Проект «Вода вокруг нас»
Александра Николаевна Шопф
Проект «Вода вокруг нас»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского городского округа «Детский сад № 34»
ПРОЕКТ
Вода вокруг нас
Воспитатель: Шопф А. Н.
Большое значение имеет экологическое воспитание детей, так как в настоящее время вода является ресурсом, которым пользуются в больших количествах, а загрязнение водоемов по всему миру является одной из самых важных проблем. Современный человек не представляет свою жизнь без воды, она необходима, чтобы приводить в порядок жилище и одежду, обеспечивать элементарные гигиенические процедуры. Каждый день мы нуждаемся в воде, но при этом не понимаем, насколько жизненно необходим для человечества большой запас чистой пресной воды. В связи с этим было принято решение познакомить детей с водой, водоемами и проблемами их загрязнения, как в родном крае, так и по всему миру.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
По срокам реализации: краткосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.
Проблема: воспитание отзывчивости к проблемам состояния водоемов, воды на планете.
Актуальность проекта:
Экологическое состояние планеты и его ухудшение требует сознательного бережного отношения к воде, которого можно добиться путем проведения ознакомительных бесед, игр, практических занятий.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Вода вокруг нас».
Цели и задачи проекта:
1. Приобщить детей к экологически грамотному поведению по отношению к воде в быту и на природе.
2. Формировать у детей осознанное, бережное отношение к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.
3. Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации.
4. Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).
• Расширить представления детей о свойствах воды, ее агрегатных состояниях.
• Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
• Активизировать природоведческий словарь ребенка.
• Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
• Развивать умение формулировать проблему, способность к анализу ситуации, планированию эксперимента, научить детей продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
Формы работы по проекту:
Знакомство в теории и на практике с агрегатными состояниями воды
Ознакомление с проблемами загрязнения водоемов в форме диалога
Знакомство с обитателями водных сообществ
Выставка рисунков на тему «Морские обитатели»
1. Дети получат знания о круговороте воды в природе, агрегатных состояниях воды, проблеме загрязнения водоемов сточными водами.
2. Дети познакомятся с обитателями водных сообществ, влиянием на них загрязнения воды.
3. Сформировать у детей опытно-исследовательские навыки.
4. Развить в детях наблюдательность, любознательность, интереса к познавательной деятельности.
5. Сформировать бережное отношение к воде, научиться экономично ее расходовать, понимать важность сохранения запаса чистой пресной воды на планете.
Мероприятия проекта:
1 Отгадывание загадок на тему «Вода» (Загадки представлены после таблицы, в списке используемых материалов) Привлечение детей к обсуждаемой теме.
2 Беседа о воде, ее значимости, диалог о роли воды в жизни человека. Обратить внимание детей на важность воды в повседневной жизни
3 Знакомство с цитатами великих людей о воде, дети узнают, что думали о воде великие писатели и философы.
Знакомство детей с художественными образами, обогащение знаний о произведениях писателей, в которых есть упоминание о воде.
4 Изучение русских пословиц о воде. Формирование представления о важности воды для русского народа в истории.
5 Рисование водных обитателей. Вовлечение детей в практические занятия по проекту «Вода вокруг нас», знакомство с обитателями воды, знакомство с образом жизни водных жителей. Учить детей передавать особенности внешнего вида рыб.
6 Беседы на темы:
— Какие водоёмы на нашей планете ты знаешь?
— Какие свойства воды ты знаешь?
— Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озёрной?Познакомить детей с водоемами на планете: крупными морями и океанами, рассказать, чем отличается вода в разных водоемах и как это влияет на жителей этих водоемов, чем они отличаются.
Познакомить детей с водоемами Свердловской области.
7 Рассказ о круговороте воды в природе. Дети узнают о том, что такое круговорот веществ, по картинкам прослеживают круговорот воды.
8 Сочинение рассказа о путешествии капельки в круговороте воды. Дети придумывают свою историю о путешествии капельки на планете, закрепляют полученные ранее знания о круговороте воды.
9 Дидактическая игра «Плавает – не плавает». Закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.
Список используемых материалов:
Самой желанной бывает.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И стеклянной быть могу!
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без.
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит.
2. Цитаты о воде
Леонардо да Винчи: Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле.
Антуан де Сент-Экзюпери: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что? ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы уже поставили, было крест.
Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.
Ты — величайшее в мире богатство, но и самое непрочное — ты, столь чистая в недрах земли. Можно умереть подле источника, если в нем есть примесь магния. Можно умереть в двух шагах от солончакового озера. Можно умереть, хоть и есть два литра росы, если в нее попали какие-то соли. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты — божество, которое так легко спугнуть. Но ты даешь нам бесконечно простое счастье.
На войне, в пыли походной,
В летний зной и в холода,
Лучше нет простой, природной —
Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки, какой угодно,
Из ручья, из-подо льда, —
Лучше нет воды холодной,
Лишь вода была б – вода.
Где была вода, там и опять будет
Где вода напрет, тут и ход найдет
Где воду ни пусти, путь себе сыщет
Хлеб да вода — блаженная еда
Огонь — царь, вода — царица, земля — матушка, небо — отец, ветер — господин, дождь — кормилец, солнце — князь, луна – княгиня
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться
В решете воды не удержишь
4. Дидактическая игра «Плавает – не плавает».
Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т. д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.
Итоги по проекту:
Дети получили знания:
О водовороте воды в природе;
О бережном отношении к воде как к природному ресурсу;
О пользе и свойствах воды.
Сформировано представление о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привиты навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Дети заинтересовались водой, ее свойствами, ее нахождением в природе, расположением морей и океанов, познакомились с некоторыми обитателями водных сообществ.
Дети придумали свою историю про путешествие капельки по планете в круговороте воды в природе…
…и познакомились с различными агрегатными состояниями воды.
Познакомившись с водой, дети будут бережнее относиться к воде, экономичнее ее использовать, поймут важность сохранения чистой воды на земле и опасность загрязнения водоемов сточными водами и продуктами переработки.
Дети с интересом слушают, что говорили о воде писатели и философы, а также, что говорили о воде в народе, какую роль она играла и продолжает играть в жизни человека.
У детей сформированы представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях, привиты навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту, развиты наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.
В течение дня дети вспоминают о важности бережного отношения к воде, напоминают друг другу экономить воду.
Источник
Образовательный проект «Вода вокруг нас»
Ольга Чередина
Образовательный проект «Вода вокруг нас»
Образовательный проект
«Вода вокруг нас»
для реализации с детьми от 4 до 5 лет
Воспитатель: Чередина О. Н.
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.
Тебя невозможно описать,
тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!
Нельзя сказать, что ты
необходима для жизни: Ты — сама жизнь.
Ты наполняешь нас радостью, которую
не объяснишь нашими чувствами…
Ты самое большое богатство на свете…»
Антуан де Сент-Экзюпери
В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей в замен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях.Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам. Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и не живой природе.
Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических, а для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: воспитатели, дети и их родители.
Возраст детей: средняя группа.
Проблема проекта: вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!
Обоснование проблемы: Научный прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого процесса является все большее разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе требует безотлагательного решения. В дошкольном возрасте происходит интенсивное накопление знаний об окружающем мире, формируется отношение к природе и людям. Первое вещество, с которым знакомится ребенок – вода. Она является живительной силой, источником жизни и чудом природы. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она – постоянная спутница человека.
Цель проекта: расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.
• Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
• Развивать познавательные умения через экспериментальную дея-тельность.
• Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
• Дать детям представление о свойствах воды, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т. д.).
• Дать представления о роли воды в жизни человека и живых организмов.
Познакомить с круговоротом воды в природе.
• Уточнить представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
• Развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать.
• Формировать навыки работы в коллективе, умение и желание согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
• Воспитывать бережное отношение к воде – как основному природ-ному ресурсу. Развивать экологическую культуру.
• Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений
• Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность
• Наблюдения в уголке природы, на прогулке.
• Целевые прогулки на природе
•Игры: подвижные, дидактические, настольные
•Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т. д.
• Организация труда в уголке природы, на участке детского сада
• Экспериментирование, поисковая деятельность на интересующие во-просы
• Работа с календарем природы, дневники наблюдения.
• За «огородом» на подоконнике, уход за комнатными цветами.
• Наблюдения на прогулках за тающим снегом, капелью.
• Заучивание стихотворений, отгадывание загадок
• Физкультурные минутки, дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры
• Информационные листы для родителей
• изобразительная;
• совместная и самостоятельная;
• ознакомление с художественной литературой;
• ознакомление с окружающим;
• формирование временных понятий;
• развитие коммуникативных способностей.
Сроки реализации проекта:
Предполагаемый результат проекта:
• У детей сформируются начальные представления о воде, как об источ-нике жизни живых организмов.
• Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе. Дети будут не только уметь называть свойства воды, но и уметь на опытах их доказывать
• У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту.
• Повысится воспитательская компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
• Самоутверждение личности ребёнка: снятие зажима, скованности.
• Научатся бережному и экономному отношению к воде – как источнику жизни.
• Развитие у ребёнка фантазии, эмоциональности; активизация словарного запаса детей.
Продукт проектной деятельности:
• разработка анкеты для родителей;
Принципы реализации проекта:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей;
• совместная работа с родителями.
Этапы проекта:
• Изучение уровня знаний;
• составление плана деятельности;
• разработка картотеки бесед (Приложение 1, наблюдений (Приложение 2, опытов по теме (Приложение 3, чтение художественной литературы (Приложение 4).
• подбор источников информации;
• подбор материалов и оборудования.
Решение поставленных задач с детьми:
• наблюдения на прогулках;
• чтение художественной литературы;
•закаливающие процедуры: промывание носиков водой комнатной тем-пературы, обтирание рук до локтей, полоскание рта кипячёной водой;
• просмотр мультфильмов, видеофильмов и презентаций;
• прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”;
•художественная деятельность: рисование губкой разными цветами, на воде, мыльными пузырями, кляксография;
Решение поставленных задач с родителями:
• провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. (Приложение 5);
• знакомство с содержанием стендовой информации;
• совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования;
• проведение опытов с детьми дома;
• совместно с воспитателями – создание фотоматериалов проекта.
• оформление Лэпбука «Вода»;
•создание практического материала для родителей: памятки, рекомен-дации, буклеты, консультации.
• значительное повышение уровня знаний и представлений по вопросам проекта;
• приобретение экологически ценного опыта поведения и деятельности в природе.
• повышение воспитательской компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников;
• получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе;
• заинтересованность детей темой «Вода вокруг нас»,проявление их по-знавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
План совместной деятельности с детьми
проведения Работа с детьми
Октябрь 1. Беседа №1 «Вода вокруг нас».
2. Опыт №1 «Вода прозрачная».
3. Чтение «Кто не умывается» П. Синявский
4. Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
5. Дидактическая игра «Моем наши ручки»
6.Наблюдение в ходе прогулки: «Осенний дождь»
Работа с родителями. Анкетирование родителей на
тему: «Организация познавательно исследовательской деятельности дошкольников».
Ноябрь 1. Беседа№2 «Вода вокруг нас» (продолжение)
2. Опыт №2 «У воды нет цвета, вкуса и запаха».
3. Наблюдения за водой №1
4.Наблюдения в ходе прогулки: «Лужа» (ряд наблюдений за состоянием замерзшей воды в луже).
5.Чтение: «Умная сказка о воде» И. Урядова
6. Речевая игра «Подскажи словечко»
Работа с родителями. Консультация для родителей
«Познавательно-исследовательская деятельность до-школьников»
Памятка «Советы родителям по развитию познавательно
исследовательской деятельности дошкольников»
Декабрь 1. Беседа №6 «Берегите воду»
2. Опыт №3 «Вода жидкая»
3. Наблюдение за снегом №4
4.Игры со снегом в ходе прогулки: «Постройки из снега и игры с ними»
5.Чтение: «Что случилось с рекой?» Б. Заходер
Январь 1. Беседа№5 «Волшебница вода»
2. Опыт № 9 «Лед – твердая вода, тает в тепле»
3. Наблюдение за облаками №7
4.Чтение: «Алешка и снежок» Е. Андреева
5. Развивающая игра «Волшебница вода»
Работа с родителями: Чтение детям дома
рекомендованной художественной литературы по
теме проекта.
Памятка для родителей «Организация познавательно — исследовательской деятельности в домашних условиях»
Февраль 1. Беседа №9 «Град и снег»
2. Опыт№10 «Лед – легче воды»
3. Наблюдение за испарением №2.
4. Подвижная игра «На болоте»
5. Чтение В. Степанова «Снегурочка»
6. Игра – лото «Кому нужна вода?»
Март 1. Беседа №8 «Туман»
2. Опыт №4 «Вода не имеет формы».
3. Наблюдение за таянием льда №5
4. Чтение «Весенний разговор» С. Погореловский,
5. Подвижная игра «Щука и караси»
Работа с родителями: Консультация для родителей
«Экспериментируйте с детьми дома!»
Апрель 1. Беседа №3 «Путешествие капельки»
2. Опыт № 8 «Пар – это тоже вода»
3. Наблюдение за сосульками №6.
4. Развивающая игра «Путешествие кораблика»,
5. Чтение «Ручеек» Т. Жиброва
6. Игра малой подвижности «Ручеек».
Май 1. Беседа№4 «Вода нужна всем»
2. Опыт №7 «Вода бывает теплой, холодной и горячей».
3. Наблюдение за растениями №3
4. Дидактическая игра «Кому нужна вода?»
5. Подвижная игра «Мы капельки»
Работа с родителями: Организация опытов детей с
Консультация для родителей «Проведите дома опыты с водой»
Август 1. Беседы №10 «Роса», №11 «Водоёмы», №12 «Водный транспорт».
2. Опыты №5 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются», №11 «Легкие предметы не тонут, тяжелые опускаются на дно», №12 «В соленой воде предметы не тонут». Опыт №6 «Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах».
3. Загадки о воде
4. Рисование «Природные водоёмы: родник, ручей, озеро».
5. Подвижная игра «Море волнуется»
6. Чтение «Умная сказка о воде»
7. Ситуативные беседы о «Дожде» №7
Сентябрь 1. Наблюдение за осенним дождем №8
2. Аппликация «Тучи по небу бежали».
3. Экологическая викторина «Вода» (детско-родительское итоговое мероприятие).
1. Журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2003.
2. Журнал «Дошкольное воспитание», №6, 2007.
3. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший
дошкольный возраст: М –педагогическое общество России, 2003.
4. Николаева С. Н.Юный эколог: Программа воспитания экологической
культуры детей. – М. : Новая школа, 1999г.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты
занятий, методические рекомендации. Средняя группа– М. : КарапузДидактика, 2006.– М. : Владос, 2001г.
6. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет,
Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» А-сост. Е.
А. Мартынова, И. М.Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
7. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетина «Неизведанное рядом».
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М. : ТЦ Сфера,
8. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного
возраста: Детство-Пресс, 2013.
9. Запорожец А. В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста
/Под ред. А. В. Запорожец, А. И.
10. Леонтьева – М. : Педагогика, 1995г. Организация экспериментальной
деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ под
ред. Прохоровой Л. Н. – М. : Аркти, 2004.
Проект по элементарному экспериментированию во второй младшей группе «Вода вокруг нас» Проект по элементарному экспериментированию во второй младшей группе «Колокольчики» Тема: «Вода вокруг нас» Иванс Анна Проект по элементарному.
Беседа «Вода вокруг нас» Цели расширять представления детей о значении воды в жизни всего живого, ее свойствах, формах и видах воды; воспитывать бережное, экономное.
Картотека опытов и экспериментов «Вода вокруг нас» КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ. ВОДА ВОКРУГ НАС. [/b] Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то,.
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Вода вокруг нас» в старшей группе Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе на.
Конспект совместной деятельности «Вода вокруг нас» Конспект совместной деятельности на тему: «Вода вокруг нас» Подготовил: Максимова Татьяна Петровна, воспитатель МДОУ детский сад № 5 г. Хвалынска,.
Проект «Вода вокруг нас» Утверждаю Заведующий МДОУ «ЦРР Детский сад №101 «Жар-птица» ___Лопатина М. В. «Визитная карточка» проекта «ВОДА-ВОКРУГ НАС».
Проект «Вода вокруг нас» для детей 4–5 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Солнышко» города Шумерля Чувашской Республики Исследовательско.
Проект «Вода вокруг нас» (младшая группа) ПРОЕКТ кружковой работы «Вода вокруг нас» Воспитатель :Селякова Н. Л. Актуальность проблемы. Современные дети живут в эпоху информатизации.
Проект «Вода вокруг нас» в старшей группе Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой. Тип проекта: краткосрочный (1 неделя) Интеграция образовательных.
Сценарий физкультурного развлечения «Вода вокруг нас» Цель: Познакомить детей с определенными свойствами воды. Задачи: Развивать умение выполнять элементарные опыты, пользоваться схемами, символами.
Источник