- Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»
- Ход игры: Учимся вылавливать игрушки из воды сачком.
- Лучшая вода для детей по версии Росконтроль и Роскачества
- Ответы на часто задаваемые вопросы
- Когда лучше давать воду новорожденному?
- Какую воду лучше пить новорожденному?
- Какой водой лучше разводить детскую смесь?
- Критерии выбора
- Рейтинг лучшей детской воды 2020 года
- «Светлячок» — детская вода от ТМ «Святой источник»
- «Черноголовская детская» — вода высшей категории
- «ФрутоНяня» — артезианская питьевая вода для малышей
- «Малышка» — товар с замечаниями
- «Агуша» — противоречивый товар
- «AQUAKIDS» — вода высшей категории
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»
Ольга Ильинова
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район
Методическая разработка на тему:
«Развитие мелкой моторики детей младшего возраста через игры
с водой».
Разработала:
воспитатель Ильинова Ольга Петровна
1. Пояснительная записка…. 3-4
2. Игра №1 «Плавает или тонет»…. …5
3. Игра №2 «Поливаем цветы»….….5
4. Игра №3 «Прыгающий шарик»….…5
5. Игра №4 «Кораблики»…. 5
6. Игра №5 «Дождик»…. 5
7. Игра №6 «Взбивание пены»…. 6
8. Игра №7 «Как вода отправилась гулять»…. 6
9. Игра №8 «Рыбалка»….6
10. Игра №9 «Самодельный водопад»….6
11. Игра №10 «Чистюли»…. 7
12. Игра №11 «Уточки плавают»….7
13. Игра №12 «Вода принимает форму»….7
14. Игра №13 «Льется водичка»…. 7
15. Игра №14 «Капли»…. 8
16. Игра №15 «Выжми мочалку»….8
17. Игра №16 «В час по чайной ложке»…. 8
18. Игра №17 «Разлить поровну»….8
19. Игра №18 «Сквозь сито»….8
Список литературы…. 9
Игры с водой доставляют удовольствие и детям и взрослым, но это не только весело, но и полезно и в плане оздоровления, и в плане знакомства малышей с окружающим миром. Деткам нравится плескаться в воде, кидать в емкость с водой разные предметы. Такие игры благотворно влияют на психику ребят, успокаивают, создают умиротворенное состояние, гасят негативные эмоции.
Игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах: играя с водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению. Помимо этого, игры с водой помогают развитию мелкой моторики, координации движений, дают представление о таких важных понятиях, как «много-мало», «быстро-медленно», «короткий-длинный», «высокий-низкий». Малыши начинают знакомиться с основными цветами. Игры с водой — это и театр, сфера творческой деятельности ребёнка. Я работаю в группе с детьми младшего возраста, где игры с водойстараюсь проводить систематически:
• в период адаптации детей к условиям детского сада;
• в непосредственно образовательной деятельности;
• во время утреннего приема;
• вечером после ужина;
• на прогулке в теплый период года.
Очень важно, до начала игр, познакомить детей с правилами поведения во время игр с водой:
• нельзя намеренно выливать воду из плескательницы; нельзя брызгать водой на других детей;
• нельзя пробовать воду;
• после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
Во время игр с водой необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей:
• Вода должна быть теплой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).
• Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7-10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.
• Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.
• Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.
Таким образом, при условии систематического педагогического руководства маленькие дети могут играть в содержательные игры с природным материалом. Игры доставляют малышам большую радость, развивают мелкую моторику и активизируют познавательную деятельность.
Игра №1 «Плавает или тонет».
Оборудование: таз, различные мелкие предметы, игрушки (хорошо использовать фигурки от Киндер – сюрприза, центр «Песок-вода»
Ход игры: Поставьте перед ребенком тазик с водой, дайте ему мелкие предметы (пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, теннисный мяч) и. т. д. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними. Проговаривайте действия выполняемые ребенком. Объясняйте, почему одни предметы тонут,а другие остаются на поверхности.
В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.
Игра №2 «Поливаем цветы».
Оборудование: детская лейка, игрушка кошка или любая другая, которая нравится ребёнку
Ход игры: В гости приходит кошка и предлагает ребятам полить цветы. Подойдите к растущему цветку и объясните ребенку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть ребёнок сам польёт цветок. Спойте песенку или прочитайте стишок.
Игра №3 «Прыгающий шарик».
Оборудование: пластмассовый шарик для тенниса
Ход игры: Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё.
Игра способствует развитию зрительного внимания и установлению эмоционального контакта, между взрослым и ребёнком.
Игра №4 «Кораблики».
Оборудование: таз, бумага, центр «Песок-вода»
Ход игры: Налейте в тазик немного воды. Покажите ребенку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Попросите ребенка повторить ваши действия.
Игра может использоваться для развития дыхания. Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
Оборудование: лейка, пластмассовые игрушки, центр «Песок-вода»
Ход игры: Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребенку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте ребенку сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.
Игра способствует развитию речи и установлению эмоционального контакта, между педагогом и ребенком.
Игра №6 «Взбивание пены».
Оборудование: венчик, детское мыло, таз с водой или центр «Песок-вода», игрушка зайчик
Ход игры: Приходит в гости зайчик он хочет показать ребятам, как взбивается пена. Ребёнок наливает немного жидкого мыла и с помощью венчика взбивает пену. Наблюдает за взбитой пеной.
Игра №7 «Как вода отправилась гулять».
Оборудование: центр «Песок-вода» или таз с водой, различные предметы (губка, резиновая груша, шприц, несколько пустых ёмкостей — чашки, миски и т. д
Ход игры: Возьмите поролоновую губку, резиновую грушу и шприц (без иглы). Налейте воду в тазик, и приготовьте несколько пустых ёмкостей — чашки, миски и т. д. Предложите ребёнку намочить губку и отжать её в чашку. Потом тоже проделайте с грушей и шприцем.
Любят слоники купаться
И водою обливаться.
Мы с тобой хоть не слоны,
Но с водою мы дружны.
Эта игра способствует формированию навыка практического экспериментирования, учит манипулировать предметами
Оборудование: центр «Песок-вода» или таз с водой, мелкие игрушки, сачок или сито.
Ход игры: Учимся вылавливать игрушки из воды сачком.
Бросьте в тазик с водой несколько мелких игрушек. Дайте ребёнку сачок для аквариумных рыбок или ситечко. Игрушки могут плавать на поверхности или лежать на дне. Попросите выловить определённые игрушки (синий шарик, красную рыбку и т. д.).
Рыболов, какую рыбу
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока,
Два дырявых башмака!
Эта игра может использоваться для развития мелкой моторики, координации движений.
Игра №9 «Самодельный водопад».
Оборудование: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан.
Ход игры: Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он «шумит». А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.
Эта игра развивает моторику рук.
Оборудование: игрушки, таз с водой, тряпочки.
Ход игры: Воспитатель приносит в тазу игрушки, предлагает засучит рукава.В другой таз наливает теплую воду из ведра и каждому дает поручение: вымыть игрушку. Воспитатель вовлекает всю группу детей и разговаривая с ними, подсказывает, что и как мыть. Затем тряпочкой каждый ребенок вытирает свою игрушку.
Эта игра прививает элементарные трудовые навыки. Дать понятие о «грязном» и «чистом».
Игра №11 «Уточки плавают».
Оборудование: таз с водой, тряпочка, палочка, резиновые игрушки.
Ход игры: Воспитатель пускает в воде резиновые игрушки. «Смотрите, как уточка плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Уточка двигается. Вот как интересно! А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям. Была одна уточка, а теперь сколько? После воспитатель предлагает вынуть игрушки из воды и обтереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими. Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.
Эта игра даёт представление о том, что предметы «плавают», о числовом определении «один», «много».
Игра №12 «Вода принимает форму».
Оборудование: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан.
Ход игры: Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Воспитателю стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.
Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.
Игра №13 «Льется водичка».
Оборудование: таз с водой, кружки.
Ход игры: Воспитатель зовет детей к тазу с водой, дает каждому по кружке, показывает, как зачерпнуть и вылить воду. «Смотрите, вода льется, сделайте то же самое, налейте воды друг другу (называет кто кому нальет)».
Эта игра даёт представление о свойствах воды — «льется»
Оборудование: контейнер для кубиков льда, часка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.
Ход игры: С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда. Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.
Игра развивает мелкую моторику.
Игра №15 «Выжми мочалку».
Оборудование: две ёмкости, поролоновая губка.
Ход игры: Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.
Игра развивает мелкую моторику.
Игра №16 «В час по чайной ложке».
Оборудование: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.
Ход игры: Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.
Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.
Игра №17 «Разлить поровну».
Оборудование: три прозрачных стакана, кувшине или чайник с водой, салфетка.
Ход игры: Ребёнок должен разливать воду из кувшина поровну во все три стакана. Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат.
Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.
Игра №18 «Сквозь сито».
Оборудование: стакан, сито.
Ход игры: Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.
В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.
1. Самые маленькие в детском саду. Сост. В. Сотникова. Линка – Пресс, 2005г.
2. Т. А. Ткаченко. Развиваем мелкую моторику. Эксмо,2007 г.
3. В. Цвентарный. Играем пальчиками, развиваем речь. Санкт Петербург, 2000г.
4. Е. А. Янушко. Развиваем мелкую моторику рук у детей раннего возраста. Москва, 2007г.
Источник
Лучшая вода для детей по версии Росконтроль и Роскачества
Вода – это основа жизни. Опытные родители знают, что для новорожденных и детей раннего возраста нужно позаботиться об особенном питье, потому что состав детской воды существенно отличается от обычной. Собранные в одной бутылке минеральные вещества способствуют правильному физическому и интеллектуальному развитию малыша. Более того, государственные стандарты и санитарные нормы выдвигают повышенные требования к данной категории товаров. В такой воде априори не могут содержаться вредные химические соединения и консерванты. О том, какой торговой марке детской питьевой воды лучше отдать предпочтение, вы узнаете в нашем рейтинге. Вся информация базируется на достоверных источниках – исследованиях «Росконтроль» и «Роскачества».
Ответы на часто задаваемые вопросы
Когда лучше давать воду новорожденному?
Добавлять воду в рацион грудничка нужно с введением первого прикорма. Если младенец питается только материнским молоком, то от её употребления можно воздержаться вплоть до шести месяцев. Вообще, бутилированную детскую воду можно давать прямо с рождения, об этом свидетельствует маркировка «0+».
На первых этапах нежелательно покупать соки в качестве дополнительного питья. Они плохо усваиваются неокрепшим детским организмом.
Говоря о рационе, а именно о конкретном времени для питья, стоит отметить, что лучше давать ребенку воду через некоторое время после еды. Примерно через 15-30 минут. На первых месяцах жизни желудок ребенка очень маленький, поэтому пары ложек с водой будет достаточно.
С взрослением нужно увеличивать количество потребляемой жидкости. Если новорожденный заболел, также обеспечьте ему дополнительное питье. Для удобства своего и ребенка, используйте специальные кружки-поильники.
Какую воду лучше пить новорожденному?
Лучше воздержаться
- Давать ребенку обычную кипячёную воду, как многие из нас привыкли с советских времен, это грубая ошибка. Конечно, процесс кипячения убивает бактерии, но далеко не все. Помимо этого, в такой воде содержится высокая концентрация хлористых соединений, которые очень вредны для организма малыша.
- Природная вода из открытых источников также не самый лучший вариант. Она может представлять настоящую угрозу для здоровья новорожденного. В такой воде содержится огромное количество нитратов, бактерий и посторонних примесей из почвы.
- От газированной лечебной или минеральной воды также нужно отказаться. Углекислый газ раздражает органы желудочно-кишечного тракта, вызывая дискомфорт у ребенка.
- Еще один способ – очищать проточную воду с помощью фильтра. Такие устройства не всегда тщательно очищают воду, к тому же, они никак дополнительно не насыщают ее полезными веществами, которые так нужны подрастающему организму.
Самый оптимальный вариант – бутилированная вода, предназначенная специально для новорожденных. Она продается в любом супермаркете и аптеке, представлена в широком ассортименте и в любой ценовой категории. Конечно, она стоит дороже обычной воды, но разница не слишком значительна. Образец бутилированной воды для детей обязательно проходит проверку Российской академии медицинских наук, перед тем как выйти в продажу. Поэтому такой продукт будет максимально полезным и абсолютно безопасным для детей.
Какой водой лучше разводить детскую смесь?
Детская смесь – очень питательный продукт, который нацелен на замену материнского грудного молока. Она изготавливается на основе коровьего, козьего или соевого молока, поэтому в ней высокое содержание белка.
Из-за этого разводить смесь молочными продуктами нельзя. В противном случае образуется переизбыток белка, который негативно сказывается на здоровье ребенка. Лучше использовать бутилированную питьевую воду для детского питания. За счет того, что такая вода производится согласно повышенным требованиям качества, смесь разведется в ней очень хорошо и не образует комочки.
Критерии выбора
- Место производства. В идеале, чтобы источник, то есть место добычи, совпадало с местом розлива. Это позволит по максимуму сохранить все полезные свойства в воде. Транспортировка занимает относительно большой промежуток времени, за который продукт может утратить ценные качества и даже приобрести вредные.
- Изготовитель. Более известные торговые марки зачастую являются показателем качества. Эти «именитые бренды», как правило, успели зарекомендовать себя на рынке и остаются лидерами в течение многих лет. У таких компаний априори не может быть плохой продукт, иначе бы они давно покинули прилавки магазинов.
- Маркировка. Проверьте, чтобы на этикетке содержалась полная информация о категории воды, ее источнике (желательно с указанием номер скважины), химическом составе. Данные о производителе также обязательны – регистрационные сведения, фактический и юридический адрес. При этом печать должна быть высокого качества, все рисунки и надписи имеют яркость и четкость.
- Тара. Обычно вода выпускается в пластиковых бутылках за счет того, что они легкие, герметичные, удобные и бюджетные в производстве. Главное, чтобы бутыль был произведен из качественного полиэтилентерефталата (ПЭТ). При правильных условиях хранения данный материал не выделяет токсичных веществ.
- Условия хранения. Обратите внимание, чтобы на полке соблюдались все условия хранения товара. А это – затемненное место без проникновения прямых солнечных лучей с температурой от 2 до 20 градусов по Цельсию.
- Срок хранения. Детская бутилированная вода хранится от полугода до двух лет. В среднем – 1 год, но информацию лучше проверять на упаковке и сверять ее с датой розлива.
- Минеральный состав. Вода должна быть обогащена микро- и макроэлементами, чтобы восполнять ежедневную физиологическую норму ребенка. Для удобства сохраните себе приведенную ниже таблицу. В ней отображены основные параметры, которые должны быть соблюдены при производстве детской бутилированной воды.
Критерии | Параметры норматива |
Минерализация, мг/л | 200-500 |
Предельное содержание минералов и микроэлементов, мг/л | калий: 2-20 |
кальций: 25-80 | |
магний: 5-50 | |
железо: 0,3 | |
йодид-ион: не более 0,06 | |
фторид-ион: не более 0,7 | |
бикарбонаты: 30-400 | |
Содержание серебра, мг/л | отсутствует |
Содержание диоксида углерода (газ), % | отсутствует |
Жесткость, мг-экв/л | 1,5-7 |
Щелочность, мг-экв/л | не более 5 |
Рейтинг лучшей детской воды 2020 года
«Светлячок» — детская вода от ТМ «Святой источник»
Данная торговая марка стала абсолютным лидером рейтинга «Росконтроль». Система независимых исследований присвоила образцу лучшие оценки по критериям безопасности, натуральности и пищевой ценности. Продукт производился по ТУ 0131-005-41645812-2015.
Условно товар относится к высшей категории, так как все микробиологические показатели в норме, а требования безопасности соблюдены. Уровень рН нейтральный – 7,09 ед. Вода полностью подходит для детского питания. Токсичные элементы присутствуют, но их концентрация очень низкая, не превышающая допустимые санитарными нормами значения.
В составе воды присутствуют кальций, магний, фтор, калий в необходимых количествах. Продукт достаточно минерализован, поэтому будет оказывать положительное воздействие на организм ребенка. Фенолы, нитраты, аммиак, соединения углерода и формальдегиды не выявлены
Органолептика продукта также правильная. Вода, даже при нагревании, не выделяет посторонних примесей и запахов. Цвет прозрачный, отсутствует мутность. Маркировка продукта достоверная, так что показатели жесткости, минерализации и состав можете проверить лично на этикетке.
Состав | Кальций (Ca) 25-80; Магний (Mg) 5-20; Калий (K) 2- 20; Гидрокарбонаты (HCO3) 50-250; Хлориды (Cl) 15-100; Сульфаты (SO4) «Калинов родничок» — натуральная и безопасная У покупателей есть возможность купить воду для детского питания «Калинов родничок» в удобном для себя объеме воды – от 0,33 л до 6 л. Все образцы были проверены в лаборатории «Росконтроль» и подтвердили свое высокое качество. Вода полностью соответствует стандартам по химическим, физическим, микробиологическим и радиологическим показателям. Состав воды обогащен достаточным количеством минеральных веществ, в том числе кальцием и магнием. Присутствуют также бикарбонаты и калий. Экспертиза обнаружила наличие фторидов, но их общее количество не превысило допустимую норму. На вкус вода мягкая, приятная, без посторонних запахов и привкусов. Цвет прозрачный, чистый, нет мутности в бутылке.
«Черноголовская детская» — вода высшей категорииЭтот товар производится согласно ТУ 9185-003-45720714-05. Исследуемый образец полностью соответствовал стандартам качества и показателям безопасности, при этом имел оптимальный состав. Показатели общей жесткости, минерализации, бикарбонатов, магния, калия и других минеральных веществ соответствуют не только информации на маркировке, но и требованиям законодательства. В воде не обнаружены вредоносные микроорганизмы и токсичные элементы, так не выявлено тяжелых металлов и органических загрязнений. При проверке эксперты отметили нейтральный запах и прозрачный цвет, отсутствие мутности. Уровень рН нейтральный, соответствует среднему показателю.
«ФрутоНяня» — артезианская питьевая вода для малышейОбразец этой детской питьевой воды прошел полный комплекс испытаний от экспертов «Росконтроль». Товар был признан полностью натуральным и безопасным, полученные показатели соответствуют нормам стандарта, в том числе по критерию физиологической полноценности минерального состава. Товар от «ФрутоНяня» относится к высшей категории качества, так как ее микробиологические и физико-химические показатели соответствуют установленным требованиям. Органолептические свойства приятные. В воде отсутствуют посторонние примеси, специфический запах и вкус. По ощущениям вода мягкая и вкусная.
«Малышка» — товар с замечаниямиВода ТМ «Малышка» изготовлена по ТУ 0131-002-18688563-11 и соответствует всем требованиям безопасности, но, несмотря на это, «Росконтроль» сделал несколько замечаний товару. В остальном вода безопасная, натуральная и качественная. Она не содержит патогенных и вредных микроорганизмов, а также токсинов и тяжелых металлов. Уровень рН в норме. Органолептические свойства также не вызвали нареканий.
«Агуша» — противоречивый товарДетская вода этой торговой марки признана высококачественной. В ней отсутствуют специфические запахи, привкусы, не обнаружены также посторонние примеси. Эксперты не выявили в составе воды опасные для ребенка силикаты, цианиды и нитриты. Тяжелые металлы и токсины тоже отсутствуют. Вода не хлорирована, не загрязнена и не заражена. В ней не обнаружено присутствие аммиака, углерода, фенолов и нефтепродуктов. Содержание необходимых минеральных веществ – кальция, натрия, магния и фтора достаточное. Вода мягкая на вкус. Специалисты «Роскачества» находятся на стадии принятия решения о награждении данного товара российским Знаком качества. Однако, эксперты «Росконтроль» выявили замечания к данному товару и не рекомендуют его к покупке. Мнение двух систем оценки качества противоречиво, но конечное решение о покупке принимать только потребителям.
«AQUAKIDS» — вода высшей категорииЭтот образец стал абсолютным лидером, по мнению «Роскачества». Товар соответствует не только требованиям законодательства, но и опережающим стандартам. Отмечено высокое содержание полезных минеральных веществ. Вода будет в полном объеме снабжать организм ребенка калием, натрием, кальцием и магнием.
|