- Секреты рисования в технике эбру – какие шедевры скрываются за новым словом
- Плавающие чернила – история чуда
- Творчество эбру – медитация и терапия
- Что входит в набор для рисования
- Как создать картину
- Выгодная оригинальность
- Мастер-класс — нетрадиционная техника рисования «Эбру»
- шаг 1.
- 2 шаг.
- 3 шаг.
- 4 шаг.
- Вывод
Секреты рисования в технике эбру – какие шедевры скрываются за новым словом
Необычная техника рисования по водной глади под названием эбру, также известна как «мраморная бумага» (марморирование). Она совершенно не похожа на привычную живопись и на первый взгляд кажется чудом
Плавающие чернила – история чуда
Корни рисования по воде произрастают из восточного искусства. Хотя само название «эбру» возникло на несколько столетий позже, метод рисования по жидкой поверхности был известен уже в 9–10 веке в Японии. Страницы древней рукописи, которые сохранились до наших дней, были оформлены листами, выполненными в технике, аналогичной эбру.
Это японское искусство получило название «сумингаши», что в переводе означает «плавающие чернила», и согласно одной из легенд было выдумано человеком, испытавшим божественное вдохновение.
В китайских рукописях 10-го века есть упоминания о декоративной бумаге под названием «дрейфующий песок». А спустя пять веков свой вариант мраморной бумаги появляется и в Центральной Азии, однако доказательств его прямой связи с более ранним японским сумингаши нет.
В исламском искусстве этот метод был распространен под названием «кагазэ абри» (часто просто «абри»), что в переводе с персидского означает «дымчатая бумага». Его можно встретить даже на страницах старинных рукописей Корана. Некоторые турецкие авторы полагают, что слово «абри» может быть связано с турецким «абре» — пестрый, красочный. В Иране этот вид рисования известен как «абру-бад» («облака и ветер»).
В Турции, Персии и Индии есть своя история эбру – здесь слизистый слой готовили из продуктов растительного производства, а для смешивания красок использовали инструменты напоминающие гребешок для волос или грабельки. Художники выполняли сложнейшие манипуляции, пользуясь разными инструментами в определенной последовательности. Результатом виртуозной работы мастеров становились завораживающие узоры.
Хотя сама техника рисования по водной глади в Турции появилась уже в 16 веке, термин «эбру» возник только в конце 19 века, когда этот вид творчества начали преподавать в академии изобразительных искусств в Стамбуле. В Турции эта методика пользуется большой популярностью до сих пор, особенно известно турецкое мастерство в изображении цветочных мотивов.
В эпоху Возрождения этот необычный вид творчества из Ближнего Востока перекочевал в Европу, где его стали использовать для оформления книг, а также для декорирования различных предметов – шкатулок, сундуков, элементов мебели. О большом интересе европейцев к мраморной живописи свидетельствуют многочисленные статьи и теоретические работы 17–19 веков по описанию этой художественной техники.
Творчество эбру – медитация и терапия
Техника эбру в домашних условиях доступна для каждого, это необычайно увлекательный вид творчества. Наблюдать за мистическим рождением образов из красочного хаоса – непередаваемое удовольствие. К тому же, каждый полученный отпечаток красочных узоров является уникальным и неповторимым, подобно рисунку линий на пальцах руки.
Кроме возможности фантазировать, от рисования, вы получите огромный стимул к постоянному совершенствованию своего мастерства. Этот творчество, как и другой вид рисования – энкаустика, особенно «заразителен» – попробовав его однажды, вы обязательно захотите снова прикоснуться к магии. К тому же потрясающие результаты можно получить уже с первого раза – никакие специальные навыки не требуются.
Мраморная живопись, подойдет как людям с экспрессивным характером, так и спокойным натурам – в ней каждый может найти что-то для себя. Пожалуй, единственная категория, которой не стоит браться за эбру – это люди с шаблонным мышлением, привыкшие действовать по заранее намеченному плану и получать ожидаемые результаты. Таким лучше рисовать картины кофе или пастелью.
Рисование в технике эбру – не только творчество, но и признанный метод терапии. Это своего рода медитация, погружаясь в которую художник полностью растворяется в своей работе. Этот метод часто используют для примирения человека с окружающей действительностью, привнесения гармонии в его жизнь.
Взаимодействуя с постоянно меняющимся рисунком узоров, человек учится жить в непредсказуемом мире, принимая его таким, и видеть прекрасное в самых обыденных вещах и ситуациях. К тому же, красочная мраморная живопись, как и песочная графика, помогает побороть депрессию и поверить в собственные силы.
Что входит в набор для рисования
С точки зрения материальных затрат, это увлечение довольно экономное и не требует больших вложений – можно обойтись даже обычными красками: акварелью, гуашью или акрилом. Однако работая со специальными материалами, добиться положительных результатов будет намного проще. Для того чтобы создать шедевр, потребуется:
- невысокая прямоугольная емкость;
- вода;
- загуститель для эбру в порошке (можно заменить желатином);
- краски для эбру (или японские чернила для сумингаши);
- кисти (отдельная для каждого цвета);
- палитра для смешивания красок (пластмассовая или керамическая);
- гребешки для эбру;
- бумага (не глянцевая).
Как создать картину
Используя японские чернила, можно обойтись и без загустителя – если наносить их на водную поверхность кистью, они не будут опускаться ко дну. Однако если вы собираетесь лить чернила на воду, нужно перед этим растворить в ней несколько специальных таблеток, которые идут в комплекте с чернилами для сумингаши. Они создадут невидимую пленку, благодаря которой цветные пятна будут оставаться на поверхности.
Если вы берете специальные краски для эбру или любые другие (гуашь, акрил), то в воде нужно растворить загуститель на основе специального порошка из древесной смолы или желатин. Таким образом, густая жидкость не позволит краске опуститься на дно.
Самым простым рисунком, с которого можно начать знакомство с этим хобби, являются концентрические круги разных цветов, с которыми можно «играть», завивая их в спирали или волны с помощью кисти или «гребешка». Понравившийся узор можно «снять» с поверхности на бумагу – для этого нужно аккуратно поместить лист на поверхность водного раствора, чтобы рисунок полностью отпечатался, а затем убрать его и дать высохнуть. Для работы с японскими чернилами хорошо подходит каллиграфическая бумага.
Процесс превращения танцующих красок в картину сложно описать словами, это лучше увидеть в видео:
Выгодная оригинальность
Техника рисования эбру, не смотря на свою тысячелетнюю историю, все еще является малоизвестным видом рисования. Поэтому, овладев ее основами, вы сможете удивить не только своих близких и друзей, но и рассчитывать на интерес широкой аудитории к плодам своего творчества.
Большие работы станут ярким и необычным украшением интерьера. Освоив марморирование, можно делать открытки, к тому же наносить рисунки допускается не только на ткань или бумагу – с помощью этой технологии легко декорировать поверхность даже объемных предметов – пластмассовых или деревянных браслетов, шкатулок, керамики. А достигнув определенного уровня мастерства, можно взяться даже за имитирование текстуры мрамора или природного камня.
Если вы находитесь в поиске прибыльных творческих идей, имейте в виду, что узоры будут выглядеть намного оригинальней и интересней, чем распространенные приемы декорирования, вроде декупажа. К тому же, проведение мастер-классов по рисованию в технике эбру может стать довольно прибыльным занятием, ведь найти желающих научится этому завораживающему мастерству будет совсем не сложно.
Автор: Рита Бергман, специально для интернет-журнала «Женские увлечения».
Источник
Мастер-класс — нетрадиционная техника рисования «Эбру»
Анна Костылева
Мастер-класс — нетрадиционная техника рисования «Эбру»
Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования «ЭБРУ» и провести мастер — класс.
Еще в древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» Современный исследователь детского изобразительного
творчества Т. С. Комарова утверждает, что художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами».
Ученые, исследовавшие детское изобразительное творчество, указывали, что развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, чтобы результаты оказались положительными, необходимо заинтересовать ребенка. Об этом говорили такие ученые, как Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева.
Все дети любят рисовать. Очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.
Из опыта работы с детьми, по развитию художественно творческих способностей в рисовании можно сказать, что стандартных наборов изобразительных материалов, техник не достаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.
В ходе наблюдений, за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:
1. Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании;
2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;
3. Недостаточно знаний об окружающем мире.
Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умение мыслить не стандартно.
Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в ИЗО деятельности получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.
Каждая из нетрадиционных техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен.
Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов и владения техниками рисования, а как эффект «хэппенинга» (в переводе с английского — «случаться»). При том неизвестно, какое изображение получиться, но будет успешен результат и это усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует их воображение.
В своей работе использую разнообразные нетрадиционные техники (граттаж, монотипию, пальцеграфию, ниткографию, выдувание, рисование солью и др., которые создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, эмоционально положительный эффект деятельности. Дошкольники создают новое, оригинальное воплощая свой замысел.
Более подробно остановлюсь на одной из нетрадиционных техник рисования «ЭБРУ».
«ЭБРУ» — искусство рисования на воде. Вода с древних времен привлекала интерес человека и манила его своими необыкновенными качествами.
Рисования на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но можем точно сказать, что эта техника зародилась в Азии (Туркестан, Индия, Турция, а потом постепенно появилась и в Европе.
В переводе слово «Эбру» — это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «Эбру» называли — «турецкая бумага» или «мраморная бумага».
Сейчас у этого искусства множество поклонников, создаются целые
школы по обучению технике рисования Эбру.
Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага (она должна быть для рисования акварелью или плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость.
Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде и создавая тонкую пленку.
В работе с дошкольниками использую технику «ЭБРУ» с целью:
развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.
Она помогает решить следующие задачи:
1. Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования;
2. Подбирать и использовать нетрадиционный ИЗО материал;
3. Развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление;
4. Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.
И в результате:
1. Дети самостоятельно используют нетрадиционные техники;
2. Находят не стандартные способы художественного изображения;
3. Умеют передавать свои чувства и эмоции, получают удовольствие от своей работы.
Техника «Эбру» в домашних условиях ни чем не отличается от профессиональной. Доступность материалов позволяет заняться искусством практически каждому желающему.
И сегодня я проведу мастер — класс «Нетрадиционная техника рисования «ЭБРУ».
В начале, я расскажу, как работать в этой технике
шаг 1.
Рисование Эбру начинается с Подготовки жидкости.
Приготовить не густой клейстер из крахмала и воды и дать ему остыть, затем добавить в него немного канцелярского клея, все перемешать. Если на поверхности появились пузырьки положить на нее обычную газету на 15 – 30 секунд и убрать. Жидкость готова к применению. Как вы видите, жидкость уже подготовлена.
2 шаг.
Для рисования берем акриловые краски, разбавляем их водой до жидкого состояния. Перед рисованием каждый раз нужную краску перемешиваем, т. к. она оседает.
3 шаг.
[/b] Подготовка ИЗО материала
Нам понадобятся: лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки сухие и влажные, бумага (акварельная, палитры.
4 шаг.
[/b] Рисование в этой технике
Берем лоток с подготовленной жидкостью и палочку, на кончик палочки набираем краску, и слегка касаемся поверхности воды (можем поставить несколько точек в зависимости от задуманного) или кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности).
Далее воплощаем задуманное (цветы, пейзаж, фон или еще что — то другое)
Перенос рисунка на бумагу
Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность и ждем несколько минут, края начнут подниматься. Берем за края бумаги и поднимаем ее.
Даем рисунку высохнуть в течение суток. Если делали фон то можно продолжить работу, а если рисунок, то он готов. А сейчас предлагаю вам попробовать порисовать в этой технике.
Как вы уже поняли, в процессе работы, предугадать, как растекутся краски, очень сложно. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет фантазии и идеи безграничны. И каждый рисунок будет, в своем роде, единственным и неповторимым.
Вывод
С вашего разрешения подведу итог. Мне как педагогу, использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ, помогает развивать познавательную деятельность, корректировать психические процессы дошкольников.
Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.
Работая с детьми, пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Таким образом, знания, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не останавливаемся и в дальнейшем ставим задачу усовершенствовать полученные умения и навыки, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых нетрадиционных техник в рисовании, использовать необычный материал для своих работ, а может и создавать свое индивидуальное «Я» в творчестве.
Свою работу веду не только с детьми, но и провожу мастер – классы с родителями, знакомя их с нетрадиционными техниками. Оформляем стенды, выставки, сама провожу кружок по ИЗО деятельности.
Спасибо за внимание!
Городской фестиваль «Зимние узоры» Каждый год в нашем городе проходит городской фестиваль детского творчества «Зимние узоры», в котором принимают участие детские коллективы.
Нетрадиционные техники рисования в работах малышей 1 младшей группы «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Аристотель Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных.
Источник