- § 2. Предмет химии. Вещества
- Презентация по химии для 8 класса по теме «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Пожалуйста, помогите сделать анализ железа и сахара по плану!
- § 2. Предмет химии. Вещества
- Лабораторный опыт № 1 Сравнение свойств твёрдых кристаллических веществ и растворов
§ 2. Предмет химии. Вещества
Вы начинаете знакомиться с новым учебным предметом — химией. А что изучает химия?
Что же принято называть веществом? Попробуйте сами ответить на этот вопрос. Подумайте, что общего между предметами — физическими телами, изображён-
ными на рисунке 3. Верно, все они сделаны из стекла. Вот стекло и является веществом.
Как вам известно из курса физики, многие вещества состоят из молекул, а молекулы — из атомов. Атомы так малы, что на острие иглы их может поместиться многие миллиарды. Тем не менее различают всего 114 видов атомов.
Из отдельных изолированных атомов состоят такие вещества, как неон, аргон, криптон, гелий. Их ещё называют благородными или инертными газами, потому что их атомы не соединяются друг с другом и почти не соединяются с атомами других химических элементов. Совсем другое дело — атомы водорода. Они могут существовать поодиночке (рис. 4, а), как на Солнце, которое более чем наполовину состоит из отдельных атомов водорода. Могут соединяться в молекулы по два атома (рис. 4, б), обра-
зуя молекулы самого лёгкого газа, который, как и химический элемент, называют водородом. Атомы водорода могут также соединяться с атомами других химических элементов. Например, два атома водорода, соединяясь с одним атомом кислорода (рис. 4, в), образуют молекулы хорошо известного вам вещества — воды.
Аналогично, понятие «химический элемент кислород» объединяет изолированные атомы кислорода, кислород — простое вещество, молекулы которого состоят из двух атомов кислорода, и атомы кислорода, входящие в состав сложных веществ. Так, в состав молекул углекислого газа входят атомы кислорода и углерода, в состав молекул сахара — атомы углерода, водорода и кислорода.
Следовательно, каждый химический элемент существует в трёх формах: свободные атомы, простые вещества и сложные вещества (см. рис. 4).
Понятие «химический элемент» более широкое, и его не нужно путать с понятием «простое вещество», особенно если названия их совпадают. Например, когда говорят о том, что в состав воды входит водород, то имеют в виду химический элемент, а когда говорят о том, что водород — экологически чистый вид топлива, то имеют в виду простое вещество.
Различные вещества отличаются друг от друга своими свойствами. Так, водород — это газ, очень лёгкий, без цвета, запаха, вкуса, имеет плотность 0,00009 г/см3, кипит при температуре -253 °С, а плавится при температуре -259 °С и т. д. Эти свойства вещества называют физическими.
Описать физические свойства вещества можно, воспользовавшись следующим планом:
1. В каком агрегатном состоянии (газообразном, жидком, твёрдом) находится вещество при данных условиях?
2. Какого цвета вещество? Имеет ли оно блеск?
3. Имеет ли вещество запах?
4. Какова твёрдость вещества по относительной шкале твёрдости (шкале Мооса) (рис. 5)? (См. справочники.)
5. Проявляет ли вещество пластичность, хрупкость, эластичность?
6. Растворяется ли вещество в воде?
7. Какова температура плавления и температура кипения вещества? (См. справочники.)
8. Какова плотность вещества? (См. справочники.)
9. Обладает ли вещество тепло- и электропроводностью? (См. справочники.)
Источник
Презентация по химии для 8 класса по теме «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Литвин А. С. МАОУ СОШ №36 г. Кемерово «Химия 8 класс» Урок 1 Предмет химии. Вещества и их физические свойства
4. С чем у вас ассоциируется наука химия? Науки о природе 1. Какие науки, известные вам, изучают природу? 2. Что изучает биология, география, физика? 3. Знаете ли вы, к каком разделу знаний относятся эти науки?
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ — изучают природные явления биология география химия физика
Химия – экспериментальная наука — Законы химии, свойства веществ можно проверить и исследовать самому, проводя химические опыты
Химический опыт: «Вулкан на столе» Исходные вещества: дихромат аммония; металлический магний; кусочек ваты, смоченный спиртом Продукты горения: оксид хрома (III); азот; пары воды.
Что означает понятие «химия»? Термин «химия» египетского происхождения. В древности Египет называли Страной Кеми — Черной Землей. Жрецы Древнего Египта были выдающимися мастерами химических ремесел, а химию постепенно стали называть «египетской наукой».
Алхимия Алхимия — магическое учение о превращении простых металлов в драгоценные — золото и серебро с помощью «философского камня» — «красного льва», или Великого эликсира. Алхимики благодаря своим экспериментам по превращению любого металла в золото открыли много простых элементов, хотя часто и не догадывались об этом
Дмитрий Иванович Менделеев справедливо отмечал, что … «…только благодаря запасу сведений, собранных алхимиками, можно было начать действительные научные изучения химических явлений».
Химия изучает Вещества Свойства веществ Превращения веществ
Вещества — это то, из чего состоят физические тела Стекло — это вещество Стеклянная посуда – это физическое тело
Задание Выберите из предложенных понятий вещества и физические тела. ложка
Физическое тело может состоять из одного вещества или из нескольких Кольцо состоит из золота Карандаш состоит из древесины и графита
Физические свойства веществ — это признаки, по которым вещества отличаются друг от друга ! Вывод: вещества различаются по физическим, а также химическим свойствам. СТЕКЛО Хрупкое Твердое Прозрачное Нельзя вытянуть в нить Не проводит тепло и ток АЛЮМИНИЙ Прочный Мягкий Непрозрачный Можно вытянуть в нить Тепло — и электропроводный
Выберите признаки для следующих веществ: МЕДЬ, ЖЕЛЕЗО, ГЛИНА. Мягкое, твердое, пластичное, ковкое, бесформенное, проводит ток, не проводит ток, растворимо в воде, поддается обработке руками. Задание
1. В каком агрегатном состоянии – газообразном, жидком или твёрдом – находится вещество при данных условиях? 2. Какого цвета вещество? Имеет ли оно блеск? 3. Имеет ли вещество запах? 4. Проявляет ли вещество пластичность, хрупкость, эластичность? 5. Растворяется ли вещество в воде? 6. Какова температура плавления и температура кипения вещества? (См. справочники.) 7. Какова плотность вещества? (См. справочники.) 8. Обладает ли вещество тепло- и электропроводностью? (см. справочники.) План описания физических свойств вещества:
Задание Опишите физические свойства следующих веществ по плану: вода уксусная кислота
Задачи химии Изучение веществ, их физических и химических свойств наблюдение, с помощью измерительных приборов 2. Изучение превращений веществ и процессов, сопровождающих эти превращения
Предмет химии Химия – это наука о веществах, их строении, свойствах, превращении этих веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения
Химические опыты: Взаимодействие FeCl3 c KCNS Взаимодействие BaCl3 с H2SO4 Взаимодействие CoSO4 c NaOH Взаимодействие CuSO4 c NaOH Взаимодействие CuSO4 c водным аммиаком Взаимодействие FeCl3 c NaOH
1. § 1читать, учить определения 2. Вопросы на странице 7-8: 1, 2, 6, 8, 9 Домашнее задание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС
В материале презентации наука химия рассматривается как одна из естественных наук, как экспериментальная наука, что подтверждается демонстрацией наглядного химического опыта «Вулкан на столе».
Рассматривается происхождение понятия «химия», что изучает химия.
Используются практические задания, которые помогают отличить понятие «вещество» от понятия «тело».
Разбирается понятие «физические свойства вещества» и закрепляется практическим заданием.
Формулируются задачи химии и как обобщение дается понятие «предмет химии».
Выдержка из текста:
Науки о природе
- Какие науки, известные вам, изучают природу?
- Что изучаетбиология,география,физика?
- Знаете ли вы, к каком разделу знаний относятся эти науки?
- С чем у вас ассоциируется наука химия?
Химический опыт:
««Вулкан на столе»
Исходные вещества:дихромат аммония;металлический магний;кусочек ваты, смоченный спиртом
Продукты горения:оксид хрома (III);азот;пары воды.
Номер материала: 18892110614
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минобрнауки запускает проект по наставничеству для девушек
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании
Время чтения: 2 минуты
Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Пожалуйста, помогите сделать анализ железа и сахара по плану!
Сахар:
1. В каком агрегатном состоянии — газообразном, жидком или твёрдом — находится вещество при данных условиях?
Газ.
2. Какого цвета вещество? Имеет ли оно блеск?
Зеленое со свинцовым блеском
3. Имеет ли вещество запах?
Имеет товратительный запах
4. Какова твёрдость вещества по относительной шкале твёрдости, которую ещё называют шкалой Мооса?
По твердости приближается к алмазу
5. Проявляет ли вещество пластичность, хрупкость, эластичность?
Эластичен и упруг.
6. Растворяется ли вещество в воде?
Нет, конечно.
7. Какова температура плавления и температура кипения вещества?
+3С°, +7С°
8. Какова плотность вещества?
Таковой не обнаружено.
9. Обладает ли вещество тепло — и электропроводностью?
Используется как теплоизоляция, электропроводен.
Железо:
1. В каком агрегатном состоянии — газообразном, жидком или твёрдом — находится вещество при данных условиях?
Жидкость
2. Какого цвета вещество? Имеет ли оно блеск?
Черное без блеска
3. Имеет ли вещество запах?
Напоминает запах дыни
4. Какова твёрдость вещества по относительной шкале твёрдости, которую ещё называют шкалой Мооса?
пластилин
5. Проявляет ли вещество пластичность, хрупкость, эластичность?
Хрупкое очень
6. Растворяется ли вещество в воде?
Да!
7. Какова температура плавления и температура кипения вещества?
+100С°, +250С°
8. Какова плотность вещества?
Не обладает этим свойством
9. Обладает ли вещество тепло — и электропроводностью?
Хорошо проводит тепло, электричество не проводит (электроизоляция) .
Источник
§ 2. Предмет химии. Вещества
Вы начинаете знакомиться с новым учебным предметом — химией. А что изучает химия?
Химия — это наука о веществах, их свойствах и превращениях. |
Что же принято называть веществом? Попробуйте сами ответить на этот вопрос. Подумайте, что общего между предметами — физическими телами, изображёнными на рисунке 3. Верно, все они сделаны из стекла. Вот стекло и является веществом.
Рис. 3.
Многие предметы (физические тела), используемые в химической лаборатории, изготовлены из одного и того же вещества (стекла)
Вещество — это то, из чего состоят физические тела. |
Как вам известно из курса физики, многие вещества состоят из молекул, а молекулы — из атомов. Атомы так малы, что на острие иглы их может поместиться многие миллиарды. Тем не менее различают всего 114 видов атомов.
Определённый вид атомов называют химическим элементом. |
Из отдельных изолированных атомов состоят такие вещества, как неон, аргон, криптон, гелий. Их ещё называют благородными или инертными газами, потому что их атомы не соединяются друг с другом и почти не соединяются с атомами других химических элементов. Совсем другое дело — атомы водорода. Они могут существовать поодиночке (рис. 4, а), как на Солнце, которое более чем наполовину состоит из отдельных атомов водорода. Могут соединяться в молекулы по два атома (рис. 4, б), образуя молекулы самого лёгкого газа, который, как и химический элемент, называют водородом. Атомы водорода могут также соединяться с атомами других химических элементов. Например, два атома водорода, соединяясь с одним атомом кислорода (рис. 4, в), образуют молекулы хорошо известного вам вещества — воды.
Рис. 4.
Формы существования химического элемента водорода:
а — атомы водорода; б — молекулы водорода; в — атомы водорода в молекуле воды
Аналогично, понятие «химический элемент кислород» объединяет изолированные атомы кислорода, кислород — простое вещество, молекулы которого состоят из двух атомов кислорода, и атомы кислорода, входящие в состав сложных веществ. Так, в состав молекул углекислого газа входят атомы кислорода и углерода, в состав молекул сахара — атомы углерода, водорода и кислорода.
Вещества, которые образованы атомами одного химического элемента, называют простыми. Это, например, водород, кислород, благородные газы, железо, медь, алюминий. |
Вещества, которые образованы атомами разных химических элементов, называют сложными. Сложные вещества называют также химическими соединениями. Это, например, вода, углекислый газ, сахар, крахмал. |
Следовательно, каждый химический элемент существует в трёх формах: свободные атомы, простые вещества и сложные вещества (см. рис. 4).
Понятие «химический элемент» более широкое, и его не нужно путать с понятием «простое вещество», особенно если названия их совпадают. Например, когда говорят о том, что в состав воды входит водород, то имеют в виду химический элемент, а когда говорят о том, что водород — экологически чистый вид топлива, то имеют в виду простое вещество.
Различные вещества отличаются друг от друга своими свойствами. Так, водород — это газ, очень лёгкий, без цвета, запаха, вкуса, имеет плотность 0,00009 г/см 3 , кипит при температуре -253 °С, а плавится при температуре —259 °С и т. д. Эти свойства вещества называют физическими.
Свойства веществ — это признаки, по которым одни вещества отличаются от других. |
Описать физические свойства вещества можно, воспользовавшись следующим планом:
- В каком агрегатном состоянии (газообразном, жидком, твёрдом) находится вещество при данных условиях?
- Какого цвета вещество? Имеет ли оно блеск?
- Имеет ли вещество запах?
- Какова твёрдость вещества по относительной шкале твёрдости (шкале Мооса) (рис. 5)? (См. справочники.)
Рис. 5.
Шкала твёрдости
- Проявляет ли вещество пластичность, хрупкость, эластичность?
- Растворяется ли вещество в воде?
- Какова температура плавления и температура кипения вещества? (См. справочники.)
- Какова плотность вещества? (См. справочники.)
- Обладает ли вещество тепло- и электропроводностью? (См. справочники.)
Лабораторный опыт № 1
Сравнение свойств твёрдых кристаллических веществ и растворов
Сравните, используя приведённый на с. 10 план, свойства выданных вам в стаканчиках образцов веществ:
- вариант 1 — кристаллических сахара и поваренной соли;
- вариант 2 — глюкозы и лимонной кислоты.
Зная свойства веществ, человек может использовать их с большей пользой для себя. Например, рассмотрим свойства и применение алюминия (рис. 6).
Рис. 6.
Применение алюминия:
1 — самолётостроение; 2 — ракетостроение; 3 — изготовление ЛЭП; 4 — производство посуды, столовых приборов и упаковочной фольги
Благодаря лёгкости и прочности алюминий и его сплавы применяют в самолёто- и ракетостроении, недаром алюминий называют «крылатым металлом».
Лёгкость и хорошую электропроводность алюминия используют при изготовлении электрических проводов для линий электропередачи (ЛЭП).
Теплопроводность и неядовитость важны при изготовлении алюминиевой посуды.
Неядовитость и пластичность позволяют широко применять тоненькие листы алюминия — фольгу — в качестве упаковочного материала для шоколадных плиток, чая, маргарина, молока, соков, других продуктов, а также для лекарственных средств, помещённых в контурные ячейки.
Внедрение алюминиевых сплавов в строительстве повышает долговечность и надёжность конструкций.
Эти примеры иллюстрируют то, что из одного вещества — материала (алюминия) можно изготовить различные физические тела.
Алюминий способен гореть ослепительным пламенем (рис. 7), поэтому его используют при проведении красочных фейерверков и изготовлении бенгальских огней (вспомните рассказ Н. Носова «Бенгальские огни»). При горении алюминий превращается в другое вещество — оксид алюминия.
Рис. 7.
Горение алюминия — основа бенгальских огней и фейерверков
Ключевые слова и словосочетания
- Предмет химии.
- Вещества простые и сложные.
- Свойства веществ.
- Химический элемент и формы его существования: свободные атомы, простые вещества и сложные вещества, или соединения.
Работа с компьютером
- Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
- Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока — сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.
Вопросы и задания
- Филео (греч.) означает «люблю», фобос — «боюсь». Дайте объяснение терминов «хемофилия» и «хемофобия», отражающих резко противоположное отношение групп людей к химии. Кто из них прав? Обоснуйте свою точку зрения.
- Обязательный атрибут бесконечного множества шпионских и прочих детективных произведений — цианистый калий, точнее, цианид калия, который обладает свойством парализовывать нервную систему, приводя тем самым жертву к мгновенной смерти. Приведите примеры свойств других веществ, которые используются в литературных произведениях.
- Выпишите отдельно названия веществ и названия тел из приведённого перечня: медь, монета, стекло, стакан, ваза, керамика, проволока, алюминий. Воспользуйтесь подсказкой: к названию тела — существительному — можно подобрать относительное прилагательное, образованное от названия вещества, например: железо и гвоздь — железный гвоздь.
- Выпишите качественные прилагательные: лёгкий, круглый, длинный, тяжёлый, твёрдый, пахучий, растворимый, увесистый, вогнутый, мягкий, жидкий, прозрачный, — которые могут быть отнесены: а) к веществам; б) к телам; в) и к телам, и к веществам.
- Сравните понятия «простое вещество» и «сложное вещество». Найдите сходство и различие.
- Определите, какие из веществ, модели молекул которых изображены на рисунке 2, относят: а) к простым веществам; б) к сложным веществам.
- Какое понятие более широкое — «химический элемент» или «простое вещество»? Дайте доказательный ответ.
- Укажите, где о кислороде говорится как о химическом элементе, а где — как о простом веществе:
а) кислород мало растворим в воде;
б) молекулы воды состоят из двух атомов водорода и одного атома кислорода;
в) в воздухе содержится 21% кислорода (по объёму);
г) кислород входит в состав углекислого газа.
Укажите, где о водороде говорится как о простом веществе, а где — как о химическом элементе:
а) водород входит в состав большинства органических соединений;
б) водород — самый лёгкий газ;
в) водородом заполняют воздушные шары;
г) молекула метана содержит четыре атома водорода.
Источник