Проект она родниковая вода

Детский проект «Родники нашего края»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и проблема

Когда приходим в детский сад, мы всегда рассказываем друг другу о том, чем занимались дома, куда ездили. Я рассказала, что мы ездили всей семьей на родник, описала, как он выглядит, откуда вытекает вода. Но моя подруга Вика начала спорить, что я не правильно говорю, потому что родник не такой и выглядит совсем по-другому. Тогда в наш спор вмешалась воспитатель, она посадила нас на стульчики и рассказала о том, что в нашей местности очень много разных родников и что мы, скорее всего, были на разных родниках. Нам стало интересно: а что же такое родник? Какую пользу он приносит? Откуда он берется, и какие родники есть в нашей местности? Мы решили разобраться с этими вопросами поподробнее.

Гипотеза: Родник – это вода, вытекающая из-под земли. Вода в роднике очень полезная и вкусная.

Цель: узнать все о родниках нашего края.

Задачи:

  • узнать, все о родниках нашего края;
  • узнать, какое значение они имеют в природе;
  • узнать, какое значение они имеют для человека;
  • попробовать сделать свой родник.

Этапы реализации

Этапы проекта

Содержание этапа

Поиск и сбор информации по теме.

Создание мини родника и альбома «Родники и святые источники Самарской области», подбор экологических знаков, охраняющих и сберегающих воду.

Представление ребятам группы мини родника и презентация альбома.

Тип проекта – познавательно-исследовательский.

Вид проекта – краткосрочный.

По исполнению – ребенок–взрослый.

Ожидаемый результат: Мы узнаем все о родниках нашего края, об их пользе. Для того чтобы познакомить ребят с проектом, сделаем мини – родник, альбом «Родники и святые источники Самарской области». Подберем экологические знаки, охраняющие и сберегающие воду.

Продукт

  • Мини-родник;
  • Альбом «Родники и святые источники Самарской области»;
  • Экологические знаки.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА I. Теоретическая часть

1.1. Родник – это вода, вытекающая из-под земли.

Оказывается, поверхность нашей Земли состоит из трех слоев: почвы, песка и глины.

Через почву и песок просачивается вода, а глина не пропускает воду.

Идет дождь. Он проходит через почву и песок пока не встретит слой глины. Накапливается вода и по наклонной поверхности стекает вниз, пока найдёт выход. Этот выход называется родником.

Родник, из которого вытекает маленький ручей, может быть началом реки.

Родник или ключ — это источник подземных вод, который выходит из под земли наружу.

Родники могут быть горячими, теплыми, кипящими и прохладными.

1.2. Значение родника в природе

Под землей тоже есть вода. Там бегут глубокие реки, струятся ручейки, вода заполняет подземные озера.

Подземные воды иногда выходят на поверхность земли. Может быть, вы видели родничок, бьющий из-под земли. Родники еще называют ключами. Возле них пышно разрастаются лесные кусты – черемуха, ольшаник, козьи ивы, краснотал. Здесь высокие сочные травы, много крупных цветов.

Там растениям всегда хватает живительной влаги!

1.3. Значение родника для человека

Всем известна притягательная сила родников. Из земных глубин они выносят на поверхность живительную влагу. Ни один путник не может пройти мимо, чтобы не остановиться, не припасть к хрустальной студеной воде. И нигде — ни в людных местах, ни в глухой тайге — родник не остается незамеченным, к нему всегда есть тропа — он нужен не только людям, но и зверям, птицам.

Эта притягательная сила родников имеет глубокие исторические корни. Вода в них всегда была чище воды рек, озер и любых других поверхностных источников. Поэтому люди издавна стремились пользоваться родниками, селились вокруг них, сохраняли и обустраивали источники. В маловодных местах, где нет поверхностных вод, родники вообще были единственными источниками утоления жажды, оазисами прохлады, центрами сближения людей.

Вода из источника может быть не только пресной, но и минерализованной. В крупных городах успехом пользуется бутилированная вода из родников и источников, помните на этикетке с подобной жидкостью обязательно должна содержаться информация о местонахождении источника, откуда эта вода родом. Ведь не для кого не секрет, что эта вода может быть добыта из источника, который располагается вблизи промышленного объекта или городской свалки, такая вода по своему химическому составу далека от той, которая по праву называется родниковой.

Настоящая же родниковая вода зарекомендовала себя как вода, обладающая целебными свойствами. Такая вода дарит нам чистую энергию самой природы.

ГЛАВА II. Реализация проекта

На первом этапе нашего проекта мы решили выяснить, что такое родник. Эту информацию мы с родителями нашли в интернете и узнали от воспитателя.
Мы узнали, что родник или ключ — это источник подземных вод, который выходит из под земли наружу. Для того чтобы в этом убедиться мы еще раз с родителями посетили родники. Мы не только набрали вкусной и чистой воды, но и интересно провели время на свежем воздухе.

Чтобы основательно разобраться, как же образуется родник, мы сделали свой мини-родник.

Для изготовления мини родника нам понадобилось: пластиковая бутылка, почва, песок, глина, пластиковые трубочки и вода. Сначала мы насыпали в бутылку глину, затем песок, а лишь потом почву, таким образом, мы изобразили небольшой участок нашей земли. Из слоев песка и глины мы вставили пластиковые трубочки, которые помогли нам увидеть процесс образования родника. Затем мы представили, что пошел дождь и налили воду в нашу емкость, вода пропиталась через почву и песок, дошла до глины и начала вытекать из трубочки, которая выведена из песка. Мы увидели, что почва и песок впитали воду, так как это водопроницаемые породы, а глина ее остановила, потому что это водоупорная порода.

А место где подземная вода выходит на поверхность — называется родником. Таким образом, мы создали настоящий мини-родник.

Кроме мини родника, мы сделали подборку экологических знаков, охраняющих и сберегающих воду.

А также подготовили альбом «Родники и святые источники Самарской области».

Потом наш воспитатель показала этот альбом всем детям нашей группы.

Он очень понравился детям нашей группы, и они тоже решили принять участие в нашем проекте и подготовили рисунки на тему «Вода, вода – кругом вода…»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время работы над проектом мы много узнали нового. Оказывается, поверхность нашей Земли состоит из трех слоев: почвы, песка и глины. Через почву и песок просачивается вода, а глина не пропускает воду. Когда идет дождь. Он проходит через почву и песок пока не встретит слой глины. Накапливается вода и по наклонной поверхности стекает вниз, пока найдёт выход. Этот выход называется родником.

Родники имеют важное значение как для природы, возле них пышно разрастаются лесные кусты, высокие сочные травы, много крупных цветов, так и для человека, вода из источника может быть не только пресной, но и минерализованной. В крупных городах успехом пользуется бутилированная вода из родников и источников.

Также вместе с родителями мы изготовили свой мини родник, альбом «Родники и святые источники Самарской области», а также сделали подборку экологических знаков.

В результате наших исследований мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась, что действительно, родник – это вода, вытекающая из-под земли. Вода в роднике очень полезная и вкусная. Но не из всех родников вода полезна, нельзя пить из источника, который располагается вблизи промышленного объекта или городской свалки, такая вода далека от той, которая по праву называется родниковой. И мы узнали, что в нашем крае действительно очень много разнообразных родников и источников.

Нам было очень интересно работать над проектом, и мы думаем, что это не последний наш проект.

Источник

Экологический проект «Живи, родник!»

Гтовая исследовательская работа по изучению и благоустройству родника.

Скачать:

Вложение Размер
Исследовательская работа по изучению водных ресурсов родного края 538 КБ
rodnik.docx 538 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Семинская основная общеобразовательная школа»

на тему «Живи, родник»

Д.Сёмино,ул. Школьная д. 9

Смирнова Елена, ученица 8 класса

Баранова Татьяна Ивановна

2012-2013 учебный год.

  1. Введение………………………………………………………. 3
  • Актуальность
  • Проблема, решению которой посвящен проект
  • Гипотеза
  • Цель
  • Задачи
  • Объект исследования
  • Основные методы
  • Сроки проведения проекта
  1. Этапы реализации проекта………………………………5
  2. Основная часть……………………………………………6
  1. Обзор литературы………………………………………… 6
  2. Социологическое исследование……………………………9
  3. Составление экологического паспорта родника……… 12
  4. Экологический паспорт родника «Желтухинский»…….. 15

4.Благоустройство прилегающей территории………………. 16

Родник – ты вечный всем причал,

Ты маг – источник вдохновенья.

В тебе начало всех начал.

Ты дар Земли – на исцеленье.

Вода на Руси издавна считалась даром Божьим, источником благодати духовной, здоровья телесного. РОДник, наРОД, РОДина, РОД – все эти слова имеют общий корень. Вода – источник ЖИЗНИ. Но источником ЖИЗНИ вода становится лишь при условии, что она – чистая, светлая, прозрачная, когда она РОДНИКОВАЯ…

Актуальность. С каждым годом все острее ощущается нехватка воды на планете. А родники являются стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они могут выступать как единственные источники питьевой воды для населения.

К сожалению, в последние годы все чаще отмечаются факты загрязнения источников в результате возникновения стихийных свалок, огородов, что является причиной накопления в воде токсичных веществ. Тем не менее, большинство людей предпочитают пользоваться природными источниками, т.к. качество водопроводной воды оставляет желать лучшего. Очистные сооружения не могут полностью устранить некоторые загрязнители. Кроме того водопроводная вода хлорируется, что не благоприятно сказывается на вкусовых качествах воды.

Экологический проект «Живи, родник» — проект по исследованию и благоустройству водного объекта «Святого источника» в д.Желтухино (рис.1).

Этот проект помог мне совершенствовать навыки исследовательской деятельности; помог сформировать своё отношение к окружающему миру; учиться мыслить глобально, а действовать локально, стремясь к сохранению природных

уголков в своем селе; отработать навыки природоохранной деятельности; развил творческие способности.

Проблема, решению которой посвящен проект:

На территории Скоробогатовской сельской администрации в настоящее время насчитывается несколько родников, однако, по мнению Госсанэпидслужбы, многие родники имеют воду, не пригодную для питья. Таким образом, родники нуждаются в охране, бережном расходовании и защите от загрязнений. Наш проект посвящен проблеме сохранения святого источника в д.Желтухино, так как вода из родника регулярно используется местными жителями.

Гипотеза: родниковая вода Святого источника пригодна для питья.

Цель: оценка современного экологического состояния Святого источника и благоустройство его территории.

  • Поиск и сбор исторических материалов о роднике.
  • Провести геоморфологическое, гидрологическое исследование родника.
  • Составить экологический паспорт родника.
  • Благоустройство территории родника.

Объект исследования : Святой источник в д.Желтухино.

Предмет исследования : вода Святого источника и прилегающая территория.

  • Теоретический: изучение теоретического материала, анализ информационных источников, анализ анкетирования, сравнение.
  • Эмпирический: лабораторные наблюдения.
  • Экспериментальный: постановка опыта.

Этапы реализации проекта.

Проект «Живи, родник!» представляет собой сочетание элементов исследовательской работы и социального проекта.

Исполнители учащиеся 8 класса МБОУ ООШ д.Сёмино.

Сроки проведения проекта — 2 года.

  1. Формирование проектной группы, постановка проблемы, изучение общественного мнения, сбор реферативного материала.
  2. Поиск родников. Социологическое исследование родников. Выбор контрольного родника для исследования.
  3. Благоустройство территории родника. Исследование контрольного родника.
  4. Оформление отчёта о проделанной работе, оформление экологического паспорта родника, защита проекта.

3. Основная часть.

3.1 Обзор литературы.

Родниковые источники испокон веков почитались на Руси.
Обитая в краю озер и рек, ручьев и болот, население выработало целый комплекс религиозного почитания воды. Особой силой наделяли наши далекие предки родники — студенцы и относились к ним с особым благоговением. Именно отсюда идет обычай расчищать и обихаживать ключи, пить целебную воду и совершать в ней омовение.

Родником или ключом обозначается небольшой водный поток, бьющий непосредственно из земных недр. Родники, как выходы подземных вод на поверхность, являются уникальными естественными водоёмами. Они имеют большое значение в питании поверхностных водоёмов, поддержании водного баланса и сохранении стабильности окружающих их биоценозов.
Большинство российских рек и водоёмов порождаются именно такими подземными источниками. Их питание осуществляется за счёт более глубоких водоносных слоёв, куда загрязняющие вещества с поверхности практически не проникают.

Термин «природная родниковая вода» означает, что состав минералов в этой воде не подвергался никаким физико-химическим изменениям. Родниковая вода доходит до нас в своем первозданном, природном по своему гидрохимическому составу виде. Кроме того она живая, подвижная.

Родниковая вода из экологически защищённого источника практически не нуждается в очистке: добираясь из недр до поверхности Земли и проходя в родниковой жиле через мелкий песок и гравий, она приобретает правильную структуру, а также подвергается естественной и практически идеальной очистке.

Температура родниковой (ключевой) воды в родниковой жиле около 4 ºС, что не позволяет в ней поселяться болезнетворным бактериям.
Если человек часто употребляет родниковую воду, он меньше подвержен различным заболеваниям. Веками доказано, что чистая родниковая вода исцеляет многие болезни и увеличивает продолжительность жизни. Возьмем в пример долгожителей острова Окинава, которые пьют родниковую воду и в среднем живут до 100 лет.

Родники (ключевые воды) существуют двух видов:

  • Природные родники, возникшие от топографии местности.
    Вода из этих родников выходит по закону совмещенных сосудов. На эти родники влияет временной погодный фактор. В засуху они пересыхают и качество воды зависит от экологии местности, где происходит водозабор.
  • Родники, выходящие с больших глубин из разломов земной коры по родниковым жилам. Эти родниковые жилы образовывались многие тысячелетия. Направление этих родниковых жил выстраивалось по геомагнитному меридиану земли на север. На эту родниковую воду не влияет временной погодный фактор и экология местности. Зимой родниковая вода на выходе не замерзает. Родниковая жила состоит из смеси прессованной глины с песком, жилу окутывает тонкий слой плывуна, который блокирует выход воды из родниковой жилы [1] .

С родниками связаны многие легенды и обычаи местного населения. Воду некоторых родников местное население считает святой, целебной, используемой при лечении различных заболеваний.

О месторасположении святого источника в д.Желухино говорят строки стихотворения И.А.Бунина «Родник»

В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из — под камней родник студёный…

Родник располагается в Ковернинском районе около д. Желтухино в лесу. На поверхности воды родника нет видимых пленок, вода чистая, прозрачная. Растительный мир этой водной системы представлен гидро — и гигрофилами- растениями, способными произрастать непосредственно в воде. Или при большом ее избытке в почве. По берегам родника в основном произрастают однодольные травы семейства злаковых. Каждое из растений образует «чистые» сообщества, в которых обитает мало других видов цветковых растений (рис. 3). Водная фауна представлена животными обитающими, как в прибрежной зоне – стрекозы, лягушки.
Среди земноводных самые распространенные озерная лягушка (рис.4). Они живут вблизи водоемов, далеко от воды не уходят.
Готовя, этот проект мы опрашивали местных жителей, знакомились с историей родного края. Для нас было большой неожиданностью узнать, что когда-то на этом месте стояла церквушка, которая была давно разрушена.

3. 2. Социологические исследования родника.

Одной из основных составляющих любого проекта является изучение общественного мнения по рассматриваемой проблеме. Поэтому мною было проведено анкетирование по вопросу «Мое отношение к родникам» среди учащихся, учителей МБОУ «Сёминской основной ощеобразовательной школы», а также жителей д.Сёмино. Всего на вопросы анкеты ответили 40 человек.

Сравнительный анализ представлен в таблице 1.

Таблица 1 . Анализ результатов анкетирования

1. Удовлетворены ли Вы качеством водопроводной воды в школе и дома, если нет – то почему?

В школе вода плохого качества и имеет неприятный привкус

Дома вода плохого качества, имеет привкус железа

Дома вода хорошая

2. Какие родники в районе Вам известны?

Святой источник в д.Желтухино

3. Пользуется ли Ваша семья водой из какого — либо родника?

4. Удовлетворены ли Вы состоянием родников которыми пользуетесь или о которых знаете?

5. Какие меры, по Вашему мнению, следует предпринять по благоустройству родников?

Следить за чистотой, поставить лавочки

Сделать удобный подход (подъезд) к роднику

6. От кого, по Вашему мнению, зависит состояние родников и их благоустройство?

От самих людей, которые пользуются родником

От администрации села и района

7. Следует ли уделять особое внимание природным водным источникам или человек не должен изменять то, что создано природой?

Следует уделять особое внимание состоянию родников

Не следует вмешиваться в природу

Анализируя данные из анкет можно сделать следующие выводы:

  • Качество водопроводной воды в школе и дома устраивает большинство опрошенных (95%) и лишь только 5% сказали, что вода дома плохого качества, имеет привкус железа.
  • Наиболее популярным является родник Желтухинский («Святой источник Живая вода») (62% ответов) из-за его близкого расположения. На втором по известности месте оказался родник «Тёплая вода» (25%).
  • Ответы на третий вопрос анкеты говорят о том, что большинство людей пользуются родниковой водой (87% опрошенных), 3% опрошенных ответила, что родниковую воду используют иногда, в результате получается, что почти 90% опрошенных пользуются родниками, и могут достоверно судить о состоянии этих родников и выразить свое мнение о нем.
  • Внешний вид и состояние используемых родников удовлетворяет 50% опрошенных. И 50% не удовлетворены состоянием используемых родников. Все, кто использует родниковую воду из Желтухинского родника указывали в своих ответах, что у этого родника нет специального места, куда можно поставить ёмкости, отсутствуют лавочки где можно отдохнуть. У источника «Тёплая вода» не удобный подъезд, удалённость родника.
  • Из указанных выше причин, неудовлетворенности состоянием родников следуют и предлагаемые мероприятия по их благоустройству, представленные в ответах на пятый вопрос анкеты. О поддержании чистоты около источника говорили 75% опрошенных. При этом предлагалось поставить около родника мусорные урны, и просто выражалось пожелание, чтобы люди, которые приезжают за водой не оставляли после себя мусор. Высказывались также предложения по установке около родников лавочек для отдыха и столиков для тары с водой.
  • Большинство опрошенных на шестой вопрос анкеты отвечали, что состояние и благоустройство родников зависит в большей мере от тех людей, которые пользуются источником (75%) и в некоторой степени — от руководителей села и района (17 % ответов).Все мы понимаем, что к природным источникам чистой воды надо относиться бережно, содержать их в чистоте, сделать удобными для использования. Если бы к осознанию этого добавить реальные поступки и дела, то, мне кажется, проблема сохранения родников не была бы столь наболевшей.
  • Об этом же говорится и в ответах на последний вопрос анкеты, где абсолютное большинство опрошенных (95%) ответили, что надо постоянно уделять особое внимание природным источникам, благоустраивать их, поддерживать чистоту и порядок.

Проведенный анализ общественного мнения по исследуемому вопросу наглядно показал значимость и важность рассматриваемой в проекте проблемы сохранения природного богатства Родного края.

3.3 Составление экологического паспорта родника.

3.3.1. Методика описания и составления экологического паспорта родника.

Проведя социологическое исследование, мы установили, что родник в д.Желтухино или как его называют Желтухинский известен всем опрошенным. Поэтому именно для этого родника мы составили экологический паспорт [2] .

При составлении паспорта мы руководствовались следующие параметры:

  1. Геоморфологическое исследование родника.
  1. Указывается положение родника к населенному пункту, ручью, реке. Определяются его положение к элементам рельефа (пойма, террасы, склоны, коренной берег).
  2. Определение механического состава почвы. Механический состав почвы обусловлен наличием в ней глины, песчаника, мелких камней, биогенных и антропогенных включений. Структура почвы определяет её уплотнённость и наличие воздуха, необходимого для жизненных процессов (дыхания). Для определения типа почвы её слегка смачивали водой, из получившейся массы скатывали шарик, а потом длинную «колбаску», которую затем сгибают в кольцо.

песок – сыпучий образец, из которого нельзя скатать жгут;

супесь – можно скатать шарик, но жгут рассыплется на отдельны фрагменты;

суглинок — можно сделать жгут («колбаску»); шнур при сгибании в кольцо разламывается (выделяют три разновидности: тяжелый суглинок – кольцо с трещинами;

средний — кольцо при свертывании распадается; легкий суглинок – шнур дробится при раскатывании)

глина – вязкая, тягучая, напоминающая по консистенции пластилин, из неё легко получается длинный жгут, который при сгибании не ломается и не растрескивается.

  1. Как расположен источник по отношению к реке или другому водоприемнику?

Высота источника над уровнем воды в реке или ручья определяется при помощи школьного нивелира.

  1. Как влияет родник на окружающую местность? Определяется наличие вблизи родника провалов, проседания, оползней, размывов, болот, что свидетельствует о его влиянии на окружающую местность.
  2. Определение характера источника визуально. Выход воды на поверхность земли может быть различный: а) вытекает спокойно, б) бурлит, в) бьет струйками, г) фонтанирует.

2. Определение дебита родника. Дебит источника — это его мощность, то есть возможный расход воды. Под желоб ставится стеклянная банка емкостью 1 литр, и по секундомеру вычисляется время заполнения банки водой. Рассчитывается расход воды за 1 ч.

3. Определение физических, органолептических и химических показателей воды в роднике [3] .

Температура воды . Определяется путем погружения водного термометра на 3-5 минут в сосуд с водой сразу после ее наливания или непосредственно под струей.

Заполнить пробирку водой до высоты 10 -12 см. Определить цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении (рис. 6).

Прозрачность ( светопропускание — измерение при помощи шрифта).

При использовании этого метода определяют высоту водяного столба, при которой типографский шрифт (высота букв 3,5 мм) становится плохо различим. При определении используют стеклянный цилиндр высотой около 50 см. Цилиндр, под дно которого положен хорош освещенный шрифт, наполняют водой воды до такой высоты, чтобы буквы, рассматриваемые сверху, стали плохо различимы (рис.7).

Запах. Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Определение основано на органолептическом исследовании характера и интенсивности запаха воды при 20° и 60° С.

1. Заполнить колбу водой на 1/3 объема и закрыть пробкой.

2. Взболтать содержимое колбы.

3. Открыть колбу и осторожно, неглубоко вдыхая воздух, сразу же после определите характер и интенсивность запаха.

4. Если запах сразу не ощущается или запах неотчетливый, испытание можно повторить, нагрев воду в колбе до температуры + 60° С (подержав колбу в горячей воде) (рис.8).

Определение содержания ионов водорода в воде (pH-фактор воды).

С помощью данного исследования можно определить содержание ионов водорода Н+ в воде. Значение pH является важным фактором, влияющим на жизнь водных обитателей.

1.В пробирку наливали 5 мл исследуемой воды, 0,1 мл универсального индикатора, перемешивали и по окраске раствора оценивали величину рН: розово-оранжевая- рН около 5; светло-желтая-6; светло-зеленая-7; зеленовато-голубая-8.
2. рН определяли ещё с помощью универсальной индикаторной бумаги, сравнивая её окраску со шкалой (рис. 9).

Составление экологического паспорта родника.

3.4. Экологический паспорт родника

По результатам исследований, был составлен экологический паспорт родника.

  1. Название источника – «Живая вода» в д.Желтухино
  2. Район – Ковернинский
  3. Населенный пункт – д.Желтухино
  4. Вид родника — речной родник.
  5. Элемент рельефа – равнинный
  6. Геологические условия выхода воды:
  1. высота над уровнем воды в реке — 3 м
  2. характера пласта, из которого вытекает подземная вода — супесь
  3. характер вытекания воды — спокойно вытекает
  1. Расстояние от родника до реки – 50м
  2. Участие родника в питании ручья, реки, озера: питание реки Узола
  3. Влияние родника на окружающую местность (размывы, заболачивание, провалы, оседания): ручей от родника стекает в реку, окружающую местность не размывает
  4. Физические показатели воды
  1. температура — +4 º С
  1. Органолептические показатели воды
  1. прозрачность — прозрачная
  2. характер и интенсивность запаха – без запаха
  3. вкус и привкус – без вкуса
  4. цветность – бесцветная
  1. Химические показатели воды
  1. рН – 7

13.Дебит источника — 1л за 15 секунд

14.Хозяйственное использование источника – это один из самых почитаемых в Сельской администрации родников. Воду, благодаря ее высоким качествам, используют не только жители д.Желтухино, но и жители ближайших деревень –Сёмино, Дурандино, Хрящи.

4.Благоустройство прилегающей территории.

Родник сложное и очень хрупкое природное образование и любое неквалифицированное вмешательство может стать для него роковым.

Исходя из анализа проведённого анкетирования, ребята предложили начать работу с благоустройства родника в д.Желтухино ( рис.10). При выборе места мы руководствовались интересами жителей всего села. О нужности и важности этого дела говорит то, что это место является постоянно посещаемым, но поражает заброшенность (рис.11) и неустроенность источника (рис.12). Об актуальности этой проблемы взрослые говорили давно, но, видимо, за важностью других дел, снова откладывали решение.

Ребята сделали заключение о социальной значимости проблемы и предложили свое решение.

При этом учитывались следующие факторы:

  • Необходимость
  • Время года
  • Возможность решения проблемы своими силами

Необходимость в благоустройстве источника в деревне Желтухино назрела давно. Это место постоянно посещается, дорогу к источнику знает каждый на селе. Очень часто туда приходят люди группами, набирают «живой» воды, общаются.

В ходе опроса выяснилось, что источник действительно нуждается в благоустройстве, так как люди хотят приходить на это место не только за водой, но и посидеть, проникнуться святостью этого места, очиститься, отдохнуть.

Когда определились конкретные цели, мальчики решили с помощью преподавателя технологии сделать лавочки, столик и навесной шкафчик для икон (рис.13). Потому что, часто за водой приходят пожилые люди, которым трудно длительное время стоять на ногах. Здесь они смогут отдохнуть, полюбоваться красотой родной природы.

Мне кажется, что если человек, придёт за чистой родниковой водой и увидит благоустроенный, художественно-оформленный родник, то на душе его станет гораздо теплее. Так же не стоит забывать, что родник освящён церковью и имеет большое религиозное значение для православных жителей д.Сёмино и близ лежащих деревень. Именно, поэтому на территории родника сконструирована маленькая часовенка.

  1. Проанализировав физические, органолептические и химические показатели воды Святого источника в д.Желтухино , рекомендуем использовать воду этого родника для удовлетворения питьевого режима.
  2. В результате работы был составлен экологический паспорт родника.
  3. В ходе реализации проекта была благоустроена территория родник.

Проект «Живи, родник!» — интересный и в историческом плане, и в плане получения практических навыков, так как дети всё это делали сами. Это замечательный пример сотрудничества детей и учителей. Совместный труд сплачивает коллектив, развивает творческую активность детей, умение убеждать товарищей в правоте своего мнения, позволяет чувствовать уверенность в своих силах, Является прекрасным опытом постижения жизни. Работа над проектом помогает на практике проявить и применить знания, полученные на уроках.

Пусть этот проект является небольшим вкладом в реальные дела родного села, но самое главное – ребята стали принимать активное участие в общественной жизни, почувствовали себя подлинными гражданами, способными самостоятельно решать проблемы, окружающие нас.

Пусть на земле не умирают Родники

Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой в них останется навеки
Студеная и вкусная вода!

Как святые прикасались посохом своим к земле, и возникал родник, так и вы раскройте себя навстречу жизни, и, наполнившись живым светом, пролейтесь наружу живой водой. Зачерпните чашей рук своих воду родника, поднесите к лицу своему и ощутите запах свежести необыкновенной. Вкусите этой искрящейся воды, обжигающей чистотой своей. Это запах и вкус Жизни.

1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьёв А.Г., Гущина Э. В. Практикум по экологии – М.: АОМДС, 1996 -190с.

2. Алексин О.А., Семенов А.Д., Скопинцев Б.А. Руководство по химическому анализу вод суши. — Л.: Гидрометеоиздат, 2001 — 262с.

3. Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по экологии. М., Форум – Инфра – М, 2003 – 56с.

4. Дмитриев М.Т. Санитарно-химический анализ загрязняющих веществ в окружающей среде. — Справочник.- М.: Химия, 2001.-368с.
5. Керте Ф. Экологическая Химия.- М.: Мир, 1997-396с.

6. Г.В. Карпов. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Сост.

Э61- М.: Педагогика. 1981 г. – 269 стр.

7. Николайкин Н.И., Николайкина., Мелихова О.П., Экология. — М.: Дрофа 2005-622с.
8. Брун Т., Лемей Г.Ю., Химия в центре наук. — М.: Мир, 2003-490с.

[1] Г.В. Карпов. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Сост. Э61- М.: Педагогика. 1981 г. – 269 стр.

[2] Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии – М.: АОМДС, 1996 – 190 с.

[3] Дмитриев М.Т. Санитарно-химический анализ загрязняющих веществ в окружающей среде. Справочник М.: Химия, М.: — Мир, 1997-396 стр.

Предварительный просмотр:

МОУ «Семинская основная общеобразовательная школа»

на тему «Живи, родник»

Адрес школы:

Д.Сёмино,ул. Школьная д. 9

Смирнова Елена, ученица 8 класса

Баранова Татьяна Ивановна

2012-2013 учебный год.

  1. Введение………………………………………………………. 3
  • Актуальность
  • Проблема, решению которой посвящен проект
  • Гипотеза
  • Цель
  • Задачи
  • Объект исследования
  • Основные методы
  • Сроки проведения проекта
  1. Этапы реализации проекта………………………………5
  2. Основная часть……………………………………………6
  1. Обзор литературы………………………………………… 6
  2. Социологическое исследование……………………………9
  3. Составление экологического паспорта родника……… 12
  4. Экологический паспорт родника «Желтухинский»…….. 15

4.Благоустройство прилегающей территории………………. 16

Родник – ты вечный всем причал,

Ты маг – источник вдохновенья.

В тебе начало всех начал.

Ты дар Земли – на исцеленье.

Вода на Руси издавна считалась даром Божьим, источником благодати духовной, здоровья телесного. РОДник, наРОД, РОДина, РОД – все эти слова имеют общий корень. Вода – источник ЖИЗНИ. Но источником ЖИЗНИ вода становится лишь при условии, что она – чистая, светлая, прозрачная, когда она РОДНИКОВАЯ…

Актуальность. С каждым годом все острее ощущается нехватка воды на планете. А родники являются стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они могут выступать как единственные источники питьевой воды для населения.

К сожалению, в последние годы все чаще отмечаются факты загрязнения источников в результате возникновения стихийных свалок, огородов, что является причиной накопления в воде токсичных веществ. Тем не менее, большинство людей предпочитают пользоваться природными источниками, т.к. качество водопроводной воды оставляет желать лучшего. Очистные сооружения не могут полностью устранить некоторые загрязнители. Кроме того водопроводная вода хлорируется, что не благоприятно сказывается на вкусовых качествах воды.

Экологический проект «Живи, родник» — проект по исследованию и благоустройству водного объекта «Святого источника» в д.Желтухино (рис.1).

Этот проект помог мне совершенствовать навыки исследовательской деятельности; помог сформировать своё отношение к окружающему миру; учиться мыслить глобально, а действовать локально, стремясь к сохранению природных

уголков в своем селе; отработать навыки природоохранной деятельности; развил творческие способности.

Проблема, решению которой посвящен проект:

На территории Скоробогатовской сельской администрации в настоящее время насчитывается несколько родников, однако, по мнению Госсанэпидслужбы, многие родники имеют воду, не пригодную для питья. Таким образом, родники нуждаются в охране, бережном расходовании и защите от загрязнений. Наш проект посвящен проблеме сохранения святого источника в д.Желтухино, так как вода из родника регулярно используется местными жителями.

Гипотеза: родниковая вода Святого источника пригодна для питья.

Цель: оценка современного экологического состояния Святого источника и благоустройство его территории.

  • Поиск и сбор исторических материалов о роднике.
  • Провести геоморфологическое, гидрологическое исследование родника.
  • Составить экологический паспорт родника.
  • Благоустройство территории родника.

Объект исследования : Святой источник в д.Желтухино.

Предмет исследования : вода Святого источника и прилегающая территория.

  • Теоретический: изучение теоретического материала, анализ информационных источников, анализ анкетирования, сравнение.
  • Эмпирический: лабораторные наблюдения.
  • Экспериментальный: постановка опыта.

Этапы реализации проекта.

Проект «Живи, родник!» представляет собой сочетание элементов исследовательской работы и социального проекта.

Исполнители учащиеся 8 класса МБОУ ООШ д.Сёмино.

Сроки проведения проекта — 2 года.

  1. Формирование проектной группы, постановка проблемы, изучение общественного мнения, сбор реферативного материала.
  2. Поиск родников. Социологическое исследование родников. Выбор контрольного родника для исследования.
  3. Благоустройство территории родника. Исследование контрольного родника.
  4. Оформление отчёта о проделанной работе, оформление экологического паспорта родника, защита проекта.

3. Основная часть.

3.1 Обзор литературы.

Родниковые источники испокон веков почитались на Руси.
Обитая в краю озер и рек, ручьев и болот, население выработало целый комплекс религиозного почитания воды. Особой силой наделяли наши далекие предки родники — студенцы и относились к ним с особым благоговением. Именно отсюда идет обычай расчищать и обихаживать ключи, пить целебную воду и совершать в ней омовение.

Родником или ключом обозначается небольшой водный поток, бьющий непосредственно из земных недр. Родники, как выходы подземных вод на поверхность, являются уникальными естественными водоёмами. Они имеют большое значение в питании поверхностных водоёмов, поддержании водного баланса и сохранении стабильности окружающих их биоценозов.
Большинство российских рек и водоёмов порождаются именно такими подземными источниками. Их питание осуществляется за счёт более глубоких водоносных слоёв, куда загрязняющие вещества с поверхности практически не проникают.

Термин «природная родниковая вода» означает, что состав минералов в этой воде не подвергался никаким физико-химическим изменениям. Родниковая вода доходит до нас в своем первозданном, природном по своему гидрохимическому составу виде. Кроме того она живая, подвижная.

Родниковая вода из экологически защищённого источника практически не нуждается в очистке: добираясь из недр до поверхности Земли и проходя в родниковой жиле через мелкий песок и гравий, она приобретает правильную структуру, а также подвергается естественной и практически идеальной очистке.

Температура родниковой (ключевой) воды в родниковой жиле около 4 ºС, что не позволяет в ней поселяться болезнетворным бактериям.
Если человек часто употребляет родниковую воду, он меньше подвержен различным заболеваниям. Веками доказано, что чистая родниковая вода исцеляет многие болезни и увеличивает продолжительность жизни. Возьмем в пример долгожителей острова Окинава, которые пьют родниковую воду и в среднем живут до 100 лет.

Родники (ключевые воды) существуют двух видов:

  • Природные родники, возникшие от топографии местности.
    Вода из этих родников выходит по закону совмещенных сосудов. На эти родники влияет временной погодный фактор. В засуху они пересыхают и качество воды зависит от экологии местности, где происходит водозабор.
  • Родники, выходящие с больших глубин из разломов земной коры по родниковым жилам. Эти родниковые жилы образовывались многие тысячелетия. Направление этих родниковых жил выстраивалось по геомагнитному меридиану земли на север. На эту родниковую воду не влияет временной погодный фактор и экология местности. Зимой родниковая вода на выходе не замерзает. Родниковая жила состоит из смеси прессованной глины с песком, жилу окутывает тонкий слой плывуна, который блокирует выход воды из родниковой жилы [1] .

С родниками связаны многие легенды и обычаи местного населения. Воду некоторых родников местное население считает святой, целебной, используемой при лечении различных заболеваний.

О месторасположении святого источника в д.Желухино говорят строки стихотворения И.А.Бунина «Родник»

В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из — под камней родник студёный…

Родник располагается в Ковернинском районе около д. Желтухино в лесу. На поверхности воды родника нет видимых пленок, вода чистая, прозрачная. Растительный мир этой водной системы представлен гидро — и гигрофилами- растениями, способными произрастать непосредственно в воде. Или при большом ее избытке в почве. По берегам родника в основном произрастают однодольные травы семейства злаковых. Каждое из растений образует «чистые» сообщества, в которых обитает мало других видов цветковых растений (рис. 3). Водная фауна представлена животными обитающими, как в прибрежной зоне – стрекозы, лягушки.
Среди земноводных самые распространенные озерная лягушка (рис.4). Они живут вблизи водоемов, далеко от воды не уходят.
Готовя, этот проект мы опрашивали местных жителей, знакомились с историей родного края. Для нас было большой неожиданностью узнать, что когда-то на этом месте стояла церквушка, которая была давно разрушена.

3. 2. Социологические исследования родника.

Одной из основных составляющих любого проекта является изучение общественного мнения по рассматриваемой проблеме. Поэтому мною было проведено анкетирование по вопросу «Мое отношение к родникам» среди учащихся, учителей МБОУ «Сёминской основной ощеобразовательной школы», а также жителей д.Сёмино. Всего на вопросы анкеты ответили 40 человек.

Сравнительный анализ представлен в таблице 1.

Таблица 1 . Анализ результатов анкетирования

Источник

Читайте также:  Вода это кратко биология
Оцените статью