Проект не разлей вода

«Не разлей вода» — проект помощи семьям в Смоленской области

Фонд «Дети наши» помогает воспитанникам детских домов подготовиться к самостоятельной жизни, а ещё помогает семьям в кризисной ситуации справиться с трудностями.

Например, одна из подопечных фонда, Анна, одна воспитывала сына и дочь. Несколько лет назад из-за травмы женщина потеряла зрение. Но она приспособилась вести хозяйство и ухаживать за детьми. Проблемы начались, когда сын Коля поступил в первый класс, так как незрячая женщина не могла помочь ему с уроками. Анна обратилась в соцзащиту, ей хотелось, чтобы в дом приходил педагог и помогал с домашними заданиями. Но семью поставили на учёт в органы опеки. Анне настойчиво порекомендовали написать заявление о размещении 7-летнего сына в детский дом.

За год, который Коля прожил в детском доме, ситуация не изменилась, зрение к матери не вернулось. К этому моменту мальчик попал в детский дом, который курирует фонд «Дети наши». И благодаря помощи сотрудников фонда Коля вернулся домой. Кроме того, фонд помог семье и с косметическим ремонтом в квартире.

Такую комплексную, долговременную работу ведёт фонд «Дети наши» в семье Анны и ещё в 73 семьях Смоленской области в рамках программы «Не разлей вода». Вы тоже можете повлиять на то, чтобы дети из таких семей, как у Анны, воспитывались дома, в семье, а не в детском доме!

Оформите пожертвование на сайте фонда: https://detinashi.ru/pomoch/ или отправьте смс на номер 3434 с текстом «Детинаши» и любой суммой. Например, «Детинаши 200».

Читайте также:  Вода для кишечника донат при беременности

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Как проект «Не разлей вода» помогает детям вернуться из детдомов к родным

История Ани кажется невероятной. Жила, воспитывала детей, и вдруг без видимых причин у нее их забирают. Как это вообще возможно?

— Сразу оговорюсь, что в случае Анны речь идет не об изъятии, а о помещении детей в учреждение по заявлению родителя. Но часто такие заявления пишутся под давлением опеки и других контролирующих инстанций. Во-первых, недостаточно развита профилактическая работа с семьей. Это касается всех регионов, не только Смоленской области. Нет специалистов, которые умеют работать с родителями, мотивировать их на изменения в жизни, учить тому, что родители по какой-то причине не умеют. Нет ресурсов на материальную помощь семье, если это необходимо. Во-вторых, если с детьми что-то случится в семье, отвечать будет опека, а если в учреждении – администрация учреждения (кроме того, многое из того, что случается в учреждения, остается незамеченным). Поэтому сотрудники опеки страхуются. Чтобы чего-то не вышло, они предлагают родителями поместить детей в детский дом временно, если у родителей не хватает каких-то ресурсов.

Каких, например?

— Они могут не понимать, как ухаживать за детьми (это особенно часто бывает в случае, если родители – выпускники детских домов). Жилье может быть неблагоустроенное, с беспорядком внутри, может не хватать продуктов, одежды. Родители могут не следить за успеваемостью детей и посещением школы. Могут выпивать. Это практически те же причины, что и при изъятии. Детей можно забрать в том случае, если родители о них не заботятся, оставляют в опасности, жестоко обращаются. Когда ситуация совсем критическая, детей забирают. Но сейчас органы опеки стремятся забирать детей реже, у них контролируют показатели по количеству изъятий и последующего лишения прав. Поэтому в любой «неясной» ситуации они просят родителей написать то самое заявление. Наверное, надо добавить, что привязанность ребенка к родителю и эмоциональная связь между ними никак не учитывается и в расчет не принимается. Смотрят обычно только на очевидные признаки материального благополучия или неблагополучия.

Что вы делаете для решения этой проблемы и как оцениваете успешность своей работы?

— В Смоленской области мы работаем с семьями, где есть риск попадания детей в сиротские учреждения и с детьми в самих сиротских учреждениях. В первом случае наша задача сделать так, чтобы ребенок остался в семье. С воспитанниками детских домов мы работаем на возвращение их в кровную семью или на восстановление отношений с родителями и кровными родственниками. Совсем хороший результат – это когда дети остаются в семье или возвращаются туда. Но не всегда родители настолько ресурсны, что ребенка можно вернуть. Чаще получается восстановить отношения, сделать так, что родители и дети регулярно созваниваются, родители приезжают к детям. Мы считаем семью наиболее благоприятной средой для воспитания ребенка. Это подтверждено многочисленными психологическими исследованиями. Но даже если ребенка нельзя вернуть, общение с родителями, понимание того, что он для них важен и нужен, что он любим, дает ребенку ощущения почвы пол ногами, большую эмоциональную устойчивость, а значит, больше шансов адаптироваться и состояться в жизни. Соответственно, успех для нас – это когда дети остаются в семье, когда дети возвращаются туда, когда восстанавливаются или сохраняются отношения детей с родными.

Расскажите про воспроизведение сиротства и как с ним связана ваша работа?

— Воспроизведение сиротства – это когда дети тех, кто вырос в детском доме, попадают в детские дома. Это происходит из-за того, что выпускники детских домов плохо представляют себе, как это – быть родителями, у них сложно с навыками воспитания детей, ухода за детьми. Кроме того, они слабо социализированы, у них бывают проблемы с планированием бюджета, ведением домашнего хозяйства, да и просто на работу устроиться сложно. Поэтому сохраняя ребенка в семье, пусть и не с самыми успешными родителями, и поддерживая их, мы прерываем цепочку воспроизведения сиротства.

Как объяснить людям, что даже не самая лучшая мать, (например, пьяница) лучше, чем жизнь в детдоме, даже с учетом поездок на море и подарков?

— Для нормального формирования личности ребенку прежде всего нужна эмоциональная связь с близкими взрослыми, так называемая привязанность. Материальные условия вторичны. Материальные условия можно помочь организовать, оказав помощь семье. А создать другую эмоциональную привязанность вне семьи невозможно (только с большим трудом и без гарантий – в приемной семье).

Если свериться со статистикой, то видно, что с годами количество сирот стабильно сокращается, начиная с 2006 года. И все же их очень и очень много. При этом, у многих воспитанников детских домов остались близкие родственники, о бщение с которыми очень нужно этим детям. Это тот ресурс, который поможет им в будущем не потеряться в жизни . Ребенку очень важно знать, что он не появился из ниоткуда, и где-то есть родной ему человек. Поэтому и был создан проект «Не разлей вода». С его помощью дети и родители находят друг друга. А в случае Ани и ее дочек — воссоединяются, снова становятся семьей.

Мы с вами помогаем Диане Зевиной и другим сотрудникам проекта «Не разлей вода» делать свою работу, вот этим сбором. Это бесценно. Спасибо, что вы участвуете в этом!

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

По всем вопросам обращайтесь на [email protected]

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

  1. Значение настоящей публичной оферты
    1. Настоящая публичная оферта («Оферта») является предложением Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» («Фонд»), реквизиты которого указаны в разделе 5 Оферты, заключить с любым лицом, кто отзовется на Оферту («Донором»), договор пожертвования («Договор») на реализацию уставных целей Фонда, на условиях, предусмотренных ниже.
    2. Оферта является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    3. Оферта вступает в силу со дня, следующего за днем размещения ее на Сайте в сети Интернет: takiedela.ru, sluchaem.ru, 365.nuzhnapomosh.ru, beznadege.net, nuzhnapomosh.ru, https://nuzhnapomosh.ru/donate/.
    4. Оферта действует бессрочно. Фонд вправе отменить Оферту в любое время без объяснения причин.
    5. В Оферту могут быть внесены изменения и дополнения, которые вступают в силу со дня, следующего за днем их размещения на Сайте Фонда.
    6. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечет недействительности всех остальных условий Оферты.
    7. Местом размещения Оферты считается город Москва, Российская Федерация.
  2. Существенные условия Договора
    1. Сумма пожертвования: сумма пожертвования определяется Донором.
    2. Назначение пожертвования: реализация уставных целей Фонда.
  3. Порядок заключения Договора
    1. Договор заключается путем акцепта Оферты Донором.
    2. Оферта может быть акцептована Донором любым из следующих способов:
      1. путем перечисления Донором денежных средств в пользу Фонда платежным поручением по реквизитам, указанным в разделе 5 Оферты, с указанием назначения пожертвования «пожертвование на Благотворительную программу “Нужна помощь.ру», а также с использованием платежных терминалов, пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Донору перечислить Фонду денежные средства;
        При получении безадресного пожертвования на расчетный счет по реквизитам, Фонд самостоятельно конкретизирует его использование, исходя из статей бюджета, утвержденных Советом фонда, являющихся неотъемлемой частью деятельности Фонда либо направляет их на расходы на административные нужды Фонда в соответствии с Федеральным законом №135 от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
      2. путем помещения наличных денежных средств (банкнот или монет) в ящики (короба) для сбора пожертвований, установленные Фондом или третьими лицами от имени и в интересах Фонда в общественных и иных местах.
    3. Совершение Донором любого из действий, предусмотренных пунктом 3.2 Оферты, считается акцептом Оферты в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    4. Датой акцепта Оферты и, соответственно, датой заключения Договора является дата поступления денежных средств от Донора на расчетный счет Фонда, а в случае, предусмотренном п. 3.2.2. — дата выемки уполномоченными представителями Фонда денежных средств из ящика (короба) для сбора пожертвований.
    5. Фонд обязуется использовать полученные от Донора денежные средства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и в рамках своей уставной деятельности.
  4. Прочие условия
    1. Совершая действия, предусмотренные данной Офертой, Донор подтверждает, что ознакомлен с условиями и текстом настоящей Оферты, уставными целями деятельности Фонда, осознает значение своих действий, имеет полное право на их совершение и полностью принимает условия настоящей Оферты.
    2. Донор имеет право на получение информации об использовании пожертвования. Для реализации указанного права Фонд размещает на сайте:
      1. информацию о суммах пожертвований, полученных Фондом, в том числе о суммах пожертвований, полученных для оказания Фондом помощи каждому конкретному проекту;
      2. отчет о целевом использовании полученных пожертвований, в том числе для оказания Фондом помощи каждому конкретному проекту;
      3. отчет об использовании пожертвований в случае перемены целей, на которые направляется пожертвование. Донор, не согласившийся с переменой цели финансирования, вправе в течение 14 календарных дней после публикации указанной информации потребовать в письменной форме возврата денег.
    3. Фонд не несет перед Донором иных обязательств, кроме обязательств, указанных в настоящем Договоре.
    4. Настоящая Оферта регулируется и толкуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  5. Реквизиты Фонда

    Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»

    Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
    ИНН: 9710001171
    КПП: 770401001
    ОГРН: 1157700014053
    р/с 40703810701270000111
    в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
    к/с 30101810845250000999
    БИК 044525999

    Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных

    Источник

    Не разлей вода

    Ценности практики

    «Чтобы стоять, нужно держаться корней» – этот принцип является основополагающим в работе с ребенком, оставшимся без попечения родителей. Ребенок должен знать о своей родной семье (всё, что только можно узнать), о месте своего рождения и ранних годах. С детьми-сиротами необходимо работать по теме их кровной семьи. Это жизненно важно для них.

    Работа по восстановлению связи с кровной семьёй возможна в нескольких направлениях. Всегда учитываются особенности ситуации, сценарий работы создается, исходя из этих особенностей. Если отношения невозможно восстановить (в ситуации, когда родители умерли или наотрез отказываются от контакта с ребенком, начав «новую жизнь» в новом браке), необходимо собрать всю доступную информацию о жизни ребенка, а в ряде случаев организовать своеобразный ритуал прощания ребёнка с кровной семьёй.

    Название практики:

    Где проходила реализация практики?

    Реализация практики проходит на территории двух детских учреждений Смоленской области (Шаталовский и Сафоновский детские дома).

    Восстановление отношений детей из сиротских учреждений с кровными родителями и/или родственниками. Цели и результаты работы с воспитанником зависят от сложности ситуации: как минимум, это реконструкция семейной истории ребенка (работа по «Книге жизни»[1] с детьми 7-12 лет, групповая работа с подростками); как максимум – восстановление контакта с кровными родителями и родственниками, организация регулярного общения или возвращение в кровную семью. Вне зависимости от достигаемого результата, участие в программе «Не разлей вода» содействует улучшению психологического состояния воспитанников учреждений.

    Учитывая сложные отношения ребенка из детского учреждения с кровной семьей, воспитанник нуждается в профессиональном психологическом сопровождении таких отношений. В рамках практики осуществляется мероприятия, направленные на изменение ценностей и установок сотрудников учреждений по отношению к кровным семьям воспитанников, а также повышение уровня профессиональных знаний и компетенций сотрудников детских учреждений по работе с кровными семьями.

    • Дети, воспитываемые в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    • Кровные родители и родственники детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываемых в детских учреждениях.
    • Специалисты сферы защиты детства – сотрудники сиротских учреждений, которые непосредственно контактируют с ребенком.
    Целевая группа Практики Проблемы и потребности
    Воспитанники учреждения для детей-сирот Отсутствие легализованного и сопровождаемого специалистами контакта с кровными родителями/ родственниками.
    Наличие пробелов, ошибочных мифов и навязанных стереотипов в восприятии собственной семейной истории.
    Наличие психологических травм, связанных с потерей семьи.
    Кровные родители воспитанников учреждения для детей-сирот Отсутствие внутреннего ресурса и внешней поддержки для восстановления отношений с ребенком, помещенным в учреждение.

    После попадания ребенка в учреждение проблемы семьи, как правило, только усугубляются. Для таких семей характерны низкий уровень жизни, трудности с планированием и низкая мотивация на преодоление кризиса, слабые социальные связи, алкоголизм, сопровождающийся высокой вероятностью срывов. Кровные родственники воспитанников учреждения для-детей-сирот Отсутствие уверенности в значимом для ребенка статусе и дефицит профессиональной поддержки для восстановления отношений с ребенком в учреждении. Специалисты сферы защиты детства Сотрудники учреждений часто не понимают, как работать с кровными семьями, в т.ч. из-за этого часто настроены против общения ребенка с кровной семьей, не понимают важность этой темы для ребенка и специфику развития ребенка, попавшего в сиротское учреждение.

    Несформированность профессиональной позиции по отношению к кровным семьям воспитанников учреждений для детей-сирот (возможное осуждение, непринятие, страх и другие негативные эмоции).

    • Улучшение психологического состояния воспитанников ДУ
    • Восстановление отношений воспитанников ДУ с кровными родителями / родственниками
    • Повышение уровня профессиональных знаний и компетенций сотрудников ДУ
    • С воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ДУ), проводится индивидуальная психолого-социальная работа (ведение случая).
    • С кровными родителями воспитанника ДУ проводится индивидуальная социально-психологическая работа, направленная на восстановление детско-родительских отношений.
    • С кровными родственниками воспитанника ДУ проводится индивидуальная социально-психологическая работа, направленная на обеспечение регулярного контакта воспитанника с кровными родственниками.
    • Для специалистов ДУ проводятся семинары и вебинары, направленные на повышение уровня профессиональных компетенций при работе с кровными семьями и восстановлении отношений воспитанников с кровными родителями и родственниками, изменение ценностей и установок сотрудников ДУ по отношению к кровным семьям воспитанников.

    Социальный результат 1: Улучшение психологического состояния воспитанников ДУ

    Показатель: Количество воспитанников, улучшивших психологическое состояние

    Социальный результат 2: Восстановление отношений воспитанника ДУ с кровными родителями / родственниками

    Показатель: Количество воспитанников ДУ, вернувшихся в кровные семьи и / или поддерживающих регулярный контакт с кровными родителями / родственниками

    Социальный результат 3: Повышение уровня профессиональных знаний и компетенций сотрудников ДУ

    Показатель: Количество специалистов, повысивших уровень профессиональных знаний и компетенций по темам детской и семейной психологии, работы с кровными семьями и родственниками

    В каких материалах представлено полное описание практики?

    Есть описание практики, подготовленное для внутреннего пользования (см. Приложение 3). Практика описана также в статье сборника «Работа с кровной семьей воспитанников интернатных учреждений. Профилактика социального сиротства» (2018),

    Какой минимальной базовой и дополнительной профессиональной подготовкой должны обладать исполнители практики?

    Профессиональное образование в области психологии, социальной педагогики / социальной работы, дополнительное обучение по темам «Привязанность», «Травма», «Особенности детей в интернатных учреждениях», «Профилактика сиротства», «Технология работы со случаем».

    Какое имеется методическое обеспечение профессиональных образовательных программ для специалистов?

    Программы обучающих семинаров по практике, программа стажировок – представлены в Приложениях 8-9.

    Кроме того, есть записи вебинаров, видео «Технология работы с кровными семьями воспитанников детских домов» и пр.

    С воспитанниками учреждений для детей-сирот проводится индивидуальная психолого-социальная работа (ведение случая), направленная на проработку психологических травм, связанных с потерей кровной семьи, устранение пробелов, ошибочных мифов и навязанных стереотипов в восприятии собственной семейной истории, восстановление контактов с кровными родителями/ родственниками.

    Цели и мероприятия работы с воспитанником зависят от сложности ситуации: как минимум, это реконструкция семейной истории ребенка (работа по «Книге жизни» с детьми 7-12 лет, групповая работа с подростками); как максимум – восстановление контакта с кровными родителями и родственниками, организация регулярного общения или возвращение в кровную семью.

    Участие в программе способствует улучшению психологического состояния воспитанника (укрепление эмоционального статуса, психологической устойчивости, снижение последствий травматического опыта), а также восстановлению отношений и регулярных контактов с кровными родителями и родственниками.

    Параллельно с этим, по мере возможности, осуществляется индивидуальная социально-психологическая работа с кровными родителями и родственниками воспитанника учреждения для детей-сирот. Цель – восстановление детско-родительских отношений, обеспечение внутреннего ресурса и внешней поддержки для восстановления отношений с ребенком, помещенным в учреждение, обеспечение регулярного контакта воспитанника с кровными родственниками.

    В среднем, работа с ребенком и его кровной семьей продолжается 19 месяцев (см. Приложения 4-5).

    Обучающие и просветительские мероприятия для специалистов учреждений (семинары и вебинары) направлены на повышение уровня профессиональных компетенций при работе с кровными семьями и восстановлении отношений воспитанников с кровными родителями и родственниками, изменение ценностей и установок сотрудников ДУ по отношению к кровным семьям воспитанников (устранение осуждения, неприятия, страха и других негативных эмоций).

    Эмпирический опыт специалистов, а также результаты проводимых фондом социологических исследований (Отношение воспитанников интернатных учреждений к кровной семье, 2016), «Оценка технологии работы с кровными семьями воспитанников ДУ, реализуемой в рамках проекта «Не разлей вода. Смоленская область» Благотворительным фондом «Дети наши».

    Анализ опыта специалистов, а также результаты специализированных исследований: «Отношение воспитанников интернатных учреждений к кровной семье», «Оценка технологии работы с кровными семьями воспитанников детских сиротских учреждений, реализуемой в рамках проекта «Не разлей вода. Смоленская область».

    Теория привязанности. Важнейшим принципом теории привязанности является то, что для успешного социально-эмоционального развития, и в частности для того, чтобы научиться эффективно регулировать свои чувства, ребёнок должен развивать отношения, как минимум, с одним значимым взрослым.

    Теория семейных систем М. Боуэна. Теория семейных систем описывает семью как кaк эмoциoнaльнoe пoлe. Эмoциoнaльнo дeтepминиpoвaннoe фyнкциoниpoвaниe члeнoв ceмьи coздaeт эмoциoнaльнyю aтмocфepy, или пoлe, кoтopoe, в cвoю oчepeдь, влияeт нa кaждoгo. Даже не проживая со своими родителями, ребенок все равно остается частью своей семейной системы, которая продолжает оказывать на него влияние.

    Позитивные изменения: (социальные результаты) в жизни благополучателей благодаря применению практики

    Улучшение психологического состояния воспитанника ДУ

    Показатель: Количество воспитанников, улучшивших психологическое состояние

    В ходе реализации практики (2014-2018 гг.) проведена индивидуальная социально-психологическая работа со 150 воспитанниками ДУ, направленная на улучшение психологического состояния ребенка, а именно укрепление эмоционального статуса, психологической устойчивости, снижение последствий травматического опыта, связанного с темой кровной семьи.

    В 2018 году, по заказу Фонда, была проведена оценка технологии работы с кровными семьями воспитанников ДУ, реализуемой в рамках проекта «Не разлей вода. Смоленская область». Оценка проведена Е.Язневич, руководителем отдела исследований БФ «Нужна помощь», в период с ноября 2017 по июнь 2018.

    Всего был изучен 31 случай – все текущие случаи на момент проведения исследования, а также завершенные в течение последних 12 календарных месяцев перед запуском исследования. Подробнее о методологии и результатах оценки.

    Оценка показала, что у 29 из 31 детей, участвующих в программе, наблюдаются изменения психологического и эмоционального состояния в лучшую сторону; также в большинстве случаев фиксируется улучшение конструктивности поведения ребенка, взаимодействия со сверстниками, что также подтверждает улучшение психологического состояния детей-участников.

    Косвенные источники сведений о достижении социального результата 1:

    • Наблюдение специалистов;
    • Беседы специалистов с детьми и родителями.

    Сведения о достижении социального результата 1 представлены:

    • Отчет о результатах Оценки технологии работы с кровными семьями воспитанников ДУ, реализуемой в рамках проекта «Не разлей вода. Смоленская область»;
    • ежеквартальные и ежегодные отчеты специалистов Фонда, работающих в рамках практики (фиксация наблюдений) – примеры отчетов могут быть представлены по запросу.

    Исследовательский инструментарий – форма описания случая для сбора информации от специалистов; анкета для детей в ДУ – самостоятельное заполнение ребенком в ходе интервью со специалистом фонда, который не работал с этим ребенком; для сбора информации от детей в семьях и их родителей использовался отдельный комплект инструментов (опросный лист для родителей, опросный лист для детей, бланк наблюдения специалиста для заполнения сразу после посещения семьи).

    Устойчивость социального результата 1: На данный момент нет сведений, так как состояние детей после завершения участия в проекте не оценивается.

    Восстановление отношений воспитанников ДУ с кровными родителями / родственниками

    Показатель: Количество воспитанников ДУ, вернувшихся в кровные семьи и / или поддерживающих регулярный контакт с кровными родителями / родственниками

    Проведенная в 2018 году оценка практики показала (см. Приложения 4-5), что 15 случаев из 31 (48,4%) специалисты признают успешными:

    • 7 детей вернулись из учреждений в кровные семьи (к родителям или кровным родственникам);
    • 7 детей остались в ДУ, однако улучшилась регулярность и качество их контактов с семьей;
    • 1 ребенок сознательно перешел в приемную семью.

    Всего 10 случаев (32,3%) были признаны неуспешными.

    По еще 3 случаям (9,7%) данных было недостаточно или данные расходились; еще 3 случая (9,7%) были не завершены к моменту передачи данных.

    Всего в ходе реализации практики (с 2014 по 2018 гг.) 50 воспитанников (из 150) восстановили отношения с родителями или кровными родственниками, что проявляется в возвращении ребенка в кровную семью (25 детей) и / или регулярных и безопасных для ребенка (экологичных) контактах с кровными родителями / родственниками (25 детей).

    Исследовательский инструментарий: в ходе проведения оценки использовались – форма описания случая для сбора информации от специалистов; анкета для детей в ДУ (самостоятельное заполнение ребенком в ходе интервью со специалистом фонда, который не работал с этим ребенком); для сбора информации от детей в семьях и их родителей использовался отдельный комплект инструментов (опросный лист для родителей, опросный лист для детей, бланк наблюдения специалиста для заполнения сразу после посещения семьи). Подробнее см. Приложения 4-5. В повседневной работе специалисты не используют специальный инструментарий для фиксации результата.

    Сведения о достижении социального результата 2 представлены в Отчете о результатах оценки 2019 года (см. Приложения 4-5); кроме того, сведения о возвращении детей в кровные семьи и регулярных контактах с расширенной кровной семьей представлены в ежеквартальных и ежегодных отчетах специалистов Фонда, работающих по практике (возможно предоставление по запросу).

    Устойчивость социального результата 2: Из всех возвращенных в кровные семьи детей (25 детей), 1 ребенок был повторно помещен кровной мамой в интернат; остальные возвращенные дети продолжают воспитываться в кровных семьях. Другой информации относительно устойчивости результата у нас нет.

    Повышение уровня профессиональных знаний и компетенций сотрудников ДУ

    Показатель: Количество специалистов, повысивших уровень профессиональных знаний и компетенций по темам детской и семейной психологии, работы с кровными семьями и родственниками

    В ходе реализации практики (с 2014 по 2018 гг.) 433 специалиста прошли обучение на мероприятиях фонда «Дети наши», направленных на повышение уровня профессиональных знаний и компетенций сотрудников учреждений по темам детской и семейной психологии, работы с кровными семьями и родственниками.

    Большинство опрошенных отмечают ценность для себя конкретного мероприятия (семинар, вебинар); измерения уровня знаний и компетенций специалистов не проводится.

    В последние 2-3 года мы фиксируем интерес к нашей практике со стороны некоммерческих организаций и сиротских учреждений. При поддержке фонда Тимченко и ПАО «Мегафон» фонд «Дети наши» в 2017-2019 гг. проводил стажировки и учебные семинары по практике восстановления отношений у воспитанников интернатных учреждений для специалистов сферы защиты детства разных регионов. Как ведущие, так и результаты анкетирования показывают высокий интерес слушателей к теме. Кроме того, по наблюдениям наших специалистов и неформальной обратной связи (специальных измерений не проводили), есть изменения ценностей и установок специалистов по отношению к кровным семьям воспитанников ДУ – осознается ценность кровной семьи, родственных связей для воспитанника ДУ.

    Исследовательский инструментарий – анкета участников обучающих мероприятий (анкетирование после каждого мероприятия). Сбор и анализ анкет осуществляют сотрудники проекта.

    Сведения о достижении социального результата 3 – отчеты о результатах анкетирования специалистов учреждений, принимающих участие в обучающих мероприятиях.

    Устойчивость социального результата 3. На данный момент нет сведений относительно устойчивости результата.

    Как выявило наше исследование «Оценка технологии работы с кровными семьями воспитанников детских сиротских учреждений, реализуемой в рамках проекта «Не разлей вода. Смоленская область» (2019)» (см. Приложения 4-5), мероприятия программы (в частности, работа с кровной семьей) не оказывает существенного влияния на изменение социальной ситуации семьи (материально-бытовые аспекты, финансовая устойчивость и т.д.). При этом даже в этом случае, регулярные контакты детей с кровной семьей, улучшение отношений с родителями и родственниками и последующее возвращение ребенка в кровную семью значительно влияют на улучшение его эмоционального благополучия, что отмечали сами дети и специалисты, которые с ними работают. Иными словами, дети могут чувствовать себя комфортно и даже счастливо, когда у них хорошие отношения с родителями, даже в том случае, когда семья продолжает находиться в трудной жизненной ситуации.

    Аналогичные результаты о важности для самих детей восстановления отношений с расширенной кровной семьей (родителями и родственниками), в т.ч. для их психологического состояния и последующей адаптации, получены нами и в ходе других исследований Фонда. В частности,

    Если говорить о специалистах, то результаты анкетирования, а также обратная связь от участников обучающих мероприятий свидетельствуют, что специалисты позитивно оценивают проведенные мероприятия, наличие для себя новой и практически полезной информации.

    Специальных исследований не проводилось.

    Как выявило наше исследование «Оценка технологии работы с кровными семьями воспитанников детских сиротских учреждений, реализуемой в рамках проекта «Не разлей вода. Смоленская область» (2019)» , в очень редких случаях (1 случай из 31) возможно ухудшение детско-родительских отношений после участия семьи в программе.

    Источник

Оцените статью