Мещёрская сторона (9 стр.)
Рыба все время шла рядом с лодкой.
Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать. Черная рыба снова прошла у самого борта и зацепила пером за весло.
Я бросил в волчицу тяжелым свинцовым грузилом. Она отскочила и рысцой побежала от берега. И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки.
Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место.
Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная.
В Мещёре почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах (например, в Черненьком) вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Черном, совершенно прозрачная.
Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что челн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую черную дорогу.
Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли — от их отражения в воде.
В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене — желтоватая, в Великом озере — оловянного цвета, а в озерах за Прой — чуть синеватая. В луговых озерах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.
Но большинство озер все же — черные. Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озер устлано толстым слоем опавших листьев. Бурая листва дает темный настой. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озер — чем старее торф, тем темнее вода.
Я упомянул о Мещёрских челнах. Они похожи на полинезийские пироги. Они выдолблены из одного куска дерева. Только на носу и на корме они склепаны коваными гвоздями с большими шляпками.
Челн очень узок, легок, поворотлив, на нем можно пройти по самым мелким протокам.
Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга.
В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигналь-ные огни на берегу Оки. Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры, и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.
В лугах тянется на много километров старое русло Оки. Его зовут Прорвой.
Это заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами. Берега заросли высокими, старыми, в три обхвата, осокорями, столетними ивами, шиповником, зонтичными травами и ежевикой.
Один плес на этой реке мы назвали «Фантастической Прорвой», потому что нигде и никто из нас не видел таких огромных, в два человеческих роста, репейников, голубых колючек, такой высокой медуницы и конского щавеля и таких исполинских грибов-дождевиков, как на этом плесе.
Густота трав в иных местах на Прорве такая, что с лодки нельзя высадиться на берег,- травы стоят непроходимой упругой стеной. Они отталкивают человека. Травы перевиты предательскими петлями ежевики, сотнями опасных и колких силков.
Над Прорвой часто стоит легкая дымка. Цвет ее меняется от времени дня. Утром — это голубой туман, днем — белесая мгла, и лишь в сумерки воздух над Прорвой делается прозрачным, как ключевая вода. Листва осокорей едва трепещет, розовая от заката, и в омутах гулко бьют прорвинские щуки.
Источник
Сочинение 28. Сборник ЕГЭ-2019
Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки.
Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры, а высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.
В лугах тянется на много километров старое русло Оки. Его зовут Прорвой.
Это заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами. Берега заросли столетними ивами, шиповником, зонтичными травами и ежевикой.
Над Прорвой часто стоит лёгкая дымка. Цвет её меняется в течение дня.
Утром это голубой туман, днём — белёсая мгла, и лишь в сумерки воздух над Прорвой делается прозрачным, как ключевая вода. Листва осокорей едва трепещет, розовая от заката, и в омутах гулко бьют прорвинские щуки.
По утрам, когда нельзя пройти по траве и десяти шагов, чтобы не промокнуть до нитки от росы, воздух на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой, травянистой свежестью, осокой. Он густ, прохладен и целителен.
Каждую осень я провожу на Прорве в палатке по многу суток. Чтобы получить отдалённое представление о. том, что такое Прорва, следует описать хотя бы один день там. На Прорву я приезжаю на лодке. Со мной палатка, топор, фонарь, рюкзак с продуктами, сапёрная лопатка, немного посуды, табак, спички и рыболовные принадлежности.
На Прорве у меня есть уже свои любимые, всегда очень глухие места. 0дно из них — это крутой поворот реки, где она разливается в небольшое озеро с очень высокими, заросшими лозой берегами. Там я разбиваю палатку.
Палатка устроена. В ней тепло и сухо. Фонарь висит на крючке.
Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке, но читаю обыкновенно недолго; на Прорве слишком много помех: то за соседним кустом начнёт кричать коростель, то с пушечным гулом ударит пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут и разбрызжет искры, то над зарослями начнёт разгораться багровое зарево и мрачная луна взойдёт над просторами вечерней земли.
Шатры чёрных ив нависают над головой. Глядя на них, начинаешь понимать значение старых слов. Очевидно, такие шатры в прежние времена назывались «сенью». Под сенью ив. И почему-то в такие ночи созвездие Ориона называешь Стожарами, а слово «полночь», которое в городе звучит, пожалуй, как литературное понятие, приобретает здесь настоящий смысл. Вот эта тьма под ивами, и блеск сентябрьских звёзд, и горечь воздуха, и далёкий костёр в лугах, где мальчишки сторожат коней, согнанных в ночное, — всё это полночь.
С каждым часом ночь холодеет, к рассвету воздух уже обжигает лицо лёгким морозом, и трава седеет от первого утренника.
Пора вставать. На востоке уже наливается тихим светом заря, уже видны на небе огромные очертания ив, уже меркнут звёзды. Восходит солнце. Иней тает. Прибрежные пески делаются тёмными от росы.
Я кипячу крепкий чай в жестяном закопчённом чайнике; всё утро я ловлю рыбу.
К этим дням, проведённым на Прорве, целиком относятся слова Аксакова: «На зелёном цветущем берегу, над тёмной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром исполинского осокоря или кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды. Природа вступит в вечные права свои. Вместе со свежим воздухом вдохнёте вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе».
(По К. Г. Паустовскому*)
Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
Константин Георгиевич Паустовский — известный русский писатель, классик отечественной литературы. В данном тексте поднимает проблему влияния природы на духовный мир человека.
Раскрывая данную проблему, автор описывает, как герой проводит несколько дней осенью на природе. Описывая места, где герою приводилось бывать, автор создает великолепную картину, на которой между «лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга….В лугах тянется на много километров старое русло Оки. Его зовут Прорвой». Автор не говорит напрямую, что означают для него эти поездки. Но, узнав, как проходит день героя на Прорве невольно представляешь описанное. «К этим дням, проведённым на Прорве, целиком относятся слова Аксакова: «На зелёном цветущем берегу, над тёмной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром исполинского осокоря или кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды».
Таким образом, природа влияет на духовный мир человека: даёт ему ощущение спокойствия, внутренней гармонии, мудрости, приятия мира и себя, — и это позиция автора.
С данной позицией я совершенно согласна. Ничто так не совершенствует духовный мир человека, как единение с природой. Недаром люди, желающие освободиться от земных тягот и мирской суеты, уходили жить в лес, в горы. Там происходило очищение души, мысли приходили в порядок и все проблемы решались сами собой. Сегодня современные люди, мчащиеся в огромном потоке мироздания с большой скоростью, не успевают оглянуться на то, что происходит вокруг. Они реже глядят на ночное небо, не видят падения звезд, не радуются прилету птиц, не прощаются с ними, когда стаи журавлей, гусей, лебедей с прощальным кличем летят зимовать в теплые страны. А это недопустимо, наблюдая за тем, что происходит в природе, мы продаём свою жизнь, становится внимательнее и чувствительнее ко всему происходящему.
Природа – это наш дом. Находясь дома, лучше понимать и знать, что в нем происходит. Поэтому каждый человек должен задуматься о духовном единении с природой, о спасении души своей, и только тогда есть надежда, что мы ещё долго проживем в нашем доме под названием «Земля».
Источник
Итоговый тест по русскому языку 8 класс в форме ЕГЭ
методическая разработка (русский язык, 8 класс) на тему
Итоговый тест по русскому языку 8 класс в форме ЕГЭ (4 варианта с ответами)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Итоговый тест по русскому языку 8 класс в форме ЕГЭ | 33.35 КБ |
variant.docx | 33.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1-А4 и В1-В6.
(1) Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга.(2) В сумерки луга похожи на море . (3) Как в море , садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. (4) Так же, как в море , над лугами дуют свежие ветры и высокое небо опрокинулось бледной, зеленеющей чашей. (5) В лугах тянется на много километров старое русло Оки. (6) Его зовут Прорвой. (7) Это заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами . (8)Берега заросли высокими, старыми, в три обхвата, осокорями, столетними ивами, шиповником, зонтичными травами и ежевикой. (9) Один плёс на этой реке мы назвали «Фантастической Прорвой» , потому что нигде и никто из нас не видел таких огромных , в два человеческих роста, репейников, голубых колючек, такой высокой медуницы и конского щавеля и таких исполинских грибов-дождевиков , как на этом
плёсе .(10) Густота трав в иных местах на Прорве такая, что с лодки нельзя высадиться на берег, — травы стоят непроходимой упругой стеной. (11) Они отталкивают человека. (12) Травы перевиты предательскими петлями ежевики , сотнями опасных и колких силков.(13) Над Прорвой часто стоит лёгкая дымка. (14) Цвет её меняется от времени дня.(15) Утром – это голубой туман , днём – белёсая мгла, и лишь в сумерки воздух над Прорвой делается прозрачным , как ключевая вода. (16)Листва осокорей едва трепещет, розовая от заката , и в омутах глухо бьются прорвинские щуки.
А1. Почему один из плёсов на реке назвали «Фантастической Прорвой»?
1) Этот плёс описан в научно-фантастическом романе.
2) Травы, которые растут там, поражают своими размерами.
3) В этом месте встречаются редкие животные.
4) В этих местах происходили загадочные, необъяснимые события.
А2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?
1) Старое, заросшее русло Оки называют Прорвой.
2) Из-за густоты трав на Прорве в некоторых местах трудно высадиться на
3) Над Прорвой часто стоит лёгкий туман.
4) Автор часто охотился на берегах Оки.
А3. Какому из слов дано НЕВЕРНОЕ толкование?
1) Русло (5) – углубление в почве, по которому течёт водный поток.
2) Плёс (9) – широкий, со спокойным течением участок русла равнинной
реки, расположенный между перекатами или островами.
3) Мгла (13) – отсвет далёкого пожара.
4) Заливные (луга) (1) – затопляемые водой при разливе.
А4. Какое из средств художественной выразительности использовано
автором в предложениях 2-4?
1) эпитеты; 3) сравнения ;
2) метафоры; 4) олицетворение
В1. Из предложений 5-8 выпишите слово с чередующейся гласной в корне
В2. Из предложения 10 выпишите слово , в состав которого входят ДВЕ
В3. Из предложения 13 выпишите словосочетание с видом связи
В4. Среди предложений 5-8 найдите ПРОСТОЕ ОДНОСОСТАВНОЕ
НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНОЕ. Напишите его номер — ____
В5 . Из предложения 16 выпишите основы — ____________________________
В6. В предложении 9 автор употребил СИНОНИМЫ. Найдите и выпишите
Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1-А4 и В1-В6.
(1) Имя Павла Михайловича Третьякова навсегда останется среди имён тех людей , кто бескорыстной любовью и преданностью своей двигал вместе с художниками русскую живопись вперёд. (2) Его горячая вера в будущность народного искусства , его действенная и постоянная поддержка укрепляли художников в сознании необходимости дела , которое они делают .(3) Третьяков не был покровителем искусств, меценатом того толка, какими были в своё время многие родовитые вельможи в России. (4) Он не красовался, не тешил собственное тщеславие , не выбирал себе любимцев среди художников и не швырял деньги по-княжески. (5) Он был рассудителен, расчётлив и не скрывал этого. (6) С первой же выставки передвижников он приобрёл около десятка картин, и среди них такие, как «Грачи прилетели» Саврасова , «Сосновый бор» Шишкина и «Майская ночь» Крамского. (7) Третьяков известен был своим удивительным чутьём. (8) Тихий, молчаливый, сдержанный, он появлялся в мастерских, где ещё только заканчивались будущие шедевры живописи, и, случалось, покупал их для своей галереи прежде , чем они успевали появиться на выставке.(9) Бескорыстие его было беспримерным . (10) Приобретя у Верещагина огромную коллекцию его туркестанских картин и этюдов , он тут же предложил её в качестве дара Московскому художественному училищу. (11) Свою галерею он с самого начала задумал как музей национального искусства и ещё при жизни своей передал в дар городу Москве. (12) И лишь спустя шесть лет (как раз в год смерти П.М.Третьякова)открылся первый государственный русский музей в столичном Петербурге, да и то куда уступавший «Третьяковке», ставшей уже к тому времени местом
паломничества многих тысяч людей , приезжавших в Москву со всех концов России.
А1. О каком качестве характера Третьякова говорится в предложениях 10-11?
1) о честолюбии ; 3) о бескорыстии ;
2) о сдержанности ; 4) о расчётливости
А2 . Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?
1) Третьяков не любил по-княжески «швырять» деньги.
2) Для своей галереи Третьяков покупал картины только зарубежных
3) Для своей галереи Третьяков купил картину Саврасова «Грачи прилетели».
4) Свою галерею Третьяков передал в дар Москве.
А3. Какое из слов толкуется НЕВЕРНО?
1) Коллекция (10) – собрание каких-либо предметов, представляющее
обычно научный, художественный или исторический интерес.
2) Меценат (3) – богатый покровитель наук и искусств.
3) Шедевр (8) – музыкальное произведение для скрипки с оркестром.
4) Этюд (10) – подготовительный набросок для будущей картины,
выполняемый с натуры.
А4 . Сколько ПРИЧАСТИЙ в предложении 12?
В1. Из предложений 1-4 выпишите слово с чередованием гласных в корне —
В2 . Среди предложений 7-11 найдите предложение с деепричастным
оборотом. Напишите его номер. — ____________________________________
В3 . Среди предложений 9-12 найдите предложение, в состав которого
входит ВСТАВНАЯ КОНСТРУКЦИЯ. Напишите его номер. — _____________
В4. Из предложения 9 выпишите его основу. —
В5 . Определите вид связи слов в словосочетании ПОКУПАЛ ИХ
(предложение 8) — __________________________________________________
В6 . Среди предложений 7-11 найдите предложение, в котором обособлены
определения, относящиеся к личному местоимению. Напишите его номер. —
Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы А1-А4 и В1-В6.
(1) Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (2) Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. (3) Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. (4) Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы. (5) Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с
подпалинами – берут дом в осаду. (6) Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. (7) Все они смотрят ,не отрываясь, на кукан с рыбой – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно. (8) Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом . (9) Они поднимаются на задние лапы , а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. (10) Издали кажется, что коты играют в волейбол. (11) Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и старается оторвать рыбу. (12) Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. (13) Кончается это тем, что я выхожу с фонарём из бани. (14) Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. (15) Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады.
А1 . Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?
1) Маленький дом, где живёт автор, стоит в густом саду.
2) Автор ловит рыбу, чтобы накормить деревенских котов.
3) Коты не могут достать кукан с рыбой, потому что он подвешен высоко.
4) Коты разбегаются, когда из дома выходит автор с фонарём.
А2. Какому из слов дано НЕВЕРНОЕ толкование?
1) Частокол (3) – забор, изгородь из кольев, жердей, вбитых в землю близко
друг к другу часто, один подле другого.
2) Кукан (7) – бечёвка, на которую нанизывают рыбу.
3) Тёс (2) – тонкие доски (тёсаные или пиленые).
4) Западня (4) – широкая просёлочная дорога.
А3. В каком из предложений есть АНТОНИМЫ?
А4 . В каком из предложений есть ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ?
1) 2; 2) 6; 3) 9; 4) 13
В1 . Из предложений 6-8 выпишите слово с чередованием гласных в корне. —
В2 . Из предложений 8-12 выпишите слова, правописание приставок в
которых зависит от глухости (звонкости) согласных, обозначенных
следующими за приставками буквами. — _____________________________
В3 . Из предложений 8-10 выпишите НАРЕЧИЯ. —
В4 . Определите вид связи слов в словосочетании ВЫХОЖУ ИЗ БАНИ
(предложение 13)? _________________________________________________
В5 . Из предложения 4 выпишите основу. — _____________________________
В6 . Среди предложений 11-15 найдите простое, осложнённое
ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ и ОДНОРОДНЫМИ СКАЗУЕМЫМИ.
Напишите его номер. — _____________________________________
Внимательно прочитайте текст, выполните задания А1-А4 и В1-В6.
(1) Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя.(2) Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.(3) Я не берусь давать ォрецептыサ воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. (4) Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями. (5) Я убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными. (6) Если мужчина на улице пропускает вперёд себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, — он невоспитанный человек.
(7) Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, — он невоспитанный человек. (8) Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, — он невоспитанный человек. (9) Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, — он
невоспитанный человек. (10) Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп. (11) Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. (12) Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими и с младшими годами и по положению. (13) Воспитанный человек во всех отношениях не ведёт себя «громко», экономит время других , строго выполняет данные обещания, не
важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.
А1. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?
1) Прежде всего воспитанность проявляется в отношениях с членами своей
2) Воспитанный человек – тот, кто хочет и умеет считаться с другими
3) Быть вежливым с младшими по возрасту необязательно.
4) Воспитанный человек всегда выполняет свои обещания.
А2. В каком из предложений есть АНТОНИМЫ?
А3. Предложение 1 является простым односоставным
1) определённо-личным ; 3) безличным;
2) неопределённо-личным; 4) назывным
А4 . В каком из предложений НЕТ однородных членов?
В1 . Из предложения 13 выпишите слово с чередующейся гласной в корне. —
В2 . Из предложений 9-11 выпишите слово, в состав которого входят ДВА
В3 . Из предложений 2-6 выпишите ОДНОКОРЕННЫЕ (РОДСТВЕННЫЕ)
В4 . Из предложения 2 выпишите словосочетание с видом связи
В5 . Из предложения 4 выпишите ОСНОВУ. — __________________________
В6 . Среди предложений 8-12 найдите такое, в состав которого входит
ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. Напишите его номер. — ___________________
Источник