Рисуем огонь вода земля воздух

Проект «Воздух, огонь, земля и вода — 4 стихии»

Татьяна Бирюкова
Проект «Воздух, огонь, земля и вода — 4 стихии»

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают

способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания –формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется

Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических, а для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.

Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Опыты, которые проводят дети, способствуют формированию познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о неживой природе, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.

Отсутствие у детей представлений о значении неживой природы в жизни человека

Информационная карта проекта

Вид проекта:

по тематике и способам реализации: познавательно-исследовательский

по составу участников: групповой

по срокам реализации: долгосрочный (1 месяц)

Цель: способствовать формированию представлений, знаний о неживой природе.

1) формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с неживыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом; формирование представлений о явлениях окружающего мира; показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

2) привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.

3) развитие умений наблюдать за явлениями неживой природы, стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем; развитие аналитического мышления (поисковая деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы); развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

— создание книжки «4 стихии»

— оформление выставки рисунков и поделок

Дети: сформированность знаний о неживой природе, расширение представлений детей об окружающем мире через экспериментирование, развитие умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов,развитие познавательных способностей: развитие мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение,социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Родители: активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность, формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.

Педагоги: осуществляют инновационную деятельность; повышают профессиональный уровень.

Этапы проекта

На изучение каждой стихии было отведено по 1 неделе.

— выявление первоначальных знаний детей о воздухе, воде, земле и огне

— информирование родителей о предстоящем проекте, беседы с родителями о необходимости приобретения детьми навыков социального общения со взрослыми

— Подобрать методическую научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме

— подбор материала, изготовление экологических игр;

— создание мини — лаборатории;

— подобрать дидактические игры и пособия

-загадки о воздухе

— подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.

— знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов

— составление картотеки опытов с воздухом и водой

— создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).

Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма;природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ;утилизированный материал:, пробки; разные виды бумаги;красители: гуашь, акварельные краски;медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл) ;прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи.

1 неделя: «Воздух»

Непосредственно образовательная деятельность

Презентации: «Невидимка воздух»

«Где можно найти воздух (ознакомление с окружающим + опытническая работа).

«Значение ветра в природе”

«Ветер наш враг или друг?»

Рисование: монотипия «Нарядные бабочки»,«Самолет»

Конструирование из бумаги «Вертушка», «Самолет», воздушный змей, парашюты, бабочки, флюгер

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

— Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на воздушном шаре», «Летчики», «Путешествие на парусном корабле».

— Подвижные игры в группе и на прогулке: «Солнышко и тучка», «Одуванчики», «Обгони ветер», «Пузырь»

— Пробуждающая гимнастика «Пилоты»

— Дидактические игры: «Что лишнее?», «Какой ветер», «Угадай, от какого дерева эти семена».

— Обсуждение пословиц и поговорок о воздухе

— Раскрашивание раскрасок с изображение воздушного транспорта

— Разучивание физминутки «Ветер дует нам в лицо….»

— Рассматривание сказочных иллюстраций

— Слушание: звуков ветра, музыки ветра (колокольчики)Создание образов в движении под музыку: танец ветерка, смерча, «Деревья на ветру», «Мельница»

Ознакомление с духовыми музыкальными инструментами (дудочка, губная гармошка, свистульки)

— Произведения художественной литературы:

С. Маршака «Мыльные пузыри», И. Токмакова «Ветрено, ветрено», Н. Некрасов «Заунывный ветер», А. Барто «Эти капризы», С. Михалкого «Три ветра», С. Жупанин «Нарисую ветер», М. Джалиль «Вольные ветры», Н. Матвеева «Дуб и ветер».

Наблюдения за природными явлениями на прогулке, связанными с воздухом:

-Наблюдение за воздухом, за полётом птиц, самолётов, вертолётов.

-Наблюдение за растениями с летающими семенами (Береза, клен, тополь, ясень, сосна, ель, липа);

-Определение силы ветра по деревьям

-Запускание воздушного змея.

Опытно — экспериментальная деятельность

Опыт №1. «Где спрятался воздух

Опыт №2. «Как увидеть воздух

Опыт №3. «Воздух — невидимка»

Опыт №4. «Движение воздуха»

Опыт №5. «Имеет ли воздух вес

Опыт№6. «Опыт с апельсином»

Опыт №7. «Кто надует пузырь больше»

Опыт №8 «Парусный кораблик» — установить, что паруса «ловят» ветер.

Познавательные мультфильмы: «Зачем нужен воздух, «Из чего состоит воздух, «Что такое воздух, Смешарики «Воздух для вдохновения»

2 неделя: «Вода»

Непосредственно образовательная деятельность

презентации «Вода вокруг нас»

«Вода – наше богатство»

Рисование: «Я рисую море – голубые дали…», «Крошки- осьминожки» коллективная работа, «Рыбки»(восковыми мелками)

Аппликация: «Рыбки играют, рыбки сверкают», «Стайка дельфинов»,

Конструирование: «Круговорот воды»

Лепка: «Ручеек и кораблик», «На дне морском» (сюжетная по представлению)

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

— Сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Постираем белье для кукол»

— Дидактические игры: «Кто живет в воде?», «Тонет – не тонет», «Вода бывает разной», «Моем наши ручки», «Какая разная вода», «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает» «Путешествие кораблика», «Где спряталась вода, «Маленькие человечки», «Хорошо — плохо».

— Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”.

— Подвижные игры: «Ручеек», «Лягушки и цапля», «Удочка», «Караси и щука», «Переправа»

— Рассматривание атласа–карты Земли, глобуса; иллюстраций с различным агрегатным состоянием воды (пар/газ, лед/снег, с различными видами водоемов.

— Загадки, поговорки, стихи о воде.

Произведения художественной литературы:

А. Ефремов «Капля, речка, океан», А. Введенский «Река», В. Иваненок «Домик в море», «Почему вода в море соленая карельская сказка, Б. Заходер «Что случилось с водой» и др.

— Наблюдения на прогулках

— Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

«Вода прозрачная»,

«У воды нет вкуса, цвета, запаха»,

«Тонет – не — тонет»,

«Вода — жидкая»,

«Что растворяется в воде»

«Вода не имеет формы»,

«Пар — это тоже вода»,

«Лед — твердая вода»,

Викторина «Что я знаю о воде?»

3 неделя: «Огонь»

Непосредственно образовательная деятельность

Презентации: «Стихия — огонь»

«Огонь – друг»

«Огонь – враг»

Рисование: «Вечерний свет в окошках», «Огонь» (монотипия)

Аппликация: дизайн-проект «Красивые светильники» (аппликация из ткани + декоративное рисование)

Конструирование: «Кошкин дом» (конструктор, «Красивые подсвечники» (тесто + бросовый материал)

Лепка: «Тили-тили-тили бом» (коллективная)

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

Стихи, загадки, пословицы об огне

— Физминутка: «Пламя костра»

— Дидактические игры: «Слушай внимательно», «Угадай профессию»

«Разложи по порядку», «Собери картинку», «Огнеопасные предметы», «Подумаем вместе», «Доскажи словечко», «Найди ответ», «Как делать нельзя»

— Слушание: звуки огня,Создание образов в движении под музыку: «Танец огня в свече, в печи», «Разгорающийся и затухающий костер

— Сюжетно-ролевая игра: «Мы пожарные»

— Чтение художественной литературы:

А. Гайдар «Горячий камень», Житков Б.,интересные странички: Как люди добывают огонь? Когда появились первые пожарные команды? Почему огонь тушат водой, Житков Б., «Пожар в море», Житков Б., «Дым» и др.

— Оформление брошюры с фотографиями, иллюстрациями, рисунками (проявления огня в природе, «Огонь – друг, огонь –враг»

Опыт №1. Наблюдение за горящей свечкой

Опыт №2. Наблюдение за горением предметов

Опыт №3. «Чем можно потушить огонь»

Опыт 4. «Почему огонь погас

4 неделя: «Земля»

Непосредственно образовательная деятельность

Презентации: «Почва – живая земля»

Рисование: «Загадки с грядки», «Камни бывают разные», «Извержение вулкана», «Горный пейзаж»

Аппликация: «Яблоко с листочком», «Золотые подсолнухи»

Лепка: «Чудо-дерево» (коллективная, лепка из глины различных фигурок, из теста «Горы».

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

Наблюдения и опыты:

«Можно ли менять форму глины и камня?»

«Песочная страна» (свойства песка)

«Сравним свойства глины и песка»

«Как происходит извержение вулкана?»

Стихи, загадки, пословицы о земле

— Сюжетно-ролевая игра «Археологи»

— Рассказ о труде геолога, шахтера

— Рассматривание различных видов почв

— Посадка огорода на подоконнике (лук)

— Подвижные игры: «Мы-песчинки», «Разрушение горы»

— Чтение художественной литературы: Наби Хазри «Спят ли горы?», П. Бажов «Каменный цветок», «Серебряное копытце», Н. Байрамов «Узоры на песке», Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка», В. Бианки «Лис и мышонок», Н. Рыжова «О чем шептались камушки?»

— дидактические игры «Ящик ощущений», «Вершки-корешки», «Запрещается — разрешается», «Да–нет», разрезные картинки, «Живое-неживое», «Лото», игры – лабиринты;

— рассматривание коллекции камней и минералов

ОПЫТ №1. «В почве есть воздух»

ОПЫТ№2 «В почве есть вода»

Работа с родителями

Оформление в родительском уголке рубрики «Экспериментируем дома»:

1) Консультация «Как организовать экспериментальную деятельность дома»;

2) Подборка практического материала для использования опытов дома, совместно с детьми «Опыты на кухне»;

3) Оформление в родительском уголке фотовыставки «Наши интересные дела»

4) Подборка материала о воздухе, воде, огне и земле: стихи, пословицы, загадки, игры.

Проект был реализован с детьми старшей группы.

После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучению четырех стихий, у детей стойко сформировалось представление о воздухе, воде, земле и огне, их свойствах и значении для жизни живых организмов (человека, животных, растений); сформированы знания о пользе и вреде, которые могут принести стихии людям. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Итогом проекта: оформление книжки «4 стихии», оформление

Дидактическая игра «Земля, воздух, вода» Дидактическая игра по образовательной области «Речевое развитие», «Познавательное развитие» (для детей старшей и подготовительной группы).

Конспект экспериментальной НОД по ФГОС в подготовительной группе «Воздух — богатство планеты Земля» Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Задачи:.

Конспект занятия «Воздух и вода» в старшей группе Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать.

Консультация для воспитателей «Солнце, воздух и вода» Консультация для воспитателей «Солнце, воздух и вода» Подготовила воспитатель: Каримова. И. М Многие дети-дошкольники все еще часто страдают.

Информационно-познавательный творческий проект в подготовительной группе «Огонь — друг, огонь — враг» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №173» ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ОГОНЬ-ДРУГ, ОГОНЬ-ВРАГ».

«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Исследовательско-творческий проект Выполнили: Емельянова Е. О. Андреева Н. И. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» 1. Тип проекта По доминирующей в проекте деятельности:.

Проект тематической недели «Огонь — друг, огонь — враг!» Подготовительная группа «Бруснички» Воспитатели: Арнаутова А. В. Цель: Расширение представлений детей о профессии «пожарный» и правилах.

Проект тематической недели «Огонь друг, огонь враг» Проект недели «Огонь друг – огонь враг» Цель: формировать представления о профессии пожарный, предметах быта представляющих опасность. Задачи:.

Проективно-ресурсная арт-педагогика с учетом ФГОС. Изображение стихии «Земля» через рисование черепахи детьми старшей группы Арт-педагогика — отрасль педагогической науки, слияние педагогики и искусства, она изучает закономерности воспитания и развития человека.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «Солнце, воздух и вода» На территории детского сада оборудованы три площадки — станции, украшенные шарами и инвентарем для игр и аттракционов. Все станции работают.

Источник

Читайте также:  Почему воду отключают раньше
Оцените статью