Разработка урока тема вода

урок по окружающему миру «И про воду»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок разработан по программе «Школа России»

Скачать:

Вложение Размер
i_pro_vodu_urok.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект окружающего мира во 2 классе

Тема: И про воду…

Цель : познакомить с одним из главных богатств природы – водой; познакомить с основными свойствами воды путём проведения простых и наглядных опытов ; способствовать воспитанию бережного отношения к природе; содействовать развитию способностей рассуждать и делать выводы на основе собственных наблюдений и знаний, полученных в ходе исследовательской деятельности.

Тип урока: комбинированный.

-личностные : осознавать эстетические потребностей, ценности и чувства

-регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

-познавательные: анализировать результаты опытов с выделением отличительных признаков;

-коммуникативные: составлять небольшие монологические высказывания.

Образовательные ресурсы: презентация «Красота воды», учебник «Окружающий мир» 2 класс по программе Плешакова, вода в стакане, ложка, цветные полоски, банка.

  1. Самоопределение к деятельности

— Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

-О чём мы говорили на прошлом уроке?

-Какое значение имеет воздух для растений, для животных, человека?

-Как охраняют воздух от загрязнения?

  1. Постановка проблемной учебной задачи

В морях и реках обитает, но часто по небу летает.
А наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)

-Вы догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Как вы понимаете, что такое вода?

-А теперь послушайте историю и ответьте на вопросы.

Медленно движется караван верблюдов по пустыне. Всюду сухой, раскаленный солнцем песок. Ни деревьев, ни травинки кругом. Уже вторую неделю караван в пути. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути высохли. Вдруг поднимается сильный ветер. Он несет целые тучи песка. Он залепляет рот, глаза, уши. Людей и верблюдов мучает жажда.

Верблюды ложатся на горячий песок и склоняют головы. Буря затихла. Но воды все нет и нет. Один за другим падают люди и верблюды. Наконец остается один тощий верблюд с седоком. Вот и все, что уцелело от каравана. Где нет воды, там нет и жизни.

– От чего погибли люди и верблюды в пустыне? (Не было воды.)

– Зачем же вода нужна человеку?

— Вода – это самое важное вещество на планете. На воде основывается наша жизнь. Почему нашу планету называют «голубой»? Правильно, потому что воды больше чем суши. А еще мы с вами состоим на 80% из воды. Это говорит о том, что вода нужна для поддержания жизни на планете и для нашей жизнедеятельности. Скажите, а вы часто пьёте воду? Для чего вы это делаете? Вы бы смогли не пить её целый день? Человек может прожить несколько месяцев без еды, но не больше 2 недель без воды. Поскольку тело человека плохо сохраняет влагу, приходится постоянно восполнять запасы жидкости, которая теряется в процессе обычной физиологической деятельности, такой как дыхание, выделение пота и мочеиспускание.

-А теперь внимательно послушайте стихотворение.

Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
– Откуда ты? – спросил росу.
– Поверь и я из океана!
На поле лег туман седой
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты?
Ты кто такой?
– И я, дружок, из океана!
– Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
– Донесся шепот:
– Знай, малыш,
И я пришла из океана.
– Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.

– Кто из вас, ребята, может сказать, в каком состоянии бывает вода?

– Рассмотрите рисунок, и расскажите, когда вода бывает в таком состоянии.

-Давайте немного отдохнем и разомнемся.

Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
Солнце землю греет слабо
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)

  1. Открытие нового знания (продолжение)

– Давайте вспомним, что мы знаем о воде, какая она?

– Почему про воду говорят, что она “ вездесущая”?

– Найдите воду, где она спряталась в нашем классе?

– Имеет ли вода вкус?

– Налейте воду в стакан, попробуйте, понюхайте. Что вы заметили? (Вода без вкуса и запаха.)

– Положите в стакан с водой ложку. Через стакан можно ее увидеть? Какое свойство помогло вам в этом? (Прозрачность)

– Сравните воду с полоской белого, синего, желтого цвета. Что можно сказать: вода… (бесцветна)

– Перелейте воду в банку, из банки в стакан. Что это за свойство воды? (Текучесть)

– Вы налили чай, положили сахар, размешали его. Теперь чай сладкий. Благодаря какому свойству? (Вода растворитель.)

– Что происходит с водой в жаркий день? (Испарение.)

– Итак, какие свойства имеет вода?

– без вкуса
– без запаха
– прозрачность
– бесцветность
– текучесть
– растворитель
– испаряемость

Работа в учебнике, с. 52

-Рассмотрите рисунок на с.52 учебника. Порассуждайте о том, какую роль играет вода в жизни людей, растений, животных. Вспомните, где и как вы используете воду. Расскажите об этом.

Работа по учебнику, с. 53

Рассмотрите фотографию и схему на с. 53. Объясните, почему загрязняется вода.

-А что вы делаете для того, чтобы не расходовать воду напрасно?

Просмотр презентации «Красота воды».

  1. Включение нового знания в систему

— А теперь я вам предлагаю творческое задание. Вы много знаете о том, что воду нужно охранять, и я предлагаю вам нарисовать плакат «Защита воды».

— Что же нового вы узнали на уроке?

— Каковы свойства воды?

— Для чего нужна вода человеку?

На доске плакат «Дерево чувств»

— Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

оранжевый — радостное, теплое;

желтый — светлое, приятное;

синий — неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый — тревожное, напряженное;

черный — упадок, уныние.

— Мне понравился урок, вы хорошо работали и я вешаю на плакат оранжевое яблоко. А теперь ваша очередь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по окружающему миру «Берегите воду! Водоемы Воронежской области.» с использованием мультимедийной презентации.

окружающий мир 3 класс » круговорот воды в природе «.

К данному уроку была поставлена триединая дидактическая цель ,которая соответствует стандартным требованиям урока.Это урок освоения новых знаний.На уроке использовалась различная наглядность,проводилс.

1- Организационный момент.2- Актуализация знаний (актуализировать знания детей о пожаре и другич ЧС.)3- Работа над новым материалом. Игра «Вызов по телефону пажарной команды». Цель- научить детей.

Данная презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме «Круговорот воды в природе» во 2 классе в 4 четверти по программе «Начальная школа 21 века».На уроке ведется учебный диалог.

Этот урок можно провести по любому УМК в 3 классе. В ходе урока дети под руководством учителя составляют интеллект — карту (графический конспект), проводят простейший опыт с водой.

Презентация иллюстрирует урок, позволит показать весь ужас экологических катастроф, связанных с разливом нефтепродуктов.

Источник

Разработка урока по окружающему миру : Вода. Свойства воды
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Окружающий мир 3 класс

Тема: Вода. Свойства воды Педагогическая технология: исследовательские методы обучения

Скачать:

Вложение Размер
2.okr_.mir_issled._rabota.doc 381.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 3 класс

Тема: Вода. Свойства воды

исследовательские методы обучения

Тема: Вода. Свойства воды.

  1. Формировать и дополнять знания о свойствах воды.
  2. Формировать представления учащихся о применении свойств воды в жизни человека.
  3. Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в коллективе.

— узнать о значении воды для всего живого, физические свойства и химическое свойство воды, необходимость бережного использования воды

— определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект — воду, называя ее существенные признаки; экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды

— осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми
— аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства;
— вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах;
— формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности;
— формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы)

Оборудование: Конспект, бейджики для детей с указанием должности, таблицы, листочки с описанием опыта, глобус, наборы для проведения опытов (3 стакана с водой, 3 стакана с молоком, 3 ложки, 3 набора полосок, 3 пипетки, 3 предметных стекла, 3 колбы, сахар, песок, масло, марганец, 3 пробирки с водой на подставке, 3 стакана с номерами, 3 бутылки с водой, 3 фильтра, 3 пустых стакана, 3 воронки), ручки, капельки для эмоционального отклика, список литературы.

Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?

  • Задают вопросы
  • Ищут ответы на эти вопросы
  • Наблюдают, проводят опыты
  • Проверяют свои догадки

В нашей лаборатории будут работать три научные группы. В каждой группе есть:

  • Старший научный сотрудник
  • Помощник
  • Эксперты

II Сообщение темы и целей.

Тема сегодняшней научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать:

Я очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (вода)

Сейчас я вам прочитаю один отрывок, а вы будьте внимательны, потому, что потом вы назовете мне свойства воды, о которых упоминается в отрывке.

«…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью… Ты самое большое богатство на свете…»

-Так писал о воде французский писатель и летчик Антуан де Сент – Экзюпери, автор замечательной книги «Маленький принц».

-Какие свойства воды указаны в отрывке? Без вкуса, без цвета, без запаха.

-Сегодня мы с вами убедимся, обладает ли вода этими и может быть другими свойствами. Итак, тема нашей работы: свойства воды. От себя добавлю «уникальные». Мы сегодня это докажем в течение урока.

III Изучение нового материала.

а) Ассоциативный ряд.

-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «вода»? Что вам представляется?

Ручей, река, море, озеро, снег, град, иней…

Один поэт сказал: Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда.

Струя водопада и брызги фонтана

И все это – только вода.

б) Актуализация ранее изученного.

В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

Посмотрим на глобус. Если его очень быстро вращать, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены моря, реки, озера, океаны нашей планеты.

Вода занимает 3\4 площади Земли. И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода.

Вода – краса природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек, и в глубине озёр, и в бескрайних просторах морей и океанов.

А где человек использует воду?

Готовит пищу, утоляет жажду, моется…

А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам воды она для нас «сама жизнь».

Определим правила , по которым работают учёные в группах.

  • Старший научный сотрудник проводит опыт
  • Помощник читает задание
  • Эксперты заполняют таблицы. Определяем свойство и в нужную графу ставим +.

Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности.

  • Запрещается пробовать на вкус любые вещества.
  • С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.
  • Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.
  • Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.

Источник

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме : » Вода и её свойства»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская общеобразовательная школа»

Кировского района Республики Крым

Конспект открытого урока

по окружающему миру

по теме: «Вода и её свойства»

(в рамках школьного этапа конкурса профессионального

мастерства «Учитель года- 2018»).

(3 класс, ФГОС, УМК «Школа России»)

учитель начальных классов

Конспект урока окружающего мира, в соответствии ФГОС

«Вода и её свойства »(3 класс)

(обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии,

технология проблемного обучения)

Учитель: Сикачева Н.П.

Дата проведения: 04.10.2018г.

Цели урока: • Создать условия для формирования знаний о свойствах воды.

• Развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности: умению ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблемы, обобщать полученные данные, работать с таблицами, делать выводы.

• Подвести к осознанию значения воды для всего живого, мер по охране водоёмов от загрязнения.

• Воспитывать культуру общения в группе со сверстниками.

-формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;

-формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;

-формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения,

-делать выводы по результатам

-наблюдений, анализировать и обобщать;

-учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

-создать условия для личностного развития ученика;

-активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;

-развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;

-создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств;

-создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Тип урока: урок-исследование объекта и понятия.

Основной метод обучения: исследование — целенаправленное наблюдение за объектом (водой) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

Основной структурный элемент: постановка проблемы (значение воды в жизни человека, какими свойствами обладает “вода”?) и поиск путей её решения.

Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка (проведение экспериментов), анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.

Ожидаемые предметные результаты:

— определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,

— знать значение воды для живого, физические свойства воды, необходимость бережного использования воды;

— уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект — воду, называя ее существенные признаки;

— экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.

В рамках данного урока, на различных его этапах формировались и метапредметные универсальные учебные действия.

Так личностные УУД формируются во время организационного момента, при постановке проблемы. Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках всей исследовательской работы, особенно при затрагивании вопросов экологических проблем. Радует то, что дети способны сами оценить свои знания.

Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией (видеофрагменты), дополнительной литературой – толковые словари); при постановке проблемы (сосуд с прозрачной жидкостью), проведении опытов (определение физических свойств воды), подведении итогов исследования.

Регулятивные УУД формировались на этапах фиксирования затруднения в пробном действии, при построении проекта выхода из затруднения:

на этих этапах урока ребята

организовывали свою деятельность, ставили перед собой задачу и сохраняли её до конца учебных действий;

формулировали цель деятельности на уроке (узнать. научиться. )

учились работать по плану; (который был составлен самими учащимися)

строили проект выхода из затруднения.

Коммуникативные УУД — речевая деятельность, навыки сотрудничества. Эти УУД формировались в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах. Здесь ребята учатся формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться, приходить на помощь друг другу.

1. Мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран)

2. Сосуд с водой, стаканы, ложки, соль

3. Полоски белой бумаги

4. Стакан, банка, бутылка

5. Листы исследования, конверты с экологическими знаками

1.Мотивация к учебной деятельности

Громко прозвенел звонок.

Наши ушки – на макушке.

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности.

— Девиз урока: “Знаешь – говори, не знаешь – слушай!” (слайд )

— Как понимаете эти слова?

— А слушать кого? А я зачем нужна? (помогать)

Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?

-А чтобы урок наш прошел интересно и полезно, мы должны дополнить девиз нашего урока универсальными учебными действиями

Урок мы будем ……. изучать

Информацию из урока … извлекать

Точку зрения … высказывать

На вопросы ……………, отвечать

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …………. развивать

(Слова-подсказки: изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.)

— Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний) будем узнавать новое

— Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания?

Буду стараться узнать новое.

— Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

— Сейчася покажу вам фрагмент из фильма, после просмотра попробуйте ответить:

-О чем пойдет речь на нашем уроке? Внимание на экран

-Итак, о чем будем с вами говорить на уроке? (О воде)

-А кто из вас сможет мне ответить, что такое вода?

А любое вещество имеет свои свойства.

А о свойствах воды вам известно? (Нет)

А если мы не знаем о свойствах воды, то тогда о чем мы будем говорить?

(находить свойства воды)

Сегодня на уроке мы узнаем о воде и какими свойствами она обладает. ( слайд )

Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

1. Вода – источник жизни на Земле.

– Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая. Большую часть поверхности земного шара занимает вода. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Как это бы выглядело? Что изменилось бы? ( и зменился бы цвет – нет голубого и зеленого.)

– Да, зеленый цвет тоже пропал бы. Почему это может произойти?

Ничто на Земле не может жить без воды!

– Давайте вернем воду на Землю и подумаем, где она содержится. ( в морях, океанах, реках, ручьях, озерах.)

— Как вы думаете, много ли воды в природе?

-Если мы будем вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, желтой. Что изображено этим цветом? (моря, океаны, реки) Слайд

-Мы знаем, что вода занимает ¾ всей поверхности земного шара.

Уч-ль: Ребята! Для того, чтобы понять насколько важную роль вода играет в жизни человека, давайте обратимся к учебнику. С.51

Для чего организму нужна вода? Давайте найдем правильный ответ в учебнике и зачитаем его.

– Вода помогает переваривать пищу, доставлять питательные вещества всему организму и выводить из него ненужные вещества.

Для того, чтобы познакомится со свойствами воды, давайте вместе с вами отправимся в научную лабораторию. (слайд )

Кто знает, что такое лаборатория? (Место, в котором проводятся научные опыты.)

— Ребята, посмотрите, эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке?

Составьте слово. (ИССЛЕДОВАТЕЛИ)

(Исследователи. Прочитать хором. ).

— Кто такой исследователь? (Человек, который изучает разные предметы и вещества.)

— Чтобы начать исследование, необходимо составить план исследования (слайд )

На какой вопрос должны ответить в первую очередь?

1. Что такое вода? НА ДОСКЕ

2. Свойства воды.

3. Бережное отношение к воде.

3.Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.

— что такое вода? (жидкость). Посмотрите на экран

Ребята, перед нами проблема. В нашу научную лабораторию поступило неизвестное вещество. (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

К концу урока мы должны определить с вами, что это за вещество? Объектом нашего исследования – будет жидкость в сосуде.

— Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

— Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет! Да! – ПОЧЕМУ?)

— А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.)

— Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Органы чувств, вкус

— К концу урока мы должны узнать: «Является ли жидкость в сосуде – водой?» НА ДОСКЕ

— Ну, что исследователи устали? Предлагаю вам отдохнуть.

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.

4.Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний

Переходим к следующему этапу нашей работы, исследование воды.

— Как же мы будем исследовать воду?

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.

2. Сделаем выводы. (слайд )

5. Реализация проекта.

— Итак, переходим к следующему пункту плана – свойства воды.

— Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы

должны знать. Сейчас вы с ними познакомитесь.

— После просмотра постарайтесь ответить:

Какое правило самое важное?

Внимание на экран ( Видеофрагмент «Безопасность») (слайд 1 )

Какое правило самое важное.

-Какой вывод сделаем – ВСЕ!

— Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов

— Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований» (сказать как отмечать)

Работа в группах.

Опыт 1.Уч-ль: Опустите в стакан с водой ложку

— Видна ли ложка в стакане?

— Что можно сказать?

Вывод: вода прозрачна

Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску белой бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полоски . Имеет ли вода цвет?

Уч-ся: Вода не имеет цвета

Вывод: вода не имеет цвета

— Сделайте отметку в «Листе исследований»

Я фокусник известный

Чудесами вас «угощу»

Чистую, светлую водицу

В разные цвета превращу.

Друг мой студеный.

Не простой — зеленой

Светлая как иней.

Не простой, а синей

Друг мой прекрасный.

Не простой, а красной.

Уч-ль: Ребята, что же произошло?

Уч-ся: Вода изменила цвет

Уч-ль: А от чего зависит цвет воды?

Уч-ся: Цвет воды зависит от того, что в ней растворили.

Уч-ль: А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения?

Уч-ся: Когда утром завариваем чай или кофе.

Вывод в лист исследования:

— Можно ли каким-то способом, узнать о том, что находится в стакане? (Понюхать).

— Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества?

не имеет запаха? вода

— Какой сделаем вывод?

Отметьте это свойство в «Листе исследований».

— Как можно еще отличить вещества друг от друга? По вкусу пример (сладкий, кислый)

Вам предстоит попробовать вещество в стакане

— Какой вывод сделаем о вкусе воды? Отметьте это свойство в «Листе исследований».

— А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)

— Где в жизни вы с этим встречались?

Уч-ль: А сейчас добавьте в стакан соль. Размешайте. Что произошло с солью?

Вывод: Вода – растворитель

— Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, теперь сможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой — ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго — тяжелее?

— Ребята, а если я насыплю мел в воду, он растворится?

Случайно проливаю воду.

— Ой! Что произошло? (Вы пролили воду.)

— И что же с ней произошло на полу? Растеклась.

— Это говорит еще об одном свойстве воды – текучести.

Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?

Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.

Вывод: Вода – жидкая; течет

Мы доказали с вами, что вода это жидкость. Да

Отметьте это свойство в «Листе исследований».

Уч-ль: Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан и бутылку . Какую форму имеет вода?

Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.

Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится

— Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований

— Какое вещество было объектом нашего исследования? (Вода)

— Какими свойствами она обладает?

Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования

Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?»

— В начале урока мы могли это определить? А теперь?

— Сравним свойство этой жидкости со свойствами воды.

ЗАПАХ? – давайте проверим

Жидкая ? Наливаю в стакан.

— Что осталось определить? Вкус.

— Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

— Но я точно знаю, что это вещество безопасно.

Кто желает оценить его вкус? Что это? (Вода.)

— Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

— Потому что обладает всеми свойствами.

— В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна.

А сейчас внимание на экран

( Видеофрагмент «Чистая вода») (слайд 12)

— Что нового о воде узнали?

-Давайте ответим на последний пункт нашего плана – бережное отношение к воде.

— Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.

— Для них нужно поставить знаки, призывающие их беречь воду

РАБОТА В ГРУППАХ (назначаю старшего группы)

— Даю каждой группе конверт. В них различные экологические знаки. Вам необходимо за короткое время выбрать и наклеить на лист знаки, охраны воды. Отчет ответственных групп. Проверка задания по образцу.

— Какой вывод сделаем? (К воде нужно относится бережно, экономить воду, т.к. без нее все живое погибнет.)

7. Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итог нашего исследования.

— Мы выполнили план урока?

– Перечислите свойства воды.

— Как нужно относиться к воде? (бережно, экономно, охранять ее от загрязнения).

К логической развязке

Пришли мы без подсказки:

Как нам необходима всем всегда

Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.

— Оцените свои знания на конец урока (капельки)

Синяя – узнал на уроке много;

Желтая – узнал, но не все

Красная – ничего не узнал.

8. Домашнее задание:

– проработать материал учебника на с.51– 54;

– подобрать пословицы о воде.

А закончить урок мне хотелось бы словами Антуана Сент -Экзюпери

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете»

-Спасибо за урок!

Ребёнок – исследователь по своей природе. Данный урок позволил учащимся собирать, обрабатывать и анализировать информацию; работать в коллективе; распределять работу внутри группы; проводить исследования, создавать проект. Эта работа и в дальнейшем позволит развивать навыки самостоятельной работы, публичного выступления, аналитического мышления, умения преодолевать трудности, навыки практического использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

1) Атлас-определитель “От земли до неба” / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2002.

2) Естествознание. Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец. – М.: “Просвещение”, 1995.

3) Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: кн. для учащихся нач. кл. / А.А.Плешаков, А.А.Румянцев. – М.: Просвещение, 2007.

Источник

Читайте также:  Чуть не задохнулся водой
Оцените статью