- IT News
- Устройство пожарной машины
- Борьба с огнем при помощи пены. Устройство пеногенератора
- Эксплуатация пожарных мотопомп
- Как устроена мотопомпа
- Основные характеристики
- Где применяют
- Выбор на рынке
- Особенности эксплуатации
- Забор воды пожарной машиной
- Забор воды из открытого водоема
- Забор воды из емкости
- Забор воды от водопроводной сети
- Забор воды из водоема через заграждения
IT News
Last update Вс, 29 Янв 2017 11pm
Устройство пожарной машины
Едва прозвучит сигнал тревоги — и пожарные мчатся е своих машинах (рисунок вверху). Это очень важное средство передвижения, оснащенное насосами, которые создают мощные струи воды, выливаемой на огонь.
Один из насосов качает воду из водопроводной сети или ближайшего водоема, тогда как другой создает большое водяное давление и выбрасывает на огонь струю со скоростью 1000 галлонов воды в минуту или еще больше. Хотя водой можно гасить большинство пожаров, но применять ее иногда не эффективно и даже очень опасно, если надо бороться с огнем, вызванным нефтепродуктами или химическими веществами.
Для усмирения подобных пожаров пользуются специальной пеной. Она приготавливается из смеси воды с пламегасящими химическими компонентами.
2. Центробежный насос
3. Всасывающий водоприемник
4. Дополнительный водоприемник
5. Вакуумный насос
Борьба с огнем при помощи пены. Устройство пеногенератора
Смесь из воды и пламегасящих химикатов образует густую пену, которую применяют для тушения тех пожаров, где без толку пользоваться одной водой.
В пожарных машинах используются насосы двух типов, которые запитываются от двигателя самой машины. Один из насосов называется вакуумным. Он создает вакуум и с его помощью засасывает воду: или из пожарного шланга, подсоединенного через гидрант к водяной сети либо опущенного в водоем, или из своего водяного бака. Эта вода затем попадает в центробежный насос. Там ее с такой силой разгоняют лопасти вращающегося рабочего колеса, что она выходит из насоса^ в пожарный шланг под высоким давлением.
Источник
Эксплуатация пожарных мотопомп
Большинство пожаров тушат водой, которая подается под давлением. Если горящий объект расположен вдали от магистрального водопровода или возгорание произошло на верхних этажах многоэтажки, то применяется мотопомпа пожарная. Она создает давление и прокачивает воду, чтобы охлаждать горящие объекты и гасить пламя.
Как устроена мотопомпа
По своей сути мотопомпа представляет центробежный насос, работающий за счет двигателя внутреннего сгорания. Насос и двигатель расположены на одном шасси, что делает устройство компактным и мобильным.
Для пожарной мотопомпы могут применяться бензиновые или дизельные двигатели. Бензиновые лучше запускаются, дают больше оборотов. Бензиновый двигатель делают двух- или четырехтактным. Двухтактные модели менее мощные, но более компактные и мобильны. Их используют преимущественно в быту.
Для производственных нужд применяют модели с четырехтактным двигателем. Мотопомпа бензиновая создает меньше шума и стоит дешевле.
У дизельной мотопомпы ресурс двигателя больше, чем у бензиновой, топливо дешевле, но стоит дизельная модель дороже.
Охлаждение мотопомпе обеспечивает воздушная или водяная система. Запуск производится вручную или с помощью электростартера. В некоторых моделях предусмотрено два варианта. Запаса топлива хватает на работу в течение минимум 2-х часов без дозаправки.
Современные модели пожарных мотопом снабжены вакуумным насосом. Такое устройство упрощает эксплуатацию. На входе в насос создается вакуум, поэтому не требуется предварительный залив воды в насосную часть.
Основные характеристики
Для пожарных мотопомп предусмотрен свой ГОСТ 53332-2009. В нем описываются основные требования к агрегатам, характеристики, которыми должно обладать устройство.
Отличие пожарной мотопомпы от обычной состоит в том, что пожарная должна создавать высокое давление – до 2 МПа и выше. Она должна обеспечивать расход воды до 1200 л/мин или больше и длину струи в 30-80 м, чтобы эффективно тушить пожар. Бытовые мотопомпы обычно ограничиваются расходом воды в 130-500 л/мин. Пожарные мотопомпы высокого давления выдают на выходе напор, превышающий 2 МПа.
Основные характеристики пожарной помпы:
- производительность, л/мин;
- высота подачи воды, м;
- мощность двигателя;
- масса;
- габариты;
- вид топлива.
При покупке также стоит обращать внимание на то, какой степени загрязненности воду может качать насос. Это особенно важно, если есть намерение использовать мотопомпу для откачки ила.
Пожарные мотопомпы встречаются в разном исполнении. Некоторые модели можно переносить вручную, есть устройства, предназначенные для транспортировки в автомобиле или для буксировки в качестве прицепа. Переносная мотопомпа монтируется на раме, которая позволяет переносить агрегат в руках, закреплять на автотранспорте и устанавливать на грунт. Рукоятку покрывают теплоизоляционным материалом.
Вместе с пожарной мотопомпой в комплекте идут пожарные напорные и напорно-всасывающие рукава, переходники, емкости для бензина, пожарные стволы.
Возможна комплектация отдельных моделей генераторами пены, набором инструментов.
В комплект высоконапорных мотопом входят фильтры-сетки, которые устанавливают на всасывающий шланг и закрепляются с помощью хомутов. Они задерживают частицы, взвешенные в воде. К пожарным мотопомпам фильтры продаются отдельно.
Где применяют
Главное достоинство пожарной мотопомпы – автономность. Ее можно перевезти практически в любое место, установить там, где нет электричества и водопровода. Источником воды могут быть искусственные или природные водоемы. Иногда ее подключают к гидрантам, если горящий объект находится слишком далеко, и водопроводного напора не хватает для пожаротушения.
Назначение пожарной мотопомпы значительно шире, чем можно себе представить. Ее используют для откачки воды в случае затопления помещений, подвалов, колодцев и котлованов. Мотопомпу приобретают пожарные части и предприятия, здания которых находятся отдельно от основных поселений. Часто мотопомпу используют в сельской местности, коттеджных и дачных поселках для орошения. На морских и речных судах, стройках она незаменима как инструмент для откачки воды.
Выбор на рынке
Ассортимент пожарных мотопомп на рынке довольно широк. Встречаются модели отечественного производства, европейского, китайского. Особым спросом пользуются японские мотопомпы. Поскольку тушение пожара – ответственно мероприятие, то выбор нужно делать, исходя из производительности, надежности и доступности в ремонте.
К высоконапорным мотопомпам относят модели, развивающие давление, выше 2 МПа (20 тех. атм.). Их монтируют на одноосной опоре, снабжают усиленными пожарными рукавами и муфтами.
Ярким примером пожарной мотопомпы на прицепе является модель Гейзер 1600. Гейзер – российская торговая марка, широко известная своей продукцией.
Мотопомпы этого производителя приобретают коммунальные хозяйства не только для пожаротушения, но и для откачки воды из подвалов, ям, систем канализации.
Гейзер 1600 – это мотопомпа высоконапорная пожарная с бензиновым двигателем и электростартером. Она дает струю воды высотой до 190 м, максимальная производительность составляет 1200 л/мин. Двигатель используется 4-х тактный отечественный ВАЗ 2108, что позволяет без затруднений проводить ремонт в случае поломки. На одном полном баке, емкость которого 20 л, пожарная мотопомпа может проработать чуть более двух часов.
Благодаря мощности, универсальности и надежности пользуется спросом мотопомпа Мелитопольского завода «Гидромаш» МП-1600. В настоящее время она выпускается под маркой ММ 27/100. Мотопомпа установлена на двухколесной раме. На ней используется двигатель ЗАЗ-4121 и колеса от ГАЗ-24. Расход воды составляет не менее 1600 л/мин, максимальная высота струи 100 м. Насос может всасывать воду с глубины 7 м.
Помимо работы с водой, пожарная мотопомпа может перекачивать пенную смесь для тушения пожаров. Контроль за работой насосов, мотора, генератора пены происходит с помощью панели управления.
Среди других марок популярны пожарные мотопомпы повышенной мощности Водолей. Всегда есть спрос на помпы Tohatsu, ЛЗПМ, Robin Subaru. Встречаются положительные отзывы о переносных пожарных мотопомпах Koshin, Champion.
Особенности эксплуатации
Прежде чем покупать мотопомпу, необходимо представлять себе, где она будет использоваться, из какого источника будет осуществляться забор воды. У высоконапорных пожарных мотопом высота всасывания достигает 7-9 м. Соответственной длины комплектуются всасывающие рукава. Рукава должны быть армированными, что исключает переламывание и растягивание.
Если глубина источника воды не позволяет полностью погрузить в него шланг, то применяют плавающие фильтры. Они позволяют осуществлять водозабор с глубины порядка 2 см.
Каждая модель снабжается технической документацией, которую необходимо изучить перед запуском. В ней описывается, какая должна быть эксплуатация пожарных мотопомп, как их хранить, устанавливать, чистить. Следует также разобраться, как быстро останавливать насос, если произошла нештатная ситуация.
Использовать надо смазочные материалы, которые рекомендует производитель. Нельзя перекачивать пожарной мотопомпой морскую воду, химические вещества, отработанное масло, если это не оговорено отдельно в документации. Все это может привести к повреждению насоса и выходу агрегата из строя.
Для установки пожарной помпы выбирают ровную площадку с твердым или насыпным, не проседающим покрытием. Со всех сторон к мотопомпе должен быть свободный доступ. Прицеп открепляют от буксировщика, под колеса ставят опорные башмаки.
Текущее обслуживание заключается в очистке от грязи и пыли, регулировке основных узлов, заправке маслом и топливом. Необходимо проверять уровень масла и чистоту фильтров. Для подготовки к зимнему хранению надо слить топливо и заменить масло. Если соблюдать все правила, то мотопомпа без сбоев прослужит 10-11 лет.
Источник
Забор воды пожарной машиной
Забор воды из водоема пожарной машиной – параметр, от которого зависит скорость наполнения автоцистерны и быстрота прибытия боевого расчета на сигнал о возгорании. Определяющим фактором является тип источника: его объем, наличие подъездных путей и расстояние до населенного пункта.
Забор воды из открытого водоема
Технические параметры автоцистерн позволяют закачивать в их резервуар жидкость из открытого водоема. Согласно нормативу, забор воды пожарной машиной из открытого водоема возможен при использовании рукавов диаметром 125 или 150 мм. Выкачка из открытого водоема происходит в следующей последовательности:
- извлечь всасывающие рукава из пеналов, соединить друг с другом и поставить всасывающую сетку;
- снять заглушки со всасывающего патрубка и подсоединить к нему рукава;
- опустить рукава в водоем;
- открыть вакуумный клапан;
- включить газоструйный аппарат с постепенным увеличением частоты вращения вала двигателя;
- после появления в вакуумном клапане жидкости его перекрыть и включить газоструйный вакуумный аппарат;
- включить сцепление и постепенно увеличивать частоту вращения вала насоса;
- при достижении напора открыть задвижку, перекрывающую поступление воды в рукавную линию.
При погружении рукавов в водоем максимальная глубина должна быть 7 метра, а всасывающую сетку можно опускать при этом на 30 см.
Наиболее частой проблемой при заборе пожарными машинами воды из открытого водоема является недостаточная частота вращения вала силового агрегата при включении газоструйной вакуумной установки. Вторично причиной сбоя процесса отбора воды является преждевременное уменьшение частоты вращения вала двигателя. Третья часто встречающаяся причина – превышение частоты вращения вала насоса и создание большого напора при открытии напорных задвижек.
Максимальная высота всасывания при заборе воды из открытого источника зависит от температуры жидкости.
Температура, °C | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
Высота всасывания, м | 7.0 | 6.5 | 5.7 | 4.8 | 3.8 | 2.5 |
Если возникает необходимость сделать забор жидкости при температуре свыше 60°С или если максимальная высота всасывания превышает 7 метров, то насос и всасывающая линия заполняются водой из цистерны. Если происходит выкачка горячей жидкости, то насос ставят ниже ее уровня (фактически он работает «под заливом»).
Чтобы осуществить забор из открытого водоисточника, к нему оборудуют подъездные пути. В случае неудовлетворительного их состояния используют следующие системы забора:
- Если расстояние от возможной безопасной стоянки автомобиля до линии воды небольшое, то используют удлиненную всасывающую линию, состоящую не менее чем из трех рукавов длиной по 4 метра. Высота всасывания при этом – не более 5 метров;
- При невозможности подъехать к водоему используют переносные или прицепные мотопомпы. Их закрепляют на отдельных площадках в максимальной близости к водоему. От мотопомпы вода подается в цистерну.
Забор воды из емкости
При заборе воды пожарными машинами из пожарного резервуара работают по трем схемам:
- Через «мокрый колодец». Эта схема предусматривает наличие мокрого колодца объемом 3-5 м 3 и расположенного перед ним сухого колодца с задвижкой. Шланг опускают в первый из них, который наполняется самотеком.
- Через узел с маховиками и насосную систему на пожарном резервуаре.
- Через самотечный трубопровод длиной до 200 метров.
Объем одного резервуара в населенных пунктах и промышленных предприятиях составляет 100-500 м 3 . В зоне индивидуальной застройки максимальный объем ПР – 150 м 3 .
Забор воды от водопроводной сети
При осуществлении отбора воды из водопроводной сети собирают напорно-всасывающую линию.
Автоцистерну или насосно-рукавный автомобиль устанавливают таким образом, чтобы всасывающие патрубки находились как можно ближе к колодцу гидранта. Далее действия состоят в следующем:
- открытие вакуумного клапана, чтобы выпустить воду из насоса;
- заполнение насоса водой;
- активация пожарного насоса;
- плавное открытие напорной задвижки;
- проверка поступления воды в рукавную линию.
Забор воды из водоема через заграждения
При заборе воды из открытого водоисточника при невозможности оборудовать свободные подъездные пути всасывающую линию приходится прокладывать через преграду. Чаще всего это перила мостов и парапеты. В этом случае могут образовываться воздушные пробки. При срабатывании выкидного штуцера воздух попадает в насосный отсек.
Именно поэтому на стадии появления воды в смотровом глазке необходимо удалить пробку:
- включить вакуум-аппарат и уменьшить обороты двигателя;
- отключить сцепление, открывая таким образом выкидной штуцер;
- дать газ, что запустит насосный агрегат и вакуумный аппарат;
- постепенно перекрыть вакуумный клапан;
- убавить газ и остановить вакуумный агрегат;
- поддать газ и уравновесить давление в системе.
Источник