Какая почва лучше удерживает влагу песок или глина?
Конечно же глина. Она воду практически не пропускает сквозь себя (поэтому и устраивают из нее гидрозамки вокруг фундаментов) и если глина растворилась в воде, то высыхать она будет довольно долго.
Песок воду практически не удерживает и пропускает ее сквозь себя, особенно речной, и быстро просыхает. Не зря же из речного песка делают основание под фундамент. Песок используется не только для выравнивания основания, но и в качестве дренажа для грунтовых вод.
Карьерный и овражный пески меньше пропускают воду как раз из-за того, что в их составе находится глина и некоторое время ее удерживают.
Это вопрос не такой простой как кажется. Песок действительно пропускает воду лучше чем глина. Как всем известно, глина и используется например в колодцах, чтобы создать так называемый замок и не пропускать грязную воду к основному источнику воды в колодце. А вот по поводу кто лучше удерживает в себе воду, то скорее это песок, а глина если и удерживает в себе воду, то для этого требуется длительное время пока она набухнет. Но в конечном итоге глина возьмет свое за счет ее вяжущих свойств м после того как набухнет, она сможет удержать в себе волы больше. И кстати это свойство объясняется с точки зрения их химического строения. Так в составе песка соединения кремния, а с составе глины соединения алюминия, которые и образуют с водой соединения .
Песок в рыхлой куче вообще способен притягивать воду и удерживать ее в себе. Я обломался с этим, при устройстве погреба на даче. Для отведения воды, домики ставят на возвышении. И еще используют подушку из щебня.
Если под словом «удерживает» имеется в виду не пропускает воду, то конечно лучше глина, есть даже такое понятие как «глиняный замок» (определённый слой глины).
Глиняные замки к примеру делают при обустройстве отмостки по периметру здания, или при строительстве подвалов,
А через песок вода пройдёт, он её не удержит.
Если имеется в виду под словом «удерживать» способность поглощать влагу, то лучше песок, песок лучше глины впитывает влагу.
Песок это строительный материал с более крупной фракцией частиц (песчинок) в отличии от глины, отсюда более лучшая способность пропускать через себя воду.
Что касается песчаной почвы, к примеру на огороде, есть у неё и плюсы и минусы, плюс это как раз быстрое насыщение влагой, а один из минусов такая почва влагу долго не удерживает.
Если проще, то быстро взял и так же быстро отдал, в отличии от глинистой почвы которая длительное время удерживает влагу.
Источник
Просачивание и капиллярный подъем воды в песках
А. Газен делал опыты над скоростью вертикального просачивания воды через различные пески. Он экспериментировал как с песками природными, представляющими естественные смесп разнородных зерен, так и с фракциями определенного диаметра, полученными отсеиванием и отмучиванием из естественных смесей. Газен пришел к заключению, что всякую естественную песчаную породу, состоящую из разнообразных зерен, можно заменить породой искусственной, состоящей из зерен одного определенного диаметра, причем скорость просачивания в этой последней будет такая же, как к в естественной породе. Если мы естественную породу разобьем на фракции при помощи сит и отметим диаметр того сита, которое задержало на себе 90% песчинок и пропустило 10 %. то через песок из зерен такого диаметра вода будет просачиваться так, как через всю природную смесь. Диаметр зерен, соответствующий диаметру сит, пропускающих только 10 % породы, Газен назвал действующим (эффективным — def ) диаметром. Оказалось, что для расчетов значение действующего диаметра имеет огромное значение. Если пропускать воду через два сорта песка, из которых у одного действующий диаметр равен 0,1 мм, а у другого 0,2 мм, то скорость движения воды во втором случае будет в 4 раза большей, чем в первом; другими словами, скорости просачивапия относятся как квадраты действующих величин.
- Капиллярность. Многочисленные наблюдения показывают, что скорость и высота капиллярного поднятия находятся в зависимости от состава грунта -ц почвы, ее структуры, петрографического состава, содержания солей и, наконец, от влажности и температуры, причем выяснены в общем следующие закономерные соотношения. Скорость капиллярного поднятия воды в грубозернистых породах больше, чем в мелкозернистых, но высота поднятия тем значительнее, чем мельче частица породы; поднятие воды идет тем медленнее, чем выше она поднялась, и такое замедление в поднятии происходит тем скорее, чем грубее зерно породы.
- При диаметре зерен 2—2,5 мм капиллярное поднятие воды почти незаметно и даже совершенно отсутствует.
- При комковатой структуре почвы, в особенности рыхлой, скорость и высота поднятия понижаются по сравнению с порошковатой почвой, и тем сильнее, чем крупнее комки; при плотном залегании комочков не происходит существенной разницы в окончательной высоте поднятия воды.
- Высота подъема воды увеличивается по мере уплотнения почвы. Высота капиллярного поднятия определяется по формуле:
где R — радиус капилляра; А — капиллярная постоянная жидкости, равная высоте подъема ее в смачивающейся трубке радиусом в 1 мм; р — плотность жидкости; g — ускорение силы тяжести.
Для воды А = 15,4 при 0° С. Поры определенной величины (вероятно, 0,005—0,1 мм) проводят воду скорее всего; при более узких капиллярных порах вследствие усиления трения и прилипания, а также при более широких порах вследствие уменьшения поверхностного натяжения капиллярное поднятие воды замедляется.
- Из составных частей почв и пород скорее всего поднимает воду кварцевая пыль, затем гумус и, наконец, глина; зато присутствие гумуса и особенно тонких глинистых частиц значительно повышает высоту капиллярного поднятия.
- Присутствие растворимых солей в почве замедляет поднятие воды; оно сильнее в том случае, если соли не поглощаются почвой (например, поваренная соль).
- Камни, находящиеся в породе или почве, замедляют капиллярное поднятие.
- При чередовании различных по механическому составу горизонтов капиллярное поднятие идет гораздо быстрее из слоя крупнозернистого в мелкозернистый, чем в обратном направлении. При расположении крупнозернистых слоев на мелкозернистых вода по капиллярам в первых будет подниматься только в том случае, если в мелкозернистой породе капиллярная вода поднимается выше контакта мелкозернистых слоев с крупнозернистыми; если же эти слои будут находиться выше, то вода в них не пойдет.
- На капиллярное поднятие воды в породе влияют также влажность и температура последней; так, поднятие воды по капиллярам из влажной породы в сухую может иметь место лишь в том случае, если влажность первой породы выше 50% ее полного насыщения. По мере увеличения степени влажности породы вода поднимается быстрее. Даже небольшие дожди, смачивая сухую почву, повышают, по-видимому, быстроту поднятия воды, способствуя таким образом усиленному притоку ее снизу вверх. Верно ли последнее предположение, пока еще не проверено, но действительно нередко приходится наблюдать как бы оживление растительности после незначительных дождей.
Из изложенного выше видно, что величины, найденные для капиллярного поднятия влаги в воздушно-сухой породе (как это обыкновенно практикуется в лаборатории), не применимы к полевым условиям, так как в последнем случае вода движется в более или менее увлажненной среде.
При повышении температуры породы скорость капиллярного поднятия воды несколько возрастает, но окончательная высота поднятия уменьшается. Это явление находится в зависимости от уменьшения удельной вязкости воды при повышении ее температуры.
Набор трубок для изучения капиллярного поднятия воды
Глубина, с которой может подниматься вода, различна для разных грунтов, но в общем не превышает, по Ротмистрову, 1 м глубины. Атмосферные осадки, просочившиеся глубже этого предела, называемого Ротмистровым «критическим горизонтом», уже не могут подняться вверх капиллярным путем.
Найденная Ротмистровым величина, очевидно, относится только к условиям одесского опытного поля, где работал этот исследователь. По данным других исследователей, капиллярная вода может подняться, хотя и очень медленно, до 2—3 м (в лессах) или не достигнуть высоты 1 м (например, в песке). Предел поднятия воды в наиболее мелкозернистых грунтах, по лабораторным исследованиям, лежит на высоте около 2 м. В естественных условиях, по наблюдениям Измаильского и Высоцкого, можно допустить, что в плотных мелкозернистых грунтах вода капиллярно может подняться (хотя и очень медленно) до высоты около б м.
В начале поднятия вода движется в почве (черноземе) со скоростью около 1—2 см/мин; высоты в 50 см вода достигает за 2—3 дня и движется па этой высоте со скоростью около 1 мм/ч; чтобы подняться воде до высоты 1 м, требуется уже 2—3 месяца при скорости движения в последнее время менее 0,5 см/сут; наконец, для достижения высоты 2 м необходимо около года, причем скорость движения воды на этой высоте менее 1 мм/сут. По скорости поднятия воды на различные высоты можно приблизительно определить количества воды, доставляемые почвами на ту или иную высоту, считая при этом, что для смачивания известного объема почвы (чем выше, тем меньше) требуется, по данным некоторых авторов, от 25 до 15% воды по объему.
Водные свойства глин и глинистых пород существенно отличаются от свойств песков. Уже при рассмотрении капиллярных свойств грунтов мы видели, насколько они разнятся в песках и глинах. Также отличны и другие свойства этих двух групп пород. Гидрогеологи и теоретически и практически занимаются преимущественно породами группы песков. Гидродинамические явления в последних изучены уже довольно хорошо. Что же касается глинистых грунтов, то гидрогеологическая практика в отношении их крайне ограничена. В настоящее время водные свойства этих грунтов изучаются почти исключительно грунтоведами и почвоведами, у которых гидрогеологи и черпают свои сведения
Источник
кто может помочь с практикой?
# Какими физическими свойствами обладает поваренная соль? Опишите их (цвет, растворяется ли в воде, что происходит с раствором при длительном нагревании)?
# Какими физическими свойствами обладает речной песок?
# Что произойдет, если мутный раствор пропустить через фильтр? Учтите, что муть — это мельчайшие частицы твердого вещества, которое не растворяется в воде.
# Как, используя различие в свойствах поваренной соли и речного песка, разделить смесь этих веществ? Продумайте план ваших действий.
# Какое оборудование вам потребуется для разделения смеси поваренной соли и речного песка?
# Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при разделении смеси этих веществ?
Поваренная соль – это вещество __________цвета, ____________ растворяется в воде. При длительном нагревании раствора поваренной соли вода _____________, а соль _____________________.
Речной песок – это вещество _________________ цвета, ____________ растворяется в воде.
Если смесь поваренной соли и песка _____________ в воде, то соль ________________, а песок — ______________________. Получится _________________ раствор.
Если _______________ раствор пропустить через фильтр, крупные частицы _______________ останутся на фильтре, а небольшие частицы ____________________ пройдут сквозь фильтр и попадут в фильтрат.
Разделить смесь поваренной соли и речного песка можно методом ________________. Выделить чистую твердую поваренную соль из раствора можно с помощью _____________________.
Поваренная соль – это вещество белого цвета, не растворяется в воде. При длительном нагревании раствора поваренной соли вода испаряется, а соль остается.
Речной песок – это вещество _________________ цвета, ____________ растворяется в воде.
Если смесь поваренной соли и песка _____________ в воде, то соль ________________, а песок — ______________________. Получится _________________ раствор.
Если _______________ раствор пропустить через фильтр, крупные частицы _______________ останутся на фильтре, а небольшие частицы ____________________ пройдут сквозь фильтр и попадут в фильтрат.
Разделить смесь поваренной соли и речного песка можно методом ________________. Выделить чистую твердую поваренную соль из раствора можно с помощью _____________________.
Источник
Пропустили воду через песок
Марина решила выяснить, как природные материалы пропускают воду. Для этого она взяла два одинаковых стеклянных стакана, две воронки и две бумажные салфетки. Из бумажных салфеток Марина изготовила фильтры, положила их в воронки и вставила воронки в стаканы. Затем в одну воронку с фильтром она насыпала столовую ложку речного песка, а в другую воронку — столовую ложку истолчённой глины. В каждую воронку она налила по пять столовых ложек воды и стала наблюдать за прохождением воды через слои песка и глины.
Если бы Марина захотела выяснить, как зависит скорость прохождения воды от толщины слоя речного песка, с помощью какого опыта она могла бы это сделать? Опиши этот опыт.
Марина решила выяснить, как природные материалы пропускают воду. Для этого она взяла два одинаковых стеклянных стакана, две воронки и две бумажные салфетки. Из бумажных салфеток Марина изготовила фильтры, положила их в воронки и вставила воронки в стаканы. Затем в одну воронку с фильтром она насыпала столовую ложку речного песка, а в другую воронку — столовую ложку истолчённой глины. В каждую воронку она налила по пять столовых ложек воды и стала наблюдать за прохождением воды через слои песка и глины.
Сравни условия прохождения воды через слои песка и глины в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.
Природные материалы: одинаковые / различные
Количество речного песка и глины: одинаковое / различное
Количество воды: одинаковое / различное
Природные материалы: | Количество речного песка и глины: | Количество воды: |
Для выполнения данного задания нужно внимательно прочитать условия опыта и найти в них правильный ответ.
Марина решила выяснить, как природные материалы пропускают воду. Для этого она взяла два одинаковых стеклянных стакана, две воронки и две бумажные салфетки. Из бумажных салфеток Марина изготовила фильтры, положила их в воронки и вставила воронки в стаканы. Затем в одну воронку с фильтром она насыпала столовую ложку речного песка, а в другую воронку — столовую ложку истолчённой глины. В каждую воронку она налила по пять столовых ложек воды и стала наблюдать за прохождением воды через слои песка и глины.
Ответ: Природные материалы различные. Количество речного песка и глины одинаковое. Количество воды одинаковое.
Марина решила выяснить, как природные материалы пропускают воду. Для этого она взяла два одинаковых стеклянных стакана, две воронки и две бумажные салфетки. Из бумажных салфеток Марина изготовила фильтры, положила их в воронки и вставила воронки в стаканы. Затем в одну воронку с фильтром она насыпала столовую ложку речного песка, а в другую воронку — столовую ложку истолчённой глины. В каждую воронку она налила по пять столовых ложек воды и стала наблюдать за прохождением воды через слои песка и глины.
Какие измерения и сравнения надо проводить Марине, чтобы определить, какой материал — речной песок или глина — быстрее пропускает воду?
Так как в эксперименте Марина использует одинаковое количество исследуемых материалов, одинаковые фильтры и одинаковое количество воды, то пропускную способность каждого из материалов можно, если засечь время прохождения воды через песок и глину.
Может быть дана иная формулировка вывода, не искажающая его смысла.
Ответ: Нужно дождаться, когда вся вода пройдёт через слой речного песка и слой глины, зафиксировать время прохождения воды и сравнить полученные результаты.
Источник