Позвоночные пресных вод
Развитие лягушки. Только что выклюнувшиеся из икры (1) головастики висят группами на водных растениях (2), у каждого есть присоска и наружные жабры (3) ; постепенно наружные жабры исчезают (4) ; потом появляются ноги — сначала задние (5), затем передние (6); жаберное дыхание заменяется легочным, головастик выходит на сушу, хвост постепенно уменьшается, и головастик превращается в лягушонка (7).
В наших пресных водах живут не только беспозвоночные. В прудах, озерах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. Их головастики встречаются в пресных водоемах почти все лето. Весной лягушки и жабы задают свои «концерты» у воды и откладывают в воду икру. Головастики лягушки заканчивают свое развитие в воде за несколько недель. Но постоянно живут у водоемов лишь некоторые лягушки — прудовая и озерная. Наша же обычная травяная лягушка, отложив в воде икру, удаляется от водоема. Также лишь до начала лета можно встретить в пруду и тритонов в их ярком весеннем наряде. А потом, до осени, живут в воде только личинки тритона. Их легко отличить по ветвистым жабрам на боках головы.
Из пресмыкающихся связан с водой уж, он охотится здесь за лягушками. В реках и озерах южных районов нашей страны встречается европейская черепаха. В природе она далеко не так неуклюжа, как в неволе. В воде черепаха движется очень быстро, может, например, догнать плывущую рыбу и схватить ее на ходу за брюшко.
В пресных водах очень много видов рыб. Некоторые из них живут и развиваются в морях и океанах, а в реки входят лишь для того, чтобы отложить икру. Но большинство пресноводных рыб всю жизнь проводит в реках, озерах и прудах.
С водоемами тесно связана жизнь многих водоплавающих птиц. Большинство из них весной и осенью совершает тысячекилометровые перелеты: лето проводят на северных реках, озерах и болотах, а к зиме перекочевывают на более южные водоемы и даже в тропики (см. ст. «Перелеты птиц»).
Встречаются в пресных водоемах и млекопитающие, всю свою жизнь проводящие около воды. Все они прекрасно плавают и пищу себе добывают в воде: охотятся за рыбой или поедают водные растения. У многих из этих водных млекопитающих прекрасный мех, ради которого на них охотятся. На территории СССР встречаются выдры, норки, водные полевки. Очень интересна своим необычным видом водная землеройка кутора: ее мордочка оканчивается хоботком, а хвостик чешуйчатый.
Самый ценный из пушных зверей, обитающих в пресных водоемах, — речной бобр — живет колониями на берегах лесных речек. Подгрызая стволы деревьев и сваливая их в реку, бобры устраивают плотины и тем поддерживают постоянный уровень воды на том участке реки, где живут (см. ст. «Охрана животных в заповедниках»). В наши озера переселен из Канады грызун ондатра. Питается она болотными растениями и очень быстро размножается. Мех ее высокого качества.
В Ладожском озере и в оз. Байкал обитают тюлени. По образу жизни озерные тюлени очень похожи на морских (см. ст. «Промысел морского зверя»).
Виды пресноводных животных очень многообразны. Но у всех у них есть общее, отличающее их от животных суши. В водной среде у них развились самые разнообразные приспособления к передвижению, питанию, дыханию и размножению. Условия жизни в воде сильно отличаются от условий на суше. Вода намного плотнее воздуха, и движение в ней требует особых усилий. Под водой меньше света, и уже на двух-, трехметровой глубине даже в солнечный день все окружено как бы сумраком, а на дне глубоких озер днем темно, как и ночью. Иные в воде и тепловые условия. Днем вода нагревается медленнее, чем земля и воздух. Но к вечеру в воде теплее, чем на воздухе: вода за день нагрелась и отдает свое тепло также медленно. В воде не бывает резких колебаний температуры. Даже в самые жестокие морозы в воде подо льдом и снегом температура +3°, +4°. Наблюдая за пресноводными животными, нельзя забывать все эти особенности жизни в воде. Они многое объясняют и в устройстве тела, и в процессах развития, и в поведении животных пресных водоемов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Урок биологии для 7 класса. « Подтип Позвоночные. Рыбы- водные позвоночные животные»
Тема урока: Подтип Позвоночные. Рыбы- водные позвоночные животные. Мастерская «Золотая рыбка»
Целевые ориентации урока —
Воспитание ценности жизни во всех её проявлениях.
Развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий.
Формирование знаний об особенностях организации рыб, внешнем строении, процессах их жизнедеятельности.
— формирование познавательных интересов;
— формирование личностного отношения классу Рыбы;
— понимание значения особенностей внешнего строения для рыб,
— осознание необходимости изучения данной темы.
Познавательные : опираясь на свои личные наблюдения и бытовые знания умение понять биологию рыбы, ее неразрывную связь со своим местообитанием, получать знания самостоятельно, работать с дополнительной информацией, выделять в нем главное; умение делать выводы на основе полученной информации.
Регулятивные: ставить учебные цели самостоятельно; умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам технологии «педагогическая мастерская»; приводить аргументы, делать выводы по результатам работы, и оценивать полученные результаты.
Коммуникативные : умение работать в составе групп, в парах, самостоятельно; умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
Ученик должен знать : характерную организацию рыб, их строения, особенности жизнедеятельности водных животных , их значение в природе и роль в жизни человека.
Ученик должен уметь : сравнивать рыб с представителями других царств органического мира, выделять признаки характерные рыбам, как водным животным .
Информационный материал : презентация, листы с дополнительной информацией.
Демонстрационный материал : живая рыба, влажный препарат
Интерактивный материал : презентация
Раздаточный материал: лист оценивания достижений учащихся на уроке, карандаши, листы ватмана.
2. Работа в парах, группах.
Ключевые точки содержания урока: строение бактериальной клетки, формы бактерий, особенности жизнедеятельности, роль бактерий.
Тип урока: усвоение новых знаний и умений.
Технология урока, направленная на реализацию
Мастерская “Золотая рыбка ”
предполагает создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика
Вспомните сказки в которых говорится о рыбах ( Сказка о рыбаке и рыбке, по щучьему велению».. и т.д.
-что общего заметили в этих сказках? ( выловили из воды)
Сформулируйте тему урока.
Тема «Рыбы- водные позвоночные животные»
Поставьте учебные задачи к данному уроку.
Найдите в загадках особенности строения рыб, связанные с жизнью в воде. Подчеркните .
1.Без воздуха живёт,
Холодная, как лёд,
Не хочет пить, а пьёт.
Бронёй блестит, но не звенит
И всё молчит, молчит.
2. У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Скользкий, рукою меня не возьмешь
Хитрый, с колючею спинкою – (ёрш)
Крупное тело, бока будто сжаты
Цвет золотистый, слегка красноватый
Если спокойно сидеть у реки
Можно увидеть – идут пузырьки (лещ)
В воде она живет —
Нет клюва, а клюет.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Весь покрытый слизью липкой,
Очень вкусный в ухе шибко.
Он ленивый, желтобок.
Как зовут его? ( Линек)
— подчеркните слова , характеризующие рыб .( скользкая, холодная, плоская, чешуйчатая ит.д.)
предполагает переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта .
Попробуйте объяснить слова, которые подчеркнули с биологической точки зрения.
Холодная- т.к. хладнокровная
Скользкая- покрыта слизью.
Броней блестит- покрыт чешуей,
Бока будто сжаты- имеет плоское тело.
Вывод: Убедились, что у вас достаточно знаний о рыбах.
3. Социоконстукция — организуется парная работа, убираем боязнь чистого листа.
Класс делится на группы по 2 человека
1 группа — отметить части тела помощью которых рыбы могут передвигаться в воде.
2 группа- отметить органы чувств, которые есть у рыбы .
3 группа- отметить в строении рыбы покровы и окраску тела.
4. социализация – объединение в малые группы по 5 человек
процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской.
На большом листе бумаги нарисовать рыбу.( трудности написать на отдельном листе).
Выполнение Л\Р. «Внешнее строение речного окуня»
Афиширование ( текст, стих, рисунок, проект и т.д.)
Результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской, организуется афиширование
работ учеников и мастера, «презентация» различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов… Основная задача этапа – обеспечить, признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта
Ведущий обращает внимание детей на вопросы, записанные при выполнении рисунка рыбы остались ли на данном этапе неясные моменты? Используется групповое обсуждение, некоторые, наиболее сложные вопросы могут быть оставлены для домашнего решения. Например: мастер не торопится ответить на вопрос: “Пьют ли рыбы воду”? Пусть учащиеся сами отыщут ответ. На следующем уроке все неясные пока вопросы должны быть разрешены.
Разрыв ( дополнительная информация)-
каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие ответов на него, разобраться в калейдоскопе мнений, идей, точек зрения, упорядочить полученный опыт, дополнить его .
Изгибая уплощенное с боков тело и хвост то вправо, то влево, окунь движется вперед. При плавании большую роль играют плавники. Каждый плавник состоит из тонкой кожной перепонки, которая поддерживается костными плавниковыми лучами. При растопыривании лучей кожа между ними натягивается и поверхность плавника увеличивается. На спине окуня помещаются два с пинных плавника : передний большой и задний поменьше . Число спинных плавников у разных видов рыб может быть различным. На конце хвоста находится большой двухлопастный хвостовой плавник , на нижней стороне хвоста — анальный . Все эти плавники непарные. У рыб есть и парные плавники — их всегда две пары. Грудные парные плавники (передняя пара конечностей) помещаются у окуня по бокам тела позади головы, брюшные парные плавники (задняя пара конечностей) — на нижней стороне туловища. Главную роль при движении вперед играет хвостовой плавник . Парные плавники имеют значение при поворотах, остановке, медленном движении вперед и сохранении равновесия.
Спинные и анальный плавники придают телу рыбы устойчивость при движении вперед и крутых поворотах.
Покровы и окраска окуня
Тело окуня покрыто костными чешуйками . Каждая чешуйка своим передним краем погружена в кожу, а задним краем налегает на чешуйки следующего ряда. Все вместе они образуют защитный покров — чешую , не мешающую движениям тела. По мере роста рыбы чешуйки тоже увеличиваются в размере, по ним можно узнать возраст рыбы.
Снаружи чешуя покрыта слоем слизи, которая выделяется кожными железами. Слизь уменьшает трение тела рыбы о воду и служит защитой от бактерий и плесеней.
Как у большинства рыб, брюхо окуня светлее спины. Сверху спина до известной степени сливается с темным фоном дна. Снизу светлое брюхо менее заметно на светлом фоне поверхности воды.
Окраска тела окуня зависит от окружающей среды. В лесных озерах с темным дном она имеет темный цвет, иногда там попадаются даже совсем черные окуни. В водоемах со светлым песчаным дном живут окуни со светлой и яркой окраской. Окунь часто затаивается в зарослях. Здесь зеленоватый цвет его боков с вертикальными темными полосами делает окуня незаметным. Такая покровительственная окраска помогает ему скрываться от врагов и лучше подкарауливать жертву.
рыб приспособлены к функционированию в водной среде. По ее бокам головы расположены два больших глаза. Из-за низкой прозрачности природных вод орган зрения не приспособлен к дальнему видению, глаза с уплощенной роговицей и округлым хрусталиком.
На верхней части головы видны две пары небольших отверстий — ноздри, ведущие в обонятельный орган. Обоняние у рыб хорошо развито, позволяет держаться в стае и обнаруживать пищу. Велико значение обоняния и «химической памяти» у мигрирующих рыб, с помощью которых они находят места нерестилищ.
Орган слуха и равновесия представлен только внутренним ухом, расположенным в черепе, ушной раковины и слухового прохода нет. Большая скорость распространения звуковых колебаний в воде и высокая звукопроводимость тканей тела рыб позволяют достаточно хорошо воспринимать звуки при относительно простом строении органа слуха.
Исключительно важную роль в жизни рыб играет орган боковой линии . Он представлен продольными каналами, лежащими по бокам тела в коже и сообщающимися с наружной средой отверстия. Они воспринимают изменения давления воды. С помощью боковой линии рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение или удаление хищника, добычи или партнера по стае, избегают столкновения с подводными предметами.
Источник
Урок биологии для 7 класса «Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные»
Тема урока: Подтип Позвоночные. Рыбы- водные позвоночные животные. Мастерская «Золотая рыбка»
Целевые ориентации урока —
Воспитание ценности жизни во всех её проявлениях.
Развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий.
Формирование знаний об особенностях организации рыб, внешнем строении, процессах их жизнедеятельности.
— формирование познавательных интересов;
— формирование личностного отношения классу Рыбы;
— понимание значения особенностей внешнего строения для рыб,
— осознание необходимости изучения данной темы.
Познавательные : опираясь на свои личные наблюдения и бытовые знания умение понять биологию рыбы, ее неразрывную связь со своим местообитанием, получать знания самостоятельно, работать с дополнительной информацией, выделять в нем главное; умение делать выводы на основе полученной информации.
Регулятивные: ставить учебные цели самостоятельно; умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам технологии «педагогическая мастерская»; приводить аргументы, делать выводы по результатам работы, и оценивать полученные результаты.
Коммуникативные : умение работать в составе групп, в парах, самостоятельно; умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
Ученик должен знать : характерную организацию рыб, их строения, особенности жизнедеятельности водных животных , их значение в природе и роль в жизни человека.
Ученик должен уметь : сравнивать рыб с представителями других царств органического мира, выделять признаки характерные рыбам, как водным животным .
Информационный материал : презентация, листы с дополнительной информацией.
Демонстрационный материал : живая рыба, влажный препарат
Интерактивный материал : презентация
Раздаточный материал: лист оценивания достижений учащихся на уроке, карандаши, листы ватмана.
2. Работа в парах, группах.
Ключевые точки содержания урока: строение бактериальной клетки, формы бактерий, особенности жизнедеятельности, роль бактерий.
Тип урока: усвоение новых знаний и умений.
Технология урока, направленная на реализацию
Мастерская “Золотая рыбка ”
предполагает создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика
Вспомните сказки в которых говорится о рыбах ( Сказка о рыбаке и рыбке, по щучьему велению».. и т.д.
-что общего заметили в этих сказках? ( выловили из воды)
Сформулируйте тему урока.
Тема «Рыбы- водные позвоночные животные»
Поставьте учебные задачи к данному уроку.
Найдите в загадках особенности строения рыб, связанные с жизнью в воде. Подчеркните .
1.Без воздуха живёт,
Холодная, как лёд,
Не хочет пить, а пьёт.
Бронёй блестит, но не звенит
И всё молчит, молчит.
2. У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Скользкий, рукою меня не возьмешь
Хитрый, с колючею спинкою – (ёрш)
Крупное тело, бока будто сжаты
Цвет золотистый, слегка красноватый
Если спокойно сидеть у реки
Можно увидеть – идут пузырьки (лещ)
В воде она живет —
Нет клюва, а клюет.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Весь покрытый слизью липкой,
Очень вкусный в ухе шибко.
Он ленивый, желтобок.
Как зовут его? ( Линек)
— подчеркните слова , характеризующие рыб .( скользкая, холодная, плоская, чешуйчатая ит.д.)
предполагает переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта .
Попробуйте объяснить слова, которые подчеркнули с биологической точки зрения.
Холодная- т.к. хладнокровная
Скользкая- покрыта слизью.
Броней блестит- покрыт чешуей,
Бока будто сжаты- имеет плоское тело.
Вывод: Убедились, что у вас достаточно знаний о рыбах.
3. Социоконстукция — организуется парная работа, убираем боязнь чистого листа.
Класс делится на группы по 2 человека
1 группа — отметить части тела помощью которых рыбы могут передвигаться в воде.
2 группа- отметить органы чувств, которые есть у рыбы .
3 группа- отметить в строении рыбы покровы и окраску тела.
4. социализация – объединение в малые группы по 5 человек
процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской.
На большом листе бумаги нарисовать рыбу.( трудности написать на отдельном листе).
Выполнение Л\Р. «Внешнее строение речного окуня»
Афиширование ( текст, стих, рисунок, проект и т.д.)
Результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской, организуется афиширование
работ учеников и мастера, «презентация» различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов… Основная задача этапа – обеспечить, признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта
Ведущий обращает внимание детей на вопросы, записанные при выполнении рисунка рыбы остались ли на данном этапе неясные моменты? Используется групповое обсуждение, некоторые, наиболее сложные вопросы могут быть оставлены для домашнего решения. Например: мастер не торопится ответить на вопрос: “Пьют ли рыбы воду”? Пусть учащиеся сами отыщут ответ. На следующем уроке все неясные пока вопросы должны быть разрешены.
Разрыв ( дополнительная информация)-
каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие ответов на него, разобраться в калейдоскопе мнений, идей, точек зрения, упорядочить полученный опыт, дополнить его .
Изгибая уплощенное с боков тело и хвост то вправо, то влево, окунь движется вперед. При плавании большую роль играют плавники. Каждый плавник состоит из тонкой кожной перепонки, которая поддерживается костными плавниковыми лучами. При растопыривании лучей кожа между ними натягивается и поверхность плавника увеличивается. На спине окуня помещаются два с пинных плавника : передний большой и задний поменьше . Число спинных плавников у разных видов рыб может быть различным. На конце хвоста находится большой двухлопастный хвостовой плавник , на нижней стороне хвоста — анальный . Все эти плавники непарные. У рыб есть и парные плавники — их всегда две пары. Грудные парные плавники (передняя пара конечностей) помещаются у окуня по бокам тела позади головы, брюшные парные плавники (задняя пара конечностей) — на нижней стороне туловища. Главную роль при движении вперед играет хвостовой плавник . Парные плавники имеют значение при поворотах, остановке, медленном движении вперед и сохранении равновесия.
Спинные и анальный плавники придают телу рыбы устойчивость при движении вперед и крутых поворотах.
Покровы и окраска окуня
Тело окуня покрыто костными чешуйками . Каждая чешуйка своим передним краем погружена в кожу, а задним краем налегает на чешуйки следующего ряда. Все вместе они образуют защитный покров — чешую , не мешающую движениям тела. По мере роста рыбы чешуйки тоже увеличиваются в размере, по ним можно узнать возраст рыбы.
Снаружи чешуя покрыта слоем слизи, которая выделяется кожными железами. Слизь уменьшает трение тела рыбы о воду и служит защитой от бактерий и плесеней.
Как у большинства рыб, брюхо окуня светлее спины. Сверху спина до известной степени сливается с темным фоном дна. Снизу светлое брюхо менее заметно на светлом фоне поверхности воды.
Окраска тела окуня зависит от окружающей среды. В лесных озерах с темным дном она имеет темный цвет, иногда там попадаются даже совсем черные окуни. В водоемах со светлым песчаным дном живут окуни со светлой и яркой окраской. Окунь часто затаивается в зарослях. Здесь зеленоватый цвет его боков с вертикальными темными полосами делает окуня незаметным. Такая покровительственная окраска помогает ему скрываться от врагов и лучше подкарауливать жертву.
рыб приспособлены к функционированию в водной среде. По ее бокам головы расположены два больших глаза. Из-за низкой прозрачности природных вод орган зрения не приспособлен к дальнему видению, глаза с уплощенной роговицей и округлым хрусталиком.
На верхней части головы видны две пары небольших отверстий — ноздри, ведущие в обонятельный орган. Обоняние у рыб хорошо развито, позволяет держаться в стае и обнаруживать пищу. Велико значение обоняния и «химической памяти» у мигрирующих рыб, с помощью которых они находят места нерестилищ.
Орган слуха и равновесия представлен только внутренним ухом, расположенным в черепе, ушной раковины и слухового прохода нет. Большая скорость распространения звуковых колебаний в воде и высокая звукопроводимость тканей тела рыб позволяют достаточно хорошо воспринимать звуки при относительно простом строении органа слуха.
Исключительно важную роль в жизни рыб играет орган боковой линии . Он представлен продольными каналами, лежащими по бокам тела в коже и сообщающимися с наружной средой отверстия. Они воспринимают изменения давления воды. С помощью боковой линии рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение или удаление хищника, добычи или партнера по стае, избегают столкновения с подводными предметами.
Источник