Индивидуальный итоговый проект по биологии «Вода- источник жизни»
Вода — самое распространенное на нашей плане и самая загадочное вещество. Она существует в самых разных состояниях, обладая множеством жизненно важных свойств. Вода имеет ключевое значение в создании и поддержании жизни на земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата и погоды.
Цели проекта:
Показать важность воды в жизни человека
Задачи проекта:
1. собрать и проанализировать информацию из книг, журналов и интернет ресурсов о выбранной теме;
2. провести анкетирование среди учащихся и работников школы Царево-Займищенская СОШ: «Какую воду мы пьем?»;
3. провести опыты для определения качества воды из различных источников водоснабжения нашей деревни;
4. изучить роль воды в жизни человека.
Объекты исследования проекта: водопроводная вода Царево-Займищенская СОШ Вяземского района Смоленской области, колодезная вода, родниковая вода.
Вывод: Именно из-за жизнедеятельности человечества водная проблема стала одной из самых главных. Вода на нашей планете зародила жизнь. Из-за того, что мы привыкли к ней и часто забываем о том, что вода – это иссекаемый ресурс, и она не безгранична. А если исчезнет вода, то исчезнет и жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вода — источник жизни | 544.9 КБ |
презентация к защите проекта | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Царёво-Займищенская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
Итоговый индивидуальный проект по биологии
Автор учащаяся 9 класса
Заброденко Яна Руслановна
Руководитель Шестерикова Наталья Николаевна,
Глава 1. Вода. Что мы знаем о ней?
1. 1 Виды воды и методы её исследования…… …………………….6
1. 2 Влияние воды на физиологию человека ……………………. 7
Глава 2. Анализ качества воды деревни Царёво-Займище
2. 1 Определение качества воды в пробах путем опытов……………10
2. 2 Анкетирование учащихся и работников школы ………………..13
Список использованной литературы … …………………………. 16
Вода — самое распространенное на нашей плане и самая загадочное вещество. Она существует в самых разных состояниях, обладая множеством жизненно важных свойств. Вода имеет ключевое значение в создании и поддержании жизни на земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата и погоды. Но в течение последних десятилетий наблюдается постоянное ухудшение качества питьевой воды. Вопрос чистой воды напрямую связан с гомографической проблемой, которая заключается не только в увеличении рождаемости, но и в снижении смертности, увеличении продолжительности жизни россиян.
Вода — источник жизни, именно поэтому проблема защиты воды стоит на первом месте у всех экологических объединений. Физико-химические свойства воды необходимы для жизнедеятельности окружающего мира, животных и людей.
Организм человека на 70% состоит из воды. Она является для нас самым главным ингредиентом для того, чтобы иметь здоровое тело и отличное самочувствие. Ничто так не влияет на наше здоровье, как её потребление. Вода необходима для пищеварения, для деятельности почек и печени. Она так же содержится в мышцах и легких человека, в овощах и фруктах. Талая вода улучшает обмен веществ, усиливает кровоснабжение, снижает количество холестерина в крови и успокаивает сердце . Для существования живого организма необходимо постоянное содержание воды в определенном количестве. Поэтому следует принимать серьезные меры по охране воды.
Вода – единственное вещество на Земле, которое имеет сразу три агрегатных состояния: твердое (лед), жидкое (вода) и газообразное (водяной пар). На Земле содержится примерно 361,13 млн км 2 воды, причём пресные воды составляют порядка 10% общего планетарного запаса. 3\4 поверхности нашей планеты занято океанами и морями. Твердой водой, то есть снегом и льдом – покрыто 20% суши. От воды так же зависит климат планеты. Если бы не вода, земля давно бы остыла.
В данном проекте рассмотрены актуальные вопросы чистоты водных ресурсов родной деревни Царево-Займище. На основе проделанных опытов дана характеристика качества воды, пробы которой взяты из разных источников нашей деревни. Для этого я изучила различные методы исследования качества воды и самостоятельно отработала их.
Актуальность темы: Вода создала нашу планету, и наша жизнь без нее невозможна. Она является главным компонентом жизни. Именно поэтому необходимо её изучение.
1. Зацепина Г. Н. Физические свойства и структура воды. – М.: МГУ, 2010.
Свойства воды интересуют научных работников разных специальностей – физиков, химиков, биологов, геологов. До настоящего времени не разработана теория жидкого состояния и нет теории, объясняющей удивительные свойства воды, которые обычно классифицируются как «аномальные» по сравнению с аналогичными свойствами простых жидкостей. Именно этим свойствам обязаны многие геологические особенности. Земля и сама жизнь настоящая монография является первой книгой на русском языке, где систематически рассмотрены свойства молекулы O, свойства пара, свойства различных кристаллов O и свойства воды в жидком состоянии. Одна из глав книги посвящена природе водородной связи, которая наряду с особенностями структуры молекулы воды определяют свойства этой жидкости. Книга рассчитана на научных работников и студентов.
2.Вода: структура, состояние, сольватизация. Достижения последних лет. – М.: Наука, 2005
Книга (десятая из серии монографий «Проблемы химии растворов») является коллективным научным трудом, посвященным изучению свойств воды на молекулярном и надмолекулярном уровнях в широком диапазоне p-Т-параметров, включая сверхкритическое и переохлажденное состояния, а также описанию состояния воды в реальных условиях – при контакте с органическими растворителями, твердыми пористыми материалами и на границе раздела жидкость/газ.
3. Дроздов И. В. Удивительная биология. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006.
Книга рассказывает о загадочных и малоизученных явлений природы, об удивительных тайнах «братьев наших меньших», о новейших достижениях в области биологии и зарубежных ученых. Это интересное чтение для школьников и студентов, увлекающихся биологией, а также хорошее подспорье для преподавателей при подготовке к занятиям.
Показать важность воды в жизни человека
1 . собрать и проанализировать информацию из книг, журналов и интернет ресурсов о выбранной теме;
2. провести анкетирование среди учащихся и работников школы Царево-Займищенская СОШ: «Какую воду мы пьем?»;
3. провести опыты для определения качества воды из различных источников водоснабжения нашей деревни;
4. изучить роль воды в жизни человека.
Объекты исследования проекта водопроводная вода Царево-Займищенская СОШ Вяземского района Смоленской области, колодезная вода, родниковая вода.
Предмет: качество воды д. Царево-Займище
Методы: исследование, опыты, анкетирование, сбор информации
Глава 1. Вода. Что мы знаем о ней?
1. 1 Виды воды и методы её исследования
Вода (оксид водорода) — бинарное неорганическое соединение с химической формулой O. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного кислорода, которые соединены ковалентной связью. При нормальных условиях вода представляет прозрачную жидкость, не имеющую цвета, запаха и вкуса. Уникальность воды в том, что она достаточно хорошо растворяет органические и неорганические вещества, обеспечивая высокую скорость протекания химических реакций и в то же время – достаточную сложность образующихся комплексных соединений.
Виды воды по особенностям происхождения, состава или применения:
По содержанию катионов кальция и магния: мягкая, жесткая;
По изотопам водорода в молекуле: легкая, тяжелая, сверхтяжелая;
И другие виды: пресная, дождевая, талая, морская, подземная, поверхностная, минеральная и т.д.
Исследование воды нужно проводить регулярно так как есть такие ситуации, в которых проверка качества воды просто необходима:
— Изменение цвета, вкуса и запаха. Если вода поменяла свои характеристики следует провести анализ воды так как возможно вода стала опасной.
— Строительство промышленного объекта рядом со скважиной. Фабрики, заводы, оживленные шоссе или хранилища удобрений могут испортить качество этой воды.
— Техногенная авария неподалеку от участка. Исследование в этом случае нужно для того, чтобы удостовериться не отравлены ли подземные воды.
Существуют следующие методы исследований проб сточных и питьевых вод:
Химический — применяется весовой и объемный методы анализа.
Электрохимический — процедура использует полярографический и потенциометрический методы анализа.
Оптический — образец исследуется посредством фотометрических, люминесцентных и спектрометрических методик. Используются для покомпонентного тестирования как питьевых, сточных, так и хозяйственно-бытовых, промышленных вод.
Фотохимический — покомпонентный состав пробы определяется фотохимическим методом.
Хроматографический — один из самых сложных типов исследования, который использует метод тонкослойной хроматографии, жидкостной колоночной хроматографии и высокоэффективной жидкостной хроматографии.
Органолептический — эталонный метод исследования проб. Применяется исключительно к питьевым видам образцов.
Токсикологический и радиационный — приборные способы проверки наличия в предъявленном образце вредных для здоровья токсинов, α и β-частичек.
Перечисленные типы исследований разработаны для проверки качества жидкости применяемой для приготовления пищи, питья и используемой в хозяйственно-бытовых нуждах.
1. 2 Влияние воды на физиологию человека
Вода очень сильно влияет на физиологию человека. Она доставляет питательные вещества в клетки организма и уносит отходы жизнедеятельности. Вода самый ценный для человека продукт так как наш организм на 60-70% состоит из воды. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни. Содержание в различных органах составляет 70 — 90%. Так же с возрастом количество воды в организме меняется. В новорожденном ребенке содержится около 80% воды, а во взрослом около 70%. Вода присутствует во всех тканях и органах нашего организма, например,
— Мозг содержит — 75 %
При потере воды менее 2% появляется чувство жажды, при утрате 6-8% наступает полуобморочное состояние, при 10% — галлюцинации, а потеря 10-20% воды опасна для жизни. Для работы всех систем человеку необходимо как минимум 2 литра воды в день. Недостаток воды тяжело переносится организмом. Вода так же участвует в процессе дыхания потому, что дышать сухим воздухом человек сможет относительно недолго. Вода необходима для жизнедеятельности организма; её количество должно вновь пополняться. Внутриклеточная жидкость необходима для восстановления и исцеления организма природным способом. Она регулирует температуру тела и не дает клеткам слипаться.
Вода выводит из организма человека шлаки, отходы и токсины с помощью мочеиспускания и потоотделения. Доставляет в клетки кислород и питательные вещества. Расщепляясь в пищеварительной системе, питательные вещества становятся водорастворимыми. Вода позволяет питательным элементам проходить через капилляры в стенках кишечника в кровь, где цельные питательные вещества и кислород доставляется по всему телу. Кроме того, она служит смазкой для суставов и костей, защищает от ударов внутренние органы. Поскольку в мышцах содержится больше воды, чем в жире, то, чем мы стройнее, тем больше воды в нашем теле. Обезвоживание способствует развитию многих болезней.
Следовательно, если содержание воды окажется хоть немного ниже нормы, это вызовет те же последствия, что и недостаточный полив для огорода. Конечно, многие овощи будут продолжать расти, но их состояние окажется далеким от идеального, а некоторые растения вообще засохнут. Увидеть обезвоживание невозможно, но оно чувствуется.
Но вода несет в себе и опасность. Известно, что потребление воды приводит к перегрузке сердечно-сосудистой системы и ослабляет организм. Вода ещё может выступать как передатчик инфекционных заболеваний. Поэтому, питьевая вода всегда должна быть чистой и без загрязнений, которые могут повлиять на здоровье человека и его самочувствие. Итак, я убедилась, что вода играет огромную роль в жизни каждого человека и природы в целом.
Глава 2. Анализ качества воды деревни Царёво-Займище
2. 1 Определение качества воды в пробах путем опытов
Для исследования питьевой воды существует много способов и опытов. Среди них есть опыты, приводящиеся на уроках химии, показывающие качество исследуемой воды, её щелочность, содержание твердых примесей и примесей органического происхождения.
В ходе своей работы я выполнила опыты с водой из разных источников нашей деревни и провела анкетирование учащихся и работников школы.
Определим имеет ли вода твердые примеси. Приготовим бумажный фильтр и отфильтруем воду. Вода из родника имеет незначительный осадок. Вода из колодца имеет небольшой осадок из твердых примесей. Вода из водопровода имеет осадок, в ней присутствует небольшое количество твердых примесей
Вывод: следуя из результатов этого опыта, мы получили, что вода из источника чище и её можно употреблять.
Рисунок 1. Проверка наличия твердых примесей опытом.
Определим прозрачность воды. Установим цилиндр на печатный лист и нальем в него воду. Через воду можно прочитать текст. Вода из родника мутнее и текст прочитать сложно. Вода из колодца так же мутная, но текст прочитать уже легче. Вода из водопровода прозрачная, текст читается легко (рис.2)
Вывод: проведенный опыт показал, что водопроводная вода является прозрачнее, чем вода из оставшихся проб.
Рисунок 2. Определение прозрачности воды путем опыта.
Для определения жесткости воды используем мыльный раствор. В стакан с тестируемой водой прильем мыльный раствор, встряхнем. Вода из колодца и родника мылиться плохо и значит эта вода жесткая, а вода из-под крана мылиться лучше (рис. 3)
Вывод: водопроводная вода не такая жесткая, но все же перед употреблением её лучше прокипятить.
Рисунок 3. Определение жесткости воды.
Определим какую среду (кислую и щелочную) имеет вода. Возьмем небольшое количество воды и капнем несколько капель универсального индикатора. Получаем, что вода, взятая из колодца и из родника, имеет щелочную среду потому, что индикатор приобретает синий цвет, а вода из водопровода – кислотную так как индикатор окрашивается в бледно-красный (рис. 4)
Вывод: Вода из источника и колодца более пригодна к употреблению нежели водопроводная.
Рисунок 4. Определение водной среды (щелочная или кислотная).
В ходе проведенных опытов было доказано , что вода из водопровода очень жесткая и применять ее в пищу желательно после кипячения, но человеку для поддержания здоровья нужна «живая» родниковая вода.
2. 2 Анкетирование учащихся и работников школы
Для того чтобы выяснить мнение учащихся и работников школы о качестве воды, я провела анкетирование среди учеников и работников школы.
В ходе анкетирования я задала несколько вопросов:
— Пьете ли вы воду из-под крана? Пользуетесь ли вы фильтром? (таблица 1)
— Где еще вы берете воду? (таблица 2)
— Что вы думаете о качестве воды? (таблица 3)
Источник