Рождение европы вода часть 1
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 783
- КНИГИ 655 683
- СЕРИИ 25 098
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 612 396
К российскому читателю
Издание международной серии «Становление Европы» стало заметным явлением в общественной и интеллектуальной жизни современной Европы. В эту серию вошли десятки трудов известных ученых и мыслителей из различных стран Европы. Важно и то, что в серию вошли труды, характеризующие самые разные стороны европейской истории, общественной мысли, экономики, духовной жизни прошлого и настоящего европейского континента.
Интерес к теме становления Европы, ее эволюции и современной жизни реализуется во многих сотнях книг и статей, издаваемых в разных странах Европейского союза. Только перечень трудов, опубликованных за последние 5–10 лет, занял бы немало томов.
Глубоко символично, что российское издание серии открывается книгой мэтра французской историографии, выдающегося ученого и составителя этой серии Жака Ле Гоффа под названием «Рождение Европы». Следует сразу же сказать, что русский перевод не совсем точно передает название книги в оригинале, которое звучит в форме вопроса — «Родилась ли Европа в Средневековье?». Это вполне естественно для Ле Гоффа, так как он признанный и, несомненно, один из самых лучших специалистов по истории Средневековья. По его книгам учились и воспитывались сотни исследователей в разных странах, его почитали и почитают во Франции и Италии, в Англии и США, в Германии и Польше, а с некоторых пор, после перевода многих его книг на русский язык, Ле Гофф узнаваем и признаваем и в России.
Книга Ле Гоффа «Рождение Европы» (будем употреблять название русского издания) — это блестящее эссе, которое вводит нас не только в проблематику зарождения Европы, но и в круг многих проблем и понятий современной историографии, которые и по сей день служат предметом многочисленных и острых дискуссий в мировом научном сообществе.
В этом плане выделим несколько вопросов, поставленных в книге Ле Гоффа.
Прежде всего, отметим размышления автора о самом термине и, в более широком контексте, о понятии «Европа». Для автора это не просто география или соединение населяющих Европу народов и т. п. Европа, по Ле Гоффу, это гораздо более общее и широкое понятие и явление, это история расселения европейских народов, античное наследие, соседство с миром варваров; это культурное взаимодействие, это соединение и разлом, общность идеалов и соперничество и т. д. Для Ле Гоффа средневековая Европа — это культурное и религиозное единство, рождение промышленности и торговли.
Нельзя без восхищения читать главы книги о возникновении европейских университетов, о европейской архитектуре, воплощенной в прекрасных соборах в Париже и Шартре, в Кембридже и Лондоне, в Болонье и Барселоне, в Праге и Будапеште, в городах центральной и южной Германии, в ганзейской Европе.
Для автора Европа — это господство латыни и зарождение национальных европейских языков.
Ле Гофф выделяет «прекрасный» XIII век, когда многие процессы рождающейся Европы получили свое воплощение.
Автор — не большой сторонник термина «Возрождение» применительно к этому веку, но это не отменяет его глубокого интереса и высокой оценки европейских процессов того времени. Для Ле Гоффа рождение Европы связано и с появлением сословия ремесленников и купцов, менявших стиль жизни, экономику и торговлю.
В эссе профессора Ле Гоффа отведено немалое место и деятелям искусства, живописцам и музыкантам, великим гуманистам того времени. И характеристики всех этих представителей культуры, искусства и науки тесно и органично связаны в книге с общеевропейскими реалиями.
Естественно, автор не мог в одной книге подробно рассказать обо всех общих и конкретных особенностях европейской жизни. Так, он лишь наметил контуры Зарождения европейской пацифистской мысли; в равной мере он мало говорит о начальных общеевропейских проектах, относящихся, правда, уже к XIV веку и к более поздним временам. В общем плане «европейская идея» как некая общность анализируется сквозь призму внутренних европейских процессов и их распространения на всей территории Европы.
Поскольку в центре внимания автора в основном развитие в регионах Западной Европы в период раннего и зрелого Средневековья, то ситуация в Европе Центральной и Восточной занимает малое место в книге. Он лишь упоминает о Венгрии и Польше, о Чехии и Балканах, причем события в этой части Европы интересуют автора в плане взаимоотношения Европы с сопредельными мирами. В более общем ключе такой подход объясним, ибо европейская общность и идея Европы очень часто интерпретируются как нечто отличное от других регионов и континентов. Поэтому Польша, Венгрия и Чехия, так же, как и Балканы, упоминаются автором в плане сопротивления экспансии монголов, а затем и турок.
Для профессионалов-историков, конечно, всегда интересна и важна оценка Ле Гоффом самого смысла Средневековья и его периодизации. В историографии продолжаются оживленные дискуссии о «долгом Средневековье», о соотношении «Средних веков» и феодализма и т. п.
Наконец, мы подходим к заключительному, но весьма важному вопросу.
Речь идет о России. В книге Ле Гоффа Русь лишь однажды упоминается как страна, которая, преодолев монгольское нашествие, приступила к собиранию русских земель. Конечно, проблема принадлежности России к Европе — это вопрос более позднего времени, когда в эпоху Петра I и на протяжении всего XVIII века Россия ускоренными темпами сближалась с Европой, с ее установлением и системой, с культурой и общественной мыслью. Но эти процессы имели и свою историю; и в более ранние времена русские княжества взаимодействовали с Европой — в культурно-историческом и в династическом плане, — воспринимая многие атрибуты европейской жизни того времени.
Но главное, что хотелось бы подчеркнуть особо, — это сам факт издания всей серии в современной России.
Среди самых различных слоев российской общественности ведутся дискуссии, порой весьма острые, о принадлежности России к Европе, об истории политических, экономических и культурных взаимосвязей России со странами Европы, о распространении в России европейских идей и представлений. За последние годы в России уже опубликованы многие десятки трудов самых известных деятелей европейской культуры, философии, истории, социологии, экономики и права, — как прошлых времен, так и современных. И в этом общем процессе можно всячески приветствовать издание в России книжной серии «Становление Европы», в рамках которой труду французского мэтра Ле Гоффа принадлежит выдающееся место.
Академик А. О. Чубарьян
Институт всеобщей истории РАН
Идет строительство Европы. С этим связываются большие надежды. Их удастся реализовать, только учитывая исторический опыт: ведь Европа без истории была бы подобна дереву без корней. День сегодняшний начался вчера, будущее всегда обусловлено прошлым. Прошлое не должно связывать руки настоящему, но может помочь ему развиваться, сохраняя верность традициям, и создавать новое, продвигаясь вперед по пути прогресса. Наша Европа, территория, расположенная между Атлантикой, Азией и Африкой, существует с давнего времени: ее пределы определены географией, а нынешний облик формировался под воздействием истории — с тех самых пор, как греки дали ей имя, оставшееся неизменным до наших дней. Будущее должно опираться на это наследие, которое накапливалось с античных, если не с доисторических времен: ведь именно благодаря ему Европа в своем единстве и одновременно многообразии обладает невероятными внутренними богатствами и поразительным творческим потенциалом.
Серия «Становление Европы» была основана пятью издательствами в различных странах, выпускающими книги на разных языках: «Бек» (Мюнхен), «Бэзил Блэквелл» (Оксфорд), «Критика» (Барселона), «Латерца» (Рим) и «Сёй» (Париж). Задача серии — рассказать о становлении Европы и о неоспоримых достижениях на пройденном пути, не скрывая проблем, унаследованных от прошлого. На пути к объединению наш континент пережил периоды разобщенности, конфликтов и внутренних противоречий. Мы задумали эту серию потому, что, по нашему общему мнению, всем, кто участвует в строительстве Европы, необходимо как можно полнее знать прошлое и представлять себе перспективы будущего. Отсюда и название серии. Мы считаем, что время писать сводную историю Европы еще не настало. Сегодня мы предлагаем читателям работы лучших современных историков, причем кто-то из них живет в Европе, а кто-то — нет, одни уже добились признания, другие же пока не успели. Авторы нашей серии обращаются к основным вопросам европейской истории, исследуют общественную жизнь, политику, экономику, религию и культуру, опираясь, с одной стороны, на давнюю историографическую традицию, заложенную Геродотом, с другой — на новые концепции, разработанные в Европе в XX веке, которые глубоко преобразовали историческую науку, особенно в последние десятилетия. Благодаря установке на ясность изложения эти книги будут доступны самой широкой читательской аудитории.
Источник
Рождение европы вода часть 1
Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24
Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить
К российскому читателю
ПРЕЛЮДИЯ: ЧТО БЫЛО ДО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Этапы формирования Европы в Средние века
I. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ НАБРОСОК ЕВРОПЫ. IV–VIII ВЕКА
Распространение христианства. Святой Августин
Основоположники средневековой культуры
Нашествия варваров и взаимопроникновение культур
Власть епископов и монахов
Новые герои — святые
Два полюса: Византия и ислам. Вопрос о священных изображениях
Переход Европы к сельскому образу жизни
Королевская власть и варварские законы
II. НЕУДАВШАЯСЯ ЕВРОПА: ЭПОХА КАРОЛИНГОВ. VIII–X ВЕКА
Приход к власти Каролингов
Был ли Карл Великий первым европейцем?
Союз между франками и папством. Карл Великий становится императором
Наследие, оставленное Карлом Европе
…И Европа крестьян
Каролингская цивилизация как пласт европейской культуры
Франция, Германия, Италия как сердце Европы
III. ЕВРОПА КАК МЕЧТА И КАК ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ. ТЫСЯЧНЫЙ ГОД
Имперская Европа Оттона
«Новая Европа» тысячного года
«Вновь прибывшие»: скандинавы, венгры, славяне
Европейское мирное движение
Новая европейская святыня в Испании — Сантьяго-де-Компостела
IV. ФЕОДАЛЬНАЯ ЕВРОПА. XI–XII ВЕКА
Разделение на ячейки
Деревня и кладбище
Высшие слои общества: дворянство
Рыцарство и куртуазность
Абеляр и Элоиза: интеллектуалы и новая любовь
Воинствующие ордена и милитантизм
Григорианская реформа: разделение на клириков и мирян
Битва пороков и добродетелей. Активизация дьявола
Деньги и хартии
Феодальная раздробленность и централизованные монархии
Престиж и слабость императорской власти
Европейское Возрождение XII века
Почитание Девы Марии
Усиление темы страдания в христианстве
Человек, созданный по образу Божьему. Христианский гуманизм
Возникновение Европы гонений
Двойственное отношение к прокаженным
Окраины феодальной Европы
Европа во времена крестовых походов
Крестовые походы — первое проявление процесса европейской колонизации?
V. «ПРЕКРАСНАЯ» ЕВРОПА ГОРОДОВ И УНИВЕРСИТЕТОВ. XIII ВЕК
Достижения Европы в XIII веке
1. РАСЦВЕТ ГОРОДОВ И ЕВРОПА ГОРОЖАН
2. ДОСТИЖЕНИЯ ТОРГОВЛИ: КУПЕЧЕСКАЯ ЕВРОПА
3. ДОСТИЖЕНИЯ ШКОЛ И УНИВЕРСИТЕТОВ
4. ДОСТИЖЕНИЯ НИЩЕНСТВУЮЩИХ БРАТЬЕВ
VI. ОСЕНЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ИЛИ ВЕСНА НОВОГО ВРЕМЕНИ?
Смерть, трупы и пляска смерти
Насилие в Европе
Нарушение единства Церкви: Великий раскол
Новые еретики: уиклифиты и гуситы
Новое благочестие (Devotio moderna)
Зарождение национального чувства
Европа открытости и расцвета
Флоренция, цветок Европы?
Два открытых ума. Николай Кузанский…
…И Павел Влодковиц
Упрощение карты Европы
Европейский проект Иржи Подебрада
Италия — светоч для европейских держав и объект их притязаний
Европеец Филипп де Коммин
Европа и мир за ее пределами
Притязания на Атлантику и Африку
Прогресс и архаика в кораблестроении и мореплавании
СОБЫТИЯ В ЕВРОПЕ
СОБЫТИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЕВРОПЫ
ОБЩИЕ РАБОТЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ЕВРОПЕ И ИДЕЕ ЕВРОПЫ, В ЧАСТНОСТИ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И ИДЕЯ ЕВРОПЫ
ОБЩИЕ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ПОСЛЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
СРЕДНИЕ ВЕКА В КИНО
КАРЛ ВЕЛИКИЙ И КАРОЛИНГСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
ВОЗРОЖДЕНИЕ XII ВЕКА
XIV–XV вв.: ПЕРЕМЕНЫ, КОНФЛИКТЫ, ВСПЫШКИ НАСИЛИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА СОВРЕМЕННОГО ТИПА
Источник
Рождение европы вода часть 1
«Европейским чудом» принято называть удивительное изменение темпов развития европейской цивилизации в XVI–XVIII вв.
Европа становится лидером мира
Примерно до XVI в. экономика Европы отнюдь не была самой развитой. Ряд регионов Востока (и особенно Китай) опережал её и по стоимости произведённых товаров и услуг, и по темпам роста городов, и по уровню грамотности населения, не говоря уже о его численности.
Только к XVIII в. европейское общество накопило тот потенциал, который обеспечил ему начало стремительного экономического роста. Темпы развития наиболее динамичных европейских стран — Нидерландов, Англии, Франции — настолько увеличились, что это позволило Европе превзойти страны Востока. Появление к концу века машин и фабрик заложило фундамент бурного развития европейской промышленности в XIX в. Основой этого взлёта стало совпадение во времени и пространстве нескольких совершенно разных факторов. Часть из них от европейцев не зависела.
Европейский континент оказался очень удачно расположен географически. На значительной его части не было иссушающей жары или сильной стужи, плодородные почвы позволяли получать достаточно большие урожаи, чтобы прокормить население. Избежала Европа и разрушительных набегов кочевников: арабы в VIII в., завоевав Испанию, дошли только до юга Франции, монголы, пройдя через Восточную Европу, повернули назад, а османы угрожали лишь балканским и средиземноморским странам.
Ни одно государство не смогло объединить Европу под своей властью. Ни империя Карла Великого, ни Священная Римская империя не преобладали на континенте настолько, чтобы победить раздробленность. Европа оказалась разделена на множество государств различного размера, которые находились в постоянном взаимодействии и соперничали друг с другом. Это соперничество не позволило власти ни в одном из них надолго укрепиться до такой степени, чтобы полностью — политически или экономически — подчинить себе общество, которое на протяжении раннего Нового времени становилось всё более значимым и заставляло с собой считаться.
В Европе процветала конкуренция; различные сословия и социальные группы, города и даже ремесленные или университетские корпорации обладали своими правами и вольностями. Государство же стремилось, насколько это было возможно, гарантировать закон и порядок, которые становились залогом быстрого и успешного экономического развития.
Великие географические открытия позволили Европе не только получить доступ к заморским ресурсам. Купцы богатели посредством торговли, население осваивало новые продукты питания, американское золото и серебро способствовали оживлению денежной экономики.
Значительный импульс развитию континента дала Реформация — европеец получил возможность сам выбирать себе веру, со временем протестанты оказались больше, чем католики, нацелены на личное преуспевание, новые формы заработка, стремились занять более высокое положение в обществе. Стала процветать конкуренция и религий, и политических элит: прежняя «единая» Европа, миссия которой заключалась в том, чтобы нести христианскую веру остальному миру, ушла в прошлое.
Европа активно ввозила не только товары, но и технологии, научные трактаты, банковские практики. Важнейший вклад в «европейское чудо» внесла научная революция и сопровождавшие её открытия в астрономии, математике, механике, химии, физике, медицине. Человек начал активно познавать законы, которые лежали в основе окружающего его мира. Соединение науки с практикой породило череду открытий — телескоп, микроскоп, барометр, термометр, паровой двигатель, новые виды вооружений. Военная революция, аграрная революция, демографическая революция — все эти процессы всего за несколько веков изменили европейский континент.
Реформация, сопровождавшие её изменения в обществе, распространение грамотности и книгопечатания, публикация многочисленных политических, экономических и философских трактатов, появление и развитие капитализма расшатывали традиционный миропорядок. С XVI в. Европа начинает постепенно порывать с традициями, закладывается фундамент начинающегося с XVIII в. процесса модернизации — перехода от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу, приведения самой структуры общества, государства, экономики, культуры в соответствие с требованиями времени. Таким образом, в то время как большая часть мира жила в рамках традиционного общества, с его темпами развития и приоритетами, Европа всё больше претендовала на то, чтобы стать лидером мира, и постепенно училась диктовать ему свою волю.
Рост населения Европы
Для Средних веков была характерна ситуация, когда высокая рождаемость сопровождалась высокой смертностью — из-за эпидемий и войн, превратностей климата, плохой гигиены и низкого уровня развития медицины. В благоприятные годы население росло; болезни, голод, войны, недостаток продовольствия приводили к его уменьшению.
И XVIII в. во многих европейских странах положение меняется: рождаемость по-прежнему была высокой вне зависимости от того, богатым был человек или бедным (у императрицы Марии-Терезии было 16 детей), но смертность начала снижаться, общая численность населения Европы постепенно росла, и этот рост уже не сменялся падением.
Точные цифры назвать невозможно, поскольку масштабных достоверных переписей тогда ещё не было, но население Европы за век увеличилось примерно с 110—120 млн чел. до 187 млн. Основной период этого роста приходится на вторую половину столетия. К концу века каждый пятый житель Земли был европейцем — это было больше, чем раньше, но всё ещё не так много в масштабах мира, где две трети людей жили в странах Азии.
Население Франции за это время возросло с 21—22 до 29 млн, германских государств — с 15 до 25 млн чел. В Англии к 1750 г. население достигло 5,74 млн чел. — как считается, таким же оно было в XIV в. до эпидемии чумы, — а первая всеобщая перепись 1801 г. показала уже 8,3 млн (10,5 млн с Уэльсом и Шотландией). В тех странах, которые в XVII в. испытали значительное падение численности населения, рост был ещё более существенным: в Ирландии за век оно выросло более чем в 2 раза, в Венгрии — в 5 раз.
Снижение смертности в то время объясняется многими причинами. Явно улучшился европейский климат, стало теплее, таких холодных зим, как в XVII в., уже не было. Распространялись новые методы и технологии в сельском хозяйстве, увеличивались посевы завезённых из Нового Света картофеля и кукурузы, позволявших прокормить с меньшей площади земли большее количество людей, что было существенным преимуществом перед зерновыми культурами. Уходили в прошлое крупные эпидемии европейского масштаба, истреблявшие целые города; в принципе, в Европе научились лучше устанавливать и соблюдать карантин. Улучшалась санитария, крупные кладбища стали выносить за городскую черту, европейцы постепенно привыкали следить за чистотой тела.
Рост населения оказался столь большим и впечатляющим) что начал пугать современников. В 1798 г. появляется знаменитый трактат англичанина Томаса Мальтуса «Опыт закона о народонаселении». Он писал: «Закон этот состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи». Эта теория получила название мальтузианство. Проанализировав рост населения Северной Америки, Мальтус пришёл к выводу, что за 20 лет оно удваивается. Сравнивая эти данные с данными, касающимися Европы, он утверждал, что там удвоение происходит в среднем за 25 лет, тогда как средства к существованию растут значительно медленнее. И если не принять мер, скоро населению Европы просто будет нечем питаться.
В реальности этого не произошло, да и данные, которыми пользовался Мальтус, во многом были неверны. И всё же этот рост населения запустил многие экономические процессы, характерные для Европы XVIII в. У европейцев пользовались всё большим спросом продукты питания и промышленные товары, производить их становилось всё более выгодно. Одновременно рос рынок рабочей силы.
Наступление капитализма
В XVIII в. ускоряются те процессы. которые начались ещё в раннее Новое время. Увеличивается количество денег в экономике, число покупателей товаров и потребителей услуг. Достаточно посмотреть, как изменилась, к примеру, английская деревня, и мы увидим, что разбогатевшие сельские жители начали строить свои дома из кирпича, гораздо чаще питаться мясом, активнее покупать промышленные товары и пользоваться углём для обогрева своих жилищ.
При наличии широких рынков сбыта предприниматели всё чаще прибегали к капиталистическим методам — использовали наёмный труд, вкладывали прибыль обратно в производство, стремились обустроить хозяйство рационально, искали способы развития производства в кредит. Страны, в которых активно развивался капитализм, богатели, уровень развития различный регионов Европы становился всё более неравномерным. Средний доход на душу населения в Англии 1780-х гг. был на 30–40% выше, чем во Франции, а во Франции — вдвое выше, чем в Центральной Польше.
Англия не случайно богатела быстрее других: там капитализм внедрялся наиболее активно. Это позволило завершить в XVIII в. аграрную революцию — перестройку сельского хозяйства ради увеличения его доходности. Её успехи были настолько впечатляющими, что вместо средневековой нормы — один кормит троих — английский крестьянин кормил 12—13 человек. А последовавшая за аграрной промышленная революция, начавшаяся с изобретения первых машин в хлопчатобумажном производстве, вывела Англию в безоговорочные европейские лидеры, заставила другие страны на протяжении всего XIX столетия догонять её по темпам и уровню развития.
Капитализм навсегда изменил структуру европейской промышленности. Если ещё в XVII в. в городах преобладали цехи и гильдии, контролировавшие производство многих промышленных товаров и зачастую мешавшие нововведениям, значительная доля товаров производилась на селе, а крупная промышленность была сосредоточена на мануфактурах, то в XVIII в. в Англии, Нидерландах и частично во Франции мануфактуры начинают преобладать над цеховым ремеслом, а промышленная революция порождает фабрику.
Транспортная революция
К началу XVIII в. для перевозки и людей, и товаров использовались традиционные пути сообщения, зачастую не менявшиеся на протяжении столетий. В центре Европы скорость перевозки благодаря лучшим дорогам увеличивалась, на периферии — уменьшалась. Быстрее всего перевозилась почта: в середине века в Венецию из Москвы она доходила за 6 недель, из Лиссабона — за 5, но из Нидерландов или Парижа она могла добраться и за неделю с небольшим. Для всадника 100 километров в день было пределом, почти рекордом. Товары до появления железных дорог перемещались более неспешно, обычно со скоростью запряжённой в повозку лошади. Кроме того, что перевозка грузов по суше не только была медленной и затратной, дороги не справлялись с возросшим потоком тяжёлых грузов (таких, как уголь и металлы), многие из них в распутицу становились непроезжими. Там, где это была возможно, как в Нидерландах, тяжёлые грузы старались перевозить по рекам и каналам — это зачастую оказывалось и дешевле, и быстрее.
Многие путешественники по-прежнему передвигались пешком, на собственных лошадях или в собственных повозках, хотя по дорогам уже ходили дилижансы — многоместные кареты, перевозившие пассажиров между городами. Но и такое путешествие трудно было назвать комфортным. Как писал один из со временников, эти повозки столь узкие, что, «готовясь к выходу, каждому приходится просить соседа вернуть его ногу или руку. Если же, на беду, окажется путешественник с большим пузом или широкими плечами, он измучит всех и придётся либо страдать, либо выходить».
Ситуация стала меняться благодаря транспортной революции — долгому процессу, начавшемуся в XVIII в. с улучшение имеющихся средств сообщения и закончившемуся в XIX в с развитием железных дорог. Первой из всех европейских стран решать транспортные проблемы стала Англия.
Новые виды дорожного покрытия предохраняли дороги от разрушения при перевозке тяжестей. Новые виды повозок обладали большей грузоподъёмностью. Активно строились платные дороги: к 1800 г. примерно на пятой части английских дорог взималась плата за проезд, но эти деньги позволяли поддерживать их в хорошем состоянии. Когда четвёрка лошадей гинула повозку с тонной груза по обычной дороге, за день удавалось преодолеть около 20 км, по платной дороге она могла гинуть полторы тонны и пройти уже около 30 км в день.
Большие деньги вкладывались и в строительство каналов, и в то, чтобы сделать реки более пригодными для перевозки грузов: всего за половину века протяжённость пригодных для навигации рек увеличилась в Англии вдвое. Возможность перевозить по рекам и каналам тяжёлые грузы позволила увеличить производство угля и понизить его стоимость, сделав его более доступным для предпринимателей.
Торговля преображает мир
Транспортная революция внесла немалый вклад в оживление европейской торговли: довезти грузы до моря или до соседних стран стало проще и дешевле. И всё же до XIX в. настоящий выход в мир европейским государствам по-прежнему давали порты: нередко быстрее было доплыть до другого государства, чем добраться по бездорожью до отдалённых уголков своей собственной страны. Это давало возможность расширять производство, находить новые рынки сбыта. Так возникает европейское разделение труда: страны уже не стремились обеспечить себя всем необходимым самостоятельно.
Из Восточной Европы на кораблях везли зерно, древесину, лён, пеньку, Северная Европа экспортировала металлы, Нидерланды делали состояния на посреднической торговле и продавали продукцию своей промышленности, Англия вывозила ткани, а впоследствии широкий спектр промышленных товаров, Франция удовлетворяла стремление других стран следовать за модой. Покупки иностранных товаров стали привычными. Известно, что даже в России состоятельные люди не только приобретали одежду из тонкого голландского полотна, но и иногда отправляли её в Голландию на стирку.
Торговля всё больше становилась международной, начали активно покупать и продавать не только товары, но и ценные бумаги — акции, векселя (долговые расписки) и др. Если раньше купцы предпочитали везти товары на известные на всю Европу ярмарки, то теперь ярмарки остаются лишь в наименее развитых регионах, а в развитых странах распространяются биржи — места, где обменивались как товарами, так и ценными бумагами, причём товары зачастую на биржу не доставлялись, там лишь заключались сделки. Крупными центрами, кроме Амстердама, становятся Лондон, Женева, Генуя, Париж.
Амстердам превращается в центр международных займов. Биржи позволяли деньгам и товарам всё более свободно перемещаться по Европе, помогали государствам и частным лицам получать кредиты.
XVIII век стал также временем расцвета европейской заморской торговли. Были налажены прочные контакты с другими регионами Европы и Азии, Северной и Южной Америкой, побережьем Африки. Если в 1700–1770 гг. объём торговли Англии со странами Европы вырос на 6 %, то объём торговли с Америкой — на 687 %. Из-за океана ввозили так называемые колониальные товары — чай, кофе, сахар, пряности, хлопок, табак. Дешёвые индийские хлопчатобумажные ткани везли и Европу, Америку и даже в Африку.
Этот подъём был бы едва ли возможен силами одних только купцов, без участия государств. С XVII в. европейские страны начинают вести между собой торговые войны. По-прежнему процветала политика меркантилизма — убеждённости в том, что страна должна продавать как можно больше, а покупать как можно меньше, чтобы золото не уходило за рубеж.
Возникло такое понятие, как «треугольная торговля»: из Beликобритании корабли отправлялись к западному побережью Африки, там закупались рабы, продавались в Вест-Индии или на Американском континенте, затем суда загружались колониальными товарами и плыли обратно в Великобританию. Отдельной позорной страницей истории XV—XVII вв., а затем и XVIII в. стала работорговля. Лидировала здесь также Англия — до 40 % рабов перевозились именно на её кораблях. Рабов выменивали на огнестрельное оружие, безделушки, металлы, ткани, спиртные напитки. На заработанные на внешней торговле деньги портовые города преображались: набережные благоустраивали, ширилось каменное строительство, меняли свой облик Бордо, Бристоль, Ливерпуль.
Торговая и колониальная экспансия Европы в XVIII в. потрясает воображение. За столетие территории, контролируемые европейцами, выросли в несколько раз, к 1780-м гг. на них проживало уже 30 % населения земного шара (из них в Европе около 20 %). «Европейское чудо» стало реальностью. Отныне на протяжении двух веков мир в значительной степени будет зависеть от Европы.
С XVIII в. Европа становится лидером всего мира: её население и экономика растут, развивается капитализм, аграрная революция преображает сельское хозяйство, устанавливаются прочные торговые связи с Азией, Африкой и Америкой.
Это конспект по теме «Европейское чудо» в XVI–XVIII вв. В учебных целях использованы цитаты из учебника «Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс / [А. Я. Юдовская и др.]; под ред. А. А. Искендерова. — М. : Просвещение, 2020». Выберите дальнейшие действия:
Источник