволяет варьировать нагрузку на ребенка, исходя из задач и этапа занятия.
Таким образом, исходя из выше перечисленного, физические свойства водной среды резко отличаются от свойств воздушной среды, обычной для человека, и предъявляют организму иные требования. Движение ребенка в воде вызывают изменения в деятельности его органов и систем организма, а именно:
Со стороны сердечно — сосудистой системы
- в горизонтальном положении тела в воде сердцу не приходится преодолевать гидростатическое давление крови, поэтому оно выполняет меньший объем работы;
- пребывая в состоянии гидростатической невесомости, воздействие массы тела на выполнение движений ослаблено;
- ритмичное сокращение больших групп мышц (в сочетании с быстрыми и глубокими вдохами и активными выдохами) приводит к улучшению кровообращения и дыхания;
- усиленное присасывающее действие грудной клетки (форсированное дыхание), давление воды на венозные сосуды, отсутствие статического напряжения способствуют уменьшению кровенаполнения периферических сосудистых областей, увеличению кровенаполнения сосудов органов грудной клетки, облегчая приток венозной крови к сердцу.
Так, благодаря занятиям плаванием происходит укрепление сердечной мышцы.
Со стороны нервной системы
Гидростатическое давление воды воздействует на точки акупунктуры и зоны, которые связаны с внутренними органами нервными окончаниями и стимулируют их работу. Это повышает обмен веществ, облегчает кровоток, укрепляет нервную систему.
Опорно-двигательный аппарат
В воде ребенок находится в состоянии гидростатической невесомости. Это разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела, создает условия для коррегирования нарушений осанки в следствии мышечной ассиметрии, способствует восстановлению двигательных функций.
Обмен веществ
Из-за высокого сопротивления воды на метр проплыва расходуется в 4 раза больше энергии, чем при движении на суше.
При плавании температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело отдает на 50 — 80 % тепла больше, чем на воздухе (теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха).
Грудничковое плавание повышает сопротивляемость организма к воздействию температурных колебаний воздуха, закаливает ребенка, развивая стойкость организма к простудным заболеваниям.
Гидрокинезотерапия (грудничковое плавание) может быть рекомендована при
- Задержке и отставании в психомоторном развитии различного происхождения.
- При синдроме повышенной возбудимости и мышечной гипертонии.
- При синдроме угнетения ЦНС и мышечной гипотонии.
- При снижении и отсутствии безусловных рефлексов.
- При синдроме повышенного внутричерепного давления (без упражнения на погружение).
- Как метод закаливания организма ребенка.
- Как средство способствующее разработки и формированию тазобедренных суставов.
Однако, противопоказаниями к грудничковому плаванию, являются
- Заболевания кожи.
- ОРЗ, вирусные и другие инфекции в активной фазе.
- Судороги.
- Нарастание внутричерепной гипертензии.
- Ограничениях со стороны лечащих врачей — педиатра, невролога, кардиолога, ортопеда и др.
Общими принципами при проведении занятий грудничковым плаванием являются
- Учет индивидуальных особенностей ребенка (возраст, вес, неврологический статус, реакцию на занятие). Перед началом закаливаний грудничковым плаванием и закаливанием лучше проконсультироваться с врачом.
- Необходимо соблюдать принцип постепенности, который заключатся в постепенном наращивании нагрузки и внесения новых упражнений, а также постепенном снижении температуры воды.
- Систематичность проведения занятий (не менее раз в неделю).
- Занятие проводиться тогда, когда у ребенок сыт и не хочет спать.
- Работать с ребенком нужно в спокойном, уверенном состоянии, так как ребенок чувствует страх и настроение взрослого. Важно не вызвать у малыша переутомление и недоверие к воде.
Исходя из всего выше сказанного, обращаем Ваше внимание, что в занятиях грудничковым плаванием с малышом недопустимо делитантство, так как дозировка, направленность упражнений, температурный режим очень индивидуальны для каждого ребенка и требуют консультации и сопровождения специалиста в данной области.
Помимо всего сказанного, наша позиция в данном вопросе обусловлена тем, что вместе с решением профилактических и реабилитационных задач, благодаря тесному общению с ребенком посредством воды, открывая перед ним «водный» мир, мы способствуем лучшему пониманию родителями своего ребенка. В результате чего более ярче и насыщеннее проявляется материнство и отцовство, и в свою очередь, устанавливается доверительное отношение ребенка к родителям.
На более конкретные и индивидуальные вопросы мы готовы ответить при обращении в Педиатрический центр.
Источник
Грудничковое плавание
Многие современные дети учатся плавать намного раньше, чем ходить. Для малышей открывают специальные бассейны с сертифицированными инструкторами, продают всевозможные плавательные принадлежности и устраивают настоящие соревнования. В чем польза грудничкового плавания и есть ли она?
Что такое грудничковое плавание
До 3 месяцев у младенцев есть врожденный плавательный рефлекс, позволяющий им интуитивно делать правильные движения руками и ногами и вовремя задерживать дыхание. Именно поэтому обучение плаванию в грудничковый период дает фантастические результаты. Многие малыши могут нырять и плыть под водой в течение нескольких секунд!
Цель занятий — адаптация к водной среде и укрепление здоровья, а не обучение плаванию над водой.
Плавание для самых маленьких: за и против
Сегодня плавание с первых дней жизни рекомендуют многие врачи, и вот почему:
- Это единственный вид спорта, доступный ребенку с рождения;
- Физические нагрузки улучшают обмен веществ;
- Постоянные движения в воде — отличная гимнастика для всего тела;
- Купание в теплой воде закаливает малыша и хорошо влияет на иммунитет;
- У ребенка улучшается аппетит и сон;
- Малыш учится доверять маме, их связь становится крепче;
- Умение держаться на воде — жизненно важный навык, и его легче освоить в младенчестве, пока еще нет боязни воды;
- Проныривание стимулирует глубокое дыхание и способствует вентиляции легких;
- Повышается общая выносливость ребенка, его жизненная активность и самостоятельность;
- Снижается риск желудочно-кишечных, кожных, простудных заболеваний;
- Вода способствует гармоничному развитию малыша.
Тем не менее некоторые специалисты говорят о вреде грудничкового плавания. По их мнению, врожденный плавательный рефлекс — это природный механизм защиты, и поддерживать его не нужно. Обучение плаванию может стать стрессом для ребенка и слишком большой нагрузкой на его организм. Если вы хотите сделать малыша пловцом, перед началом занятий обязательно проконсультируйтесь с педиатром.
Мы рекомендуем руководствоваться здравым смыслом и смотреть на реакцию ребенка. Если он любит воду и улыбается во время упражнений, то будьте уверены: занятия принесут вам только пользу! Если же малыш плачет в бассейне или ванне и ведет себя беспокойно, попробуйте вернуться к занятиям позже или найдите другой способ развивать кроху.
Занятия плаванием закаливают малышей и укрепляют иммунитет. По статистике, «ранние пловцы» болеют в три раза реже сверстников!
Когда приступать?
К занятиям рекомендуют приступать, как только у малыша отпадет пуповинный остаток. Заниматься с новорожденным в бассейне нет никакой необходимости: до 3 месяцев отлично подойдет домашняя ванна! Обратите внимание: именно взрослая ванна, а не маленькая детская ванночка.
В городских условиях ее совсем несложно подготовить к купанию (и плаванию) новорожденного: тщательно очистите поверхность пищевой содой или другим безопасным средством и ополосните горячей водой. Советский врач, автор книги «Плавать раньше, чем ходить» З. П. Фирсов советует снижать температуру воды постепенно: на первых занятиях — 37 °C, на 5-м — 36,5 °C, на 9-м — 36 °C, на 14-м — 35,5 °C, на 20-м — 35 °C, а в 24-й день обучения — 34 °C. И так доводить температуру до 28 °C.
В 3 месяца подросшему карапузу ванна уже будет маловата — самое время отправиться на занятия в специальный бассейн для грудничков. Они функционируют при многих поликлиниках, санаториях, детских центрах. Обязательно поинтересуйтесь, есть ли у инструктора медицинское образование. Не бойтесь попросить показать документы: вы имеете право знать, кто будет заниматься с вашим ребенком.
Безопасно очистить поверхность ванны можно пищевой содой.
Что понадобится для занятий?
Если вы решили заниматься с малышом плаванием, важно позаботиться о комфорте и безопасности занятий. Вот что вам пригодится:
- Термометр для воды — нужен, чтобы измерять температуру в домашней ванне, особенно если вы хотите приучать малыша к холодной воде постепенно;
- Секундомер или обычные часы, с помощью которых вы будете засекать время плавания и ныряния;
- Резиновый коврик для пола в ванной, нужен, чтобы тот, кто держит малыша, не поскользнулся;
- Круг на шею или специальный чепчик с кармашками для пенопласта (его можно сделать самостоятельно). Цель — автономная поддержка головы малыша на поверхности на первом месяце обучения (потом он сможет держать головку сам);
- Ковшик для воды, если планируете заниматься нырянием;
- Игрушки для купания. Освоиться в водной среде крохе помогут яркие резиновые утята, рыбки, брызгалки, кубики. При покупке смотрите на возрастную маркировку: игрушки для самых маленьких делаются из безопасных материалов, не красятся и не пахнут, в них не должно быть мелких деталей;
- Непромокаемые трусики для купания — в домашней ванне можно обойтись без них, а вот в бассейне защита от неожиданностей необходима;
- Пеленка или полотенце, чтобы промокнуть маленького пловца после купания.
Упражнения для занятий дома
Итак, вы решили заниматься дома! Не спешите наполнять ванну — прежде малыша нужно подготовить к упражнениям, ведь плавание — серьезная нагрузка на маленький организм. Сделайте легкий массаж: сначала поглаживайте, а затем аккуратно разминайте ноги, руки, ягодицы и спинку. Живот поглаживайте по часовой стрелке (эти несложные движения помогут вам и в борьбе с коликами).
Завершите подготовку легкой гимнастикой: аккуратно крутите и сгибайте конечности, делайте упражнение «велосипед». По времени массаж и гимнастика займут у вас около 20 минут. Теперь пора переходить к самому плаванию!
- Держа малыша вертикально, опустите его в воду ножками и уложите на спинку. Головку поддерживайте рукой. «Проведите» кроху по всей ванне туда и обратно. Это упражнение можно повторить 3 – 6 раз;
- Теперь помогите ребенку оттолкнуться ножками от стенки ванны, затем сделайте «проводку» по воде с переворотом на животик;
- Упражнение «восьмерка»: проведите вашего маленького пловца по всей длине ванны, «рисуя» цифру 8. Это можно делать как на спине, так и на животе (во втором случае поддерживайте малыша за подбородок);
- Свободные толчки руками и ногами очень понравятся ребенку! Дайте ему вдоволь побарахтаться в воде, поддерживая одной рукой;
- Упражнение «качели»: малыш лежит на животе, вы придерживаете головку за затылок и подбородок так, чтобы она оставалась на поверхности. Совершая размеренные движения, имитируйте плавание вперед и назад, вверх и вниз;
- Ныряние (проныривание) — заключительная часть домашней программы. Не волнуйтесь: если вы не будете спешить, кроха не наглотается воды. Но сначала ему нужно научиться задерживать дыхание. Алгоритм действий очень прост: громко говорите «Ныряем!» и дуйте ребенку в лицо. Когда малыш будет пытаться задерживать дыхание, начните после этих слов брызгать ему в личико водой, потом — поливать из ковшика. Как только ребенок научится по команде задерживать дыхание, вы сможете перейти к нырянию и опускать маленького пловца под воду.
Во время упражнений ласково разговаривайте с малышом, ему нужно чувствовать ваше спокойствие и уверенность. В первые пару месяцев занятие должно длиться 15 – 20 минут, а дальше можно увеличивать время нахождения в воде до 40 минут (если, конечно, малыш плавает с удовольствием).
По окончании занятия промокните ребеночка пеленкой или полотенцем и слегка протрите ушки ватными турундами.
Помните о том, что главное в грудничковых «заплывах» — радость малыша и родителей. Не ставьте перед собой цель сделать ребенка профессиональным пловцом и просто наслаждайтесь совместными занятиями. У вас все получится!
Источник