Разделение смеси вода сахар песок

Урок №4. Чистые вещества и смеси.

I. Новый материал

При подготовке урока использованы материалы автора: Н.К.Черемисиной,

учителя химии средней школы № 43

Мы живем среди химических веществ. Мы вдыхает воздух , а это смесь газов ( азота, кислорода и других), выдыхаем углекислый газ . Умываемся водой — это еще одно вещество, самое распространенное на Земле. Пьём молоко — смесь воды с мельчайшими капельками молочного жира , и не только: здесь еще есть молочный белок казеин , минеральные соли , витамины и даже сахар, но не тот, с которым пьют чай, а особый, молочный — лактоза . Едим яблоки, которые состоят из целого набора химических веществ — здесь и сахар , и яблочная кислота , и витамины . Когда прожеванные кусочки яблока попадают в желудок, на них начинают действовать пищеварительные соки человека, которые помогают усваивать все вкусные и полезные вещества не только яблока, но и любой другой пищи. Мы не только живем среди химических веществ, но и сами из них состоим. Каждый человек — его кожа, мышцы, кровь, зубы, кости, волосы построены из химических веществ, как дом из кирпичей. Азот, кислород, сахар, витамины – вещества природного, естественного происхождения. Стекло , резина , сталь – это тоже вещества, точнее, материалы (смеси веществ). И стекло, и резина — искусственного происхождения, в природе их не было. Совершенно чистые вещества в природе не встречаются или встречаются очень редко.

Читайте также:  Куда уходит вода с водостока

Чем же отличаются чистые вещества от смесей веществ?

Индивидуальное чистое вещество обладает определённым набором характеристических свойств (постоянными физическими свойствами). Только чистая дистиллированная вода имеет tпл = 0 °С, tкип= 100 °С, не имеет вкуса. Морская вода замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, вкус у нее горько-соленый. Вода Черного моря замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, чем вода Балтийского моря. Почему? Дело в том, что в морской воде содержатся другие вещества, например растворенные соли, т.е. она представляет собой смесь различных веществ, состав которой меняется в широких пределах, свойства же смеси не являются постоянными. Определение понятия «смесь» было дано в XVII в. английским ученым Робертом Бойлем : «Смесь – целостная система, состоящая из разнородных компонентов».

Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества

Источник

Разделение смеси вода сахар песок

Предложите способы разделения следующих смесей: а) речного песка и пробковых опилок; б) растительного масла и воды; в) медного купороса и серы; г) крахмала и сахара; д) речного песка и сахара; е) керосина и воды.

а) Способ разделения речного песка и пробковых опилок. Высыпать смесь в большой объём воды, и хорошо перемешать, оставить отстаиваться. Через некоторое время песок осядет на дно, а опилки всплывут. Собрать опилки с поверхности воды с помощью сита, и просушить их. Слить воду, оставшийся песок на дне ёмкости просушить.

б) Способ разделения растительного масла и воды. Оставить смесь отстаиваться, вода окажется в нижней части ёмкости, а масло в верхней. С помощью делительной воронки разделить смесь.

в) Способ разделения медного купороса и серы. Высыпать смесь в воду, и хорошо перемешать. Отфильтровать, сера окажется на фильтре, а медный купорос останется в растворе. Раствор перелить в фарфоровую чашу, и поставить её на электрическую плитку для выпаривания воды, в итоге медный купорос кристаллизуется на дне чаши.

г) Способ разделения крахмала и сахара. Высыпать смесь в холодную воду, и перемешать до растворения сахара. Отфильтровать, крахмал окажется на фильтре, а сахар останется в растворе. Выпарить воду из раствора сахара. В итоге сахар кристаллизуется на дне ёмкости.

д) Способ разделения речного песка и сахара. Высыпать смесь в воду, и перемешать до растворения сахара, оставить отстаиваться. Отфильтровать, песок окажется на фильтре и дне ёмкости, а сахар останется в растворе. Выпарить воду из раствора сахара. В итоге сахар кристаллизуется на дне ёмкости.

е) Способ разделения керосина и воды. Оставить смесь отстаиваться, вода окажется в нижней части ёмкости, а керосин в верхней. С помощью делительной воронки разделить смесь.

Источник

—>Решение задач по химии —>

Подумай, ответь, выполни.

На каких свойствах компонентов смеси основано их разделение

на различии в температурах кипения воды и спирта

б) речной песок и сахар

фильтрование с последующей кристаллизацией сахара из водного раствора

на различной растворимости в воде речного песка и сахара

в) медные и железные опилки

на различии в магнитных свойствах компонентов (железо обладает магнитными свойствами, а медь – нет)

г) вода и бензин

на различии в плотностях бензина и воды

Поваренную соль нельзя выделить из раствора фильтрованием. Раствор соли представляет собой однородную смесь и проходит через фильтр. Поваренную соль можно выделить из раствора выпариванием.

Для выделения глины из ее смеси с водой можно применить способ отстаивания. При отстаивании частицы глины оседают на дно: чем меньше размер твердых частиц в жидкости, тем дольше будет отстаиваться смесь. В результате отстаивания получают два слоя: верхний слой — вода, нижний слой — глина. Вода отделяется от глины путем ее сливания.

Сливки можно отделить от молока путем отстаивания и последующего сливания отстоявшегося молока с помощью делительной воронки.

Цетрифугирование — это процесс разделения неоднородной смеси, содержащей частицы очень малых размеров, которые невозможно отделить отстаиванием или фильтрованием. Смесь помещают в специальный сосуд, который с огромной скоростью вращают в специальном аппарате — центрифуге. В результате более тяжелые частицы оседают на дно сосуда, а легкие оказываются сверху. Центрифугирование основано на действии центробежной силы, которая во много раз превышает силу земного притяжения. Этот процесс применяется, например, при сепарировании молока.

1. Выберите схемы, изображающие состав чистых веществ.

1) 2) 3)

2. Фильтрованием можно разделить смесь

1) воды и сахара

2) воды и поваренной соли

3) воды и угольной пыли

4) воды и столового уксуса

3. Смесь порошков железа и серы является

4. Очистить воду от примеси подсолнечного масла можно

5. Установите соответствие между смесью и способом ее разделения

Источник

Вопрос № 7 Даны смеси: а) спирта и воды; б) речного песка и сахара; в) медных и железных опилок; г) воды и бензина. Как разделить эти смеси? Поясните, на каких свойствах компонентов смеси основано их разделение.

Вопрос № 7 Даны смеси: а) спирта и воды; б) речного песка и сахара; в) медных и железных опилок; г) воды и бензина. Как разделить эти смеси? Поясните, на каких свойствах компонентов смеси основано их разделение.

а) Разделить спирт и воду можно перегонкой.

кипения воды — кипения спирта —

б) Разделить смесь речного песка и сахара можно растворением с последующей фильтрацией.

Этот способ основан на растворимости сахара и нерастворимости песка. После фильтрования взвеси песка в сахарном растворе, сахар можно выделить из раствора кристаллизацией.

в) Медные и железные опилки разделяют при помощи магнита. Магнит не притягивает к себе медь, в результате медные опилки остаются.

г) Воду и бензин разделяют отстаиванием. Бензин легче воды и через некоторое время собирается тонкой плёнкой на поверхности воды. После этого жидкости можно разделить при помощи делительной воронки (Рис.4 стр.9 в учебнике).

Решебник по химии за 8 класс (Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, 1999 год),
задача №7
к главе «Глава I. Первоначальные химические понятия Задачи к §§ 1-3 (стр. 12)».

Источник

Разделение смеси соли и речного песка. Химия. 8 класс. Разработка урока

УМК по химии для 8 класса О. С. Габриеляна.

Тип урока: Комбинированный (теория, практическая часть)

Цели урока:

  • Образовательные – ознакомиться с методами получения чистых веществ и способами разделения смесей. Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента.
  • Развивающие – формировать умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения-выводы. Научить простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию.
  • Воспитательные – развивать умения работать индивидуально и в группах, делать практические выводы из произведенного опыта и знаний.

Задачи урока:

  • Обобщить знания по теме «Виды смесей», полученные на предыдущем уроке, путем проведения фронтального опроса в виде беседы.
  • Рассказать о способах разделения смесей, используя ЭОРы.
  • Актуализировать полученную информацию.
  • Объяснить методику выполнения практической части работы.

Оборудование урока: Мультимедийная установка, химические стаканы, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, спиртовка, спички, держатель, предметное стекло, смесь соли и речного песка.

Используемые источники: Габриелян О.С. Химия. 8 класс :учеб. Для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2012.- 286 с.: ил. Электронное приложение к данному учебнику.

Ход урока

1. Организация класса — 2 минуты.

2. Теоретическая часть урока – 5 минут (беседа)

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с понятием «смеси». Выяснили, что они бывают

Дети:

  1. Морская вода, воздух, гранит.
  2. Бронза, стекло, пластик, различные растворы.

Учитель: На какие две группы смеси делятся по составу?

Дети:

  1. Однородные – визуально не наблюдается граница раздела компонентов (истинные растворы).
  2. Неоднородные – визуально наблюдается граница раздела компонентов смеси (масло и вода).

Учитель: На какие группы делятся смеси по агрегатному состоянию?

Дети:

  1. Газообразные (воздух, пропан-бутановая смесь).
  2. Жидкие (молоко, речная вода, нефть).
  3. Твердые (гранит, бронза, стекло).

Учитель: Для чего человеку нужны чистые вещества?

Дети: Чтобы создавать необходимые смеси нужного состава.

Учитель: Подводя итог моим вопросам и вашим ответам, предположите тему сегодняшнего урока.

Дети сами формулируют тему урока и записывают в тетрадь.

3. Новый материал: «Способы разделения смесей». — 10 минут.

Дистилляция, перегонка, кристаллизация – методы, основанные на разных температурах кипения компонентов смеси. Применяется для однородных смесей (вода, нефть, воздух, растворы) ЭОР №1 (приложение).

Фильтрование – основано на разной пропускной способности фильтров.

Отстаивание – основано на разной плотности веществ.

Фильтрование и отстаивание предназначены для разделения неоднородных смесей (соль и песок, масло и вода) ЭОР №2 (приложение).

Возгонка – это переход твердого вещества в газообразное минуя жидкое. Применяется для получения чистого йода. Встречается в быту, когда мокрое белье высыхает на морозе.

Постановка проблемы.

Учитель: Вы пошли в лес на пикник, запас соли рассыпался на землю. Что вы будете делать?

Дети: Звучат разные варианты ответов.

4. Практическая часть урока «Разделение смеси соли и речного песка». — 20 минут.

Дети получают методички, оборудование. Перед началом выполнения работы изучают алгоритм своих практических действий. ЭОР №3 (приложение).

Цель работы: практически провести разделение смеси.

Оборудование: химический стакан (2 шт.), воронка, фильтр, спиртовка, спички, держатель, стекло для выпаривания, смесь речного песка с солью.

Ход работы

Задание №1: выделить поваренную соль из смеси с песком.

  1. Растворить смесь песка и соли в воде.
  2. Приготовьте фильтр и вложите его в воронку.
  3. Отфильтруйте смесь.
  4. Поместите несколько капель фильтрата на стекло для выпаривания, закрепите стекло в держателе и нагрейте над пламенем спиртовки до появления кристаллов поваренной соли.

Задание №2

Сделайте рисунки ваших действий.

Задание №3: Ответить на вопросы.

  1. Каков характер разделяемой смеси (однородная или неоднородная)
  2. На чем основаны методы разделения смеси.
  3. Учебник стр.155. Вопросы № 3, 4, 5, 6.

5. Заключительная часть урока — 8 минут.

Отвечают устно на вопросы (учебник стр.155. №3,5,6).

Смотрят ЭОР №4 (приложение) «Как профильтровать воду в походных условиях»

Источник

Оцените статью
12.05.2019, 15:41
Внимание! Если скачанный файл открывается с ошибкой, то попробуйте открыть его на другом устройстве или в облаке. Если ничего не помогло, то напишите нам.