ПУСКАТЬ ПО ВОДЕ
— обрядовое действие, соотносимое с мифологическим противопоставлением «того» и «этого» света и т.п. Ср. представления о воде, реке, потоке, разделяющих «этот» и «тот свет».
Вариантом жертвоприношения (в том числе и жертвоприношения воде) можно считать обычай бросать в воду хлеб и некоторые предметы, другие виды пищи, растения и т.п., ср., например, в былине о Садко: «Отрезал хлеба великой сукрой, А и солью насолил, его в Волгу спустил, А спасибо тебе, матушка Волга-река» (по сборнику Кирши Данилова). В Калужской губернии в день Сорока мучеников (9/22.III) дети пускали по воде «жаворонков» — обрядовое печенье в виде птичек, чтобы «не помирали мужики и бабы». Восточные и южные славяне пускали по воде хлебные изделия во время многих весенних праздников (Благовещения, Вербного воскресенья и др.)- В Сербии, умываясь у источников на Крещение, люди спускали в воду несколько цветков базилика со словами: «Богу и святому».
По-видимому, жертвенный характер имел также южнославянский обычай пускать по воде первые нитки, выпряденные девочкой (их могли также кидать птицам или сжигать), первый хлеб, выпеченный из муки нового урожая (кроме того, его раздавали соседям и нищим или жертвовали церкви), первое надоенное у коровы молоко, первую скошенную траву, первые собранные початки кукурузы и др.
Чаще предметы, пускаемые по воде, предназначались умершим. Хорваты пересылали утопленнику свечу, которую не смогли зажечь в момент его смерти: втыкали ее в поминальный хлеб и пускали его вниз по реке. В Сербии в один из поминальных дней ранней весной совершался обряд, который называли «пускание воды мертвым». Женщины наполняли водой из реки сосуд и тут же выливали ее обратно в реку; при этом они называли по очереди имена всех умерших, которым предназначалась вода. У западных украинцев (и румын) бытует поверье о мифическом народе, называемом «рахманы» и живущем у великих вод, под землей, там, куда стекаются все реки.
Верили, что рахманы — христиане, но поскольку у них не было собственного счета времени, люди сообщали им о наступлении Пасхи, для чего в Страстную субботу пускали по реке скорлупу освященных яиц. Полагали, что через три с половиной недели эта скорлупа доплывет до страны рахманов и они отпразднуют свою Пасху (день этот в украинском народном календаре носил название «Рахманс- кий Великдень»), Как отголосок подобных мифологических воззрений можно рассматривать многочисленные мотивы народных песен, в которых пускание по воде предстает как действие, связующее все пространство, ср.: «Отдав мене мш батенько та за воеводу, У чужый край, сторо- ноньку, далеко од роду! Ой вырву я с рожи квитку та пущу на воду, Плыви, плыви, с рожи квитко, аж до мого роду. »
Широкое хождение получил также обычай пускать по воде вышедшие из употребления предметы, что осмыслялось зачастую как способ их «погребения» в чистой и святой стихии. На воду пускали сакральные предметы — иконы, старые богослужебные книги, высохшие просфоры, вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье, остатки освященной пасхальной пищи и т.п. Тем же способом избавлялись обычно от остатков ритуальных предметов, обрядовой трапезы (например, от костей курицы, приготовляемой в обряде троецыплятницы), а также от большинства предметов, бывших в соприкосновении с покойным (стружек от гроба, носилок, на которых несли гроб на кладбище, соломы, на которой обмывали покойника, и др.). Аналогичным образом поступали и с некоторыми ставшими ненужными вещами, некогда имевшими важное хозяйственное значение — по воде спускали старую дежу и др. (эти предметы могли уничтожать и другими способами — закапывать или сжигать).
Летописи рассказывают о том, что во времена установления на Руси христианства идола Перуна в Киеве, сбросив в воду, пустили плыть по течению.
Символика «отправления», «выпроваживания», присущая пусканию по воде, очевидна и в новгородском обычае отводить под Новый год одетого в лохмотья старика вниз по течению реки, таким образом провожая Старый год. Сходные мотивы встречаются и в славянской лечебной магии, где по воде спускали вещи больного человека, ср. в русском заговоре, сопровождавшем такое действие: «Отстань, лихорадка, и плыви вдоль по реке». См. также в ст. Река.
На воду пускают плоды и семена некоторых культурных растений, полагая, что растения — по закону магии подобия — будут расти быстро, подобно течению воды. На Украине на воду пускали скорлупки яиц, из которых только что вылупились утята или цыплята, чтобы они росли быстро, как течет река. Восточные сербы при сборе кукурузы пускали по воде несколько вылущенных початков, чтобы и «кукуруза потекла из земли, как вода вниз по реке». Тот же принцип лежит в основе некоторых приемов вредоносной магии.
В славянской календарной обрядности известен обычай пускать ранней весной на воду огонь, символизирующий наступление весны, согревающей земные воды. У русских этот обычай назывался «греть весну» — на Благовещение люди зажигали костры из соломы, старых лаптей и др., раскладывая их на бороне, а затем пускали эту борону на воду. Словенцы в день св. Григория спускали на воду дощечки с закрепленными на них свечками, говоря, что это «св. Григорий пускает в воду луч», и т.п.
Пускание по воде — одно из наиболее распространенных девичьих гаданий в составе весенне-летней обрядности. На Троицу или в канун праздника Ивана Купалы девушки пускали на воду венки из цветов и трав, иногда вставляя в середину зажженную свечку. Направление движения венка указывало девушке, куда она выйдет замуж, утонувший венок или погасшая свеча предвещали ей смерть и т.п. Пуская свой венок по воде, девушка как бы вверяла свою судьбу течению времени, символом которого выступала река, находящаяся в вечном движении.
Лит.: Я ц и м и р с к и й А . И. Румынские сказания о рахманах // Живая старина. 1900. № 1—2; Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982.
Источник
Пускание по воде
Содержание
Ритуальное действие; способ передачи из «этого» света на «тот» предметов или сообщений. Мифопоэтической основой пускания по воде служит космологическое представление о движении всех вод из центра мира, сверху вниз, с неба на землю, то есть на «тот свет».
Пускание по воде часто имеет жертвенный характер.
- В Сербии, умываясь у источника на Крещение, люди спускали в воду несколько цветков базилика со словами: «Богу и святому».
- На Русском Севере в качестве жертвы водяному перед началом рыбной ловли на воду спускали тряпицы с четверговой солью (см. Страстной четверг) и высушенные четверговые хлебцы.
Предметы, спускаемые по воде, обычно предназначались умершим.
- Хорваты пересылали таким образом утопленнику свечу, которая не была зажжена в момент его смерти: ее втыкали в поминальный хлеб и пускали его по течению реки.
- В Сербии в Страстной четверг совершался обряд «пускание воды душам умерших». Женщины наполняли водой из реки сосуд и тут же выливали ее обратно, при этом они называли по очереди имена всех умерших, которым вода предназначалась.
- У западных украинцев и у румын бытовало поверье о мифическом народе, называемом «рахманы» и живущем у великих вод, под землей, там, куда стекаются все реки. Верили, что рахманы — христиане, но поскольку у них не было собственного счета времени, люди сообщали им о наступлении Пасхи. Для этого в Страстной четверг пускали по воде яичные скорлупки, которые через некоторое время доплывали до рахманов, и те праздновали свою Пасху.
Обычай пускать по воде вышедшие из употребления предметы осмыслялся как ритуальный способ их погребения в чистой и святой стихии. На воду пускали отслужившие иконы, старые богослужебные книги, высохшие просфоры, остатки освященной пасхальной пиши, вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье и пролежавшие в доме целый год, старые, пастушеские орудия или музыкальные инструменты и др. В этом контексте может быть истолкован и летописный рассказ об изгнании (путем пускания по воде) языческих идолов Перуна в Киеве и в Новгороде. Тем же способом славяне избавлялись и от остатков ритуальных предметов или обрядовой пищи, а также от большинства предметов, бывших в соприкосновении с покойником: стружек от гроба, носилок, соломы, на которой его обмывали. Ритуальное изгнание болезни также нередко осуществлялось в форме пускания по воде одежды больного, нитки с узелками, с помощью которой пытались вывести бородавки.
Известно также пускание по воде семян и плодов некоторых культурных растений, костей скота и домашней птицы, преследующее цель передать растениям и животным энергию движения воды и обеспечить их рост и развитие.
- На Украине по воде пускали скорлупки яиц, из которых только что вылупились цыплята, чтобы те хорошо росли.
- Сербы при сборе кукурузы пускали по воде несколько вылущенных початков кукурузы, надеясь, что и кукуруза «потечет» из земли, как вода вниз по реке.
- В Сербии же матери пускали по воде первую изготовленную девочкой пряжу, чтобы и работа у девочки в будущем «текла, как река».
Тот же принцип известен и во вредоносной магии.
- В средневековой Польше больного, страдающего увеличением зоба, лечили, высушивая корень какого-нибудь растения. Но если больной вовремя не заплатил лекарю за лечение, последний, вместо того чтобы высушить корень, пускал его по реке, чтобы и зоб рос у больного до бесконечности.
Пускание по воде венков — одно из наиболее распространенных девичьих гаданий. На Троицу и Купалу девушки пускали по воде венки из цветов и трав, иногда вставив в середину свечку. Направление движения венка указывало девушке, куда она выйдет замуж, а утонувший венок или погасшая свеча сулили безбрачие или смерть.
Источник
«БЛИНЧИКИ» НА ВОДЕ ПО-НАУЧНОМУ
Кандидат физико-математических наук А. ЗАЙЦЕВА
Я не пренебрегаю никаким опытом, каким бы
пустяковым он ни казался на первый взгляд.
Я думаю, что игра маленьких мальчиков достойна быть объектом исследования философов.
Роберт Бойль (1627-1691)
Плоский камень подберу в песке,
Приоткинусь чуть, прицела ради,
Размахнусь — и
Жахну по реке,
По ее зеркально-чистой глади.
А. Тимиркаев
Игра всех времен и народов
Искусство пускания «блинчиков» известно, по крайней мере, с античных времен. Древние греки нередко развлекались, запуская в море найденные на берегу ракушки, камни и глиняные черепки. О состязаниях по бросанию ракушек, называвшихся «эпистокистос» (от греч. остакиа — ракушка), упоминает греческий лексикограф Юлий Поллукс (II век н. э.). Победителем считался тот, чья ракушка подпрыгнет наибольшее число раз. Римский христианский писатель Марк Минуций Феликс (II-III века н. э.) в своем «Октавии» оставил подробное описание аналогичных состязаний, где вместо ракушек использовали плоскую гальку округлой формы.
В Средние века традиция бросать камешки, судя по всему, не прерывалась. Так, в Англии с XII века стала популярной игра «ducks and drakes» (утки и селезни), суть которой заключалась в бросании вдоль поверхности воды камней или устричных раковин. Когда раковина подпрыгивала первый раз, говорили «утка», второй раз — «селезень» и так далее. Подобная игра упоминалась в первоначальной версии шекспировской пьесы «Генрих V» (XVI век). По легенде, сам король Англии запустил однажды в Темзу соверен — с тех пор выражение «to make ducks and drakes with one’s money» (сделать «уток» и «селезней» своими деньгами) означает «пускать деньги на ветер». Позднее англичане вместо «ducks and drakes» стали пользоваться выражением «stone skimming» (скольжение камешков).
В Америке игру в «блинчики», называемую стоунскиппинг ( stone skipping — подпрыгивание камешков), популяризировал чуть ли не сам Джордж Вашингтон, согласно легенде бросивший серебряный доллар в речку Потомак. Впрочем, скептики сомневаются, что прижимистый Вашингтон мог так просто распрощаться с долларом — скорее всего, это был обычный камень.
В XVI веке «блинчиками» заинтересовались военные — на этот раз в чисто практических целях. В 1578 году офицер британского флота Уильям Бурн (Bourne) впервые описал явление рикошета при стрельбе из артиллерийских орудий вдоль поверхности воды. Впоследствии этот способ стрельбы, позволявший увеличить дальность полета снаряда в два-три раза, широко использовали военные моряки, а во время Второй мировой войны он послужил основой для создания «прыгающей бомбы» (см. подробности для любознательных).
Американец Джердон Колеман-МакГи, всемирно признанный авторитет в пускании «блинчиков», написал книгу «Секреты стоунскиппинга», в которой обобщил свой многолетний опыт. Джердон считает стоунскиппинг не только увлекательным видом спорта, но и одним из лучших способов отдыха и расслабления. «Бросая камешки в воду, вы забываете обо всем. Все неприятности и заботы отходят на второй план, остаетесь только вы и танцующий по воде камень». Колеман-МакГи надеется, что когда-нибудь стоунскиппинг войдет в число олимпийских видов спорта.
Но и сегодня пускание «блинчиков» — вполне серьезный вид спорта, имеющий массу поклонников во всем мире (см. www.stoneskipping.com). Существует даже Североамериканская ассоциация стоунскиппинга (NASSA; не путайте с NASA, National Aeronautics and Space Administration — «Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства»), основанная в 1989 году с целью проведения ежегодных всемирных чемпионатов по бросанию камешков. К участию в состязании приглашаются все желающие независимо от возраста и уровня подготовки. Кстати, первым чемпионом мира стала двадцатидвухлетняя девушка, заставившая свой камешек подпрыгнуть 23 раза, а в 1992 году Колеман-МакГи (основатель и руководитель NASSA) добился 38 подпрыгиваний и попал в Книгу рекордов Гиннесса. Его рекорд оставался непревзойденным до 2003 года, когда камешек Курта Стайнера подскочил 40 раз (www.stoneskipping.com).
Интуитивно понятно, что камень для пускания «блинчиков» должен быть плоским, не слишком маленьким, но и не очень тяжелым; бросать его нужно довольно сильно и почти горизонтально вдоль поверхности воды под небольшим углом к ней. Люди более искушенные знают также, что для лучшего результата желательно при броске слегка закрутить камень. Остальное — дело тренировок. И все же, что заставляет камень прыгать, подобно лягушке, по поверхности воды вместо того, чтобы сразу пойти ко дну?
Французский физик Лидерик Боке из университета г. Лиона, попытался дать точный ответ на этот вопрос, когда его восьмилетний сын Леонард, с которым они вместе пускали «блинчики», спросил: «Почему?» В отличие от многих других отцов Боке подошел к делу со всей серьезностью, то есть с позиций современной гидродинамики, механики и других разделов физики. В результате в 2002 году он опубликовал в серьезном журнале «American Journal of Physics» статью «Физика стоунскиппинга», описывающую основные закономерности процесса. «Поначалу, — говорит Боке, — это было для меня просто развлечением, дающим прекрасный пример того, как физика помогает лучше понимать явления повседневной жизни». Заметим, однако, что теория «блинчиков» вполне актуальна и с научно-технической точки зрения. Ее, например, необходимо учитывать при расчете траектории спуска космических аппаратов, поскольку при входе в плотную атмосферу Земли под слишком малым углом они могут подпрыгивать, подобно камешкам на воде.
Справедливости ради стоит отметить, что первая попытка создать теорию «блинчиков» была предпринята еще в XVIII веке итальянским натуралистом Ладзаро Спалланцани, более известным своими работами в области биологии и физиологии. Однако, несмотря на ряд верных догадок, сделанных Спалланцани, уровень развития теории жидкостей в то время не позволил ему правильно описать явление. И только благодаря Лидерику Боке наука о «блинчиках» впервые стала достоянием широкой общественности.
Согласно Боке, брошенный камень оказывается во власти двух основных сил. Одна из них — сила тяжести — пропорциональна массе камня и направлена вниз; она заставляет камень падать на поверхность воды и погружаться. Другая — назовем ее «силой отталкивания», — напротив, не дает камню погрузиться в воду, как бы выталкивая его наружу. Сила отталкивания направлена вверх, перпендикулярно площади контакта камня с водой. Если плоскость камня наклонена по отношению к поверхности воды, то силу отталкивания можно разложить на две составляющие — вертикальную и горизонтальную. Если сила тяжести преобладает над вертикальной составляю щей, камень тонет, если наоборот — подпрыгивает, затем снова падает, вновь подпрыгивает, и так несколько раз. Величина силы тяжести не зависит от того, как именно брошен камень, она задается массой камня и потому не меняется в ходе подпрыгиваний. Значение силы отталкивания, напротив, определяется в первую очередь условиями броска, зависит от многих параметров и меняется от прыжка к прыжку. Вот почему понимание природы этой силы — необходимое условие на пути постижения секретов стоунскиппинга.
Как сделать воду «твердой»
Основные закономерности силы отталкивания воды можно выяснить в ходе простого опыта. Если медленно опускать ладонь в воду параллельно ее поверхности, то практически никакого сопротивления не почувствуется. Вода, как и положено жидкости, плавно расступится, пропуская руку вглубь. А если резко опустить ладонь в воду, почувствуется удар о ее поверхность; при этом сама вода «разобьется» на брызги. Если ударить по воде ребром ладони — сила толчка заметно уменьшится. Таким образом, сила отталкивания тем больше, чем быстрее взаимодействует предмет с водой (то есть чем больше скорость полета камня или опускания руки) и чем больше площадь поверхности предмета, контактирующая с ней. А именно, отталкивание прямо пропорционально квадрату скорости, умноженной на площадь контакта. Все дело в том, что при быстром ударе молекулы жидкости не успевают «расступиться» и пропустить предмет, и чем он больше, тем труднее им это сделать. В результате жидкость как бы «твердеет», приобретая свойства твердого тела — упругость, хрупкость и способность создавать реакцию опоры, которая здесь выступает в роли силы отталкивания.
Все это хорошо известно любителям водных лыж и прыжков в воду. Встать на лыжи и опереться о воду не удается, пока катер, тянущий лыжника, движется медленно. Но стоит ему набрать скорость, и вода под ногами обретает упругость и твердость. Лыжи увеличивают площадь контакта с поверхностью воды, а при очень большой скорости можно обойтись и без них: для скольжения достаточно площади ступни, а то и пятки. Те же закономерности наблюдаются и при прыжках в воду: если плюхнуться всем телом в воду с большой высоты, можно получить не только синяки, но и серьезные травмы.
Таким образом, чем больше начальная скорость камня, тем лучше он станет отскакивать от поверхности воды. Чтобы «блинчик» подпрыгнул хотя бы раз, его скорость должна превышать некоторое критическое значение, необходимое для преодоления силы тяжести. Оно определяется из равенства силы тяжести и вертикальной составляющей силы отталкивания.
Кроме того, теория подтверждает известный из опыта факт, что камень должен быть плоским и крупным, но достаточно легким. Невольно напрашивается мысль, что лучше всего взять круглый камень. Однако руководитель NASSA Колеман-МакГи с этим не согласен: «Одна из лучших форм — правильный треугольник или пятиугольник размером с ладонь». Он даже разработал и запатентовал «фирменную» пятиугольную модель камня, названную им Эко-Камнем (EcoStone). Камень изготовлен из экологически чистых сортов глины — чтобы занятия стоунскиппингом не привели к загрязнению водоемов. Лидерик Боке никак не комментирует советы экс-рекордсмена, но явно предпочитает иметь дело с камешками круглой формы.
Однако, подобрав подходящий камень и запустив его с достаточно большой скоростью, вы вряд ли добьетесь впечатляющих результатов даже после многочисленных тренировок. Дело в том, что после первого же удара о поверхность воды камешек изменит ориентацию в пространстве и в следующий раз ударится уже не плоской частью, а, скажем, ребром. Это резко изменит баланс сил в пользу силы тяжести, и камень скоропостижно утонет, не оправдав возложенных на него надежд. Увеличив скорость камня, вы лишь усилите вероятность его быстрой дестабилизации. Что же делать?
Любители пускания «блинчиков» знают: при броске нужно закрутить камень, заставив вращаться вокруг оси, перпендикулярной его плоскости. Вращение придает телу большую стабильность, оно стремится сохранить направление оси своего вращения в силу «гироскопического эффекта». С ним знаком любой ребенок, хотя бы раз игравший с волчком: волчок не падает, только когда быстро крутится.
Джердон Колеман-МакГи дает следующий практический совет по закручиванию камешков при броске: «Зажмите плоский камень между большим и средним пальцами руки, обхватив его ребро указательным пальцем. Частая ошибка — класть на ребро также и большой палец. Не делайте этого, пусть он лежит сверху. Приготовьтесь к броску, отведя запястье назад и немного вверх и прицелившись так, чтобы камень полетел практически параллельно поверхности воды. Затем резко выбросьте запястье вперед и запустите камень, закрутив его как можно сильнее».
Теория Лидерика Боке не дает конкретных советов, как держать камень, зато однозначно свидетельствует: чем с большей скоростью вы запускаете «блинчик», тем сильнее надо его закручивать. Кроме того, теория позволяет вычислить оптимальную скорость вращения камешка заданных размеров и скорости его поступательного движения, а также число «испеченных блинчиков» при различных значениях этих параметров. К примеру, расчеты Боке показали, что для получения 38 подпрыгиваний диска радиусом 5 см и массой 100 г Колеман-МакГи должен был бросить его со скоростью 12 м/с, закрутив до 14 оборотов в секунду (см. подробности).
И все же, с какой бы скоростью вы ни бросали и ни закручивали камень и сколь идеальной ни была бы его форма, он не будет «танцевать» бесконечно, а в конце концов утонет. Причин этому по крайней мере две. Во-первых, в ходе подпрыгиваний камень постепенно теряет энергию вследствие трения о воду и сопротивления воздуха, что приводит к уменьшению его скорости и, следовательно, к уменьшению силы отталкивания воды. Во-вторых, несмотря на гироскопический эффект, многочисленные удары о воду понемногу смещают ось вращения камня, что в конечном итоге приводит к полной потере его стабильности. Вопрос в том, что произойдет раньше: уменьшение скорости ниже критического значения или дестабилизация блинчика?
Оказывается, истинную причину потопления можно определить визуально, если внимательно наблюдать за процессом сбоку. Если плоскость камня сохраняет пространственную ориентацию, то с каждым ударом о воду камень теряет примерно одинаковую энергию. В результате расстояние между прыжками постепенно сокращается (оно пропорционально скорости камня). Перед тем как утонуть, камень как бы топчется на месте (англоязычные любители стоунскиппинга называют это характерное явление «pitty-pat»). В данном случае главная причина затопления — недостаток скорости. Если же перед затоплением pitty-pat не наблюдался — причина в преждевременной дестабилизации камня, то есть при выбранной скорости броска он был закручен недостаточно.
Итак, форма камня, скорость его полета и скорость вращения — вот три слагаемых успеха. Однако это еще не все. Как уже говорилось, бросать камень нужно почти горизонтально, вдоль поверхности воды. Но как лучше сориентировать саму плоскость камня, каков оптимальный угол ее наклона по отношению к поверхности воды? На первый взгляд может показаться, что чем он меньше, тем лучше. Так ли это?
Поначалу Боке пренебрег точными значениями угла наклона плоскости камня, а также угла между траекторией его полета и поверхностью воды (назовем их углом наклона и углом падения соответственно), положив их в первом приближении просто малыми. Однако затем он вновь задумался о роли углов, поскольку их значения могут существенно влиять на величину силы отталкивания воды (они входят в коэффициент пропорциональности между силой отталкивания и квадратом скорости, умноженной на площадь контакта). Поскольку описать это влияние теоретически оказалось довольно сложно, Боке решил обратиться к эксперименту, соорудив катапульту, которая метала бы «камешки» в бассейн с водой с определенной скоростью движения и вращения, а также с разными углами наклона и полета. Для проведения точных измерений достаточно было снабдить катапульту камерой скоростной съемки. Такая установка позволила бы проверить на практике предсказания теории, а также устранить некоторые ее неясности.
Идея Боке пришлась по душе его коллеге Кристоферу Клане из марсельского Института по исследованию неравновесных явлений. Совместными усилиями с участием студентов из знаменитой парижской Ecole Polytechnique (Политехнический институт) была создана катапульта для запуска «блинчиков» в двухметровый бассейн. В качестве моделей камешков использовались алюминиевые диски диаметром несколько сантиметров и толщиной около трех миллиметров. Камера с частотой съемки 2250 кадров в секунду регистрировала только первый отскок диска от воды. Но при этом можно было измерить время отскока диска от воды и изучить траекторию его полета, плавно меняя по очереди все ключевые параметры (поступательную и вращательную скорости, углы наклона самого диска и его траектории к поверхности воды).
Как ожидалось, эксперименты подтвердили правильность основных выводов теории. Но исследователей ждал и сюрприз: оказалось, что существует значение угла наклона плоскости диска к поверхности воды, при котором он отскакивает лучше всего (то есть время отскока минимально). Эффект наблюдался при любых значениях остальных параметров. Измерения показали, что «магический» угол равен 20 градусам.
Невольно напрашивался вывод: для достижения максимального числа подскоков необходимо запустить «блинчик» под этим «магическим» углом. В предвкушении нового мирового рекорда французские физики приступили к экспериментам в большом бассейне. Однако обнаружилось, что катапульта, как ни старается, не может заставить диск подпрыгнуть более двадцати раз. По мнению Клане, установка оказалась недостаточно устойчивой и при больших скоростях запуска диска начинала сильно вибрировать. Кроме того, выяснилось, что зависимость числа подскоков от угла наклона диска достигает максимума не при «магическом» угле 20 градусов, как ожидалось, а в интервале от 10 до 20 градусов (причем явно ближе к 10)…
Таким образом, праздновать победу еще рано: ученым предстоят новые исследования. «Наука о блинчиках» — это вам далеко не детская забава.
Помогут ли изыскания французских исследователей рядовым гражданам достичь успехов в пускании «блинчиков»? В отличие от катапульты человек все равно не сможет с ходу запустить камень под строго определенным углом с точно заданной скоростью полета и вращения. Да и как измерить их в момент броска? Так что, даже пройдя «курс теоретической подготовки», все равно придется долго тренироваться, отрабатывая технику броска, как это и делали испокон века миллионы любителей «блинчиков», не обремененные знанием физики. Зато теперь, отправляясь к берегу водоема с плоским камешком в руке, вы будете чувствовать себя гораздо увереннее — как человек, вооруженный последними научными достижениями. И, может быть, удача вам улыбнется.
Источник