Исследовательская работа «Вода. Свойства воды»
проект на тему
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Исследовательская работа
Вода. Свойства воды.
Выполнил: Фартушный Артем
ученик 2 «Г» класса
МОУ «СОШ №1» города Валуйки
Руководитель: Цуканова Е.А., учитель
МОУ «СОШ№1» города Валуйки
Валуйки 2016
Содержание
3
2. Что такое вода?
4
3. Свойства и особенности воды
4
5
7
6.Список используемой литературы
8
Введение.
Вода – драгоценный дар природы, обеспечивающий жизнь на Земле. Окружающая нас вода — это вещество с уникальными свойствами, которые не только еще полностью не объяснены, но далеко не все известны. Нет вещества, более удивительного и загадочного, чем обыкновенная вода. Ее свойства не подчиняются закономерностям, присущим большинству окружающих нас веществ, что вызвано уникальностью строения молекулы воды.
Тема моей исследовательской работы звучит так: «Вода. Свойства воды».
Актуальность выбранной темы состоит в том, что вода — самое распространенное и обладающее загадочными свойствами вещество, возникает актуальность исследования свойств воды, расширяя тем самым кругозор знаний о воде.
Цель исследования: расширить кругозор знаний о воде
Задачи:
— Уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ;
— Провести исследования некоторых свойств воды.
Методы:
· Анализа собранной информации,
· Сравнения и обобщения полученных результатов.
Объект исследования: вода
Этапы работы:
1. Изучение литературы по теме.
2. Проведение опытов.
3. Наблюдение за процессом.
Планируемые результаты: расширить знания по данной теме, оформить исследовательскую работу.
Практическое применение: использовать полученные знания на уроках окружающего мира и внеклассных мероприятиях.
Что же такое вода?
Вода – это химическое вещество, представленное в виде прозрачной жидкости, которая не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Химическая формула воды: Н2O, то есть вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Она может существовать в трёх основных состояниях — жидком, газообразном и твёрдом, а также приобретать различные формы, которые могут одновременно соседствовать друг с другом.
Свойства и особенности воды.
принимает любую форму, в которую её налить,
вода расширяется и сжимается.
Вода принадлежит к единственному веществу на нашей планете, которое в обычных условиях температуры и давления может находиться в трех фазах, или трех агрегатных состояниях: в твердом (лед), жидком и газообразном (невидимый глазу пар).
Практическая часть
1.Эксперимент
Опыт №1. «Вода и яйца»
Для проведения опыта мне понадобилось: 2 стакана с водой, 2 яйца и 3 столовые ложки соли.
1.Положили сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо
опустилось на дно стакана.
2.Добавили в этот стакан 3 столовые ложки соли – яйцо всплыло на поверхность.
На опыте мы убедились, что соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В морской воде легче учиться плавать, чем в пресной воде (на реке, озере). В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Опыт №2 «Вода и сахар» Для эксперимента нам понадобятся: два стеклянных стакана, два кусочка сахара-рафинада, холодная и горячая вода. (вставить фото)
1.В один стакан (на фотографии – слева) налили горячей воды, в другой (справа) – холодной воды.
2.Поместили в оба стакана одновременно по кусочку сахара-рафинада.
В стакане с горячей водой сахар стал быстро растворяться, в стакане с холодной водой, данный процесс протекал значительно медленнее.
Через одну минуту в стакане с горячей водой сахар практически растворился, в стакане с холодной водой – растворился наполовину.
Данным опытом мы установили, что в воде могут растворяться различные вещества, причем быстрее растворение происходит в горячей воде.
Заключение
Проведя несложные опыты с водой в домашних условиях, мы убедились в некоторых свойствах воды:
вода хороший растворитель, в ней могут растворяться различные вещества;
в горячей воде растворение веществ происходит быстрее, чем в холодной;
соль повышает плотность воды и снижает температуру замерзания воды;
Вода имеет огромное значение, как для человека, так и для всей планеты в целом. Без воды жизнь на Земле была бы невозможна.
Список используемой литературы
2.Перышкин А.В. Физика7класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений //М.: «Дрофа», 2002 г.
3.Петрянов И.В., Самое необыкновенное вещество в мире. //М.: 1975 г.
Источник
Семейный экологический исследовательский проект «Вода — источник жизни на Земле»
Наталья Турлюк
Семейный экологический исследовательский проект «Вода — источник жизни на Земле»
Вид проекта: исследовательский
Продолжительность проекта: среднесрочный проект (3недели).
Объект исследования: вода.
Возраст: Старшая и подготовительная группа дошкольного учреждения.
Содержание:
Введение
Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода — это слово известно нам с самого рождения. Подчас мы даже не задумываемся о том, что оно обозначает и что для нас значит. А ведь вода — это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. Невозможно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое вокруг. Поэтому вода – наше главное богатство. Мы решили узнать, как бережно её расходовать. Для исследования мы выбрали тему: «Вода — источник жизни на Земле»
Цель работы: Воспитание бережного отношения к воде.
Формирования у детей экологической грамотности и знаний об окружающей природе.
Показать, что вода – активная среда для жизни животных, растений и человека
Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Развивать самостоятельность в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
•Узнать из разных источников о запасах воды.
•Сформировать представления детей о свойствах воды: текучесть, запах, прозрачность, вкус, выталкивающая сила воды, вода в разных состояниях, круговорот воды в природе.
•Показать значение воды в жизни живых существ, сформировать у детей знания о воде: кому она нужна, для чего и как человек использует воду.
•Познакомить с проблемой загрязнения водного пространства Земли, с правилами личной безопасности.
•Способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе.
•Создать условия для самостоятельной деятельности в рамках проекта.
Гипотеза: Воды на земле станет больше — если мы будем ее беречь.
Объект исследования: вода – источник жизни
Предмет исследования: способы сбережения воды.
Продолжительность проекта: 3 недели.
Оборудование необходимое для проекта:
Видеокамера, техника для прослушивания музыки, фотоаппарат, компьютер (использование слайдов, показ презентации о вод сбережении, материал для продуктивной деятельности, модель свойств воды, пустые стаканы, стаканы с грязной водой на каждого ребенка, марля, специальные фильтры для воды, воронки по количеству детей; сахар, соль, плакат с изображением круговорота в природе.
Ресурсы: Экскурсия к водоему.
Методы:
•Прослушивание музыки «Шум воды» ,чтение книг, рассматривание иллюстраций,
•поиск информации в интернете, наблюдение, эксперимент.
•Продуктивная и игровая деятельность.
Актуальность:
Вода не имеет запаха, вода прозрачна, вода является растворителем, вода может быть в разных состояниях (снег, лед, иней, жидкость, пар, вода обладает выталкивающей силой.
Вода есть всюду: океанах,морях, реках, озерах, земле, камне, живых организмах, растениях, животных, человеке, воздухе.
Вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.
Вода – первый и любимый детьми объект для исследования с самого момента рождения. Экспериментирование и игры детей с водой развивают познавательные способности, интерес к явлениям окружающей природы и воспитывает экологическую грамотность детей.
В проектно-исследовательской работе происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а так же как необходимо беречь воду и для чего. Расширяет представление детей о значении и роли воды для здоровья человека. Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, умение экономично использовать воду, расширяет представление детей о значении и роли воды для здоровья человека. Развивает у детей внимание, память, элементы логического мышления, умение взаимодействовать со сверстниками.
Знакомит детей с познавательными и художественными произведениями о воде, её свойствах, о значении и использовании воды в жизни всего живого на земле.
Развивает творческое воображение детей при создании художественной композиции (рисунок, лепка, аппликация).
Развивает творчество детей при слушании различных звуков воды в природе (журчание ручья, шум льющейся воды из крана, шум дождя, фонтана, водопада и др.)
Научив ребенка просто закрывать за собой кран, мы научим его беречь воду. Свою работу мы проводили на природе, в детском саду и в домашних условиях. Почему была выбрана тема «Вода — источник жизни на Земле»»? Эта тема сама привлекла и заинтересовала детей. Ведь мы знаем, что вода первое, что притягивает интерес ребенка. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для использования в сельском хозяйстве. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и холодная, и горячая вода. Вода нужна всему живому на Земле.
Взаимодействие с родителями воспитанников: привлечение родителей к сотрудничеству с детьми по развитию их познавательного интереса к окружающему миру.
Цифры и факты, приведенные в интернете:
•2 % воды — это льды.
•1 % воды – это пресная вода.
•3 %– пригодные для человека. Запасы пресной воды распределены так:
•Запасы пресной воды на Земле (3 %) .
•69-75 % — Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги.
•24-30 % — грунтовые воды.
•0, 5 % — атмосферная влага.
•0, 5 % — поверхностные воды.
•Если использовать стакан при чистке зубов, то экономится 5 – 10 л воды.
•Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту.
•Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.
Подготовительный этап.
1. Чтение художественной литературы:
•С. Маршак «Загадка о дожде»;
•Н. Каноненко «Хмурое утро», «Капельки»;
•И. Мельничук «Дождик», «Гололед»;
•Б. Сокров «Облака»
•Н. А. Рыжова «Вода»;
•Загадывание загадок о воде
•И. Одоевский «Мороз Иванович»;
•Б. Заходер «Что случилось с рекой?»
•Беседа с детьми «Живая вода»
2. Наблюдение в природе на прогулке за водой в водоемах, капельками дождя, льдом из холодильника в домашних условиях
3. Просматривание мультфильма «Домовенок Кузя».
«На воде» Союзмультфильм 1986г.
4. Закрепление представлений детей о звучании воды: шум дождя, журчание ручейка, шум водопада, волны, звук льющейся воды из крана, звук падающей капли и т. д.
5. Закрепление знаний детей об использовании свойств воды в жизни человека во время рассматривания картин и иллюстраций, обратить внимание на предупреждающие плакаты.
Исследовательский этап.
Совместная деятельность детей и взрослых
1. Беседа с детьми «Живая вода»
2. Экспериментирование «Свойства воды», «Круговорот воды в природе», «Фильтрование воды»
3. Наблюдение на прогулке за водой в водоемах, за дождем, за водой в лужах.
Дидактические игры: «Для чего нужна вода?» (с использованием условных заместителей и картинок с изображением использования воды человеком); «Свойства воды».
Подвижная игра «Веселые капельки»
Познавательно-тематическое занятие «Ребятам о воде», закрепление представлений детей о круговороте воды в природе. Знакомство детей с тем, какой долгий путь проходит вода, прежде чем попасть в наш дом.
Формирование представлений об очистке воды, её фильтрации, о том, как много людей трудятся, чтобы очистить её для питья. Беседа «Без воды невозможна жизнь на Земле».
Экспериментирование «Вода пресная — вода соленая» (с использованием моделирования, глобуса).
В течение проекта ребёнок вместе с родителями:
•Проверяет, как расходуется вода, нет ли утечки воды дома.
•Проводят сверку счетчиков,состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды.
Родители в домашних условиях и на прогулках закрепили свойства воды.
Провели опыты: «Когда вода приобретает запах и вкус», «Когда вода является растворителем?».
Организовали и провели опыт «Батискаф с яйцом» и обсудили с детьми результаты опыта о свойствах воды.
Родители провели эксперимент в домашних условиях: использовали воду простым методом, открывая кран. Записали показания счетчика, сколько воды использовали за 1 день. На 2 день в быту использовали вод сберегающую насадку и, посмотрев на счетчик,увидели, что воды вылилось меньше, чем в первый день. Принцип действия насадки оказался прост — она уменьшает приток воды, что позволяет экономить воду.
Значит, разумно и экономно используя воду, прибегая к разным инновациям, люди не только берегут её, но и экономят свои деньги.
Во время опытов мы выяснили, какие бывают свойства воды:
Проводя эти опыты, мы знакомим детей с некоторыми свойствами воды. Обращаем их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.
Чтобы сократить потери воды, надо:
•не оставлять краны с водой открытыми;
•следить за исправностью кранов
•регулировать струйку воды;
•не размораживайте замороженные продукты питания под струей холодной воды, это сохранит огромное количество воды.
•для мытья посуды в раковине следует использовать пробки.
Рекомендации:
Всегда обращай внимание, не течет ли зря вода из крана дома. Если ты заметишь такое, закрой кран, или позови взрослых. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь! Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины. Рассказывай наши рекомендации своим друзьям.
Выводы:
В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, научились бережно относиться к воде и экономить ее. Ребёнок осмысленно, зная о проблеме чистой воды на земле, не пройдёт мимо включенного крана, или крана из которого просто капает вода. Будет бережно относиться к водоемам. Вырастит экологически грамотным человеком. Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды: вода не имеет запаха, вода прозрачна, вода является растворителем, вода может быть в разных состояниях (снег, лед, иней, жидкость, пар, вода обладает выталкивающей силой. У детей сформированы представления, что вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.
Используемая литература:
1. Т. В. Меркулова. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика, 2010г.
2. Журнал «Дошкольное воспитание» №12, 2012г. ст. «Волшебная вода».
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2012г. ст. «Волшебница вода». Т. В. Меркулова.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2012г. ст. «Учение с увлечением».
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2013г. ст. «Я — исследователь
6.«Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы -составители Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» Николаева С. Н. Эколог в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003.- М. : ТЦ Сфера, 2003.
Источник