- Примерные вопросы для творческих заданий
- Урок 10. Подготовка к контрольной работе
- § 41. Оксиды, их классификация и свойства
- Лабораторный опыт № 27 Взаимодействие основных оксидов с кислотами
- Лабораторный опыт № 29 Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами
- Лабораторный опыт № 30 Взаимодействие кислотных оксидов с водой
Примерные вопросы для творческих заданий
1. Каково содержание железа в: а) оксиде железа(II); б) оксиде железа(III); в) железной окалине Fe3O4?
2. Получите оксид углерода(IV), используя реакции разных типов. Запишите уравнения реакций.
3. Найдите ряд, в котором представлены формулы только кислотных оксидов. Как можно отличить углекислый газ от других газов? Составьте уравнение качественной реакции на газ СО2.
SO2 | Na2O | Fe2O3 |
K2O | CO2 | HgO |
CaO | N2O5 | P2O5 |
4. Напишите формулы и названия десяти оксидов, встречающихся в природе. Какие из них твердые, а какие – газы и жидкости?
Урок 10.
Подготовка к контрольной работе
ЧАСТЬ А
Задание. Вспомните все определения, которые встречались вам на протяжении изучения данной темы (уроки 1–9).
ЧАСТЬ Б
УРОВЕНЬ 1
1. Из предложенных ниже формул веществ выпишите отдельно формулы оксидов, кислот, солей, оснований. Дайте им названия.
УРОВЕНЬ 2
2. Напишите по две формулы кислот разных типов (можно использовать формулы кислот из задания 1). Укажите признаки классификации для этих кислот. Например: бескислородные или кислородсодержащие, одно- или многоосновные, стабильные или нестойкие.
3. Составьте формулы гидроксидов, соответствующих формулам оксидов, предложенным в задании 1. Определите характер полученных гидроксидов.
(Подсказка. Оксиду N2O5 cоответствует гидроксид (гидрат оксида) HNO3 – азотная кислота. Это одноосновная, сильная, кислородсодержащая кислота.)
4. Составьте формулы солей по их названиям.
УРОВЕНЬ 1
г) карбонат кальция – . .
УРОВЕНЬ 2
д) фторид алюминия – . ;
е) бромид железа(III) – . ;
ж) силикат натрия – . ;
з) сульфит алюминия – . .
УРОВЕНЬ 3
и) манганат калия – . ;
к) метафосфат кальция – . ;
л) гидрокарбонат магния – . ;
м) гидроксикарбонат меди(II) – . .
Составьте формулы гидроксидов (кислот и оснований), образующих соли в этом задании. Определите характер данных гидроксидов. Дайте им названия.
(Подсказка.
KOH – однокислотное основание, шелочь, гидроксид калия, H2MnO4 – двухосновная кислородсодержащая марганцовистая кислота, существует только в растворе.)
УРОВЕНЬ 1
5. Закончите уравнения реакций, запишите их в молекулярном и ионном видах, укажите типы химических реакций и названия продуктов реакций.
а) Оксид серы(VI) + оксид натрия
б) гидроксид калия + хлорид железа(III)
в) серная кислота + цинк
г) азотная кислота + оксид алюминия
д) гидроксид меди(II) + соляная кислота
е) соляная кислота + карбонат натрия
ж) фосфат натрия + нитрат магния
з) магний + нитрат серебра
и) гидроксид натрия + оксид серы(IV)
УРОВЕНЬ 2
6. а) С какими из перечисленных ниже веществ будет взаимодействовать раствор серной кислоты: магний, медь, гидроксид калия, оксид магния, гидроксид железа(II), оксид серы(IV). Запишите уравнения реакций в молекулярном и кратком ионном видах, укажите типы химических реакций, назовите продукты реакций.
б) С какими из перечисленных ниже веществ будет взаимодействовать раствор гидроксида калия: оксид железа(III), оксид азота(V), азотистая кислота, серная кислота, нитрат железа(III), сульфат натрия. Запишите уравнения реакций в молекулярном и кратком ионном видах, укажите типы химических реакций, назовите продукты реакций.
7. Используя предложенные фрагменты, составьте уравнения реакций в молекулярной и краткой ионной формах, характеризующие химические свойства: а) кислот; б) оснований (растворимых и нерастворимых); в) солей; г) оксидов (кислотных и основных).
HCl + . = H2S + . ,
(для реакции нерастворимого основания Fe(OH)2 c кислотным оксидом SO2 молекулярное и краткое ионное уравнения совпадают);
. = Са3(РO4)2 + 6Н2O;
. + 2H2O + Zn = Na2[Zn(OH)4] + H2,
3ОН – + Fe 3+ = Fe(OH)3;
Сu(OH)2 . .
в) CaCO3 + SiO2 . ;
FeCl2 + . = Fe(OH)2 + . ,
Ag + + Cl – = AgCl;
Сa(HCO3)2 CaCO3 + . .
SO3 SO2 + . ;
СuO + H2 . ;
FeO + CO . .
8. Запишите уравнения реакций в молекулярном виде, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
а) фосфор оксид фосфора(V)
ортофосфорная кислота
фосфат натрия;
б) барий оксид бария
гидроксид бария
сульфат бария.
9. Пунктирными линиями покажите, с какими веществами взаимодействуют кислоты. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.
Источник
§ 41. Оксиды, их классификация и свойства
Понятие «оксиды» включает бесконечное разнообразие веществ: жидкие, например оксид водорода, или вода; твёрдые, например оксид кремния (IV) — песок и множество разновидностей кварца, среди которых халцедон и аметист, горный хрусталь и морион; газообразные, например оксиды углерода (IV) и (II) — углекислый и угарный газы.
По своим химическим свойствам все оксиды подразделяют на солеобразующие и несолеобразующие.
Несолеобразующими оксидами называют такие оксиды, которые не взаимодействуют ни с кислотами, ни с щелочами и не образуют солей. |
Несолеобразующих оксидов немного. В их состав входят элементы-неметаллы, например: оксиды азота (I) и (II) — N2O и NO, оксид углерода (II) — СО и некоторые другие.
Солеобразующими оксидами называют такие оксиды, которые взаимодействуют с кислотами или основаниями и образуют при этом соль и воду. |
Среди солеобразующих оксидов различают оксиды основные, кислотные и амфотерные. С последними вы будете знакомиться в 9 классе.
Основные оксиды — это такие оксиды, которым соответствуют основания. |
К основным оксидам относят оксиды металлов с небольшими степенями окисления (+1 и +2), т. е. оксиды металлов IA и IIA группы Периодической системы Д. И. Менделеева, HgO, МпО и некоторые другие. Все основные оксиды представляют собой твёрдые вещества.
Типичные реакции основных оксидов
Лабораторный опыт № 27
Взаимодействие основных оксидов с кислотами
В пробирку поместите немного (объёмом со спичечную головку) порошка оксида меди (II). Отметьте его цвет.
Налейте в пробирку с оксидом меди (II) 1—2 мл раствора серной кислоты. Для ускорения реакции слегка нагрейте содержимое пробирки. Что наблюдаете?
Поместите на стеклянную или фарфоровую пластину 1—2 капли полученного раствора, используя стеклянную палочку или пипетку, и выпарьте его. Что образовалось на стеклянной пластине?
Напишите молекулярное и ионные уравнения реакций между оксидом меди (II) и серной кислотой.
Рис. 144.
Взаимодействие основного оксида с водой
Эта реакция протекает только в том случае, если образуется растворимое основание — щёлочь, поэтому CuO + Н2O ≠, так как Сu(ОН)2 — нерастворим.
Рис. 145.
Взаимодействие кислотного оксида с водой
Налейте в две пробирки по 2—3 мл дистиллированной воды. Добавьте в каждую пробирку по 2—3 капли раствора фенолфталеина.
Поместите в 1-ю пробирку немного (не более половины спичечной головки) оксида кальция, а во 2-ю — оксида меди (II).
Перемешайте содержимое пробирок. Что наблюдаете?
Составьте молекулярные и ионные уравнения проведённых реакций.
Сформулируйте вывод о взаимодействии основных оксидов с водой.
Кислотные оксиды — это такие оксиды, которым соответствуют кислоты. |
К кислотным оксидам относят оксиды неметаллов:
а также оксиды металлов с большим значением степени окисления, например:
Лабораторный опыт № 29
Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами
Налейте в пробирку 2 мл известковой воды. Опишите раствор.
Используя трубку с тонко оттянутым концом, продуйте через известковую воду в пробирке выдыхаемый вами воздух. Что наблюдаете?
Составьте молекулярные и ионные уравнения реакции.
В чём сущность реакции щёлочи с кислотным оксидом?
Однако эта реакция возможна только в том случае, если кислотный оксид растворим в воде. А если взять оксид кремния (IV), то реакция практически не пойдёт:
Лабораторный опыт № 30
Взаимодействие кислотных оксидов с водой
Налейте в 1-ю пробирку 2—3 мл дистиллированной воды, а во 2-ю — газированную воду (раствор оксида углерода (IV) в воде).
Поместите в 1-ю пробирку немного (на кончике шпателя) оксида кремния (IV). Добавьте в каждую пробирку по 2—3 капли раствора лакмуса. Перемешайте содержимое пробирок. Что наблюдаете?
Составьте молекулярные уравнения проведённых реакций.
Сформулируйте вывод о взаимодействии кислотных оксидов с водой.
Ключевые слова и словосочетания
- Оксиды несолеобразующие и солеобразующие.
- Оксиды основные и кислотные.
- Типичные свойства основных оксидов: взаимодействие их с кислотами, кислотными оксидами и водой.
- Типичные свойства кислотных оксидов: взаимодействие их с основаниями, основными оксидами и водой.
- Условия протекания реакций кислотных и основных оксидов с водой.
Работа с компьютером
- Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
- Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока — сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.
Вопросы и задания
- Из перечня формул выпишите отдельно формулы основных и кислотных оксидов и запишите соответствующие им формулы оснований и кислот: SiO2, CrO3, MgO, Мп2O7, Cu2O, SO2, FeO, N2O3, К2O, NiO, Na2O, NO, BaO. Назовите все вещества.
- Дайте характеристику химических свойств оксида серы (IV). Запишите уравнения характерных реакций.
- Допишите уравнения возможных химических реакций:
Если реакция не протекает, укажите причину.
Источник