- Практическое занятие «Свойства воды» опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Задачи по гидростатике с решениями
- Задачи по гидростатике с решениями
- Задача №1 на гидростатику
- Задача №2 на гидростатику
- Задача №3 на гидростатику
- Задача №4 на гидростатику
- Задача №5 на гидростатику
- Вопросы по гидростатике
- Гидростатика: немного теории
- Давление и плотность
- Закон Паскаля и основное уравнение гидростатики
- Закон Архимеда и условия плавания тел
Практическое занятие «Свойства воды»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Проведение опытов с водой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_zanyatie_svoystva_vody.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Северо-Восточное окружное управление образования
ГБОУ СОШ № 2044 (СП № 2)
на тему: «Свойства воды»
с детьми старшего дошкольного и
младшего школьного возраста
П рактическое занятие «Свойства воды»
Цель: В процессе опытов и практических работ познакомить учащихся с некоторыми
формировать умение ставить опыты и вести наблюдение;
учить делать выводы по результатам наблюдений;
учить понимать детей, какую роль имеет вода в жизни человека.
Материал: баночки, стаканы, ложечки, воронка, марля, соль, сахар, песок, пенопласт, нитки, зонтик, чайник электрический, зеркало, гуашь, шарик, надписи «вода», «Н2О», «Исследовательская лаборатория», все необходимое для чаепития.
Сегодня мы познакомимся, как считают ученые, с «наиболее драгоценным ископаемым нашей планеты». А вот что это за ископаемое вы мне скажите, когда отгадаете загадку.
«Я и льдинка голубая, я и капля дождевая,
Я снежинка вырезная, я по травке разлита.
Догадайся, кто же я?» (вода)
-По каким признакам догадались?
«Все слыхали о воде?
Говорят она везде!
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!»
Вода – это вещество в виде жидкости, не имеющая ни цвета, ни запаха. Химическая формула воды Н2О.
Вода бывает в твердом состоянии (лед, иней, снег), в газообразном (пар) и в жидком состоянии. На земном шаре около 71% поверхности Земли покрыто водой: морями, океанами, озерами, реками.
Все живые организмы частично состоят из воды. Вода является важнейшим пищевым веществом для всех живых существ на планете Земля.
Вода может быть пресной, дождевой, морской, подземной, минеральной, соленой, питьевой, водопроводной, дистиллированной, сточной, ливневой, мертвой и живой (из сказок), святой(согласно религиозным учениям), талой,- это ответы взрослых детей.
Сегодня мы познакомимся с «наиболее драгоценным ископаемым нашей планеты -водой», и некоторыми свойствами воды. Для этого мы с вами поиграем в игру: станем с вами на некоторое время исследователями. Представьте, что к нам в лабораторию поступило вещество неизвестного происхождения.
Наша цель: установить, что это за вещество; определить его свойства.
ОПЫТ № 1 «Переливание воды из одного сосуда в другой».
— что произошло с водой; какое свойство обнаружили?
Вывод: вода текуча, находится в жидком состоянии, это жидкость.
ОПЫТ № 2 «Имеет ли жидкость собственную форму?»
Наливаем одну и ту же жидкость в сосуды разной формы.
— Имеет ли вода собственную форму или она принимает форму сосуда?
Вывод: вода не имеет собственной формы.
ОПЫТ № 3 «Имеет ли эта жидкость запах?»
Так как перед нами жидкость неизвестного происхождения (она может быть с резким запахом), нюхать надо, соблюдая меры предосторожности. Сосуд держим на расстоянии, рукой совершаем волнообразные движения – подгоняем воздух к себе.
— Имеет ли наша жидкость запах?
Вывод: жидкость запаха не имеет.
ОПЫТ № 4 « Определение цвета»
С помощью цветных полосок или любых предметов, опускаемых в сосуд с жидкостью, определяем цвет жидкости.
— Имеет ли жидкость цвет?
— Видны ли цветные полоски в сосуде?
Вывод: вода бесцветна, прозрачна.
ОПЫТ № 5 «Проба на вкус»
-Какой вкус имеет вещество? (Пробуем ложечкой, но только капельку, чтобы убедиться, что это неопасно.).
Вывод: жидкость не имеет вкуса.
ОПЫТ № 6 «Вода – растворитель»
В один стакан кладем ложку сахара. В другой стакан – соль. Размешиваем.
— Видим ли мы теперь сахар, соль? Что произошло?
-Какой вкус стал у воды?
Вывод: сахар, соль в воде растворились. Вода стала сладкой, соленой. Вода является растворителем.
ОПЫТ № 7 «Очистка грязной воды»
Представим, что нам нужна питьевая вода, а у нас ее нет. Недалеко находится водоем, но вода в этом водоеме не очень чистая: мутная, с мусором.
— Можно ли эту воду сразу пить из реки?
-Что сделать, чтобы ее можно было пить? Как ее очистить?
Надо воду очистить через фильтр – устройство для очистки воды, в котором есть активированный уголь.
Вывод: вода фильтруется (очищается от нерастворимых примесей).
ОПЫТ № 8 «Холодное – горячее»
Наливаем холодную воду из-под крана в электрический чайник и подогреваем(становится теплой), затем доводим до кипения (стала очень горячей)
Вывод: воду можно нагреть.
ОПЫТ № 9 «Превращение воды в лед и пар».
Воду замораживаем в холодильнике. Получаем лед. Размораживаем лед – получается вода. Воду в чайнике доводим до кипения, подносим к чайнику зеркало. Получаем на зеркале пар. Пар превращается в капельки (в воду).
Вывод: вода существует в трех состояниях: жидком (вода), твердом (лед), газообразном (пар).
Опыт № 10 «Впитывание влаги».
Берем кусочки х/б материала, бумажную салфетку.
-Что произошло? Салфетка, х/б тряпочка впитали в себя воду.
-Вы очень любите ходить по лужам! Какие сапоги у нас промокнут от воды: резиновые или кожаные?
-Если сапоги промокли, вы скажите «Сапоги мои того – пропускают Н2О!»
Вывод: Вода может впитываться.
Опыт № 11 «Тонет-не тонет!»
Берем тяжелый предмет (камушек, бусинка, гайка), кладем его в воду. Он погрузился на дно.
Легкий предмет (бумажный кораблик, пенопласт) не тонет.
Вывод: Предметы могут оставаться на поверхности воды; могут погружаться на дно.
Фокус: «Спрячь красный железный шарик в стакане с водой»
Если бросить красный шарик в прозрачную воду, то мы его сможем видеть. Чтобы спрятать шарик, необходимо сначала добавить в воду красную гуашь и размешать. Вода станет красной. Только после этого можно в воду красного цвета бросить красный шарик.
Если захотите спрятать зеленый шарик – надо использовать зеленую гуашь. А белый шарик хорошо спрячется в такой жидкости, как молоко!
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗОЛУШКИ.
Золушку и мачеху с дочерьми пригласили во дворец. Золушка приготовила всем красивые наряды, сшила и себе платье. Но злая мачеха не хотела, чтобы Золушка поехала с ними на бал. Она перемешала песок, соль и пенопласт и приказала все эти вещества отделить друг от друга. Как это можно сделать?
Это можно сделать при помощи воды!
Сначала нальем в тазик, в котором находится соль, пенопласт и песок, немного воды. Пенопласт в воде не тонет, он всплывет на поверхность. Мы его соберем ложкой. Если присмотреться, то соли мы не увидим, так как она растворилась в воде. Чтобы отделить фасоль от соленой воды, необходимо воду пропустить через плотный слой марли. Соленая вода стечет в емкость, а песок останется в марле. Но вот беда… Как же снова получить соль?
Для этого мы положим в емкость с соленой водой ниточки и оставим все это на несколько дней в покое. Через некоторое время мы увидим, что вода у нас испарилась, а в емкости лежат красивые кристаллики. Из кристалликов, которые прилипли к ниточке, можно сделать браслет. Осталось нам попробовать кристаллики на вкус. Они очень соленые. Вот таким образом мы и отделили соль от воды. (Опыт с кристалликами можно проделать задолго до этого занятия)
В целях закрепления материала проводим «Чаепитие».
Завариваем чай (сначала прозрачная, бесцветная, без запаха, потом становится красновато-коричневатого цвета), разливаем по стаканам (принимает форму сосуда, текуча, вода — жидкость, без вкуса), кладем и размешиваем сахарный песок (является растворителем, чай стал сладким), из стакана и из чайника идет пар, Если долго пить чай – он будет остывать.
Всем приятного чаепития!
Все фотографии практического занятия «Свойства воды» представлены в разделе «Мой альбом»
Источник
Задачи по гидростатике с решениями
- 12 Январь 2021
- 10 минут
- 25 773
В последнее время мы разбирали решения многих простейших физических задач по разным темам: законы Ньютона, сила трения, свободное падение и т.д. Пришла пора взяться за что-то посложнее. Сегодня решаем задачи по теме «гидростатика».
За полезными лайфхаками и новостями студенческой жизни добро пожаловать на наш телеграм-канал.
Задачи по гидростатике с решениями
Задача №1 на гидростатику
Условие
B кувшине с водой плавает кусок льда. Как изменится уровень воды в сосуде, когда лед растает?
Решение
По условию плавания тел:
V – объем погруженной в воду части льда. После таяния льда образуется объем воды:
Как видим, объемы совпадают. Это значит, что при таянии льда его объем будет заменен таким же объемом воды.
Ответ: уровень не изменится.
Задача №2 на гидростатику
Условие
Кочан капусты массой 8 кг и объемом 10 л опускают в воду. Какой объем кочана окажется над водой?
Решение
Кочан плавает на поверхности, на него действуют сила Архимеда и сила тяжести:
Здесь V – объем кочана, погруженный в воду. Чтобы узнать объем кочана над водой, нужно из общего объема вычесть погруженный:
В одном кубическом метре – тысяча литров.
Ответ: 2 литра.
Задача №3 на гидростатику
Условие
Каково давление на дне озера глубиной 5 м? Атмосферное давление принять равным 100 кПа.
Решение
Вспоминаем основное уравнение гидростатики и записываем:
Ответ: 150 кПа.
Задача №4 на гидростатику
Условие
Вес тела в вакууме 2,6Н, в воде 1,6Н. Плотность воды 1000кг/м3. Определите плотность тела.
Решение
Вес – сила, с которой тело действует на опору. В воде вес меньше, так как на тело действует сила Архимеда, которая стремиться «поднять» его. В вакууме вес тела равен силе тяжести.
Ответ: 2600 кг/м3.
Задача №5 на гидростатику
Условие
Гидростатическое давление жидкости увеличилось в 5 раз. Как при этом изменилась высота столба жидкости в сосуде?
Решение
Формула для гидростатического давления:
Так как плотность жидкости и ускорение свободного падения остаются неизменными, можно сделать вывод, что высота столба жидкости увеличилась в пять раз.
Ответ: высота увеличилась в 5 раз.
Кстати! Для наших читателей действует скидка 10% на любой вид работы.
Вопросы по гидростатике
Вопрос 1. Что такое гидростатический парадокс?
Ответ. Гидростатический парадокс – явление, когда вес жидкости в сосуде не совпадает с весовым давлением, которое она оказывает на стенки сосуда. Возникает в сосудах конусообразной формы.
Вопрос 2. Какие есть внесистемные единицы изменения давления:
Ответ. Внесистемные единицы давления:
- миллиметр ртутного столба;
- бар;
- атмосфера.
Вопрос 3. В условиях физических задач часто можно встретить формулировку «нормальные условия». Что этот значить?
Ответ. Это значит, что давление нужно брать равным 101325 Па (или 760 мм рт. ст.), а температуру – 0 градусов Цельсия (или 273 Кельвина).
Вопрос 4. Что такое сообщающиеся сосуды?
Ответ. Сообщающиеся сосуды – это емкости, соединенные между собой. Жидкость может свободно перетекать из одного сосуда в другой. Уровень жидкости с одной плотностью в сообщающихся сосудах всегда одинаков. Простейший пример сообщающихся сосудов: обычный чайник. Если мы нальем в него воду, уровень будет одинаковым как в носике, так и в основном объеме. Если же плотности жидкостей разные, то выше будет уровень той, у которой плотность меньше.
Вопрос 5. Что такое гидравлический пресс?
Ответ. Гидравлический пресс – устройство, в основе действия которого лежит закон Паскаля и принцип сообщающихся сосудов. Пресс состоит из двух соединённых и заполненных маслом цилиндров: узкого и широкого. При нажатии на поршень узкого цилиндра, широкий цилиндр получает во столько раз большее давление, во сколько раз площадь большего поршня больше площади меньшего поршня.
Гидростатика: немного теории
Гидростатика – раздел физики, изучающий равновесие жидкостей.
Равновесие жидкостей – очень важный раздел. Например, если вы выпили много пива, просто необходимо, чтобы оно находилось в равновесии. Но шутки в сторону! Какие фундаментальные понятия нужно знать, чтобы решать задачи по гидростатике?
Давление и плотность
Давление – физическая величина, равная отношению модуля силы, перпендикулярно действующей на поверхность, к площади этой поверхности.
Давление столба жидкости называют гидростатическим, а измеряется оно в Паскалях. Гидростатическое давление столба жидкости высотой h на дно сосуда рассчитывается по формуле:
Греческое «ро» — плотность жидкости. Плотность измеряется в килограммах на кубический метр и равна отношению массы тела к его объему.
Жидкость – изотропная среда. Это значит, что ее свойства одинаковы в любой ее точке.
Закон Паскаля и основное уравнение гидростатики
Давление, оказываемое на жидкость или газ передается в любую точку этой жидкости одинаково и во всех направлениях.
Это и есть закон Паскаля. Согласно ему, давление жидкости зависит только от плотности жидкости и высоты ее столба. На глубине h жидкость оказывает одинаковое давление как на дно, так и на стенки сосуда.
В данном случае р нулевое – давление столба воздуха (атмосферы), которое действует на жидкость.
В своей другой формулировке основное уравнение гидростатики показывает, что гидростатический напор является постоянной величиной для всего объема неподвижной жидкости. Здесь мы не будем останавливаться на этом понятии, так как оно изучается в курсе гидравлики.
Закон Архимеда и условия плавания тел
Закон Архимеда – еще одна важнейшая часть гидростатики. Он гласит:
На тело, погруженное в газ или жидкость действует выталкивающая сила, равная весу жидкости (газа) в объеме погруженной части тела. Эта сила называется силой Архимеда.
Тело плавает, если выталкивающая сила Архимеда больше действующей на него силы тяжести. Это же условие можно переписать, используя понятие плотности: тело будет плавать, если плотность жидкости больше, чем плотность тела.
Подробнее о законе Архимеда и фактах из жизни этого выдающегося античного инженера читайте в нашем отдельном материале.
Нужна помощь в решении задач? Обращайтесь в профессиональный студенческий сервис за качественным и быстрым объяснением.
Источник