- Понятие о растворах. Растворимость веществ
- Растворение веществ
- Растворимость веществ
- Растворение. Растворимость веществ в воде
- Химическая реакция растворения
- Растворение — что это за процесс
- Основные этапы: физическая и химическая стадия
- Признаки химического взаимодействия при растворении
- Факторы растворимости веществ
- Примеры растворения твердых веществ в воде
Понятие о растворах. Растворимость веществ
Растворы — гомогенные (однородные) системы переменного состава, которые содержат два или несколько компонентов.
Наиболее распространены жидкие растворы. Они состоят из растворителя (жидкости) и растворенных веществ (газообразных, жидких, твердых):
Жидкие растворы могут быть водные и неводные. Водные растворы — это растворы, в которых растворителем является вода. Неводные растворы — это растворы, в которых растворителями являются другие жидкости (бензол, спирт, эфир и т. д.). На практике чаще применяются водные растворы.
Растворение веществ
Растворение — сложный физико-химический процесс. Разрушение структуры растворяемого вещества и распределение его частиц между молекулами растворителя — это физический процесс. Одновременно происходит взаимодействие молекул растворителя с частицами растворенного вещества, т.е. химический процесс. В результате этого взаимодействия образуются сольваты.
Сольваты — продукты переменного состава, которые образуются при химическом взаимодействии частиц растворенного вещества с молекулами растворителя.
Если растворителем является вода, то образующиеся сольваты называются гидратами. Процесс образования сольватов называется сольватацией. Процесс образования гидратов называется гидратацией. Гидраты некоторых веществ можно выделить в кристаллическом виде при выпаривании растворов. Например:
Что представляет собой и как образуется кристаллическое вещество синего цвета? При растворении в воде сульфата меди (II) происходит его диссоциация на ионы:
Образующиеся ионы взаимодействуют с молекулами воды:
При выпаривании раствора образуется кристаллогидрат сульфата меди (II) — CuSО4 • 5Н2О.
Кристаллические вещества, содержащие молекулы воды, называются кристаллогидратами. Вода, входящая в их состав, называется кристаллизационной водой. Примеры кристаллогидратов:
Впервые идею о химическом характере процесса растворения высказал Д. И. Менделеев в разработанной им химической (гидратной) теории растворов (1887 г.). Доказательством физико-химического характера процесса растворения являются тепловые эффекты при растворении, т. е. выделение или поглощение теплоты.
Тепловой эффект растворения равен сумме тепловых эффектов физического и химического процессов. Физический процесс протекает с поглощением теплоты, химический — с выделением.
Если в результате гидратации (сольватации) выделяется больше теплоты, чем ее поглощается при разрушении структуры вещества, то растворение — экзотермический процесс. Выделение теплоты наблюдается, например, при растворении в воде таких веществ, как NaOH, AgNО3, H2SО4, ZnSО4 и др.
Если для разрушения структуры вещества необходимо больше теплоты, чем ее образуется при гидратации, то растворение — эндотермический процесс. Это происходит, например, при растворении в воде NaNО3, KCl, K2SO4, KNO2, NH4Cl и др.
Растворимость веществ
Мы знаем, что одни вещества хорошо растворяются, другие — плохо. При растворении веществ образуются насыщенные и ненасыщенные растворы.
Насыщенный раствор — это раствор, который содержит максимальное количество растворяемого вещества при данной температуре.
Ненасыщенный раствор — это раствор, который содержит меньше растворяемого вещества, чем насыщенный при данной температуре.
Количественной характеристикой растворимости является коэффициент растворимости. Коэффициент растворимости показывает, какая максимальная масса вещества может раствориться в 1000 мл растворителя при данной температуре.
Растворимость выражают в граммах на литр (г/л).
По растворимости в воде вещества делят на 3 группы:
Таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде:
Растворимость веществ зависит от природы растворителя, от природы растворенного вещества, температуры, давления (для газов). Растворимость газов при повышении температуры уменьшается, при повышении давления — увеличивается.
Зависимость растворимости твердых веществ от температуры показывают кривые растворимости. Растворимость многих твердых веществ увеличивается при повышении температуры.
По кривым растворимости можно определить: 1) коэффициент растворимости веществ при различных температурах; 2) массу растворенного вещества, которое выпадает в осадок при охлаждении раствора от t1 o C до t2 o C.
Процесс выделения вещества путем испарения или охлаждения его насыщенного раствора называется перекристаллизацией. Перекристаллизация используется для очистки веществ.
Источник
Растворение. Растворимость веществ в воде
Обозначение предметного содержания проекта. Учащиеся получают представление о растворении, как о физико-химическом процессе, понятии гидратах и кристаллогидратах, растворимости, кривых растворимости, как модели зависимости растворения от температуры, насыщенных, перенасыщенных и ненасыщенных растворах. Делают выводы о значении растворов для природы и сельского хозяйства.
Методическая разработка составлена на основе, программы основного общего образования по химии, учебно-методического комплекса О.С.. Габриеляна «Химия. 8-11 классы (Рабочие программы. Химия8-11 классы: учебно-методическое пособие/сост. Г.М. Пальдяева. – 2 изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013). Данный концентрический курс соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрен РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включен в Федеральный перечень учебников.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение химии в объеме 2 часа в неделю.
Раздел. Растворение. Растворы. Свойства электролитов.
Тема. Растворимость. Растворимость веществ в воде.
Обоснование целесообразности данного предметного содержания для организации проектной/исследовательской деятельности обучающихся. Через организацию исследовательской деятельности сформировать представление о растворении, как о физико-химическом процессе. На основе знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблемы, учащиеся учатся устанавливать межпредметные и причинно-следственные связи
Также данный проект, направленный на сформирование представления о физико-химическом процессе растворения, изучении растворимости различных веществ от различных условий обеспечивает развитие устойчивого интереса к химии.
Название проекта: «Растворы. Растворимость веществ в воде».
Описание проблемной ситуации, определение проблемы и цели проектного модуля. Учитель организует действия учащихся по выявлению и формулировке проблемы, предлагая учащимся провести мини-исследование «Приготовление водных растворов перманганата калия и серной кислоты». Учащиеся во время проведения опытов отмечают, что в процессе растворения веществ наблюдаются как признаки физического, так и признаки химического явления.
Учащиеся совместно с учителем формулируют противоречие.
Противоречие: В процессе растворения можно наблюдать с одной стороны признаки физических явлений, с другой — химических явлений.
Проблема: Процесс «растворение» — это процесс химический или физический? Можно ли влиять на этот процесс?
Описание проектного продукта/результата с критериями оценки.
Цель проектного модуля: доказать сущность процесса растворения и объяснить зависимость растворимости от различных факторов через создание ментальной карты «Растворимость веществ в воде».
Проектный продукт: ментальная карта «Растворимость веществ в воде».
Ментальная карта представляет собой систематизированный и представленный в наглядной форме материал. В центре записывается тема проекта «Растворимость веществ». Учащимся предлагается на основе проведенных мини-исследований сформулировать выводы и творчески оформить их в несколько блоков:
1 блок: «Модель процесса растворения»
2 блок: «Зависимость процесса растворения от различных факторов»
3 блок: «Классификация растворов»
4 блок: «Значение и применение растворов»
Каждый отдельный проектный продукт пары оценивается по следующим критериям.
- Достоверность найденной информации.
- Эстетичность оформления
- Структурность оформления
- Логичность оформления
- Наглядность
За каждый критерий от 0 до 3 баллов:
- 3 балла — критерий полностью представлен
- 2 балла – не достаточно представлен
- 1 балл – представлен частично
- 0 баллов – критерий отсутствует
Оценка «5» — 15-14 баллов
Оценка «4» — 13-11 баллов
Оценка «3»- 10-7 баллов
Оценка «2» -менее 7 баллов
Определение общего объема урочных часов, необходимых для реализации проекта, и его распределение по этапам проектной деятельности обучающихся с указанием действий педагога и обучающихся.
Проектный модуль включает 3 урока (3 часа проектного модуля реализуются за счет 1 часа, который отводится на изучение темы «Растворы. Растворимость веществ» и 2 часа за счет резервного времени):
Источник
Химическая реакция растворения
Растворение — что это за процесс
Растворы — однородные (гомогенные) системы, в состав которых входят: растворенные вещества, растворитель и (возможно) продукты химической реакции, протекающей между ними.
Особенностью растворенного вещества является равномерное распределение в объеме вещества, которое играет роль растворителя. Для раствора характерно содержание двух и более компонентов.
- жидкие;
- твердые;
- газообразные.
Определение
Растворитель представляет собой вещество, сохраняющее стабильность агрегатного состояния в процессе растворения.
Когда смешивают вещества с идентичными агрегатными состояниями, к примеру, жидкость с жидкостью, газ с газом, твердый материал с твердым, роль растворителя играет компонент с большим содержанием. Процесс, при котором образуется раствор, определяется особенностью взаимодействия частиц растворителя с частицами растворенного вещества и их природой.
Растворение является физико-химическим процессом, в котором можно наблюдать взаимодействие частиц между собой, что приводит к образованию раствора.
Растворение представляет собой результат взаимодействия молекул вещества, играющего роль растворителя, с частицами растворенного вещества. При растворении твердых веществ наблюдают увеличение энтропии. В процессе растворения газообразных веществ энтропия уменьшается. Растворение сопровождается исчезновением межфазной границы, изменением физических свойств раствора, в том числе плотности, вязкости, в некоторых случаях, окраски.
Когда растворитель и растворенное вещество участвуют в химическом взаимодействии, можно наблюдать изменение химических свойств раствора. В качестве примера можно привести растворение газа хлороводорода в воде, результатом которого является образование жидкой соляной кислоты.
Теплота растворения зависит от природы компонентов раствора.
Например: если растворяются кристаллические вещества с растворимостью, увеличивающейся при повышении температуры, то раствор охлаждается. Это объясняется тем, что раствор обладает большей внутренней энергией по сравнению с аналогичными характеристиками кристаллического вещества и растворителя, взятых по отдельности. Как пример, можно рассмотреть кипяток, в котором происходит растворение сахара. В результате раствор значительно охлаждается.
Основные этапы: физическая и химическая стадия
Этапы растворения кристаллических веществ в водной среде:
- Кристаллическая решетка разрушается, что является физической стороной процесса. В результате поглощается теплота, то есть ∆ Н 1 > 0 .
- Частицы вещества взаимодействуют с молекулами растворителя, что соответствует химической стороне процесса. В итоге выделяется теплота, то есть ∆ Н 2 0 .
- Суммарный тепловой эффект: ∆ Н = ∆ Н 1 + ∆ Н 2
Классификация растворов в зависимости от механизма растворения:
- физические;
- химические.
Определение
Физическим растворением называют процесс разрыва и образования лишь межмолекулярных связей, в том числе, водородных.
Физическое растворение можно наблюдать только в случае определенных веществ, выполняющих роль растворителя и растворенного вещества, не вступающих в химические реакции между собой. К примеру, нафталин растворяется в спирте.
Химическое растворение является видом растворения, которое предполагает разрушение исходных химических связей в процессе химического превращения.
Например: химическое растворение протекает при электрической диссоциации растворяемого вещества.
При растворении имеет место следующая закономерность: подобное хорошо растворяется в подобном. Так, в неполярных растворителях хорошо растворяются неполярные вещества. Полярными растворителями целесообразно растворять полярные вещества. Благодаря исследованиям механизмов растворения, природы растворяемых веществ и растворителей, определяют степень растворимости одного вещества в другом.
Признаки химического взаимодействия при растворении
Физические признаки растворения выражаются в виде диффузии. Процесс заключается в распределении частиц растворенного вещества между молекулами вещества, которое является растворителем. В результате «качества» растворенного вещества проявляются в растворе.
- Сахар растворяется в воде. Раствор приобретает сладкий вкус.
- Краситель растворяется в воде. В результате раствор приобретает определенную окраску.
Признаками химических явлений являются:
- теплота выделяется, либо поглощается;
- окраска некоторых соединений меняется в процессе образования растворов.
Когда концентрированная серная кислота растворяется в водной среде, температура раствора значительно повышается. Данное явление нашло практическое применение в «химических грелках».
Процесс растворения нитрата аммония в воде сопровождается сильным поглощением теплоты, что объясняет охлаждение раствора. На данном эффекте основан принцип действия гипотермического пакета, который входит в состав автомобильной аптечки для оказания первой медицинской помощи.
Безводный сульфат меди (II) обладает белой окраской. Когда вещество растворяют в воде, раствор окрашивается в голубой цвет.
В современной науке имеет место теория, объединяющая две точки зрения. Ее называют физико-химической теорией растворов. Предпосылки к данной теории были сформулированы еще в 1906 году Д.И. Менделеевым в учебнике «Основы химии».
Факторы растворимости веществ
Растворимость представляет собой свойство вещества растворяться в каком-либо растворителе.
Мера растворимости при заданных условиях определена содержанием данного вещества в насыщенном растворе. Существует условная классификация веществ в зависимости от их способности растворяться:
- малорастворимые (от 0,001 до 1 грамма растворенного вещества на 100 грамм растворителя);
- растворимые (больше 1 г растворенного вещества на 100 г растворителя);
- нерастворимые (менее 0,001 г растворенного вещества на 100 г растворителя).
Когда вещество контактирует с водной средой, можно получить следующий результат:
- Вещество растворяется в воде, то есть происходит перемешивание на атомно-молекулярном уровне.
- Химическая реакция.
- Отсутствие растворения, химическая реакция не наблюдается.
Определение
Коэффициент растворимости определяется, как отношение массы растворенного вещества к массе растворителя (к примеру, 10 г соли на 100 г воды).
В зависимости от того, какой концентрацией обладает растворенное вещество, растворы условно разделяют на:
- ненасыщенные;
- насыщенные;
- перенасыщенные.
Определение
Ненасыщенные растворы — это те, в которых концентрация растворенного вещества меньше по сравнению с концентрацией в соответствующем насыщенном растворе. Особенность ненасыщенного раствора заключается в возможности при заданных условиях растворить в нем еще определенное количество растворенного вещества.
Насыщенные растворы представляют собой растворы с максимальной концентрацией растворенного вещества при заданных условиях.
В некоторых случаях нет необходимости создавать специальные условия для приготовления насыщенного раствора. Эксперимент можно поставить в домашних условиях.
При смешивании поваренной соли с водой образуется раствор. Когда смесь становится насыщенной, поваренная соль перестает растворяться в воде, так как достигнута ее максимальная концентрация.
Перенасыщенным раствором называют такой раствор, в котором растворенное вещество находится в концентрации, превышающей его концентрацию в насыщенном растворе.
Излишки растворенного вещества достаточно просто выпадают в виде осадка. Для получения перенасыщенного раствора можно, к примеру, охладить насыщенный раствор, компонентами которого являются поваренная соль и вода. В том случае, когда температура снижается, уменьшается растворимость поваренной соли. В результате получают перенасыщенный раствор.
В зависимости от концентрации растворенного вещества растворы бывают:
- концентрированные;
- разбавленные.
Определение
Концентрированные растворы являются растворами, для которых характерно относительно высокое содержание растворенного вещества.
Разбавленные растворы представляют собой растворы, в которых растворенное вещество характеризуется относительно низким содержанием.
Подобная классификация является условной и не зависит от деления раствора по насыщенности. Разбавленный раствор может являться насыщенным. Концентрированный раствор не во всех случаях можно отнести к насыщенным растворам.
Растворимость ( Р , χ и л и k s ) характеризует насыщенный раствор и определяет максимальную массу растворенного вещества, которое растворяется в 100 г растворителя. Размерность растворимости составляет г/ 100 г воды.
χ = m р . в . m р — л я * 100
где m р.в. определяет массу растворенного вещества, г;
m р-ля является массой растворителя, г.
В некоторых случаях допустимо обозначать коэффициент растворимости k s . Показатели растворимости вещества, которое взаимодействует с разными растворителями, могут изменяться в широком диапазоне значений.
Растворимость некоторых веществ в воде при температуре 20 °C:
Растворимость веществ зависит от нескольких факторов:
- природа растворенного вещества и растворителя;
- температура;
- давление;
- посторонние вещества.
Абсолютно нерастворимых веществ не существует. Все вещества лишь условно классифицируют на растворимые, малорастворимые и нерастворимые. Даже такие материалы, как серебро и золото, частично растворяются в воде. С другой стороны, растворимость этих металлов столь мала, что ей допустимо пренебречь.
Растворимость, которой характеризуются твердые вещества, определяется структурой этих веществ, то есть типом кристаллической решетки. К примеру, вещества с металлическими кристаллическими решетками, в том числе железо и медь, отличаются малой растворимостью в воде. Вещества, для которых характерна ионная кристаллическая решетка, обычно хорошо растворяются в воде.
Подобное хорошо растворяется в подобном.
Согласно озвученному правилу, вещества, обладающие связями ионного или ковалентного полярного типа, хорошо растворяются в полярных растворителях. В качестве примера можно привести соли, которые характеризуются хорошей растворимостью в воде. С другой стороны, неполярные вещества в распространенных случаях способны хорошо растворяться в неполярных растворителях.
В большинстве своем соли щелочных металлов и аммония хорошо растворяются в водной среде. Высокой степенью растворимости характеризуются практически все нитраты, нитриты, многие галогениды, за исключением галогенидов серебра, ртути, свинца, таллия, и сульфаты, кроме сульфатов щелочноземельных металлов, серебра и свинца. Сульфиды, фосфаты, карбонаты, некоторые другие соли переходных металлов обладают небольшими показателями растворимости.
Растворимость газообразных веществ в жидких средах определяется их природой. К примеру, в 100 объемах воды при температуре 20 °C можно растворить 2 объема водорода, 3 объема кислорода. При аналогичных условиях в 1 доле воды можно растворить 700 объемов аммиака.
Процесс растворения газообразных веществ в воде, как результат гидратации молекул растворяемого газа, протекает с выделением теплоты. В связи с этим, когда температура повышается, растворимость газообразных веществ снижается.
Температурный режим неодинаково влияет на способность твердых веществ растворяться в воде. В распространенных случаях можно наблюдать повышение растворимости при нагреве твердых веществ.
В качестве примера можно рассмотреть увеличение растворимости таких веществ, как нитрат натрия N a N O 3 и нитрат калия К N O 3 , при повышении температуры. При этом растворение сопровождается поглощением теплоты. Растворимость N a C l в процессе нагрева повышается несущественно, что объясняется практически нулевым тепловым эффектом растворения поваренной соли.
Растворимость твердых и жидких веществ в жидких средах почти не меняется при перепадах давления. Это связано с незначительным изменением объема в процессе растворения. Когда в жидкости растворяют газы, объем системы уменьшается. В связи с этим, при повышении давления увеличивается растворимость газообразных веществ. Общий вид зависимости растворимости газов от давления описан законом У. Генри (Англия, 1803 г.).
Закон У. Генри: растворимость газа при стабильной температуре прямо пропорциональна его давлению над жидкостью.
Рассмотренная закономерность справедлива для небольших давлений в случае газообразных веществ со сравнительно небольшой растворимостью и при условии отсутствия химического взаимодействия между молекулами растворяемого газа и растворителя.
В том случае, когда вода содержит примеси других веществ, например, соли, кислоты и щелочи, газы хуже растворяются в такой среде. Газообразный хлор характеризуется растворимостью в насыщенном водном растворе поваренной соли, которая в 10 раз меньше по сравнению с аналогичным показателем в чистой воде.
Эффект, предполагающий снижение растворимости в присутствии солей, называют высаливанием. Ухудшение свойств растворимости связано с гидратацией солей, которая является причиной уменьшения количества свободных молекул воды. Молекулы воды, образовавшие связи с ионами электролита, не являются растворителем для каких-либо веществ.
Примеры растворения твердых веществ в воде
Данные о растворимости веществ необходимы для решения многих задач по химии, связанных с записью уравнений реакций. Таблица растворимости содержит информацию о зарядах веществ, которую используют для корректной записи реагентов и схем химического взаимодействия. По растворимости в воде определяют способность соли или основания диссоциировать.
Водные соединения, проводящие ток, являются сильными электролитами. Существует и другой тип веществ, которые отличаются тем, что плохо проводят ток. Такие соединения являются слабыми электролитами. Сильные электролиты представляет собой вещества, практически полностью ионизирующиеся в воде. В отличие от них, слабые электролиты проявляют это свойство лишь в малой степени.
Существует несколько видов уравнений:
- молекулярные;
- полные ионные;
- краткие ионные.
Краткие ионные уравнения являются сокращенным вариантом полных ионных уравнений. В полном уравнении принято записывать все ионы из которых состоят реагенты и продукты реакции.
В виде отдельных ионов можно записывать только сильные электролиты.
Затем, сократив одинаковые ионы, присутствующие в обоих частях химического уравнения, получают уравнение в кратком виде.
В молекулярных уравнениях все, без исключения, вещества записаны в молекулярном виде.
Источник