Предотвращение загрязнения моря
Основным документом, регламентирующим охрану окружающей среды на море, является International Convention for Prevention of Pollution from Ships, 1973/78 – MARPOL.
МАРПОЛ-73/78 использует следующие определения терминов:
вредное вещество – любое вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, причинить вред живым ресурсам,морской флоре и фауне, нарушить природную привлекательность моря в качестве места отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря;
сброс – любой выброс с судна, какими бы причинами он не вызывался, утечка, удаление, разлив, протечка, откачка, выбрасывание или опорожнение любых веществ или стоков;
нефть – это нефть в любом виде, включая сырую нефть, жидкое топливо,нефтесодержащие осадки и очищенные нефтепродукты;
нефтесодержащие продукты – смесь с любым содержанием нефти.
Судно обязано иметь Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью (International Oil Pollution Prevention Certificate).
Сообщения о случаях загрязнения моря нефтью
Сообщения о случаях загрязнения моря нефтью или обнаружении загрязненной поверхности в море даются прибрежному государству при помощи наиболее быстрого и доступного средства связи с максимально возможной скоростью в установленном формате сообщения. Сведения о формате сообщения для конкретного государства содержатся в Admiralty List of Radio Signals, Vol. 1, а общая форма помещена в МАРПОЛ-73/78.
Если судно находится в порту, то обо всех случаях загрязнения моря нефтью должны быть немедленно извещены портовые власти и предприняты все действия,препятствующие распространению нефти.
Чаще всего загрязнение моря с судов, находящихся в порту, происходит во время проведения бункеровочных или грузовых операций на танкерах.
С приходом судна в порт бункеровки капитан должен получить от портовых властей или агента сведения о действующем в данном порту порядке передачи сообщений о разливах нефти и номерах контактных телефонов для связи при разливах, о существующем в порту порядке привлечения специализированного персонала и портовых средств, занимающихся устранением разлива нефти.
В случае разлива нефти необходимо:
немедленно прекратить нефтяные операции;
объявить общесудовую тревогу;
начать удаление разлива нефти всеми доступными способами;
проинформировать портовые власти о случае и причинах разлива (если топливо попало за борт);
при попадании нефти за борт – вызвать нефтесборщик;
предпринять другие действия, способствующие немедленному удалению нефти с палубы судна.
Все действия по подготовке к бункеровке и ее проведению, а также в случае разлива нефти и устранения разлива должны фиксироваться в судовом журнале.
Кроме того, на каждом судне должен находиться «План борьбы с разливом нефти», одобренный Регистром или другими компетентными органами.
Выброс и разлив нефтепродуктов
Предотвращение загрязнения моря мусором
Под термином мусор (Garbage) понимаются все виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, перечисленных в МАРПОЛ-73/78. Запрещается выбрасывать в море вне зависимости от расстояния до ближайшего берега все виды пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора. Для их сбора на судне устанавливается закрываемая крышкой емкость, а по приходу в порт этот мусор сдается на берег.
Выбрасывание в море мусора производится в том случае, если расстояние до ближайшего берега составляет не менее:
25 миль — для обладающих плавучестью сепарационных, обшивочных и упа- ковочных материалов;
12 миль – для пищевых отходов и другого мусора, включая изделия из бумаги,ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки и аналогичные отбросы;
3 мили – для мусора, прошедшего через измельчитель или мельничное устройство и прошедшего через грохот с отверстиями размером не более 25 мм.
В особых районах запрещается выбрасывать любой мусор, за исключением пищевых отходов на расстоянии не менее 12 миль от ближайшего берега.
К таким районам относятся:
Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Северное, Ирландское,Карибское, Южно-Китайское, Внутреннее Японское моря;
Персидский, Мексиканский заливы;
районы Антарктики, расположенные к югу от 600 южной широты.
Согласно МАРПОЛ-73/78 (п. 3 правила 9 Приложения V) на каждом судне должен быть надлежащим образом оформленный Журнал операций с мусором (Garbage record book).
Ответственность за надлежащее заполнение и своевременное внесение записей в Журнал возложена на старшего помощника капитана.
За 24 часа до прихода судна в порт капитан обязан направить в адрес портовых властей страны захода информацию о наличии мусора на борту согласно установленной форме.
Источник
Приложение IV
Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов (Annex IV Prevention of Pollution by Sewage from Ships)
Содержит требования по контролю загрязнения моря сточными водами. В соответствии с требованиями сброс сточных вод в море запрещен, за исключением случаев, когда сброс осуществляется через одобренную установку обработки сточных вод или, когда судно сбрасывает измельченные и обеззараженные сточные воды, используя одобренную установку на расстоянии более 3-х морских миль от ближайшего берега. Не измельченные и не обеззараженные сточные воды должны сбрасываться на расстоянии более 12 морских миль от ближайшего берега.
К сточным водам относятся:
1. Стоки и отходы из туалетов и писсуаров.
2. Стоки из медицинских помещений, через находящиеся в них раковины, ванны и шпигаты.
3. Стоки из помещений, в которых содержатся живые животные.
4. Все другие сточные воды, если они смешаны с перечисленными выше стоками.
Сборный танк – это танк, используемый для сбора и хранения сточных вод.
Выражение «от ближайшего берега» означает отсчет расстояния от исходной линии, отсчета территориальных вод, за исключением того, что для целей настоящей Конвенции выражение «от ближайшего берега» у северо-восточного побережья Австралии следует понимать, как от линии, проведенной от точки на побережье Австралии с координатами:
- Широта 11°00,0′ Ю; Долгота 142°08,0′ В;
- Широта 10°35,0′ Ю; Долгота 141°55,0′ В;
- Широта 10°00,0′ Ю; Долгота 142°00,0′ В
- Широта 09°10,0′ Ю; Долгота 143°52,0′ В
- Широта 09°00,0′ Ю; Долгота 144°30,0′ В
- Широта 10°41,0′ Ю; Долгота 145°00,0′ В
- Широта 13°00,0′ Ю; Долгота 145°00,0′ В
- Широта 15°00,0′ Ю; Долгота 146°00,0′ В
- Широта 17°30,0′ Ю; Долгота 147°00,0′ В
- Широта 21°00,0′ Ю; Долгота 152°55,0′ В
- Широта 24°30,0′ Ю; Долгота 154°00,0′ В
- Широта 24°42,0′ Ю; Долгота 153°15,0′ В.
Особый район означает морской район, где по признанным техническим причинам, относящимся к его океанографическим и экологическим условиям, и специфике судоходства по нему, необходимо принятие особых мер предотвращения загрязнения моря сточными водами.
Особыми районами являются:
1. Балтийское море.
2. Любой другой морской район, назначенный Организацией в соответствии с критериями и процедурами назначения особых районов в отношении предотвращения загрязнения сточными водами с судов.
Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами выдается на срок не более 5 лет.
Системы для обработки сточных вод
1. Каждое судно, оборудуется одной из следующих систем:
а) Одобренной установкой для обработки сточных вод типа.
б) Одобренной системой измельчения и обеззараживания сточных вод и сборным танком для временного хранения сточных вод, когда судно находится на расстоянии менее 3 морских миль от ближайшего берега.
в) Одобренным сборным танком, достаточной вместимости, для хранения всех сточных вод. Сборный танк должен иметь одобренную конструкцию и средство визуальной контроля объема его содержимого.
Стандартное фланцевое соединение
Для обеспечения возможности присоединения труб приемных сооружений к судовому сливному трубопроводу предусмотрены стандартные фланцевые соединения.
Стандартное фланцевое соединение | |
Описание | Размер |
Внешний диаметр фланца | 210 миллиметров |
Внутренний диаметр фланца | В соответствии с внешним диаметром трубы |
Диаметр окружности центров отверстий под болты | 170 миллиметра |
Прорези во фланце для соединительных болтов | 4 отверстия, диаметром 18 миллиметров располагаются равномерно по диаметру окружности центров отверстий под болты. Ширина прорези должна быть 18 миллиметров. |
Толщина фланца | 16 миллиметров |
Болты с гайками; количество и диаметр. | 4 штук, диаметр 16 миллиметров, достаточной длины. |
Фланец предназначен для соединения труб с внутренним диаметром до 100 миллиметров и должен изготавливаться из стали или равнозначного по прочности материала, имеющего гладкую поверхность. Фланец, вместе с маслостойкими уплотнительными прокладками, должен выдерживать рабочее давление 600 кПа. |
Для судов, имеющих теоретическую высоту борта 5 м и менее, внутренний диаметр сливного соединения может быть равным 38 миллиметров.
Сброс сточных вод
Сброс сточных вод с непассажирских судов во всех районах, и сброс сточных вод с пассажирских судов за пределами особых районов:
1) Сброс в море сточных вод запрещается, кроме случаев, когда применяется один из видов сброса:
а) Сбрасываются измельченные и обеззараженные сточные воды на расстоянии более 3 миль от ближайшего берега, используя одобренную систему, или сбрасываются неизмельченные и необеззараженные сточные воды на расстоянии более 12 миль от ближайшего берега при условии, что накопленные в сборных танках сточные воды, сбрасываются не мгновенно, а постепенно, на скорости не менее 4 узлов. Интенсивность сброса должна быть одобрена Администрацией флага, на основе нормативов ИМО.
б) На судне действует одобренная установка для обработки сточных вод, которая удовлетворяет эксплуатационным требованиям, предусмотренным правилом 9.1.1, и сток не дает видимых плавающих твердых частиц и не вызывает изменения цвета окружающей воды.
Если сточные воды смешаны с отходами или другими загрязненными водами, на которые распространяются другие Приложения Конвенции МАРПОЛ, в дополнение к требованиям настоящего Приложения выполняются требования этих Приложений.
Исключения:
Правила, регулирующие сброс сточных вод, не применяются в следующих случаях:
1. Когда сброс осуществлен для обеспечения безопасности судна и людей или для спасения человеческой жизни на море.
2. Когда сброс произошел в результате повреждения судна или его оборудования при условии, что до и после случившегося повреждения, были приняты все разумные предупредительные меры для предотвращения или сведения к минимуму такого сброса.
Источник
Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов
ПРИЛОЖЕНИЕ IV
К КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ-73/78
“Правила предотвращения загрязнения
сточными водами с судов”
ANNEX IV
OF MARPOL-73/78
“REGULATIONS FOR THE PREVENTION
OF POLLUTION BY SEWAGE FROM SHIPS”
Приложение IV – Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов – состоит из 11 правил и Дополнения.
Приложение пока в силу вступило с 01.08.05г.
Правило 1 определяет “сточные воды” как стоки и прочие отходы из всех типов туалетов, медицинских помещений, камбуза, помещений, в которых содержатся живые животные, и прочие сточные воды, если они смешаны с перечисленными стоками.
Согласно Правилу 2 положения настоящего Приложения применяются:
– к новым судам валовой вместимостью 200 и более;
– к новым судам валовой вместимостью менее 200, которым разрешается перевозить более 10 человек;
– к новым судам, для которых валовая вместимость не замеряется и которым разрешается перевозить более 10 человек;
– к существующим судам валовой вместимостью 200 и более через 10 лет после вступления в силу настоящего Приложения;
– к существующим судам валовой вместимостью менее 200, которым разрешается перевозить более 10 человек, через 10 лет после вступления в силу настоящего Приложения;
– к существующим судам, для которых валовая вместимость не замеряется и которым разрешается перевозить более 10 человек, через 10 лет после вступления в силу настоящего Приложения.
Для целей настоящего Приложения:
1. “Новое судно” означает судно:
а) контракт на постройку которого заключен, или, при отсутствии контракта на его постройку, киль которого заложен, или которое находится в подобной стадии постройки на день вступления в силу настоящего Приложения или позже; или
b) поставка которого осуществляется через три года или более после дня вступления в силу настоящего Приложения.
2. “Существующее судно” означает судно, не являющееся новым судном.
В соответствии с Правилом 3:
1. Каждое судно, от которого требуется выполнение положений настоящего Приложения и которое совершает рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией другим Сторон Конвенции, подлежит установленным ниже освидетельствованиям:
а) первоначальному освидетельствованию перед вводом судна в эксплуатацию или перед первичной выдачей Свидетельства, требуемого Правилом 4 настоящего Приложения, которое проводится, чтобы удостовериться, что:
(i) если судно оборудовано установкой для обработки сточных вод, то эта установка отвечает эксплуатационным требованиям, основанным на нормативах и методах испытаний, разработанных Организацией;
(ii) если судно оснащено системой для измельчения и обеззараживания сточных вод, то тип этой системы одобрен Администрацией;
(iii) если судно оборудовано сборным танком, то вместимость такого танка удовлетворяет Администрацию как достаточная для хранения всех сточных вод с учетом эксплуатации судна, числа лиц, находящихся на борту, и других относящихся к делу факторов и имеется способ для визуального определения количества содержимого сборного танка; и
(iv) судно оборудовано трубопроводом, выведенным наружу к месту, удобному для сброса сточных вод в приемное сооружение, и этот трубопровод оснащен стандартным сливным соединением в соответствии с Правилом 11 настоящего Приложения.
b) периодическому освидетельствованию через промежутки времени, установленные Администрацией, но не превышающие пяти лет, чтобы удостовериться, что оборудование, устройства, приспособления и материалы полностью удовлетворяют применимым к ним требованиям настоящего Приложения.
Правило 4 излагает, что:
1. Международное Свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами (1973 г.) выдается каждому судну, совершающему рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией других Сторон Конвенции, после его освидетельствования в соответствии с положениями Правила 3 настоящего Приложения.
2. Такое Свидетельство выдается Администрацией либо лицом или организацией, должным образом ею уполномоченными. В каждом случае Администрация несет полную ответственность за Свидетельство.
Правило 5 предусматривает выдачу Свидетельства другим Правительством при условии, что на судне выполнены все положения настоящего Приложения, которое выдает или поручает выдать судну Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами (1973 г.) в соответствии с настоящим Приложением.
В Правиле 6 указано, что Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами (1973 г.) составляется на официальном языке выдающей стороны по форме, соответствующей образцу, приведенному в Дополнении к настоящему Приложению. Если используемый язык не является английским или французским, то текст Свидетельства должен содержать перевод на один из этих языков.
В соответствии с Правилом 7 Международное Свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами (1973 г.) выдается на срок, установленный Администрацией, но не превышающий пяти лет со дня его выдачи.
В Приложении IV особых районов для сброса сточных вод Конвенцией не предусмотрено.
Сброс сточных вод в море запрещается, за исключением случаев, когда выполняются сразу все следующие условия:
1) судно постепенно сбрасывает сточные воды, измельченные и обеззараженные в судовой установке:
– методы и устройства сброса одобрены;
– судно имеет действующее Международное Свидетельство;
– судно находится на расстоянии более 4 морских миль от ближайшего берега и скорость не менее 4 узлов;
2) судно постепенно сбрасывает не измельченные и не обеззараженные сточные воды:
– судно должно быть на расстоянии более 12 морских миль от ближайшего берега;
– судно имеет скорость не менее 4 узлов.
3) судно сбрасывает обработанные сточные воды, используя установку для обработки сточных вод:
– методы и устройства сброса одобрены;
– судно имеет действующее Международное Свидетельство;
– сброс не должен приводить к появлению видимых плавающих твердых частиц и вызывать изменение цвета окружающей воды.
Если сточные воды смешаны с другими загрязненными водами, сброс которых подпадает под другие требования, то применяются более строгие требования.
В территориальных и внутренних водах любых государств сброс сточных вод с судов может производиться в соответствии с национальными правилами этих государств, если ими установлены менее строгие требования, чем требования МАРПОЛ-73/78.
Исключения, содержащиеся в Правиле 9, аналогичны исключениям, содержащимся в других приложениях.
В соответствии с Правилом 10 правительства обязуются предусмотреть в портах и терминалах сооружения для приема сточных вод.
Правило 11 содержит требования к стандартным сливным соединениям.
Для обеспечения возможности присоединения труб приемных сооружений к судовому сливному трубопроводу оба трубопровода оснащаются стандартным сливным соединением в соответствии со следующей таблицей:
Для судов, имеющих теоретическую высоту борта 5 м и менее, внутренний диаметр сливного соединения может быть равным 38 мм.
Источник