Пословица есть хлеб да вода крестьянская еда

Хлеб да вода — молодецкая еда, хлеб да вода молодецкая еда значение пословицы.

Хлеб да вода — здоровая еда. — Хлеб да вода здоровая еда. См. ДОСТАТОК УБОЖЕСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

пословица вместе врозь

сказочные пословицы потерянном времени

Хлеб да вода — блаженная еда. — Хлеб да вода блаженная еда. См. ПИЩА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Хлеб да вода — крестьянская еда. — Хлеб да вода крестьянская (бурлацкая, казацкая, солдатская, мужицкая) еда. См. ПИЩА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

пословицы о родине на

хлеб да вода — солдатская еда — Ср. (Сумеет ли только стряпать?) Э, брат, сумеет ли! Ты знаешь (воскликнул полковник), солдатская еда: хлеб да вода. Писемский. Люди сороковых годов. 1, 7. Ср. На хлеб и на воду посадить … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

библейские пословицы о любви

Хлеб да вода — солдатская еда — Хл?бъ да вода солдатская ?да. Ср. (Съум?етъ ли только стряпать?) Э, брать, съум?етъ ли! Ты знаешь (воскликнулъ полковникъ), солдатская ?да: хл?бъ да вода. Писемскій. Люди сороковыхъ годовъ. 1, 7. Ср. «На хл?бъ и на воду» посадить … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

психологический анализ пословицы олимпиада

Хлеб да вода разна еда, а пиво да вино пьем заодно.

древняя китайская пословица

ХЛЕБ — муж. колосовые растенья с мучнистыми зернами, коими человек питается и коих посев и жатва основа сельского хозяйства; хлеб на ниве, в поле, хлеб на корню, хмеба мн. Озимые хлеба хорошо стоят, яровые плохи. Хмеб не снят еще, не сжат. Кочевники& … Толковый словарь Даля

пословицы разных народов аналогичные русским

ЕДА — церк. когда, разве, или, нечто. Еда отрину Бог люди своя? II. ЕДА жен. еденье ср. действие по. гл. есть, ясти; принятие пищи ртом, для насыщенья и усвоенья, яденье. Беззубому не еда, а майка. Весь день еда да питье идет. | Еда, едь пск. едево ср … Толковый словарь Даля

ЕДА — церк. когда, разве, или, нечто. Еда отрину Бог люди своя? II. ЕДА жен. еденье ср. действие по. гл. есть, ясти; принятие пищи ртом, для насыщенья и усвоенья, яденье. Беззубому не еда, а майка. Весь день еда да питье идет. | Еда, едь пск. едево ср … Толковый словарь Даля

толкование пословицы труд кормит лень портит

Клен да береза, чем не дрова. — (прибавка: хлеб да вода, чем не еда? Из свадебной песни). См. ХОРОШО ХУДО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

смысл пословицы одним гусем поля не выт

ПИЩА — Где ни сесть, так сесть, было бы что съесть. Хоть решетен (решетом), да ежедень; а ситный несытный. Кому люба честь, тому бы в передний угол сесть; а голодного, хоть за порог, только дай пирог. Без хлеба не работать, без вина не плясать. Остатки& … В.И. Даль. Пословицы русского народа

значение пословицы бить челом

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Хлеб да вода — крестьянская еда.

Пословицы русского народа. — М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое «Хлеб да вода — крестьянская еда.» в других словарях:

Хлеб да вода — молодецкая еда. — (солдатская, мужицкая, бурлацкая еда). См. ДОСТАТОК УБОЖЕСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Хлеб да вода — здоровая еда. — Хлеб да вода здоровая еда. См. ДОСТАТОК УБОЖЕСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Хлеб да вода — блаженная еда. — Хлеб да вода блаженная еда. См. ПИЩА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

хлеб да вода — солдатская еда — Ср. (Сумеет ли только стряпать?) Э, брат, сумеет ли! Ты знаешь (воскликнул полковник), солдатская еда: хлеб да вода. Писемский. Люди сороковых годов. 1, 7. Ср. На хлеб и на воду посадить … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Хлеб да вода — солдатская еда — Хлѣбъ да вода солдатская ѣда. Ср. (Съумѣетъ ли только стряпать?) Э, брать, съумѣетъ ли! Ты знаешь (воскликнулъ полковникъ), солдатская ѣда: хлѣбъ да вода. Писемскій. Люди сороковыхъ годовъ. 1, 7. Ср. «На хлѣбъ и на воду» посадить … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Хлеб да вода разна еда, а пиво да вино пьем заодно. — Хлеб да вода разна еда, а пиво да вино пьем заодно. См. ПИЩА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

ЕДА — церк. когда, разве, или, нечто. Еда отрину Бог люди своя? II. ЕДА жен. еденье ср. действие по. гл. есть, ясти; принятие пищи ртом, для насыщенья и усвоенья, яденье. Беззубому не еда, а майка. Весь день еда да питье идет. | Еда, едь пск. едево ср … Толковый словарь Даля

ЕДА — церк. когда, разве, или, нечто. Еда отрину Бог люди своя? II. ЕДА жен. еденье ср. действие по. гл. есть, ясти; принятие пищи ртом, для насыщенья и усвоенья, яденье. Беззубому не еда, а майка. Весь день еда да питье идет. | Еда, едь пск. едево ср … Толковый словарь Даля

Еда — (ст.слав. – кушанье) – процесс приема пищи и сама пища. Еда – это повседневная или праздничная трапеза. С древних времен в русской культуре формировалась особое духовное отношение к еде. Хлеб, соль, вода, зерно относились к сакральным продуктам,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Хлеб дорожный в упаковке — Тип блюда: Категория: Время приготовления (минуты): 60 Продукты … Энциклопедия кулинарных рецептов

Еда — Содержание 1 Пища живых организмов 2 Пища в жизни человека 3 Пищевые продукты … Википедия

Источник

Пословица есть хлеб да вода крестьянская еда

Сейчас хлебом никого не удивишь. На магазинных прилавках можно найти самую разную выпечку – на любой вкус и кошелек. Хотя, совсем еще недавно, крестьяне трудились день и ночь в поле, выращивая пшеницу, и считали хлеб – богатством («хлеб – всему голова», «хлеб на стол, и стол – престол», «без хлеба сыт не будешь»). Не побьет ли пшеницу дождь, не сожжет ли солнце, не выклюют ли птицы – забота об урожае волновала селян круглый год.

Доставался хлеб тяжким, ежедневным трудом – отсюда и трепетное, уважительное отношение к нему: «Хлеб – кормилец», «Хлеб в человеке – воин». Пустые закрома считались страшным бедствием: «Без ума проколотишься, а без хлеба – не проживешь», «Нет хлеба – клади зубы на полку».

Ни в коем случае нельзя было выбрасывать недоеденную горбушку – это считалось большим грехом. Народная мудрость учит: «Выкинул хлеб, значит – потерял семейное благополучие и силу».

О том, каким будет год, голодным или сытым, судили как раз по тому, сколько удалось собрать и намолотить зерна. Ведь считалось, что если нети хлеба, то любая пища будет не сытной: «Горек обед без хлеба».

Веками люди слагали пословицы и поговорки про хлеб, тем самым восславляли и подчеркивали его символизм: «голова», «батюшка», «дар Божий», «кормилец», — такими эпитетами характеризовали в народном творчестве главный продукт на каждом столе.

Хлеб в русских пословицах и поговорках символизирует чистоту души, гостеприимство и достаток. Не зря издавна долгожданных гостей и молодоженов встречали караваем и солью. Да и сейчас в большинстве семей хлеб считается главной составляющей обеденного стола.

ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА.

БЕЗ ХЛЕБА КУСКА ВЕЗДЕ ТОСКА.

БЕЗ ХЛЕБА СЫТ НЕ БУДЕШЬ.

БУДЕТ ДЕНЬ – БУДЕТ И ХЛЕБ.

БЫЛА БЫ МУКА ДА СИТО, И САМА Б Я БЫЛА СЫТА.

ГОРЬКАЯ РАБОТА, ЗАТО СЛАДОК ХЛЕБ.

ГРЕЧНЕВАЯ КАША – МАТУШКА НАША, А ХЛЕБЕЦ РЖАНОЙ – ОТЕЦ НАШ РОДНОЙ.

ДОПЛЯСАЛИСЬ, ЧТО БЕЗ ХЛЕБА ОСТАЛИСЬ.

ЕСЛИ ХЛЕБА НИ КУСКА, ТО И В ТЕРЕМЕ ТОСКА.

ИЗ ОДНОЙ МУКИ ХЛЕБА НЕ ИСПЕЧЕШЬ.

КАЛАЧ ПРИЕСТСЯ, А ХЛЕБ НИКОГДА.

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК.

ПОКУДА ЕСТЬ ХЛЕБ И ВОДА, ВСЁ НЕ БЕДА.

ПОТ НА СПИНЕ, ТАК И ХЛЕБ НА СТОЛЕ.

СЫТЫЙ СЧИТАЕТ ЗВЕЗДЫ НА НЕБЕ, А ГОЛОДНЫЙ ДУМАЕТ О ХЛЕБЕ.

У КОГО ХЛЕБУШКО, У ТОГО И СЧАСТЬЕ.

ХЛЕБ – БАТЮШКО, ВОДА – МАТУШКА.

ХЛЕБ В ЧЕЛОВЕКЕ – ВОИН.

ХЛЕБ ВСКОРМИТ, ВОДА ВСПОИТ.

ХЛЕБ ДА ВОДА – МОЛОДЕЦКАЯ ЕДА.

ХЛЕБ НА СТОЛ, И СТОЛ – ПРЕСТОЛ.

ХЛЕБА НИ КУСКА, И СТОЛ – ДОСКА.

ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ: ХОТЬ ЧЕРНЫЙ, ДА ВКУСНЫЙ.

ХЛЕБ НОГАМИ ТОПТАТЬ – НАРОДУ ГОЛОДАТЬ.

ХЛЕБОМ ЛЮДИ НЕ ШУТЯТ.

БЕЗ УМА ПРОКОЛОТИШЬСЯ, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРОЖИВЕШЬ.

БЕЗ ХЛЕБА ВСЁ ПРИЕСТСЯ.

БЕЗ ХЛЕБА И МЕДОМ СЫТ НЕ БУДЕШЬ.

БЕЗ ХЛЕБА И У ВОДЫ ЖИТЬ ХУДО.

БЕЗ ХЛЕБА КУСКА ВЕЗДЕ ТОСКА.

БЛЮДИ ХЛЕБ НА ОБЕД, А СЛОВО – НА ОТВЕТ.

БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А ЗУБЫ СЫЩУТСЯ.

НЕТ ХЛЕБА – КЛАДИ ЗУБЫ НА ПОЛКУ.

БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А КАША БУДЕТ.

БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А ПИРОГ ДАРОМ.

ВОДА ВЫМОЕТ, А ХЛЕБ ВЫКОРМИТ.

ГОЛОДНОЙ КУМЕ ВСЁ ХЛЕБ НА УМЕ.

ДЕШЕВ ХЛЕБ, КОЛИ ДЕНЬГИ ЕСТЬ.

ЗА ХЛЕБОМ – СОЛЬЮ ВСЯКАЯ ШУТКА ХОРОША.

И ПЕС ПЕРЕД ХЛЕБОМ СМИРЯЕТСЯ.

КАК ХЛЕБ ДА КВАС, ТАК И ВСЕ У НАС.

КАК ХЛЕБА КРАЙ, ТАК И ПОД ЕЛЬЮ РАЙ, А ХЛЕБА НИ КУСКА, ТАК И ВЕЗДЕ ТОСКА.

КАК ХЛЕБА КУСОК, ТАК И РАЗИНУЛ РОТОК.

ЛИХА БЕДА ХЛЕБ НАЖИТЬ, А С ХЛЕБОМ МОЖНО ЖИТЬ.

МАТУШКА РОЖЬ КОРМИТ ВСЕХ ДУРАКОВ СПЛОШЬ, А ПШЕНИЧКА — ПО ВЫБОРУ.

НА СОЛЬ ПЬЕТСЯ, НА ХЛЕБ СПИТСЯ.

НАДО ХЛЕБА И НА ПОСЛЕ ОБЕДА.

НЕ ДАВАЙ ГОЛОДНОМУ ХЛЕБ РЕЗАТЬ.

НЕ ОТ ХЛЕБА ХОДЯТ, А КО ХЛЕБУ.

ОКОЛО ХЛЕБА И МЫШИ ВОДЯТСЯ.

ОТ ХЛЕБА — СОЛИ НЕ ОТКАЗЫВАЮТСЯ.

ОТ ХЛЕБА ХЛЕБА НЕ ИЩУТ.

РЖАНОЙ ХЛЕБУШКО — КАЛАЧУ ДЕДУШКА.

РЫБА НЕ ХЛЕБ, СЫТ НЕ БУДЕШЬ.

СВОЙ ХЛЕБ СЫТНЕЕ.

СВОЙ ХЛЕБ ХОТЬ НОЧЬЮ ЕШЬ.

СКОЛЬКО НИ ДУМАЙ, А ЛУЧШЕ ХЛЕБА — СОЛИ НЕ ПРИДУМАЕШЬ.

У ХЛЕБА НЕ БЕЗ КРОХ.

УМНЫЙ ДЕТИНА ЗНАЕТ, ЧТО ХЛЕБ – НЕ МЯКИНА.

ХЛЕБ В ПУТИ – НЕ ТЯГОСТЬ.

ХЛЕБ ДА ВОДА – ТО НАША ДВОРЯНСКАЯ ЕДА.

ХЛЕБ ДА СОЛЬ – И ОБЕД ПОШЕЛ.

ХЛЕБ ДОРОГОЙ, ДА НЕ ДОРОЖЕ НАС С ТОБОЙ.

ХЛЕБ-СОЛЬ ДРУЖБУ ВОДИТ.

ХЛЕБ — СОЛЬ ЕСТЬ, ДА НЕ ПРО ВАШУ ЧЕСТЬ.

ХОТЬ ПО — СТАРОМУ, ХОТЬ ПО — НОВОМУ, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРОЖИТЬ.

ХОТЯ ПАЛАТА БЕЛА, ДА БЕЗ ХЛЕБА СКУЧНА.

ЧЬЯ ЗЕМЛЯ, ТОГО И ХЛЕБ.

БАЛОВСТВОМ ХЛЕБА НЕ ДОБУДЕШЬ.

БЕЗ ДЕНЕГ ПРОЖИВУ, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРОЖИВУ.

БЕЗ СОЛИ НЕ ВКУСНО, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ СЫТНО.

БЕЗ ХЛЕБА, ДА БЕЗ КАШИ – НИ ВО ЧТО И ТРУДЫ НАШИ.

БЕЗ ХЛЕБА ЖИВОТ НИКОГДА НЕ ЖИВЕТ.

БЕЗ ХЛЕБА И С МЕДУ ТОШНИТ.

БЕЗ ХЛЕБА НА ВОДЕ НОГИ ЖИДКИ.

БЕЗ ХЛЕБА НЕТ ОБЕДА.

БЕЗ ХЛЕБА СЫТ НЕ БУДЕШЬ; ПРО ТО, ЧЕГО НЕ БЫЛО, ПЕСНЮ НЕ СПОЁШЬ.

БЕЗ ХЛЕБА – ПОЛОВИНА ОБЕДА.

БЕЗ ХЛЕБА – СМЕРТЬ, БЕЗ СОЛИ – СМЕХ.

БЕЗ ХЛЕБНОГО КОРМУ ЛОШАДЬ НА КНУТЕ ЕДЕТ.

БЕСЕДА БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРИГОЖА.

БУДЕТ ХЛЕБ, БУДЕТ И ОБЕД.

БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А У ХЛЕБА ЛЮДИ БУДУТ.

ВРЕМЕНАМИ И ЛОМОТЬ ЗА ЦЕЛЫЙ ХЛЕБ.

ГОРЕК ОБЕД БЕЗ ХЛЕБА.

ЕШЬ ПИРОГИ, А ХЛЕБ ВПЕРЕД БЕРЕГИ.

ЕШЬ ХЛЕБ, КОЛИ ПИРОГА НЕТ.

ЛУЧШЕ ХЛЕБ С ВОДОЮ, ЧЕМ ПИРОГ С БЕДОЮ.

ТОЛЬКО АНГЕЛЫ С НЕБА НЕ ПРОСЯТ ХЛЕБА.

ЛУЧШЕ ГОЛОДАЙ, А ДОБРЫМ СЕМЕНЕМ ЗАСЕВАЙ.

ХЛЕБ ВЕЗДЕ ХОРОШ, И У НАС И ЗА МОРЕМ.

ХЛЕБА ЛОМОТЬ – И РУКАМИ ПОДЕРЖАТЬСЯ, И В ЗУБАХ ПОМОЛОТЬ.

ГЛУБЖЕ ПАХАТЬ, БОЛЬШЕ ХЛЕБА ЖЕВАТЬ.

ДАДУТ ХЛЕБЦА, ДАДУТ И ДЕЛЬЦА.

НАЕЗДОМ ХЛЕБ НЕ НАПАШЕШЬ.

ГДЕ КОВЫЛЬ, ТАМ И ХЛЕБ.

МНОГО СНЕГУ — МНОГО ХЛЕБА, МНОГО ВОДЫ — МНОГО ТРАВЫ.

Источник

Крестьянская трапеза

Повседневный крестьянский стол не отличался большим разнообразием. Черный хлеб, щи, каша да квас – вот, пожалуй, и все разносолы.

Серьезным подспорьем были, конечно, лесные дары – грибы, ягоды, орехи, мед. Но основой всему всегда оставался хлеб.

«Хлеб – всему голова»

Каких только народных поговорок, пословиц, присказок не сложено о нем: «Хлеб – всему голова», «Хлеб да вода – крестьянская еда», «Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска», «Худ обед, коли хлеба нет».

«Хлебом да солью» встречали дорогих гостей, приглашали к столу, желали благополучия, приветствовали молодых в день свадьбы. Без хлеба не обходилась ни одна трапеза. Резать хлеб за столом считалось почетной обязанностью главы семьи.

Служил хлеб и ритуальной пищей. Из кислого теста выпекали просфоры, предназначенные для совершения христианского таинства причащения. Особый вид хлеба – перепеча – участвовал в свадебном обряде. На Пасху пекли куличи, на Масленицу провожали зиму блинами, а весну встречали «жаворонками» – пряниками, напоминающими по форме птиц.

Без хлеба крестьянин не мыслил жизни. В неурожайные годы начинался голод, несмотря на то, что животной пищи было в достатке.

Пекли хлеб обычно раз в неделю.

Кадка постоянно была в работе, поэтому ее редко мыли. Немало язвительных шуток связано с этим. Рассказывали, что однажды стряпуха потеряла сковородку, на которой обычно пекла блины. Целый год не могла найти ее и обнаружила, лишь когда затеяла мытье квашни.

Перед тем как ставить тесто, стенки квашни натирали солью, затем заливали ее теплой водой. Для закваски бросали кусок теста, оставшийся от предыдущей выпечки, и засыпали муку. Хорошенько все перемешав, оставляли на ночь в теплом месте. К утру тесто поднималось, и стряпуха принималась его месить. Нелегкая эта работа продолжалась до тех пор, пока тесто не начинало отставать от рук и стенок кадки. Квашню снова ставили на время в теплое место, а затем еще раз вымешивали. Наконец-то тесто готово! Осталось разделить его на крупные гладкие хлеба и посадить в печь на деревянной лопате. Через некоторое время изба наполнялась ни с чем не сравнимым запахом выпекаемого хлеба.

Как проверить, готов ли каравай?

Хозяйка доставала его из печи и постукивала по днищу. Хорошо пропеченный хлеб звенел, как бубен. Женщину, умевшую печь вкусный хлеб, особенно уважали в семье.

Хранили испеченный хлеб в специальных деревянных хлебницах. В них же его и на стол подавали. Хлебницы эти берегли и даже давали дочерям в приданое.

Пекли в деревне преимущественно черный, ржаной, хлеб. Белый, пшеничный, калач был редким гостем на крестьянском столе, считался лакомством, которое позволяли себе только в праздник. Поэтому, если гостя не удавалось даже «калачом заманить», обида была серьезной.

В голодные, неурожайные годы, когда хлеба не хватало, в муку добавляли лебеду, кору деревьев, молотые желуди, крапиву, отруби. Слова о горьком привкусе крестьянского хлеба имели при этом прямой смысл.

Из муки выпекали не только хлеб. Русская кухня богата мучными блюдами: пироги, блины, оладьи, пряники всегда подавали на праздничный крестьянский стол.

Блины, пожалуй, самое популярное русское блюдо. Известные еще с языческих времен, они символизировали солнце. В старину блины как ритуальная пища были неотъемлемой частью многих обрядов – от рождения (роженицу кормили блином) до смерти (блинами с кутьей поминали усопшего). И уж, конечно, какая Масленица без блинов. Однако истинно русские блины не те, что печет сегодня из пшеничной муки каждая хозяйка. В старину блины пекли только из муки гречишной.

Были они более рыхлыми, пышными, с кисловатым привкусом.

Ни один крестьянский праздник на Руси не обходился без пирогов. Само слово «пирог» произошло, как считают, от слова «пир» и первоначально означало праздничный хлеб. Пироги до сих пор считаются украшением праздничного стола: «Красна изба углами, а обед – пирогами». Каких только пирогов не пекли хозяйки с давних времен! В ХVII в. было известно не менее 50 их видов:

дрожжевые, пресные, слоеные – из разных видов теста;

подовые, выпеченные на поду печи без масла, и пряженые, испеченные в масле. Пироги пекли разных размеров и формы:

маленькие и большие, круглые и квадратные, вытянутые и треугольные, открытые (расстегаи) и закрытые.

А уж с какой только начинкой не было пирогов: мясная, рыбная, творожная, овощная, с яйцами, кашами, фруктами, ягодами, грибами, изюмом, маком, горохом. Каждый пирог подавался к определенному блюду: пирог с гречневой кашей – к щам из свежей капусты, а пирог с соленой рыбой – к кислым щам. Пирог с морковью – к ухе, а с мясом – к лапше.

Непременным украшением праздничного стола были и пряники. В отличие от пирогов, в них не было начинки, но зато в тесто добавляли мед и пряности – отсюда и их название «пряники». По форме пряники делали фигурными, в виде какого-нибудь зверя, рыбы, птицы. Кстати, Колобок, персонаж известной русской сказки, тоже пряник, только шарообразный. Его название произошло от древнего слова «кола» – круг. На русских свадьбах, когда торжество подходило к концу, гостям раздавали маленькие пряники «разгоняй», прозрачно намекая, что пора и по домам.

«Щи да каша – пища наша»

Так любили говаривать в народе. Каша была самой простой, сытной и доступной едой.

Немного крупы или зерна, воды или молока, соль по вкусу – вот и весь секрет.

В XVI в. было известно не менее 20 видов каш – сколько круп, столько и каш. Да и разные виды помола крупы позволяли готовить особую кашу. В Древней Руси кашей называли любую похлебку, сваренную из измельченных продуктов, в том числе рыбы, овощей, гороха.

Как и без блинов, без каши не обходился ни один обряд. Варили ее на свадьбу, на крестины, на поминки. По обычаю молодых кормили кашей после первой брачной ночи. Этой традиции придерживались даже цари. Свадебный пир на Руси так и назывался – «кашей». Подготовка к этому торжеству была весьма хлопотной, потому и говорили о молодых: «заварили кашу». Если же свадьба расстраивалась, то виноватых осуждали: «с ними каши не сваришь».

Разновидность каши – поминальная кутья, упомянутая еще в «Повести временных лет». В давние времена ее готовили из зерен пшеницы и меда.

Многие старинные крестьянские каши – гречневая, пшенная, овсяная – и по сей день на нашем столе. А вот о полбяной многие знают только из пушкинской сказки о работнике Балде, которого жадный поп кормил полбой. Именно так называлось злаковое растение – что-то среднее между пшеницей и ячменем. Каша из полбы, хотя и питательная, груба на вкус, потому и была пищей бедняков. Пушкин дал своему попу прозвище «толоконный лоб». Толокном называлась овсяная крупа особого приготовления, из которой также варили кашу.

Некоторые исследователи считают кашу праматерью хлеба. По легенде, древний повар, готовя кашу, переложил сверх меры зерна и получил в результате хлебную лепешку.

Щи – еще одна исконно русская еда. Правда, в старину щами называли практически все похлебки, а не только современный суп с капустой. Умение варить вкусные щи, так же как и выпекать хлеба, было обязательным качеством хорошей хозяйки. «Не та хозяйка, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит»! В XVI в. можно было отведать «шти капустны», «шти борщовы», «шти репяны».

С тех пор многое изменилось в рационе питания. Неизвестные ранее картофель, помидоры, прочно обосновались на нашем столе. Многие овощи, наоборот, почти исчезли: например, репа. А ведь в древности она была так же привычна, как капуста. Похлебка из репы не сходила с крестьянского стола, а сама она до появления картофеля считалась в России «вторым хлебом». Из репы делали даже квас.

Традиционные русские щи варили из свежей или кислой капусты на мясном бульоне. Весной вместо капусты хозяйка заправляла щи молодой крапивой или щавелем.

Знаменитый французский романист Александр Дюма восхищался русскими щами. Он вернулся из России с их рецептом и включил его в свою кулинарную книгу. Кстати, в Париж можно было захватить из России и сами щи. Русский мемуарист XVIII в. Андрей Болотов рассказывает, как зимой путешественники брали с собой в дальнюю дорогу целую кадку замороженных щей. На почтовых станциях по мере надобности их разогревали и ели. Так что, может быть, не так уж завирал господин Хлестаков, рассказывая про «суп в кастрюльке. прямо из Парижа».

Далеко не всегда крестьянские щи были с мясом. Про такие говорили: «Щи хоть кнутом хлещи». Но наличие мяса в щах определялось не только достатком семьи. Многое значили религиозные традиции. Все дни в году делились на скоромные, когда можно было есть все, и постные – без мяса и молочных продуктов. Постными весь год были среды и пятницы. Кроме того, соблюдались продолжительные, от двух до восьми недель, посты: Великий, Петров, Успенский и др. Всего постных дней в году было около двухсот.

Рассказывая о крестьянской еде, нельзя не вспомнить еще раз о русской печи. Кто хоть раз в жизни попробовал хлеб, кашу или щи, приготовленные в ней, не забудет их удивительный вкус и аромат. Секрет в том, что жар в печи распределяется равномерно, и температура долго сохраняется постоянной. Посуда с пищей не соприкасается с огнем. В округлых пузатых горшках содержимое прогревается со всех сторон, не пригорая.

Любимым напитком на Руси был квас. Но его ценность не ограничивалась только вкусовыми качествами. Квас да кислая капуста были единственными средствами спасения от цинги долгими русскими зимами, когда питание крайне скудно. Еще в древности квасу приписывали лечебные свойства.

У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления разнообразных квасов: медового, грушевого, вишневого, клюквенного, яблочного – всех и не перечислить. Иной добрый квас соперничал с некоторыми «пьяными» напитками – пивом, например. Известный авантюрист XVIII в. Казанова, объездивший полсвета, побывал в России и с восторгом отзывался о вкусовых качествах кваса.

«Ешь щи с мясом, а нет, – так хлеб с квасом», – советовала русская поговорка. Квас был доступен любому. На его основе готовили многие блюда – окрошку,

тюрю). Ботвинья, например, хорошо известная во времена Пушкина, сегодня почти забыта. Ее делали из кваса и отварной ботвы некоторых растений – свеклы, например, отсюда и название – «ботвинья».

Тюря считалась пищей бедных – кусочки хлеба в квасе были порой их основной едой.

Кисель такой же древний напиток, как квас.

В «Повести временных лет» о киселе есть интересная запись. В 997 г. печенеги осадили Белгород. Осада затянулась, и в городе начался голод. Осажденные уже готовы были сдаться на милость врагу, но один мудрый старец надоумил их, как спастись. Горожане по горсти собрали весь оставшийся у них овес, пшеницу, отруби. Сделали из них болтушку, из которой кисель варят, налили ее в кадку и поставили в колодец. В другой колодец поместили кадку с медом. Печенежских послов пригласили на переговоры и угостили киселем и медом из колодцев. Поняли тогда печенеги, что бессмысленно продолжать осаду, и сняли ее.

Распространенным напитком на Руси было и пиво.

Подробный рецепт его приготовления можно найти, например, в «Домострое». На рубеже XVI–XVII вв. пиво даже входило в состав феодальных поборов.

Обычаи крестьянского стола

Трудно сказать точно, сколько раз в день ели крестьяне в XVI или XVII в. В «Домострое» говорится о двух обязательных трапезах – обеде и ужине. Завтракали не всегда: в народе считалось, что дневную пищу надо сначала заработать. Во всяком случае, общего для всех членов семьи завтрака не было. Вставали в разное время и сразу же принимались за работу, возможно, перехватив что-то из остатков вчерашней пищи. Вся семья собиралась за обеденным столом в полдень.

Цену куску хлеба крестьянин знал с детства, поэтому к еде относился свято. Трапеза в крестьянской семье напоминала священнодействие. Первым садился за стол, в красный угол под образами, отец – глава семейства. Строго установленные места в зависимости от возраста и пола были и у других членов семьи.

Перед едой обязательно мыли руки, а трапезу начинали с краткой благодарственной молитвы, которую произносил хозяин дома. Перед каждым еда-ком на столе лежала ложка и кусок хлеба, в чем-то заменявший тарелку. Пищу подавала хозяйка – мать семейства или невестка. В большой семье хозяйке некогда было присесть к столу во время обеда, и ела она одна, когда все были накормлены. Существовало даже поверье, что если стряпуха стоит у печи голодной, обед будет вкуснее.

Жидкую пищу из большой деревянной миски, одной на всех, каждый черпал своей ложкой. Хозяин дома зорко следил за, соблюдением правила поведения за столом. Есть полагалось не спеша, не обгоняя друг друга. Нельзя было есть «вприхлебку», т. е. зачерпывать похлебку дважды, не откусив хлеба. Гущу, куски мяса и сала на дне миски делили после того, как была съедена жижа, причем право выбрать первый кусок принадлежало главе семьи. Брать ложкой сразу два куска мяса не полагалось.

Если кто-то из членов семьи по рассеянности или намеренно нарушал эти правила, то в наказание немедленно получал по лбу хозяйской ложкой. Кроме того, за столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать ложкой по посуде, бросать остатки пищи на пол, вставать, не закончив еды.

Не всегда семья собиралась обедать в доме. В страдную пору ели прямо в поле,

чтобы не терять дорогого времени.

На праздники в деревнях нередко устраивали «братчины» – пиры вскладчину.

Выбирали организатора братчины – старосту. Он собирал с участников пиршества их долю, а иногда выполнял и роль тамады за столом. Всем миром варили пиво, готовили еду, накрывали стол. На братчинах существовал обычай: собравшиеся пускали по кругу чашу с пивом или медом – братину. Каждый отпивал по глотку и передавал соседу. Собравшиеся веселились: пели, плясали, устраивали игры.

Гостеприимство всегда было характерной чертой русских. Оценивалось оно прежде всего хлебосольством. Гостя полагалось напоить и накормить досыта. «Все, что в печи, на стол мечи», – учит русская пословица. Обычай диктовал чуть ли не насильно кормить и поить гостя, даже если он был уже сыт. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить еще хоть чуть-чуть.

Ели досыта крестьяне только по праздникам. Низкая урожайность, частые недороды, тяжелые феодальные повинности вынуждали отказывать себе в самом необходимом – в питании. Может быть, этим объясняется национальная черта русских – любовь к пышному застолью,

которая всегда удивляла иностранцев.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Читайте также:  Очень жесткая вода чем смягчить
Оцените статью