- Вода: строение и свойства
- Физические свойства
- Химические свойства
- Все химические реакции, которые необходимы для успешной сдачи ОГЭ
- Правило 1.1. Взаимодействие простых веществ (металлов и неметаллов) с водой
- Правило 1.2. Взаимодействие оксидов с водой
- Химические свойства воды
- Химические свойства воды
- Химические свойства воды
- ХОД УРОКА
- Критерии оценки ответа у доски
- Критерии оценки домашнего задания
- Критерии оценки диктанта
- Критерии оценки заданий на карточках
- Критерии оценки результатов игры
- Критерии выставления итоговой оценки
Вода: строение и свойства
Вода — строение молекулы, химические и физические свойства. Взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), и со сложными веществами.
Физические свойства
Молекулы воды связаны водородными связями: nH2O = (Н2O)n, поэтому вода жидкая в отличие от ее газообразных аналогов H2S, H2Se и Н2Те.
Химические свойства
1. Вода реагирует с металлами и неметаллами .
1.1. С активными металлами вода реагирует при комнатной температуре с образованием щелочей и водорода :
2Na + 2H2O → 2NaOH + H2
- с магнием реагирует при кипячении:
- алюминий не реагирует с водой, так как покрыт оксидной плёнкой. Алюминий, очищенный от оксидной плёнки, взаимодействует с водой, образуя гидроксид:
- металлы, расположенные в ряду активности от Al до Н , реагируют с водяным паром при высокой температуре, образуя оксиды и водород:
- металлы, расположенные в ряду активности от после Н , не реагируют с водой:
Ag + Н2O ≠
2. Вода реагирует с оксидами щелочных и щелочноземельных металлов , образуя щелочи (с оксидом магния – при кипячении):
3. Вода взаимодействует с кислотными оксидами (кроме SiO2):
4. Некоторые соли реагируют с с водой. Как правило, в таблице растворимости такие соли отмечены прочерком :
Например , сульфид алюминия разлагается водой:
5. Бинарные соединения металлов и неметаллов , которые не являются кислотами и основаниями, разлагаются водой.
Например , фосфид кальция разлагается водой:
6. Бинарные соединения неметаллов также гидролизуются водой.
Например , фосфид хлора (V) разлагается водой:
6. Некоторые органические вещества гидролизуются водой или вступают в реакции присоединения с водой (алкены, алкины, алкадиены, сложные эфиры и др.).
Источник
Все химические реакции, которые необходимы для успешной сдачи ОГЭ
Правило 1.1. Взаимодействие простых веществ (металлов и неметаллов) с водой
1) Щелочные (Li-Fr) и щелочноземельные (Ca-Ra) металлы взаимодействуют с водой при комнатной температуре с образованием щелочи (растворимого основания) и выделением водорода. Например:
2) Магний также взаимодействует с водой, но при сильном нагревании и с образованием нерастворимого гидроксида:
3) Алюминий реагирует с водой, но только если убрать оксидную пленку:
4) Металлы, находящиеся в ряду активности от Zn (включительно) до Pb (включительно), взаимодействуют с парами воды (т.е. при температуре выше 100°С), при этом образуются оксиды соответствующих металлов и водород:
5) Металлы, стоящие в ряду активности правее водорода, с водой не взаимодействуют даже при нагревании.
Cu + H2O → реакция не идет.
6) Из неметаллов с водой реагируют галогены, C и Si при высоких температурах:
Правило 1.2. Взаимодействие оксидов с водой
1) Основные оксиды щелочных и щелочноземельных металлов реагируют с водой при комнатной температуре с образованием соответствующих щелочей:
2) Амфотерные оксиды не реагируют с водой и не растворяются в ней.
ZnO + H2O → реакция не идет.
3) Кислотные оксиды взаимодействуют с водой с образованием соответствующих кислот: P2O5 + 3H2O → 2H3PO4
Только в случае NO2 образуются две кислоты:
2NO2 + H2O → HNO2 + HNO3 и, как следствие, при взаимодействии с щелочами образуются две соли (нитраты и нитриты соответствующего металла):
SiO2 + H2O → реакция не идет.
Источник
Химические свойства воды
Вода окружает нас повсюду, без неё человек не может жить. Мы на каждом шагу встречаемся с собственно водой и с водными растворами (например, морской водой или даже водопроводной). А может ли вода вступать в химические реакции и в каких случаях это происходит? Сейчас мы это и узнаем.
Химические свойства воды
1. Вода при высокой температуре или пропускании тока разлагается на газообразные водород кислород:
2. Вода взаимодействует с активными металлами с образованием гидроксидов и газообразного водорода. К активным металлам относятся металлы первой и второй групп таблицы Менделеева. С щелочными металлами (металлы первой группы) реакции идут довольно активно, поскольку газообразный водород выделяется бурно, поэтому проводить их нужно очень аккуратно. Уравнение реакции между щелочным металлом калием и водой выглядит так:
2К + 2Н2О = 2КОН + Н2
Аналогично протекают и реакции между щелочно-земельными металлами (металлами второй группы) и водой.
3. Вода взаимодействует с менее активными металлами с образованием оксидов и газообразного водорода. Например, цинк при взаимодействии с водой даёт оксид цинка и водород:
Zn + O2 = ZnO + H2
С инертными металлами (в ряду напряжений они стоят после водорода) вода не взаимодействует.
4. Вода взаимодействует с основными оксидами с образованием гидроксидов :
МgO + H2O = Mg(OH)2
5. Вода взаимодействует с кислотными оксидами с образованием кислот:
SO3 + H2O = H2SO4
А ещё воды является чуть ли не главным растворителем. В ней растворяются и газы, и жидкости и твёрдые вещества, причём в зависимости от условий можно получать самые разные растворы. С образованием растворов связано понятие массовой доли растворённого вещества . Понимать, как рассчитывать массовую долю растворённого вещества, очень важно, поскольку в неорганической химии много задач связано именно с этим.
Пишите, пожалуйста, в комментариях, что осталось непонятным, и я обязательно дам дополнительные пояснения. Жалуйтесь на сложности в изучении школьного курса и говорите, что вас испугало в учебнике химии. И тогда следующая статья будет рассказывать именно об этой проблеме.
Источник
Химические свойства воды
8 КЛАСС
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете. |
Антуан де Сент-Экзюпери |
Цели. Изучить химические свойства воды; совершенствовать умение составлять уравнения химических реакций, решать расчетные задачи; сформировать способность к адекватному само- и взаимоконтролю, развить навыки работы парами и индивидуально.
Оборудование и реактивы. Рабочая карта на два человека, карточки-задания, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, видеофильм «Вода»; натрий, кристаллизатор с водой, фенолфталеин (для демонстрационного опыта).
ХОД УРОКА
В начале урока учащимся раздают рабочие карты (одна на парту) и карточки-задания.
Тема урока «Химические свойства воды»
I этап. Проверка домашнего задания
Два ученика у доски приводят решения домашнего задания.
Первый ученик. Какие массы соли и воды необходимо взять для приготовления 500 г 0,9%-го раствора? Такой раствор называют физиологическим и используют в медицине.
Второй ученик. Даны вещества: алюминий, оксид железа(II), серебро, оксид бария. С какими из них будет реагировать соляная кислота? Напишите уравнения реакций и укажите названия образующихся солей.
Критерии оценки ответа у доски
1. Знание материала.
2. Химическая грамотность.
3. Логичность, последовательность и лаконичность изложения материала.
Учитель. Как вы оцениваете ответ ученика у доски? (Спросить мнение одного ученика.) Кто согласен с этой точкой зрения, поднимите руки. (Выявить, какие ошибки были допущены, спросить, нужна ли дополнительная помощь для их устранения.)
Критерии оценки домашнего задания
1. Если задание сделали самостоятельно и без ошибок, поставьте 5 баллов.
2. Если задание выполнено с одной ошибкой, поставьте оценку 4 балла.
3. Если сделали две ошибки, поставьте оценку 3 балла.
4. Если допустили более двух ошибок или домашнее задание не сделали, поставьте прочерк.
Дети проверяют правильность выполнения домашнего задания, сверяя с написанным на доске двумя учениками.
II этап. Химический диктант
Во время оформления домашнего задания на доске весь класс пишет диктант.
Учитель. Напишите формулы следующих кислот:
(Ответы заранее написаны на обратной стороне доски.)
Критерии оценки диктанта
1. Если задание выполнено без ошибок, поставьте 5 баллов.
2. Если допустили одну ошибку, поставьте 4 балла.
3. Если допустили две ошибки, поставьте 3 балла.
4. Если допустили более двух ошибок, поставьте прочерк.
III этап. Объяснение нового материала
К уроку ученики класса приносят выписанные из разных источников высказывания, пословицы, поговорки и стихи о воде.
Учитель. Вода – самое удивительное и самое распространенное природное соединение. Чем глубже ученые постигали природу воды, тем больше убеждались в оригинальности ее поведения, в необычности ее свойств, в ее структурных особенностях, еще не до конца раскрытых. Сегодня на уроке мы познакомимся с химическими свойствами воды.
Просмотр фрагмента из видеофильма «Вода».
Проведение демонстрационного опыта «Взаимодействие натрия с водой».
После просмотра видеофильма ребята приступают к самостоятельной работе по карточкам-заданиям.
Карточка-задание 1
Взаимодействие воды с простыми веществами
1. Составьте уравнения реакций активных металлов при обычной температуре:
(Формулу воды в уравнениях реакций можно записать так: НОН.)
Назовите продукты реакции, укажите тип реакции.
2. Составьте уравнения реакций металлов средней активности при нагревании:
Назовите продукты реакции, укажите тип реакции.
Дополнительные сведения
Вода реагирует с некоторыми неметаллами при высокой температуре:
С + 2Н2О = СО2 + 2Н2.
Карточка-задание 2
Взаимодействие воды с оксидами активных металлов
1. Составьте формулы оксидов и гидроксидов металлов (валентность металлов указана римскими цифрами в скобках):
2. Составьте уравнения реакций соединения оксидов активных металлов с водой:
Назовите продукты реакции, укажите тип реакции.
Дополнительные сведения
В таких реакциях образуются только гидроксиды металлов; водород в отличие от реакции воды с металлом не выделяется.
Карточка-задание 3
Взаимодействие воды с оксидами неметаллов
Оксиды неметаллов при взаимодействии с водой образуют соединения, которые относятся к классу кислот.
1. Составьте уравнение реакции между водой и оксидом серы(IV). При этом учтите, что получившееся вещество – сернистая кислота – имеет формулу, представляющую собой сумму всех атомов, входящих в состав и первого, и второго веществ, взятых для реакции.
Правило. Чтобы правильно составить формулу кислоты, надо сложить число атомов каждого из элементов, входящих в состав оксида и воды. Атомы водорода в формуле кислоты пишутся на первом месте, кислорода – на третьем. Если число атомов каждого элемента делится на два, то производится сокращение и записывается простейшая формула кислоты, например:
2. Составьте уравнения реакций между:
водой и углекислым газом СО2,
водой и оксидом серы(VI) SO3.
Дополнительные сведения
SiO2 (речной песок) с водой не взаимодействует;
Ответы к карточкам-заданиям проверяют у доски, вызывается ученик, который сделал задание первым. Особое внимание обращается на условия протекания реакций.
Критерии оценки заданий на карточках
1. Если вы были внимательны при просмотре видеофильма, усвоили материал, правильно и самостоятельно сделали задание, то поставьте 5 баллов.
2. Если при просмотре видеофильма вы иногда отвлекались, при выполнении задания допустили одну ошибку, то поставьте 4 балла.
3. Если при просмотре видеофильма вы были не очень внимательны и в задании допустили две ошибки, то поставьте 3 балла.
4. Если материал не поняли и в задании допустили более двух ошибок, то поставьте прочерк.
IV этап. Закрепление пройденного материала
Дидактическая игра. В каждой таблице найдите прямую линию – горизонтальную, вертикальную, диагональ, – которая пересекает все три клетки с веществами, взаимодействующими с водой.
Критерии оценки результатов игры
1. Если вы выполнили задание, то поставьте 5 баллов.
2. Если не справились с заданием, то поставьте прочерк.
Критерии выставления итоговой оценки
1. Если все задания выполнены и большая часть на 5 баллов, то поставьте такую же итоговую оценку.
2. Если все задания выполнены, но преобладает оценка 4 балла, то поставьте такую же итоговую оценку.
3. Если большая часть заданий сделана на 3 балла или есть один прочерк, то поставьте оценку 3.
4. Если вы не справились с двумя и более заданиями, то в графе «Итоговая оценка» поставьте прочерк.
Учитель. С какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему? Что понравилось и не понравилось на уроке? Почему?
Выслушать мнение по каждому вопросу одного-двух учеников.
Подвести итог, узнать, сколько получено троек, четверок, пятерок.
ЛИТЕРАТУРА
Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс. М.: Просвещение, 1997;
Иванова Р.Г., Иодко А.Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии. М.: Просвещение, 1988;
Тыльдсепп А.А., Корк В.А. Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1988; Химия в школе, 1991, № 1, с. 30–31;
Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии. 8–9 класс. М.: Просвещение, 1999.
Источник