Развитие творческих способностей у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования — эбру
Дарья Менх
Развитие творческих способностей у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования — эбру
Занятия по рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится всё сложнее. Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным мышлением и способностью эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Чтобы интерес ребят к творчеству не ослабевал, увлечённый своей работой педагог каждый раз старается придумать нечто особенное, внести в мир изобразительного искусства капельку волшебства. Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Работая с детьми дошкольного возраста, многие педагоги замечают: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Ребенку нужен результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в изодеятельности, получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, что позволяет чувствовать себя свободнее, смелее.
Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, мы убедились в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Еще древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Современный исследователь детского изобразительного творчества Т. С. Комарова утверждает, что «художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами».
Ученые, исследовавшие детское изобразительное творчество, указывали, что развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, чтобы результаты оказались положительными, необходимо заинтересовать ребенка. Об этом говорили такие ученые, как Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева.
Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.
Хочу поделиться одной волшебной техникой рисования, которая у нас почти не распространена, но иначе как волшебной её просто назвать нельзя – это акварисование или эбру.
«ЭБРУ» — старинная, восточная техника рисования на воде. История возникновения эбру окутана тайной. Сложно даже сказать, в каком именно веке оно появилось. Также невозможно определить, где именно зародилось эбру: то ли в Индии, то ли в Персии, то ли в Бухарском ханстве, то ли еще где-то на Востоке. Единственный факт не вызывает сомнений: эбру является характерным восточным искусством.
В переводе слово «Эбру» — это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «эбру» называли — «турецкая бумага» или «мраморная бумага». Эбру – это больше, чем просто искусство, это соединение воды, краски и художника в едином порыве создания шедевра. Техникой эбру может овладеть каждый.
Вы можете подумать: зачем ребенку эбру, если есть карандаши, фломастеры, акварель? Рисование на воде качественно отличается от всего вышеперечисленного! Дети, наблюдающие за таинством рисования на воде, воспринимают сам процесс как настоящее волшебство. Когда же их творение, сказочное по красоте и полету фантазии, переходит на бумагу, оставляя при этом воду кристально чистой, восторг малышей не поддается описанию! Благодаря рисованию на воде детская фантазия и воображение развиваются с космической скоростью. Кроме того, эбру приносит и сугубо практическую пользу: развивает моторику рук, терпение и выдержку, а также оказывает успокоительный эффект, о котором особенно страстно мечтают родители гиперактивных детей. Нет сомнений, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, когда на воде могут получиться такие красивые и разнообразные узоры. Красивые узоры, цветы, звезды получаются как бы сами собой, что не может не радовать маленьких художников. Ребенок будет гордиться своими результатами и обязательно будет радовать новыми творческими свершениями.
Такие занятия сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.
Главное в рисовании эбру – это научиться слушать свои эмоции, свое тело, в частности, руки, и тогда можно почувствовать себя настоящим художником, древним мастером. Дети, не имеющие большого мастерства в обычном рисовании, в этой технике-могут создавать настоящие шедевры.
В работе с дошкольниками использую технику «ЭБРУ» с целью: обучить способу деятельности (рисованию на воде) с помощью новых художественных материалов и способствовать самореализации личности (развитию мышления и формированию творческих способностей).
Зада чи:
образовательные: создать для детей ситуацию рисования новым способом – Эбру (масляными красками на воде с загустителем, обучить способу работы рисования на воде, учить терпению и выдержке при работе с жидкими красками, наборе краски из пипетки «капельками».
развивающие: развивать фантазию, воображение, мыслительную и речевую деятельность, слуховое и зрительное восприятие, умение сравнивать и анализировать, развитие мелкой моторики рук.
воспитательные: воспитывать терпение, самостоятельность, активность, инициативность; повысить личностную самооценку ребенка: дать ему почувствовать себя режиссером, художником и исполнителем волшебной сказки, воспитывать чувство радости, сопричастности к уникальному и неповторимому творчеству.
Техника «Эбру» в домашних условиях ничем не отличается от профессиональной. Доступность материалов позволяет заняться искусством практически каждому желающему.
Я сегодня расскажу Вам, как работать в этой технике в домашних условиях.
1 шаг. Рисование Эбру начинается с подготовки жидкости. Приготовить не густой клейстер из клея ПВА, воды и все размешиваем. Жидкость готова к применению.
2 шаг. Подготовка красок. Для рисования берем масляные краски, разбавляем растворителем до жидкого состояния.
3 шаг. Подготовка ИЗО материала. Нам понадобятся: лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки, бумага.
4 шаг. Рисование. Берем лоток с подготовленной жидкостью и кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности). Далее воплощаем задуманное (цветы, пейзаж или еще что — то другое)
5шаг. Перенос рисунка на бумагу. Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность. Когда края начнут подниматься, берем за края бумаги и поднимаем ее. Даем рисунку высохнуть. Как вы уже поняли, в процессе работы, предугадать, как растекутся краски, очень сложно. Поэтому здесь нет определенных рамок, а только личный полет фантазий. И каждый рисунок будет, в своем роде, единственным и неповторимым.
И в результа те:
1. Дети самостоятельно используют нетрадиционные техники;
2. Находят не стандартные способы художественного изображения;
3. Умеют передавать свои чувства и эмоции, получают удовольствие от своей работы.
Вы вод
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Рисование на воде красками отличная возможность отдохнуть, приучить детей к искусству, дети, рисуя по воде, будут развивать воображение мышление моторика. Занятие Эбру поможет вам с радостью провести свое время, Во время рисования Эбру у вас всегда будут получаться гармоничные рисунки и картины, так как сама вода будет помогать получать красивые изображения. Вам иногда достаточно во время рисования просто водить шилом по воде, и на ваших глазах будут получаться замечательные формы.
Говорят, что искусство рисования на воде успокаивает, умиротворяет, дает человеку положительную энергию, забирая при этом отрицательную.
Мне как педагогу, использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ, помогает развивать познавательную деятельность, нестандартное мышление, творчество. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.
Работая с детьми, пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Таким образом, знания, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не останавливаемся и в дальнейшем ставим задачу усовершенствовать полученные умения и навыки, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых нетрадиционных техник в рисовании, использовать необычный материал для своих работ, а может и создавать свое индивидуальное «Я» в творчестве. [
Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.
«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.
Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.
Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка В единой горсти — бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.
Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка — рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.
Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.
Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.
Источник
Мастер-класс «Рисование по воде»
Наталья Назырова
Мастер-класс «Рисование по воде»
Мастер-класс «Рисование по воде»
Назырова Наталья Валентиновна
Воспитатель по ИЗО
«Танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумага с облаками», «волнообразная бумага», – так по-разному называют искусство эбру в странах Востока. В Европе же просто говорят – «турецкая бумага», так как впервые с этим изящными, красивыми картинами европейцы встретились именно в Стамбуле.
Техника Эбру- древнейшая восточная техника живописи искусство рисования на воде, это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают удивительные узоры. О названии доподлинно известно, что в персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на, соответственно “обру”, адаптированное в турецком как «эбру», значит «на воде».
Работая с детьми,я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Нет сомнения, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, к тому же это все можно перенести не только на бумагу, но и на ткань.
Краски на воде во власти юных талантов творят чудеса. Главное, это отпустить себя навстречу новому познанию, открыться эксперименту и не думать о результате, отдавшись очарованию самого процесса!
«Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования, рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить».
Цель: развитие художественного творчества, воображения, фантазии, интерес к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.
Она помогает решить следующие задачи:
1. Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования;
2. Подбирать и использовать нетрадиционный ИЗО материал;
3. Развивать желание экспериментировать в рисовании,проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление;
4. Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.
Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага (она должна быть для рисования акварелью или плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость.
Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде и создают тонкую пленку.
1. Дети самостоятельно используют нетрадиционные техники;
2. Находят не стандартные способы художественного изображения;
3. Умеют передавать свои чувства и эмоции, получают удовольствие от своей работы.
И сегодня я проведу мастер — класс «Рисование на воде», с помощью техники рисования «ЭБРУ».
Техника рисование «Эбру»состоит из следующих этапов:
Рисование Эбру начинается с Подготовки жидкости.
Приготовить не густой клейстер из крахмала и воды и дать ему остыть, затем добавить в него немного канцелярского клея, все перемешать. Если на поверхности появились пузырьки положить на нее обычную газету на 15 – 30 секунд и убрать. Жидкость готова к применению.
Для рисования берем акриловые краски, разбавляем их водой до жидкого состояния. Перед рисованием каждый раз нужную краску перемешиваем, т. к. она оседает.
Подготовка ИЗО материала
Нам понадобятся: лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки сухие и влажные, бумага (акварельная, палитры.
Рисование в этой технике
Берем лоток с подготовленной жидкостью и палочку, на кончик палочки набираем краску, и слегка касаемся поверхности воды (можем поставить несколько точек в зависимости от задуманного) или кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности).
Далее воплощаем задуманное (цветы, пейзаж, фон или еще что — то другое)
Перенос рисунка на бумагу
Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность и ждем несколько минут, края начнут подниматься. Берем за края бумаги и поднимаем ее.
Даем рисунку высохнуть в течение суток. Если делали фон то можно продолжить работу, а если рисунок, то он готов. А сейчас предлагаю вам попробовать порисовать в этой технике.
Как вы уже поняли, в процессе работы, предугадать, как растекутся краски, очень сложно. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет фантазии и идеи безграничны. И каждый рисунок будет, в своем роде, единственным и неповторимым. примеры картин, выполненные в технике эбру.
Прикреплённые файлы:
prezentacija-yebru_pi9f8.pptx | 3242,99 Кб |
Мастер-класс «Декоративное рисование «Городецкая роспись» Городецкая роспись-это настоящее произведение искусства. На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город Городец!Там и зародилась.
Мастер-класс для родителей «Использование игровых приемов по адаптации детей к воде при обучении плаванию» Мастер-класс для родителей на тему: «Использование игровых приемов по адаптации детей к воде как подготовительный этап при обучении плаванию».
Мастер-класс для родителей «Рисование пластилином» Мастер-класс для родителей: «Рисование пластилином». Цель: дать родителям знания о пластилинографии, как нетрадиционном способе рисования.
Мастер-класс «Рисование ладошками» «Истоки способностей и дарование детей — на кончиках пальцев. От пальцев, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой.
Мастер-класс «Рисование на наждачной бумаге» Все дети любят очень рисовать. Рисование для них радостное увлечение. Рисование нетрадиционными способами — это увлекательная, завораживающая.
Мастер-класс «Увлекательное рисование» Мастер – класс для родителей «Увлекательное рисование» Цель: вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с детьми. Задачи:.
Мастер-класс «Зимнее дерево» с использованием нетрадиционных техник рисования (рисование мукой и рисование солью) Мастер-класс «Зимнее дерево» с использованием нетрадиционных техник рисования (рисование мукой и рисование солью)Воспитатели Самодин А. Н.
Одуванчик-нетрадиционное рисование (мастер-класс) Вот и наступило лето, а у нас самая пора цветения одуванчиков, маленькие солнышки повсюду на изумрудной травке, поэтому хочу вам предложить,.
Эбру-рисование на воде Актуальность На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно –.
Экспериментирование в детском саду. Рисование на воде. Техника эбру Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию удивительный и очень занимательный эксперимент с водой и красками, который посчастливилось.
Источник