Стройка длиною в 23 года. Как возводили Президентский мост и в чем его уникальность
Когда, спустя 23 года, наконец, завершили строительство этого объекта, на некоторое время он стал самым длинным мостом России и №1 в мире среди речных мостов балочного типа. А для города новое сооружение принесло настоящее спасение — пришел конец многочасовым пробкам и загруженности улиц.
Как все начиналось
В октябре 1916 года в Симбирске ( нынешнем Ульяновске ) состоялось торжественное открытие железнодорожного моста через Волгу, получившего громкое имя Императорский. В 1950-х это двухкилометровое сооружение подвергалось реконструкции, вследствие чего было открыто и автомобильное движение. Последний раз капитальный ремонт производился в позапрошлом десятилетии.
Еще в советский период возникла необходимость в строительстве второго моста, так как поток машин увеличивался с каждым годом, и действующее сооружение уже не справлялось с нагрузкой, да и его техническое состояние становилось все хуже. К тому же на левом берегу запланировали крупный авиазавод и целый микрорайон на 250 тыс. жителей.
К разработке проекта нового мостового перехода приступили в 1980 году, а через шесть лет с возведения необходимой сопутствующей инфраструктуры стартовали работы в районе будущего объекта. Окончательно проект утвердили в ноябре 1988 года, тогда же забетонировали первую опору.
Непосредственное участие в обсуждении вопроса о необходимости нового сооружения принимал будущий президент Азербайджана Гейдар Алиев, занимавший тогда пост первого заместителя председателя Совета Министров СССР и курирующий в частности транспортную сферу в стране.
На стройку съезжались люди с самых разных регионов, приехало и немало рабочих, несколькими годами ранее трудившихся на Байкало-Амурской магистрали. Возводили объект на Волге в три смены, и первое время все шло по плану, ударными темпами.
Монтаж первого пролетного строения завершили к середине 1991-го. Причем строительство начали с середины. Сдать объект в эксплуатацию изначально планировалось к 1995 году к 125-летию со дня рождения В. И. Ленина. После распада СССР президент России Борис Ельцин подписал указ, который предполагал завершение проекта на год позже. Но в итоге весной 1995-го стройка ввиду отсутствия финансирования и вовсе остановилась.
Денег нет, стройка стоит, пробки растут
Готовый пролет одиноко стояли посреди реки, а на старом мосту продолжали расти многокилометровые очереди из машин — знаменитые в прошлом пробки на Майской горе. Да и сам город буквально задыхался от выхлопных газов большегрузного транспорта, который через центр шел к единственной дороге через Волгу.
Однако наиболее сложный этап проекта — под водой — был к этому времени выполнен почти полностью, что составляло чуть более половины от общего объема монтажных работ. Попытки найти деньги к успеху не привели. Тогда пытались обращаться в самые разные структуры и коммерческие организации, писали премьер-министру и главе государства. Но в итоге решение о возобновлении строительства приняли лишь через три года после заморозки, хотя фактические работы стартовали только в 2002 году.
Проект пришлось немного пересмотреть и отказаться от вантовых конструкций ради удешевления, что отразилось на внешнем виде сооружения. Немалую роль в успешном завершении проекта сыграл С. И. Морозов, занимавший с 2000 по 2004 годы пост мэра Димитровграда, а с 2005-го и до апреля 2021 года — губернатора Ульяновской области.
Долгожданное открытие
Официальное открытие движения по мосту состоялось 24 ноября 2009 года. Хотя фактически транспорт по новой дороге через Волгу впервые пошел одиннадцатью днями ранее, когда из-за ЧП на сутки закрыли Императорский мост.
На торжестве по случаю ввода объекта в эксплуатацию, помимо губернатора области, присутствовали главы государств России и Азербайджана — Дмитрий Медведев и Ильхам Алиев. Последний был приглашен ввиду активного участия его отца в этом проекте на начальном этапе.
Сооружение состоит из 25 двухъярусных металлических пролетов средней протяженностью 220 м и весом около 4 тыс. тонн. Протяженность надводной части конструкции — 5,8 км, а общая длина мостового перехода — почти 13 км, включая шесть путепроводов. Ширина моста по верхнему ярусу составляет 25 м ( 4 полосы ). Высота опор у правого берега — 60 м, у левого — 11, из-за чего объект издали напоминает трамплин.
Интересно, что нижний ярус изначально задумывался в качестве метромоста под скоростной трамвай, позже рассматривался вариант запуска троллейбусного маршрута. Но в конечном итоге эти идеи реализованы не были. С другой стороны, сегодня по мосту можно проезжать на велосипеде, что проектом не было предусмотрено.
Объект получил не менее громкое имя, чем старый Императорский мост: всеобщим голосованием его нарекли Президентским. В общей сложности на реализацию проекта потратили свыше 38 млрд руб. Пропускная способность моста составляет около 40 тыс. транспортных средств в сутки.
Новые инженерные решения
При реализации проекта был применен целый ряд инновационных технологий. Например, впервые в истории мостостроения при устройстве фундамента использовали буронабивные сваи с уширенной пятой. Для монтажа пролетных строений, которые собирали на берегу, а после буксировали по воде к месту установки, разрабатывалась специальная технология, позволившая сократить время работ почти на год, правда, и стоило это дороже. Впоследствии технологию частично применяли при строительстве моста в Керченском проливе. В качестве нижнего слоя покрытия мостового полотна использовали полимерасфальтобетон, что должно было увеличить гарантийный срок эксплуатации дороги.
Ровно через два года после открытия движения по мосту, на правом берегу была готова новая развязка, при строительстве которой также были применены современные материалы и технологии. В настоящее время продолжается строительство левобережной развязки. Проект предполагает новую дорогу от моста ( 2,6 км ), три путепровода, надземный пешеходный переход и велодорожки. Завершить все работы планируется осенью 2021 года.
Источник
Нетипичный Ульяновск: Императорский и Президентский мост, Волга и катастрофы. Фото Алексея МАРАХОВЦА
А всё-таки уникальный у нас город, Ульяновск: самое широкое место на Волге (27 км), единственное место в России ниже уровня водоёма (Нижняя Терраса), самый длинный мост в России (до 2018 года). В Европе и Штатах этого было бы уже вполне достаточно, чтобы место появилось на всех национальных туристических картах и проспектах, вроде плотины Гувера или Эресуннского моста. Сегодня мы с вами полетаем над уникальными ульяновскими мостами, увидим их в деталях и в очередной раз скажем:
«Как же всё-таки у нас круто!» 🙂
Начнём с Императорского, или «Старого моста». Кстати, вы знали, что у него есть и пара других, малоизвестных имён: мост Свободы и Симбирский? Его первая, железнодорожная, часть была построена еще в 1916 году.
фото из архива
А в 1958-м была пристроена и автомобильная часть. Длина надводной части — 2089 метров. За свой век (практически ровно сто лет) мост пережил 3 серьёзных инцидента. Первый случился в 1914 году, когда мост был еще на этапе строительства. Загорелись леса, что привело к обрушению третьей фермы. Повреждены оказались также первая и вторая.
фото из архива
Второй инцидент был связан с крупным оползнем Симбирской горы год спустя (да, не везло строителям). А третий, самый жуткий, случился ночью 5 июня 1983 года. Теплоход «Александр Суворов» на полном ходу зашёл в несудоходный шестой пролёт Ульяновского моста и рубкой задел конструкцию. Удар был такой силы, что пролётом срезало рубку, кинозал и дымовые трубы. В это время на верхней палубе гремела дискотека, и было много людей. Но беда не приходит одна — в это же время по мосту следовал грузовой поезд из 53 вагонов, со скоростью 70 км/ч. В результате удара сошли с рельсов 11 вагонов, гружёных углём, зерном и брёвнами. Часть этого груза упала на теплоход, значительно увеличив число жертв. Погибло в ту ужасную ночь не менее 176 человек.
В память об этой трагедии на бетонной дамбе моста позже был установлен чёрный железный крест и кусок покорёженной конструкции. В 2003-2010 годах были заменены на новые все дореволюционные пролёты моста и укреплены его опоры. Существует городская легенда, которая гласит, что в одну из опор первые строители моста замуровали большую серебряную памятную плиту.
Императорский мост является режимным и особо охраняемым объектом. Пешеходное движение по нему запрещено. Хотя на моей памяти был один случай в 90-х, когда из-за сильной метели было перекрыто движение, и людей пускали на мост, чтобы они могли попасть домой. Подъезды к мосту охраняются вооружённой охраной, на дамбе находятся здания мостотряда, где посменно живут и работают мостовики. У них есть своя площадка для игры в пляжный волейбол, плац, и другая инфраструктура для автономного существования. Отличное место, чтобы переждать зомби-апокалипсис. А еще мне иногда снится сон, будто я иду с другими жителями по полуразрушенному и полузатопленному мосту на другую сторону, и волны в некоторых местах захлёстывают меня с головой.
На территории также держат служебных собак, которых тренируют на специальной площадке. Сверху виден образцовый порядок и чистота.
Левый подъезд к мосту тоже круглосуточно охраняется людьми с автоматами Калашникова.
До 2009 года Старый мост был единственной дорогой, связывающей левобережную и правобережную часть города. Если на мосту случалась авария, то для многих жителей этого оборачивалось мини-катаклизмом.
А когда мост перекрывали на ремонт дорожного полотна, то жизнь в городе становилась в разы сложнее. Попасть на другую сторону можно было только на поезде, который курсировал между берегами по расписанию. Некоторые мои знакомые тогда познали, что такое «свадебный поезд». Это когда тебе надо ехать в ЗАГС жениться, а автомобильный мост перекрыт.
Императорский мост является одним из главных символов города, наряду с Мемориалом Ленина и гостиницей Венец. Ульяновские мосты — неотъемлемая часть жизни каждого горожанина и гостя города.
Город вздохнул с облегчением, когда в 2009 году открылся второй мост через Волгу.
Новый мост был назван Президентским, потому что на официальной церемонии открытия присутствовали президент России Дмитрий Медведев и президент Азербайджана Ильхам Алиев. Его пригласили, так как в решении о строительстве моста принимал участие его отец Гейдар Алиев, на тот момент — первый заместитель председателя правительства СССР. Но фактическое открытие состоялось за 11 дней до официального. И опять причиной стала техногенная катастрофа. Вечером 13 ноября 2009 года в Ульяновске начали взрываться склады с крупными боеприпасами ФГУП «31 Арсенал» Министерства Обороны РФ. Так как подъездные пути к старому мосту оказались в зоне поражения, Императорский мост перекрыли и экстренно открыли движение для машин «скорой помощи» и городского транспорта по «новому» мосту. Утром его вновь закрыли.
Мост начали проектировать в 1980 году, поэтому можно считать его моим ровесником. Но, к сожалению, период стройки попал на времена разрухи и закончить его смогли только 29 лет спустя. Примечательно, что строить его начали с середины. Поэтому долгое время посреди реки стояло несколько пролётов, отрезанных от берега. В 00-х в СМИ гуляли шуточные предложения устроить на них тюрьму, типа «Алькатрас». Но мост общими усилиями достроили. Его стоимость в ценах 2008 года составила 38,4 миллиарда рублей.
источник фото: misanec.ru
Длина Президентского моста (надводная часть) — 5825 метров. А общая длина мостового перехода — 12 970 метров. Многие путают эти понятия и считают, что только надводная часть составляет 13 километров, но это не так. Этот мост долгое время был самым длинным в России до строительства Крымского моста (16,8 км). Но и сейчас он остаётся одним из длиннейших мостов Европы.
Практически всё детство мы с мальчишками бегали на стройку моста. С пирсов, которые были предназначены для погрузки пролётов на понтоны, мы ныряли в Волгу и ловили с них на «косынки» и «телевизоры» сентю (уклейки) и ершей. Эти пирсы остались до сих пор. Правда, с них были срезаны рубки диспетчеров, откуда выполнялся контроль за погрузкой. В этом районе («Мостотряд») для строителей моста и их семей были построены временные дома-бараки, которые, как водится на Руси, стали для них постоянными.
Перепад высот между левым и правым берегом составляет около 50 метров, поэтому мост с определённых ракурсов похож на большой трамплин.
Максимальная высота моста у правой части — 60 метров.
Президентский мост — двухъярусный. На нижнем ярусе изначально планировалось сделать двухстороннюю линию для скоростного трамвая. Но, учитывая современные приоритеты правительства, и то, сколько лет строилась первая очередь моста, об этой утопии можно было не упоминать.
Мост выглядит очень современным. Кажется, что это где-то далеко, в заморских странах. Тёмный, насыщенный цвет волжской воды не выдаёт в ней речную.
В отличие от старого, на новом мосту разрешено велосипедное движение по обочине. Но любые остановки на нём, как и под мостом, запрещены. Однажды мы потеряли винт на моторной лодке и встали аккурат под левой частью моста. Реакция охраны не заставила себя ждать — нам дали минуту, чтобы мы убрались за пределы охраняемой зоны. Пришлось налегать на вёсла.
При строительстве Президентского моста были использованы новейшие технологии, которые до той поры не применялись нигде в мире. К примеру, при бетонировании буровых свай делали сухой сброс бетона на глубину 25 метров, что привело к изменению строительных норм и правил. И впервые в качестве фундаментов были использованы сваи диаметром 2,75 метра с утолщением в нижней части до 5 метров.
В зимнее время скорость проезда по мосту ограничивается до 60 км/ч. В летнее — до 90 км/ч, так как мост выведен за пределы населённого пункта.
Новый мост значительно разгрузил транспортный коллапс между берегами и продлил ресурс старого моста, так как по нему теперь запрещено транзитное движение большегрузов.
Сверху правый берег с мостом кажется каким-то кусочком Западной Европы.
Если закрыть глаза на всё тот же оползень Милановского, в которой медленно сползают дома северной части города.
У нас очень красивый город в части природы и мостов, правда же?
В следующий раз полетаем над еще одной частью города. Пока не скажу, над какой. Там тоже нашлось много всякого-интересного 🙂
Источник