Производственный контроль по сточным водами

Прочее

Производственный контроль на сооружениях по очистке сточных вод

Статья предназначена для руководителей предприятий и учреждений, имеющих различные системы по очистке сточных вод, предпринимателей, оказывающих услуги по мойке автотранспорта с использованием систем оборотного водоснабжения, на автозаправочных станциях, автосервисах и станциях техобслуживания, где образуются замазученные стоки (как промышленные, так и ливневые). Статья будет полезна руководителям предприятий пищевой промышленности, крупным объектам общественного питания (рестораны, кафе, столовые, комбинаты питания и т.д.), для ЛПУ, особенно инфекционных больниц и отделений, микробиологических и вирусологических лабораторий на которых образуются эпидемически опасные сточные воды, для экологов, инженеров по технике безопасности, а также для руководителей и специалистов ГУП «Мосводоканал», ГУП «Мосводосток», ГУП «Экотехпром» и всем тем, кому небезразлично состояние окружающей природной среды.

Одной из наиболее значимых систем жизнеобеспечения любого населенного пункта является водоотведение и очистка хозяйственно-бытовых, промышленных и поверхностных (ливневых) сточных вод.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ФЗ-52) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принимать меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Требования к реализации данной статьи санитарного законодательства и меры по снижению загрязнения водных объектов изложены в СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Однако, при организации производственного контроля требования этого документа в основном адресуются к объектам-спецводопользователям, имеющих непосредственный выпуск сточных вод в водоем («прямые водопользователи»). В этих случаях ответственность за соблюдением нормативных требований при сбросе сточных вод в водоемы несет предприятие, эксплуатирующее системы водоотведения (городскую канализацию): в Москве – это государственные предприятия «Мосводоканал» и «Мосводосток». В то же время, согласно п.3.2 СанПиН 2.1.5.980-00, водные объекты питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования считаются загрязненными, если показатели состава и свойства воды в пунктах водопользования изменились по прямым или косвенным влиянием хозяйственной деятельности, то есть деятельности абонентов Мосводоканала и Мосводостока, и стали частично или полностью непригодными для водопользования. Описанная ситуация характерна для всех водоемов Южного округа столицы: по данным многолетнего мониторинга, проводимого санитарной службой, качество воды водоемов не соответствует гигиеническим требованиям и водоемы являются непригодными для всех видов водопользования. Особенно настораживает то, что на отдельных участках водоемов качество воды эпидемически небезопасно: регистрируется высокий уровень микробного загрязнения и выделяются гельминты. В этих случаях п.3.4. СанПиН 2.1.5.980-00 предусматривает, чтобы водопользователи с различными видами хозяйственной деятельности обеспечивали разработку и реализацию водоохранных мероприятий (проводили доочистку стоков, повышали ее эффективность, проводили обеззараживание и т.п.), а также осуществляли контроль за их проведением. В этой связи становится актуальным проведение производственного контроля не только «прямыми» водопользователями (спецводопользователями), но и «косвенными» водопользователями – абонентами сетей Мосводоканала и Мосводостока.

Читайте также:  Штука для парения над водой

Кроме того, процесс очистки сточных вод неразрывно связан с решением проблемы утилизации осадка, образующегося в результате очистки различных стоков, а также обеспечения гигиенической безопасности персонала, обслуживающего работу очистных сооружений.

В воздух рабочей зоны и в атмосферный воздух жилых районов от очистных сооружений различных типов могут выделяться различные химические вещества, входящие в состав сточных вод, а также газов, образующихся в процессе биологического разложения органических веществ (жиров, нефтепродуктов и т.п.) – это аммиак, сероводород и др. Именно, поэтому п.4.5. СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», предусматривает организацию санитарно-защитных зон (СЗЗ) и создание определенных нормативных расстояний до жилых домов от систем очистки сточных вод с различной производительностью и технологическим процессом. Опасность раздражающего действия у людей может возникнуть при выделении газообразных веществ из сырого осадка, резервуаров, других емкостей очистных сооружений, при очистке водосточных сетей, сливных и насосных станций.

Кроме того, осадок из очистных сооружений представляет опасность для объектов окружающей среды при миграции в сопредельные среды – воду водоемов, почву при нарушении гигиенических требований утилизации и хранения. Непосредственный контакт с сырым осадком может быть причиной заражения персонала, обслуживающего работу очистных сооружений (особенно это актуально для биофильтров, жироуловителей пищевых объектов и систем очистки стоков от инфекционных отделений больниц), кишечными инфекциями и глистными инвазиями.

В связи с повышением уровня заболеваемости населения инфекционными заболеваниями и гельминтозами Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека было подготовлено руководящее письмо за №0100/4167-06-32 от 30.06.2006г. об организации производственного контроля за качеством и обеззараживанием сточных вод на системах ГУП Мосводаканал и ГУП Мосводосток. Естественно проведение таких мероприятий будет неэффективным, если оно не будет проводиться абонентами городских сетей на системах предварительной очистки стоков. В данном случае производственный контроль за эпидемической безопасностью сточных вод и осадка проводиться в соответствии с СанПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных болезней на территории РФ» и методическими указаниями МУ 3.2.1022-01 «Мероприятия по снижению риска заражения населения возбудителями паразитозов» (пп.6.4 и 6.5), а также МУ 2.1.5.800-99 « Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод».

Читайте также:  Термекс stainless g5 как слить воду

Производственный контроль за составом сточных вод после очистки, составом осадка, качеством воздушной среды или эффективностью обеззараживания проводиться по индивидуальным планам-графикам, согласованным с Роспотребнадзором с учетом технологии предприятия, технологии очистки и результатов мониторинга качества воды ближайшего водоема, прилегающего к водосборной территории объекта (раздел 7. СанПиН 2.1.5.980-00).

Сброс, удаление и обезвреживание сточных вод, содержащих радионуклиды, должен осуществляться в соответствии с действующими нормами радиационной безопасности.

Качество сточных вод (хозяйственно-бытовых, промышленных), сбрасываемых в систему канализации ГУП Мосводоканал должны соответствовать «Правилам приема производственных сточных вод в Московскую городскую канализацию» за №127 от 20.01.84г.

Качество поверхностного стока, сбрасываемого в системы водоотведения ГУП Мосводосток должны соответствовать приложению 1 (обязательному) к СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», а так же ГН 2.1.5.2280-07 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно- питьевого и культурно- бытового водопользования».

Для оценки качества атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов от очистных сооружений используются СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», а в случае несоблюдения нормативной санитарно-защитной зоны – п.2.15 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», а также гигиенические нормативы ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» химических веществ в воздухе рабочей зоны и атмосферном воздухе и ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны».

В заключение хочется сказать, что в настоящее время Правительством Москвы и Префектурами административных округов, в том числе и ЮАО реализуются экологические программы по реабилитации и восстановлению водоемов. В ЮАО уже проведены такие работы на Царицынских и Борисовских прудах, начата реконструкция Чертановского пруда по ул.Дорожная, который был причиной многочисленных жалоб населения на зловонный запах, и, если предприятия не отнесутся с должным пониманием к решаемой проблеме и проведению производственного контроля на локальных системах очистки сточных вод, попытка сохранить водные объекты будет нереализована.

Источник

О требованиях к производственному контролю качества питьевой и горячей воды

Рабочая программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды разрабатывается для систем водоснабжения из подземных и поверхностных источников.

Для системы водоснабжения, имеющей несколько водозаборов, рабочая программа составляется отдельно для каждого водозабора с учетом его осо­бенностей. Для подземных водозаборов, объединенных общей зоной санитарной охраны и эксплуатирующих один водоносный горизонт, составляется одна рабочая программа производственного контроля при наличии гидрогеологического обоснования.

Рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды определяет порядок установления постоянно действующего контроля качества питьевой и горячей воды и разрабатывается в соответствии с требованиями следующих документов:

— Федеральный закон №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

— Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

— СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (далее — СанПиН 2.1.4.1074-01);

— Постановление Правительства РФ от 6 января 2015 г. N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с настоящими правилами.

Рабочая программа согласовывается с органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.

Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Перечень контролируемых показателей качества воды и их гигиенические нормативы определены приложением 1 СанПиН 2.1.4.1074-01:

— микробиологические и паразитологические;

— остаточные количества реагентов;

— химические вещества, выбранные для постоянного контроля в соответствии с правилами, указанными в разделе 1 настоящего приложения.

Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям с частотой, указанной в санитарных правилах и нормативах.

Производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.

Программа производственного контроля представляется организацией, осуществляющей водоснабжение на согласование в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю. Управление рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения, принимает решение о ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организацию, осуществляющую водоснабжение.

В случае отказа в согласовании программы производственного контроля, организация, осуществляющая водоснабжение, дорабатывает программу производственного контроля и в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления, представляет программу производственного контроля на повторное согласование в Управление.

Рассмотрение и согласование доработанной программы производственного контроля осуществляется Управлением в течение 7 рабочих дней со дня ее получения с направлением организации, осуществляющей водоснабжение, соответствующего уведомления. Согласованная Управлением программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании.

В соответствии с законом и нормативами лица, на которых возложены обязанности по проведению производственного контроля, отвечают за полноту, своевременность и достоверность проведения этой процедуры.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее производственный контроль качества питьевой воды, также обязаны немедленно информировать орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При наличии вопросов можно обратиться за консультацией:

— в Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (660049, г. Красноярск, ул. Каратанова, 21), по телефону «горячей линии» 8 (391) 226-89-50 ) и в территориальные отделы с 10.00 час. до 12.00 час. и с 13.00 час. до 16.00 час.;

— по телефону «горячей линии» единого Консультационного Центра Роспотребнадзора: 8 800 555 49 43, работает в круглосуточном режиме (звонок по России бесплатный).

Источник

Оцените статью