4 класс Олимпиадные задания по литературе
Олимпиадные задания по литературе.
1. Прочитай произведения устного народного творчества и укажи их жанры.
Ткачи ткали ткани на платье Тане.
Шёл баран по крутым горам,
Вырвал травку, положил на лавку,
Кто её возьмёт – тот вон пойдёт.
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая,
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест, молока не пьёт – забодает, забодает, забодает…
Кладу Ваню на пушок,
На пуховую кровать,
Чтобы Ване крепко спать.
Жил-был старик, и было у него три сына. Два сына умные, а третий – Иван-дурак,
ничего не делал, только на печи в углу сидел…
Маленький, да удаленький!
Раз случилася беда: загорелась вдруг вода.
Как её не заливали, а огня всё не уняли.
2. Что означают слова – архаизмы? Подберите к ним по одному синониму.
Резной ларец, тувалет хрустальный, палаты белокаменные, указующий перст,
золотой венец, несметная рать.
3. О ком из замечательных русских писателей идёт речь?
«Родился будущий писатель 29 января 1860 года – ровно 150 лет назад – в семье хозяина молочной лавки. Он рано начал увлекаться театром и литературой. Выучившись на врача, он не бросил писать рассказы, повести и пьесы для театра. В истории мировой культуры он навсегда остался мастером короткого рассказа. Его пьесы и в наше время не сходят со сцены театров многих стран, а книги издаются почти на всех языках мира. У писателя нет специальных «детских» произведений, но кто из ребят не знаком с Каштанкой, Белолобым, кто не помнит Ваньку Жукова, пишущего письмо на деревню дедушке?»
4. Соедини линией фамилию автора и героя его произведения:
Редьярд Киплинг старик Хоттабыч
Юрий Карлович Олеша Петя Зубов
Сельма Лагерлёф Незнайка
Павел Петрович Бажов Пеппи Длинныйчулок
Алан Милн Маугли
Николай Николаевич Носов канатоходец Тибул
Льюис Кэрролл Нильс
Евгений Львович Шварц Алиса
Лазарь Иосифович Лагин Хозяйка Медной горы
Астрид Линдгрен Чиполлино
Виктор Юзефович Драгунский Винни-Пух
Джанни Родари Дениска Кораблёв
5. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.
Метла, тыква, бал, часы, туфелька.
Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба.
Полено, очаг, ключ, борода, театр.
Розы, сани, лёд, коньки, слеза.
Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл.
Корабль, цветок, перстень, ставни, заря.
6. Соотнеси басни с качествами характера, высмеиваемые в них. Укажи
автора этих басен.
«Мартышка и Очки» тщеславие
«Стрекоза и Муравей» самомнение
«Кукушка и Петух» лень
«Зеркало и обезьяна» лицемерие
7. У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.
Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает.
Вьетнамская: Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок.
Индонезийская: Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается.
Иранская: Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.
8. Тебе дали задание – подготовить сообщение о природе России. К книгам каких авторов ты обратишься?
9. Вставь пропущенные строчки, соблюдая нормы стихосложения (рифму, ритм):
И солнце играет
Лучами на речке,
Клубком на __________,
Есть кукла у Жени,
В театре на __________,
На медной трубе,
И дедушка с внуком
Играет в ___________. А. Шибаев
Порядок оценивания олимпиадной работы по литературному чтению
Ответы: скороговорка, считалка, загадка, потешка-пестушка, небылица, сказка, поговорка, колыбельная песенка.
Ответы: Резной ларец – украшенная резьбой шкатулка, тувалет хрустальный – туалетное зеркало, палаты белокаменные – дворец, указующий перст – указательный палец, золотой венец – женское головное украшение в виде обруча из золота, несметная рать – огромное войско.
Ответ: Антон Павлович Чехов.
Редьярд Киплинг – Маугли, Юрий Карлович Олеша – канатоходец Тибул,
Сельма Лагерлёф – Нильс, Павел Петрович Бажов – Хозяйка Медной горы,
Алан Милн – Винни-Пух, Николай Николаевич Носов – Незнайка,
Льюис Кэрролл – Алиса, Евгений Львович Шварц – Петя Зубов,
Лазарь Иосифович Лагин – старик Хоттабыч, Астрид Линдгрен – Пеппи Длинныйчулок,
Виктор Юзефович Драгунский – Дениска Кораблёв, Джанни Родари – Чиполлино.
Ответы: Метла, тыква, бал, часы, туфелька. («Золушка» Шарль Перро)
Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» )
Полено, очаг, ключ, борода, театр. («Золотой ключик или приключения Буратино» )
Розы, сани, лёд, коньки, слеза. («Снежная королева» )
Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. («Конёк-горбунок» )
Корабль, цветок, перстень, ставни, заря. («Аленький цветочек» )
Ответы: «Ворона и Лисица» — тщеславие, «Мартышка и Очки» — невежество,
«Стрекоза и Муравей» — лень, «Квартет» — бездарность,
«Кукушка и Петух» — лицемерие, «Зеркало и обезьяна» — самомнение.
Ответы: «Язык до Киева доведёт», «Тише едешь – дольше будешь», «Поспешишь – людей насмешишь», «На безрыбье и рак – рыба».
Возможные ответы: , , -Микитов, , -Сибиряк и т. п.
Источник
Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса.
олимпиадные задания по чтению (4 класс) на тему
Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса №1. | 26.48 КБ |
Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса №2. | 26.64 КБ |
Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса №3. | 21.67 КБ |
Порядок оценивания олимпиадных заданий по литературному чтению для 4 класса №3. | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по литературе.
- Прочитай произведения устного народного творчества и укажи их жанры.
Ткачи ткали ткани на платье Тане.
Шёл баран по крутым горам,
Вырвал травку, положил на лавку,
Кто её возьмёт – тот вон пойдёт.
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая,
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест, молока не пьёт – забодает, забодает, забодает…
Кладу Ваню на пушок,
На пуховую кровать,
Чтобы Ване крепко спать.
Жил-был старик, и было у него три сына. Два сына умные, а третий – Иван-дурак,
ничего не делал, только на печи в углу сидел…
Маленький, да удаленький!
Раз случилася беда: загорелась вдруг вода.
Как её не заливали, а огня всё не уняли.
- Что означают слова – архаизмы? Подберите к ним по одному синониму.
Резной ларец, тувалет хрустальный, палаты белокаменные, указующий перст,
золотой венец, несметная рать.
- О ком из замечательных русских писателей идёт речь?
«Родился будущий писатель 29 января 1860 года – ровно 150 лет назад – в семье хозяина молочной лавки. Он рано начал увлекаться театром и литературой. Выучившись на врача, он не бросил писать рассказы, повести и пьесы для театра. В истории мировой культуры он навсегда остался мастером короткого рассказа. Его пьесы и в наше время не сходят со сцены театров многих стран, а книги издаются почти на всех языках мира. У писателя нет специальных «детских» произведений, но кто из ребят не знаком с Каштанкой, Белолобым, кто не помнит Ваньку Жукова, пишущего письмо на деревню дедушке?»
- Соедини линией фамилию автора и героя его произведения:
Редьярд Киплинг старик Хоттабыч
Юрий Карлович Олеша Петя Зубов
Сельма Лагерлёф Незнайка
Павел Петрович Бажов Пеппи Длинныйчулок
Алан Милн Маугли
Николай Николаевич Носов канатоходец Тибул
Льюис Кэрролл Нильс
Евгений Львович Шварц Алиса
Лазарь Иосифович Лагин Хозяйка Медной горы
Астрид Линдгрен Чиполлино
Виктор Юзефович Драгунский Винни-Пух
Джанни Родари Дениска Кораблёв
- Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.
Метла, тыква, бал, часы, туфелька.
Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба.
Полено, очаг, ключ, борода, театр.
Розы, сани, лёд, коньки, слеза.
Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл.
Корабль, цветок, перстень, ставни, заря.
6. Соотнеси басни с качествами характера, высмеиваемые в них. Укажи
автора этих басен.
«Ворона и Лисица» бездарность
«Мартышка и Очки» тщеславие
«Стрекоза и Муравей» самомнение
«Кукушка и Петух» лень
«Зеркало и обезьяна» лицемерие
7. У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.
Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает.
Вьетнамская: Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок.
Индонезийская: Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается.
Иранская: Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.
8. Тебе дали задание – подготовить сообщение о природе России. К книгам каких авторов ты обратишься?
9. Вставь пропущенные строчки, соблюдая нормы стихосложения (рифму, ритм):
И солнце играет
Лучами на речке,
Клубком на __________,
Есть кукла у Жени,
В театре на __________,
На медной трубе,
И дедушка с внуком
Играет в ___________. А.Шибаев
10. Вспомни жанровые особенности сказки. Перескажи стихотворение С.Михалкова «Щенок» в жанре сказки.
Я сегодня сбилась с ног – у меня пропал щенок.
Два часа его звала, два часа его ждала,
За уроки не садилась, и обедать не могла. В это утро очень рано соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить, прыгать, лаять, всех будить. Он увидел одеяло — покрываться нечем стало. Он в кладовку заглянул — с мёдом жбан перевернул. Он порвал стихи у папы, на пол с лестницы упал,
В клей залез передней лапой, еле вылез и пропал… Может быть, его украли, на верёвке увели,
Новым именем назвали, дом стеречь заставили? Может, он в лесу дремучем под кустом сидит колючим,
Заблудился, ищет дом, мокнет, бедный, под дождём?
Я не знала, что мне делать. Мать сказала: — Подождём. Два часа я горевала, книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала, всё сидела и ждала. Вдруг какой-то страшный зверь открывает лапой дверь,
Прыгает через порог. Кто же это? Мой щенок! Что случилось, если сразу не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза, перекошена щека,
И, впиваясь, как игла, на хвосте жужжит пчела.
Мать сказала: — Дверь закрой! К нам летит пчелиный рой. Весь укутанный, в постели мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу — я сама его лечу.
Порядок оценивания олимпиадной работы по литературному чтению
Максимальное количество баллов за работу 77 .
Время выполнения работы … . ?
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальное количество баллов – 8.
Ответы: скороговорка, считалка, загадка, потешка-пестушка, небылица, сказка, поговорка, колыбельная песенка.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальное количество баллов – 6.
Ответы: Резной ларец – украшенная резьбой шкатулка, тувалет хрустальный – туалетное зеркало, палаты белокаменные – дворец, указующий перст – указательный палец, золотой венец – женское головное украшение в виде обруча из золота, несметная рать – огромное войско.
Данное задание оценивается в 6 баллов.
Ответ: Антон Павлович Чехов.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальное количество баллов – 12.
Редьярд Киплинг – Маугли, Юрий Карлович Олеша – канатоходец Тибул,
Сельма Лагерлёф – Нильс, Павел Петрович Бажов – Хозяйка Медной горы,
Алан Милн – Винни-Пух, Николай Николаевич Носов – Незнайка,
Льюис Кэрролл – Алиса, Евгений Львович Шварц – Петя Зубов,
Лазарь Иосифович Лагин – старик Хоттабыч, Астрид Линдгрен – Пеппи Длинныйчулок,
Виктор Юзефович Драгунский – Дениска Кораблёв, Джанни Родари – Чиполлино.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.
Ответы: Метла, тыква, бал, часы, туфелька. («Золушка» Шарль Перро)
Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)
Полено, очаг, ключ, борода, театр. («Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой)
Розы, сани, лёд, коньки, слеза. («Снежная королева» Г.Х. Андерсен)
Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. («Конёк-горбунок» П.П. Ершов)
Корабль, цветок, перстень, ставни, заря. («Аленький цветочек» С.Т. Аксаков)
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальное количество баллов – 5.
Ответы: «Ворона и Лисица» — тщеславие, «Мартышка и Очки» — невежество,
«Стрекоза и Муравей» — лень, «Квартет» — бездарность,
«Кукушка и Петух» — лицемерие, «Зеркало и обезьяна» — самомнение.
Каждый правильный ответ оценивается в 2 балл. Максимальное количество баллов – 8.
Ответы: «Язык до Киева доведёт», «Тише едешь – дольше будешь», «Поспешишь – людей насмешишь», «На безрыбье и рак – рыба».
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов 10.
Возможные ответы: М.М. Пришвин, Г.М. Скребицкий, В.В. Бианки, И.И. Акимушкин, А.И. Куприн, К.Г. Паустовский, Н.И. Сладков, И.С. Соколов-Микитов, Е.И. Чарушин, Д.Н. Мамин-Сибиряк и т.п.
Каждый правильный ответ оценивается в 2 балл. Максимальное количество баллов – 6.
Ответ: И солнце играет
Лучами на речке,
Клубком на крылечке ,
Есть кукла у Жени,
В театре на сцене ,
На медной трубе,
И дедушка с внуком
Максимальное количество баллов – 10. Оценивается использование жанровых особенностей сказки, выразительность, оригинальность.
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по литературе.
- Определи жанр произведений устного народного творчества.
1) Ученье – свет, а неученье – тьма._______________________________________
2) Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.____________________________________________
3) Стоит Егорка
В красной ермолке
Кто не пройдет
Всяк поклон отдает._____________________________________________________
4) Ой, ладушки, ладушки,
5) Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?_______________________________________
- Прочитай стихотворение В. Степанова «Воробей».
Какие средства художественной выразительности использует автор? Подчеркни, назови.
Заглянула осень в сад -_______________________________________________
За окном с утра шуршат______________________________________________
Под ногами первый лёд_______________________________________________
Воробей в саду вздохнёт,________________________________________________
А запеть – стесняется._________________________________________________
- Установи соответствия и соедини стрелкой фамилию и жанр, в котором работал этот автор.
Иван Андреевич Крылов Исторические рассказы
Павел Петрович Бажов Басни
Самуил Яковлевич Маршак Рассказы о животных
Евгений Иванович Чарушин Стихи для детей
Николай Николаевич Носов Детские забавные рассказы
Сергей Петрович Алексеев Сказы
Звонки. А.Л. Барто
Я Володины отметки узнаю без дневника.
Если брат приходит с «тройкой» – раздаётся _________________.
Если вдруг у нас в квартире начинается _____________________–
Значит, «пять» или «четыре» получил сегодня он.
Если он приходит с «двойкой» – слышу я издалека:
Ну, а если «единица» –
Он тихонько ____________________________________________.
Вставь на месте пропусков такие слова, которые бы позволили этот текст назвать стихотворением.
Выпиши рифмы парами.
- Прочитай начало и конец рассказа Е.А. Пермяка.
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.
— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.
— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.
— Нет, я! Нет, я, — спорит с подругами Леночка. — У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые ленточки в косички подарили.
Спорили так девочки, спорили — охрипли. К подружке побежали. К Маше. Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.
Пришли к Маше, а Маша …………………………………………………………………….
Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.
1.Как ты думаешь, что делала Маша?
2. Почему девочкам стало ясно, кто будет лучшей первоклассницей?
3. Подумай, какая главная мысль рассказа?
Порядок оценивания олимпиадной работы по литературному чтению
Время выполнения работы 45 минут.
Максимальное количество баллов за работу – 40 баллов.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальное количество баллов – 5.
Ответы: 1) пословица, 2) скороговорка, 3) загадка, 4) потешка, 5) докучная сказка.
Каждое правильно подчеркнутое средство художественной выразительности оценивается в 1 балл. Если дети называют средство художественной выразительности, добавляется еще один бал.
Максимальное количество баллов – 10.
Заглянула осень в сад – (метафора, олицетворение)
За окном с утра шуршат (метафора)
Жёлтые метели. (эпитет)
Под ногами первый лёд
Воробей в саду вздохнёт , (метафора, олицетворение)
А запеть – стесняется . (метафора, олицетворение)
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальное количество баллов – 6.
Иван Андреевич Крылов – Басни
Сергей Петрович Алексеев – Исторические рассказы
Павел Петрович Бажов – Сказы
Самуил Яковлевич Маршак – Стихи для детей
Евгений Иванович Чарушин – Рассказы о животных
Николай Николаевич Носов – Детские забавные рассказы
За правильное рифмование текста зачисляется 4 балла (по 1 баллу за каждую вставку), даже если версия ученика не совпадает с авторской, но рифма и смысл сохранены.
За каждую пару рифм дается 1 балл.
Максимальное количество баллов – 8.
Я Володины отметки узнаю без дневника.
Если брат приходит с «тройкой» – раздаётся три звонка .
Если вдруг у нас в квартире начинается трезвон –
Значит, «пять» или «четыре» получил сегодня он.
Если он приходит с «двойкой» – слышу я издалека:
Раздаётся два коротких, нерешительных звонка .
Ну, а если «единица» –
Он тихонько в дверь стучится .
Рифмы: дневника – звонка, трезвон – он, издалека – звонка, единица – стучится.
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.
— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.
— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.
— Нет, я! Нет, я, — спорит с подругами Леночка. — У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые ленточки в косички подарили.
Спорили так девочки, спорили — охрипли. К подружке побежали. К Маше. Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.
Пришли к Маше, а Маша за букварем сидит.
— Не знаю я, девочки, кто самой лучшей первоклассницей будет, — ответила Маша. — Некогда мне. Я сегодня должна еще три буквы выучить.
— А зачем? — спрашивают девочки.
— А затем, чтобы самой плохой, самой последней первоклассницей не оказаться, — сказала Маша и принялась снова читать букварь.
Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.
Максимальное количество баллов – 11.
1.За правильное продолжение рассказа, в котором сохраняется смысл автора, либо за собственное продолжение, оригинальное и логичное, начисляется 5 баллов. Количество баллов снижается по усмотрению учителя, как при оценивании творческих работ.
2. Верный ответ зависит от придуманного продолжения рассказа и оценивается в 3 балла.
По авторскому замыслу верный ответ: потому что они поняли, что лучшей первоклассницей станет та, кто будет много заниматься и лучше других учиться, то есть Маша.
3. Правильно указанная главная мысль рассказа оценивается в 3 балла.
Главная мысль авторского варианта: лучшей ученицу делают не наряды и новенькие школьные принадлежности, а старание, усердие и хорошие знания.
Источник