- Урок 21
- Приемы фантазирования Дж. Родари. Обобщение
- Семинар-практикум Развиваем фантазию ребенка по методике Джанни Родари статья по развитию речи
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Презентация «Приёмы фантазирования Дж.Родари»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
- Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Урок 21
Приемы фантазирования Дж. Родари. Обобщение
Урок проводится по индивидуальным планам учителей.
Желательно использовать во время проведения урока элементы театрализации: дети в костюмах (можно чисто символических) сказочных героев, необычное «сказочное» оформление класса, необычный «вход» учителя в урок (можно с использованием сказочных персонажей).
Можно разделить класс на группы для работы по какому-то одному приему фантазирования Джанни Родари. Во второй части урока желательно все полученные сказки инсценировать.
Можно сочинять сказку коллективно и одновременно ее инсценировать: каждый ученик выбирает роль, все вместе придумывают завязку, и потом разворачивается сюжет.
Возможно придумывание сказок «Про наш класс», «Про нашу школу», «Про наш город» и т. д.
По желанию учитель может познакомить ребят с другими приемами фантазирования Джанни Родари, которые не рассматривались ранее на уроках.
Фантастические гипотезы
Придумывание историй, сюжет которых строится на обсуждении: что было бы, если бы. (Если бы внезапно исчезло солнце? Если бы люди перестали болеть? Если бы к нам в класс зашел космонавт. )
Стеклянные человечки
Придумывание стран, в которых живут люди, сделанные из определенного материала. (Мыльная страна, Бумажная страна и др.)
Салат из сказок
Соединение в одной сказки персонажей из нескольких и придумывание совместных приключений. (В одной сказке Айболит, Чебурашка, дядюшка Скрудж, Питер Пен…)
Сказки наизнанку
Характеры (свойства) героев известной сказки меняются на противоположные. Придумать, как изменится сюжет сказки. (Добрый волк, которого замучили три злых поросенка; кровожадный Колобок, который съедает всех на своем пути, кроме лисы и т. д.)
Перевирание сказок
Для того, чтобы изменить привычные элементы знакомой сказки на альтернативные, разрушить стереотипы, нужно провести самый настоящий анализ сказки, выделить те узловые элементы, на которых строится сказка. Можно организовать соревнование: «Кто сильнее переврет сказку?»
Например
«Было у царя 20 сыновей (нет, 3). Собрал их царь и говорит: «Пора вам по грибы идти!» (жениться). Возьмите по валенку (по стреле), куда упадет там грибы и растут (невеста живет)…»
Источник
Семинар-практикум Развиваем фантазию ребенка по методике Джанни Родари
статья по развитию речи
Отправной точкой для сочинения, по мнению писателя, может служить всего одно слово. Любое произнесенное слово вызывает у человека ряд ассоциаций – круги на воде. Дж. Родари назвал этот метод «камень в пруду».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_skazok.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем фантазию ребенка по методике Джанни Родари
Джанни Родари – популярный итальянский писатель, журналист, автор известных детских произведений, полюбившихся детям всего мира. Он учит детей играть и фантазировать, сочинять сказки, стихи, загадки, придумывать истории. В его игры можно играть в повседневной жизни – в автобусе, в машине, по дороге в школу и детский сад.
Девизом творческого сочинения для него является фраза: «Свободное владение словом – всем!». Писатель предлагает «игрушки из слов» – невероятные истории, построенные тем не менее по определенным законам сказочного жанра. Основная идея книги «Грамматика фантазии», определяющая универсальность методов, которые в ней описаны, сформулирована на основе мысли Л.С. Выготского: «Воображение не есть привилегия немногих выдающихся индивидов, им наделены все».
Отправной точкой для сочинения, по мнению писателя, может служить всего одно слово . Любое произнесенное слово вызывает у человека ряд ассоциаций – круги на воде. Дж. Родари назвал этот метод « камень в пруду». Он рассматривал следующие способы подбора слов-ассоциаций:
— все слова на одну букву (слон – свет, собака, сосна);
— слова, рифмующиеся с первым словом (слон – уклон, сон, бизон, вагон);
— слова, начинающиеся со слога (палка – палатка, парашют, пакет);
— слова, противоположные по значению или признакам (слон – мышь, свет – тьма);
— слова, близкие по значению (слон – хобот, Африка, бивни).
Любой набор слов, образованный по ассоциации, может стать началом или основой для сочинения истории. Автор предлагает записать слово по-вертикали и придумать на каждую букву другие слова. Например, на слово «игра» слова «ирис», «гром», «рыба», «автобус». Теперь можно придумывать невероятную историю, в которой обязательно встречаются все эти слова. Чем случайнее будет набор слов, тем интереснее получится сочинение. Подбор слов, начинающихся на определенные буквы, – это задание, с которым успешно справятся даже дети 4-5 лет. Последующее сочинение истории по набору слов может быть осуществляться в коллективной форме или вместе с воспитателем.
В сочинениях часто используется словотворчество – придумываются новые герои, их имена, страны, в которых они живут. Придумать новое слово очень легко, если воспользоваться методом деформирования слова при помощи известных приставок. Дж. Родари прибавляет к обычным словам такие приставки как: анти-, мини-, макси-, супер-, вице- идр. Получаются слова: антимышь, миникит, максимоль, суперспичка и т.д. Каждое из этих слов может стать героем новой невероятной истории.
Метод бином фантазии предполагает использование двух слов. Желательно подобрать пару слов, далеко стоящих друг от друга в смысловом ряду. Для подбора слов можно использовать методы жеребьевки, случайного выбора из словаря или из любой книги, придумывания детьми. Далее при помощи предлогов и союзов, изменяя слова по падежам, необходимо соединить их во всевозможные словосочетания и выбрать из них самое невероятное или смешное. Это упражнение активизирует словарь детей и закрепляет грамматические нормы. Полученное словосочетание и будет главной темой сочинения. Например, на пару слов «собака – огурец» придуманы словосочетания: «собачий огурец», «огурцовая собака», «собака в огурцах», «огурец для собаки».
Техника фантастических гипотез также строится на основе двух слов. Но для ее составления надо придумать подлежащее и сказуемое. Детям дошкольного возраста можно предложить придумать слова – ответы на вопросы: кто? Что? Что делает? Затем соединяем пары слов в фантастическое предположение – гипотезу. Например: что было бы, если бы слон летал? Что будет, если мороженое запоет? Сочинения детей на такие темы позволяют увидеть необычное в знакомых предметах и явлениях.
Писатель также предлагает использовать литературные произведения для развития речевого творчество. Большие возможности заложены в хорошо знакомых детям сказках. Однако детей следует учить фантазировать, изменять привычный сюжет. Сделать это можно несколькими способами:
— новое слово меняет линию сюжета (Красная шапочка – вертолет);
— перевирание сказки можно осуществить путем изменения основных характеристик героев (Красная шапочка – злая, волк – добрый);
— продолжение сказки очень любят сочинять дети, когда не хотят, чтобы сказка закончилась (как Красная шапочка вернулась обратно домой после того, как ее спасли дровосеки);
— салат из сказок – это смешивание героев из разных сказок (Красная шапочка встречает в лесу Маугли);
— сказка-калька – прием наложения на канву сюжета знакомой сказки других героев (Пошел Буратино навестить черепаху Тортиллу…).
Внимательно изучив исследования В.Я. Проппа о структуре волшебной сказки, Дж. Родари отобразил основные элементы сказки в «картах Проппа». К основным элементам относятся: запрет, нарушение запрета, герой покидает дом, испытание героя, волшебный даритель, получение волшебного средства, победа над врагом и др., всего их 31. Карты рекомендуется изготавливать вместе с детьми, важно, чтобы дети понимали их значение. Сначала это могут быть соответствующие сюжетные рисунки, затем схематичные изображения. Начинать работу рекомендуется с ограниченного количества карт, постепенно добавляя к набору новые. После того, как дети освоили придумывание сказок по порядку функций, можно сочинять, вынув наугад несколько карт или поделив все карты на 2-3 группы и устроив соревнование между группами детей – у кого интереснее получится.
На основе методов фантазирования, предложенных Дж. Родари, возможно большое количество вариантов, модификаций, которые придумывают сами дети и разрабатывают педагоги в совместной деятельности с детьми. Главное, чтобы детям нравилось выдумывать истории, а педагог сумел бы помочь им выразить свои мысли в наилучшей языковой форме.
1. Барутчева, Е. Поезд из нашего детства / Е. Барутчева // Дошкольное воспитание. –2008. – № 6. – C. 70.
2. Ворошнина, Л. Обучение творческому рассказыванию / Л. Ворошнина // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 2, 3, 4.
3. Макунина, Е.Б. Придумываем истории и сказки / Е.Б. Макунина // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 1. – 2005. – № 6. – С. 12.
4. Родари, Дж. Грамматика фантазии, или Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. – М., 1990.
5. Родари, Дж. Грамматика фантазии: сказки по телефону / Дж. Родари. – Алма-Ата: Мектеп, 1982.
6. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя iвыхаванне, 2003.–144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья – уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации. Но ситуация современного периода требует от се.
Семинар — практикум по теме: «Значение, особенности и методика проведения утренней гимнастики.
Знакомство родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей с ОВЗ в домашних условиях. Родителям представлены игры, которые могут активно пременяться в домашних условиях с целью ра.
Детское речевое творчество – это вид деятельности, удовлетворяющий одну из важнейших потребностей ребёнка – самовыражение.Речевое творчество – наиболее сложный вид творческой деятель.
Презентация для родителей. Семинар-практикум- «Как развивать ребенка играя».
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у.
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о.
Источник
Презентация «Приёмы фантазирования Дж.Родари»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выполнила: учитель начальных классов Самцова Анжелика Приемы фантазирования
На ряду с приемами типового фантазирования, разработанными Г.С. Альтшуллером, для развития воображения и творческого мышления у младших школьников в курсе РТВ широко используются приемы фантазирования, предложенные известным итальянским сказочником Джанни Родари.
Приемы фантазирования Приём «Круги по воде» Приём «Бином фантазии» Приём «Что потом?» Приём «Творческая ошибка» Приём «Сказки наизнанку» Приём «Салат из сказок» Приём «Стеклянные человечки»
КРУГИ ПО ВОДЕ Последовательность работы по приему: Выбрать слово -«камень»; Написать рядом с каждой буквой произвольные существительные; Составить рассказ с использованием всех слов.
Пример рассказа: Человек совершенствуется всю жизнь, обретая мудрость. Он тратит на это силы, здоровье, успех. Значит, проявляет активность. Активный человек не может быть пессимистичным, значит, счастье можно обрести только в активной жизни! Быть солнцем для других! Тогда и рождается креативность или творчество, которое заведомо заряжает нас на успех, а успех рождается в единстве учителя-ученика-родителя. Именно это сотрудничество — источник моей творческой активности. Именно союз мудрости и творческой активности педагога поможет обрести настоящее педагогическое счастье – позитивную динамику, прекрасный результат!
Бином фантазии Суть его заключается в следующем: би –два, ном- слово, бином – два слова. 1)Берётся совершенно произвольно два предмета : живое существо – неживой предмет; живое существо – живое существо. 2) При помощи различных предлогов составляются различные словосочетания Например: муха на варежке, варежка из мух, муха в варежке, варежка без мухи, муха из варежки… 3) Развитие темы: нарисовать, проиграть, сочинить, сделать аппликацию
Пример Например: комар на варежке, варежка из комаров, комар в варежке, варежка без комара, комар из варежки… Например: варежка и комар
Произвольная приставка Детям предлагаются приставки: супер, вице, полу, аэро, анти, зоо, аква ит.д. и конкретное слово, к которому нужно применить одну из приставок, или сразу все приставки. Объяснить применение и свойства новых получившихся предметов. Например: слово буква. Как вы себе представляете такие необычные буквы – аквабуква, астробуква, монобуква и т.д.
Что потом? Прием «Что потом?» позволяет придумывать продолжение известных сюжетов. Пример: Лиса съела Колобка. Что потом? Как Колобок вел себя внутри Лисы? Может быть, он продолжал петь и мешал ей охотиться? А может, смог выскочить и убежать, когда Лиса зевнула.
Творческая ошибка Детям даются знакомые слова, но написанные с ошибками, однако ошибку предлагается рассматривать как правильное написание этого слова. Затем нужно объяснить как и почему это произошло. Замечательный пример творческой ошибки можно найти, по мнению Томпсона («Сказки в народной традиции»), в «Золушке» Шарля Перро, где башмачок поначалу должен был быть из «vaire», то есть из меха, и лишь по счастливой оплошности превратился в башмачок из «verre», то есть из стекла. Стеклянный башмачок, конечно же, необыкновеннее, чем тапочка на меху, а следовательно, намного притягательнее, несмотря на то что обязан он своим появлением то ли каламбуру, то ли описке.
Сказки наизнанку Позволяет поменять характер, свойство, известного сказочного героя на противоположный и придумать новый сказочный сюжет. Например сказка про доброго волка, которого замучили три жадных, кровожадных поросенка.
Салат из сказок Предполагает соединение в одной сказке персонажей, волшебных предметов и других частей волшебных сказок с последующим придумыванием новой сказки. В 1 столбик мы записываем названия сказок, во 2 столбик – одного персонажа из данной сказки, в 3 столбик – место действия в данной сказке. Объединить этих трёх персонажей в одну сказку. Дети самостоятельно придумывают сказку. 1Маша и медведь. Девочка Маша В лесу 2. Колобок. колобок В лесу 3. Лиса и журавль. лиса дома
Стеклянные человечки Прием связан с придумыванием стран, в которых живут люди, сделанные из определенного материала. Можно представить, что не только люди, но и вся окружающая обстановка сделаны из этого же материала. Мыльная страна, Бумажная страна, Пластилиновая страна, Сахарный остров, Шоколадный мир, Город каменных жителей, Янтарное побережье, Хрустальная долина, Соломенная деревня.
Фантастические гипотезы Прием придумывание необычных историй, сюжет которых строится на обсуждении вопросов: что было бы, если бы. Например, что было бы, если бы люди перестали спать? Если бы люди придумали таблетку от сна? Если бы из крана на кухне полился апельсиновый сок?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Номер материала: ДБ-1534555
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными
Время чтения: 1 минута
ВШЭ перейдет на удаленку до конца года
Время чтения: 1 минута
В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник